Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Введение Откровение Божие, устное предание и Священное Писание. 1. Кто нас создал? Нас создал Бог. 2. Для чего нас создал Бог? Бог нас создал, 1. чтобы мы Его познавали, 2. чтобы мы поклонялись Ему и прославляли Его, 3. чтобы мы исполняли Его святую волю, 4. чтобы мы достигли вечного спасения или блаженства. Пояснения: I. Святой апостол Павел во втором послании к Сол.1:8, говорит, что непознающие Бога будут наказаны. II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Да хвалит Господа вся тварь земная» ( Пс.148:1,7 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца небесного ( Мф.7:21 ). IV. В первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим. 2:4 ) сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В псалме 19, стих 1 говорится «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит (гл. 1, ст. 20). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам сам Бог и то тем, что Он о себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОПСАЛМЫ [греч. τ πψαλμα от ποψλλειν - «петь в ответ»], в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма (см. статьи Антифон , Асматик , Псалмодия ). Впервые термин «ипопсалмы» встречается в описаниях палестинского монашеского богослужения для обозначения респонсорного пения псалмов. Так, в Житии св. Мелании Младшей (383-439) говорится, что ночное богослужение в монастыре на Масличной горе включало «три ипопсалма (ποψλματα), три чтения и пятнадцать антифонов, не считая утренних» ( [Gerontius]. Vie de St. Mélanie/Introd., trad., notes D. Gorce. P., 1962. P. 216-217. (SC; 90)). Свт. Иоанн Златоуст в Толкованиях на псалмы, относящихся к периоду его служения в Антиохии (393-397), также использовал глагол ποψλλειν для обозначения респонсорного пения, напр. на Пс 144: «Он (псалом.- Авт.) содержит в себе те выражения, которые посвященные в тайны часто припевают (ποψλλουσι), как-то: «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении» (ст. 15)» ( Ioan. Chrysost. In Psalm.//PG. 55. Col. 464) - и на Пс 117: «В этом псалме есть следующее изречение, которое обыкновенно поет (ποψλλειν) народ: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (ст. 24); оно во многих производит восторг, и потому народ имеет обыкновение петь (πηχεν) его особенно во время духовного и небесного праздника [Пасхи]» (Ibid. Col. 328). В сир. чине встречи епископа (VI в.), отражающем греч. традицию, глагол ποψλλειν противопоставляется терминам προψλλειν (запевать) и πρψαλμον (поющийся впереди, запев): «[После двух чтений литургии] сразу же псалмопевец поднимается [на амвон] и говорит: «Псалом Давида». И архидиакон говорит: «Запевай» (πρψαλλε). И псалмопевец поет запев (πρψαλμον). И архидиакон говорит: «Отвечаем (ποψλλωμεν)». И тотчас возлюбленные братия отвечают… [После Апостола] сразу же аллилуия. Архидиакон говорит: «Запевай». И сразу после [исполнения псалмопевцем] аллилуия архидиакон говорит: «Все единогласно отвечаем (ποψλλωμεν)»» (см.: Ordo quo episcopus urbem inire debet//Vetusta documenta liturgica/Ed. Ignatius Ephraem II Rahmani. Scharfeh, 1908. P. 19-20. (Studia Syriaca; 3); Khouri-Sarkis G. Réception d " un évêque syrien au VIe siècle//L " Orient Syrien. Vernon, 1957. Vol. 2. P. 161).

