Третья часть уже исключительно молитвенная. Покаянная скорбь здесь уже настолько усиливается, что радостное прославление Бога, которым началось великое славословие и которое должно быть главным предметом его, едва прорывается кое-где в отдельных выражениях («Благословен еси Господи» — Пс. 118, 12). Эта часть и начинается молитвою, а не хвалою, в противоположность первым двум, молитвою общего характера о милости Божией, однако растворяемою надеждою на Бога («Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» — Пс. 32, 22). Эта общая молитва принимает затем более определенный характер и сводится к просьбе у Бога — научить нас Его оправданиям, просьбе, выраженной словами 118 пс: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и повторяемой трижды — к 3 Лицам Св. Троицы (причем повторение это делается не с изменением в тексте, как на вечерне в «Сподоби Господи», а с буквальною точностью, чем эффект усиливается). Далее эта еще довольно общая просьба развивается и разъясняется: для осуществления в жизни оправданий Божиих нужно очищение от грехов и умение творить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Которому и нужно прибегнуть за помощью, как прибегали к Нему всегда и все («Господи, прибежище был еси нам в род и род» — Пс. 89, 1); у Него и испрашивается сначала очищение от грехов (словами Пс. 40, 5: «Аз рех» — усиленная просьба: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе»); а затем еще усиленнее («Господи, к Тебе прибегох…») — научение воле Его (Пс. 142, 9). Молитва заключается твердою уверенностью в исполнении ее, обосновываемой (как в возгласах после ектении: «Яко Ты еси») на особенной близости к нам Бога («Бог мой», Пс. 142:9, 10), источника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утренний — возвращение к начальному возгласу великого славословия при конце его). Последними словами своими: «пробави (продли, πορτεινον) милость Твою ведущим Тя», вместе с предыдущими: «яко у Тебе…» (Пс. 35:10, 11) третья часть великого славословия возвращается к своему началу, причем начальное ее прошение о милости Божией к нам («буди») здесь усиливается («пробави»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Например, в приговоре о Манассии священный историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей»... Но они не послушались ( 4Цар.21:8 ). Еще: «Иоас не истребил детей убийц своего отца, как написано в книге закона Моисеева: не должны быть наказываемы дети за преступления родителей» ( 4Цар.14:6 ; 2Пар.25 ­­ Втор.24:16 ), а особенно (излагаемый в 4Цар.17 и 25 глл.) суд священного историка над всей историей израильского и иудейского царства ясно напоминает суд самого законодателя – Моисея ( Лев.26 ; Втор.32 ). С приведенными свидетельствами исторических книг вполне согласны свидетельства других отделов ветхозаветного канона. Так, псалмопевцы находили для себя утешение и наставление в изучении Пятикнижия. Оставляя праздные беседы, Давид поучался вместо того в законе Господнем день и ночь ( Пс.1:2 ) и находил, что изучение Господня закона обращает души, веселит сердце, просвещает очи; закон Господень есть «свидетельство», каким признавал свои книги Моисей ( Пс.18:8–9 ­­ Исх.25:16 ; Втор.31:9, 24 ). Особенно же прославляется изучение Божия закона в Пс.118 . Тщательное с любовью изучение Моисеева закона неизбежно отражалось и на писаниях псалмопевцев. Согласно постановлениям последнего, Давид порицает ложную клятву, месть, злодеяние ближнему, ростовщичество, взяточничество ( Пс.14 и 23­­ Исх.22:25; 23:7–8 ; Лев.5:4; 27:18 ; Втор.16:19–20 ). Исторические повествования Пятикнижия повторяются нередко с дословной точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека ( Быт.1 гл. ­­ Пс.8; 24:12; 32:6; 135:4–9 ), история патриархов ( Пс.46:10; 80:6 ), обетование Иуде ( Быт.49 ­­ Пс.59:9 ), синайское законодательство ( Пс.80:1–6 ), сорокалетнее странствование ( Пс.77:13–34; 135:16 ) и победы над Сигоном и Огом ( Пс.135:17–20 ). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятикнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ис.13–14 глл. ­­ Иез.32 гл.), а также и книга Иова ( Иез.14:14–20 ). Другой вавилонский пленник, пророк Даниил сам свидетельствует о себе, что он находил себе утешение и наставление в чтении Священных книг. Так, в первый год Дария, сына Ассуирова, он сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима ( Дан.9:1–2 ). Очевидно, под «книгами» здесь можно разуметь лишь Священные ветхозаветные книги, в числе коих была уже и книга пророка Иеремии, которую, конечно, много раз и прежде читал Даниил и занимался вычислением лет, на которые должен падать конец вавилонского пленения и запустения Иерусалима и храма ( Иер.25:11; 29:10 ). Дальнейшая (в той же 9 гл. 3–23 ст.) покаянная молитва Даниила свидетельствует, что рядом с книгой Иеремии в «книгах» находились законоположительные, исторические и пророческие книги, излагавшие историю постоянного беззакония Израиля и противления судей, царей, князей, священников, отцов и всего народа, которые не слушали рабов Господних – пророков, преступили закон Господень, и излились на них проклятие и клятва, написанная в законе Моисея» (ср. Дан.9 гл., 7:10–11, 12, 16 стт.). Произнесенная Даниилом покаянная молитва составляет, как и речи Иезекииля, воспроизведение всей истории еврейского народа в его «противлении» Богу, закону и пророкам, и изложена языком законоположительных, исторических и пророческих ветхозаветных книг. Кроме Иезекииля и Даниила, Священные списки находились и у других благочестивых пленников, рассеянных по разным областям обширного вавилонского царства. Из книги Товит видно, что израильским пленникам, жившим в Рагах, Экбатанах, Сузах и других местностях, не были неизвестны законоположительные ( Тов.1:7; 3:1–6 ), исторические и пророческие книги, напр. Ионы ( Тов.14:4,8 ), Исаии ( Тов.13:16–18 ­­ Ис.60 гл.). Псалмопевцы – пленники вавилонские также, подобно Иезекиилю и Даниилу, находили себе утешение и вразумление в чтении всех Священных книг, законоположительных, исторических, учительных и пророческих, включая и Иеремию ( Пс.104–105 ; Пс.78 ­­ Иер.10:25 ). Анания, Азария и Мисаил и вообще благочестивые люди – пленники, подобно составителям 118 псалма, дни и ночи поучались в Священных ветхозаветных книгах и услаждались их «сладостью» ( Дан.3:28–30, 33, 35–36, 40 ; Пс.118:27, 103, 127 стт.). – По свидетельству Иосифа Флавия, даже Киру и его приближенным не были неизвестны ветхозаветные книги, например, книга прор. Исаии (Древ. XI, 1–2). Это сказание принимает и бл. Феодорит (Толков, на Дан. 12 гл.). Все поименованные лица: пророки Иезекииль и Даниил, псалмопевцы и другие благочестивые пленники признавали ветхозаветные книги «словом Божиим», изреченным через богодухновенных мужей, исполнившимся в истории Израиля или имеющим неукоснительно исполниться ( Дан.9:2–19 ), – словом Божиим, которое доставляет «жизнь и спасение» искренним исполнителям его повелений ( Пс.118:9, 11, 16–17, 25, 28 ...).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Первичная традиция данной катены считается утерянной, в рукописях ее текст, как правило, смешан с др. источниками, так что приходится его реконструировать. Элементы «Второй палестинской катены» входят в состав вторичных К. 2 типов: катены на Пс 1-17. 13; 32-50; 61-83; 90-118 кодексов Paris. gr. 139, X в.; Marc. gr. 17, X в.; Athen. Bibl. Nat. 45, XIII в., и ряда др. (CPG. C. 16; тип III, по Каро-Лицману) - т. н. длинная выборка из «Второй палестинской катены»; катены кодекса Ath. Vatop. 660, X-XI вв. (CPG. C. 40. 1), в части, касающейся Пс 21. 21-100,- т. н. краткой выборки из «Второй палестинской катены». Главным источником реконструкции является первая из этих двух К. (Paris. gr. 139). 