Сии и прочия бесчисленные блага, как прочие человецы братия моя, так и я получаю от Тебя: много я Тебе за сие должен. Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? ( Пс.115:3 .) Что бы я был, когда бы Ты едино от сих благ отнял от меня? Что бы мне пользовали 5 очи мои, когда бы свет Твой мне не светил? неотменно 6 блуждал бы, как слепый! Как бы я мог жить, когда бы Ты не подавал мне пищу Твою? без воздуха и малейшей минуты жить не могу. Так всякое создание Твое весьма добро, и мне бедному служит. Но сии блага получая от Тебя, надеюсь будущих и лучших благ по неложному обещанию Твоему; и дух мой стремится от видимых 7 к невидимым, и от настоящих к будущим, и от временных к вечным, и от земных к небесным. Аще бо 8 во изгнании и ссылке толикия блага подаеши нам: коликия подашь в отечестве и дому Твоем! И аще знающим Тебя и не знающим, почитающим и не почитающим, другам и врагам Твоим так щедро отверзаеши руку Твою: коликих уже благ в вечной жизни сподобятся любящии Тя! Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 11:9 ). Буди убо, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! ( Пс.32:22 .) Слеп я, как и прочие, без благодати и просвещения Твоего: грех мой меня ослепил. Сего ради и в сем благость Твоя, как о всех, так и о мне недостойном человеколюбно промыслила. К просвещению как всех, так и меня ниспослал Ты нам слово Твое святое чрез избранных рабов и служителей Твоих. Сие 9 мне, как свеща во тьме седящим, сияет и показует вред и пользу, зло и добро, грех и добродетель, ложь и истину, неугодное Тебе и угодное, неверие и веру: и тако прогоняет мою слепоту и просвещает разум мой. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). Много я за сие Тебе, Господи, должен и ничем не могу воздать! От того познаю Тебя Бога и Создателя моего. В том 10 я вижу, что Ты преславная и чудная дела сотворил и твориши, каковых рука человеческая и никакое создание сотворить не может; и от тех 11 познаю, что Ты Тойжде еси, дивно и славно творяй чудеса в созданном от Тебя мире, который мир из ничего создал: и от всего того познаю всемогущую силу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

· без памятозлобия: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брать твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой ( Мф.5:23,24 ). И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ). И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши ( Мк.11:25 ); · от всего сердца: Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь [Его], если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею ( Втор.4:29 ). Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему ( Пс.118:58 ). И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим ( Иер.29:13 ); · без тщеславия, как делают лицемеры: И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздает тебе явно ( Мф.6:5–6 ); · без пустословия, как делают язычники: А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ( Мф.6:7 ); · со смирением: Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему ( Быт.32:10 ). И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих ( 2Пар.33:12 ); · с покорностью: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); · с желанием быть услышанным: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей ( Пс.142:1 ); · с осмотрительностью: Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов ( Еккл.5:2 ); · с бодрствованием: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна ( Мф.26:41 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ж) получать в последний день вечную жизнь: В день откровения праведного суда от Бога, он воздает тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную ( Флп.2:6–7 ); з) воцарятся в вечной жизни: Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни вечной посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:17 ). О жизни духовной Бог есть виновник жизни духовной: Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни ( Пс.35:9–10 ). Бог, богатый милостью, нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом ( Еф.2:4–5 ). В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). Я есмь Путь и Истина и Жизнь ( Ин.14:6 ). Слово Божие а) есть орудие жизни духовной: Жаждущие, идите все к водам. Послушайте меня внимательно и вкушайте благо. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша ( Ис.55:1–3 ). Слово Твое оживляет меня ( Пс.118:50 ). Сын мой, словам моим внимай, потому что они жизнь для того, кто нашел их ( Притч.4:20,22 ). Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они жили по Богу духом ( 1Петр.4:6 ); б) есть самая жизнь духовная: Положите на сердца ваши все слова, которые я объявил вам, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это жизнь ваша ( Втор.32:46–47 ). Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Все делайте без сомнения, содержа слово жизни ( Флп.2:14,16 ). Жизнь духовная поддерживается а) Господом: Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни. Ядущий Меня жив будет Мною ( Ин.6:33,35,57 ). Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:19–20 ); б) верою: Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек ( Ин.11:26 ). Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Что ныне живу я во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отличался деспотическим характером, имел склонность к роскоши, часто устраивал пиршества. По выражению Н. С. Лескова , «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» (Святительские тени//ИВ. 1881. Июнь. С. 424). Соч.: Слово на новый 1743 г. М., 1744; Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744; Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя//Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18, 42, 90, 201. Ист.: ОДДС. Т. 11. 1903. 59; Т. 12. 1902. 232; Т. 14. 1910. 192, 347, 440; Т. 15. 1907. 10, 161, 322, 347, 425; Т. 16. 1906. 24, 33, 114, 120, 129, 130, 135, 141, 234, 246, 255, 321; Т. 19. 1913. 32, 36, 67, 72; Т. 20. 1908. 55, 208, 279, 303; Т. 21. 1913. 1, 169, 328, 615, 622, 628, 659, 702; Т. 22. 1914. 31, 233, 272, 505, 535, 584, 805, 809, 855, 868, 904, 1168. Прил. III; Т. 23. 1911. 26, 76, 135, 151, 331, 378; Т. 26. 1907. 134, 180, 185, 356; Т. 27. 170; Т. 28. 1916. 18, 50, 78; Т. 29. 1913. 68; Т. 31. 1909. 41, 118, 152, 253, 265, 277; Т. 32. 1915. 13, 58; Т. 34. 1912. 115, 161, 350, 408, 413, 424; Т. 39. 1910. 13, 17, 24, 104, 116, 154. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 55; Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго//Вологодские ГВ. 1857. 48. С. 352; Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 14. С. 600-603; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 752; Лесков Н. С. Святительские тени//ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424; Суворов Н. Дела давно минувших дней//Вологодские ЕВ. Приб. 1886. 23. С. 355-363; Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15; Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого)//ИВ. 1906. Янв. С. 325; Потоцкий П. , прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II//ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.

http://pravenc.ru/text/154209.html

А мы говорим, последуя Еван­гелию и, держась православного вероучения, как приняла святая Божия кафолическая Церковь . «Все заповеди Твои – истина, неправедно гнали меня, помоги мне» ( Пс.118:86 ). Потому я и предпочитаю закон Твой, что вижу, что все заповеди Твои укра­шены истиною. «Едва не погубили меня на земле, но я не оставил заповедей Твоих» ( Пс.118:87 ). Велико, говорит, нечестие и сила моих врагов; немногого недоставало, что­бы я лишился и самой жизни. Пророк научает здесь нас держаться преданий, которые мы получили; преподает и другое наставление, что­бы мы не решались мстить за себя и не воздавали злом за зло, но просили помощи Божией и Его суду предавали все. Так и написано пророком: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Евр.10:30 ; Втор.32:35 ). «Но я не оставил заповедей Твоих». Хотя я был очень близок к смерти, которою мне угрожали нападения лукавого и плотские удовольствия, но я не оставил Твоих заповедей. Вот по­хвальба, свойственная святым; ее пророк передает в назидание нам. «По милости Твоей оживи меня, и со храню откровения Твоих уст» ( Пс.118:88 ). О какой милости (просит пророк)? О той, какую оказал нам Ты, Владыка, домостроительством Своего воплощения. Итак, сподоби меня этой благодати, чтобы я мог сохранять Твои откровения. Пророк украсил эти свои слова смирением. Не в воздаяние за свою правед­ность просит он жизни, но умоляет о том, чтобы она была даро­вана ему как дар милости, обещаясь за то соблюдать откровения Божии. «Во век слово Твое, Господи, пребывает на небе...» ( Пс.118:89 ). Для Тебя, говорит, Владыка, все легко и возможно. Повелением Твоим пребывает неподвижным свод небес. То же говорил псалмопе­вец и в сто сорок восьмом псалме: " поставил их во век и в век века: повеление дал – и не прой дет оно» ( Пс.148:6 ). Итак, самое небо пребывает так, как оно создано Тобою, Владыка, а обитающие на нем ангелы соблюдают божественный закон, и чужды всякого преступления, потому что исполняют Твое слово по своей силе и кре­пости. «В род и род – истина Твоя. Ты основал... землю, и она пребывает« ( Пс.118:90 ). 