3 . Установив при богослужении пение и музыкальное исполнение свящ. песней, Давид составил для этого различные псалмы; но, при наиболее выдающихся обстоятельствах своей или народной жизни, он и, по его примеру, другие псалмопевцы составляли новые песни Господу ( 2Цар.22:1; 19:1 ; Пс.148:9–10 ; ср. Сир.47:9–10 ), которые, в случаях радостных, исполнялись с особенной торжественностью стройным хором певцов и музыкантов, с громкими восклицаниями всего народа ( 2Пар.15:16 и 28; ср. Пс.46:2 и 6; 1Ездр. 3:11 ). К подобному же пению новых песней во славу Божию псалмопевец призывает верующих и всегда, показывая тем, что лежащий на них нравственный долг прославления Господа на столько важен, что всегда должен быть исполняем с особенною ревностию и усердием, так, – как бы они вызывались к тому какими-нибудь особенными выдающимися событиями жизни. По изъяснению св. Василия В. в отношении к верующим Нового Завета, петь новую песнь значит «служить Богу не в ветхости буквы» закона, «но в обновлении духа», простираясь в предняя» ( Филип.3:13 ); т. е. к высшему нравственному совершенству; петь добре значит прославлять Господа «с нерассеянною мыслью и с искренним расположением»; петь с восклицанием значит прославлять Его «в согласии, единодушии и единении любви», подобно тому, «как добрые воины, одерживающие победу над врагами», – «согласно издают радостные крики, сливая их в один нечленораздельный звук» (ср. И. Златоуст на Пс.46:2 ). 4–19. Всегдашним побуждением к прославлению Господа должно служить для верующих созерцание Его величественных свойства: истины, правды и милости, всемогущества и всеведения, разительно являемых Им в творении и промышлении о мире, и особенно в отеческом попечении Его об избранном народе. д. к право слово Гдне, и вс дла въ вр. 4. ибо слово Господне право и все дела Его верны. 4 . Слово Гдне=божественное откровение; все, что от века благоволил Господь возвещать людям непосредственно, или через особенных провозвестников воли Своей ( Евр.1:1 ), – право=совершенно истинно, чуждо всякой лести, лжи и ненамеренных ошибок и заблуждений, которыми очень часто отличаются слова человеческие (ср. Пс.11:7; 17:81; 18:8–10; 118:138, 142 и 160); и вс дла въ вр (букв.= , что= Пс.110:7 , посему русск. верны)=все действия Божии в мире точно соответствуют истинам божественного откровения и потому столь же непреложно истинны, и чужды всего ошибочного или ложного ( Втор.32:4 ; Числ. 23:19 ), что не могут возбуждать к себе сомнения или недоверия, но естественно располагают и «призывают к вере» (бл. Феодорит и Василий В.). Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих ( Пс.114:18 по слав.-гр.-лат.-русск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Поэтому не исследуй, как и каким способом; величие его беспредельно. Потому он и сказал: «и величию Его нет конца» ( Пс.144:3 ). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: «Велик Господь наш..., он и присово­купил: и разум Его непостижим». И знание Его удивительно, по­чему пророк и говорит: «дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его» ( Пс.138:6 ), и судьбы Его неиссле­димы, почему он и говорит: «истина Твоя до облаков» ( Пс.35:6 ). 2. Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет. «Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли» ( Пс.146:6 ). Дабы кто-нибудь из безумных не сказал: что нам до того, что Он в точности знает звезды? – пророк излагает и попечение Его о людях, являе­мое таким образом; и не сказал: помогающий кротким Господь, но гораздо более: «принимает»; выразился так, как бы о любве­обильном отце. Что же значит: «принимает»? Успокаивающий, под­держивающий, руководящий. Видишь ли совершенную силу Его в том и в другом случае – и в возвышении смиренных и в низложении гордых? Он не просто смиряет, но до край­ности, это именно значит: «до земли». «Начинайте Господа про славлять, пойте Богу нашему на гуслях» ( Пс.146:7 ). Другой (Симмах): «исчислите» ( καταλξατε). Сказав о делах Его, про­рок опять призывает людей к славословию: «начинайте, говорит, Господа про славлять», т.е. в благодарении, с великим усер­дием. «Пойте Богу нашему на гуслях». Другой (Симмах): «на лире» ( δι λρας). «Одевающему небо облаками, приготовля ющему для земли дождь, произраща ющему на горах траву и злак на службу людям» ( Пс.146:8 ). Чтобы кто-нибудь из бесчувственных не сказал: что мне до небес­ного? – пророк тотчас присовокупляет и пользу для людей, показывая этим прибавлением и то, для чего Бог покрывает небо облаками. Для тебя, говорит, для того, чтобы приготовить тебе дождь; и для тебя, чтобы он произвел траву. Посмотри на мудрость пророка: он говорит о благах всеобщих, которые Бог даровал всем, и таким образом заграждает уста безумным с особенною силою. В самом деле, если Бог так щедр для неверных, что и собирает облака, и низво­дит дождь, и оживляет землю, то тем более сделает добро вам, которые называетесь собственным его народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

