62. Поэтому пророк Давид опять говорит: В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую (Ам. 9: 11). Этим он ясно обозначает, как мы прежде указали (см. гл. 38), родившегося от Давида Христа, плоть Которого после смерти восстала из мертвых. Ибо скинией названа плоть. Ибо как происхождение Христа по плоти от Давида, – о Котором (то же Писание) говорит, что Он будет Сыном Божиим, – так и то, что Он умрет и воскреснет, и что Он – по виду человек, а по силе Бог и, таким образом, явится, как судья всего мира и что Он один творит правду и есть Спаситель, – все это Писание возвещает этими словами. 63. И опять пророк Михей указывает место, где Христос должен родиться, т. е. Вифлеем иудейский, говоря так: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф. 2: 6; см. Мих. 5: 2). Вифлеем же – область Давида, так что Он – потомок Давида, и не только потому, что произошел от Девы, Которая родила Его, но также и потому, что Он родился в Вифлееме – области Давида. 64. И опять о том, что Христос должен родиться из его потомства, Давид говорит следующим образом: Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем» (Пс. 131: 10–12). Но никто из сыновей Давида не владычествовал вечно; также и царство его не продолжалось вечно, ибо было уничтожено; а только Царь, родившийся от Давида, т. е. Христос (владычествует во веки). Все эти свидетельства относятся к происхождению Его по плоти и обозначают также Его род и место, где Он должен родиться, так что не было надобности искать Сына Божия родившимся среди язычников или где-нибудь в другом месте, но в Вифлееме иудейском, в роду Авраама и Давида. 65. Также, указывая на вход Его (Христа – Ред.) в Иерусалим, главный город Иудеи, где находился царский престол и храм Божий, пророк Исаия говорит: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой (Ис. 62: 11; Зах. 9: 9). Ибо Он пришел в Иерусалим, сидя на жеребенке ослином, когда толпа возложила (на жеребенка) свои одежды и Его посадила на него. Под дочерью же Сиона разумеется Иерусалим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Говорил он это будучи пророком, в тесном смысле слова, или провидцем будущего, и «зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престоле его». Это действительно мы находим во 2-й книге Царств ( 2Цар. 7:12–16 ). Тут Бог дал такое обетование Давиду о непоколебимости дома его и о вечности престола и царства его, которое могло исполниться, конечно, только на Мессии, имевшем произойти по плоти из рода Давидова. Давид тогда же так это и понял и прославил Бога песнью в стихах 18–29. В 131 псалме говорится о том же предречении Господа Давиду, что из рода его произойдёт Мессия, причём оно названо «клятвой»: «Клялся Господь Давиду в истине и не отвержется её» в смысле совершенной непреложности предрекаемого ( Пс. 131:11 ). «...зная, что Бог клятвою обещал ему... воздвигнуть Христа во плоти...», сказанное Давидом в 15 псалме, ст. 10, исполнилось не на нём самом, а на потомке его по плоти – Христе, ибо Христос, умерши плотью, сходил во ад с душой Своей, но не остался там, а проповедав бывшим там духам об искуплении смертью Его всего человечества, снова оживотворил плоть Свою, Которая не видела тления, и воскрес из мёртвых (см. 1Пет. 3:18–19 ). Истину воскресения «сего Иисуса» св. Пётр удостоверяет свидетельством всех верующих: «Чему мы свидетели». Далее св. Пётр свидетельствует и о Вознесении Христовом, результатом чего явилось и это излияние благодати Духа Святого на верующих. Как истину Воскресения Христова св. Пётр утвердил на пророчестве Давида, что особенно важно было для слушателей его иудеев, так и истину Вознесения Господня он утверждает ссылкой на ст. 1 из 109 псалма. Давид, как известно, сам не восшёл на небеса, но говорит о Господе своём, что Бог посадил Его одесную Себя; ясно, что Давид говорит это не о себе, а о другом лице, и именно – о Мессии Иисусе из Назарета, Который вознёсся на небеса. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни Сам приложил к Себе это пророчество ( Мф. 22:42–45 ), а св. Пётр прилагает его ныне именно к Вознесению Господа и седению Его одесную Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Вопрос 30. Чем искоренить в себе страсть злого вожделения? Ответ. Пламенным вожделением исполнять волю Божию, подобным тому, какое обнаружил в себе сказавший: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Псал.18, 10–11 ). Ибо вожделение лучшего, когда есть возможность и сила насладиться вожделеваемым, как учили святые отцы, всегда понуждает пренебрегать и гнушаться тем, что маловажнее, кольми же паче тем, что дурно и постыдно.    Вопрос 67. Что такое нечистота, и что такое распутство? Ответ. Что такое нечистота, показал закон, употребив сие наименование в означение того, что случается непроизвольно по естественной необходимости. А распутство выясняет, кажется мне, премудрый Соломон, наименовав (распутного) «любосластным... и беспечальным» ( Притч. 