Псалом 25 представляет как бы исповедь благочестивого псалмопевца пред Богом, в которой он, с полною готовностью подвергнуться самому строгому испытанию суда Божия (ст. 12), доказывает непорочность свою пред Богом и совершенную невиновность в общении с дурными, – лживыми, коварными, жестокими и корыстолюбивыми людьми (ст. 3–5 и 10–11), и свидетельствуя об особенной любви своей к дому Божию и к благоговейному, торжественному богослужению (ст. 6–8), молит Господа, в случае посещения гнева Его, не погубить его вместе с нечестивыми (ст. 9), чтобы, стоя твердо и безопасно па пути добродетели, он мог всенародно прославлять Его (ст. 12). В надписании псалом приписывается Давиду, и так как все черты изображения в нём псалмопевца совершенно соответствуют отличительным свойствам характера Давида и весь вообще псалом по мыслям и выражениям сходится с псалмами Давидовыми (ср. с Пс.5 и в частности ст. 1а с Пс.7:9 и 34:24; ст. 16 с Пс.24:2 , 20б и 21; ст. 2 с Пс.16:2–3; 138:1 и 23 и 7:10б; ст. 3 с 24:5 и 10; 100:1 и 3; ст. 4–5 с Пс.100:3–8 ; и 138:21–22 ст. 6–8 с Пс.22:66, 24:4–6, 27:2; 60:5 ; ст. 9–10; Пс.27:3 ; ст. 11 с Пс.17:21–24 и 24:21; ст. 12 с Пс 21:23 и 26; 34:18; 39:10), то нет никаких оснований сомневаться в том, что он действительно написан был Давидом. Принимая во внимание что исповедание псалмопевцем пред Богом своей непорочности и совершенной невиновности в единомыслии и общении с лживыми, коварными, готовыми на мздоимство и всякое злодеяние людьми даёт предполагать существование или распространение против него каких то обвинений, вызывавших его на подобные оправдания, а изображение им при этом своей любви к дому Божию и богослужению ведет к заключению, что все это происходило уже после устроения сионской скинии и введения в богослужение псалмопения (ст. 7–8 ср. 1Пар. 15:16 и 16:4–5), – можно с вероятностью предполагать, что псалом этот, подобно как и близко сходный с ним 5-й написан был пред восстанем Авессалома, когда тот с своими единомышленниками, с намерением возбудить в народе недовольство царём Давидом, старался распространять о нём разные невыгодные слухи, обвиняя его в неправосудии и жестокости, и особенно в том, что он окружил себя дурными, бесчестными, своекорыстными людьми, при которых нет возможности в самом справедливом деле добиться правосудия ( 2Цар.15:2–6 ср. 16:7–8). Слухи о распространении подобных плевел без сомнения доходили до Давида и возмущали его душу, но уповая, что Господь не попустит восторжествовать клеветникам, он не принимал против них никаких мер и только искал себе успокоения в частом посещении устроенной им Сионской скинии и в молитвенном исповедании души своей пред Богом 130 · Очень вероятно, что в одно из посещении скинии при подобных обстоятельствах и излился из души Давида рассматриваемый псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Художественная речь, как известно, достигается при помощи двух, главным образом, средств: 1) изобразительности или живописи и 2) благозвучия или музыкальности слога. В теории словесности мы находим такое определение художественности речи: «художественною можно назвать такую речь, которая не только делает мысль говорящего или пишущего понятною, но еще сообщает воображению слушателя или читателя живые образы, возбуждает сердечные движения и производит приятные звуковые ощущения». И действительно, что нас особенно поражает при чтении Псалтири, это сильная образная и вместе с тем гармонически-благозвучная речь. Образность речи в Псалтири до такой степени ярка, что даже при невнимательном или рассеянном чтении псалмов некоторые выражения невольно западают в душу и припоминаются иногда помимо нашей воли, подобно тому, как иногда мы слышим мотивы прекрасного музыкального произведения спустя долгое время после его исполнения. Кому, например, с детства еще глубоко не запали в душу чудно-прекрасные по своей яркой образности слова 138-го псалма: «Камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо если: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле мои рано, и вселюся в последних моря: и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» ( Пс. 138:8–9 ст.); или слова 90-го псалма: «Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс. 90:11–13 ), и множество других подобных. Как инстинный художник, псалмопевец в первом указанном месте 138-го пс. мысль о вездесущии Божием облекает в возвышенные художественные образы при помощи которых читатель как бы созерцает духовными очами картину вездесущия Божия, для которого нигде нет границ. Во втором указанном месте 90-го пс. особенно красиво нарисован образ: «на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Многим, вероятно, приходилось видеть изображение этой идеи на картинах, в виде, напр., ангела-хранителя, который удерживает за руку беспомощного ребёнка над опасным обрывом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Хртосъ истинный бгъ нашъ, млтвами пречты и всенепорочны сты свое мтре, стыхъ славныхъ и всехвальныъ аплъ, стаг (храма), иже во стыхъ тца нашег града, златостаг (ил великаг и небовленнаг) и всхъ стыхъ, помилетъ и спсетъ насъ, к блгъ и члвколюбецъ._ Δι′ εχν τν γων πατρων μν, Κριε ησο Χριστ Θες, λησον μς. Млтвами стыхъ нашихъ, гди хрт бже, помилй насъ._ δικονος· μν. Аминь. 16.А.  Таже твортъ и къ ликмъ поклоны по 16.Б. Κα ατησμενοι δι κλσεως τς κεφαλς συγχρησιν παρ το λαο 16.Б.  И испросивше поклономъ главы у людей 17.  и так ходтъ въ жертвенникъ, 17.А.  глаголюще: Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. Гди, настави м правдою твоею, врагъ моихъ ради исправи пред тобою пть мой. к нсть во оустхъ ихъ истины, сердце ихъ сетно, гробъ верстъ гортань ихъ, зыки своими льщах. Сд имъ, бже, да падтъ мыслей своихъ: по множеств ихъ изрини , к прегорчиша т, гди. И да возвеселтс вс на т, во вкъ возрадютс, и вселишис въ нихъ: и похвалтс теб им тво. к ты блгословиши првника, гди, к внчалъ насъ. [ Пс.5:8–12 ] 17.Б. λγοντες καστος· Εσελεσομαι ες τν οκν σου, προσκυνσω πρς ναν γιν σου ν φβ σου. 17.Б.  глаголюще Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. [ Пс.5:8 ] Поводом для формирования входных молитв явилась необходимость для священнослужителей получить благословение у Бога, у настоятеля и у народа для совершения Божественной литургии. Первоначально священнослужители просто брали благословение у архиерея, если он присутствовал, или просили (поклоном) прощения у народа, как это происходит до сих пор в конце входных молитв 137 . Даже в таком сравнительно позднем источнике как «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) «последование» входных молитв состоит лишь из «обычного поклона игумену», поклонов «к востоку» и к «ликам», то есть хорам, и молитвы «Господи, ниспосли руку Твою...» 138 . В немного более древнем «Уставе Божественного священнодействия» («Διταξις τς θεας ερουργας») XII–XIII bb. (рук. Греч. Нац. Библ. молитвы ещё нет, но вместе с поклонами упоминается и ныне совершаемое поклонение св. иконам 139 . С XV b. все перечисленные элементы уже присутствуют вместе, а с XVI b. рукописные и печатные источники включают также покаянные тропари ( 6 ), ( 7 ) и ( 8 ), а кроме того – тропари, читаемые при поклонении иконам 140 . Так «последование» входных молитв обрело следующую структуру:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Огласительное поучение восьмое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. ( Иер.32:19 ).] 1 . Верой во единого Бога мы испровергаем всякое заблуждение многобожников, имея это оружие против язычников и против всякого неприязненного усилия еретического; а когда присовокупляем: во единаго Бога Отца, то этим ополчаемся против обрезанных, отвергающих Единородного Сына Божия. Вчера сказано было, что и прежде подробного исследования о Господе нашем Иисусе Христе, в то самое время, когда произносим – Отец, уже показываем, что Он есть Отец Сына, чтобы, как представляем в уме, что есть Бог, точно так же представляли, что Он и Сына имеет. Теперь присовокупляем к этому то, что Он есть и Вседержитель. А это мы говорим, имея в виду как язычников и иудеев, так и всех вообще еретиков. 