http://pravenc.ru/text/673775.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 января (10 февраля) Священномученик Игнатий (Садковский), епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии Священномученик Игнатий родился 21 октября 1887 года в Москве в семье священника Сергея Максимовича Садковского, служившего в Георгиевской на Всполье церкви, и в крещении на­речен был, как и его отец, Сергеем. Впоследствии священник Сер­гей Максимович Садковский был переведен в Петропавловский храм на Новой Басманной улице, а затем, уже будучи в сане прото­иерея, в Софийскую церковь на Лубянке. В 1901 году Сергей окончил Заиконоспасское духовное учили­ще, в 1907-м – Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию. В академии он с усердием при­нялся за изучение творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Изучение трудов благодатного и опытного в духовной жизни свя­тителя, частые поездки в Зосимову пустынь, в которой в то время жили духоносные старцы и подвижники, воспитание, полученное в благочестивой семье, собственное устремление к благочестию и почести высшего звания Христова привели Сергия к решению принять монашество. 11 декабря 1910 года он был пострижен в мантию с именем Игнатий. Священноинок, совершавший обряд, после пострига написал ему наставление, которое новопостриженный сохранил в сердце своем на всю жизнь. «Возлюбленный брат и отец Игнатий! Преосвященный Феодор благословил мне постричь тебя и дать тебе это имя. Имя твое – Игнатий – в честь священномученика Игнатия Богоносца – 20 декабря и в память святителя Игнатия (Брянчанинова), о котором ты пишешь сочинение. Теперь скажу тебе от себя малое слово. Между вопросами и ответами при пострижении ты принял заповедь о всегдашней постоянной молитве Иисусовой, для чего тебе дан меч духовный (четки). Это – первое твое делание будет отныне как монаха. Об этой молитве говорит Слово Божие. В Евангелии Спаситель говорит: “именем Моим бе­сы ижденут” (Мк. 16, 17). А в каждом человеке много страстей и других неподобных помыслов, в Псалтири сказано: обыдоша мя пси мнози (Пс. 21, 17). Отцы толкуют, что это говорится о помыслах. Еще сказано: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (Пс. 117, 11). А имя-то Господне и есть Сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, которое мы непрестанно должны повторять, творя молитву Иисусову. И еще сказано в 19-й кафиз­ме: дщи Вавилоня окаянная... блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень . Камень – это Христос, а младенцы – блудные, не­чистые помыслы. Как только что явятся помыслы, твори молитву Иисусову: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. И Господь поможет тебе побороть их. Молитва Иису­сова очищает нас. Как солнце ходит над землею, высушивает болотистые и скаредные места, так и Сладчайшее имя Господа Иису­са Христа, если ты навыкнешь его повторять непрестанно, будет иссушать все твои помыслы и страсти, очистит твою душу и тело. Это твое первое делание отселе, как монаха.

http://fond.ru/kalendar/95/ignatiy/

Слова и беседы на Богородичные праздники Слово на Рождество Пресвятой Богородицы «Сей день... Господень... радуйтеся, людие!» (Стихира 2 на литургии) Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, «да возрадуемся и возвеселимся в он» (Пс. 117:24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого, а посему оно есть торжество поистине всемирное: «Сей день... Господень... радуйтеся, людие!» Радуйтеся явлению Той, Коея Сын действительно «сотрет главу змия» (Быт. 3:15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать Архангелу: «се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38), Которая Своею плотью и кровью будет питать ту Плоть и Кровь, без вкушения коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: «...Жено, се сын Твой» (Ин. 19:26), Которая, соделавшись честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим Своего благодатного покрова: «радуйтеся, людие!» Поистине, братие, много ныне для нас причин к радости, но все они останутся без прочного действия над нами, если не присоединится еще одна причина радования духовного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3219...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛХИСЕДЕК Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. [Евр.  ;   греч. Μελχισδκ; лат. Melchisedech], прав. (пам. в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец), свящ. ветхозаветный и царь. Его теофорное имя носит составной характер и обычно интерпретируется как «мой Царь - праведность/справедливость» или «Царь праведности/справедливости» (ср.: Евр 7. 2 - Astour. 1992. P. 684; Hasselhoff. 2012. Sp. 611; Rechenmacher. 2012. S. 55, 117). Наиболее близкой параллелью к нему является имя Адониседек (   - «[мой] Господь-праведность» Нав 10. 1, 3; ср. также:   - «[мой] Царь - Бог» - Быт 46. 17 ). Оба элемента имени встречаются в др. библейских именах, напр.:   в 1Ездр 10. 31;   - 3 Цар 22. 11; Иер 32. 3. Согласно др. интерпретации, 2-я часть имени М. содержит отсылку к имени западносемит. божества: «[бог] Цедек - [мой] царь» ( Reiling. 1999. P. 560). Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Согласно Быт 14. 17-24, когда Авраам возвращался после победы над царем Еламским Кедорлаомером и его союзниками, к нему навстречу вышел М. с хлебом и вином и благословил именем Бога Всевышнего. М. назван царем г. Салима (    ), к-рый считается более древним наименованием Иерусалима (ср.: Пс 75. 3). М. был священником Бога Всевышнего (     ср.: Пс 78. 35), Владыки (   - Создателя) неба и земли, от имени Которого Авраам получил через М. благословение (Быт 14. 18-19). Имя Бога Всевышнего в Быт 14. 22 соотнесено с именем Божиим - тетраграмматоном (  ). Это дополнение отсутствует в переводах LXX, Vetus Latina и Пешитте (BHS. P. 19) и считается позднейшей редакторской глоссой. Из окончания стиха Быт 14. 20 по МТ («он дал ему десятую часть») не совсем ясно, кто был совершителем этого; у глагола не указан по имени субъект, но, судя по параллельному описанию этого события в др. традициях (Евр 7; античные авторы и т. д.), вероятно, речь идет об Аврааме. На первый взгляд исходя из букв. понимания текста, принесение М. «хлеба и вина» (Быт 14. 18) означает подкрепление Авраама и воинов, вернувшихся с битвы. При этом подношение из рук священника может обладать сакральным значением и быть может связано с его благословением ( Westermann. 1985. P. 205). В LXX М. передал им хлеба и вино (ρτους κα ονον).

