Известно, что Бог любит и требует от нас добродетелей любви и целомудрия, созерцания и молитвы. Напротив, телу нравятся чревоугодие, распутство и все, что их разжигает. Поэтому «сущии во плоти Богу угодити не могут» (Рим. 8:8), а «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Когда ум обуздывает чувства и они прекращают подчиняться неразумному началу души, тогда он легко обращается к Богу, и тело начинает повиноваться ему. Наш общежительный образ жизни — это твердое основание для взращивания такого состояния. Потому что точность в выполнении уставного порядка, устранение от причин, влекущих к греху и принуждение себя к братолюбивому поведению, — все это без труда ведет нас к тем началам и принципам, которые направлены на устранение от всего, что нам вредит, и осуществление того, что созидает.    См. примечание на с. 75.    Об излишествах и недостатках страстей, уравновешиваемых добродетелями см. Беседу Шестнадцатую и примечание на с. 62.    Ср. пер. А. И. Сидорова: прп. Максим Исповедник, Главы о любви, Первая Сотница, 76. Творения, Кн. I, с. 104.    Там же: Вторая Сотница, 59. С. 115.    Там же: Третья Сотница, 9—10. С. 122. БЕСЕДА СОРОКОВАЯ. «Исповедайтеся Господеви» (Пс. 135:1 )...    Отцы и братия, я не буду молчать, пока мы с вами находимся на поприще борьбы и идем по пути нашего возвращения в жизнь, которую мы потеряли при грехопадении. Мы похожи на потерпевших кораблекрушение или на жертвы величайшей катастрофы, которые, находясь под грудой развалин, все еще пытаются спастись. И спасение наше осуществил Господь через Свое воплощение и явление в мир, оплатив сначала долг за нашу вину, а затем возвратив нам Благодать, которую мы потеряли. Примером Своей добродетельной жизни Он дал нам мужество, необходимое для ведения брани, мужество, которое мы тоже потеряли вследствие растления и отдаления от Бога.    Мы знаем, что наши страсти и похоти, которые часто увлекают нас, неразумны и отвратительны перед Богом. Мы должны все испытывать, то есть распознавать. Как говорит Апостол, «вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего» (1 Кор. 6:12). Мы принадлежим не себе, но Богу, Который есть наш Творец и Воссоздатель. Не будем следовать примеру наших первозданных прародителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

– в 3 слове на Притч. 9:1 (см. С. 108, прим. 3) – «одушевленное Обиталище... Премудрости Божией»; – в Гомилии (см. С. 109, прим. 1) – «скиния жизни»; – в Гомилии на Успение (см. 110, прим. 1) – раскрывается связь со словами «град Божий» из Пс. 86:3 . С. 112, абзац 1 – Наконец последний образ в данной главе для сравнения Пресвятой Богородицы – «Кивот», с этим образом тесно связан образ Богородицы как Сосуда. Автор предполагает, что «эта система образов (Богородица – Сосуд, Христос – Манна)… могла быть заимствована Феофаном… вероятнее, из Гомилии на Успение св. Филофея Коккина, в которой золотой сосуд с манной ( Исх. 16:33 ) назван «неложным образом (τπος) Богоматери». Глава 7. Богородица стоит на границе между Ветхим и Новым Заветами. Богородица как новозаветное Святое Святых. С. 120, посл. абз. с переходом на С. 121; прим. 7 на С. 120 и 1 на С. 121 – Говорится, что рассуждения Феофана о ветхозаветном законе опиралось на «Первую речь св. Филофея Коккина соепископу Игнатию, посвященную истолкованию Притч. 