2.303. Епископу Аристону. В разных случаях сверх моего достоинства почтенный от твоего боголюбия тысячами благодеяний и, изыскивая, каким воздаянием прилично вознаградить вас, но не находя ничего такого, представляю за себя Великого Должника, именно Бога. Ибо кто сделал что–либо для меня, тот «в заим дал Богу» (Притч. 19, 17). «Господь же воздаст за мя», как сказал Давид (Пс.137,8). 2.308. Знатному сановнику Иоанну. Все, и Ангелы, и люди, рукоплещут твоей доблестной душе за то, что услуживаешь детям и живых, и умерших врагов: живых — чтобы сим способом примирить с собою отцов их; умерших — чтобы привлечь на себя великое благоволение Господа, украситься тысячами венцов и заслужить многие молитвы всех, не только облагодетельствованных тобою, но и видящих благодеяния твои другим. Сие поможет тебе на Суде. Хотя бы и во многом прегрешил ты, освободишься от всякой вины, оказывая самое великое милосердие и человеколюбие ко врагам, и сим уподобляясь человеколюбивейшему Господу. 3.11. Диакону Полихронию. Ублажаю тебя за преданность твою Богу, за нерастленную и небесную любовь, потому что просишь у нас слов о сердечном сокрушении. Такое прошение служит знаком душевной чистоты. Ибо невозможно возыметь такого сильного желанья сих слов, не очистившись прежде как должно и не став выше всего житейского. И это нетрудно усматривать в людях, которые и на малое время бывают объяты сею любовью. В них вдруг происходит такая перемена, что немедленно переселяются они на небо и блаженный дух их делается небошественным. Потому, охотно приняв повеленье твоей искренней любви и сочинив целую книгу о сердечном сокрушении, послал я ее к вам и к живущим с вами богочестивым друзьям, прося и умоляя вас, имеющих дерзновенье к Богу, вознаградить нас за сие преподобными вашими молитвами. Ибо очень знаю, что можете умилостивить к нам Всесовершенного. 3.32. Пресвитеру Андрею. О монахе говорится, что он — алтарь Господень, алтарь, на котором и у которого приносятся чистые молитвы Всевышнему Богу, алтарь, духовно водруженный и основанный на «месте, идеже», как говорит Давид, «стоясте нозе» Господни (Пс. 131, 7), и не «подвижастеся» (Пс. 72, 2). Ибо, как сказано, «бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме» (Пс. 121, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Во всех этих ст. речь идет не об отдельных каких-либо исторических событиях, а о всегдашнем отношении Господа к людям, потому уместнее ставить здесь, как в русск. пер., наст. вр. С милостивым Ты поступаешь милостиво, – слово принято в значении «милосивый»; но, по употреблению его Давидом о самом себе в Пс.4:4; 15:10 и по контексту речи ст. 21–25, где говорится вообще о праведности, уместнее здесь принимать его в обширнейшем значении: «с праведным Ты поступаешь праведно» (ср. Мандельштам, Амфилохий), или же: «со святым Ты поступаешь свято» (Росс. библ. Общ.); что согласовалось бы и с пер. грек.-слав.: с преподобнымъ преподобенъ бдеши (=сирск. и лат.)· Равным образом в ст. 28 вм. слов: «людей угнетённых» по противоположению им во 2 полустишии надменных, нужно было бы поставить, как в слав.-грек.-лат.: смиренных. Частицу в нач. этого стиха правильнее было бы перевести заключительным союзом, принимая в том же смысле и греч. τι и слав. як (ср. выше Пс.15:2 ). Слав. выражение развратишис, в отношении к Богу не совместное с неизменной Его святостью, могло бы быть заменено выражением: супротив ему, что вполне соответствует евр. тексту и близко к значению греч. διαστρψεις, производное от которого διεστραμμνον (=развращенное Еккл.1:15 ) переводится иногда в слав. сопротивно ( Иез.16:34 ). к. к ты просвтиши свтильникъ мой, гди: бже мой, просвтиши тьм мою. 29. Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою. л. к тобою избавлюс и бгомъ моимъ прейд стн. 30. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену. 29–30. Изложенную в ст. 26–28 общую мысль Давид применяет к самому себе в объяснение явления ему Божией помощи и покровительства. «Поэтому (гр.-слав. – як, ср. прим. на ст. 28; в русск. – опущено) за мое благочестие и смирение Ты, Господи, возжигаешь светильник мой, т. е. хранишь мою жизнь ( 2Цар.21:17 ; Ис. 43:17 ; ср. Иер.25:10 ), даруешь мне потомство (ср. 3 Ц. 11:36; 15:4; 4 Ц. 8:19 п Пс.131:17 ср. с ст. 11), устрояешь мое благополучие ( Иов.18:5–6 и сл. 21:17); Бог мой просвещает тьму мою – т. е. в несчастьях посылает избавление, в скорби подаёт утешение и отраду (ср. выше на ст. 10 и 12). Так ( в русск. опущ.; в гр.-слав. – як) Твоею всесильною помощью (=с Тобою, – ср. 1Цар.17:45–47; 2 Ц. 5:19–25 и др.) я поражал неприятельские полчища при нападениях в открытом поле (ср. 2Ц.8; 10:6–19; 23:10); силою Божиею (=с Богом) восхожу и на стену (точнее с евр.: «перескакиваю стену», как в пер. Росс. Библ. Общ., Лонд., Мандельштам;=слав.-гр.-лат. прейд стн), одолеваю неприятелей и тогда, когда они укрываются за крепкими станами, легко овладевая их укреплёнными городами, каковы напр. были крепость Сионская ( 2Цар.5:6–7 ) и Равва, столица Аммонитян ( – 11:1, 25; 12:26–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

У нас же, жителей твердой земли, и избытки бесполезны, и недостатки невознаградимы, потому что некуда сбыть то, что у нас есть, и неоткуда привезти, чего нет. Всего же несноснее в подобных обстоятельствах бесчувственность и ненасытность имеющих у себя избытки. Они пользуются временем, извлекают прибыток из скудости, собирают жатву с бедствий, не внимают тому, что милуяй нища взаим дает Господу ( Притч.19:7 ), что продаяй пшеницу скупо, от народа проклят ( Притч.11:26 ), не слышат ни обещаний человеколюбивым, ни угроз бесчеловечным – напротив того, они ненасытимы сверх меры и худо рассуждают, заключая для бедных утробу свою, а для себя Божие милосердие, тогда как сами они имеют более нужды в последнем, нежели другие – в их милосердии. Так поступают скупающие и продающие пшеницу, не стыдясь родства, не благодаря Бога, от Которого имеют избытки, когда другие терпят нужду. Но Василию надлежало не дождить хлеб с неба посредством молитвы и питать народ бедствующий в пустыне, не источать неоскудевающую пищу из сосудов, наполняемых (что и чудно) через само истощение, чтобы в воздаяние за страннолюбие препитать питающую, не насыщать тысячи пятью хлебами, в которых второе чудо – их остатки, достаточные для многих трапез. Все это было прилично Моисею, Илии и моему Богу, от Которого и первым дарована таковая сила, а может быть, и нужно это было только в те времена и при тогдашних обстоятельствах, потому что знамения не для верующих, но для неверных. Но что подобно этим чудесам и ведет к тому же –то, что замыслил и привел Василий в исполнение с той же верой. Ибо, отверзши хранилища имущих словом и увещанием, совершает сказанное в Писании, раздробляет алчущим пищу ( Пс.57:8 ), насыщает нищая хлебом ( Пс.131:15 ), препитывает я в глад ( Пс.32:19 ), и души алчущих исполняет благ ( Пс.106:9 ). И каким притом образом? Ибо и это немало увеличивает его заслугу. Он собирает в одно место уязвленных гладом, а иных – едва даже дышащих, мужей и жен, младенцев, старцев, весь жалкий возраст; испрашивает всякого рода снеди, какими только может быть утолен голод, выставляет котлы, полные овощей и соленых припасов, какими питаются у нас бедные; потом, подражая служению самого Христа, Который, препоясавшись лентием, не погнушался умыть ноги ученикам, при содействии своих рабов или служителей удовлетворяет телесным потребностям нуждающихся, удовлетворяет и потребностям душевным, к напитанию присоединив честь и облегчив их участь тем и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К тому же и другая некоторая очевидная ложь возникает из глубины