б) Сектанты оставляют видимые и при том законные и Самим Господом и апостолами освященные собрания Церкви Христовой в храмах Божиих, и в тоже время, заводят у себя по домам, тоже видимые, но уже самочинные сборища, утверждая при этом, что Бог присутствует среди них, как и везде ( Пс.138:1–12 ; Мф.18:20 ). Воистину, нет такого места, где бы ни было Бога ( Пс.138:8–9 ). Но не везде Бог присутствует Своею благодатью: на иные собрания Он смотрит с любовью, а на другие с гневом и яростью ( Пс.2:5 ). А потому, могут быть собрания прямо сатанинские ( Откр.2:9, 3:9 ), – хотя бы на, этих собраниях и призывалось имя Божие, и возносились молитвы Всевышнему, но кто отвращает свое ухо от слушания закона, того и молитва мерзость ( Притч.28:9 ). О русском сектантстве 1) Русское сектантство подразделяется на две группы: а) рационалистическую и б) мистическую 1 . К первым относятся: Адвентисты, Анабаптисты, Баптисты, Бессмертники, Десное Братство, Духоборы, Жидовствующие, Евангелики, Иеговисты или сионская весть, Иудействующие, Молокане, Назореи, Пашковцы, Скакуны, Субботники и Воскресники, Субботники, жидовствующие, Толстовство, Штундисты, Штундо-баитисты, Штундо-молокане. Ко вторым: Беседники и «Братцы», Еноховцы, Иоанниты, Малеванцы, Мормоны, Новый израиль, Прыгуны, Скопцы, Новоскопчество, Хихулиты, Хлысты, Новохлысты, Шалопуты. Краткие исторические сведения об этих сектах будут даны в особых «Памятках», а здесь о том, что такое: 2) Сектантство. Для означения вообще каких-либо уклонений от учения Православной Церкви в русском языке употребляются слова: «раскол», «ересь» и «секта». Латинское слово «секта» вошло в наш язык сравнительно в недавнее время, и оно по своему первоначальному значению всего ближе подходит к русскому слову «раскол». Словом «секта» стали обозначать определенное общество, руководящееся в жизни своими обычными убеждениями и взглядами и преследующее свои особенные цели. 3) Ересь. Это слово происходит от греческого слова – αρεω беру, избираю. Ересь есть учение, основанное на отдельных, без связи взятых и ложно, неправильно объясненных местах свящ. Писания. Другими словами ересь есть отделение, разделение, секта ( Деян.15:17 ; 2Пет.2:10 ), которая состоит в том, что, люди к учению веры Православной Церкви примешивают мнения, противные Божественной истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

( Дан. 2:21-22 ). Он исчисляет количество звезд, называя их по именам ( Пс. 146:4 ; срав. Сирах. 1:2 ). Пред Ним открыты все пути человека, и Он измеряет все стези его ( Прит. 5:21 ). Он испытывает все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27), все человеческие помыслы открыты Ему ( Пс. 138:2 ). Он – Бог Сердцеведец, знаток человеческого сердца: «Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав. Пс. 7:10 ; Сир. 42:18 ); Ты, Господи, Сердцеведец всех ( Деян. 1:24 ; срав. 15:8)». «Кто познал Ум Господень? Или кто был советником Ему? ( 1Кор. 2:16 ), – спрашивает Писание и отвечает. – Ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ). Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось ( Ис. 46:9-10 ). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 )». Божественный Разум обладает всеми свойствами несотворенной Божественной сущности (природы, естества). Божественный Разум всесовершенен, ведь Бог Сам в Себе «пресовершен и преславлен» 1 . Он обладает всеми совершенствами вне всякой степени и без всякой меры, превосходя Своим совершенством все сотворенные существа. Для человека Он есть Ум непомыслимый, поскольку бесконечно превышает ограниченное человеческое разумение и смысл. И не только для человека, но и для бесплотного ангельского бытия Он есть непостижимый Ум, ибо Он творит все умопостигаемые и разумные сущности ангелов и естества человеческих душ. Божественный Разум свободен от всякого ограничения (предела) и недостатка, Он беспределен и неограничен. Божественный Разум самобытен и независим, ибо не обязан Своим бытием никакому иному существу. Божественный Разум вечен, не имеет ни начала, ни конца, свободен от всех условий времени. Божественный Разум неизмерим и вездесущ, не подвластен пространству и месту, присутствует всюду. Божественный Разум неизменяем, Он пребывает Одним и Тем же в Своих безмерных совершенствах.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