9,1 », в которой свт. Филофей «различает два рода символов: устаревшие ветхозаветные… и новозаветные». Глава 9. Учение Феофана Никейского о Богородице как Отце верующих и Посреднице между Богом и Церковью в деле нашего спасения. С. 133, абз. 3, строки 1–4, прим. 5, 6 – Говорится о том, что у свт. Филофея (Коккина) Богородица называется «посредницей (μεστις) между Богом и человеческим родом». Также присутствует у святителя понятие посредничества Богоматери (μεσιτεα). С. 135, посл. 2 строки, прим. 1 – Указывается, что у свт. Филофея в Гомилии на Успение есть еще одно более выразительное наименование Богородицы в смысле ее посредничества и заступничества – «Спасительница (στειρα)». Автор в прим. 1 поясняет, что подобные наименования следует сближать с таким именем Богородицы, как «Подвигоположница». С. 146, строки 4–7, прим. 2 – Указывается, что выражение у Феофана Никейского «вместилище Божества» встречается и у свт. Филофея (Коккина): «А как воистину Матерь Божия, Вместилище (δοχεον) и Дом (οκος) превышеестественный, и Она вся украшена и укреплена вот этими семью дарами ( Ис. 11:2 ) Всецелого Духа (καθλου το πνεματος)». В другом месте у святителя – «Вместилище Божественности» (см. прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Простите ж; и призовите помощь Божию на наше скудное делание». 29 (XIII) 135 26 ноября того же года [Смарагд] пишет ко мне [о. Иерофею по делу о Павловском соборе]: «По дошедшему до Всемилостивейшего Государя Императора сведению, что в Орловском Кафедральном Соборе служение прекращено по неисправности того Собора, Высочайше повелено чрез Гр. Клейнмихеля 136 немедленно всё освидетельствовать и донесть Его Величеству. Слава Богу, Который Сам чрез Своего Помазанника вступился за нас!» 30 (XIV) 137 В письме от 30 того же Ноября года] Архипастырь [Смарагд] говорит: «В прошедшую Пятницу (27 Ноября 1853 г.) 138 мы слушали Высочайшее собственноручное повеление, другое уже, о Павловском Соборе: «Послать благонадёжного офицера и Архитектора и освидетельствовать Собор, представить планы ветхостей и исправлений и донесть: кто строил, какие имеются средства к исправлению, и кто представлял об освящении?» Слава Богу, теперь можно надеяться, что Собор наш приведён будет в благоустроенный вид. Я думаю, что все ныне воскреснут от сна, и скоро от Графа Клейнмихеля 139 наряжены будут свидетели. Бывший Г... М.., из всех в мире человек зловреднейший 140 , доказывал здесь везде, что Собор благоустроен и чрез освящение Духовенством принят; и более ничего не требуется; а оставить его и теперь должно на попечении Духовенства. К сей своей мысли увлёк он и Дворянство, разумеется, неблагонамеренных... Обносил меня самыми чёрными и нещадными красками словесно и письменно... Но велик Господь и правосуден! И ныне меня, могу сказать, другого исповедника 141 за Павловский Собор, подкрепляет и изводит судьбу мою и правду мою яко полудне ( Пс.36:6 ). О, Господи! Прости врагов моих и меня бессильного и не могущего спокойно, как бы должно, переносить диавольских козней их, помилуй своим благоутробием! М-в 142 многих и Дворян успел отвратить от меня и поселить в оных недоверчивость ко мне. Да воздаст ему Господь, яко же Сам весть». 31 (XV) 143 От 5 Декабря (того же) 1853 года [Смарагд] изволил писать [о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(8) . (LV): Пс. 106 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Яко к Тебе , Господи, Господ, и очи мои , сохрани и спаси мя. Не говорится о входе. Остальное последование. Отпуст. Пятница утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (LV): Пс. 106 . Аллилуия. (3) . (LVI): Пс. 107 (,108). Помози ми, Господи. (4) . (LVII): Пс. 109 (,110,111,112). Аллилуиа. Каждение. (5) . (LVIII): Пс. 113 (,114,115,116). Услыши мя, Господи. (6) . (LIX): Пс. 117 . Аллилуиа. (7) . (LX): Пс. 119 (, 120,121,122,123,124). Помилуй мя, Господи 561 45. (8) . (LXI): Пс. 125 (, 126,127,128,129,130). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Омый скверну сердца моего , очисти множества согрешений моих , силою креста Твоего , Боже , и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Пятница вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Гебе, Боже. (2) . (LXI): Пс. 125 (,126,127,128,129,130). Аллилуиа. (3) . (LXII): Пс. 131 (,132). Помяни мя, Господи. (4) . (LXIII): Пс. 134 (,135). Аллилуиа. (5) . (LXIV): Пс. 136 (, 137). Милостив буди мне. Господи. (6) . (LXV): Пс. 138 (,139). Аллилуиа. (7) . (LXVI): Пс. 141 (,142). Услыши мя, [ " осподи. (8) . (LXVII): Пс. 143 (,144). Аллилуиа. (9) . (LXVIII): Пс. 145 (, 146,147). Заступи мя, Господи. (10.) 