В этом случае, как и во многих других, апокалиптика ближайшим образом примыкает к книге пророка Даниила, который говорит о Сыне Человеческом, грядущем с неба (ср. Дан.7:13 ), Но кто грядет с неба, тот –само собою понятно – ранее должен быть на небе 130 . Кроме того, здесь апокалиптики могли иметь в виду Мих.5:2 ; Ис.9:6–7 ; Пс.2:7, 109:5 131 . Но как бы то ни было, несомненно одно: апокалипсическое учение о предсуществовании Мессии вовсе не клонилось в сторону понижения характера представлений о нем в смысле огрубения, а, наоборот, стремилось выразить идею об исключительности Мессии, сверх натуральности. Спор идет лишь о том, насколько сумела сделать это апокалиптика; существование же самой идеи не отрицает и проф. А.В. Смирнов 132 . Для нашей цели достаточно и этого. За явлением Мессии последует вооруженное нападение на Него всех языческих сил (Енох. 90:16; Сивил. III, 663 и дал; апок. Вар. 40 ; 3Езд.13:33 ) 133 . По обычному представлению Сам Мессия уничтожит враждебные силы (Сивил. III, 652 и дал.; апок. Вар. 39–40, 70, 72 ; 3Езд.12:32–33, 13:27–28, 35–38 ). По другому представлению, уничтожение врагов последует через суд над ними (ср. Енох. 90:18 и дал.) 134 . После уничтожения врагов и безбожников наступит мессианское время, когда на место старого земного Иерусалима сойдет с неба новый славнейший Иерусалим, существовавший в раю прежде греха Адама, показанный Аврааму в ночном видении и Моисею на горе Синае ( Вар.4 ), также виденный в видении Ездрою ( 3Езд.10:44–59 ). Этот небесный Иерусалим отличается необычайным благолепием и величием (Енох.53:6, 90:27–29; апок. Вар.32 ; 3Езд.7:6 ) 135 . В царство Мессии соберутся рассеянные иудеи со всех сторон (апок. Вар. 39, 40:72 ). Царство Мессии распространится и над язычниками. При чем, по книге III Сивилл (ст. 710–726), языческие народы придут к сознанию истинности Бога и Его закона, принесут дары в храм Его, будут прославлять Его и поступать по Его закону. Язычники признают Мессию и будут верны Ему, потому что они увидят ту великую силу, которую дарует ему Бог (Енох.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Повозочка моя, в которой я ехал во всю дорогу, была весьма похожа на гроб, то есть так же узка и длинна и такой же формы, только тем отличалась от гроба, что на полозьях и на задней части оной был зонт. Не редко случалось ехать по узкой дороге, пробитой между глубокими снегами, и тогда мне казалось или приходило на мысль, что я еду в гробе по длинной могиле; ибо только стоило остановиться и велеть зарыть себя. Более 25 дней проведены вне всяких жилищ, которые или проезжали мимо, или в которые нельзя войти; 7 дней проведены совершенно в пустых местах (при переезде из Олюторской губы в Пенжинскую). Мороз (в 63° Сев. Широты) иногда был очень жесток. Но, благословен Господь, хранящий меня во всех путях моих! не смотря на быстрые и резкие перемены воздуха, воды, пищи, и проч., я и все сущие со мною (их было сначала 6, а под конец 4) были совершенно здоровы; никто из нас, можно сказать, не видал даже неприятности выключая мороза, все во всю дорогу благодушествовали; словом сказать, я готов ещё не один раз проехать по Камчатке, если только буду здоров. В Камчатке церквей очень много, судя по числу людей (10 – на 5,300 жителей), а в Охотске чрезвычайно мало (3 – на 6:000). Просят меня дать Священников жители Острова Павла, Курильцы; Тунгусы! и я нахожу это необходимым. Но нет денег. Августа 1 дня 1843 года Охотск. 5. Слово на память Святителя Алексия, в субботу первой недели Великого поста (февраля 12 дня 1844 г.), говорённое синодальным членом, высокопреосвященнейшим Филаретом, Митрополитом Московским И рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ). Одною из принадлежностей праздника обычай полагает праздничную трапезу. Празднику духовному духовная и трапеза, без сомнения, преимущественно приличествует. Но и телесной праздничной трапезы не отвергает праздник, даже духовный: потому что мы не бестелесны; потому что нас учат прославлять Бога не только в душах, но и в телесех наших, и, аще ямы, аще пием, и сие в славу Божию творите (1Kop.6:20, 10:31). Была некогда, и ныне есть, торжественная трапеза, телесная, только не просто телесная, которой желал вкусить, и не стыдился изъявить сие желание даже Неимеющий нужды ни в какой трапезе, потому что Сам дает пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стараюсь