зловерия Писания сего, и это Божественный Утешитель устроил так по человеколюбию Своему на обличение лжи сего Писания и к утверждению в божественной ревности тех, которые держатся истины. Но прежде, чем обличить мне эту ложь, я рассудил показать нечто, более сего зловерное, доказывающее, что составитель книги недугует или совершенным неверием или каким-нибудь иноверием. Как осмелился бы он, если бы был православный, называть священные сосуды бесовскими истуканами, а святилище называть их кумирницей, и священнослужащих не стыдится он называть несвященными служителями истуканов, тогда как Божественное Писание говорит: бози язык бесове: Господь же небеса сотвори ( Пс.95:5 ); и опять: бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут ( Иер.10:11 ). Если он называет священные сосуды и священнослужителей – неверными служителями кумиров, то кто из преданных православию потерпит его хульные слова? Или кто не возненавидит и не предаст их анафеме? «Ты еси, сказано, Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь». И опять: «Несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи». Итак, един свят и един праведен Господь наш Иисус Христос, и храм Его свят, и священнослужители воистину святы, которые благочестно и преподобно служат Ему на земли и на небеси, как написано: Свят храм Твой, дивен в правде ( Пс. 64:6 ). И опять: Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются ( Пс.131:9 ). А этот писатель почему называет святилище скверным и кумирницей, а священнослужителей-служителями бесов? Кто из воспитанных в благочестии без возмущения потерпит такие хулы? Если скверные бесы суть богомерзки и богоборцы, то и кумирница их – скверная и пагубная, и служители их не священники и не священнослужащие, но нечистые и мерзкие и богоборцы. Знаем говорящего: идоли язык сребро и злато и прочее; потом прибавляет: подобны им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня, ( Пс.134:15, 18 .) то есть, да будут они подобны бесам, которым принадлежат истуканы, кои суть богоборны, скверны и мерзки; так и творящие я и надеющиеся на ня суть скверны, богомерзки и презренны. Но об этом достаточно сказанного здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Видим, как на земле явился Бог. В плоть нашу облекся и так явился. Так Невидимый стал видимым, так Неосязаемый стал осязаемым, так Неприступный Херувимам и Серафимам сделался доступным для грешников, так Безначальный начало принял, так Ветхий днями (Дан 7) младенцем стал, так Содержащего все концы земли материнские руки держали и носили, так Питающий всякую плоть материнским молоком питался, так возрастал летами и укреплялся духом (Лк 2:40) Неизменяемый, Вечный и Совершенный, так ходил по земле Бог, Царь Небесный, и между людьми обращался, и людьми виден был, и с людьми беседовал Сын Божий и Слово Отчее. Так Его видели апостолы Его, и осязали, и слышали из уст Его слова жизни, и беседовали с Ним, и ходили с Ним, и в след Его, и прочее, и нам проповедали. О, блаженно чрево, носившее Бога воплощенного, и сосцы, Его питавшие (Лк 11:27)! Блаженны руки, осязавшие Слово жизни! Блаженны очи, видевшие невидимого Бога, во плоти явившегося! Блаженны уши, слышавшие Слово Божие ипостасное! Блаженно то время, в которое Бог явился на земле! Блаженна та земля, по которой Царь Небесный ходил! Блаженны те ризы, которыми одевался Бог, одевающийся светом, как ризою (Пс 103:2)! Поклонимся, возлюбленный, воплотившемуся Богу. Поклонимся на месте, где стояли ноги Его (Пс 131:7). Он ради нас, ради тебя и меня и ради всякого явился на земле. Пришел Свет наш к нам просветить тьму нашу. Пришел Бог наш к нам и уподобился нам. Пришел Господь наш к нам и в рабском облике восхотел послужить рабам Своим. Пришел Царь Небесный к поданным Своим на землю не судить их, согрешивших, но взыскать и спасти погибших. Пришел