562 . (XV): Пс. 31 (,32). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Бога из Тебя воплотившагося . познавали Богородице Дево , Сего умоляй спастися душам нашим. Не говорится о входе. Прокимен. Остальное последование. Отпуст. Суббота утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Господи. (2) . (XV): Пс. (31,)32. Аллилуиа. (3) . Песнь 1-ая: Исхода 15,1–19. Господеви поем, славно бо прославися. (4) . Песнь 2-ая: Второзак. 32,1–14. Слава Тебе, Боже 563 . » 32,15–21. Сохрани мя, Господи. » 32,22–38. Праведен еси, Господи. » 32,39–43. Слава Тебе, слава Гебе. (5) . Песнь 4-ая: Аввакум 3,2–19. Услыши мя. Господи. (6) . Песнь 5-ая: Исайя 26,9–20 ( Иона 2,3–10 ). Милостив буди мне, Господи. (7) . Песнь 3-ья: 1Цар. 2,1–10 . Помилуй мя, Господи. Лука 1,46–55. (Мегалунарион Матерь святая чистого света , ангельскими песньми Тя ублажая, величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д: «Премудрость». X: «Благослови». С: «Сый благословен Христос Бог наш…». X: «Аминь. Утверди, Боже, Святую Православную веру…». Ч читает 1 час. Полиелей Полиелеем называют 134 и 135 псалмы. Эти псалмы сходны по содержанию, они приглашают к прославлению Бога за Его благодеяния. Их содержание перекликается: ср. Пс.134:8-10 и Пс.135:10-16, 134:10-11 и Пс.135:17-20 (имеется буквальное сходство в выражениях). Текст псалмов отражает восторженную радость, проявляющуюся в потоке благодарности. 135 псалом выражает мысли 134 более восторженно и сильно. Пс.134:5 – «Господь наш над всеми боги»/ Пс.135:2-3 – «Богу богов», «Господеви господей». Особую торжественность 135 псалму придает звучащий после каждого стиха припев «Яко в век милость Его». Этот припев, удобный для респонсорного исполнения псалма, повторяется 26 раз. Исторически полиелеем является первая слава 19 кафизмы (134–136 псалмы). Греческое название πολυλεος «многомилостивый» проистекает от многократного припева к стихам 135 псалма «Яко в век милость (ελεος) Его». По студийскому уставу полиелей пелся на 4 глас с особым аллилуарием (в период с 1 по 4 глас) и на 6 глас (в период с 5 по 8 глас). По студийско-алексеевскому уставу пелся только в пятницу (что соответствовало расписанию чтения Псалтири). В настоящее время полный полиелей (134–136 псалмы) поется только в подготовительные недели перед Великим постом. Иерусалимский устав говорит о пении полиелея на праздники и в воскресенье в зимний период (когда на утрене читается три кафизмы). Величание. Седален Пение величания после полиелея неизвестно в Греческой Церкви. Изначально под величанием понимался стих, который при больших праздниках заменяет пение «Честнейшую Херувим». В современном славяно-русском Типиконе о величании после полиелея говорится в последнем «зри» 2 главы. Во время пения величания совершается каждение всего храма. При этом, если совершается служба полиелейному святому, то Царские врата должны быть закрыты (2 глава говорит, что иерей выходит для каждения северными вратами), а если святому бденному, то – открыты. Выход священства в центр храма Царскими вратами по Типикону положен только на всенощном бдении. В современной практике такой выход бывает и при памяти полиелейного святого.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Смысл этого величественного образа есть, очевидно, тот, что существо Божие непостижимо, что человек может созерцать только славу Божию, т.е. только внешние обнаружения свойств Его в природе и человеке. Таков именно характер и представляет собою ветхозаветное учение о свойствах Божиих. Оно поставляет их или в независимости от условий времени и пространства, т.