Слово «промысл» (греч. πρνοια) (и производные от него) в Септуагинте встречается редко, причем в основном в тех книгах, которые относятся к периоду эллинизма (Прем. 6:7; 14:3; 17:2; 2 Мак. 4:6). При этом учение о Боге-промыслителе, вера в промысл Божий – одна из самых важных тем в Ветхом Завете, но вера эта засвидетельствована в Св. Писании иными средствами, с минимальным использованием термина «промысл» (πρνοια), который более характерен для языческой философии и лишь в диалоге с ней был воспринят в святоотеческое богословие. Бог неизреченно присутствует в творении и наполняет его (см. Иер. 23:24; Мф. 5:34-35); содержит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3); все оживотворяет (см. 1 Тим. 6:13); печется о Своих творениях (Мф. 5:45; ср. Лк. 6:35); непрестанно действует в мире (см. Ин. 5:17); «все Им стоит» (Кол. 1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов. 12:10); все живет и движется Им (Деян. 17:28); от Него зависит время жизни всего (см. Деян. 17:26; Пс. 103:8-9, 118:90-91), Он дает жизнь, дыхание и все потребное для жизни (Мф. 6:25-34; Пс. 90:116; Деян. 17:25; Рим. 11:36; 1 Кор. 12:6); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф. 10:30); Он надзирает надо всем творением (см. Неем. 9:6; Иов. 28:24; Притч. 15:3; Пс. 32:14; Евр. 4:13). Он дает силу растениям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф 6:28-29). Не только творение, но и сохранение творения совершается по воле Божией: «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем. 11:25-26)». Одним из способов выражения веры в промысл Божий в Ветхом Завете было использование понятия «судов» (ед. число τ κρμα «суд», «приговор», «решение»), или, по-церковнославянски «судеб» Божиих. Как пишет об этом понятии свт. Игнатий (Брянчанинов): «Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определений Божиих» . Это библейское понятие чрезвычайно близко к понятию промысла Божия, как он понимался в святоотеческий период.

http://bogoslov.ru/article/6166589

Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из приходского «песненного последования»и иноческого вечернего правила. Общая структура вечерни Затем, Устав предписывает петь псалмы 140, 141, 129 и 116. Эти псалмы составляют неизменяемую часть богослужения и находятся в книге Часослов. В современной приходской практике первые несколько стихов псалма 140, начинающиеся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», поются хором, последующие стихи читаются и в конце разбавляются стихирами, которые называются Стихирами на «Господи, воззвах» (Октоих, Минея). Это первые изменяемые песнопения, которые появляются на вечерне. В зависимости от дня их может быть разное количество: 10, 8, 6. На вседневной вечерне обычно 6 стихир, на праздничной – 8 или 10. Если стихир 10, то от конца псалма отсчитываются 10 стихов и к каждому из них по порядку и по очереди припеваются стихиры. Заключается это пение стихирами на Слава и ныне, которые не входят в счет стихир. Указания об этом содержаться в Типиконе или «Богослужебных указаниях». Далее исполняется песнопение «Свете тихий», текст которого восходит к эпохе раннего христианства. Как его исполнять тоже будет отдельный разговор. Тут есть свои очень (!), очень (!) интересные традиции. После него следует прокимен, включающий в себя несколько стихов из псалмов. На каждый день недели полагается свой прокимен; Особые прокимны посвящены праздникам. После прокимна в праздники и дни памяти некоторых особо чтимых святых читаются паремии – специально подобранные отрывки из Библии. Таких чтений бывает, как правило, три. Бывает и больше. После этого совершается очень важная вечерняя молитва — “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…”. Она составлена из отдельных библейских стихов. В частности, стих «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки» заимствован из песни трех отроков в книге пророка Даниила ( Дан.3:26 ). Из Псалтири заимствованы стихи Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя ( Пс.32:22 ); Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим ( Пс.118:12 ); Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри ( Пс.137:8 ).

http://azbyka.ru/video/46-vechernee-bogo...