Создатель наш к нам, созданию Своему, возобновить и воссоздать растленное Свое создание. Пришел Пастырь добрый взыскать заблудших Своих овец. О, новое чудо! О, дивное дело Бога нашего! Бог – Господь, и явился нам (Пс 117:27). Царствующий во веки Господь Сил пришел: да благоговеет пред лицом Его вся земля. Уразумеем, брат, силу этого великого таинства. Ради нас Он пришел. Постараемся благоговейно встретить Его и поклониться Ему, и возлюбить явление Его, и сердце благодарное принести Ему вместо дара, и благоугодить Ему, да сподобимся благоугождать пред Ним в стране живых, и видеть Его одесную Бога сидящим во славе Отчей. Напишем, брат, великое сие дело на сердцах наших и день и ночь в том будем поучаться (См. Пс 1:2). Ибо нет ничего полезнее этого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

20–22. 28–32; 15:10–11; 88:27–30; 39:4, 7–9; 131:11, 13, 17–18; 44:3, 4, 6–8, 17, 18; 71:5, 7, 11–14, 17, 19; 23:7–10; 8:5–9; 68:5, 10, 22 и др.). Но большею частью, как в этих, так и во многих других псалмах Давид пророчествовал о Мессии в прообразовательно-пророческой форме (См. напр. 21:1–3, 8–9, 12, 16, 18; 2:1–9; 109:7; 44:5. 9–19, 7–9. 15; 117:22, 25, 26; 40; 54; 87; 108 и др.), по поводу различных обстоятельств своей жизни и жизни близких ему лиц. Конечно, более важны мессианские псалмы с непосредственно-пророческою формою выражения и особенно те, в которых сообщались новые откровения о Мессии, но для богослова не менее дороги и те псалмы, в которых сделаны только прообразовательно-пророческие указания на Мессию; особенно когда эти указания совершались в псалмах не мимоходом (как напр. в 50, 142 пс.), а напротив, когда эти указания имеют самое существенное значение, занимают самые важные основные места (как напр. ст. 7–9, в 39 пс., 5–9 в 8 пс.) и когда поэтому является возможность и даже необходимость мессианского объяснения всего псалма без всяких исключений. Западные и особенно немецкие экзегеты в этом многоразличии форм выражения мессианского учения в псалмах чаще всего ищут оснований для отрицания мессианского значения псалмов, но в нашем исследовании было показано, как эти экзегеты далеки от истины во всех своих отрицательных суждениях, только подрывающих наше уважение к их авторитету, признаваемому у нас очень многими совершенно не по действительному достоинству их. Полное неверие не обращает внимания ни на формы выражения мессианских пророчеств, ни на содержание самых пророчеств, ни на исполнение их, – оно всё без различия считает фикциями, но с этим ум человеческий вступает во врата болезненного, абсолютного скептицизма, для которого не существует уже никакого критерия, которым руководилось и руководится здравомыслящее человечество и в особенности благомыслящие богословы. 1 Под Псалмами здесь очевидно разумеется весь состав 3 части ветхозаветных писаний, известный под названием преимущественно и прежде всего, – книга Псалмов, как самая важнейшая книга этой части.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Посему, как избежавший великой опасности, воссылает он такое благодарение освободившему его Богу, и говорит ( Пс.33:2 ): Благословлю Господа на всякое время. Избежав от смерти, он как бы полагает для себя уставы жизни, настраивая душу свою к строгому образу деятельности, чтобы ни одной минуты времени не оставлять без благословения, но при начале важных и неважных дел обращаться к Богу. Не стану думать, говорит он, будто бы что-либо делается моим старанием, или приключается по случайному стечению обстоятельств, но на всякое время благословлю Господа, не только при благоденствии, но и в несчастные времена жизни. Сим наученный апостол говорит: всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, за все благодарите ( 1Фес.5:16–18 ). Видишь, какова была любовь Давида! Непрерывные несчастия не ослабили его терпения, когда