Поэтому, благовествуя о Его воскресении, апостол не только дает об этом свое собственное свидетельство, но и доказывает его словом Божиим (см.: Деян.2:24–32 ; ср.: Пс.15:8–11 ), показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. Событие воскресения показывало в воскресшем Иисусе Назорее не простого смертного человека, а Господа и Христа, давно обетованного Мессию. Чтобы утвердить веру в необычайное посланничество Иисуса Христа, апостол Петр сопоставляет с Ним перед иудеями чтимого ими пророка Давида и говорит при этом, что Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сегодня, но и не взошел на небеса, но, будучи пророком, знал, что, по обетованию Божию, «от чресл его» воздвигнется Христос по плоти, Которого душа не останется во аде и плоть Которого не будет видеть нетления, и Который будет сидеть одесную Бога (см.: Деян.2:29–36 ; ср.: Пс.131:11; 15:10 ). Первая проповедь Евангельского благовестия имела сильное действие на его слушателей. Боговдохновенное слово апостола Петра, воочию подтверждаемое чудесным событием излияния на учеников Христовых Духа Святого и основанное на свидетельствах Священного Писания , решительно убедило слушателей в Божественном достоинстве Господа, и они спрашивают апостолов: Что нам делать, мужи братия? ( Деян.2:37 ). Тогда апостол Петр, обращаясь со словом увещания к своим слушателям, призывает их всех к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа для прощения грехов и к принятию дара Святого Духа. Покайтесь, – говорит апостол, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), то есть сподобитесь того же Святого Духа, чудесные действия Которого только что проявились в апостолах. В конце своей речи, желая еще и сильнее расположить к вере во Христа умиленные сердца израильтян, апостол Петр напоминает им об особенных обетованиях Божиих, им данных, о том, что они и дети их представляют богоизбранный народ (см.: Деян.2:39 ), долженствующий предупреждать других на путях Царствия Божия 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иначе, чем как не руководством и влиянием духа злобы, отца лжи, объяснить ту жалкую приверженность к своему заблуждению, то упорное противление святой истине, то крайнее ожесточение против православия и православных, какие мы видим во всех лжехристианах, еретиках, сектантах, раскольниках? Горе человеку, который не оградит себя преданностью православной Христовой Церкви: бог века сего ослепит разум его, дабы не воссияла в нём истина Христова. Будем же, братие, хранить, как драгоценное наследие, всё то, чему учит нас православная Христова Церковь . Не дадим места сомнению в её слове только потому, что иногда видим твердых и сильных противников её. Путь сомнений и колебаний в вере и рождающихся отсюда лжеучений и ересей широк и многоветвист, но конец его всегда бывает гибель для тех, которые следуют по нему. Путь же истины и спасения – один: он состоит в сыновнем повиновении любвеобильной Матери нашей – Православной Христовой Церкви и поставленным от неё пастырям. Аминь. Миссионерский листок V. О вечном существовании рукотворенного святилища на земле, называемого также храмом и церковью//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 65–72 1) Какому народу в Ветх. Завете даровано Богом рукотворенное святилище? И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения, и устроят они Мне Святилище и буду обитать посреди их. Исх.25:1, 2, 8 . 2) Что означает пребывание святилища среди народа? И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Лев.26:11–12 . Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои. Втор.23:14 . 3) На сколько времени Бог определил существование рукотвор. святилища на земле? Избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его на век . Пс.77:68–69 . Избрал Господь Сион, возжелал (его) в жилище Себе. «Это – покой Мой на век ». Пс.131:13–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Взирай на Солнце правды и, как ясными звездами, руководясь Господними заповедями, имей неусыпное око, не давай сна очима и веждома дремания (Пс.131,4), чтобы в заповедях иметь тебе достаточное путеуказание. Ибо сказано: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс.118,105). Если никогда не задремлешь у кормила, пока находишься в сей жизни, в этом непостоянстве мирских дел, то получишь и содействие Духа, Который поведет тебя вперед и безопасно понесет кроткими и мирными веяниями, пока не спасешься в оную неволнуемую и тихую пристань Божией воли. Богу слава и держава в нескончаемые веки веков! Аминь. Примечания: 1. Познать мудрость и наставление. 2. Господь имел меня началом пути Своего. 3. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. 4. Чтоб они научились не богохульствовать. 5. Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты. 6. Помышления праведных - правда. 