3. Внешний вид, телесный состав и свойства падших духов. Святой Макарий Великий говорит , что ангелы имеют образ и вид, подобно как душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, как ангела, так и души, есть образ и вид внешнего человека в его теле. Тот же угодник Божий замечает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей, всё же тела. По данным св. Игнатия Брянчанинова : «…они тела тонкие, эфирные, так как напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы… Ангелы, подобно душе, имеют: члены, голову, очи, уста, перси, руки, ноги, волосы – словом, полное подобие видимого человека в теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых Ангелов; отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между людьми». Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием в себе зла. Это отразилось и на их внешнем виде. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них змеем [ Апок.12:9 ]. «Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе» [ Пс.73:19 ]. «Естественный вид их ужасно страшен и неблаголепен, так видел Иов диавола безобразным чудовищем, и изобразил его страшною живописью слова» [ Иов. 39–42 ]. Св. Писание указывает, что демоны имеют те же чувства, какие имеет человек: зрение, слух, обоняние; оно приписывает им способность говорить; падшим духам приписывает недостатки падшего человечества, немоту и глухоту. Сам Господь назвал одного из демонов глухим и немым. «Дух глухой и немой, — сказал ему Господь, — Я тебе повелеваю» [ Марк.9:25 ], и глухой дух, не слышавший голоса св. Апостолов и не подчинявшийся их повелению, услышал голос Бога, и немедленно, страшно мучаясь и мыча, исполнил повеление Божие. При другом исцелении человека, одержимого бесом, Евангелие говорит, что этот бес был нем [ Лк.11:14 ]. Вещество, из которого состоят духи, гораздо более тонкое, чем вещество тела человеческого, именно по этой причине, по мнению св.

http://sueverie.net/lyudi-i-demony-svyas...

В 1887 и 1891 гг. под председательством П. П. прошли 1-й и 2-й всероссийские съезды миссионеров в Никольском единоверческом монастыре. И. С. Лесков , автор первого исследования о П. П. (в статье «С людьми древнего благочестия», впервые опубликованной в 1864), и Ф. М. Достоевский высоко оценивали просветительскую деятельность П. П., а также Голубова, вслед за своим наставником перешедшего в единоверие и основавшего типографию в Пскове. Ист.: Кашменский С. Н., прот. Из беседы о расколе с о. архим. Павлом Прусским и крестьянином И. П. Ламакиным//Вятские ЕВ. 1880. 8. Отд. духовно-лит. С. 192-205; Указатель к Собр. соч. архим. Павла. М., 1880; Королишковской единоверческой церкви свящ. В. С. Дарендова повествование о том, как жил и что видел, будучи беспоповцем федосеева согласия, и как Божиим милосердием приведен к соединению со святою соборною апостольскою Церковью//Братское слово. 1883. 7. С. 324-344; 8. С. 394-411; Прокопий, иером. Воспоминание о переходе о. Павла в православие и о своем присоединении к св. Церкви. М., 18862; Хахалкин П. М. Мое откровенное повествование о жизни в расколе и по выходе из раскола//Братское слово. 1891. 18. С. 590-605; 19. С. 664-693; К юбилею о. архим. Павла//Там же. 1893. 8. C. 644-648; Празднование 25-летия со дня присоединения к правосл. Церкви архим. Павла. М., 1893; Варлаам (Коноплёв). Автобиография//Пермские ЕВ. 1894. 12. С. 225-240; Ивановский Н. И. Памяти о. архим. Павла, настоятеля Московского единоверческого мон-ря//ПС. 1895. Ч. 2. 6/7. С. 242-255; Колосов Н. А., свящ. Архим. Павел Прусский: [Некр]. М., 1895; Субботин Н. И. Архим. Павел//ПрибЦВед. 1895. 18. С. 636-639; он же. Памяти в Бозе почившего отца архим. Павла//Братское слово. 1895. 8. С. 509-523; Субботин Н. И. Первые 12 лет служения Церкви борьбою с расколом: (Переписка с архим. Павлом за 1867-1879 гг.). М., 1901; он же. Еще 15 лет служения Церкви борьбою с расколом: (Моя переписка с архим. Павлом за 1879-1895 гг.). М., 1902. Вып. 1: 1879-1885 гг.; 1904. Вып. 2: 1886-1895 гг.; Опочинин Е. Н. Отщепенец: Страница из быта глаголемых старообрядцев//ИВ. 1898. Т. 73. 8. С. 520-537; Филиппов Т. И. Три замечательных старообрядца. СПб., 1899; Веселовский М., свящ. Воспоминания об о. архим. Павле Прусском//ДЧ. 1899. Ч. 3. 10. С. 251-256; 1900. Ч. 1. 1. С. 156-160; Цветков В. П., свящ. Воспоминания об о. архим. Павле Прусском//Там же. 1904. Ч. 2. 8. С. 639-652; Д[оброволь]ский Н. И. Из воспоминаний об архим. Павле Прусском (1892-1895 гг.)//Там же. 1906. Ч. 3. 9. С. 87-109; 10. С. 194-204; 11. С. 404-411; 12. С. 513-522; Максимов Х. К., прот. Воспоминание о последних днях о. архим. Павла Прусского//ВиЦ. 1907. Кн. 4. С. 564-577; Кельсиев В. И. Исповедь//Лит. наследство. М., 1941. Т. 41/42. С. 329-335, 456; Лесков Н. С. С людьми древлего благочестия//ПСС: В 30 т. М., 1996. Т. 3. С. 482-588.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

