Слово IV на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 1. Хотя, возлюбленные, Божественная благость всегда разнообразно и в различной степени (ср. Евр 1:1) заботилась о человеческом роде, и милостиво уделяла обильнейшие дары Своего Провидения всем прошлым векам, но в последние времена (ср. 1 Пет 1:20) она превзошла все привычное изобилие [Своей] милости, когда во Христе Само Милосердие ко грешникам, Сама Истина к заблуждающимся, Сама Жизнь сошла к мертвым. Потому что Слово сие, совечное и равное Родителю, восприняло нашу смиренную человеческую природу в единство Своего Божества, и Тот же Самый Бог, родившийся от Бога, родился от человека как Человек. Это было обещано от самого устроения мира, и всегда предвозвещалось многими знамениями — и в делах, и в словах. Но сколь [малую] часть человечества спасли бы те прообразы и сокровенные таинства, если бы Христос Своим Пришествием не исполнил все эти отдаленные и таинственные обещания! И то, что тогда помогло отдельным верующим, [как] должное свершиться, теперь, уже свершившись, помогло бесчисленным верным. Итак, теперь нас ведут к вере уже не знамения и образы, но Евангельская история, которая нас утвердила. Мы верим и поклоняемся тому, что совершилось, ведь пророческие свидетельства обращены к нашему наставлению, чтобы мы не имели никакого сомнения в том, что, как мы уже знаем, было предсказано в стольких пророчествах. Ведь и Аврааму Господь сказал: благословятся в семени твоем все народы (Быт 22:18). И Давид воспевает обетование Бога духом пророческим, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем” (Пс 131:11). И Сам Господь говорит через Исаию: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). И опять: произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок взойдет от корня его (Ис 11:1) 2 . В отрасли этой предсказана, без сомнения, блаженная Дева Мария, Которая рождена от корня Иессеева и Давидова, и [Которая], получив от Святого Духа силу плодородия, Своим материнским чревом, но девственным рождением родила новый Цветок человеческой плоти.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

—223— есть другой, отличный от Иисуса. Поэтому благовременно сказать о них словами пророка Иезекииля: „как мать, (такова) и дочь; дочь матери своей есть ты“ ( Иез.16:44–45 ), ибо и народ страдал тем же, чем и получившие начальство. Впрочем, полезно обратить внимание на то, что народ был уже благоуготован к вере, так что словами Спасителя убеждается отчасти к удивлению пред Ним, но, не имея руководства со стороны своих начальников, увлекается на разделяющийся на многие стези путь догадок, причём одни говорят и уже веруют, что это Христос, а другие – пророк. И действительно, прибавленное „истинно“ выразительно указует уже на некую твёрдость рассуждения и заставляет предполагать восприятие веры (в них). Ин.7:41, 42 . Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? 9 Не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, приходит Христос? 10 Не без труда делают Иудеи исследование, относящееся ко Христу. Оказываются рассуждающими всем умом своим и посредством разнообразных мыслей желающими получить истинное о Нём представление. Сначала приведённые в удивление словами Его и Его превеликое дерзновение в учении уже приняв в руководство себе к тому, чтобы мыслить о Нем нечто великое, они исследуют теперь также и само божественное писание, надеясь найти —224— там неложнейшее о Нём понятие, как это и есть на самом деле. Так они веруют, очевидно убеждённые пророчествами о Нём, что Он будет от семени преблаженного Давида и появится в Вифлееме Иудейском, ибо „поклялся Господь Давиду в истине, говорит в одном месте премудрый Певец, и не отвергнет его 11 : от плода чрева твоего посажу на престол твой“ ( Пс.131:11 ), – и пророк говорит: „и ты Вифлеем, дом Ефрафы, мал ты, (чтобы) быть в тысячах Иудиных, ибо из тебя Мне изыдет (Некто, чтобы) быть начальником Израиля, и исходы Его от начала от дней века“ ( Мих.5:2 ). Впрочем, неруководимый никем ум Иудеев заблуждался и ошибался о Христе ради одного только Назарета, лежавшего в Галилее, в коем воспитан Господь, как гласила о том общая молва, о чём один из святых евангелистов говорит так: „пришёл в Назарет, где был воспитан“ ( Лк.4:16 ). Не знали они, что родился в Вифлееме Иудейском от Святой Девы, бывшей от семени Давида, ибо был родом из колена Иудина,– и потому одно только воспитание Господа в Назарете отклоняет их от истины и вводит в ошибку против здравого смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Откуда же знаем мы, братия, когда приближаемся ко гробу его, о честных мощах святого отца нашего Антония? От знамения огня, который некогда изошел от его гроба, о чем и расскажем. Св. Афанасий пишет о святом Антонии Великом , что он имел такую благодать от Бога, что лицо его светилось как солнце, и, когда ему однажды пришлось стоять между множеством братии, то все, кто стоял далеко, не почему так не узнавали святого Антония, как по свету, исходящему от лица его. Такую благодать имел, имеет и теперь