Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Бессоница (Зима. Февраль 1997) Бессоница Звуки ночные приносят бессонницу Мартовским зовом совы. Тех, кто за вас и страдает, и молится, Часто не знаете вы. Если вам в трудностях легче становится, Снимется камень с груди, Значит, о вас кто-то плачет и молится В эти тяжелые дни. Февраль 1997 г. Егда разширил еси сердце мое. Пс. 118,32 Архимандриту А. Ширь земная — лес да горы! Вместе с ними без конца Расширяются просторы, Расширяются сердца! Раскрывается сознанье, Как подснежник от тепла, И душа на расстоянье Отделяется от зла. Словно в ней от отделенья Начинается пора Ее нового рожденья И познания добра! Февраль 1997 г. На Иверскую Я хожу по земле, Я хочу измениться, Чтобы только Тебе Со слезами молиться. Одному лишь Тебе Чтоб в любви признаваться. Потому на земле Не хочу оставаться. Буду в крайней нужде Или в бедности биться — Все приму, чтоб Тебе Со слезами молиться! Февраль 1997 г. О. Серафиму У порога солнце бродит, В дом заглянет и уходит. Что-то в памяти стирается, Забывается, забывается. На пригреве снег садится, Хлеб из рук клюет синица, Солнце в море опускается — Забывается, забывается. Мы прощаем, нас прощают. Забывают, забывают. Чья-то дружба прерывается, Забывается, забывается. Жалко живших и живущих, Всех ушедших и идущих. На тропе твой след теряется, Расплывается, расплывается. Февраль 1997 г. Архимандриту Спиридону, миссионеру Отдаленное ржанье коня, Летних сумерек синие сколки — Это стало началом меня — В ковылях, где кричат перепелки. Я лежал в ковылях на спине, Чуя жизни могучую зрелость, И ее преизбытку во мне И смеяться, и плакать хотелось. Целость жизни сливалась со мной, Из груди исторгая рыданье, Обнимая ковыльный покой И коня отдаленное ржанье. Февраль 1997 г. Ангел-хранитель Ангел-хранитель, Нежный и грозный! Ангел-хранитель, Ночью морозной Пламенем веры согрей! В жаркой пустыне безводной Влагой надежды повей! Всем, как и я, одиноким в ночи Воду живую любви источи! Февраль 1997 г. NN Не скорби об утрате, Но скажи: до свиданья! Это более кстати, Чем пустые терзанья. Кротко скорби приемля, Не вздыхай глубоко. Ведь написано: «Бремя Мое легко...» Февраль 1997 г. Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=249

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Истина Истина Божия есть одно из Божиих совершенств: Прошел Господь пред лицом Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и истинный ( Исх.34:6 ). Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен ( Втор.32:4 ). Господи Боже, щедрый и истинный, призри на меня ( Пс.85:15 ). Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ). Лгать несвойственно Богу: Бог не человек, чтоб Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает; будет говорить и не исполнит? ( Числ.23:19 ). Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев ( 1Цар.15:29 ). Истина Божия а) вечна: Истина Господня пребывает вовек ( Пс.116:2 ). Блажен, у кого надежда на Господа, вечно хранящего верность ( Пс.145:5–6 ); б) неизмерима: До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ); в) неизменяема: Неизменный в слове Бог ( Тит.1:2 ); г) соединяется с Его милосердием в искуплении: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются ( Пс.84:11 ) д) открылась в Господе нашем Иисусе Христе: Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Истина Божия видна а) в Его делах: дела рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ); б) в Его путях: во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде ( Неем.9:33 ). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его ( Пс.24:10 ). Праведны и истинны пути Твои, Царь святых ( Откр.15:3 ); в) в Его заповедях: Ты дал отцам нашим суды справедливые, законы верные ( Неем.9:13 ). Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте ( Пс.110:7–8 ). Закон Твой истина, и все заповеди Твои ( Пс.118:142,151 ); г) в исполнении Его обещаний во Христе: Все обетования Божии во Христе «да» и в Нем «аминь» во славу Божию ( 2Кор.1:20 ); д) в Его судах: Господь будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои ( Откр.16:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Самодржавно у Драгутин беше честит и праведан владар. у дане чега и ми сведоци бисмо, вели Св. архиепископ Давило II, не беше код ни у неправде, гордости, ни грамзивости. благочестиви свагда поступаше по речи пророка: „Неправду омрзох и одвратна ми а закон заволех“ (Пс. 118, 163). Но путеви су неиспитани и нама мало времена после овога, Бог овако овом благочестивом Стефану Драгутину. Када са властелом по некаквом послу у жупи, под тврдим градом оч изненада падне с и сломи ногу Око тога се великаши и народ веома ожалосте и узбуде, а благочестиви овако у уму своме, и говораше: Ево видим, ваистину, да праведан Господ и да правду (Пс. 10, 7). Сагреших Ти, Господе, очисти ме; учиних опрости ми. прво не послушах заповести Твога божанског Писма, како Ти сам рече у Твоме светом Ко злостави оца или матер, нека умре (Изл. 21, 15; Мт. 15, 4). И опет: равно са Богом! Преступивши ове заповести, бедник погубих сама себе, подигох руку на свога, и ево су ове ране по заслузи .. . Но, Владико Христе, си нас саздао и знаш нашу, знаш природу нашу у си се обукао; Теби сагреших, и пред Тобом зло учиних (Пс. 50, 6). Опрости ми зато, и ме! ово и многе друге речи, са великом срца свога, Драгутин одмах посла посланике брату своме Милутину, и позва га да брзо на и Када ускоро стиже Милутин, благочестиви Драгутин предаде брату престо Српске државе, на сабору у Дежеви у жупи, близу града Раса), 1282. године. Том приликом, према животописцу архиепископу Данилу, рече брату своме: брате ево видиш: како учиних тако ми се врати, те више владати на престолу овом, силом узех своме. Ако бих и после овога остао на престолу тело бити наказано од Господа и неисказаним мукама. ево, по делима што их учиних, све ово на ме. Зато, да не бих за навек отпао од Царства зажелевши пролазну славу, ево ти, драги и брате, узми царску круну н седи на престолу свога, ми Бог тако заповеда, и у многолетном животу своме и брани отачаство наше од оних на нас. Господ Исус Христос нека те утврди и укрепи, и сила Духа Светога нека те закрили! … Од Владике Христа никада се не и закону божанскога Писма вредно се свога никако не него са сваком усрдно да ти се умноже године живота (Приче 4, 10). Ништа и убога не презири, да не пострадаш са оним неразумним богаташем. Од истине не Господ наш Христос каже у светом Свом: Ако у истини останете, истина вас сачувати и спасти 8, 31-32) … пак идем по судбама ми Бог одредио, да не бих прешао у векове Треба ми се предати страдашима и телесним исто онако као што сам учинио зло и оно што Богу угодно. И пошто све ово на нас, ми Те се у жалости сетисмо, Господе!