3. Некогда был дан закон израильтянам: они являются пер­вым родом, первым поколением; а потом нам, язычникам, был дан закон евангельский. Он-то и есть истина. Ее сохранил Ты и для рода иудейского, и для другого, явившегося вслед за тем; это говорит он о народе из язычников, получившем спасение чрез Спасителя нашего Христа. »По установлению Твоему пребывает день, ибо все служит Тебе» ( Пс.118:91 ). Ты дал земле неподвижность на долгое время, и она пребывает, как Ты повелел. Ты установил смену дня и ночи, и она совершается по Твоим законам. Земля исполняет Твое творческое слово и произ­водит во время свое травы, растения, деревья, приносит плоды и семена в пищу всем животным, и " По установлению Твоему пребывает день, ибо все служит Тебе». Солнце, восходя, направляется к западу. «Ибо все служит Тебе» – и все послушно Твоему мановению. Ты Творец всего, и все покорно Тебе, Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Теперь все люди “по наследству” имеют “грех первого человека” (О таинствах 32). Адам оставил нам “осужденную наследственность человеческого преемства” (Толкование на Пс XLVIII .8). Все люди сделались грешниками, и нет ни одного безгрешного (О воспитании девы X.68). “Наслед­ст­венные узы беззакония”, или “наследственные оковы” (Толкование на Пс 118.24), стали действовать в людях столь принудительно, что они уже не могли им противиться и освободиться от них (Толкование на Пс 118.22). Наследственный грех, по мнению святителя Амвросия, — это не просто греховная слабость человеческой природы, приверженность к чувственному и плотскому, но и моральная неправда, беззаконие (iniquitas). Беззаконие предшествует, грех последует, как из корня происходит плод; беззаконие тяжелее и есть как бы материя греха, а грех легче, поскольку беззаконие относится к духовному нечестию, а грех — к телесному падению (Апология пророка Давида IX .49). При этом святитель Амвросий, как впоследствии и блаженный Августин, полагает, что наследственный грех передается от родителей к детям в самом акте зачатия человека: «Ибо все мы рождаемся под грехом, и само наше рождение — во грехе, как говорит Давид: “В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя”» (Пс 50:7; О покаянии 5 I.12; также Апология пророка Давида II .56; IX .49). Греховно собственно само плотское вожделение, сопровождающее зачатие каждого человека (О Иакове I .13). Эта точка зрения, заимствованная у святителя Амвросия блаженным Августином и многими латинскими богословами, в православном богословии не получила широкого распространения и изредка встречается у отдельных святых Отцов (например, у преподобного Максима Исповедника). Однако она трудно согласуется со словами апостола Павла (см. Евр 13:4) 6 . На вопрос о том, сохранилась ли у человека после грехопадения свобода воли, святитель Амвросий, в отличие от своего последователя — блаженного Августина, не дает четкого и однозначного ответа. С одной стороны, в духе указанных выше соображений о наследственном грехе святитель Амвросий говорит о принудительности греховной склонности по отношению к свободе человека, поскольку “закон плоти” (или “закон греха”), обитающий во внешнем человеке, настолько противится “закону ума” (или “закону Божиему”), обитающему во внутреннем человеке, что “мы принудительно, хотя и сопротивляясь, влечемся ко греху и, побеждаемые соблазнами, часто допускаем невольные грехи” (О бегстве от мира I.2–9).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

При этом остается недоказанным существование прямой связи между Филоном и ранним христианством. На вопросы о том, мог ли Филон быть знаком с христианскими идеями и мог ли Иоанн Богослов заимствовать свою терминологию у Филона, напрашиваются отрицательные ответы 38 . Вместе с тем можно говорить об общем корне, из которого проистекают многие идеи Филона и Иоанна Богослова: этим корнем является Ветхий Завет , в особенности повествование книги Бытия о сотворении мира 39 , которое Филон подробно комментирует. Все образы, используемые Филоном, заимствованы им из Ветхого Завета; для автора четвертого Евангелия, как и для Самого Иисуса, Ветхий Завет также является первоисточником, к которому он постоянно обращается. Истоки учения Иоанна о Логосе можно найти в ветхозаветной традиции, а именно – в упоминаниях о Слове Божием у пророков, в псалмах, в исторических и учительных книгах Библии . Согласно Ветхому Завету, Слово Господа пребывает вечно ( Ис.40:8 ), оно навеки утверждено на небесах ( Пс.118:89 ). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как вóлну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды ( Пс.147:4–7 ). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно подобно огню или молоту, разбивающему скалу ( Иер.23:29 ). Слово Божие никогда не возвращается к Богу тщетным ( Ис.55:11 ); ни одно слово Божие не остается неисполненным ( Нав.21:45; 23:14–15 ). Слово Божие действует без промедления: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Слово Божие обладает целительной силой ( Пс.106:20 ). В то же время всемогущее слово Божие, как грозный воин с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания ( Прем. 18:15–16 ). Слово Божие связано с Духом Божиим: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на участие Слова Божия и Святого Духа в сотворении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пс.121:1 ), а также и тех благочестивых христиан, которые имеют добрый обычай на всякий случай молитвенно призывать имя Божие; которые, например, веруя слову Христа Спасителя: «именем Моим бесы ижденут» ( Мк.16.17 ), часто, при всяких опасных случаях, читают молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», или же произносят часто краткую молитву Иисусову, чем самым эти люди отгоняют от себя силу и прелесть невидимого врага и привлекают к себе помощь Божию. И они же, эти благочестивые христиане, говорит далее псалмопевец, во свете лица Твоего, Господи, пойдут, т.