14, 23 ); почему распутство есть такое расположение души, которое не имеет и не терпит тяготы подвига; следовательно, оно есть и невоздержание, не имеющее власти над мятежными похотями. Вопросы об унынии, печали и нерадении    Вопрос 32. От чего бывает безвременное и неумеренное усыпление, и как избавляться от него?    Ответ. Подобное усыпление бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге, и когда пренебрегаем судами Божиими; избавляемся же от него, когда восстановляем в себе подлинное и достодолжное понятие о величии Божием, а также и вожделение исполнять волю Божию, подражая сказавшему: «не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу» ( Пс.131, 4–5 ).    Вопрос 45. Если кто, услышав, что Господь сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лук.12, 47–48 ), вознерадит о познании воли Господней, то получит ли он какое либо облегчение? Ответ. Явно, что неведение такого человека притворно, и он подлежит неизбежному суду за грех . Ибо Господь говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Иоан.15, 22 ), потому что священное Писание везде и всем возвещает волю Божию. Поэтому подобный человек осуждается не меньше, наравне с неведущими, но осуждается строже, наравне с теми, о которых написано: «как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях» ( Псал.57, 5–6 ). А тот, кто приставлен к домостроительству слова, если вознерадит о том, чтобы возвестить слово, будет, по написанному, осужден, как убийца (Иезек.33, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.  «сатана будет освобожден» – это произойдет во времена антихриста. «на четырех углах земли» – то есть по всей земле. «Гога и Магога» – этим именем названо собрание боговраждебных народов – каких именно, сказать трудно. Слово «Гог» упоминается в Числ. 24, 7 (только в переводах 70-ти и славянском). Магог – сын Иафета, внук Ноя (Быт. 10, 2). Также о Гоге и Магоге повествуется у пророка Иезекииля, в главах 38–39.  «на брань» – в рамках принятой ныне большинством схемы толкования 20-й главы эта война и поражение Гога тождественны Армагеддону и поражению богоборцев, описанному в конце 19-й главы. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. «и вышли» – дословно «поднялись», «взошли» (греч. ανβησαν) . 175 175 У пророка Иезекииля (по тексту 70-ти) о Гоге говорится похоже: «И возведу тебя на землю Мою» (Иез. 38, 16) – слово ανγω означает «поднимать», «выводить наверх». «на широту земли» – на пространство земли. «стан святых и город возлюбленный» – святой Андрей и блаженный Августин разумели под этим Христову Церковь.  Также можно понимать под «городом возлюбленным» Иерусалим, против которого будет вестись война богоборцами, о чем также говорит святой Андрей.176 176  «Возлюбленным» Иерусалим именуется в Пс. 77, 68; 86, 2; 131, 13–14.  О том, какие святые будут тогда находиться в Иерусалиме, можно только высказывать предположения. Это, например, могут быть обратившиеся ко Христу евреи, согласно Рим. 11 (см. также комм. на 16, 16 и 16, 19.). 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; У пророка Иезекииля также говорится о пролитии огня на полчища Гога (Иез. 38, 22; 39, 6).  Огонь с неба посылался некогда на Содом и Гоморру и на пятидесятки Ахава. Также об огне с неба просили апостолы, чтобы наказать селение, где не приняли Христа.  Также в этой связи можно вспомнить поражение Ангелом Господним под стенами Иерусалима 185-тысячного ассирийского войска (4 Цар. 19, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

(Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.) И о Предтече Ангел возвестил, что он будет велий (велик, ст. 15), но – велик пред Господом, а не безусловно велик или величайший из всех. Чем будет велик, Архангел говорит далее: Сын Всевышняго, т. е. Бога Отца, – превысшего всякой твари небесной и земной, как воплотившийся Единородный Его Сын ( Ин.1:14 ) наречется. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И воцарится в дому Иаковли (над домом Иакова) во-веки. Давид называется отцом Иисуса Христа, потому что Он происходит от Давида и по Матери, Св. Деве Марии, и по названному отцу Своему Иосифу (Чит. объясн. 27 ст. и Мф.1:1–16 ). О происхождении Мессии – вечного Царя из рода Давидова предсказано было Давиду от Бога ( 2Цар.7:12–15 . Пс.131:11 ). Над домом Иакова. Здесь разумеется главным образом народ еврейский, который произошел от 12-ти сыновей патриарха Иакова, но разумеются и все другие народы, которые уверуют в Мессию. Говорится же здесь только о царствовании над еврейским народом потому, что Иисус Христос по плоти произошел от сего народа, и потому, что спасение всего мира долженствовало произойти от иудеев, как избранного для сей цели народа ( Ин. 4:22 ). «Слыша о престоле Давидовом, пишет блаж. Феофилакт, не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым Он воцарится над всеми народами божественною проповедью;» почему и сказано