Второй признак, что церковь святая, тоже неприложим к старообрядцам, так как они, не имея епископа, не могут получить Духа Св., а без Духа Св. невозможно сделаться святыми «Избрал есть вас Бог от начала во спасение во святыни Духа», говорит ап. Павел ( 2Фес. 2:13 ) «Святи их во истину твою» ( Иоан. 17:17 ), – сделай их святыми, объясняя эти слова Христа, говорит св. Злат., преподанием Духа Св. (т. VIII, Иоан. б. 32, стр. 549) «Мы для освящения имеем нужду в благодати Св. Духа», говорит св. Афанасий алек. (ч. 2, пс. 50, стр. 242), «Освящает же Он через Духа, говорит св. Василий вел... Посему Дух... источник святыни для всех», (ч. 3, кн. 5, стр. 156; снес. Eф. 2:19–21; V, 25–27 ; Титу 2:14 ; Кол. 1:22 ). « Церковь Божия есть святая, читаем в Б. Кат., сих ради вин: первая убо яко от Христа жениха и главы своей, верою и тайны, с Ним соединившися освящается. Вторая же, яко Дух Св. пребываяй в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет», (л. 118 об.). «Святую (церковь), говорит Симеон солун., – как освящённую Духом и соединённую со Христом через крещение и миропомазание, священство, причащение и проч. таинства, – непорочную и обручённую Христу». (ч. 2, стр. 109, слав, л. 363 об.) – Мы, говорит св. Афанасий, без Духа чужды Богу и далеки от Него», (сл. 3 на ариан., стр. 400). «Видишь ли, говорит св. Злат., сколько бедствий возникает от того, что не имеем в себе Духа Св.: смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу», (т. IX, Рим. б. 13, стр. 650). «Даже и верным не может называться тот, говорит св. Симеон нов. бог., кто не получил благодати Св. Духа», (ч. 2, сл. 57, стр. 47). Так. обр. оказывается, что без Духа Св. невозможно спастись, т. е. сделаться святыми, Духа же Св., как мы выше видели, нельзя получить без епископа; а отсюда получается такой вывод, что без епископа нельзя спастись, потому что без него нельзя получить Духа Св. Против сего вывода старообрядцы, как беглопоповцы, так и безпоповцы возражают следующее. Беглопоповцы говорят, что они получают Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Итак, в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о законе. И во Второзаконии мы читаем: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (32:7). Также и в 118 псалме: «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» (54). Также в описании праведного мужа, которого Давид сравнивает с райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается и следующая: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс 1:2). Даниил в заключение священнейшего видения говорит, что праведники сияют как звезды, а понимающие, то есть, ученые, — как небо. Видишь ли ты, какое различие между праведной необразованностью и ученой праведностью? Одни сравниваются со звездами, а другие — с небом. Впрочем, по еврейскому подлиннику и то, и другое изречение может быть отнесено к ученым; потому что в еврейском тексте читаем так: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде- как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12:3). Почему Апостол Павел называется сосудом избрания? Без сомнения потому, что он служит хранилищем закона и священного Писания. Фарисеи поражены ученостью Господа и удивляются, каким образом апостолы Петр и Павел знают закон, не учившись. Ибо что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым, и они были — согласно словам священного Писания — θεοδδακτοι [наученные Богом]. Двенадцать лет было Спасителю, когда Он, в храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их своими мудрыми вопросами. Но можем ли мы назвать необразованными Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании» (2 Кор 11:6)? Иоанн — необразованный, рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1)? Греческое слово λγος имеет многие значения: оно значит и слово, и разум, и вычисление, и причину какой-либо вещи, через посредство которой что-либо происходит.

http://bible.predanie.ru/blazhennyj-iron...