преп. отец наш Антоний Печерский, как равный в подвигах преп. отцу Антонию Великому . Сам Бог явился ему и свидетельствовал: «Антоний, ты обрел благодать предо Мною» (о чем и пишется в житии его). Потому, если нельзя нам видеть его святых мощей, но по светлому огню, исшедшему некогда из гроба его, познаем, что это наш преподобный отец Антоний. Это знамение, отличающее его среди столь великого множества бесчисленных преподобных, удостоверяет нас, удаленных долгими годами от жизни преподобного, что там находились сокровенные честные мощи святого Антония, и может он сказать со псалмопевцем: «Это покой мой на веки века» ( Пс.131:14 ). Напоследок же укажем еще на причину, по которой преп. отец наш Антоний возлюбил жизнь в пещерах. Воины, приступая ко крепкому и неодолимому городу, чтобы взять его, сперва обыкновенно устремляются на ворота, разбивают их разными орудиями, и так одолевают. Если же в этом будет неудача, тогда делают подкоп и берут город. А какой же город столь крепок и неодолим, как небо? Святой Иоанн Богослов видел небо, и было у него двенадцать ворот, и на них двенадцать ангелов: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот и с запада трое ворот ( Откр.21:12–13 ). А число стен и оснований также двенадцать, по сказанному св. Иоанном Богословом: «Стена города имеет двенадцать оснований». О Боже наш, сколь многие хотят достигнуть того небесного города, ударяя в ворота различными орудиями воинских подвигов своих; то есть биением в грудь свою, поклонами и метаниями, по сказанному: «Стучите и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Зная твердо, что царство небесное берется силою и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:11 ), как добрый воин Христов, желая обладать тем городом, преподобный отец наш Антоний старался взять тот небесный город, не только ударяя себя в грудь и творя метания и поклоны, и ими как бы орудиями небесного воинствования ударяя в ворота города, но и подкопом. И потому он стал копать пещеры, как бы ведя настоящий подкоп к небесному городу, и не вотще трудился, так что исполнилось над ним слово Господне, сказанное пророком: «Избранные мои не будут трудиться напрасно» ( Ис.65:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель. 5. Так как весьма многие дела утверждаются клятвою, то твердость и неизменность, с которыми пророк относился к заповедям Божиим, он назвал клятвою. Это обычно в Священном Писании. Например: клялся Господь Бог Аврааму (Быт. 22:16); « клялся Господь Давиду истиною и не отречется от нее » (Пс. 131:11) в силу твердости божественного обетования. Хотя повсюду в Священном Писании клятва запрещается, и, прежде всего — в ветхом завете: « не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно » (Исх. 20:7); « не клянитесь именем Моим во лжи » (Лев. 19:12); « не приучай уст твоих к клятве » (Сир. 23:8), — но, очевидно, это относится к делам мирским, о которых Екклесиаст говорил: « собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, и вот, все — суета и томление духа » (Еккл. 2:8, 5, 11). Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду. И далее Господь говорит: « Я говорю вам: не клянись вовсе » (Мф. 5:34), а его ученик Иаков: « прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою » (Иак. 5:12). Итак, подобно тому как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись. « Я уничижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему » (ст. 107). Не просто сказал он: я был уничижен, — но: « я уничижен до крайности », и это говорил он, будучи царем и пророком, украшаясь добродетелью, утопая в богатстве и торжествуя над врагами. Конечно, он никогда не решался вменять в заслугу себе ни мудрости, ни мужества, ни праведности: все это он считал даром божественной благодати. И когда он просит жизни у Того, Кто может дать ее, то не просит жизни во что бы то ни стало, но жизни разумной, согласной с законом и просвещаемой божественным законом. И так как мы, пока живем, постоянно впадаем в грехи (пред Господом никто не свободен совершенно от скверны, хотя бы и один только день жил на земле), то будем особенно любить плач, слезы, воздержание, изнурение тела. В этом именно заключается смирение « до крайности ». А когда пророк говорит: « оживи меня, по слову Твоему », то просит, конечно, не о той жизни, для которой необходимы пища и питье, но о жизни разумной, деятельной, добродетельной, и состоящей в соблюдении заповедей Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Библейские примеры обетов Толковый словарь дает следующее определение: «Обет — обещание, добровольное обязательство что-нибудь сделать». Обет, данный Богу, — это обещание Богу что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.  Обет Иакова, данный в Вефиле. Это первое упоминание об обете в книге Бытия: И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть ( Быт.28, 20–22 ). Обет Иеффая: И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение ( Суд.11, 30–31 ). Обет Анны: И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме… Илий же священник сидел тогда на седалищеу входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его… и бритва не коснется головы его ( 1 Цар. 1, 9–11 ). Обет Давида: Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова: «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим — дремания, доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова» ( Пс.131, 1–5 ). Обет Авессалома: По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, которыйя дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон ( 2 Цар. 15, 7–9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