2) К-польские К., составленные добавлением первичной катены или ее эквивалента к Псалтири со схолиями палестинского происхождения. Данный тип близок к палестинским катенам-схолиям, т. к. его базой является Псалтирь с 2 колонками, но в отличие от катен-схолий характер дополнения иной: к коллекции схолий добавляется целая катена (в большинстве случаев к-польского происхождения), а не просто избранные фрагменты одного или неск. авторов. К рассматриваемому типу относятся: A) Катена кодекса Scorial. Ψ I 2, XII в. (CPG. C. 35.2; тип XXII, по Каро-Лицману; первичная катена 2 авторов, по классификации Герарда), ее основой служит коллекция схолий прп. Исихия (CPG, N 6552) и кратких фрагментов из Феодорита; дополнительный материал имеет неоднородный характер (что характерно для вторичных К. изменчивого типа) и состоит из 2 частей: a) для Пс 1-86 - комбинации компилятивного комментария Петра Лаодикийского на псалмы (без указания автора; Пс 1-76 - текст комментария в редакции Vat. gr. 412 и Vat. Barber. gr. 525; Пс 77-86 - в редакции Paris. gr. 143 и Casanat. 1908) и комментария Феодорита, к-рый привлекается лишь как вспомогательный материал; b) для Пс 87-150 - комментария Феодорита (без указания автора). Начиная с Пс 87, за редким исключением (Пс 100 и 101), текст Scorial. Ψ I 2 имеет вид катены 2 авторов и близок к тексту кодекса Bodl. Canon. gr. 62, также содержащий схолии прп. Исихия и фрагменты Феодорита. Несмотря на внешнее сходство, отнесение 2 этих рукописей к одному типу К. является ошибочным, поскольку состав и порядок фрагментов в них не одинаков.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Мк. 4:37–39. «И поднялась великая буря… А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». 8 Срока из стихотворения «Комус» английского поэта Джона Мильтона (1607–1674). 9 Пс. 118:105. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей». 10 Пс. 75:11. «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь». 11 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30. 12 Пс.18:2. 13 Ин. 14:8–9. 14 Деян. 17:30. 15 Лк. 23:41. 16 Книга Ф. Бэкона. 17 См. Еф.2:2. 18 См. Еккл. 12:2. 19 Пс. 22:4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной». 20 Ср.. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). 21 Там же. 22 Ср. Ин.1:46: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» 23 Гал. 1:8. 24 Ср. Пс. 72:25. 25 Пс. 138:18. 26 См. 1 Цар. 3. Речь идет о старом священнике Илии и маленьком Самуиле, которому предназначено было стать великим пророком. Глас Господа, прозвучавший однажды в храме, услышал именно Самуил, а не Илий. 27 См. 1 Цар. 17. Молодой Давид победил великана и воина Голиафа, выйдя на бой с одной пращой без вооружения и доспехов, так как предложенные ему доспехи царя Саула оказались большими и неудобными. 28 См. Мф. 5:25–26. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Кодрант — самая мелкая медная римская монета (грош). 29 Ср. Мф. 10:26; Лк. 8:17, 12:2. 30 См. Лк. 18:10–14. 31 Иов. 2:4. 32 Ин. 20:29. 33 См. Ис. 32:2. 34 Ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; Рим. 10:11. 35 Пс. 15:11. 36 Ср. Ис. 42:3; Мф. 12:20. 37 1 Ин. 4:18. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Однако это учение о блаженной вине Адама, берущее здесь начало, в целом, чуждо православному богословию, по крайней мере в том виде, который оно приняло на Западе в Средние века.   6. Экклезиология и сакраментология Святитель Амвросий полагает, что все эти плоды спасительного дела Христова могут быть усвоены каждым человеком только в Церкви, основанной Самим Господом. Церковь есть “Град Божий” (civitas Dei, Толкование на Пс 118.35; Толкование на Пс XLVII .5,22), или “небесный Град” (О девстве XIV.90; О покаянии II.3), в противоположность миру сему, который есть “Град земной” (civitas terrena, Письмо 14.104) 9 . В предведении Божием она вечно существует как единая, но в истории разделяется на Церковь небесную и Церковь земную. Последняя является только “образом небесного” (О жалобе Иова и Давида IV.9). Она есть единое собрание всех верующих, как святых, так и грешных, стремящихся к покаянию и исцелению (О покаянии I.7). Церковь называется соборной и апостольской (О вере I.120) как основанная на Апостолах, распространившаяся