е. в вечности ( Втор.32:40 . Пс.89:3 . Ис.40:28 . Иер.10:10 ), самобытности ( Исх.3:13–14 . Ис.43:10 . Пс.35:10 ) и вездеприсутствии ( Быт.31:44 . Быт.28:15 . Втор.4:39 . Пс.138:7–10 . 3Цар.8:27 ), или, по соотношению с духом человеческим, во всеведении Божием ( Быт.16:13 . 1Цар.2:3 . Иер.10:10 . Пс.37:10 . Иов.28:24 ), в самоизволении ( Притч.21:1 , Иов.23:13 . Иер.27:5 . Дан.4:32 ), всемогуществе ( Быт.18:14 . Пс.88:9 . Пс.23:10 . Иер.32:18 . Иов.42:2 ), истинности, неизменности ( Пс.30:6 . Иер.10:10 . Пс.24:10 . Числ.23:19 ), правде, правосудии ( Быт.18:25 . Пс.10:7 . Пс.9:9 ) и в благости Божией ( Пс.103 . Пс.135:25 . Пс.144:16 . Пс.117:1 . Пс.102:8 ). Особенно характерно в ветхозаветном учении название Бога „святым“. Оно усвоено Себе Самим Богом и положено в основу всей ветхозаветной религии. Святы будьте, говорит Господь чрез Моисея народу, ибо свят Я, Господь Бог ваш ( Лев.19:2 ). Обозначая словопроизводством своим 261 нечто выделенное, отрешенное, светлое ( Ис.10:17 ), чистое ( Лев.10:10 ), оно указывает на отрешенность Божества, во-первых, от всего тварного, от всего того, что не Он ( Исх.15:11 , 1Цар.2:2 ) и, во-вторых, от всякой тварной нечистоты ( Лев.11:44, 21:8 ). Все, поэтому, греховное, нечистое находит в нем, как святом, строгого для себя обличителя. Вознесется, говорит пророк Исаия, Господь Саваоф в суде и Бог Святый прославится в правде ( Ис.5:16 ). Здесь причина казни Содома и Гоморры ( Быт.18 ). Будучи, по Своей святости, праведен и правосуден, Он есть, в то же время, и милостив. Он обещает пощадить нечестивые города ради десяти даже в них праведников ( Быт.18 ). Он Сам приходит на помощь человеку и дает ему освящающие его средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

библейских отрывков и псалмических стихов (Песукей де-Зимра у ашкеназов; в сефардской традиции они называются «земирот» - песни) (Мишна. Берахот. 5. 1; Вавилонский Талмуд. Шаббат. 118b). В ашкеназской традиции это 1 Пар 16. 8-36; Пс 100 (псалом благодарения, в субботы и праздники заменяется др. псалмами); «Ашрей» и Пс 145-150; славословие, составленное из стихов Пс 89, 135 и 72; 1 Пар 29. 10-13 и Неем 9. 6-11 (благословение Давида); Исх 14. 30 - 15. 19 (песнь на море). Хотя еще Маймонид полагал, что Пс 145-150 являются ядром этого чина, его название указывает на то, что в основе лежат не целые псалмы, а отдельные стихи ( Mann. 1925). На праздники выбираются иные стихи псалмов (Соферим. 18. 2; 19. 5; 20. 5-9). О благословениях в составе Песукей де-Зимра см.: Liebreich. 1950. После прочтения Шма, Амиды и Торы совершается чин «Ашрей» (Блажен), к-рый состоит из Пс 83. 5; 143. 15; 144; 113. 26 (115. 18) (Вавилонский Талмуд. Берахот. 4b). Он читается в составе Песукей де-Зимра и ближе к концу Шахарит, а также в составе Минхи и перед селихот в месяцы элул и тишри. В Йом Киппур читается в составе службы Неила. В Иерусалимском храме при завершении ежедневных жертвоприношений утром и в полдень левиты пели псалом (1 Пар 23. 30-31; Сир 50. 18). В надписаниях греч. Псалтири (LXX) и в Мишне сохранились указанания на фиксированный недельный цикл псалмов: в воскресенье - Пс 24 (в синодальном переводе - 23), в понедельник - Пс 48(47), во вторник - Пс 82(81), в среду - Пс 94(93), в четверг - Пс 81(80), в пятницу - Пс 93(92), в субботу - Пс 92(91) (Мишна. Тамид. 7. 4; ср.: Соферим. 18. 1; подробнее см.: Trudinger. 2004). В праздники (изначально в Песах (Мишна. Песахим. 5. 7; 10. 6-7) и Суккот (Мишна. Сукка. 4. 9)) поется «египетский» Халлель - Пс 112-117, к-рый начинается и заканчивается прочтением благословения. В последние 6 дней Песаха и в Новомесячье поется хаци-Халлель (сокращенный вариант Халлеля). О псалмопении в синагогальном богослужении см.: Maier. 1983. Все ежедневные службы завершаются хвалением «Алейну ле-шаббеах» («На нас возложена обязанность прославлять»).