не только был изгнан из отечества, от родных, от домашних, лишен имущества, но даже по необходимости продан врагам и едва не растерзан ими. Несмотря на сие, не сказал: доколе будут продолжаться несчастия? Не пришел в нетерпение от непрерывных скорбей, ведая, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование ( Рим.5:3 ). И действительно, скорби для хорошо приготовленных суть как бы укрепляющая пища и упражнение в борьбе, приближавшая подвижника к отеческой славе: когда укоряеми благословляем, хулими молим, утружденные благодарим, скорбные хвалимся скорбями ( 1Кор.4:12,13 ). Стыдно для нас в счастье благословлять, а в печальных и трудных обстоятельствах хранить молчание. Напротив того, тогда-то и должно более благодарить нам, знающим, что егоже любит Господь, наказуема биет же всякаго сына, егоже приемлет (Ев.12:6). Выну хвала Его во устех моих, Пророк, по-видимому, обещает нечто невозможное. Как может хвала Божия быть непрестанно в устах человека? Когда разговаривает он в обыкновенной и житейской беседе, в устах его нет Божией хвалы. Когда спит, хранит он совершенное молчание. Когда ест и пьет, как уста его произнесут хвалу? На сие отвечает, что у внутреннего человека есть некоторые духовные уста и посредством их питается он, приемля слово жизни, которое есть хлеб, сшедый с небеси ( Ин.6:56 ). О сих-то устах и пророк говорит: уста моя отверзох и привлекох дух ( Пс.118:131 ). Сии-то уста и Господь советует иметь расширенными для обильного принятия брашен истины. Ибо сказано: расшири уста твоя, и исполню я ( Пс.80:11 ). Посему мысль о Боге, однажды напечатленная и как бы печатью утвержденная во владычественной силе души, может быть названа хвалою Божьею, которая выну пребывает в душе: и тщательный, по увещанию апостола, может делать все во славу Божию, так что всякое действие, всякое слово, всякое умственное упражнение получает силу хвалы; ибо аще яст, аще ли пиет праведник, вся в славу Божию творит ( 1Кор.10:31 ). У такого и во время сна сердце бодрствует, как сказано в Песни Песней: аз сплю, а сердце мое бдит ( Песн.5:2 ); ибо мечтания сна очень часто бывают отголосками мыслей, занимавших днем.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Какой христианин не признает в словах Давида пророчества о страдании Христа, но еврей относит все это к самому Давиду, говоря, что он переносил подобные страдания, то от Саула, то от собственного сына. Не отрицаем, что Давиду в жизни приходилось много страдать, тем не менее к нему не может быть приложимо выше сказанное: разве об одежде Давида метали воины жребий и поили ли его уксусом во время страданий? Все это происходило только при крестном страдании Господа Иисуса. Евангелист Матфей свидетельствует об этом так: и пришедши·на место, называемое Голгофа, дали ему пить уксуса, смешаннаго с желчью; затем сказано: распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий ( Мф.27:33–34 ). Давид предъизображал собою не одни страдания Христовы, но и царскую, и пророческую должность. Так, Давид является, как царь, и основатель Богом избранной чрез него царственной династии из рода Иудина (срав. родослов. в Еванг. от Матвея 1 и Луки 3 ; Посл. к евр. 7. 14) – династии Давида, о которой, как семени его, обетовано, что престол за нею будет упрочен на веки ( Пс.86:36–38 ); как высший представитель теократии, видимый царь царства Божия на земле. Давид прообразовал собою царя Новозаветного царства Божия, обетованного ему великого потомства по плоти ( Деян.2:30; 13:23 ; сн. Рим.1:3 ; 2Кор.7:12 ; Пс.131:11 ) и помазанного, подобно Давиду, царем над Сионом, горою св., для вечного царствования в небесном Иерусалиме ( Пс.2 и Деян.4:25–27 ). Самое царство Давида, полное внешнего и внутреннего блеска, торжества, особенно при сыне его Соломоне, прообразовало славу Мессианского царства, но, конечно, не