Псалом 25 представляет как бы исповедь благочестивого псалмопевца пред Богом, в которой он, с полною готовностью подвергнуться самому строгому испытанию суда Божия (ст. 12), доказывает непорочность свою пред Богом и совершенную невиновность в общении с дурными, – лживыми, коварными, жестокими и корыстолюбивыми людьми (ст. 3–5 и 10–11), и свидетельствуя об особенной любви своей к дому Божию и к благоговейному, торжественному богослужению (ст. 6–8), молит Господа, в случае посещения гнева Его, не погубить его вместе с нечестивыми (ст. 9), чтобы, стоя твердо и безопасно па пути добродетели, он мог всенародно прославлять Его (ст. 12). В надписании псалом приписывается Давиду, и так как все черты изображения в нём псалмопевца совершенно соответствуют отличительным свойствам характера Давида и весь вообще псалом по мыслям и выражениям сходится с псалмами Давидовыми (ср. с Пс.5 и в частности ст. 1а с Пс.7:9 и 34:24; ст. 16 с Пс.24:2 , 20б и 21; ст. 2 с Пс.16:2–3; 138:1 и 23 и 7:10б; ст. 3 с 24:5 и 10; 100:1 и 3; ст. 4–5 с Пс.100:3–8 ; и 138:21–22 ст. 6–8 с Пс.22:66, 24:4–6, 27:2; 60:5 ; ст. 9–10; Пс.27:3 ; ст. 11 с Пс.17:21–24 и 24:21; ст. 12 с Пс 21:23 и 26; 34:18; 39:10), то нет никаких оснований сомневаться в том, что он действительно написан был Давидом. Принимая во внимание что исповедание псалмопевцем пред Богом своей непорочности и совершенной невиновности в единомыслии и общении с лживыми, коварными, готовыми на мздоимство и всякое злодеяние людьми даёт предполагать существование или распространение против него каких то обвинений, вызывавших его на подобные оправдания, а изображение им при этом своей любви к дому Божию и богослужению ведет к заключению, что все это происходило уже после устроения сионской скинии и введения в богослужение псалмопения (ст. 7–8 ср. 1Пар. 15:16 и 16:4–5), – можно с вероятностью предполагать, что псалом этот, подобно как и близко сходный с ним 5-й написан был пред восстанем Авессалома, когда тот с своими единомышленниками, с намерением возбудить в народе недовольство царём Давидом, старался распространять о нём разные невыгодные слухи, обвиняя его в неправосудии и жестокости, и особенно в том, что он окружил себя дурными, бесчестными, своекорыстными людьми, при которых нет возможности в самом справедливом деле добиться правосудия ( 2Цар.15:2–6 ср. 16:7–8). Слухи о распространении подобных плевел без сомнения доходили до Давида и возмущали его душу, но уповая, что Господь не попустит восторжествовать клеветникам, он не принимал против них никаких мер и только искал себе успокоения в частом посещении устроенной им Сионской скинии и в молитвенном исповедании души своей пред Богом 130 · Очень вероятно, что в одно из посещении скинии при подобных обстоятельствах и излился из души Давида рассматриваемый псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Художественная речь, как известно, достигается при помощи двух, главным образом, средств: 1) изобразительности или живописи и 2) благозвучия или музыкальности слога. В теории словесности мы находим такое определение художественности речи: «художественною можно назвать такую речь, которая не только делает мысль говорящего или пишущего понятною, но еще сообщает воображению слушателя или читателя живые образы, возбуждает сердечные движения и производит приятные звуковые ощущения». И действительно, что нас особенно поражает при чтении Псалтири, это сильная образная и вместе с тем гармонически-благозвучная речь. Образность речи в Псалтири до такой степени ярка, что даже при невнимательном или рассеянном чтении псалмов некоторые выражения невольно западают в душу и припоминаются иногда помимо нашей воли, подобно тому, как иногда мы слышим мотивы прекрасного музыкального произведения спустя долгое время после его исполнения. Кому, например, с детства еще глубоко не запали в душу чудно-прекрасные по своей яркой образности слова 138-го псалма: «Камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо если: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле мои рано, и вселюся в последних моря: и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» ( Пс. 138:8–9 ст.); или слова 90-го псалма: «Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс. 90:11–13 ), и множество других подобных. Как