http://pravenc.ru/text/Иудейское ...

указатель: Θεφιλος, π. Καμπανας. Νομικν ποιηθν κα συνταχθν ες πλν μετφρασιν/Κριτ. κδ. Δ. Σ. Γκνης. Θεσσαλονκη, 1960. Σ. 331). Соч.: «Краткая хроника»: PG. 134. Col. 40-1414; 135. Col. 9-326; Паралипомен Зонарин/Предисл.: О. Бодянский. М., 1847; Ioannis Zonarae Epitome historiarum/Ed. L. Dindorf. Lipsiae, 1868-1875. 6 vol.; Ioannis Zonarae Annales/Ed. M. Pinder, T. Büttner-Wobst. Bonnae, 1841-1897. 3 vol. (CSHB); толкования на каноны: Συνοδικν, sive Pandectae canonum SS. Apostolorum et Conciliorum ab Ecclesia Graeca receptorum/Ed. G. Beveregius. Oxonii, 1672. Vol. 1. P. 1-680; Vol. 2. Pars 1. P. 1-188; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 2-4 (PG. 137. Col. 36-1497; 138. Col. 9-937); юридические трактаты: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 592-597 (PG. 135. Col. 429-437); Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 598-611 (PG. 119. Col. 1011-1032); Commentarius in s. Sophronii Hierosolymitani// Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 5. Σ. 137-150 (BHG, N 1641); Vita s. Silvestri//Roma e l " Oriente. 1913. Vol. 6. P. 340-367 (BHG, N 1633-1634); Laudatio s. Cyrilli archiep. Alexandriae (BHG, N 2099; не изд.); Laudatio s. Eupraxiae (BHG, N 631m; не изд.); Oratio de festo Crucis in media quadragesima (BHG, N 419m; не изд.); Oratio de Hypapante (BHG, N 1962c; не изд.); Scholia in carmina Gregorii Nazianzeni// Scordylius Z. Νικτα φιλοσφου το κα Δαβδ ρμηνεα ες τ τετρστιχα το μεγλου πατρς μν Γρηγορου το Ναζιανζηνο. Venetiis, 1563. Fol. 3-6, 11r - 12v, 19r, 19v (CPG, N 3049); Idem//PG. 138. Col. 925 [под именем Феодора Вальсамона]=PG. 38. Col. 841-844 [анонимно]= Pitra. Juris ecclesiastici. Vol. 1. P. 654-655 [в аппарате, под именем И. З.] (CPG, N 3050); Lexicon [Dub.]/Ed. J. A. H. Tittmann. Lipsiae, 1808. Amst., 1967r. 2 vol.; [Epistulae [Dub.]]//PG. 76. Col. 1069-1073 [ep. 13], 1073-1076 [ep. 32], 1121-1124 [ep. 10]; Scholium [ad tomum Sisinnii]// Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 19 (PG. 119. Col. 741); Canon in s. Deiparam//PG. 135. Col. 413-421; Expositio canonum anastasimorum Damasceni//Ibid. Col. 421-428 (только вступление; новое, более полное изд.: Μονιο Ν. Ι. Κριτικ κδοσις τς ρμηνεας το Ιωννου Ζωναρ σ ναστσιμο καννα το Ιωννου Δαμασκηνο: Διπλωματικ ργασα. Αθνα, 2006); рус. пер.: Правила ап. с толк.; Правила ВС с толк.; Правила ПС с толк.; Заозерский Н. А. [Предисловие к толкованию канонов]//БВ. 1893. Т. 2. 6. С. 577. Примеч. 1; Трактат Иоанна Зонары о недопустимости брака двух троюродных братьев с одной женщиной/Вступ. ст., пер. с греч. и коммент.: А. Г. Бондач//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2007. Вып. 17. С. 45-64.