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Скачать epub pdf Ноябрь Обетования Божии 01 ноября. «Поддержи меня, и спасусь» ( Пс. 118:117 ) Обетования Господа не ограничены каким-либо числом или временем, но возобновляются для нас постоянно, покрывая собою все. «В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» ( Иов. 5:19 ). Итак, нет того дня, когда Господь не был бы готов нам помочь. Но мы не сразу это постигаем; даже Петр не доверился Господу, когда стал утопать в свирепых волнах. Однако «Иисус тотчас же простер руку, поддержал его» ( Мф. 14:31 ). Достаточно было Петру, обессиленному борьбой, протянуть слабую руку ко Христу, и с той минуты он спасен. Господь снизошел к его боязливости и только сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?» И до сего дня Господь постоянно обращается к нам с тем же вопросом. Мы думали, что у нас много веры, но что же значат наши сомнения, наш ропот, наши колебания? Не то ли, что мы, подобно Петру, отводя взор от Христа, в Котором Одном наше спасение, останавливаем его на том, что нас окружает, что смущает нас, отыскивая даже в будущем все то, что может страшить нас. «Маловерный, зачем ты усомнился?» В этом сомнении все наше горе. Устремим взор на Христа, будем тверды, и волны житейские не зальют нас, и мы скажем с уверенностью: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, мы гонимы, но не оставлены» ( 2Кор. 4:8–9 ). Жертва 02 ноября. «Все сии умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 11:13 ) Авраам был один из них: он оставил все и пустился в неведомый путь. И здесь он достиг высшей точки своего назначения. Ему был дан сын, он жил в довольстве, однако ж его ожидало величайшее испытание. Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына. Он мог еще вернуться с полпути, мог смутиться, слыша вопрос сына: «Где же агнец для всесожжения?» Но Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!» ( Быт. 22:7–8 ). Он твердо идет вперед до самой земли Мориа – он не из тех, которые вечно колеблются, откладывают исполнение долга, действуют нерешительно и только в последнюю минуту, нехотя, исполняют приказание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Псалом 117 Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы ( Пс.117:5 ), освобождения от врагов ( Пс.117:10–13 ) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства ( Пс.117:22–23 ). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом. Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость (1–4). Из тесноты я воззвал к Господу и Он освободил меня. Если Господь – мой защитник, то кого мне бояться (5–9)? Все народы теснили меня, но я низложил их именем Господним, Которому – и песнь моя (11–14). Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение (15–18). Отворите врата правды, чтобы взойти в здание, законченное при благоволении Господа. Будем благословлять этот день и праздновать его жертвенными приношениями и славословиями Господу (19–29). Пс.117:1 .  Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.117:2 .  Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:3 .  Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Пс.117:4 .  Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании. Пс.117:5 .  Из тесноты воззвал я к Господу, – и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. «Из тесноты» – из тяжелого положения, разумеется плен вавилонский. «Услышал меня» – вывел в пространное место, т. е. на свободу из плена, дал возможность управляться и жить по своему закону. Пс.117:8 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117:9 .  Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Вся допленная история жизни еврейского народа, пытавшегося заключением союзов с соседними языческими народами отстоять свою политическую независимость, показывала, насколько неудачны эти попытки. Горький опыт вынудил у евреев признание, что для упрочения своего благополучия лучше надеяться на Бога, чем на человеческую помощь или военную силу ( «князья» – предводители).