инстинный художник, псалмопевец в первом указанном месте 138-го пс. мысль о вездесущии Божием облекает в возвышенные художественные образы при помощи которых читатель как бы созерцает духовными очами картину вездесущия Божия, для которого нигде нет границ. Во втором указанном месте 90-го пс. особенно красиво нарисован образ: «на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Многим, вероятно, приходилось видеть изображение этой идеи на картинах, в виде, напр., ангела-хранителя, который удерживает за руку беспомощного ребёнка над опасным обрывом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Путь, стезя (Path) Образ пути или стези встречается в Библии повсеместно в примерно восьмистах случаях. Большинство из них соотносится с материальными дорогами, по которым ходят, или с процессом хождения, которое было в данной культуре основным средством передвижения. Помимо этих случаев употребления, связанных с дорогами или путешествиями в прямом смысле или с естественными циклами жизни и смерти (когда смерть становится метафорическим «путем» [ Нав.23:14 ; 3Цар.2:2 ; Пс.120:7–8 ]), в образе пути или стези отражаются глубокие размышления на основополагающие этические темы, о делах Бога и людей и природе Божьего спасения. Как всегда, символический смысл основывается на физическом явлении. В хождении по какому-либо пути подразумевается выбор пути и движение по нему в определенном направлении, к определенному пункту назначения, принятие на этом пути мудрых, а не глупых решений, забота о своей безопасности и о том, чтобы не заблудиться, устремленность к цели. Жизненный путь . Все эти элементы движения по пути используются во многих библейских образах пути при оценке поведения человека в жизни и результатов этого поведения. В обществе, где хождение было основным средством передвижения, этот образ не мог не стать готовой иллюстрацией повседневной жизни. Из образов хождения путями Божьими или следования Его закону можно составить небольшую антологию библейских стихов (свыше сотни примеров только в Псалтири и Книге Притчей). Среди этих примеров можно отметить следующие: «[Бог] направляет меня на стези правды» ( Пс.22:3 ); «вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти» ( Пс.31:8 ); «кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» ( Пс.49:23 ); «все пути мои известны Тебе» ( Пс.138:3 ). Коль скоро в хождении или путешествии подразумевается намеренное действие, не удивительно, что библейские авторы изображают направление и ориентацию жизни как путь. Кроме того, в образе жизни как движения по пути выражается динамическая природа человеческого существования, которое никогда не остается неподвижным и в котором личный выбор не выполняет какую-то обособленную функцию, а вписывается в общую картину. Эта динамика выражается в известном высказывании: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Или в том же духе: «Путь жизни мудрого вверх» ( Притч.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Прозрение (Epiphany, stories of) Один из самых распространенных литературных сюжетов – переход от неведения к познанию. В литературе широкому распространению понятия прозрение, обозначающего кульминационный момент познания или откровения, способствовал писатель XX века Джеймс Джойс. Библейские рассказы насыщены образами прозрения, когда действующие лица получают внезапное озарение. По существу, лишь в немногих рассказах персонажи не раскрывают для себя что-то существенное, но термин прозрение лучше всего подходит к тем повествованиям, в которых все действие подводит к кульминационному моменту познания природы человека или реальности или (чаще) природы Бога. Такой опыт пережили, например, Авраам и Исаак на горе Мориа, когда внезапно (как во сне) увидели запутавшегося в чаще овна ( Быт.22:13 ), послужившего подтверждением сказанным ранее Авраамом словам, что «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» ( Быт.22:8 ), и побудившего Авраама назвать это место «Господь усмотрит» ( Быт.22:14 ). Момент прозрения может быть трагическим, например, когда обманутый Исаак и одураченный Исав раскрыли хитрость Иакова в истории об украденном благословении ( Быт.27:32–35 ). Когда в Вефиле Иаков получил благословение завета, пробудившись от сна, он сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!., как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт.28:16–17 ). А когда Иаков боролся с ангелом Божьим, он постепенно приходил к пониманию сверхъестественного характера своего противника и затем сделал вывод: «Я видел Бога лицом к лицу» ( Быт.32:26–30 ). Накануне бегства от Лавана Иакову во сне явился Бог, раскрывший ему, что пестрые и с крапинами овцы и козлы появились не в результате смехотворных попыток Иакова усовершенствовать поголовье скота, а по Божьему промыслу ( Быт.31:11–13 ). По ходу библейского рассказа список действующих лиц, признающих присутствие Бога в необычайных обстоятельствах, все больше пополняется. Агарь осознала всеведение Бога и нарекла Его «видящим меня» ( Быт.16:7–14 ). Египтяне были вынуждены признать истинность Божьих пророчеств, когда во время десятой казни погибли их первенцы ( Исх.12:29–36 ). Раав заявила, что ее соотечественники осознали всевластие Бога, когда узнали об освобождении, которое Он совершил у Красного моря ( Нав.2:11 ). Слугу Елисея ужасала осада Дофаима, пока Бог не раскрыл ему глаза, чтобы он увидел, что «вся гора наполнена конями и колесницами огненным кругом Елисея» ( 4Цар.6:15–17 ). Божественное начертание на стене привело Валтасара к пониманию неизбежности его падения ( Дан.5 ). Псалмопевец, рассматривавший возможность убежать от Божьего присутствия, пришел к пониманию, что Бог найдет его везде, даже если он убежит на небо ( Пс.138:7–10 ) или во тьму ( Пс.138:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Утро, заря (Morning) Утро – в первую очередь, образ нового начала в человеческой жизни. Оно возвещает окончание ночи и начало нового дня. Ночь означает прекращение трудовой деятельности, утро указывает на ее возобновление. Заря – это время, когда восстанавливается пульс жизни. О заре и утре в Библии упоминается свыше двухсот раз, и наибольшее число упоминаний соотносится с утром как со временем, когда люди начинают заниматься активной и целенаправленной деятельностью. Но в Библии утро связывается не только с началом обычных дел, но и с особыми событиями, которые должны произойти, особенно имеющими духовное значение. В обоих случаях утро – особое время Бога, и оно символизирует возможность для человека достигнуть чего-то значительного. На чисто физическом уровне библейское воображение привлекает внимание к великолепию зари. Например, начало дня метафорически персонифицируется как мифологическое создание (которому в других культурах поклонялись как божеству) с крыльями ( Пс.138:9 ), которое можно разбудить музыкой ( Пс.56:9 ) и которое отличается гигантскими ресницами и привлекательным взглядом ( Иов.3:9; 41:10 ; Песн.6:10 ). Но в этой персонификации проявляется двойственность – хотя утро приносит свет и разгоняет тьму, оно также служит вдохновителем непокорной звезды, символизирующей преисподнюю ( Ис.14:12–15 ). Поддержание Богом ежедневного распорядка персонифицированного утра по своим нравственным последствиям сравнимо с укрощением бунтующего моря и надзором за глубинами бездны и вратами смерти ( Иов.38:8–17 ). В еврейском Писании заря «восходит», и в этом, возможно, отражается ее связь с подземным миром, проявляющаяся и в других культурах древнего Ближнего Востока. Персонифицированная заря связывается обычно в еврейском языке с мужским полом, но в одном случае предстает в женском обличии, когда речь идет о «чреве прежде денницы» ( Пс.109:3 ), порождающей обновленную росу. Привлекательный характер восхода солнца ярче всего выражен в Пс.18:6 , где он сравнивается с выходом жениха из брачного чертога и исполином перед забегом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Хртосъ истинный бгъ нашъ, млтвами пречты и всенепорочны сты свое мтре, стыхъ славныхъ и всехвальныъ аплъ, стаг (храма), иже во стыхъ тца нашег града, златостаг (ил великаг и небовленнаг) и всхъ стыхъ, помилетъ и спсетъ насъ, к блгъ и члвколюбецъ._ Δι′ εχν τν γων πατρων μν, Κριε ησο Χριστ Θες, λησον μς. Млтвами стыхъ нашихъ, гди хрт бже, помилй насъ._ δικονος· μν. Аминь. 16.А.  Таже твортъ и къ ликмъ поклоны по 16.Б. Κα ατησμενοι δι κλσεως τς κεφαλς συγχρησιν παρ το λαο 16.Б.  И испросивше поклономъ главы у людей 17.  и так ходтъ въ жертвенникъ, 17.А.  