79. «…Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.» (1Кор. 1:25). Не спится Мать уложила шестилетнего сына спать и ушла к себе в комнату. Через некоторое время она пришла поглядеть, спит ли он. Но мальчик все еще ворочался. «Ты не спишь, мой родной?» – спросила мама. «Почему-то никак не могу, – пожаловался мальчик. – Закрываю глаза и стараюсь изо всех сил заснуть, но чем больше стараюсь, тем хуже получается». – «Нет, так делать не надо, мой родной, – улыбнулась мама. – Ты стараешься заснуть, это тебе и мешает. А ты просто спи – и все. Хорошо?» 80. «…Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: (перед Лицом Твоим одинаково темны) как тьма, так и свет.» (Пс.138:12). Не повредит Никакой ветер не повредит траве, она лишь прижмется к земле, Никакая буря не замутит воду в колодце, Никакой шторм не взволнует морские глубины, Никакие обстоятельства не сокрушат чистое сердце. 81. «…Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию…» (Флп.2:3). Истина отвергает тщеславного Море выбрасывает мусор на берег, Пыль в воздухе долго не держится. Злой собаке не долго бегать по улицам. Истина всегда отвергает тщеславного человека. 82. «Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.» (Лк. 11:36). Храни целомудрие Тот, кто хранит целомудрие: Обретает детство без конца, Наследует юность без разочарований, Имеет великое утешение в зрелости, А к старости открывает в себе неиссякаемый источник счастья. 83. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.» (Пс. 72:25). Если не стремишься к Истине Если не стремишься к Истине, то для тебя Твой дом станет – тюрьмой, Твоя работа – каторгой, Твои друзья – разбойниками, Твои дурные мысли – безжалостными палачами. 84. «…Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.» (Рим. 8:2). Поиски топора В деревенской семье неприятность – потерялся топор. Вся семья с ног сбилась, ищут – не найдут. Один хозяин не переживает, сидит себе у печи на лавке. «Отец, топор потерялся», – говорят ему жена и сноха с мужем. – «Потерялся – найдется», – отвечает хозяин. «А сейчас-то что нам делать без топора? – спрашивают у него. – Даже дров для печи нарубить нечем». – «А вы попросите топор у соседа». Побежали к соседу, пока по двору бежали, нашли топор у собачьей конуры – щенок утащил.