7. Panourgian уменье все делать с искусством, как ниже объясняет сие слово святитель Василий. Поелику же слово panourgoV в славянском переводе Библии переводится словом " хитрый " , то в настоящем толковании и слово panourgia впоследствии переводится словом " хитрость " . 8. Таинством крещения. 9. Не поможет богатство в день гнева. 10. Послушает мудрый - и умножит познания. 11. KubernhsiV, управление. 12. Разумный найдет мудрые советы. Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения Премудрый Соломон, разбирая времена для житейских дел, и всему, что ни бывает, определяя собственное свое время, сказал: всем время и время всякой вещи: время раждати и время умирати (Еккл.3,1-2). А я, возглашая вам спасительную проповедь, изменил бы несколько изречение премудрого и сказал: время умирать, и время рождаться. Что же основанием сего изменения? То, что Соломон, рассуждая о подлежащем рождению и тлению, и следуя порядку телесной природы, рождение предпоставил смерти. Ибо невозможно испытать смерти тому, кто не родился прежде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

Когда же воссиял «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), то и святых апостолов сделал Он светом, так как они были участниками того света, который просветил всех людей. И так как, по слову Господню, «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ), и объять смятением и грехами, а грехи – тьма (сам же Давид сказал, как записано в книге Царств: «ночь была вокруг меня, несчастного, и я был в неведении», то мы нуждаемся в светильнике. Дается нам в помощь закон, и он служит светом для наших путей, потому что написано: «духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» ( Ис.26:9 ). Но имеют эти слова и другой смысл. Светильник есть ветхий завет, данный некогда народу еврейскому: только один народ пользовался его светом. Когда же взошло Солнце правды – Христос Бог наш, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), то Он Сам просветил концы земли, и Своим ученикам сказал: «вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). А этим светом мы все просветились. «По клялся я и постановил – ...хранить суд...ы правды Твоей» ( Пс.118:106 ). 5. Так как весьма многие дела утверждаются клятвою, то твер­дость и неизменность, с которыми пророк относился к заповедям Божиим, он назвал клятвою. Это обычно в Священном Писании . Например: клялся Господь Бог Аврааму ( Быт.22:16 ); «клялся Господь Давиду... истиною и не отречется от нее» ( Пс.131:11 ) в силу твердости божественного обетования. Хотя повсюду в Священном Пи­сании клятва запрещается, и, прежде всего – в ветхом завете: «не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх.20:7 ); «не клянитесь именем Моим во лжи» ( Лев.19:12 ); «не приучай уст твоих к клятве» ( Сир.23:8 ), – но, очевидно, это относится к делам мирским, о которых Екклесиаст говорил: «собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; устроил себе сады и рощи, сделал себе водоемы, и вот, все – суета и томление духа» ( Еккл.2:8, 5, 11 ). Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Хотя Отец в Сыне и Сын во Отце взаимно обитают и имеют Престол друг у друга, однако в настоящем месте речь обращена к Царю, Который есть Бог, и Ему говорится, что Царство Его (ибо я так понимаю престол, соответственно написанному : От плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс.131,11) не будет иметь конца. Что и Марии благовествует Ангел: Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 32–33). Не думаем, чтобы это противоречило сказанному апостолом в Первом послании к Коринфянам, что Сын имеет передать Богу Царство и должен будет покориться Тому, Кто покорил Ему все, да будет Бог всяческая во всех, и Христос, Который в каждом отдельно проявлялся не многими добродетелями, да пребудет во всех всеми. А что скипетр и жезл отличительная принадлежность царствующих, это указывает сам пророк, говоря: Жезл правости, жезл царствия Твоего. Некоторые, приводя свидетельство из Исаии: Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11, 1), понимают под ним Человека, Который был дан нам, Кому и предоставляется Царство, и говорится о Нем, что Он царствует ради любви к правде и ненависти к несправедливости и что Он помазан елеем радости паче причастник Своих, как бы в помазании имеющий получить дар любви и ненависть к неправде. Но во всех случаях мы научаемся, что в нас положены семена любви и ненависти, ибо и Сам Тот, Кто начатки плоти нашей вознес на небо, и правду возлюбил, и несправедливость возненавидел. Отсюда и Давид: Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я (Пс. 138, 21–22). Следует: Помаза Тя, Боже, Бог Твой. Первое имя должно понимать в звательном падеже, второе — в именительном. Немало удивляюсь, почему Аквила не перевел, как