глаголюще: Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. Гди, настави м правдою твоею, врагъ моихъ ради исправи пред тобою пть мой. к нсть во оустхъ ихъ истины, сердце ихъ сетно, гробъ верстъ гортань ихъ, зыки своими льщах. Сд имъ, бже, да падтъ мыслей своихъ: по множеств ихъ изрини , к прегорчиша т, гди. И да возвеселтс вс на т, во вкъ возрадютс, и вселишис въ нихъ: и похвалтс теб им тво. к ты блгословиши првника, гди, к внчалъ насъ. [ Пс.5:8–12 ] 17.Б. λγοντες καστος· Εσελεσομαι ες τν οκν σου, προσκυνσω πρς ναν γιν σου ν φβ σου. 17.Б.  глаголюще Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. [ Пс.5:8 ] Поводом для формирования входных молитв явилась необходимость для священнослужителей получить благословение у Бога, у настоятеля и у народа для совершения Божественной литургии. Первоначально священнослужители просто брали благословение у архиерея, если он присутствовал, или просили (поклоном) прощения у народа, как это происходит до сих пор в конце входных молитв 137 . Даже в таком сравнительно позднем источнике как «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) «последование» входных молитв состоит лишь из «обычного поклона игумену», поклонов «к востоку» и к «ликам», то есть хорам, и молитвы «Господи, ниспосли руку Твою...» 138 . В немного более древнем «Уставе Божественного священнодействия» («Διταξις τς θεας ερουργας») XII–XIII bb. (рук. Греч. Нац. Библ. молитвы ещё нет, но вместе с поклонами упоминается и ныне совершаемое поклонение св. иконам 139 . С XV b. все перечисленные элементы уже присутствуют вместе, а с XVI b. рукописные и печатные источники включают также покаянные тропари ( 6 ), ( 7 ) и ( 8 ), а кроме того – тропари, читаемые при поклонении иконам 140 . Так «последование» входных молитв обрело следующую структуру:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Огласительное поучение восьмое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. ( Иер.32:19 ).] 1 . Верой во единого Бога мы испровергаем всякое заблуждение многобожников, имея это оружие против язычников и против всякого неприязненного усилия еретического; а когда присовокупляем: во единаго Бога Отца, то этим ополчаемся против обрезанных, отвергающих Единородного Сына Божия. Вчера сказано было, что и прежде подробного исследования о Господе нашем Иисусе Христе, в то самое время, когда произносим – Отец, уже показываем, что Он есть Отец Сына, чтобы, как представляем в уме, что есть Бог, точно так же представляли, что Он и Сына имеет. Теперь присовокупляем к этому то, что Он есть и Вседержитель. А это мы говорим, имея в виду как язычников и иудеев, так и всех вообще еретиков. 2 . Ибо одни из язычников называли Бога душой мира, другие думали, что власть Его простирается на одно только небо, а на землю нет, а некоторые, вместе с ними заблудившись, превратно поняв эти слова: и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ), дерзнули действие провидения Божия ограничить облаками и небом, а все находящееся на земле удалить от Бога, забыв то, что говорится в псалме: Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс.138:8 ). Ибо если нет ничего выше неба, а ад ниже земли, то, конечно, Владеющий преисподними местами держит и землю. 3 . Но еретики, как я и прежде сказал, не признают Единого Вседержителя Бога. Вседержитель есть Тот, Кто всем обладает, над всем имеет власть, но говорящие, что один есть Господь души, другой тела, конечно, такого Господа называют несовершенным. Ибо как Он будет совершен, когда другому предоставляет что-либо? Имеющий власть над душой, а над телом не имеющий власти что за Вседержитель? И господствующий над телами, а над душами не имеющий власти также что за Вседержитель? Но Господь обличает таковых, говоря вопреки им: бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Если бы Отец Господа нашего Иисуса Христа не имел власти над обоими, то каким бы образом ту и другое мог подвергнуть наказанию? Ибо каким образом сможет Он, взяв неподвластное Ему тело, ввергнуть его в геенну, если сначала не свяжет крепкого и не похитит его оружия (см. Мф.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1. Что говоришь ты? После испытания Бог знает, а прежде испытания не знает? Отнюдь нет; как это может быть, когда Он знает все прежде бытия? Выражение: «испытал меня» значит: совершенно знаешь меня. Как апостол, когда говорит, что Бог испытает «сердца» ( Рим.8:27 ), означает не неведение, а со­вершенное знание, так точно и Псалмопевец словами: «испытал меня» означает яснейшее знание, т.