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово 117. О благодарении Мы за все должны благодарить, по Апостолу ( 1Фес. 5:17 ), утешаемся ли или же скорбим. Ибо Промыслитель душ наших, Господь, для пользы [нашей] наводит на нас скорби и, как опытный врач, болезненные прижигания против недуга подает, чтобы человек стал здоров, и как любящий отец, когда видит своего сына безобразничающим, наказывает, когда же видит опечаленным или несчастным – утешает. Так поступает с нами и наш Благой Владыка и Отец, будучи чадолюбивым: все доставляет нам для нашей пользы – утешение ли или наказание. Посему мы должны в скорбях даже еще более [нежели в благоденствии] благодарить, как законнорожденные сыны, а не как незаконнорожденные. Если же Христос – Владыка по сущности и Владыка по Домостроительству (потому что не существовавших [прежде] сотворил и умерших грехом искупил Своей кровью), то мы, как рабы неключимые (ср. Лк. 17:10 ), каким благодарением сможем Ему воздать? Потому что если только в благополучии будем Его благодарить, то окажемся подобны неблагодарным иудеям, некоторые из которых, когда в пустыне были насыщены чудодействовавшим Господом, говорили: это истинно Тот Пророк и хотели придти, нечаянно взять его и сделать царем ( Ин. 6:14–15 ); когда же Он говорил им: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ин. 6:27 ), говорили Ему:какое же Ты дашь знамение? …Отцы наши ели манну в пустыне ( Ин. 6:30–31 ). Посему это по справедливости относится к нам: исповестся Тебе, егда благосотвориши им, и таковой даже до века не узрит света( Пс. 48:19–20 ). Посему не будем уподобляться неблагодарным, но, как ученики благодати, будем примером через благодарность, чтобы эти [неблагодарные] тоже смогли, видя свет благодарения нашего, отступить от окружившего их мрака неблагодарности. За все благодарите ( 1Фес. 5:18 ) – это всеобъемлющая заповедь. Благоденствует ли кто или отчаивается, скорбит ли, радуется ли – должен благодарить, словно великий Иов. Ибо тот, потеряв все ему принадлежавшее, а к тому же и десятеричное гнездо чад ( Иов. 1:2 ), когда они были несчастным образом погребены под обрушившимся зданием во время пира, он, благодарив, говорил:Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! ( Иов. 1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Содержание Глава 1    Тогда будете люди Божии и спасенные Им, когда, отступив от всякого вашего зловерия, упрямства и непокорства, воззовете Ему с верою и любовью вместе с людьми Божиими: «Благословен грядый во имя Господне... Бог Господь и явися нам» (Пс. 117:26—27), и начнете жить по Его заповедям, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа, как написано: «Твой есмь аз, спаси мя», а за тем приводит причину: «яко оправданий Твоих взысках» (Пс. 118:94). Вы же отрицаетесь Его Божества, заявив пред Пилатом: «не имамы царя, токмо кесаря» (Иоан. 19:15), и опять: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27:25); и не принимаете Его оправданий, когда Он говорит: «иже веру имет и крестится, спасет будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16:16). Как же ты говоришь: мы — Божии, в каком бы состоянии ни находились. Или не слышал ты Пророка, который го­ворит: «Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу» (Пс. 57:4). Глава 2    Не Божии вы теперь, как мы показали, и надежда ваша не прочна, ибо написано: «пожрите жертву правды и» тогда «уповайте на Господа» (Пс. 4:6). Вы же, убив Его, стали Его врагами и убийцами, а не сынами, не друзьями и не людьми Его паствы. Как же вы на Него надеетесь? Суетно ваше упование и богомерзко. Глава 3    Если же вы находитесь под гневом Божиим, то, следовательно, вы Ему враги и мерзостны. Как же вы называете себя Его людьми, когда Писание гово­рит: «сынове чуждии солгаша Ему, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих» (Пс. 17:45—46). Он вас признает и называет чужими: как же ты, Самуил, говоришь, что вы Ему свои? Глава 4    Если же, как утверждает слово истины, и как ты признаешь, отцы ваши и погрешили, и заблу­дились, не познав пришествия Христова, то, следовательно, и вы сами погрешили и заблудились с ними, а потому и погибли, по сказанному: «се удаляющии себе от Тебе, погибнут» (Пс. 72:27). Глава 5    И в ссылках своих на древних праведников говоришь ты неправду, Самуил: Моисей и прочие пророки ходили во всех заповедях, установлениях и оправданиях Божиих, живя праведно и целомудренно; они с верою несумненною и горячим желанием ожидали пришествия Христа — Мессии, уповали на Него и про­рочествовали о Нем. Вы же не только не ходите во всех заповедях Божиих, как они ходили, но и, противясь их пророчествам, убили Христа Бога, посланного к вам на избавление вас и всего рода человеческого. Если и они, как люди, в чем-либо когда погрешили по неведению и забвению, — помыслом ли, или каким-нибудь маловажным согрешением однажды, то немедленно исправлялись, а не пребывали в противлении заповедям Божиим, не валялись в сквернах плотских и беззаконных услаждениях, как вы и мы. Итак, солгал ты и хулу нанес на тех праведников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010