http://pravoslavie.ru/107995.html

По окончании билейских песней читается еще одна утренняя молитва. Например, священническая: «Боже, Боже наш, умныя и словесныя составивый Силы Твоею волею…». И после нее сразу следуют хвалитные псалмы (148–150) с Великим Славословием, заканчивающимся «Трисвятым по Отче наш». После этого обычно следует тропарь, но так как он уже был, то его можно заменить молитвами к празднуемому святому и ангелу-хранителю. Затем «Достойно есть» и отпуст. Ну вот, таков вариант чина предлагаемой мной Утрени совершаемой в домашних условиях. Если совершать его в сокращенном виде (опуская дополнительные псалмы (кафизмы), утреннее «чтение» и исполняя библейские песни без тропарей канона, да еще и по одной в день, без присоединения к ним 8 и 9 песней), то он займет всего 15–20 мин., т.е. не больше времени, нежели знакомое всем утреннее правило. Конечно, возможны и другие варианты отправления утреннего богослужения, учитывая, что келейных молитвенных чинов может быть столько сколько и самих келий. Единственное, на что я еще хотел бы обратить внимание, так это на то, чтобы при совершении богослужения следить за тем, от кого именно оно отправляется. Мне к примеру непонятно, когда в наших храмах «Символ веры» поют все вместе, но почему-то каждый от своего лица?! Это показатель или отсутствия церковного единения или механического подхода к составлению богослужебных чинов. Уверен, что причина в последнем, как это можно проследить на примере утреннего славословия, которое именно механически составлено из разных текстов. Посмотрите на его текст повнимательней: Сначала совершается хваление Бога от лица всех, хотя обращение к лицам Св. Троицы и совершается порознь. Затем в начале второй части это общее прославление вдруг начинает совершаться от первого лица ед. числа. Почему? Да просто потому что здесь начинаются буквальные цитаты из Писания: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века» ( Пс. 144 ;2). «Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе» ( Пс. 40 ;4). «Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой» ( Пс. 142 ;10). И тут же после слов «научи мя творити волю Твою», помещается утверждение от лица всех: «яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя», потому что так напсано в 35 пс. (10–11). Этим объясняется и дальнейший ряд прошений, типа: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» ( Пс. 32 ;22), которые впрочем, опять заканчиваются молением от лица одного: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» ( Пс. 118 ;12). После чего от лица всех звучит трисвятая песнь: «Святый Боже…, помилуй нас».

http://azbyka.ru/video/115-domashnjaja-u...

рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради... яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф.6:11–12 ). Итак, кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающее побои блаженнее тех, которые наносят их; если наши 19 страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие – веселящихся: какой же еще будет у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. «Блажен, – говорит, – муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). «Блажен... егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» ( Пс.93:12 ). «Блажени непорочнии в путь» ( Пс.118:1 ). «Блажени вси надеющиися Нань» ( Пс.2:12 ). «Блажен язык, емуже... Господь Бог его» ( Пс.32:12 ). Блажен, кого не осудила душа его. Блажен муж, бояйся Господа» ( Пс.111:1 ). И Христос опять говорит так: «Блажени плачущии... блажени нищии... блажени кротцыи... блажени миротворцы... блажени изгнани правды ради» ( Мф.5:3–11 ). Видишь, как Божественные законы везде ублажают, ни кого-либо из богатых, ни из знатных родом, ни из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел или страданий был страх Божий; и если ты преднасадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Богу принесет нам великую радость. Кто только часто молился со скорбью и проливал слезы, те знают, какую получили они радость, как очищали совесть, как восставали с благой надеждой. Это потому что, как я всегда говорю, не свойство вещей, а мысль наша обыкновенно печалит и радует нас. Итак, если мы настроим ее, каковой ей быть должно, то будем иметь залог всякого благодушия. Как телу вредит и пользует не столько свойство воздуха и внешние удары, сколько собственное устройство, так и с душою, и тем еще более, что там необходимость природы, а здесь все зависит от свободной воли. Поэтому Павел, претерпев бесчисленные бедствия: кораблекрушения, брани, насилия, наветы, нападения разбойников, и все, чего и исчислить словом невозможно, и умирая каждый день, не только не скорбел и не роптал, но и хвалился, и радовался, и говорил: «Ныне радуюся во страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей» ( Кол.1:24 ). И опять: «Не точию же, но и хвалимся в скорбех» ( Рим.5:3 ). А хвалиться значит радоваться в высшей степени. Аминь». (Извлечение из 17-й беседы св. Иоанна Златоустог о к Антиохийскому народу. «Беседы к Антиох. народу», т. I, изд. 2-е 1859, стр. 531 и сл.; см. Церк. Ведом., изд. при Св. Син. за 1888 г. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А также в книге Псалмов: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6); «руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя, и научуся оправданием Твоим» (Пс. 118, 73). Руки Отца, как толкуют это святые отцы (святой Ириней), суть Сын и Дух Святой. Поэтому таинство святого крещения начинается с призывания этих слов псалма 118 и троекратного дуновения на принимающего таинство, ибо крещение является созданием вновь . Но все эти Божественные свидетельства были прообразованиями тайны Пресвятой Троицы, которая полностью откроется в Новом Завете через воплощение Сына Божия от Духа Свята и Марии Девы. – Объясните нам, пожалуйста, важность открытия этой тайны для нашей жизни. – Да, Троица обосновывает любовь . – Не говорится ли и в Ветхом Завете о любви? – Часто ошибочно утверждают, будто в Ветхом Завете не говорится о любви. Напротив! Во Второзаконии мы читаем: «слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (6: 4–5). А в книге Левит снова читаем заповедь: «люби ближнего твоего, как самого себя» (19: 18). И Спаситель указывает, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). – Как же тогда Спаситель привел к полноте закон любви? – Заметьте, Господь Сам говорит, что в этих двух заповедях, сформулированных таким образом, содержатся «закон и пророки». Этого понимания достигли, на пути Промысла, пророки Божественного детоводительства. Спаситель придает заповеди о любви совершенство, полноту. Прежде всего Он дает ей Божественное основание. Бог возвещал и в Ветхом Завете: «любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер. 31: 3). Спаситель, однако, открывает, что Бог есть любовь-в-Себе, и Он есть любовь потому, что Он Троица. Любовь не может основываться в ком-либо одном отдельно взятом, в некоем метафизическом одиноком. Бог любит, поскольку Он Отец, поскольку у Него есть Сын, Которого любит от века; и любит Его в Духе Святом, Который есть «недро»(Ин. 1: 18) Славы и вечная радость этой любви.

http://pravoslavie.ru/63387.html

  2. Учение о творении Свое учение о творении мира святитель Амвросий излагает главным образом в Шестодневе , который был написан под непосредственным влиянием Шестоднева святителя Василия Великого. По учению святителя Амвросия, мир, в отличие от Бога, не безначален, не нетварен и не причастен Божественной сущности. Мира когда-то не существовало; он пришел в бытие не самопроизвольно, как думали эпикурейцы, но по воле Бога, или “Его кратким повелением” (Шестоднев I.18 ); Бог сотворил его в одно “краткое и непродолжительное мгновение”, еще прежде времени, так что ни желание не предшествовало действию, ни действие не предшествовало желанию (Шестоднев I.8,16,18). Начало и Творец мира есть Сам Бог (Шестоднев I.5,7), Который сотворил мир из ничего, а не просто придал форму предсуществовавшей материи сообразно вечным идеям, как думали платоники (Шестоднев I.1,5). Однако все разнообразие мировых форм, то есть сущности, начала и причины всех видимых и невидимых вещей изначально содержались в Божественном Разуме (Шестоднев I.7,16). В отличие от Бога, мир не вечен и подвержен разрушению как в частях, так и в целом (Шестоднев I.11,28). Он сотворен единым действием всей Святой Троицы: Бог Отец сотворил все через Сына в Духе Святом (Шестоднев I.29). Тварный мир разделяется на видимый и невидимый, то есть на телесный и бестелесный (ангельский). Ангелы были сотворены до видимого мира (Шестоднев I.19). Они бестелесны, чужды телесных страстей (Толкование на Лк VII.126) и суть разумные и небесные творения Божии (О вере V.32). Обладая свободной волей, одна часть ангелов достигла святости и блаженства благодаря своему свободному стремлению к ним и рвению, а другая часть, злоупотребив своей свободой, уклонилась ко злу и была низвержена с неба. Причину падения диавола святитель Амвросий видел в гордости (Толкование на Пс 118.8) или неумеренности желаний (О девстве I.53). Видимый (телесный) мир состоит из четырех элементов. Он существует во времени и пространстве и подвержен беспрестанным изменениям (Шестоднев I.20). Из первоначального неустроенного состояния мир постепенно, повинуясь творческим повелениям, получил свое настоящее устройство и украшение (Шестоднев I.25). Все существа, будучи творениями благого Бога, изначально благи. Зло (malitia ‘ порочность ’ ), по мнению святителя Амвросия, как и святителя Василия Великого, не есть что-то самостоятельное, но существует как случайное свойство разумного существа, как его уклонение от своей природной благости (Шестоднев I.28).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