е. будут просвещаться Духом Святым и ходить в заповедях Христа Сына Божия (см. Пс.118:32,35 ). Произнося же часто имя Твое, Господи, зная, как спасительно воскликновение Его, они возрадуются весь день (с евр.: «всякий день»), потому что, если праведный человек, при всяком «воспоминании Бога, веселится» (см. Пс.76:4 ), то не гораздо ли более возрадуется он, когда призовет имя Твое (воскликнет)? И правдою Твоею вознесутся. По выражению апостола, Христос стал для нас «правдою и освящением» ( 1Кор.1:30 ). Значит, Он возвысил христиан, и, удалив их от всего земного, чрез проповедь Евангелия возвел их на небо, и потому, предсказывая о будущей судьбе их, псалмопевец говорит: правдою Божией, т.е. Христом, Сыном Божиим, они вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси,– сила христиан есть Христос, как укрепляющий их, а похвала Христа есть Бог Отец, Которым Он столько хвалится, что везде, в каждой части Евангелия, исповедует Его Отцем Своим и Ему приписывает все Свои успехи. Благоволение Божие, или, что то же, благая воля Отца, есть вочеловечение Сына и все к нему относящееся. Рог в одних местах Писания означает силу ( Лк.1:69 ; Иез.29:21 ), в других – достоинство, или славу ( Пс.131:17 ). И потому изречения стихов 18 и 19 нужно понимать так: верные рабы Твои, Господи, как чада Божии, имеют похвалу от Тебя, чрез Единородного Сына Твоего, «к Которому Ты благоволишь» ( Мк.1:11 ), а чрез Него и ко всем верующим в Него. И какая же может быть большая для них похвала, как не благоволение и благость Единородного Сына Божия, со Отцем и Духом Святым? А где есть благоволение, там и заступление Господне и Святого Израилева Царя нашего, Который так же называется и в Пс.77:41 , и Который есть един всесильный Заступник не только Израиля, но и всего мира христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ты же, возлюбленное чадо, всю свою надежду полагай на Господа Бога. Теперь надобно тебе показать свою веру и надежду не на словах, а на самом деле, без роптания. Теперь тебе наступает время скорбей и искушений, по морям и посуху; ты же не унывай, но единожды поверовав Господу Богу, полагай всю надежду свою на Бога, и воспевай с пророком Давидом: буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя ( Пс.32:22 ). И паки: Блажени ecu надеющиися нань. Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме ( Пс.2:12; 124:1 ). Теперь скажу и о любви к Богу и к ближнему. – Возлюбиши Господа Бога твоего от всей души твоей, и от всего сердца твоего, и от всего помышления твоего. Так нам должно любить Господа Бога, что ради любви Его ничего не должно нам щадить, ниже самих себя. Так его возлюбили святые апостолы, и прошли всю вселенную скорбяще, озлоблени, укоряеми и поношаеми, в узах и в темницах, а после и самую смерть претерпели за любовь Христову. Так Его возлюбили святые мученики, и все пренебрегши, родителей, жен, и детей, саны и чести, дабы не разлучиться со Христом, пролияли кровь свою, яко воду. Так возлюбили Его преподобные отцы наши, и любве ради Его оставили мир и славу мира, и всю прелесть его, родителей и всех сродников своих; любви ради Христовой удалились в монастыри и в пустыни, и отдали себя в послушание с совершенным отсечением своей воли и своих прихотей, да без всякого препятствия поработают Господу своему. Ты же, возлюбленный брате, уже начаток сделал, теперь потщися Господа своего возлюбить от всей души своей, т. е. соединиться с Ним сердцем, умною и беспрестанною молитвою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И старайся очищать внутреннего человека от всех помышлений противных Богу; тогда познаешь, коль сладка будут гортани твоему словеса Господня ( Пс.118:103 ), и коль весело и радостно быть с Богом. Пророк сказал: помянух Бога, и возвеселихся ( Пс.76:4 ); кто с Ним непрестанно беседует и поминает имя Его святое, тот как не возвеселится и не возрадуется о имени Господни? Аще с земным царем приятно и радостно иметь беседу, и получать от него награду; кольми паче с небесным Творцом, на Негоже не смеют чини ангельстии взирать, как не сладостно нам грешным и непотребным рабам иметь беседу? О коль сладостно! Но оставим об этом говорить; невозможно на словах объяснить того; и когда сам вкусишь на деле, тогда познаешь, и скажешь: Господи, добро есть нам зде быти, возьми меня от суетного мира сего и от его прелестей; не хощу более в нем пребывати; боюся, дабы паки не разлучил меня с Тобою, сладчайшим моим Господом, Творцом моим и Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010