2 . Ибо одни из язычников называли Бога душой мира, другие думали, что власть Его простирается на одно только небо, а на землю нет, а некоторые, вместе с ними заблудившись, превратно поняв эти слова: и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ), дерзнули действие провидения Божия ограничить облаками и небом, а все находящееся на земле удалить от Бога, забыв то, что говорится в псалме: Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс.138:8 ). Ибо если нет ничего выше неба, а ад ниже земли, то, конечно, Владеющий преисподними местами держит и землю. 3 . Но еретики, как я и прежде сказал, не признают Единого Вседержителя Бога. Вседержитель есть Тот, Кто всем обладает, над всем имеет власть, но говорящие, что один есть Господь души, другой тела, конечно, такого Господа называют несовершенным. Ибо как Он будет совершен, когда другому предоставляет что-либо? Имеющий власть над душой, а над телом не имеющий власти что за Вседержитель? И господствующий над телами, а над душами не имеющий власти также что за Вседержитель? Но Господь обличает таковых, говоря вопреки им: бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Если бы Отец Господа нашего Иисуса Христа не имел власти над обоими, то каким бы образом ту и другое мог подвергнуть наказанию? Ибо каким образом сможет Он, взяв неподвластное Ему тело, ввергнуть его в геенну, если сначала не свяжет крепкого и не похитит его оружия (см. Мф.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1. Что говоришь ты? После испытания Бог знает, а прежде испытания не знает? Отнюдь нет; как это может быть, когда Он знает все прежде бытия? Выражение: «испытал меня» значит: совершенно знаешь меня. Как апостол, когда говорит, что Бог испытает «сердца» ( Рим.8:27 ), означает не неведение, а со­вершенное знание, так точно и Псалмопевец словами: «испытал меня» означает яснейшее знание, т.е.: Ты совершенно знаешь меня. «Ты у знал, когда я сажусь и встаю». Сидением и восстанием означает он всю жизнь, потому что в этом про­ходит наша жизнь, – в делах, движениях, входах, выхо­дах. Затем, так как он в начале сказал: «испытал меня», то чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, что Он знает только по испытанию, или по опыту, на основании слов: «Ты у знал, когда я сажусь и встаю», посмотри, как он пред­отвращает это последующим прибавлением: «Ты издали, – говорит, – у разумел помыслы мои» ( Пс.138:2 ), выражая этим, что Бог знает не вследствие испытания и не имеет нужды в испытании, но знает все силою предведения. Тот, кто знает помышления, находящиеся в уме, не имеет нужды в испы­тании посредством дел. Притом Бог знает помышления не только появляющиеся в уме, но еще прежде, нежели они появились; и не просто прежде, нежели появились, но и задолго прежде. Желая выразить это, пророк и присовокупил: «ты издали у разумел помыслы мои». Если же Бог знает сами помышления, то для чего Он употребляет испытание посред­ством дел? Не для того, чтобы Самому узнать, но чтобы испы­тываемых сделать опытными. Так и Иова Он знал прежде испытания, почему и свидетельствовал о нем так: «человек непорочный, справедливый, богобоязненный» ( Иов.2:3 ); однако употребил и испытание, чтобы и его сделать более твердым, и обличить ко­варство диавола, примером его сделать и других более рев­ностными. И удивительно ли, что Он поступил так с Иовом, когда и с грешниками Он делает то же самое? Так, Он со­вершенно знал, что ниневитяне не заслуживают погибели, но чрез покаяние исправятся; однако употребил и испытание са­мым делом; и везде Он представляет много доказательств Своего промышления и человеколюбия, не довольствуясь Своим знанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Подпишитесь на наш Телеграм В конце заметки «Рассказ о грехопадении как призыв открыть глаза» я написал, что поиску ответов на поставленные вопросы может помочь