В делах премудрости и всемогущества Божия то особенно достойно удивления, каким образом вода, стихия жидкая и плавучая и находящаяся выше земли, не потопляет землю, и каким образом земля, занимающая место ниже воды, пребывает сухою. Вот это-то действие творческой силы Божией псалмопевец и выразил словами: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны, или, как читаем по переводу с греческого: «Господь держит как мех воды моря, заключив бездны в (сокровищницах) скровах», т.е. волнует и утишает их, подобно тому как человек надувает и сжимает мех ( Василий Великий с. 117]), или, как говорит Афанасий Великий , запечатлев бездны, как бы в сокровищницах, в потаенных местах, дабы они не излились и не затопили суши с. 118]. Подобное сему о море и водах его написано в книге Иова: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота и сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» ( Иов.38:8–11 ). Пс.32:8–9 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Изобразив величие и всемогущество Бога в творении небес и в устроении и утверждении вод морских, псалмопевец призывает всех людей к благоговению и страху Божию: вся земля, т.е. все люди; или, как выражено во второй половине стиха, вси живущий по вселенней, да убоятся Господа, пусть все проникнутся трепетным опасением оскорбить Его величие. Пусть все знают, что все, что ни есть в мире, создано Богом, по Его всемогущему слову и повелению, и все зависит от мановения Того, от Кого получило бытие свое. Той рече – и сбылось; Он повелел – и настало. А потому ничто как повредить нам не может, если Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не в силах, если мы лишаемся Его благоволения и милости. Помня все сие, все народы земные должны иметь страх Божий и, под опасением оскорбить святое величие и всемогущество Творца и Промыслителя вселенной, должны прославлять Его усердным исполнением Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Сама готовность наша вступить в общение со Спасителем дисциплинирует наше поведение, наше хождение «путем заповедей» Божиих (ср.: Пс.118:32 ). Воспитывая себя в благочестии и чистоте, человек начинает сознавать, что его личных усилий в этом недостаточно; потому он настойчивее, в смиренной молитве, обращается за помощью и подкреплением к Спасителю – Иисусу Христу. Желание вести христоподражательную жизнь побуждает воспитывать в себе «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ), а это недостижимо без освоения непрестанной молитвы и частого соединения с ним в Таинстве Причащения. Чем выше духовная жизнь человека, тем острее он ощущает голод своей души по пище духовной – по причащению Тела и Крови Христовой. «Мы, – пишет прп. Феодор Студит , – всегда приготовляя себя ко Святому Причащению, удаляемся от всякого греха. А когда не имеем попечения о причащении, тогда впадаем во многие греховные страсти. Будем всегда так делать, приготовляя себя, дабы сделаться нам причастниками жизни вечной» 8 . Обращаясь к верным, молящимся за Литургией, но по нерадению своему не приступающим ко Святому Причащению, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Слышите говорящего священнослужителя: «Елицы оглашении, изыдите. Да никто от оглашенных, елице вернии, паки и паки миром Господу помолимся». То есть отыдите не могущие молиться. Ты же ли стоиши бесстудно? Но ты неси от сих, но от могущих причаститеся. И тако ли ничесоже печешися? Тако ли за ничто вменяеши вещь? Всяк не причащающийся тайнам, бесстуден есть и срамно стоящ. Ты пришел еси, песнь воспел со всеми, исповедовал себя быти из числа достойных, поколику с недостойными не исшел еси; како убо пребыв и не причащаешися Трапезы? Недостоин есмь, глаголеши; так недостоин ты и общения молитв; не только бо чрез предлежащия тайны, но и через песни возглашаемые дух отовсюду снисходит (подавается). Посему недостойного недостойны суть и очеса зрении сих, недостойны и слухи его». 9 Отсюда и вывод (по бл. Августину): если грехи человека не таковые, чтобы он подлежал отлучению от причащения, то он не должен удалять себя от повседневного врачевания Господня Тела 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010