е.: Ты совершенно знаешь меня. «Ты у знал, когда я сажусь и встаю». Сидением и восстанием означает он всю жизнь, потому что в этом про­ходит наша жизнь, – в делах, движениях, входах, выхо­дах. Затем, так как он в начале сказал: «испытал меня», то чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, что Он знает только по испытанию, или по опыту, на основании слов: «Ты у знал, когда я сажусь и встаю», посмотри, как он пред­отвращает это последующим прибавлением: «Ты издали, – говорит, – у разумел помыслы мои» ( Пс.138:2 ), выражая этим, что Бог знает не вследствие испытания и не имеет нужды в испытании, но знает все силою предведения. Тот, кто знает помышления, находящиеся в уме, не имеет нужды в испы­тании посредством дел. Притом Бог знает помышления не только появляющиеся в уме, но еще прежде, нежели они появились; и не просто прежде, нежели появились, но и задолго прежде. Желая выразить это, пророк и присовокупил: «ты издали у разумел помыслы мои». Если же Бог знает сами помышления, то для чего Он употребляет испытание посред­ством дел? Не для того, чтобы Самому узнать, но чтобы испы­тываемых сделать опытными. Так и Иова Он знал прежде испытания, почему и свидетельствовал о нем так: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный» ( Иов.2:3 ); однако употребил и испытание, чтобы и его сделать более твердым, и обличить ко­варство диавола, примером его сделать и других более рев­ностными. И удивительно ли, что Он поступил так с Иовом, когда и с грешниками Он делает то же самое? Так, Он со­вершенно знал, что ниневитяне не заслуживают погибели, но чрез покаяние исправятся; однако употребил и испытание са­мым делом; и везде Он представляет много доказательств Своего промышления и человеколюбия, не довольствуясь Своим знанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

25.01.2018 #размышления над Писанием Подпишитесь на наш Телеграм      × В конце заметки «Рассказ о грехопадении как призыв открыть глаза» я написал, что поиску ответов на поставленные вопросы может помочь различение между смертью как естественным процессом и смертью как богооставленностью. Такое различение присутствует в богословии митрополита Сурожского Антония и оно является частью его более общего взгляда на сошествие Христа во ад. Итак, митр. Антоний проводит различие между двумя аспектами смерти: физической смертью, являющейся, согласно традиционным православным представлениям, разлучением души от тела, и смертью как отделением от Бога. Именно вторая является для него смертью по существу, смертью с большой буквы. Митр. Антоний ставит знак равенства между такой смертью и сошествием в шеол, или ад (при обсуждении этого вопроса митр. Антоний употребляет слова «шеол» и «ад» как синонимы). Шеол он понимает вполне в духе Ветхого Завета как «место радикального отсутствия, место, где Бога нет». Комментируя притчу о богаче и Лазаре, митр. Антоний отмечает, что «между Богом и этим местом нет пути». Именно богооставленность является основной характеристикой шеола: «судьба их различна, страдание их различно, а оставленность – почти одинакова». Заметим, что в этой притче не происходит и встречи Лазаря и богача, на что, однако, митр. Антоний особого внимания не обращает. Таким образом, ад – место, где не происходит ни встречи человека с Богом, ни встречи человека с человеком (как уже отмечалось, тема встречи очень важна в богословии митр. Антония ). Каждый человек уходит туда, «откуда нет возврата и где никогда не будет встречи с Богом, где нет встречи человека с человеком по предельной разобщенности». При этом мучения, даже если они там есть, отступают на второй план: «Так вот, ад, о котором говорит Ветхий Завет, – это вовсе не дантовский ад, драматическое место мучений. Это что-то еще более страшное». Некоторого противоречия со словами «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс 138:7-8) митр. Антоний не скрывает и истолковывает данные слова как выражение ожидания, которое исполнилось только в Новом Завете.

http://blog.predanie.ru/article/soshestv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010