такое, какое думали евреи, что Христос им устроит царство земное, – а царство духовное, как о сем возвещено чрез пророка Нафана Давиду: «Аз буду ему в отца, говорит Бог о наследнике Давида Христе Мессии, и той будет Мне в сына. И верен будет дом его и царство его до века предо мною; и престол его будет исправлен (т. е. будет стоять) во век ( 2Цар.7:14–16 ). Замечательно, что евреи своими молитвами как бы подтверждают пророчество об упрочении царства Давида – Мессии навек. Так, они в дни новомесячия, при появлении новолуния, как только завидят ее, тотчас выбегают на улицу и, став ближе к тому месту, где светит луна, читают с особенной торжественностью молитву, которую заключают громко: «Давид, царь израилев – «хай векаем» – живет во век века!» (Сидер). – А кто из израильтян не знает, что царь Давид давным-давно умер и погребен с отцами своими; очевидно, что речь молящегося израильтянина относится не к Давиду, а к его потомку – Христу Мессии, который действительно живет во век века и царству Его не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Впрочем, если и согласиться на то, что Авимелех имел два имени, первая кн. Царств повествует об изменении Давидом лица своего не пред священником Авимелехом, а пред Анхусом – царем Гефским (1); пред Авимелехом он только притворился, что он послан от Саула. Посему велики Василий говорит, что Авимелех – было общее имя у царей гефских, равно как – кесарь и Август – были общие имена у царей римских, и фараон – было общее имя у царей египетских; почему Анхус, пред которым Давид изменил лице свое, имел общее царское имя – Авимелех(ибо и при Аврааме и при Исааки упоминается в Писании царь Авимелех), а главное и собственнейшее Анхус. Итак, его то убоялся Давид, почему, по освобождении от него, от радости он воспел настоящий псалом в благодарность Богу, вразумившему его притвориться, для спасения жизни своей, сумасшедшим. Этот же псалом идет и к каждому христианину по освобождении от смертоносного бедствия (2). (1) Так написано: И убоялся Давид сильно пред лицем Анхуса – Гефского царя и изменил лице свое пред ним ( 1Цар.21:13 ). (2) Заметь, что этот псалом на еврейском написан по буквам алфавита. Пред 22 стихами его – в самом начале их положены 22 буквы еврейского алфавита. Пс.33:2 .  Благословлю Господа на всякое время За избавление, говорит, от опасности смерти, стану благодарить Бога – избавителя моего всегдашними благодарениями: всегда помогающего мне всегда я должен воспевать. Наученный сими словами Павел, как говорил божественный Кирилл, внушал всем христианам: непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Сол.5:17 ). Выну хвала Его во устех моих как возможно, спросим с великим Василием, иметь хвалу Божию в устах тому, кто имеет надобность говорить с другим, или есть, или спать? На сие с ним же и ответствуем, что есть умственные уста у внутреннего человека, то есть, душевные, или сердечные, посредством которых умственно можно вкушать божественные мысли. О сих то устах тот же Давид говорит: «я открыл уста и привлек дух» ( Пс.118:131 ), и: «разшири уста твои и я наполню их» ( Пс.80:11 ). Сим умным устам никогда не бывает препятствия в памятовании Бога и всегдашнем прославлении Его у желающих бодрствовать и внимать сердцу своему. В другом отношении – во всякое время – говорит вместо – в надлежащее время и всегда, как только того требует необходимость: ибо чувственными устами мы должны прославлять Бога, когда никакая крайняя нужда не препятствует нам в этом; а умными устами сердца и внутренним словом, изрекаемым в сердце, мы должны называть и воспоминать Бога чаще, нежели дышать, как говорит Григорий Богослов : должно воспоминать Бога более, нежели дышать; также написано в Песни песней: «я сплю, а сердце мое бодрствует» ( Песн.5:2 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010