начал в первом стихе, звательным падежом, а не именительным, называя два раза Богом Того, Кто помазал вышесказанного Бога. Этим местом Фотин опровергается; но Арий поднимает голову, приводя свидетельство из Евангелия: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И будет егда почиют ноги жерцев воздвизающих кивот, Иордан оскудеет ) (Иис. Нав. 3:11, 13); не священников уважает, но кивот. И слушай, почему так. Спрашивает его Давид словами: « Что с тобою, море, что ты побежало, и [ с тобою ] , Иордан, что ты обратился назад? » ( что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? ) На это создание отвечает словами: « Пред лицем Господа трепещи, земля » ( от лица Господня подвижеся земля ) (Пс. 13:7). Лицом Господа был вид ковчега. Чем был кивот для закона, скрижалей, стамны и жезла, тем была плоть Владычная для необъятного божества, как в кивот носившая божество. Об этом святом кивоте говорил блаженный Давид: « Стань, Господи, на [ место ] покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего » ( воскресни Господи в покой твой, ты и кивот святыни твоея ) (Пс. 131:8). И смотри, что он делает: Иордан высох, не потеряв своих струй, но отступив к древним корням. Взял Иисус от Иордана двенадцать каменей великих, и поставил их по ту сторону реки; положил же вместо них « другие двенадцать камней… среди Иордана » ( другия дванадесять каменей в реке ) (Иис. Нав. 4:8, 9). Чего он желает тем, что кряду взял двенадцать камней, и вместо них положил другие двенадцать? Как я раньше сказал, он освобождает смертную природу; или лучше — желает показать, что вытаскивает человечество из глубины и возводит на небо. Он извлек на свет камни, никогда не созерцавшие солнечных лучей, не принимавшие света; они были вытащены из глубины на землю. Почему он взял оттуда двенадцать камней? Потому что двенадцатью апостолами (Господь) намерен был освободить человечество от смертной природы. И вот: он взял снизу камни, чтобы обнаружить их перед солнцем и светом, и для ясного созерцания будущим людям, как они перешли Иордан; эту именно причину он обозначил: « когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: " к чему у вас эти камни? " » ( егда вопросит тебе сын твой, глаголя: что суть камение сии? ) — скажи ему, что по суше мы перешли Иордан, когда Бог удержал воду перед лицом нашим (Иис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вечное первосвященство Иисуса Христа не делает излишним в новом завете существование на земле священства из людей, ибо подобно тому, как Иисус Христос был учитель ( Мф.23:8 ) и, однако, поставил в Церкви учителей из людей ( 1Кор.12:38 ; Еф.4:11 ); был Сам наставник ( Мф.23:10 ) и кроме того, поставил особых наставников ( 1Кор.4:15 ; Евр.13:7:17 ); Сам был пастырь ( Ин.10:11:16 ) и поставил ещё иных пастырей ( Еф.4:11 ; 1Пет.5:1–5 ); так, будучи Первосвященником и Он установил в своей Церкви и священство из людей. В Ветхом Завете есть ясные пророчества о новозаветном священстве: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием, благоразумием»: Иер.3:15 . Срав. Ис.66:18–21 . «И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться, говорит Господь»: Иер.23:4 . «Священники Твои облекутся правдой, и святые Твои возрадуются. Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются»: Пс.131:9:16 . Видно из Священного Писания и то, что в новом завете действительно не отменено, а установлено новое священство: апостол Павел говорит: «С переменой священства надлежит быть перемене закона» ( Евр.7:12 ); значит, с пришествием Иисуса Христа священство на земле не уничтожилось, так как оно по мысли Божией должно существовать вечно: Исх.29:9 , а только переменилось: в ветхом завете священство было от Аарона и поручено было одному только роду Ааронову; в новом завете священство идёт от Христа и не поручено одному какому-либо роду; теперь священником может быть человек из всякого рода и сословия, как это можно видеть из вышеприведённого пророчества: Ис.66:18–21 . «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими (злыми) виноградарями? Говорят ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои»: Мф.21:40–41 . Под виноградником надо разуметь Церковь ветхозаветную и новозаветную. Злые виноградари суть ветхозаветные священники и первосвященники времён Иисуса Христа, как видно из: Лк.20:19 . «Другие виноградари» – эти новозаветные виноградари, т.е. апостолы и их преемники – епископы и священники. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»: 1Тим.4:14 . Ясно, что во времена апостолов существовало рукоположенное священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава I Мф.1:1 .  