Пароль: Запомнить меня на этом компьютере От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Кто во вселенной хозяин? Библейская картина мира теоцентрична. В книгах Ветхого Завета Бог предстает как творец вселенной, ее господин и промыслитель, которому подчинены все явления природы. Ему повинуются даже такие силы Хаоса, как Море/Океан, Левиафан, разнообразные морские чудовища, наводившие ужас на древних людей и враждебные им. Как правило, библейские авторы подчеркивают тварный характер этих сил. В частности, в книге Бытия рассказывается о сотворении Богом морей (Быт. 1, 9-10), а также морских змеев, называвшихся по-еврейски словом «танниним» (Быт. 1, 21, в Синодальном переводе «рыб больших»). В 103м псалме говорится о сотворении Гос-подом Левиафана и о Божественном промысле, благодаря которому поддерживается жизнь всех обитателей моря и обеспечивается их пропитание (Пс. 103, 25-30). В некоторых поэтических текстах Священного Писания различные чудовища изображаются как враги Господни, над которыми Он одерживает победу (Ис. 27, 1; 51, 9, Пс. 73, 13-14). В любом случае, библейский взгляд на мир однозначен: царство природы имеет своего царя, которым является Господь Бог. Модель Вселенной, описанная в Ветхом Завете, не только теоцентрична, но еще и антропоцентрична. Человек — существо, созданное Богом. По своему составу человеческая плоть ничем не отличается от плоти животных: все тела были сотворены из праха земного (Быт. 2, 7, 19). Но, согласно Шестодневу, человек был создан после всех тварей на шестой день и стал венцом божественного творения (Быт. 1, 26-31). Кроме того, в отличие от всех остальных существ, он явил в себе образ и подобие Всевышнего (Быт. 1, 27). Человек был призван стать наместником Бога на земле и владычествовать над всеми тварями (Быт. 1, 28). Гимном, воспевающим величие Бога и достоинство человека, является 8й псалом: «Ты… поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!», — такими словами псалмопевец прославляет Бога, возвысившего человека над всем своим творением (Пс. 8, 7-10).

http://aquaviva.ru/journal/ot-proklyatiy...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Враг (Enemy) Мир в Библии полон самых разнообразных врагов. Если бы человек, не знакомый с Библией, приступил к чтению с мыслью, что «религиозная» книга должна быть исполнена высшей духовности, далекой от реалий человеческой жизни, он бы, наверняка, очень удивился. Если бы мы удалили упоминания о «врагах» из всех библейских рассказов, пророчеств, псалмов, притчей, евангелий и посланий, текст оказался бы изрешеченным пропусками и лишился всякого смысла. Наличие врагов представляет собой проблему, решение которой предлагает Бог. В Библии показана, главным образом, история Израиля, поэтому большинство врагов, с которыми мы в ней встречаемся, относятся к врагам Израиля. Враги Израиля – это прежде всего «народы», этнические и национальные группы с разными названиями, но подпадающие под общую категорию язычников, то есть неизраильтян. Это идолопоклонники, противящиеся Израилю и Богу Израиля. Даже когда мы видим личных врагов, например, в псалмах, они напоминают национальных врагов Израиля. Рисуя библейский облик врага, мы можем говорить о врагах личных и национальных. Но самое большое различие проводится между врагами во плоти и духовными врагами, и образ последних более полно раскрывается в Новом Завете. Поведение врага . Какими Израиль видел своих врагов? Враг исполнен ненависти ( Втор.30:7 ), поношений ( Пс.54:13 ), проклятий ( Чис.23:11; 24:10 ), злобы ( Втор.32:27 ) и злоречия (сатана, 1Тим.5:14 ). Он злорадствует, когда одерживает победу ( Плч.2:17 ; Мих.7:8 ) и полон бахвальства ( Исх.15:9 ; Пс.12:5 ). Враг причиняет Израилю страдания и стеснения ( Втор.28:53, 55, 57 ). Он окружает Иерусалим и осаждает его ( 3Цар.8:37 ; Лк.19:43 ), разрушает и попирает святилище Господа ( Пс.73:3 ; Ис.63:18 ), грабит сокровищницу Иерусалима ( Плч.1:10 ) и проникает во Святое-святых храма, создавая «мерзость запустения» (напр., Дан.9:27 ). Затем, завладев Иерусалимом, он дерзко восклицает: «А! а! и вечные высоты достались нам в удел» ( Иез.36:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и 2 «царских» псалмов - 19-го и 20-го (содержащих слова:             и          ), Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращенной сугубой ектении (Часослов. С. 38-43); во время Д. священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что Д. впервые появилось в т. н. имп. мон-рях, ктиторами к-рых были визант. василевсы ( Mateos. 1961. P. 201). Однако наиболее ранние свидетельства о Д. сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы ( Petit. 1900. P. 73-74) и Богородицы Евергетиды ( Gautier. 1982. P. 27) посл. четв. XI в.