Теперь же мы обратимся к другим новозаветным писаниям и проследим ссылки на псалмы в Деяниях и посланиях Святых Апостолов. В Деяниях мы видим многие указания на пророческое значение псалмов. Дeяh. I, 20 мы находим указание на псалмы 68, 26 и 108, 8, в которых сказано о нечестивца: «да будет двор его пуст и да не будет живущего в нем»... «достоинство его да приимет другой». На основании этих слов избран вместо сына погибели Иуды Искариотского один из пребывавших с Апостолами во времена земного жития Господа нашего Иисуса Христа учеников – Матфей, который и сопричислен к одиннадцати Апостолам. Дeяh. II, 25–28, 30 . В речи своей к народу, в великий день Пятидесятницы и сошествия на верующих Духа Святаго, Петр Апостол указывает народу на псалом 15-й ст. 8–11: «ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление»: и на псалом 131-й ст. 11: «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем». К этому св. Апостол добавляет, что Давид, пророчествуя, говорит о воскресении Христа и о наследовании царства Давида одним из его потомков (см. Дeяhuя II, 30–31 ). Далее (ст. 32–35 со ссылкой на пс. 109), 1) Апостол Петр указывает на слова псалма 109, которые неприложимы к самому Давиду: «ибо Давид не восшел на небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли». Мы здесь еще прибавим слова св. Апостола Павла 1Kop. XV, 25–27 . «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится, смерть!». 381 Дeяh. IV, 11 . Апостол Петр, исполнясь Духа Святаго, укоряет старейшин и книжников в непонимании совершившихся пред глазами их событий и вспоминает слова псалма 117-го ст. 22–23 о камне, который отвергли строители и который соделался главою угла. Мы напоминаем, что Сам Господь указывал фарисеям и книжникам на эти слова ( Mamф. XXI, 42 и парал.), и Петр только повторяет слова Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

4 . Но никто, слушающий эти слова, да не относит их к грубому телу, ибо мы говорим о душе и ее спасении. И когда блаженный Павел, возвысившийся душой до небес 131 , говорил: «Я обручил вас Единому Мужу, чтобы представить Христу чистой девой» ( 2Кор.11:2 ), имел в виду не что иное, как души, вступившие на путь благочестия, которые он обручил Христу, словно чистую деву. 5 . Итак, твердо зная это, давайте ясно представим ее прежнее безобразие, чтобы еще более подивиться человеколюбию Владыки. Ибо что может быть безобразнее души, которая оставила подобающее ей первенство и забыла о дарованном ей свыше благородстве, поклоняется камням, деревьям, животным и еще более постыдным вещам и обезображивает себя туком, лужами крови и чадом жертвоприношений. А отсюда в дальнейшем и рой всевозможных страстей, оргии, пьянки, распутства и всякие иные постыдные занятия, чему радуются бесы, которым таким образом воздается честь. 6 . Но Благой Владыка, увидев, что она находится в таком состоянии и упала, так сказать, в самую бездну греха, проявил Свое безмерное человеколюбие 132 и принял ее непристойной и нагой, невзирая ни на ее безобразный вид, ни на крайнюю нищету, ни на величину грехов. И устами пророка 133 Он объявляет такое повеление: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего, и возжелает Царь красоты твоей» 134 . 7 . Заметь, что уже с самого начала Он проявляет присущую Ему благость, удостаивая назвать дочерью ту, что отступила от Него и предала себя нечистым бесам. И это не все. Он даже не требует ответа за согрешения и не подвергает наказанию, но только увещает, уговаривает прислушаться, внять увещаниям и наставлениям и убеждает предать забвению содеянное. 8 . Ты видел неизреченное человеколюбие? Ты видел преизобильную заботу? Некогда об этом говорил блаженный Давид, обращаясь словно ко всей вселенной, находящейся в плачевном состоянии. Теперь же и нам самое время возвестить это тем, кто возжелал ига Христова и поспешил поступить на эту духовную службу, и сказать это каждому из здесь присутствующих, изменив немного пророческое изречение: «Забудьте, молодые воины Христовы, все прежнее, предайте забвению дурной образ жизни, послушайте и приклоните ухо ваше и примите лучшее наставление». " Слыши, – сказано, – дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего» ( Пс.44:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ответ. Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божии напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться у боголюбцев, Господь сам объявил, сказав: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом», и прочее (Матф.5, 14—16). Вопросы о страсти блуда Вопрос 30. Чем искоренить в себе страсть злого вожделения? Ответ. Пламенным вожделением исполнять волю Божию, подобным тому, какое обнаружил в себе сказавший: «Суды Господни истина, все праведны; (18–11) они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Псал.18, 10—11). Ибо вожделение лучшего, когда есть возможность и сила насладиться вожделеваемым, как учили святые отцы, всегда понуждает пренебрегать и гнушаться тем, что маловажнее, кольми же паче тем, что дурно и постыдно. Вопрос 67. Что такое нечистота, и что такое распутство? Ответ. Что такое нечистота, показал закон, употребив сие наименование в означение того, что случается непроизвольно по естественной необходимости. А распутство выясняет, кажется мне, премудрый Соломон, наименовав (распутного)»любосластным и беспечальным» (Притч. 14, 23); почему распутство есть такое расположение души, которое не имеет и не терпит тяготы подвига; следовательно, оно есть и невоздержание, не имеющее власти над мятежными похотями. Вопросы об унынии, печали и нерадении Вопрос 32. От чего бывает безвременное и неумеренное усыпление, и как избавляться от него? Ответ. Подобное усыпление бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге, и когда пренебрегаем судами Божиими; избавляемся же от него, когда восстановляем в себе подлинное и достодолжное понятие о величии Божием, а также и вожделение исполнять волю Божию, подражая сказавшему: «не дам сна очам моим и веждам моим — дремания, доколе не найду места Господу» (Пс.131, 4—5). Вопрос 45. Если кто, услышав, что Господь сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лук.12, 47—48), вознерадит о познании воли Господней, то получит ли он какое либо облегчение?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Рождество Христово, фреска. Каппадокия И мы вслед за Златоустом прервем изыскание в сфере невидимой, но начнем говорить о видимом. Тайна Рождества Христова созерцается ангелами и человеками только верою, и «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Здесь уместно задать вопрос: а почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной ? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Он пишет: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями, как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет Она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной: это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от диавола, чтобы диавол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы» . Все четыре ответа справедливы и верны. Сам блаженный Иероним задает еще вопрос. Он пишет: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: “Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?”» Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода (колена). Но проблема сложнее. Псалмопевцу Давиду было предсказано, что Мессия (Христос) произойдет из царственных потомков его (см.: Пс. 92: 2; 131: 11). А собственное родословие Девы Марии показывает нам, что Ее предком из сыновей Давида был не царь Соломон, а Нафан (Лк. 3: 31). Кстати, иудеи в полемике с христианами всегда обращали на это внимание. Ответ на это недоумение достаточно прост: праведный Иосиф, усыновив Младенца Иисуса (чрез наречение Ему имени), сообщил Ему и все права своего родословия. Об усыновлении Иосифом Иисуса мы будем читать чуть ниже. Но вернемся к Евангелию. «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19). В этом стихе непонятно, о какой праведности Иосифа идет речь. Если речь идет о праведности ветхозаветной, то святой Иосиф, еще не посвященный в тайну беременности Марии, должен был руководствоваться известным текстом из Второзакония, где сказано: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города и побейте их камнями до смерти» (Втор. 22: 23–24).

http://pravoslavie.ru/92819.html

Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, и ум твой обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой ( 4, 254 ). К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного... Что с каждым из верных есть Ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: «не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18, 10 ). И псалмопевец говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» ( Пс. 33, 8 ). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех... Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними ( 113, 131 ). Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание. Святитель Василий Великий ( 5, 163 ). Сам Царь провозглашает, чему надлежит быть: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин. 1, 51 ). И действительно, мы видим Ангелов, сопровождающих Его Вознесение и возвещающих Его Второе Пришествие ( Деян. 1, 10–11 ). Ангелов, разрешающих узы ( Деян. 12, 7 ) и отверзающих темницы для Апостолов ( Деян. 5, 19 ); наконец, Ангела, явившегося только еще выходящему из тьмы язычества Корнилию, чтобы указать ему вход в христианскую Церковь ( Деян. 10, 3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010