Под врагами Господними пророк разумеет здесь тех же врагов народа израильского, которые, ненавидя (как в пер. с евр.) народ Божий, ненавидели и Самого Бога, Покровителя и сильного Защитника сего народа ( Втор.33:29 ). Выражение солгаша ему с еврейского переведено (как и в означенном месте книги Второзакония, или как в Пс.65:3 ) словами: «раболепствовали бы», или «покорились бы ему», т.е. народу израильскому. Точно так же условно (в сослагательном наклонении) переведены и все другие сказуемые в изречениях этих заключительных стихов (как и в предыдущих стихах) псалма, именно: и будет время их в век, – «благоденствие их продолжалось бы навсегда»; напита их – «Я питал бы их», и насыти – «и насыщал бы их». Под именем меда от камене можно разуметь напоминание пророка о том меде, который пчелы производили в расселинах каменных гор и которым странствовавшие в пустыне евреи, по благоволению Божию, могли питаться в изобилии ( Втор.32:13 ). Точнее же, под этим медом нужно разуметь, по мнению св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, воду, изведенную в пустыне из камня, не потому что бы она была похожа на мед, а потому, что такою показалась пившим ее евреям, потерпевшим до того времени продолжительную жажду и сухость от недостатка воды ( Числ.20:8 ) с. 653; 6, с. 393]. Под именем же тука пшенична здесь разумеется тончайшая и чистейшая мука из лучшей пшеницы, называемая семидалом ( Ис.1:13 ), а по мнению блж. Феодорита, здесь «частию (пшеницы) пророк дал разуметь целое, и пшеницею означил даяние других плодов» (6, с. 393]. Св. Афанасий Александрийский под туком пшеницы разумеет духовную пищу, т.е. Самого Господа ( Ин.6:33,51 ), Он же есть и Камень ( 1Кор.10:4 ), а мед, истекавший из камня – божественные «глаголы Спасителя» (см. Пс.118:103 ; Ин.6:68 ) с. 274–275]. Таким образом, смысл всех этих заключительных изречений псалма будет следующий: если бы Израиль слушал Меня, говорит Господь, если бы пребыл навсегда верен Завету Моему, если бы ходил Моими путями и не поклонялся чужим богам, Я исполнил бы все обетования Мои: Я не допустил бы, чтобы враги его притесняли и оскорбляли людей Моих, тогда все ненавидящие Господа покорялись бы и раболепствовали бы им, и благоденствие их продолжалось бы навсегда (в век); Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из каменной скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

39, 5), и: Блаженны непорочные (Пс. 118, 1), и: Неженатый заботится о Господнем (1 Кор. 7, 32), и: «Блаженны воздержанные, ибо с ними будет говорить Бог» , а также: тление не наследует нетления (1 Кор. 15, 50), а также: сеющий в дух [от Духа] пожнёт жизнь вечную (Гал. 6, 8), а также: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8, 8), а также: благообразно и непрестанно Господу без развлечения (1 Кор. 7, 35), а также: хорошо человеку оставаться так (1 Кор. 7, 26), и сказано пророку Иеремии от Господа: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем (Иер. 16, 1–2), и у пророка Исаии сказано повелевающим Господом: да не говорит евнух: «вот я сухое дерево» (Ис. 56, 3). Ибо Господь так говорит об евнухах: которые избирают угодное Мне (Ис. 56, 4) для хранения рук своих, чтобы не делать беззакония и чтобы не обдумывать им злодеяний против Господа, тем дам Я , — говорит, — в доме Моем место и имя при возведении стен лучшее, нежели сыновьям и дочерям (Ис. 56, 5), такие же мысли и в Евангелиях вновь Самим Господом возвещаемы, что есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19, 12). 59. Пусть же большей частью из Божественных Писаний укрепляется душа юного отрока. 60. Если же [отцы], рассказывающие им, [сыновьям], злострадания брака для того, чтобы уклонить их от страстей плоти, [сыновьям], которые небесной любовью победили столь кратковременное, и бурное, и проносящееся, как цвет полевой, влечение плоти, то погасят [тем отцы] остроту сладости, победив целомудренным помыслом. V. 61. Итак, пусть таким образом беседует отец с сыном, чтобы размягчить силу молодого человека. Затем, если ты увидишь, что вера его непреклонна, что внешнее поведение его ни в чем не колеблется и не расслабляется, что оно не распускается в плоти [как цветок] беспорядочно в бесчинстве, но, напротив, [если увидишь в нём] веру, действующую страхом Божиим, то подражай патриарху, стань новым Авраамом, приносящим нового Исаака. Оставь ослицу и молодых рабов, то есть кратковременный труд мира сего, возложи же дрова на него, то есть крест.