заниматься. Повидай, пожалуйста, Владыку через несколько дней. Спроси Владыку, имеет ли он сведения о том, каково суждение о нас русской церковной власти? Спокойной ночи, мои птички, завтра допишу, помолюсь о вас (я в церкви), благословлю вас запрестольным крестом и лягу, пока не потушили свет (тушат в 10 ч.). Мой любимый Томик, завтра мои именины, буду молитвенно с вами и друзьями, с которыми будешь, наверно, объединяться. Пришли черных Waterman чернил, это важно для моих записок по Новому Завету. Психологически готовлюсь на зимовку и стараюсь не поддаваться мечтам выйти до весны. Томик, время скоро пройдет, только бы морально победить, а это мы сделаем с Божьей помощью. Томзик, вот выборки, которые я сделал, чтобы Ты прочел: Иак. 1, 2–5; 2, 20–21 Рим. 8, 18 1 Кор. 10, 3 2 Кор. 1, 3–5, 4–17; 8, 1–2 Еф. 6, 8 Флп. 1, 29 Кол. 4, 2 Фес. 5, 16–19 1 Тим. 6, 12 2 Тим. 2, 3–7; 3, 12 135 Евр. 2, 4–12; 13, 2–14. Из всех Псалмов я выбрал: Пс. 18, 22, 26, 28, 30, 31, 33, 38, 41, 44, 45, , 61, 62, 64, 65, 68, 70, 83, 90, 95, 120, 138, 146, 148. Их я читаю как мое молитвенное правило, главным образом во время Appel’a. Стараюсь представить себе, как вы живете, как копошатся по дому детки Мрачные мысли гони молитвой Иисусовой. Часто причащайся Святых Таин. Думай о будущей, энергичной жизни и работе для Церкви. Настоящее испытание пролетит, как сон. У меня новое занятие: игра в шахматы. Замечательно помогает вырываться из обстановки. Ладик, мой любимый, я жду от тебя письма, скорей научись писать. Я очень надеюсь скоро быть с вами, усердно молюсь за вас, спасибо, что ты с Томкиным молишься за меня. Наверно, вашими молитвами Бог мне помогает в лагере. На этой бумаге я ничего не могу нарисовать как следует. Храни вас Господь, мои любимые птички. Ваша Собака. P. S. (рисунок) Это дом, в котором мы живем. Наше окно посередине. Прошу прислать мне ваши фото. Хочу иметь понятие о современном виде Павкина. 20.11.43 Мой дорогой, маленький Томик. Устраиваем новую церковь, т. к. наша отобрана под жилое помещение. Новая — в деревянном отдельном бараке на плацу, где служат католики. Перегородкой отделена часть барака. Церковь получилась вроде кламарской, побольше размером, светлое дерево. Завтра в воскресенье будем в первый раз там служить. С улицы, если встать около памятника, можно при открытых дверях хорошо услышать пение.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

Вечность входит в условия нашего времени. Не случайно святые отцы избегают резко противопоставлять время и вечность. То и другое имело начало, поэтому время и вечность в определенном смысле соразмерны. Время можно рассматривать как последовательность мгновений, каждое из которых причастно вечности. Вечность — это остановившееся время, а время — это движущаяся вечность. По словам святителя Григория Богослова, когда мы сводим в единство начало и конец времени, то приходим к вечности [ 38 ]. Приобщение к вечности мы можем пережить в молитве. Когда, забыв все вещественное, человек предстоит в молитве Богу, то время для него как бы не существует. Также, причащаясь Божественной Евхаристии, мы соединяемся с Христом Воскресшим, каждый в свою меру, приобщаемся к Царству Его славы и входим в вечность. Если в Библии сказано, что для Бога тысяча лет — как день вчерашний (Пс. 89, 5), то отсюда отнюдь не следует, что две тысячи лет для Господа — два дня. Бог, как уже говорилось, выше условий пространства и времени. Он вечен и Его вечность превосходит и тварную вечность, и подвижное время Вселенной. Святитель Дионисий Ареопагит пишет, что Бог «начальствует предвечно, ибо предшествует вечности и ее превосходит, и Царство Его — Царство всех веков» [ 39 ]. Примечания 1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 354. 2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 144. 3. Там же. С. 61. 4. Философский энциклопедический словарь. С. 427. 5. Св. Василий Великий. Шестоднев Гл 2, п. 3//Творения. ТСЛ, 1900 Т. 1. 6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 1. Гл. XIII. С. 183. 7. Прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 7. Машинопись. 8. Цит. по: В. Лосский. Догматическое богословие С. 135. 9. В. Лосский. Мистическое Богословие. С. 8. 10. Митр. Московский Филарет. Слово в день обретения мощей свт. Алексия//Слова и речи. М„ 1877. Т. 2. С. 436. 11. Прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 5. 12. В. Лосский. Мистическое богословие. С. 50. 13. Следует иметь в виду, что «век» (олам) означает в еврейском языке не только время, но и мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