Зд. и далее 8 стр. цв. иллюстраций сластей впадшыя: благословен Бог отец наших” 65 . В древнерусской письменности было распространено Слово о крестном древе, приписываемое святителю Григорию Богослову 66 . В Священном Писании неоднократно между названиями разных растений называются породы, из которых состояло орудие страданий Христа. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс 91:13). В русском тексте Библии читаем: Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа (Ис 55:13). Но сосна, то есть певк, ни разу не называется в Библии и в гимнографии. В Минейных богослужебных текстах встречается только кедр и кипарис, их качествам уподобляют святых угодников Божиих. Подвижники Студийского монастыря в Константинополе характеризуются, “аки кедры в Ливане или финики, посреде рая Божия процветши” 67 . В службе Собору Радонежских святых говорится о преподобном Сергии: “Яко кедр, иже в Ливане, умножишася сподвижницы и ученицы твои и прославишася в добродетелех” 68 . Праведный Иоанн Русский: “Яко финикс процвет, благодати тезоименне, сладостию плодов услаждеши чувства верных, яко кедр несокрушим, явлься бурею напастей и искушений” 69 . Родоначальник болгарского монашества преподобный Иоанн Рыльский (†946; пам. 18 авг.): “Иже в Ливане кедру уподобился еси, добродетели божественныя преумножив, и, яко древо насадився при исходищих воды живыя, осеняеши ныне недужных благодатию” 70 . Из трёх названных пород Креста на Руси кроме сосны росло кедровое дерево и с некоторыми русскими обителями связано интересное явление — устроение монастырских кедровых рощ 71 . Устремлённость вверх и благоуханность древесины кипариса являются теми качествами, которые используются гимнографами в богослужебных текстах для прославления святых угодников. В службе преподобному Макарию Римлянину Новгородскому († втор. пол. XVI в.; пам. 19 янв.) говорится о нём: “Яко кипарис высоковерхий, возрасл еси, преподобне Макарие, в пустыни блатней и неплодней и плодоношении духовными прославился еси в ней, яко истинный угодник Христа Бога” 72 . О преподобном Мефодии Песношском († XIV в.; пам. 14 июня) говорится, что он, как “кипарис высоковерхий, возрасл еси… в пустныни неплодней” 73 . Мощи святителя Филиппа Московского сравниваются: “…яко солнце, от земных недр возсияша честныя твоя мощи, святителю, яко кипарис мироуханен благоухают поющих Господеви” 74 . В службе святителю Ипатию Гангрскому († ок. 326; пам. 31 марта) прославляется сам иерарх и рака его святых мощей: “Яко шипок, яко крин священный сладковонен, Святителю, яко кипарис, яко миро божественно и благовонно, рака твоя благовонствует чудесы, злосмрадныя недуги отгоняющи, священномучениче всечестне” 75 . Святой Василий Московский Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) в своих подвигах процвёл, “яко кипарис, посреде земли Российския” 76 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Как величайшее творение Божие, человек с самого начала обладал свободной волей, то есть мог свободно выбрать добро или зло, угодное Богу или неугодное Ему. Соблазненный диаволом, человек в конце концов выбрал последнее и совершил грех. Этот грех Адама состоял, во-первых, в непослушании заповеди Божией (О Рае VI.30; Письмо 63.14), во-вторых, как и у диавола, в гордости, стремлении стать как Бог (Письмо 73.5), наконец, в-третьих, в предпочтении чувственного духовному, низшего высшему (О Рае II .11). Последствия грехопадения, или преступления, были губительны для человека. Он как бы утратил данный ему изначально образ Божий и вместо него облекся в земной облик (Шестоднев VI.42). Вместе с тем человек лишился Божественной благодати, которую имел от Божественного вдохновения. Ум его обнажился Божественного, подчинился чувственному, извратился, и человек стал нуждаться во множестве внешних покровов (Письмо 63.14). Кроме того, человек, нарушив заповедь Божию, стал виновен пред Богом, подпал под справедливый смертный приговор и стал смертен (Апология пророка Давида другая III .19). Грех (vitium) укоренился в его природе, которую заразила вина (culpa, Там же), так что способность не грешить стала выше человеческой природы (Толкование на Пс I.22). Условия существования человеческого рода и его природа из чистого состояния снизошли в худшее (Письмо 34.14). Наконец, человек попал в зависимость от диавола, воспользовавшись его советом и дав ему своего рода долговую расписку (О Товии IX .33). Грехопадение человека отразилось и на внешней природе, исказило ее первозданный вид, внесло в нее расстройство и оскудение (Шестоднев III.45). Все эти последствия грехопадения от прародителя вместе с грехом (peccatum) и виной за него (culpa) перешли на всех его потомков: “Погиб Адам, и в нем все погибли, ибо через одного грех перешел на всех”, — так истолковывает святитель Амвросий слова Апостола (Толкование на Лк VII.234; О Товии XXIII .88). Грех Адама стал наследственным. Как магнит, притягивая к себе железные опилки, намагничивает их, так и грех от первого человека передался всем остальным (Письмо 34.14).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Пс.73:18 .  Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. «Помяни сия». Создатель столь многих и великих тварей, сотворив все сие, говорит Пророк, «помяни сия», то есть, помяни «сонм егоже стяжал еси исперва». Ибо к сему придал Пророк и следующее: «Враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое», то есть, не на нас обрати взор, но на хулы неприязненных. Пс.73:19 .  Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда. «Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе». Не просто о всех умоляет пророческое слово, но просит благ исповедающим Божественное имя. Зверями же называет жестокость врагов. «Душ убогих Твоих не забуди до конца». Убогими могут быть названы смиренномудрые. Ибо: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное» ( Мф.5:2 ). Пс.73:20 .  Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия. «Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий». Ибо у не насладившихся блистанием света Твоего, но возлюбивших тьму неведения, домы исполнены беззакония и следующаго за оным наказания, то есть, они преданы всякаго рода бедствиям, потому что предпочли тму. Пс.73:21 .  Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое. «Да не возвратится смиренный посрамлен». Умоляем о том, чтобы нам не остаться не получившими просимаго и не быть отосланными со стыдом. «Нищ и убог восхвалита имя Твое». Имеющие нужду в Твоей помощи и сподобившиеся оной, обыкновенно приносят Тебе песнопение. Пс.73:22 .  Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного; «Востани, Боже, суди прю Твою; помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день». Весьма прилично Пророк переменил местоимение. Не сказал: «прю мою», но говорит: «прю Твою»; то есть, я законно потерпел это, а они отважились на многия хулы против Тебя. Пс.73:23 .  не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается. «Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну». И здесь гордыню врагов поставляют в некоей связи с собственным своим лицем, умоляя сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися ( Пс. 87:2–3 ). Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз ( Пс. 85:1 ). Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя ( Пс. 89:11–13 ). Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не отврати лица Твоего от мене; воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое; воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася ( Пс. 101:2–4 ). Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене заповеди Твоя ( Пс. 118:18–19 ). Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя ( Пс.118:28–29 ). Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих ( Пс. 118:27 ). Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему ( Пс. 118:34–37, 41 ). Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя ( Пс. 118:58, 64 ). Благости и наказанию, и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах ( Пс. 118:66 ). Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим ( Пс. 118:68 ). Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим ( Пс. 118:73 ). Буди же милость Твоя да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть ( Пс. 118:76–77 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Многие из псалмов содержат указания музыкального или богослужебного характера; в тексте некоторых указывается совершаемый одновременно ритуал (Пс 19/20; 25/26; 26/27; 65/66; 80/81; 106/107; 115/116; 133/134; 134/135). Эти псалмы, а также Пс 47/48; 64/65; 94/95; 95/96; 117/118 явно читались в храме. “Песни восхождения” (Пс 119/129–133/134), а также Пс 83/84 были песнопениями паломников к святилищу. Этих примеров — мы привели лишь наиболее однозначные — достаточно для того, чтобы показать, что многие псалмы, в том числе и “личные”, были сложены для храмового богослужения. Другие же если и не были предназначены для этого изначально, то по меньшей мере приспосабливались для этой цели, например, путем присоединения к ним хвалы Богу (Пс 124/125; 127/128; 128/129). Тем самым в общем и целом связь псалмов с богослужением и богослужебный характер Псалтири неоспоримы. Однако у нас нет сведений, на основе которых можно было бы определить сам ритуал или праздник, во время которых звучали бы псалмы. Еврейское надписание Пс 91/92 предназначает его на день субботний, а греческие надписания Пс 23/24; 47/48; 92/93; 93/94 распределяют эти псалмы по другим дням недели. Пс 29/30 (согласно еврейской надписи) применялся при празднестве освящения храма, а Пс 28/29 (согласно надписи греческой) пелся на празднике кущей. Эти данные, возможно, не изначальны, но они, как и точные указания, сделанные евреями, свидетельствуют о том, что Псалтирь была книгой храмовых и синагогальных песнопений, прежде чем стала книгой песнопений христианской Церкви. Авторство и время написания Вступительные надписи приписывают 73 псалма Давиду, 12 — Асафу, 11 — сынам Кореевым и отдельные псалмы — Ефану, Езрахиту, Моисею и Соломону. 35 псалмов таких указаний не содержат. Надписания греческого перевода не всегда совпадают с еврейскими и приписывают Давиду 82 псалма. Другие дополнительные расхождения выказывает сирийский перевод. Надписания псалмов первоначально не имели целью назвать автора. Еврейские формулировки всего лишь обозначают, что псалом имеет некоторое отношение к названному лицу либо потому, что содержание соотнесено с ним, либо потому, что он включен в сборник, составленный под его именем.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Чему и причину дает, глаголя, что Бог дал солнцу силу и свойство освещать землю. Ибо, положив солнце, присовокупляет утренний свет или зарю, яко некую колесницу, на которой исходит солнце. А в сем порядке, понеже ясно просиявает ни с чем несравненная Божия благость к смертным: сего ради Пророк не без причины берет отсюду случай к упованию. Сюда относятся и следующия слова о пределах земли, и о попременном возвращении лета и весны. И хотя не известно, какие пределы разумеет, то есть, общие ли концы земли, протязающиеся от востока до запада и от севера до юга, или особенные, которые разделяют одну страну от другия: однако не меньше тем проявляет Божие благодеяние, показывая, что Бог всем народам назначил известные пределы для их жительства. А попременное последование весны и лета ясно доказывает, коль милосердо предусмотрел Бог нужды человеческия. Отсюду благоразумно заключает Пророк, что Господь, яко всеобщий Отец и домовладыка, не оставит явить отеческия милости к овцам пажити Своея. Пс.73:18 . Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя твое. Описав силу и всемогущество Божие, и тем ободрив сердца благочестивых, обращается паки к молитве и просит, дабы Господь удостоил воспомянуть, како враг похулил Его, яко немощнаго и безсильнаго. Впрочем слова стиха сего и прочих последующих даже до конца псалма приспособлены, как кажется, к гордости Антиоха, о котором, между прочим, творец Маккавейских книг повествует, что он от гордости своея мечтал соделать землю плавательну, а море пешеходно положить ( 1Мак. 1 ). Сего ради Псаломник прилично глаголет: помяни сия, како враг (Антиох) поноси Господеви, и как людие его безумнии раздражиша имя Твое? Пс.73:19 . Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе: душ убогих твоих не забуди до конца. Пс.73:20 . Призри на завет твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Пророк употребляет здесь весьма приличное подобие, сравнивая душу безсильныя и робкия горлицы, сиречь церкви, с сильным и лютым зверем, каков был Антиох, или Навуходоносор, и воинство их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Он дает нам видеть и возношение нечестивого выше кедров, и обращение его в ничтожество; если только смогли мы скорой и непреткновенной ногой пройти мимо его нечестия. Кто же из поведающих дела Божии воспоет, как должно и поведает это? «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его» ( Пс.105:9 )? Какой голос, какой дар слова будет соразмерен этому чуду? «Кто сокрушил оружие и меч и брань» ( Пс.75,11 )? Кто «сокрушал головы змиев в воде»? Кто «дал того в пищу людям» ( Пс.73:13–14 ), которым и предал его? Кто превратил бурю в прохладный ветер? Кто сказал морю: «умолкни, перестань» ( Мк.4:39 ), «здесь предел надменным волнам твоим» ( Иов.38:11 ), и потом быстро усмирил воздымавшиеся и кипевшие воды? Кто даровал власть «наступать на змей и на скорпионов» ( Лк.10:19 ), которые не тайно уже блюдут пяту, как изречено в осуждении, но явно восстают и подъемлют главу, осужденную на попрание? Кто сотворил «суд и правду» ( Ам.5:7 ), сотворил так неожиданно? Кто не оставил навсегда «жезла нечестивых» (могу ли смело сказать «над жребием праведных» ( Пс.124:3 )? – или выразиться скромнее?), над жребием ведающих Его? Ибо мы были не как праведные преданы (немногим, и притом редко, дается, чтобы они, как мужественные подвижники, посрамили искусителя), но как грешные осуждены, и потом милосердо и отечески помилованы; осуждены, чтобы пораженные уцеломудрились, и вразумленные к нему обратились. Он обличил нас, но не «яростью»; наказал, но «не гневом» ( Пс.6:12 ); тем и другим, и напоминанием, и снисхождением явил Свое человеколюбие. Кто сотворил «мщение над народами, наказание над племенами» ( Пс.149:7 )? «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» ( Пс.23:8 ). Одно нахожу место, один стих в некотором отношении сообразный настоящему торжеству. Его прежде нас возгласил Исаия, и он весьма приличен нынешнему времени, соответствует величию благодеяния. «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду» ( Ис.45:8 ); «веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости» ( Ис.49:13 )! Ибо и все твари и небесные Силы разделяют наши чувствования (присовокупляю это от себя) даже при событиях, подобных настоящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

«Забывающие Бога народы» – это знавшие и забывающие: иудеи и бывшие христианские народы. И те и другие держат имя Божье на устах, они «говорят, но не делают» ( Мф.23:3 ), они «поднимают имя Божье впустую» – в нарушении Третьей заповеди, они не «несут» имя Божье в своей исторической жизни 72 . Для «народов», что «Бога забывают», остается предостережение, что если Бог «забывает» человека, тогда обителью человека (страшнее – народа) будет Шеол: «да обратятся нечестивые в ад». По обращению сердца – по сердцу и обитель. Такому вечному и в вечности забвению от Бога противопоставлено попечение о смиренных и нищих: Пс.9:19             Ибо не навсегда забыт будет нищий,             ожиданье смиренных [не] погибнет навсегда 73 . Если не навсегда, то на время «нищий» ощущает, что он Богом забыт. «Нищий» эвйон – это тот, кто «нуждается» (ава), реально чего-то «хочет». Беда, если человек Богу не «нищий». Тогда он может услышать от Бога: «Израиль не нуждается во Мне» ( Пс.81 /80:2) . И напротив, «блаженны нищие духом», потому что нужду нищего по Боге Тот не оставит. Но почему на время «нищий» ощущает, что он Богом «забыт»? Для поддержания нужды, чтобы нуждался – и был «блажен». Нищий духом имеет особую надежду – это сила терпеть и ждать. «Надежда» бывает трех родов: 1) «упование» как поиск убежища и спасения (глагол хаса; Пс.2:12 ); 2) " надежда« с «уверением» (глагол батах; Пс.4:6 ; Пс.9:11 ); 3) «ожиданье» тиква – это сила «ждать» (кава). Нищий по Богу имеет такую надежду, «ожидание смиренных» (ст.19) – умеет терпеть и ждать. Пс.9:20             Восстань, Господи, да не крепится человек;                         да судятся народы пред лицом Твоим. «Да не крепится человек» пред Богом – это оппозиция всякому гуманизму и предостережение народу Израиля. Гуманизму – поскольку он объявляет, что человек самодостаточен и есть сам по себе высшая ценность. Предостережение Израилю – поскольку имя «Израиль» амбивалентно. В книге Бытие (32:25–31) рассказывается о встрече «лицом к лицу» Иакова с Богом, во время которой Иаков получил имя «Израиль» 74 . В состав имени входит глагол сара – он применяется исключительно к описанию этого события. Его примерные значения – «крепиться, упорствовать» (LXX: νισχω μετ τινος – укрепляться с кем-л.). От двух слов – бороться (сара) и Бог (Эл) – происходит имя ИсраЭл: Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010