http://pravenc.ru/text/471214.html

Да не победит мое нечестие Твоего милосердия, пусть не победит мое нерадение Твоего человеколюбия. Благоволи ко мне, Господи, по милости Твоей и уврачуй мои немощи ради святого имени Твоего. 5. Не вниди в суд с рабом Твоим (Пс. 142, 2). Если Ты захочешь судиться с нами, уста всех затворятся, и никто не оправдается. Ибо чем мы можем воздать Твоей неизреченной благости за такие великие благодеяния? Ты из небытия воззвал нас в бытие, сотворил, размножил, покрыл, распространил, все покорил под ноги наши (Пс. 8, 7). Потом заблудших обратил, погибших взыскал, взял на плечи, искупил Своей Кровью, нагих облек одеждой, уничиженных обогатил, сделал нас Своими братьями, наследниками и сонаследниками. Что мы против этого можем возразить и сказать в свое оправдание? Чего не дано нам? Чего мы не имели, чтобы жить свято и благоугодно?! Поэтому не вниди в суд с рабом Твоим; отврати лице Твое от грех моих (Пс. 50, 9). Преклони чашу весов на сторону милосердия, дабы безмерная тяжесть моих грехов не послужила к моему осуждению. Спаси меня по Твоему милосердию, которым спаслись все достигшие спасения. Согрешил Моисей, согрешил Петр, и никто не чист от греха. Поэтому, трудясь, ищу спасения через веру, а не через дела, чтобы и мне Человеколюбец сказал: Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7, 50). Из всех помилованных Тобой никто не слышал: " Дела твои спасли тебя, иди с миром " . Ибо вся наша правда пред лицом Твоим, как белье нечистое (см. Ис. 64, 6). Поэтому опять взываю: " Спаси меня по милости Твоей " . Милость Твоя пусть пребудет со мной во все дни жизни моей (см. Пс. 22, 6). Милость Твоя пусть взыщет меня, на горе себе от Тебя отказавшегося беглеца, который всегда спешит ко греху. Милость Твоя пусть взыщет меня и совершится, удилами и уздой пусть усмирит меня, не приближающегося к Тебе (см. Пс. 31, 9). Ты - Бог, творящий великие чудеса (см. Пс. 135, 4), яви дивно милости Твои, спасающий уповающих на Тебя (Пс. 16, 7), являющий милость свыше надежд и свыше прошения! Наглядное изображение трех греховных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

135, 9). Воссиял день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, – тебе свет его сияет: благодари Сотворшему солнце во область дне (ст. 8). Облака дождь кропят,  – тебе кропят: благодари Одевающему небо облаки, и угоовляющему земли дождь (Пс. 146, 8). Восстал ветр и начал облака прогонять и очищать небо, – тебе он служит: благодари Изводящему ветры от сокровищ Своих (Пс. 134, 7). Видишь поля, различными плодами исполненные, луга и леса зеленеющие, садовые деревья, изобилующие плодами, – то благости Божией дело; тебе то от Бога посылается: благодари Даровавшего, глаголя: благослови душе моя Господа (Пс. 102, 1). Пришла зима, оделась земля снегом, мраз связал озера, реки и болота, и так везде свободный устроился путь, нет нужды в мостах и прочих к переправам надобностях, – Божие то благодеяние есть? Твоей потребе служит сие: благослови Дающаго снег свой яко волну (Пс. 147, 5). Проходит зима, и весна наступает,  – тем тебе возвещается приближающееся как бы некое воскресение всея твари, мразом умершей; благослови Благоволившаго тако. Наступила весна; принесла земля различные плоды к насыщению и утешению твоему: благослови Устроившему тако, глаголя радостным духом с пророком: возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем! (Пс. 91, 5). Вкушаешь пищу: благодари Благодетелю. Греется покой твой, или варится пища огнем, – Божий дар есть огнь, который тебе работает и служит: благослови Сотворшего его. День прешед, пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вреда и погибели проводить его; пой сердцем и устами: песнословлю Тя, Господи! Уснул в нощи, и спав восстал, глаголи: благословлю Тя, Господи! Глаголи с пророком: аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (Пс. 3, 6). Чувствуешь угрызение совести за грехи: благодарение Богу приноси, потерпевшему согрешения твоя и не предавшему тебя в руки врага твоего: исповедайся благодарно со пророком: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое во век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010