126 Ср. Dion. Ar., e. h. 119, 9. 127 3 Цар. 17:4; 3 Цар. 17:6. Ср. Лк. 12:24. 128 Палама здесь указывает на пророка Илию (см. выше). 129 У Паламы опущен эпизод с явлением Богородицы и св. Николая (Николай Монах IV.6). 130 Эта идея Филона Александрийского о природе и вкусе манны была воспринята Григорием Нисским и другими, вероятно, как метафора многоразличной благодати, различных даров Святого Духа при единой природе Святого Духа. 131 Ср. топос у неоплатонического философа Порфирия: ρ ον ο τ μν χωρζοντα π τν ασθητν κα τν κατ ατ παθν, νγοντα δ πρς νοερν κα φνταστον παθ τε ζων καθ σον ον τε, τατα ν εη... (De abstinentia I, 30). Палама говорит о жизни исихаста, лишенной естественной деятельности разума, заключенной в смене представляемых образов, мыслей и представлений. 132 Ср. Bas. Theol., Adversus Eunomium V (vol. 29, 521.37). Вероятно у св. Василия это выражение от эллинской учености (встречается у Эпикура, Плотина, Прокла, Дамаския), особенно если учесть, что эта книга сочинения в действительности принадлежит Дидиму Александрийскому. 133 У Николая Монаха (IV.5) говорится о пятидесяти трех годах. 134 Ср. Феодорит Кирский. На Псалмы. PG 80, col. 1680.10. 135 Досл. «согласно своим хитростям». 136 Неясно, почему олень у Паламы (в отличие от Николая Монаха) оказывается самкой. Вероятно, аллюзия на Пс. 41:2. 137 Ср. Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофон (8,12.4-7): παραστησαμνη δ τν υν τν τοξτην φροδτη επε „Τκνον, ζεγος τοτο ρς ναφρδιτον κα χθρν μν κα τν μετρων μυστηρων δ παρθνος κα θραστερον μοσε κατ μο. ρς δ ατος π τν λαφον συντρχοντας. ρξαι κα σ τς θρας π πρτης τς τολμηρς κρης κα πντως γε τ σν βλος εστοχτερον στιν.“ ντενουσιν μφτεροι τ τξα, μν π τν λαφον, δ ρως π τν παρθνον κα μφτεροι τυγχνουσι, κα κυνηγτις μετ τν θραν ν τεθηραμνη. κα εχεν μν λαφος ες τ ντα τ βλος, δ παρθνος ες τν καρδαν τ δ βλος, Εθνικον φιλεν. δετερον δ κα π τοτον στν φησι. Ср. также Greg. Naz., De vita sua, l. 863 (sic). Эти пассажи указывают на некий тайный смысл: переживание особого рода мистической любви. Кроме того, олень был для греков символом робости, и этим символом Палама приуготовляет читателя к новой погоне, но теперь уже погоне охотника за Петром, ибо «душа, которую подгоняют стрекала любви, едва ли не насыщена [самой] стремительностью к предмету обожания, пусть даже и не окрылена» (§ 40). Дидим Александрийский писал в своих комментариях к псалмам, что ταν, φησν, [ λαφος] κα ποβλ τς τρχ[ας], σθει φιν κα νανεοται. βρσι τν φεων ναν ατν αθις [ποι]ε (Didymus Caecus, Commentarii in Psalmos, 4: Codex, p. 296, ll. 24-26). Таким образом провозглашается некая божественная юность стареющего и близкого к смерти Петра, которая приобретается через победу над бесами.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

Испрашивая у Бога вещественных или духовных благ, невозможно оставлять кого-либо в стороне. «Наш», «мы» Молитвы Господней – основа для православного обществоведения, благотворения, братства. Эта её строчка напоминает и об умножении Господом пяти хлебов и двух рыб в пустыне ради насыщения голода множества собравшихся( Ин.6:5–11 ). А ещё – об общем владении имуществом первыми иерусалимскими христианами ( Деян.2:44–45 ), и о последующем монашеском общежитии. Сюда же восходит и миссионерство. Можно ли не беспокоиться о том, чтобы Небесный Хлеб достиг тех, кто голоден духом? К.Е. Скурат С этого прошения начинается вторая часть молитвы Господней. Первые прошения относились преимущественно к славословию Имени Божия, хотя с этим славословием тесно связана и наша собственная слава. Следующие же четыре составляют просьбу о благах нашей личной жизни, хотя опять-таки дарование этих благ относится и к славе Имени Божия. «С четвёртого прошения, – читаем в книге «Святоотеческих наставлений о молитве и трезвении» – начинается поворот молитвы». Церковный писатель Тертуллиан видит в этом проявление Божественной Премудрости. «Какой прекрасный порядок дала Божественная Премудрость молитвенным прошениям, – восклицает он, – когда после небесного, то есть Имени Божия, Царства Божия, Воли Божией, дала место прошению и о земных потребностях». Словами четвертого прошения мы молим Господа, чтобы Он дал нам на этот день все необходимое для нашего существования – как телесного, так и духовного. Для телесной жизни нужны пища, одеяние и жилище. Но это попечение о естественных потребностях не должно заглушать памяти о всеблагом Божием Промысле. «Жизнь человеческая однодневна, – поучает святитель Григорий Нисский . Собственность каждого – одно только настоящее, а надежда на будущее остаётся в неизвестности... Для чего мучить себя неизвестным, томить заботами о будущем? Сказано – «довлеет дневи злоба его» ( Мф.6:34 )... Скажи Тому, Кто даёт «пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ): от Тебя моя жизнь, от Тебя да будет и средство к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Во второй день Бог отделил воду над твердью от воды под ней. Об этой воде, которая превыше небес, говорится в псалме 148 (ст. 4). Псалмопевец возвещает также, что Господь утвердил землю на водах и сотворил великие светила: солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью ( Пс.135:8–9 ). Апостол Петр пишет, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою ( 2Пет.3:5 ). У пророка Иеремии Господь говорит: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли» ( Иер.27:5 ). Наконец, Сам Спаситель подтверждает подлинность шестоднева, говоря о нерасторжимости брака как Божественного установления, о котором сообщается у Моисея в истории сотворения человека ( Мк.10:6 ; ср. Быт.1:27 ). Конечно, с естественнонаучной точки зрения, библейские сведения о происхождении мира далеко не полны и слишком кратки, однако не следует забывать, что цель бытописателя состояла не в том, чтобы изобразить космогонию или геогонию во всех подробностях, а в том, чтобы привести людей к вере в Бога, как истинного и единственного Творца Вселенной. Бог вдохновлял священных писателей, чтобы открыть истины сверхъестественного порядка, потому что последние превосходят силу нашего разума, а поэтому мы нуждаемся в том, чтобы Он Сам преподал их нам. Что касается явлений окружающего мира, то Он предоставил их нашему исследованию. За познанием физических явлений нужно обращаться не к Библии, а к самой природе. Как хорошо заметил Василий Великий , Моисей писал, чтобы сделать нас более религиозными, а не более учеными 461 . С этой точки зрения, краткое повествование пророка вполне соответствует поставленной цели. Он не только возвещает о единственном всемогущем Творце невидимого и видимого мира, но и последовательно описывает на своеобразном языке того времени основные этапы возникновения космоса в целом и различных уровней жизни на нашей планете: растений, животных и человека. Так что создается целостное представление о Вселенной и ясное понимание того, что ничто из существующего не стало существовать без воли Божией. Все разнообразие тварного бытия возникает постепенно, в соответствии с предначертанным Божественным планом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

из жизни праведников: – Иисуса Навина: « Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал ». ( Нав.5:15 ); – пророка Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей; – псалмопевца Давида: история его покаяния; – царя Соломона: построение Храма и его открытие и т.д. Мудрость показывается в Библии как навык предвидения последствий от возможных поступков. Премудрость – умение видеть себя в Промысле Божьем, а также видение мира Божия в его разумном устроении: « Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его » ( Пс. 135 ). На второй встрече очень важно повторить библейское учение о Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» ( Притч. 4,10 ). Необходимо его углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12 апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции. В анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты: а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни; б) сопереживание и сотрудничество с Богом; в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым предстоит принять; г) наш Путь – Христос: « Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ». ( Ин.14:6 ). 3я беседа. Тема : О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла. Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в общем-то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта, хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком « Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее » ( Еф.5.29 ). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают разрушать его т.к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