различение между смертью как естественным процессом и смертью как богооставленностью. Такое различение присутствует в богословии митрополита Сурожского Антония и оно является частью его более общего взгляда на сошествие Христа во ад. Итак, митр. Антоний проводит различие между двумя аспектами смерти: физической смертью, являющейся, согласно традиционным православным представлениям, разлучением души от тела, и смертью как отделением от Бога. Именно вторая является для него смертью по существу, смертью с большой буквы. Митр. Антоний ставит знак равенства между такой смертью и сошествием в шеол, или ад (при обсуждении этого вопроса митр. Антоний употребляет слова «шеол» и «ад» как синонимы). Шеол он понимает вполне в духе Ветхого Завета как «место радикального отсутствия, место, где Бога нет». Комментируя притчу о богаче и Лазаре, митр. Антоний отмечает, что «между Богом и этим местом нет пути». Именно богооставленность является основной характеристикой шеола: «судьба их различна, страдание их различно, а оставленность – почти одинакова». Заметим, что в этой притче не происходит и встречи Лазаря и богача, на что, однако, митр. Антоний особого внимания не обращает. Таким образом, ад – место, где не происходит ни встречи человека с Богом, ни встречи человека с человеком (как уже отмечалось, тема встречи очень важна в богословии митр. Антония ). Каждый человек уходит туда, «откуда нет возврата и где никогда не будет встречи с Богом, где нет встречи человека с человеком по предельной разобщенности». При этом мучения, даже если они там есть, отступают на второй план: «Так вот, ад, о котором говорит Ветхий Завет, – это вовсе не дантовский ад, драматическое место мучений. Это что-то еще более страшное». Некоторого противоречия со словами «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс 138:7-8) митр. Антоний не скрывает и истолковывает данные слова как выражение ожидания, которое исполнилось только в Новом Завете.

http://blog.predanie.ru/article/soshestv...

О первом члене Символа Веры 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Веровать в Бога, значит быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедывать ее. Исповедывать веру – значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания, и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:10 ), говорит апостол Павел. Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые, мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека. Слова символа веры : «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него ( Исх.44:6 ; Исх.20:2–3 ; Втор.6:4 ; Ин.17:3 ; 1Кор.8:4–6 ). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога – невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божия, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух ( Ин.4:24 ), живой ( Иер.10:10 ; Фессал. 1, 9); самобытный , т. е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе – Сущий ( Исх.3:14 ; и Ин.2:13 ), вечный ( Пс. 89, 3 ; Исх.40:28 ; Рим.14:25 ), неизменяемый ( Иак.1:17 ; Мал.3:6 ; Пс.101:28 ), вездесущий ( Пс.138:7–12 ; Деян.17:27 ), всеведущий ( 1Ин.3:29 ; Евр.4:13 ), всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ; Пс.32:9 ), всеблагий ( Мф.19:17 ; Пс.24:8 ), премудрый ( Пс.103:24 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ), всеправедный ( Пс.7:12 ; Пс.10:7; 2 Рим.6:11 ), вседовольный ( Деян.17:25 ), всеблаженный ( 1Тим.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Псалом 147 Господь дарует мир и благоденствие Иерусалиму и всей стране своего избранного народа-Израиля. Аллилуия, Аггеа и 3ахарии. (См. Пс.137,138,145 ). 1–3. Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе: яко укрепи вереи врат Твоих, благослови сыны твоя в тебе. Полагаяй пределы Твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя. Господа, как Царя над Своим народом, должен прославлять прежде всего главный город его, Иерусалим, где преимущественно Господь являет Свое присутствие. – «Восхваляй, Иерусалим, Господа, хвали, Сион, Бога твоего: ибо Он укрепляет вереи ворот твоих», – а вместе с тем, разумеется, и правительство города и страны: Он благословляет и сынов твоих – граждан, верных Богу, который избрал Сион жилищем Себе» ( Пс.131:13 ). Он полагает пределы твоя мир, или – твердо хранит мир на всех пределах твоих, не допуская ни нападения от соседей – неприятелей, ни скорби от бедствий и нищеты... Он «и туком пшеницы насыщает тебя», – покрывая небо облаками и проливая обильный дождь на землю, Он возращает во всей стране тучную пшеницу в изобилии, достаточном для насыщения народа на всех пределах оной. (Ср. Пс.146:8–9 ; Пс.71:16 ; Ис.60:18 ).– 4–7. Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его, дающаго снег Свой яко волну, мглу яко пепел посыпающаго, метающаго голоть Свой яко хлебы: противу лица мраза Его кто постоит? Послет слово Свое, и истает я: дхнет дух Его, и потекут воды. Хвали, Иерусалим, Господа (ст. 1), ибо Он посылает слово свое земле, – дает ей повеление: до скорости течет слово Его, или – Его гром, как слово повеления Его, распространяется с величайшей быстротой, – подобно тому, как и чрезвычайные царские повеления быстро распространялись в народе посредством громкоголосых вестников-глашатаев и гонцов-скороходов ( Дан.3:4 ). – И этому слову Господа все на земле послушно. Так, Он дает снег свой как волну, т. е. такой же белый, мягкий, пышный, как овечья шерсть ( Ис.1:18 ; Сир.43:19–20 ). – Он дает мглу, яко пепел посыпающего, или – туман, серый как пепел, коим во множестве посыпали окрестности города Иерусалима, особенно на южной его стороне ( Иер.31:40 ). – Он метает голоть свой яко хлебы, или – разбрасывает свой голоть – лед, точнее – град, как-бы куски хлеба из сокровищницы, которые хозяин раздает рабам в своем доме, или животным на своем дворе (ср. Пс.122:2 ; Пс.103:27–28 ). – Противу лица мраза Его кто постоит? – перед морозом, какой посылает Господь зимой, никто не устоит. –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

     Когда я выступаю на радио, люди часто задают мне вопросы, касающиеся Божьего управления миром. Мы, христиане, верим в Божий промысл: что всё, что происходит, является частью таинственного и прекрасного Божиего плана, который включает как грандиозные события мировой истории, так отдельные жизни, вашу и мою. Однако для многих это служит источником недоумения: в мире происходят ужасные вещи. Они тоже часть Божьего плана? Как говорит псалмопевец, «Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138, 4; 16)Этот план не может быть нарушен: «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14, 24) Эта истина должна служить источником надежды и утешения для верующих: как говорит апостол, «притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Однако в интернете я видел атеистический демотиватор: «Каждый год тысячи детей умирают, не дожив до пяти лет. Если это часть Божьего плана – то это паршивый план». Но не только атеисты могут испытывать недоумение: мы открываем социальные сети, а там страшная катастрофа, при которой погибли сотни людей, возвращавшихся из отпуска, гнусные преступления, мучительные болезни… все это часть прекрасного Божьего замысла? Людям кажется крайне отталкивающей мысль, что Бог как-то стоит за этими бедствиями, насылает их на людей в каких-то Своих непостижимых целях. Что же, эта мысль просто неверна. Бог ни в каком смысле не является источником зла. Несчастья являются частью Его плана — но в другом смысле. Даже на чисто человеческом уровне мы можем говорить о том, что какие-то вещи являются частью плана в двух смыслах. Во-первых, речь может идти о том, что мы активно планировали и хотели, чтобы эти вещи произошли. Например, мы можем говорить о плане открытия хирургического центра. Этот план включает в себя возведение специальных корпусов, закупку необходимого оборудования, привлечение разного рода специалистов, обеспечение их работы.

http://pravoslavie.ru/87592.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010