http://bogoslov.ru/article/6193363

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Пс.118:30 .   Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои. «Путь неправды отстави от Мене, и законом Твоим помилуй мя». «Путь истины изволих: и судьбы Твоя не забых». И сие прошение необходимо; потому что у Бога всяческих надлежит нам просить помощи на то, чтобы уклоняться от пути нечестия, предпочитать хождение во истине и иметь незабвенную память о Божиих свидениях. Пс.118:31 .   Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня. «Прилепихся свидениям Твоим Господи, не посрами мене». Пророк сказал не просто: следовал, но: «прилепихся», то есть, и краткое время не отвлекал от них помысла своего. Старается же пожать плод такого расположения никогда не испытывать на опыте стыда. Пс.118:32 .   Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. «Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое». Настоит потребность в том и другом: и в нашем усердии, и в Божием промышлении; потому что благодать Божия не дается неимеющим добраго усердия, и человеческое естество не может преуспевать в добродетели без помощи свыше. Сие и показывает Пророк, говоря: путем заповедей Твоих я тек безпрепятственно, от Тебя пользуясь удобством в сем течении. Ибо сие удобство назвал он широтою. И в другом месте говорит: «в скорби распространил мя еси» ( Псал. 4, 2 ); и еще: «уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои» ( Пс. 17, 37 ). Пс.118:33 .   Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. «Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну». Вместо: «законоположи», Симмах сказал: «укажи», а Акила и Феодотион: «освети». Всегда, говорит Пророк, имею нужду в Твоем озарении и законоположении, чтобы знать путь Твоих оправданий и шествовать по нему безпрепятственно. Пс.118:34 .   Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. «Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим». И Господь повелел испытывать Писания ( Иоан. 5, 39 ). Но испытующим потребно озарение свыше, чтобы и найти искомое, и сохранить найденное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

30–31. Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его. Зная, что наследие земли и жизнь вечная зависят от благочестия, праведник старается не отступать от воли Божией; а потому уста праведного поучатся премудрости, т.е. изрекают только усвоенную ими премудрость – такие суждения, которые основаны на понимании воли Божией и проникнуты чувством страха пред Богом ( Пс.118:13,24,34,97,117 ), или иначе – его язык нарекает праведный суд, высказываемый как бы перед самим Богом. – Такой праведник «хранить закон Божий в своем сердце», т. е. любить его так, что всецело подчиняется его требованиям; а потому и не запнутся стопы его, – он, под руководством закона Божия, избежит всякие препятствия, подобно тому, как со светильником в руках удобно избегают препятствия на темном и скользком пути ( Пс.118:105 ). 32–33. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Если лукавство беззаконных достигает иногда успеха и тем возбуждает ревность в других (ст. 1, 7, 20), то и благословение, коим Господь награждает праведных, также возбуждает не редко сильную ненависть к ним беззаконных. Вот почему не редко грешный смотряет праведного – наблюдает и подстерегает его и даже ищет еже умертвити его, т. е. старается найти удобное обстоятельство и верное средство, чтобы по возможности безнаказанно умертвить и воспользоваться достоянием убитого. Но Господь, любящий и хранящий праведных, не оставите его при таком обстоятельстве без своей помощи, – не предаете его в руки злодея; и не только не допустит его убить, по – и обвинить на суде нечестивых, ибо Господь избавляет праведных во время лютое и от всяких скорбей (ст. 19. Пс.33:5–7 ). 34–36. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанские: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Что же это за сила? Наше обращение от заблуждения, которое совершил чрез крест Сын – мышца Отца. Это подтверждается дальнейшими словами: «да будет крепка рука Твоя и высока десница Твоя». «Да будет крепка», не в том смысле, чтобы она получила силу, потому что она ее имела, а в том, чтобы ясно показала себя, когда совершится таинство, о чем предсказал сам Христос, сказав: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). А что Единородный называется мышцею и десницею Отца, достаточно показано нами уже раньше. Названия эти прилагаются к Нему потому, что Отец все совершил Им, как Своею рукою. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). " Правда и суд – основание престола Твоего: милость и истина идут пред лицем Твоим» ( Пс.88:15 ). Ка­кого престола? Несомненно будущего, почему пророк и упомянул об «основание». Здесь, в настоящей жизни, из наших дел наш Судия готовит себе правду и суд, предустрояя будущий суд из са­мих этих дел. «Милость и истина идут пред лицем Твоим». Естественно, что милость предшествует, а истина следует за нею, потому что если бы Бог не положил наперед милости, то кто мог бы снести истину суда? Но как истина соединяется с милостью? Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих гре­хах и загладил их или покаянием или делами милосердия в отно­шении к ближнему. «Блажен народ, знающий (победное) восклицание: » Господи!» Во свете лица Твоего они пойдут» ( Пс.88:16 ). Восклицанием называется крик воинов, одержавших победу в сражении. Кто, следовательно, поразил диавола, или усовершенство­вался в добродетелях, или раскаялся в своих грехах, те знают восклицание, и получают вечное блаженство, одни – как приобрет­шие венцы, другие – как избавившиеся от наказания, потому что «блаженны» не только «непорочные в пути» ( Пс.118:1 ), но и " блаженны те, чьи беззакония отпущены и чьи грехи прощены» ( Пс.31:1 ). С этим согласно и следующее далее: «Господи! Во свете лица Твоего они пойдут, и о имени Твоем воз радуются весь день и правдою Твоею вознесутся» ( Пс.88:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

и. Законъ гдень непороченъ, бращай дшы: свидтельство Гдне врно, умдрющее младенцы. 8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 9 . (τ δικαιματα justitiae) Гдн, т. е. постановления богооткровенного права или закона, показывающие, что пред Богом праведно или неправедно, иначе повеления Господа (русск.) или заповеди ( Пс.102:18 сл.-гр.-лат. и русск.), из совокупности которых состоит божественный закон; все они вообще праведны (права) – вполне справедливы ( Втор.4:8 ), так как проистекают из самой сущности божественного права, благой и совершенной воли Божией ( Рим.12:2 ; Лев.19:2 ; 1Сол.4:3 ), и потому веселят сердце людей благочестивых, доставляя удовлетворение их нравственным потребностям ( Рим.7:22 ) и вливая светлое сознание правоты своей пред Богом ( Пс.32:21; 96:11 ). И каждая в частности заповдь Гдн, т. е. каждое отдельное постановление Закона Божия, особенно из числа 10 начертанных Богом на скрижалях Завета, которым по преимуществу усвояется это наименование, – свтла, отличается совершенной чистотой истины и справедливости содержащегося в ней учения веры и нравственности (ср. Пс.11:7 ), и потому, как духовный свет (ср. Притч.6:23 ; Пс.118:105 ), просвещает духовные очи человека, сообщая уму его ведение божественной истины и направляя волю его к добру. Страхъ Гдень чистъ, пребывай въ вкъ вка: сдьбы Гдни истинны, правданны вкп, 10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; 10 . Страхъ Гдень – тот же богооткровенный закон, как научающий бояться Господа, т. е. благоговеть пред Ним, соблюдая заповеди Его ( Втор.6:1–2; 8:6; 10:12; 17:19 и др) или все вообще предписываемое законом богопочтение (ср. Ин.1:9 ; 4ар.14:28, 34–37). Он чист, т. е. чужд всяких примесей человеческого заблуждения, суеверия, грубости, безнравственности, обыкновенно отличающих языческие культы (ср. Рим.1:21–31 ), и потому не может подлежать изменениям и отмене, как подобные человеческие религии, но как вечная неизменная истина пребывает во век, никогда не утратит своей нравственной силы и значения ( Мф.5:17–18 ). Сдбы (старо-слав. выражение, – яснее: сды) Гдни – определения божеств. закона, вообще богооткровенный закон, как corpus juris divini, основаны на истине и справедливости и все вообще чужды всякой неправды ( правданны вкп).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ибо он обязательно будет подвергаться жестоким наказаниям демонов и будет уязвляем огненными стрелами сладострастия, будет выгоняем из владения своей земли, пока Господь прекратит войны до края земли его, сокрушит лук, переломит копье, колесницы сожжет огнем ( Пс.45:10 ), именно тем, какой приходил Господь повергнуть на землю ( Лк.12:49 ); также переломит дух и копье, которыми духовные враги, днем и ночью сражаясь против него, уязвляли сердце его огненными стрелами страстей. Таким образом, когда Господь, прекращающий битвы, освободит его от всякого воспламенения похоти, то он придет в такое состояние чистоты, что по удалении смятения, которым пугал себя, т. е. свою плоть во время борьбы, начнет наслаждаться ею, как в чистом шатре. Ибо «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» ( Пс.90:10 ), по пророческому слову, силою терпения он достигнет того, что посредством кротости не только наследует свою землю, но и насладится множеством мира ( Пс.36:11 ). А где еще остается смятение борьбы, там не может быть множество мира. Псалмопевец не говорит: насладятся миром, но множеством мира. Этим очевидно показывается, что терпение есть такое действительное лечение сердца, как говорит Соломон: «кроткий муж – сердцу врач» ( Притч.14:30 ), – что истребляет страсть не только гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, но и похоти и вообще всех страстей. Кто всегда бывает кроток и спокоен, тот не возмущается гневом, не снедается горечью печали и уныния, не увлекается суетностью тщеславия, не возвышается гордостью. Ибо велик мир у любящих закон Господень, и нет им преткновения ( Пс.118:165 ). И потому справедливо говорится: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» ( Притч.16:32 ). Итак, пока мы заслужим приобрести такой твердый и постоянный мир, необходимо нам перенести много искушений. Также надо нам часто со стенанием и слезами повторять этот стишок: «я же беден и нищ,... ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Это изречение подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. «И седоша людие, – говорит Писание, – ясти и пити, и восташа играти» ( Исх.32:6 ). И еще: «Уты, утолсте, разшире, ...и отвержеся возлюбленный» ( Втор.32:15 ). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся и утреневаху к Богу» ( Пс.77:34 ). И к Иерусалиму Бог говорит через Иеремию: «Всегда накажешися, Иерусалиме: да не отступит душа моя от Тебе» ( Иер.6:7–8 ). А что не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию, об этом пророк еще говорит так: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс.118:71 ). После него и Иеремия говорит то же самое, хотя не теми же словами: «Благо есть мужу, егда возмет ярем тяжкий от юности своей: сядет на едине и умолкнет» ( Плач.3:27–28 ); и о себе самом молит Бога так: «не буди щадяй мя во отчуждение... в день лют» ( Иер.17:17 ). И блаженный Павел, который столько просиял благодатью и превзошел человеческую природу, имел, однако же, нужду в этом благотворном средстве; посему и говорил: «Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, ...и рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:7–9 ). Хотя евангельская проповедь могла быть совершена и без гонений, без скорбей, без трудов и подвигов, однако Христос не восхотел этого, промышляя о проповедниках. Поэтому и сказал им: «в мире скорбни будете» ( Ин.16:33 ). И желающим войти в Царство Небесное Он повелел идти тесным путем, так как иначе невозможно достигнуть его ( Мф.7:13 ). Итак, скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение. И что я говорю о здешних скорбях? Самая угроза геенною, не менее обетования Царства Небесного показывает Божие человеколюбие. Если бы Он не угрожал геенною, то нескоро можно было бы достигнуть небесных благ. Впрочем, по моему мнению, и здесь ты можешь усмотреть человеколюбие Божие: когда Каин оскорбил Самого Бога, Творец вразумляет его словами и утешает в скорби; но когда он совершил преступление против брата, тогда уже Бог являет гнев Свой и налагает наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Цар.24:10; 26:19 ), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду (ст.5–7) 28 . Когда же это исполнится, и Бог , таким образом, покажет на нем полноту Своей милости, то (ст.8 же противоположность; поражение врагов, – спасение угнетенного) псалмопевец пойдет в дом Божий, и там (в притворе) в жилище Божием в священном благоговении совершит благодарственную молитву за такое спасение 29 . В виду правды Божией и злобы гонителей, Давид вполне уверен в спасительном заступлении Божием; но он знает также, что вследствие своей греховности может сделаться недостойным божественной помощи, и тогда легко враги его восторжествовали бы; поэтому (ст.9) он молится, чтобы Бог руководил его Своею благодатью на пути заповедей (правдою; ср. Пс.118 ), дал ему силу идти прямою (праведною) дорогою пред Его глазами 30 ; ибо если Бог не поможет ему, как грешному, то враги тем более будут считать дело свое правым, а это далеко не так: ибо 31 они лжецы и клеветники 32 поэтому несомненно, что Господь явится наказующим их (суди им), не допустит осуществиться их планам 33 , и изгонит их (изрини) из общества. Если, таким образом, победит дело правое над грехом, тогда этому обрадуются все богобоящиеся (уповающии ... любящии), Бог будет жить как бы между ними, как бы явится находящимся среди них 34 , и будет прославляем ими, как защитник праведников (ст.13 благословши – в смысле заботы, как настоящее; венчал еси, кругом окружил). Псалом 6. Молитва о милосердии и помощи Божией. Раввины и большинство христианских толковников утверждают, что Давид написал этот Псалом 35 во время болезни, которую он навлек на себя прелюбодеянием с Вирсавией; но можно возразить: как идет сюда молитва об освобождении от внешних врагов (ст.9–11)? – Состояние псалмопевца по этому псалму естественнее представляется в таком виде: очень давно уже Давида преследует Саул и его приверженцы (ст.9) и он много горя перенес уже от гонителей. В близком будущем ему не видится никакой надежды на окончательную победу над противниками; вследствие этого его начинает мучить мысль, что Бог гневается (яростию) на него, отверг его, и что все страдания, которые тяготеют над ним, посланы не отеческою любовью, но по ненависти к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010