Ангелом: царству Его не будет конца. Земное царство Давидово было только образом и сению духовного царства Христова. Лк.1:34 . Речé же Мариáм ко áнгелу: кáко бýдет сиé, идеже мýжа не знáю? Лк.1:35 . И отвещáв áнгел речé éй: Дýх святый нáйдет на тя, и сила вышняго осенит тя: темже и раждáемое свято наречéтся Сын Бóжий: (Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В этом и заключается слепота Агари, родившей «по плоти», которая остается слепой до тех пор, пока ангел Божий не снимает покрывало буквы, и тогда видит она живую воду. Ибо пока иудеи лежат вокруг самого колодца, но глаза их закрыты, не могут они пить из колодезя закона и пророков. Но остережемся и мы, ибо зачастую и мы возлежим около колодца воды живой, то есть около Божественных Писаний, и заблуждаемся в них. Мы держим в руках книги и читаем их, но не касаемся их духовного смысла. И поэтому нам необходимо непрестанно молиться и проливать слезы, чтобы Господь открыл наши глаза, ибо даже глаза слепцов, сидевших у дороги в Иерихоне, не открылись бы, если бы они не возопили ко Господу (ср. Мф.20:30 ). Но что я говорю? Что наши глаза, уже открытые, могут открыться? Ведь Иисус и пришел, «чтобы открылись глаза слепых» ( Ис.42:7 ). Наши глаза открыты, и покрывало с буквы закона снято. Но боюсь, что мы можем снова смежить веки и заснуть глубоким сном, если будем невнимательны к духовному смыслу, и нас никто не потревожит, чтобы мы прогнали сон и созерцали духовное и не заблуждались с людьми плотскими, сидящими у самой воды. Так будем же бдительны и скажем вместе с пророком: «Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова» ( Пс.131:4–5 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VIII. О том, как Авраам принес в жертву своего сына Исаака 1 . Внимайте мне, вы, приблизившиеся к Богу, считающие себя верными, и рассудите со тщанием, как вера верных доказывается теми словами, которые мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» ( Быт.22:1 ). Обрати внимание на каждую подробность написанного. Ибо кто знает, как копать вглубь, тот найдет в этих подробностях сокровище, а, возможно, и драгоценные камни тайн, сокрытые там, где мы и не подозреваем. Этого мужа прежде звали Аврам, и нигде не сказано, что Бог называл его этим именем или говорил ему: «Аврам, Аврам».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Именно для этого «действия» человек «обособлен» (сделан святым). Воспевать своего Бога – это его единственная забота, его единственная «работа». «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: Аминь!» – «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его!..» ( Откр.7:11–12, 19:5 ). В катакомбах чаще всего изображаются молящиеся женщины, «оранты»; это изображение представляет единственное истинное состояние человеческой души. Недостаточно иметь молитву, надо стать, быть молитвой, строить себя по образу молитвы, преображать мир в храм поклонения, в космическую литургию 130 . Это излюбленный сюжет иконографии; он синтезирует евангельское Благовестие в одном слове: «Радуйтесь»; Ave – радуйтесь и поклоняйтесь, «все дышащее да хвалит Господа» ( Пс.150:6 ). Это чудесное освобождение от всемирной тяжести, от земного тяготения самого человека: «Царь бо царствующих... Христос грядет»; и это – «единое на потребу». «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Как в возгласе «аминь, аминь, аминь» во время эпиклезы 131 , это – троическая печать, и мы ее снова слышим в словах «царство, сила и слава» молитвы Господней. Это царство не только должно прийти (мы вспоминаем о том, что будет), но литургическое время уже является его наступлением, его присутствием, Парусией; и именно для того, чтобы выполнить свое призвание как существа литургического, человек и является благодатным, духоносным: «...Вы... запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (см. Еф.1:13–14 ). Нельзя выразить точнее литургическое назначение человека. «Я иду вперед, воспевая Тебя», – восклицает преп. Иоанн Лествичник , и он великолепно рисует эту радость, которая также чувствуется во вдохновенных словах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Предложив пророчество, Петр, обращает особенное внимание на то, что более могло служить к возбужденью веры в Иисуса Христа в предстоящих слушателях, то есть на предсказание Пророка о воскресении Иисуса Христа из мертвых. Он продолжает: Мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. 30. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле ею. 31. Предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления. Апостол доказывает, что приведенное им пророчество из Псалма Давидова относится не к самому пророку Давиду, но к обетованному Спасителю: оно предсказывает о воскресении Иисуса Христа. Повторю слова Пророка: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престоле его, ( 2Цар.7:12 ; Пс.131:11 ), он, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления». И это пророчество святой Петр приводит для того, чтобы слушатели более приготовились к принятью проповеди его об Иисусе Христе. Намереваясь говорить о воскресшем Спасителе, он поставляет впереди себя одного за другим ветхозаветных проповедников – Пророков. Уважая Пророков, слушатели должны были внять словам их проповеди, которая так ясно говорит об обетованном Спасителе; а внимая сей проповеди, они мало по малу располагались слушать и продолжение сей проповеди, которую предложил Апостол. Что пророчество относится не к Давиду, это Петр доказывает очевидным образом: «да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде». Говорит: с дерзновением, потому что проповедуемая истина очевидна и неоспорима. Всем известно, «что Давид и умер и погребен, и гроб его, говорит Апостол, у нас до сего дня». За тем указав на достоинство Давида, как пророка, и потому заслуживающего полное доверие, он продолжает: «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти, и посадить на престоле его, он провидя сказал о воскресении Христа», обетованного Искупителя мира. Обетование, данное Давиду, ближайшим образом относилось к его преемникам; но в совершенной полноте относится к вечному Царю – Христу и Его царству, как царству вечному ( 2Цар.7:13.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святых! А теперь посмотрим на себя... Святых?.. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть, и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Чем был я и кем стал? «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Когда творение Божие процвело на земле, когда исполнились «душою живою» ( Быт.1:20, 24 ) все ее пределы – суша, воздух, вода, когда забурлила на ней физическая жизнь: воссиял свет, давая жизнь растениям и животным, подули ветры, поддерживая своим веянием птиц и всё, что обладает способностью к полету, забурлило море, давая простор «животным малым и великим, имже несть числа» ( Пс.103:25 ), – тогда в некоем неприметном уголке земли лежала горсть пыли. По ней пробегали быстрые олени, в ней копошились мелкие букашки, ее поливал дождь, жгло солнце, с ней играл ветер, передвигая из стороны в сторону. Трудно себе представить вещь менее значительную и более бесполезную... «Когда б вы знали, из какого сора» 129 – вдруг, недоступным нашему пониманию творческим мановением Божества, эта бесформенность – обретает форму, эта незначительность – становится значимой, причем значимой настолько, что ей доверяются самые судьбы земли: «да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли» ( Быт.1:26 ). Из горсти праха земного (посмотрите: рыб и все, что населяет море, произвела, по творческому слову Божию, вода, птиц – воздух, «былие травное и древо плодовитое» произрастила земля и она же извела из себя животных – «душу живу по роду их»! ( Быт.1:11, 20–21, 24 )), из «того, что в самой земле всего легче и ничтожнее» 130 , восстает «разумное и одушевленное животное» – человек 131 . Для чего? Для того, чтобы населять землю. Для того, чтобы обладать ею, быть со-творцом, со-работником Того, Кто из небытия образовал это прекрасное бытие. Для того, чтобы славить и благодарить Его – за то, что Он есть и промышляет о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Поэтому слова: все сии умерли понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти. Не получив обетований — справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, — Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха — переселением, Ноя — спасением от потопа, Авраама — деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они еще не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрекшийся всего в нынешнем веке получит во сто крат , а в будущем наследует жизнь вечную (Мф 19:29). А только издали видели оные, и радовались. Здесь апостол дает понять, что они и видели и радовались, то есть предчувствовали тайны о Царстве Небесном, о воскресении и неизреченных благах: метафора взята из жизни мореплавателей, которые издалека завидев желанные города, прежде чем войти в них, предварительно обращаются к ним с приветствием и уже считают их своими. Или разумеет и потомков Авраама, что они не получили обетований относительно земли, но издалека предвидели их, за четыре рода ранее, именно, что потомки их, выйдя из Египта, сделаются наследниками этих обетований. Но это толкование, как относящееся только к потомкам Авраама, не стоит в связи с словами: все сии . Которые верою побеждали царства (Суд 7). Воины, бывшие с Гедеоном. Творили правду. Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, — восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды — воздавать каждому по достоинству. Получали обетования. Как, например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс 131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же — на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире.

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010