через них по всему миру и неизменно хранящая их веру (Об Аврааме II.71; Письмо 16.11; 22.10). В своем таинственном , духовном аспекте Церковь есть прежде всего Тело Христово (Толкование на Пс 118.35), Дом Божий (Тол­кование на Пс XXXV .3), Святой Храм Божий (Толкование на Лк VII.1844), Луна, отражающая Божественный Свет (Шестоднев IV.32, Толкование на Пс XLIII .4), Новая Ева, Невеста Нового Адама (Письмо 16.4; Шестоднев V.17; Толкование на Лк VII.90). В ней, в ее Таинствах Бог изливает на людей благодатные дары спасения. Свое учение о таинствах (mysteria, sacramenta) святитель Амвросий развивает главным образом в одноименном сочинении, где он последовательно объясняет смысл таинства крещения, миропомазания и Евхаристии. Крещение — это Таинство возрождения, в котором благодать Святого Духа избавляет человека от вины и заблуждения, освобождает его от наследственных и личных грехов (О таинствах 5,12,20,32; О покаянии I.8). В водах крещения человек умирает для мира и для греха и воскресает для вечной жизни и для Бога (О таинствах 21), отрицается от сатаны и обращается ко Христу (Там же 7).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

15) Наказывает не ради погибели, но ради спасения, чтобы, исправившись, грешник спасение получил. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32). Так посылаются Богом голод, пожары, болезни и прочее, дабы этим мы вынуждены были искать вечных и небесных благ, видя, что нет ничего в мире этом постоянного. 16) Если прочитаешь со вниманием Евангелие, не сыщешь ни одного, кто бы ко Христу с верою пришел и не получил желаемого. Мытарь оправдывается более фарисея; блудница слышит: прощаются тебе грехи (Лк. 7:48), разбойнику рай отверзается (Лк. 23:43); слепые получают прозрение, глухие – слух и немые говорят, прокаженные получают очищение, больные – исцеление, беснующиеся – освобождение и прочие бедствующие. Получает каждый себе приличное утешение. Одному тебе откажет ли в отпущении грехов, если с верою будешь просить? Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8); и Он нелицеприятен, но всех кающихся равно милует. Не видишь Его на земле, но видишь и слышишь Евангелие Его, которое обещает кающимся отпущение грехов; видишь служителей Его, которые именем Его объявляют тебе то же отпущение. 17) Само имя – Иисус – радость и утешение подает нам, оно значит Спаситель, спасающий людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). 18) Во всем Священном Писании не найдешь почти ни одной главы, ни одной страницы, которая не представляла бы нам милосердия Божия. Ведает Бог слабость естества нашего, и потому столь часто поминает нам о милости Своей в Слове Своем святом, дабы мы не отчаивались, но более искали ее покаянием. Примечай, о бедный и окаянный грешник, как милостив Бог к грешникам кающимся, и как Дух Святой через пророков и апостолов милость Его объявляет. Ибо у Господа милость и великое у Него избавление; и Он избавит Израиль от всех беззаконий его (Пс.129:6). И еще: Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует, – говорит Псаломник (Пс. 114:4). И еще: Хвалите Господа все народы, похвалите Его все люди; ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек (Пс. 116:1-2). И еще: Ибо Ты, Господи, благ, кроток и многомилостив всем призывающим Тебя (Пс. 85:5). И еще: И Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный (Пс. 85:15). И еще: Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и откровения Его (Пс. 24:10). И еще: Щедроты Твои велики, Господи (Пс. 118:156). И еще: Я, Я Сам изглаживаю беззакония твои ради Меня, и грехов твоих не помяну. Скажи ты беззакония твои прежде, да будешь оправдан (Ис. 43:25-26). И еще: Сион говорил: «Оставил меня Господь, и Бог забыл меня». Забудет ли женщина дитя свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Если же и забудет женщина, но Я не забуду тебя, – говорит Господь (Ис. 49:14-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(3) вечером: псалом 140; (4) перед сном: библейские песни 30 . 