г) без колебания: Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш: не уклоняйтесь ни направо, ни налево ( Втор.5:32 ). Господь сказал Иисусу, сыну Навину: будь тверд и тщательно храни и исполняй весь закон, не уклоняйся от него ни направо, ни налево ( Нав.1:7 ); д) точным и безусловным: Не прибавляйте к тому, что Я заповедаю вам, и не убавляйте от того ( Втор.4:2 ). Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его ( Втор.6:17 ); е) полным: Все, что Я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того ( Втор.12:32 ). Я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны ( 2Кор.2:9 ); ж) постоянным: Как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне, во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Флп.2:12 ). Послушание Богу есть одно из свойств верных: Народ сказал Иисусу [Навину]: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать ( Нав.24:24 ). Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас ( Рим.16:19 ). Верные избраны для послушания Богу: Петр… [апостол] избранными.. к послушанию… [преподает] благодать… и мир… ( 1Петр.1:1–2 ). Верные а) обещают послушание Богу: Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны ( Исх.24:7 ). Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ). Хорошо ли, худо ли то будет, но гласа Господа Бога нашего послушаемся, чтобы нам было хорошо, когда будем послушны гласу Господа Бога нашего ( Иер.42:6 ); б) приготовляешь свое сердце к послушанию Богу: Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его ( 1Езд.7:10 ); в) повинуются Богу: Спешил я и не медлил соблюдать заповеди Твои ( Пс.118:60 ). Храню повеления Твои и откровения Твои ( Пс.118:168 ); – от всего сердца: всем сердцем буду хранить повеления Твои ( Пс.118:62 ); г) любят послушание Богу: Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ея. Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил. Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем ( Пс.118:35,47,97 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мен я оправдания м Твоим " ( Пс.118:135 ). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел ( Евр.1:3 ). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. " Источники вод... извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс.118:136 ). И это – закон апостольский, потому что «страдает ли один член, – говорит – апостол, страдают с ним все члены» ( 1Кор.12:26 ). Зна­чит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:32 ). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл.9:3 ). «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих... Ты заповедал... правду и совершенную истину» ( Пс.118:137–138 ). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: «совершенную истину». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать «каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Римл.2:6–9 ). Выражением же: »совершенную истину» – он обозначил непреложность исполнения дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«У Меня есть пища, которой вы не знаете. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 32–34). Ибо всякий, делающий доброе дело для своей души или для спасения ближнего, воистину питает свою душу благодатью Божией. Блудный сын, осознав свое положение, достойное слез, и пожелав вернуться к отцу своему с великим смирением, уже не считал себя достойным быть сыном своего отца. Поэтому, придя к нему, сказал: «Я уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 19). У спасающихся бывают три состояния. Состояние первых – это состояние сынов, то есть тех, кто с великой любовью служат Богу всем сердцем и всеми силами своей воли стараются исполнять Его заповеди. О них Божественное Писание говорит: «Коль возлюбих закон Твой, Господи: весь день поучение мое есть» (Пс. 118, 97). Второй чин – это наемники, которые, ища воздаяния, стараются исполнять заповеди Божии, чтобы стяжать вечное блаженство Его Царствия. О них написано: «Приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние» (Пс. 118, 112). Третье состояние – это состояние рабов, то есть тех, кто, боясь наказания Божия за попрание Его заповедей, стараются соблюдать все Его заповеди, по свидетельству, которое гласит: «Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся» (Пс. 118, 120). Итак, блудный сын, рассуждая как наемники, то есть те, кто исполняют заповеди Божии за воздаяние, получают духовные дары и бывают их причастниками, просил отца принять его хотя бы как наемника. Это его обращение всем сердцем к родителю и великое смирение – быть принятым родным отцом в качестве наемника – явилось для него причиной огромной пользы, ибо не как наемника отец принял его, а как своего истинного сына, всем сердцем обращающегося к нему. И мы видим из слов сегодняшнего Евангелия, что, «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20). Возлюбленные верующие! Но что нам следует понимать под этим словом: «Когда он был еще далеко, увидел его отец его»? Это указывает нам на то, что Преблагий и Всемилостивый Бог еще до того, как грешный человек воскликнет: «Я согрешил!» – уже знает его сердечное решение и поворачивается к нему. Поэтому отец и принял его с такой радостью и не помянул тяжести грехов, которыми он огорчил его. Дал ему прежнюю одежду, то есть бесстрастие, в которое он был облечен, когда жил рядом с отцом своим. И перстень на руку надел – знак первой связи, когда он пребывал в жизни чистой и непорочной, прежде чем отделиться от отца.