124 . Лившиц Г. Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959. 125 . Липин Л. М. В. Никольский – отец русской ассириологической науки//Учен. зап. ЛГУ им. А. Жданова . 1954, 179: Сер. востоковед, наук. Вып. 4. С. 317–328. 126 . Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. Репр. М., 127 . Лопухин А. Библейская история Нового Завета: [В 3 т.]. Репр. Сергиев Посад, 1998. 128 . [Лопухин А.]. Библия и научные открытия на памятниках Древнего Египта//Странник. 1884, 3. С. 403–420; 4. С. 589–610; 8. С. 645–667; 9. С. 3–27; 10. С. 183–197; 11. С. 369–394; 12. С. 551–578. 129 . Лундин А. Бронзовый кинжал из Лахиша с протосинайской надписью//ПС. 1986. Вып. 28 (91). С. 178–182. 130 . Лундин А. Названия и формы букв в семитских консонантных алфавитах//ВДИ. 1985, 4. С. 137–155. 131 . Лундин А. Табличка из Бет-Шемеша//ВДИ. 1989, 1. С. 144–150. 132 . Лурье И. К истории древнеегипетского законодательства времени Нового Царства (Опыт реконструкции)//ВДИ. 1946, 3. С. 27–45. 133 . Лурье И. К юбилею акад. Николая Михайловича Никольского//ВДИ. 1940, 3–4. С. 259–262. 134 . Лурье И. Новые данные о свободных земледельцах и рабах в Египте Среднего Царства//ВДИ. 1957, 1. С. 144–150. 135 . Макдауэлл Д. Неоспоримые свидетельства: исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993. 136 . Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997. 137 . Мартынов А. Археология СССР. М., 1973. 138 . Матвеевский П., свящ. Об открытиях в Ниневии в отношении к Священному Писанию//Странник. 1861, 10, отд. 2. С. 165–184. 139 . Матюшин Г. Археологический словарь. М., 1996. 140 . Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке/[Отв. ред. И. Стучевский]. М., 1987. 141 . Мелларт Д. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982. 142 . Mepnepm Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000. 143 . Mepnepm Н. Феномен Иерихона. Древнейшие земледельцы Палестины//МБ. 1999, 6. С. 103–111. 144 . Mepnepm Н. Энеолит Палестины//МБ. 1998, 5. С. 94–101. 145 . Миронов А. Из области археологии (ИР АО и его деятельность)//ВВИ. 1900, 10. С. 223–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

P. 69-72); в четверг 6-й седмицы (Ibid. P. 78). Кроме того, на праздник Успения Пресв. Богородицы 15 авг. читался отрывок Иов 28. 5-11 (Ibid. T. 2. P. 27). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., отражающему соборную богослужебную практику К-поля IX-XII вв., И. к. использовалась только за богослужением Страстной седмицы: паремия Иов 1. 1-12 - на вечерне в Великий понедельник, Иов 1. 13-22 - в Великий вторник, Иов 2. 1-10 - в Великую среду, Иов 38. 1-21 - в Великий четверг, Иов 42. 12-17 - в Великую пятницу (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 68, 70, 74, 80). В памятниках Студийского (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.; см.: Arranz. Typicon. P. 235, 242) и Иерусалимского уставов (напр., в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.), а также в современных греческих и славянских богослужебных книгах, унаследовавших к-польскую лекционарную систему постиконоборческого периода, назначаются те же чтения из И. к., что и в Типиконе Великой ц. Помимо богослужения И. к. также могла читаться во время монастырской трапезы. Об этом говорится, напр., в древнейшей редакции Жития прп. Михаила Клопского (см.: ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 336). Е. Е. Макаров Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 18542. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный: Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864; Novakovi S. Apokrifna pria o Jovu//Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 157-170; Polivka G. Apokrifna pria o Jovu//Ibid. 1891. Knj. 24. S. 135-155; Erman A. Der Hiobsstein//ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 205-211; Kaufmann H. E. Die Anwendung des Buches Hiob in der rabbinischen Aggadah. Fr./M., 1893; James M. R., ed. Apocrypha Anecdota. Camb., 1897. P. 104-137; Kohler K. The Testament of Job//Semitic Studies in Memory of A. Kohut/Ed. G. A. Kohut. B., 1897. P. 264-338; Wiernikowski I. Das Buch Hiob nach der Auffassung des Talmud und Midrasch: Diss. Breslau, 1902; Юнгеров П. А. Происхождение Книги Иова//ПС. 1906. Ч. 1. 3. С.

http://pravenc.ru/text/578206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010