Родословие 11 Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. У пророка Исайи мы читаем: «род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ) Не будем поэтому думать, что евангелист [или»: Евангелие] противоречит пророку в том смысле, что евангелист 12 начинает излагать то, что, по слову пророка 13 , изложить невозможно; потому что у первого, – пророка, – говорится о рождении по божеству, а у второго, – евангелиста, – о воплощении. А начал он с плотской стороны 14 для того, чтобы через человека мы начали говорить о Боге. Мф.1:2 .  Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его. Здесь порядок такой, в котором предки следуют за потомком; но здесь евангелисту необходимо было сделать перемену. Действительно, если он сначала поставил Авраама, а потом – Давида, то ему снова нужно было повторить Авраама, чтобы далее показать порядок происхождения. Вот почему он, пропустив остальных, назвал Спасителя первоначально сыном только этих [двух], потому что только этим двум дано обетование о Христе,– [именно]: Аврааму говорит: «и благословятся в семени твоем все народы» ( Быт.22:18 ) и Давиду: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс.131:11 ). Мф.1:3 .  Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона. Необходимо 15 обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание , чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех. Поэтому и в следующих стихах указывается на моавитянку Руфь и Вирсавию (Bethsabee), жену Урии. Мф.1:4–9 .   Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама. Вышеупомянутый Наассон есть родоначальник племени Иуды, как мы читаем в книге Чисел ( Числ.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слово IV на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 1. Хотя, возлюбленные, Божественная благость всегда разнообразно и в различной степени (ср. Евр 1:1) заботилась о человеческом роде, и милостиво уделяла обильнейшие дары Своего Провидения всем прошлым векам, но в последние времена (ср. 1 Пет 1:20) она превзошла все привычное изобилие [Своей] милости, когда во Христе Само Милосердие ко грешникам, Сама Истина к заблуждающимся, Сама Жизнь сошла к мертвым. Потому что Слово сие, совечное и равное Родителю, восприняло нашу смиренную человеческую природу в единство Своего Божества, и Тот же Самый Бог, родившийся от Бога, родился от человека как Человек. Это было обещано от самого устроения мира, и всегда предвозвещалось многими знамениями — и в делах, и в словах. Но сколь [малую] часть человечества спасли бы те прообразы и сокровенные таинства, если бы Христос Своим Пришествием не исполнил все эти отдаленные и таинственные обещания! И то, что тогда помогло отдельным верующим, [как] должное свершиться, теперь, уже свершившись, помогло бесчисленным верным. Итак, теперь нас ведут к вере уже не знамения и образы, но Евангельская история, которая нас утвердила. Мы верим и поклоняемся тому, что совершилось, ведь пророческие свидетельства обращены к нашему наставлению, чтобы мы не имели никакого сомнения в том, что, как мы уже знаем, было предсказано в стольких пророчествах. Ведь и Аврааму Господь сказал: благословятся в семени твоем все народы (Быт 22:18). И Давид воспевает обетование Бога духом пророческим, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем” (Пс 131:11). И Сам Господь говорит через Исаию: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:23). И опять: произойдет отрасль от корня Иессеева, и цветок взойдет от корня его (Ис 11:1) 2 . В отрасли этой предсказана, без сомнения, блаженная Дева Мария, Которая рождена от корня Иессеева и Давидова, и [Которая], получив от Святого Духа силу плодородия, Своим материнским чревом, но девственным рождением родила новый Цветок человеческой плоти.

http://pravmir.ru/slovo-iv-na-rozhdestvo...

Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему 130 открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим 131 не так, как должно. Итак, будет толкать 132 в дверь Христову, о которой сказано: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» ( Пс.117:20 ), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание ( Кол.2:3 ). Мф.7:11–12 .  Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Нужно заметить, что Он назвал апостолов злыми, если только в лице апостолов не осуждается весь род человеческий, сердце которого с детства по сравнению с Божественным милосердием расположено ко злу. Читай книгу Бытия ( Быт.8:21 ). И не удивительно, если людей этого века Он называет злыми, когда и апостол Павел напоминает [о том же говоря:] «Оценивая [по достоинству] время, потому что дни лукавы» [mali sunt] ( Еф.5:16 ). 133 Мф.7:13–14 .  Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Широкий путь – это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный – это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол ( 2Кор.6:6–11 ) и убеждает вступить Тимофея ( 1Тим.5 ). Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010