http://pravoslavie.ru/137626.html

М. и Ф. н. открывает триодный цикл в монастырских Типиконах студийской традиции. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (в древнейших рукописях, содержащих этот Типикон, начальные листы, к-рые как раз могли содержать указания о М. и ф. н., утрачены, в связи с чем текст воспроизводится по списку XIV в.- см.: Пентковский. Типикон. С. 233) на М. и ф. н. даны лаконичные указания: за богослужением соединяются песнопения воскресной службы Октоиха и песнопения М. и ф. н., включающие на вечерне 3 самогласные стихиры на «Господи, воззвах», самогласен на стиховне, канон на утрене и самогласен на стиховне утрени; на литургии прокимен Пс 32. 22, Апостол (из Посланий к Тимофею - 2 Тим 3. 10-15?), аллилуиарий Пс 94. 1, Евангелие Лк 18. 10-14 (см.: Там же). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются воскресная служба Октоиха, Триоди (М. и ф. н.) и рядовому святому; на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 2 самогласна Триоди (их же предписывается петь и в 3-е воскресенье Великого поста, что является отголоском древней иерусалимской практики, согласно к-рой евангельское зачало Лк 18. 10-14 читалось в 4-е (по счету, принятому в визант. традиции, оно было бы 3-м) воскресенье Великого поста) - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на стиховне вечерни еще 2 самогласна (не зафиксированы в Студийско-Алексиевском Типиконе); показательно, что канон Триоди поется не на утрене, а на паннихис (особой службе в начале ночи - см. в ст. Евергетидский Типикон ), на утрене поются воскресные каноны Октоиха и рядовому святому, причем при отсутствии кондака в службе рядовому святому по 6-й песни канона утрени поется кондак Триоди; на хвалитех также указаны 2 самогласна Триоди (один из них есть в Студийско-Алексиевском Типиконе); на литургии прокимен гласа Октоиха, аллилуиарий Пс 118. 132, чтения М. и ф. н. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499-501). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются только воскресная служба Октоиха и служба Триоди (канон рядовому святому поется на полунощнице); последование Триоди содержит кондак, канон, 7 самогласных стихир (большинство известны уже в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах) и, вероятно, ипакои ( Arranz. Typicon. P. 186; ср. также указания афонского Георгия Мтацминдели Типикона сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 272).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

Порядок причащения упоминается в письмах свт. Дионисия Александрийского: священнослужители предстоят престолу, верные протягивают руки для принятия Св. Даров и отвечают: «Аминь» (Евсевий. Церк. ист. VI 43; VII 7). Распространена была практика хранения преждеосвященных Даров дома; допускалось самопричащение, считалось необходимым причаститься перед смертью (Там же. VI 45). В Египте долго сохранялись агапы - по свидетельству Сократа Схоластика , еще в V в. христиане Египта (но не Александрии) по субботам принимали Св. Таины после совместной трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22). Основной источник, описывающий александрийские агапы в III в.,- творения Климента Александрийского (Педагог. II 1; Строматы. III 2). Он обличал христиан в злоупотреблениях на агапах и, в частности, сообщал о том, что «после пищи Слова глупо удивляться предложенным кушаньям» (Педагог. II 1. 11). Это выражение можно истолковать как факт, свидетельствующий о том, что в Александрии в кон. II в. Евхаристия уже предваряла агапу. У Климента впервые упоминаются частные агапы, организуемые богатыми благотворителями (Там же. II 1. 10). К обычаю поминальных агап, вероятно заимствованному у христиан Рима, он относился с осуждением (Там же. II 1. 8-9). Ориген также говорил об агапах и защищал их перед язычниками (Против Цельса. I 1). В отличие от Климента Ориген одобрял поминальные трапезы (Беседы на Иова 3). Климент Александрийский указывал на существование общепринятого обычая молиться в 3, 6 и 9-й часы дня, считая его недостаточным и настаивая на том, что христианин должен молиться непрестанно (Строматы. VII 7. 40); кроме того, он говорил о молитве при пробуждении, до, во время и после трапезы, перед сном и среди ночи (Строматы. VII 7. 49; Педагог. II 9-10) и упоминал об обычае молиться, повернувшись на восток (Строматы. VII 7. 43). Ориген также описывал обычай преклонять колени и воздевать руки для молитвы, обратясь на восток (О молитве. 31-32) и называл 4 часа молитвы: 3 дневных (утром, в 6-й ч. и вечером) и ночной (Там же. 12). Вечернюю молитву Ориген связывал со словами Пс 140 ( «Господи воззвах» ), неотъемлемого компонента вечерни практически всех литургических традиций; ночную - со словами Пс 118. 62 и сейчас входящего в будничную полунощницу . Он писал и о христ. гимнах Отцу и Единородному Сыну (Против Цельса. VIII 67). Тем не менее нек-рые исследователи (Taft. Liturgy of the Hours. P. 14-17) видят в сообщениях Климента и Оригена не описание суточного круга богослужений, а аллегорическое изображение молитвы во всякое время суток.

http://pravenc.ru/text/64464.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010