http://isihazm.ru/1/?id=122

Вот эта практически необходимая толерантность и есть психологически сдерживающее начало, ограждающее глубинный и законный консерватизм религиозности от заболевания его фанатизмом. Вопрос об обуздании страсти фанатизма, сам по себе один из второстепенных вопросов морали, выдвигается в ряд первостепенных, если он связывается с исторической злобой дня. А для нас эта злоба дня именно такова. Мы оскорблены насильственно торжествующим безбожием до глубины души. Святыни наши растоптаны и поруганы. Народ наш оторван от них, запуган, растлен и развращен. Все критерии природной совести в нем перевернуты вверх ногами. Далеко не во всех, конечно, а только в отобранном и специально для безбожия перевоспитанном и организованном меньшинстве. Но ведь активное меньшинство (так и называется у большевиков «актив») всегда и везде служит ядром, около которого навертывается сама по себе пассивная масса и, таким образом, создает решающее или даже подавляющее большинство. При обратном процессе опять новое активное меньшинство своей ведущей энергией будит и увлекает дремлющее, пассивное большинство и создает на нем собственное, новое большинство. При работе над массами просыпаются инстинкты и соблазны демагогии. Толпа стихийно раскаляется до человека-зверя. И если вожди поддались буре фанатизма, им разрушительных страстей массы не сдержать. Святая ревность об истине и святыне выродится в дикую, животную месть. Неизбежно унижено и запятнано будет великое и высокое дело нового крещения раскрещенной Руси. Для избежания угрозы такой низости охлаждающая директива психологии толерантности приобретает особую моральную ценность. Это плотина, ограждающая достоинство человека и религии от потопа животности. И даже более, это черта высшего, новозаветного, евангельского откровения, превосходящего мерки откровения ветхозаветного. Тогда первобытный человек не стеснялся перед Богом изливать свои наивные порывы страсти. Он ублажал того, кто разобьет младенцев Вавилона о камень ( Пс.136:8–9 ). Он искренно признавался в молитве перед Богом: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» ( Пс.138:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Чем более размышляла об этом Ставрофила, тем более сердце её наполнялось этою святою истиною, и она уже не столько заботилась о том, чтобы выйти из леса, сколько о том, чтобы найти путь к вечной жизни. Итак, обратившись к Господу и воздыхая из глубины сердца, она возгласила: «Господи мой, Владыко жизни моей! Се раба Твоя пред Тобою! Сколько уже лет протекло жизни моей, и кто знает, с пользою ли протекли они? На этом общем поприще, где шествуют все смертные, и я уже не мало прошла, а ко спасению ли лежит путь мой, или к погибели, не знаю. Что если вместо пути спасительного я избрала путь суеты? Ибо сказано в Святом Писании: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25); «Я заблудился, как овца потерянная» , шествуя не туда, куда бы следовало, а куда все мы влечемся заблуждениями нашими; «взыщи» рабу «Твою» (Псал.118:176), «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иерем.10:23); но как говорит Премудрый: «От Господа направляются шаги человека» (Притч.20:24). Потому молю Тебя, Господи: «и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:24). «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс.142:8)». Так от сердца сокрушенного со слезами взывала Ставрофила. Стремясь с любовью к лучшей жизни, душа её обнажалась всего мирского, и с возгорающим сердечным желанием прилеплялась к небесному. Глава 2. Крест верный путь к небу, и всем должно идти по сему пути ( «Рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему» (Иерем.6:16)) Не мог не внять теплой и усердной молитве Ставрофилы Тот, Кто, «близ... всем призывающим Его... во истину» (Псал.144:18), и наиболее к тем, которые ищут Его с сокрушенным сердцем. Желая утешить рабу свою, Господь послал к ней Ангела Своего, который явился ей в виде малого отрока, озаренного светом. Удивленная сим внезапным ангельским явлением, Ставрофила ничего не могла проговорить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

XII. Проблеми XII. 1. Бурхливий розвиток активно входять у життя людини народження до а також у рамках етики одержати на питання, що виникають при цьому, викликають серйозну Намагання людей поставити себе на Бога, й Його можуть принести людству й страждання. Розвиток значно осмислення можливих духовно-моральних безконтрольного застосування, що не може не викликати у Церкви Формулюючи ставлення до широко обговорюваних у проблем насамперед до тих з них, пов " з впливом на людину, Церква виходить заснованих на Божественному уявлень про життя як дар Божий, про " волю та особи, «до вишнього покликання Божого в (Флп. 3, 14)), до досягнення Небесного Отця (Мф. 5, 48) до обожнення, тобто до причастя Божого (2 Пет. 1, 4). XII. 2. З Церква навмисне переривання (аборт) як тяжкий правила аборт до вбивства. В лежить переконання втому, що зародження людини даром Божим, тому з моменту будь-який замах на життя особи злочином. розвиток плоду в як творчий акт Бога: «Ти упорядкував й виткав мене в Не були Тебе коли я створюваний був у утворювався в утроби. Зародок бачили (Пс. 138, 13, 15-16). Про це ж також у словах, звернених до Бога: руки працювали мною й створили всього мене Чи не Ти вилив мене, як молоко, як сир, згустив мене, плоттю вдягнув мене, й жилами мене, життя й дарував й турбота Твоя дух Ти мене з утроби» 10, 8-12, 18). «Я створив тебе в перше, ти вийшов з утроби, Я освятив тебе», — сказав Господь пророку 1, 5-6). «Не вбивай дитини, спричинюючи викидень», — це серед Божих в дванадцяти одному з пам " яток яка вчинила викидень, вбивця перед Богом. Бо... зародок в жива про яку Господь», — писав апологет II «Той, хто буде людиною, вже людина», — запевняв на II й III яка навмисне згубила зароджений в засудженню за смертовбивство... що дають для виверження в вбивцями, як що приймають отрути», — сказано в 2-му й 8-му правилах святителя Великого, що до Книги правил Церкви й 91-м правилом VI Вселенського Собору. При цьому святий що провини не залежить строку «У нас плоду утвореного й ще не утвореного». Святитель Златоуст називав тих, роблять аборт,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207692...