4. Каппадокийские монахи Анонимный автор Подвижнического Слова (ок. середины IV в.; традиция приписывает его св. Василию Великому ) знает трехчастный молитвенный цикл, согласно псалму 54:18 («вечером и утром, и в полдень буду умолять и вопиять...»). Кроме того, в его среде употребляют еще три службы, значит – всего шесть. Но этого мало, пишет он: «Поскольку Давид говорит: ,,седмикратно в день прославляю Тебя ” ( Пс. 118:164 ), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа молитв, – то полуденную молитву надобно разделить на молитву перед обедом и молитву после обеда» 31 . В результате получаем такой цикл: (а) Полунощница, согласно псалму 118:62 («В полночь вставал славословить Тебя»), а также Деяниям 16:25; (б) Утреня; (в) 3-й час – в воспоминание сошествия Святого Духа ( Деян. 2:15 ); (г) 6-й час («полуденная молитва»), разделенная на две части 32 ; (д) 9-й час – воспоминание страданий и смерти Господа; (е) Вечерня. Автор Слова не говорит ни о 1-м часе, ни о молитве перед сном (Повечерии), ни о бдениях 1-й и 4-й страж ночи. Святой Василий Великий свидетельствует (в подлинных сочинениях 33 ) о семи службах суточного цикла: (а) на заре («утро») – чтобы посвятить Богу “первые движения души и ума»; поется 50-й псалом и «песни» (Библейские песни из Священного Писания); (б) 3-й час – вспоминая дар Духа апостолам, и себе просить освящения ( Пс. 50:12–14 и 142:10); (в) 6-й час («полдень»), – согласно Пс. 54:18 ; для изгнания «беса полуденного» читается 90-й псалом; (г) 9-й час – по примеру Петра и Иоанна ( Деян. 3:1 ); (д) вечером в благодарение за соделанное днем и покаяние за неисполненное; (е) перед сном – для упокоения и избавления от «мечтаний» вновь читается 90-й псалом; (ж) в полночь – согласно Пс. 118:62 и по примеру молитвы Павла и Силы; поется 118-й и другие псалмы. Нет бдений 1-й и 4-й стражи и 1-го часа. Городская практика Климент Александрийский ( ок. 215) говорит о том, что некоторые молятся в 3-й, 6-й и 9-й час; духовный человек (гностик) должен молиться беспрестанно (Строматы. 7, 40). Африканский максимализм или подражание еврейской традиции чтения берахот на каждый случай жизни? – может возникнуть справедливый вопрос. Вероятно, и то и другое, хотя на деле все гораздо глубже (см. далее – «О непрестанной молитве», с. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

504. Ин. 8. 31, 32. 505. Ин. 14. 6. 506. Мф. 11. 29. 507. «Уста смиренномудрого глаголют истину», — сказал преподобный Марк Подвижник. Слово о Духовном Законе, гл. 9. 508.  …имеет похвалу, но не пред Богом. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4. 2, 3). 509.  …Еврей от Евреев, по учению фарисей, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего (Флп. 3. 5–8). 510.  …на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66. 2). 511.  Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 512. Преподобный Пимен Великий говорил: «На одном только месте дозволено было израильтянам приносить жертвы и отправлять общественное Богослужение. В духовном смысле это место — смирение». Алфавитный патерик. 513.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 514.  …всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10. 32, 33). 515.  …сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор. 4. 9). 516.  …они в мире… Они не от мира (Ин. 17. 11, 16). 517. Ин. 14. 20. 518.  Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8. 38). 519.  Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10. 37). 520. Гал. 5. 4; 2. 16, 21. Слово о спасении. Аскетические опыты, ч. 2. 521.  Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 522. Гал. 6. 14. 523.  Трепещет от страха Твоего плоть моя (Пс. 118. 120). 524.  Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою (Пс. 118. 38). 525.  …потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. …Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мф. 10. 39; Мк. 8. 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010