- эти мон-ри не были императорскими, хотя и получили определенные привилегии от визант. государей. Согласно Типикону мон-ря Богородицы Елеусы, Д. начиналось с Трисвятого, за к-рым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном Ταχ προκατλαβε (    ), 24-кратное «Господи, помилуй» . Возможно, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохр. в слав. переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй» ( Слива. 1999. С. 94). В Типиконе мон-ря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс 19 здесь указан и Пс 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (может быть, установление этого священнодействия во время Д. было связано с влиянием песненного последования , т. е. кафедрального обряда К-поля, согласно к-рому в конце совершавшейся в нартексе 1-й ч. утрени (ее можно сопоставить с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к Д.) иерей кадил весь храм; см.: PG. 155. Col. 641); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет Д. и в др. Типиконах, основанных на Евергетидском, напр. в Типиконе мон-ря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) сер. XII в. ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 24; по неясной причине Пс 19 упом. здесь после тропарей) и в Типиконе мон-ря Хиландар, составленном свт. Саввой Сербским во 2-й пол. XII в. ( 1928. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/171521.html

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви 4 февраля 2011 г. 14:50 Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II.1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и людей. Подобное противление Творцу разрушает установленный Им порядок мироздания, приводит ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения. 1. Богохульство и клевета: церковный взгляд В церковной традиции под богохульством понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета (напр. Лев. 24, 15; Пс. 73, 18). О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр. Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1). Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19), понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его святого имени, но и всякое отпадение от веры. Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений. Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни. Одна из форм богохульства это клевета на Церковь как Тело Христово, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В то же время клевета, как заведомо ложные обвинения в не совершенных преступлениях или безнравственных поступках, есть грех против правды, разрушительный для Богом установленного вселенского порядка. В других случаях понятие клеветы, многократно встречающееся в текстах православной традиции, понимается как грех против ближнего (Рим. 1, 30; 2 Кор.12, 20; 2 Тим. 3, 3).

http://patriarchia.ru/db/text/1401898.ht...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Ночь (Night) Если считать случаи употребления как в единственном, так и во множественном числе, в Библии содержится более трехсот упоминаний о ночи. Примерно в сотне стихов говорится о дне и ночи для выражения мысли о двадцатичетырехчасовом периоде или о непрерывном интервале, охватывающем несколько дней. В еще одной группе образов ночь приравнивается к тьме в контекстах, когда ее ассоциативная связь со тьмой имеет решающее значение. Помимо этих образов, у ночного времени в Библии есть еще целый ряд значений. Будучи дополнением дня, ночь являет собой часть созданного Богом порядка для управления жизни людей и природы. Тема дня и ночи, сменяющих друг друга, занимает видное место в рассказе о сотворении мира и выражается, в частности, в повторяющейся формулировке: «И был вечер, и было утро: день...» ( Быт.1:5–31 ). Сотворенные Богом, день и ночь принадлежат Ему ( Пс.73:16 ), но они существуют для блага всего творения. В Пс.103:19–23 чередование дня и ночи изображается как упорядочивающий принцип для людей и животных, как части суточного цикла, по которому мы живем. В этой схеме день и ночь – не противоположности, как свет и тьма; напротив, они части гармоничного цикла. В качестве части этого цикла ночь символизирует прекращение работы, равно как день связывается с активной работой. Например, в притче Иисуса работники в винограднике работали днем, а плату получили вечером ( Мф.20:1–16 ) – такую взаимосвязь в английской поэзии выразил Джон Мильтон в сонете о своей слепоте («Когда я думаю, как потрачен мой свет...»). Незабываемым этот образ делает афоризм Иисуса: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин.9:4 ). В рамках образа ночи как половины суточного цикла, предоставляющей людям время для жизнедеятельности, во многих библейских местах на ночь указывается просто как на время, когда происходят какие-то вещи. Некоторые из них вполне заурядные – например, сон, оказание гостеприимства путникам или половые отношения ( Быт.19:34–35; 30:16 ). Но столь же многочисленны упоминания о сверхъестественных делах, случающихся ночью. Библейским архетипом предстают ночные явления Бога с откровением людям (напр., Иакову, Самуилу, Нафану, Соломону, Даниилу и Павлу). Ночь связывается также с видениями, имеющими для людей важное значение (около десятка случаев). Ангелы являются по ночам ( Лк.2:8–14 ; Деян.5:19; 12:7; 27:23 ), и Иисус ходил по морю ночью ( Мф.14:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Чудо для каждого из нас 19.04.2012 454 Время на чтение 6 минут Церковный календарь полон праздников и торжественных событий. Но ни одного дня в году не ждут так верующие, ни к одному так тщательно не готовятся, к Пасхе - «Праздников празднику и Торжеству из торжеств». О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. - Владыка, а почему именно Пасха является самым важным праздником, а, например, не Рождество, ведь в этот день Господь приходит в мир? - В современном мире наибольшей ценностью является жизнь, поэтому Рождение Христа понятнее современному человеку. А для человека верующего во Христа путь по этой временной жизни является испытанием, своего рода экзаменом. Он приходит в этот мир, чтобы достойно прожить и наследовать жизнь вечную. И поэтому Пасха - победа Христа над грехом и смертью, дающая возможность спасения каждому человеку, - отмечается с особой радостью и торжеством. Пасха Христова есть центр истории, все чаяния человечества до пришествия в мир Спасителя были связаны именно с ожиданием этого явления. Пасха стала центром, к которому человечество шло на протяжении тысячелетий и с которым связана теперь вся его история. В Псалтири мы читаем: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли (Пс. 73, 12). Даже само место, в котором произошло это историческое событие, становится знаменательным и почитаемым. На Кресте в Иерусалиме произошло событие мирового масштаба, которое изменило мир, дало Богу возможность приобщить человека к вечной жизни, изменить тот страшный порядок господства греха и смерти, которое воцарилось в результате человеческого грехопадения. Христос называется новым Адамом, Он Бог и человек одновременно. Пришествие Богочеловека в этот мир и Его Воскресение - это основа христианской веры. Недаром апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 17-19). Секулярный же мир готов увидеть во Христе человека, праведника, учителя нравственности, но не Бога, потому что это влечет за собой необходимость следовать за Христом и меняться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

«Я – странник». Разговор со священником-иезуитом Станиславом Помыкалой. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ «Я – странник». Разговор со священником-иезуитом Станиславом Помыкалой 08.09.2022 11:50 Версия для печати Фото: catholicnews.by В Варшаве 3 сентября на 73-м году жизни скончался священник-иезуит Станислав Помыкала, много лет служивший в России и Белоруссии. В память о нем публикуем его беседу с настоятелем Витебского прихода св. Владислава Виктором Жуком, SJ. «…по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного» (Пс 68) – Отец Станислав, в этом году в праздник Пресвятой Богородицы, Матери Общества Иисуса (22 апреля), вы отпраздновали 35-летие ваших торжественных обетов. Интересно, что в этом же году, в январе, вам исполнилось 70 лет: юбилей разделяет вашу жизнь на две равные части – до и после обетов. Расскажите про ваш путь призвания как иезуита и священника.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ПЛОТЬ (БЛУДНАЯ СТРАСТЬ) Чем побеждается и умерщвляется плоть Вы пишете, что делаете сие для умерщвления плоти, т. е. хотя победить ее против вас свирепство; то на сие послушайте св. Иоанна Лествичника из 15 Степени от лица плоти к душе ответствие: «ежели ты крайнюю мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки; если пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги, так что далее шествовати не возмогут; ежели прилепишься к послушанию, то тем самим меня разрешишься; аще снищешь смиренномудрие, то тем отсечешь главу мою»; а еще великий старец Апполлос утешал брата, боримого плотскою страстию, сими словами: «не отчаивайся убо о толицем раждежении, еже не толико человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием»; но надобно знать, что сильная брань сия попускается более за гордость. О чем св. Исаак Сирин и многие святые отцы нас научают. Ибо естественное оное в нас раждежение не может победить нашего произволения без прилогов сих: гордости, осуждения других, чревоугодия и чрезмерного покоя; гордость не разумейте светскую, но духовную… она может укрыться от самого имущего оную (I, 73,155–156). Носить вериги для умерщвления плоти святыми отцами не одобряется Средство, употребленное тобою к укрощению плоти, рассудительными отцами не одобряется. У вас должна быть книга «Восторгнутые класы в пишу души»; там прочти у преподобного Симеона Евхаитского на 212 странице о сем, как он советует избегать превосхождений и оскудений, и о железоношении… А о средстве к побеждению плоти прочти у св. Иоанна Лествичника в конце 15 Степени: «познание своей немощи связывает ей руки, воздержание связывает ноги, послушание освобождает от оной, а смирение отсекает ей главу». Покойный о. Леонид со многих, носивших железа, снял оные, ибо пользы не приносят, а только тщеславие умножают, и прочие страсти оставляют не уврачеванными, и слова укоризненного не переносят. И мой тебе совет оставить сие, не телоубийцами, а страстоубийцами мы должны быть, учит св. Иоанн Лествичник . Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ) (III, 19, 71). Читать далее Источник: Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского/[Сост. архимандрит Иоанн (Захарченко)]. - Козельск : Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1997. – 831 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Седмица 30-я по Пятидесятнице Понедельник. О Новом Завете Мк.8:11–21 Евр.8:7–13 Пророк Иеремия за семь веков до Рождества Христова возвестил Божьему народу: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской». Он обещал, что Новый Завет будет более совершенным. В Ветхом завете Бог просто «взял их за руку». О Новом же сказано: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, и они будут моим народом». Обычно более совершенное доверяют тем, кто выполнил предыдущее, менее совершенное. А тут – наоборот: более совершенное дается именно «потому, что они не пребыли в том завете Моем»! Еще Господь говорит: «дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное. И дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим» ( Иез.11:19 ). И опять – вопрос: почему Бог не сделал этого в Ветхом завете? Почему еще тогда не вложил законы им в мысли и не написал «на сердцах их»? А почему удастся сделать это теперь? Разве люди стали совершеннее? Вот, даже ближайшим ученикам Он говорит: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? Имея уши, не слышите»? Что же такое совершит Бог, если после этого даже «не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа»? Почему вдруг «все, от малого до большого, будут знать» Бога? А произойдет вот что: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более». Не добьется Господь усвоения и выполнения первого, Ветхого завета, но простит все, что не выполнили, и даст новое, более высокое. Но как можно простить то, что ребенок не выучил в первом классе, и перевести его во второй? Но у Бога все совсем по-другому. Для Него простить грехи и неправды, простить непослушание, – не значит просто махнуть на все рукой. Это значит – Самому выполнить послушание, причем, «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Таким образом, мы снова и снова возвращаемся к Кресту, который воздвигнут «посреди земли» ( Пс.73:12 ), пред лицем всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Палестина издревле славилась своими лесами. Об этом свидетельствуют боговдохновенные писатели св. книг ветхого завета, видевшие сию землю в те дни, когда на ней царствовало благочестие и почивало благословение Божие; об этом же упоминают и писатели-путешественники, посещавшие Палестину в различные времена оскудения ее физической красоты и силы. Священные писатели говорят об обилии лесов в Палестине часто общими выражениями. Пророки, описывая красоту и величие растительности св. земли, то именуют сию землю: «землею масличия, идеже виногради, смокви, шипцы» ( Втор.8:8 ), – то упоминают вообще о лесах и «дубравах ( Втор.19:5 ; 2Пар.27:4 ; Пс.28:9 ; Пс.73:5 ; Пс.82:15 ), Исаии ( Ис.10:18 ; Ис.21:13 ), о чащах и древах дубравных» ( Ис.9:18 ; Пс.95;12 ), а также о «полях и зверях дубравных» ( Пс.131:6 ; Пс.49:10 ; Пс.103:20 ). Было время: Израиль нечествовал и ставил себе богов «под всяким древом чащным», садил «дубравы на всяком месте высоце» ( 3Цар.14:23 ; 4Цар.17:10 ; Иез.6:13 ). Еще чаще св. писатели именуют каждый лес порознь. Так, во времена Иисуса Навина ( Нав.17:15 ) были леса в земле Ферезеев и Рефаимов, занятой вскоре Израильтянами; мы находим в Св. Писании упоминание о «чаще» ( Быт.22:13 ) 2 , вблизи которой Авраам приносил Исаака, сына своего, в жертву; о «дубраве Мамврийской» ( Быт.23:17,18 ) 3 , где тот же патриарх благолепно принял и угостил, в виде земных, небесных посетителей: «о лесе» на горе Ефремовой ( Нав.17:18 ) 4 и на горе Селмоне ( Суд.9:48 ). При царях Израильских и после их, кроме леса на горе Ефремовой, были леса при Раме, при Веофиле, на горе Кармиле, около Иерихона, по берегам Иордана, на горах Зиф, Васанских и на южной оконечности Палестины «Долина Вифлеемская, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , в недавние еще годы была лесиста». Присовокупим к тому, что обильные и дорогие леса находились и у народов, ближайших к Палестине. Так еще, во времена царей Израильских и позднее, был лес на Ливане принадлежавший Финикианам ( 3Цар.5, 6, 10 ; 4Цар.19:23 ; Ис.2:13 ; Ис.10:34 ), и дубравы, принадлежавшие Ассирианам ( Мих.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010