« Камо пойду от Духа Твоего? И от Лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо — Ты тамо еси, аще сниду во ад — тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря — и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя (Пс 138, 7–10). Приведенные выше богодухновенные слова псалмопевца Давида надлежит нам особенно помнить в настоящие дни, когда весь мир словно заколебался и отовсюду приносятся вести о различных волнениях, потрясениях и несчастьях. Не успеет внимание остановиться на происходящем в одной стране, как оно отвлекается еще более грозными событиями, неожиданно вспыхнувшими в другом месте; не успеешь вникнуть в них, как еще новые события отвлекают взор в третье место, заставляя забыть про прежние, хотя и они не прекратились. Напрасно собираются совещания представителей разных стран, которые стараются найти исцеление общей болезни, они обнадеживают себя и других легкомысленно, говоря: “мир, мир!”, а мира нет (Иер 6, 14; 8, 11). Не только не прекращаются бедствия в тех странах, где уже они совершаются, но и наступают внезапно там, где считалось безопасно и хорошо. Убегающие от одних бедствий попадают в другие, часто еще худшие. “Как если бы кто убежал от льва, и напала бы на него медведица; или если бы пришел домой и оперся рукой о стену, и ужалила бы его змея” (ср.: Ам 5, 19); ил, как говорит другой пророк: “и будет — бежащий от страха впадет в пропасть и вылезающий из пропасти попадет в сеть. Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли” (Ис 24, 18). Подобное видим мы в настоящее время. Отправляющиеся на мирную работу вдруг становятся жертвами военных действий, возникших там, где их меньше всего ожидали. Спасающиеся от военной опасности терпят ужас стихийный в бедствии землетрясения или тайфуна. Многие находят себе смерть там, где спасались от смерти. Другие же готовы лучше подвергнуть свою жизнь опасности, чем изнывать в местах, почитаемых безопасными, в ожидании иных бедствий, могущих прийти в те края. Кажется, нет места на земном шаре, которое за последнее время являлось бы спокойным и тихим пристанищем от мировых невзгод.

http://pravoslavie.ru/4487.html

Но... Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси (Пс.138:8). Господь наш - Творец и Дирижер музыки космических сфер, но и в аду нашем Он стоит рядом с нами посреди вихрей и волн, но при этом вне их, и рядом с Ним - тишь. В Евангелии, которым говорит с нами Бог - притчами, заповедями, обетами - нет и следа психологии, к которой так привыкли мы, воспитанные не Книгой книг, а искусством - изощренным и соблазнительным. Там все иначе. Такое впечатление, что то, с чем мы приходим к Творцу всяческих, лелеемая нами сложность, утонченность - предмет тайного превосходства - не нужны и неинтересны Ему . Аще кто грядет по Мне и не возненавидит... душу свою, не может быть Мой ученик (Лк.14,26). Свойство Его - простота, не-сложность, единство : Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино (Великий Канон). Душа человека современной постхристианской цивилизации и культуры - это душа бесноватого, в которой легион бесов празднуют сложность и умножают ее, превращая в хаос. В дом, в котором нет Бога, приходит тот, имя кому легион. Разное, на разные голоса кричат они и бьются о камни безнадежности. Исцеленная душа - смиренно сидит у ног Господа. Бесы гордости, разврата, неверия изгнаны, морок рассеялся, и в нее брошено зерно -кристалл, которому надлежит вырасти в драгоценный камень. Нам долгий труд - раздробленную груду превратить в чистую, прозрачную для света цельность. Кристалл всегда един - крошечный или большой, в благоприятной среде он растет, сохраняя неизменным свое естество. Чем он чище, чем меньше в нем примесей - тем прекрасней и драгоценней. Исцеление - возвращение цельности - это удаление из нее всего, что не от Бога, средства лечения, очищения - заповеди Божии. Господь наш Единый, исцеляя бесноватых, освобождая окованных, ведет их к совершенной жизни, обетованной в Заповедях Блаженств. Их девять, но это не множество, это единство граней одного бриллианта совершенной в Боге души. В этих гранях играет немерцающий свет Истины, Жизни вечной. Радость ваша будет совершенна (Ин.15,11).

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/26/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010