Пафнутий. Это приводило бы вас в справедливое недоумение, если бы во всяком деле и всяком обучении было только начало и конец, а не было некоторой средины. Правда, случаи к спасению, как известно, различным образом устраивает Сам Бог; но с готовностью подчиниться этим, посылаемым от Бога, случаям зависит от нас. Так предложение: пойди из земли твоей — принадлежит Богу призывающему, повиновение же принадлежит Ав- 263// рааму; и иди в землю — предлагается дело покорному; а в словах: которую Я укажу тебе — указывается благодать повелевающего, или обещающего Бога. Но мы всегда должны быть твердо уверены, что не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всей неутомимостью упражнялись во всякой добродетели; одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно. Потому каждое мгновение мы должны взывать к Богу с Давидом: утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои (Пс 16, 5). Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои (Пс 39, 3), — дабы невидимый правитель ума человеческого обращал волю нашу к добродетели, так как она более склонна к пороку — то по неведению добра, то по обольщению страстей. Это очень ясно выражено пророком в одном стихе: сильно толкнули меня, чтобы я упал, — этим означается нетвердость нашей воли; но Господь поддержал меня (Пс 117, 13), — этим означается всегдашняя помощь от Господа, Который всякий раз, как начинаем колебаться, простирает к нам руки Свои, поддерживает и утверждает, чтобы иначе с одним своим произволом не пали мы. И еще: когда я говорил: колеблется нога моя — от шаткой нашей свободы, — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс 93, 18): опять со своею нетвердостью соединяет помощь Божию, исповедуя, что непоколебимость веры не есть дело собственного усилия, но единственно милосердия Божия. Также: при умножении скорбей моих в сердце моем, — которые породила моя свободная воля, — утешения Твои услаждают душу мою (Пс 93, 19), — утешения, которые, нисходя в сердце мое по Твоему вдохновению, открывали созерцанию будущие блага, уготованные Тобою труждающимся ради имени Твоего, и тем не только всю печаль изгоняли из сердца моего, но еще переполняли его высшей радостью. Опять: если не Господь был мне помощником, вскоре

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Пс.12:6 ). Молитвенный взгляд на дела Господни Очи мои всегда обращены на Господа; ибо Он исторгнет из сети ноги мои. Буду вспоминать о делах Господа; буду напоминать себе о чудесах Твоих древних. Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. Боже! свят путь Твой, Ты благ, творящий чудеса (Ср. Пс.76:12; 85:10 ). Ты прежде и ныне также благ и милосерд и многомилостив ко всем призывающим Тебя (см. Пс.85:5 ). Нет между сынами человеческими, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. За то все народы, Тобою искупленные, приходят и поклоняются пред Тобою, Господи, и прославляют имя Твое. Буду и я величать Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и славить имя Твое вечно. Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. – Итак, что унываешь, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Душа! надейся на Него во всякое время; изливай пред Ним моление свое; Бог – сила твоя и спасение необоримое(Ср. Пс.85 ). Есть спасение и самым великим грешникам, есть надежда недугующих страстями, что и они помилованы быть могут, и их зловонные раны заживлены Исцеляющим всякий недуг и всяку язву в людях (Ср. Мф.9:35 ). Не приидох Спаситель наш призвати праведники, но грешники на покаяние (Ср. Мф.9:12, 13 ).Не здоровые требуют врача, но больные. Вот и оплакавшая у ног Его пороки свои услышала глас Его: отпущаются тебе грехи твои ( Лк.7:48 ). Вот и закоренелый в неправедных делах начальник мытарей, за свое пожелание полимения раздать нищим, получил спасение со всем домом своим (Ср. Лк.19:9 ). И проведший всю жизнь свою в злодеяниях, вот и он, за одну веру в Распятого с ним первым вошел в рай. Кто же не подивится, видя такую благость нашего Господа? Кто еще не познает, что Он благ, и милость Его вечна (Ср. Пс.117:1 )? Премногие Его откровения показывают, что во Царствии Его многие обители наполнены прежде бывшими великими грешниками. Не из числа ли их и тот первоверховный Петр, плакавший некогда горько о своем отречении от своего Господа и всегда сознавший себя, – яко муж грешен есмь ( Лк.5:8 )? И другой, подобно ему славою и честию венчанный, не именует ли себя доныне в своих писаниях первым грешником (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Таким образом, с поселением Иеговы на Сионе последнему как бы нечто передалось от Бога. «Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сиона» ( Пс.128:5 ). Сиону передалось не только, как мы видели доселе, от силы Божией, но и от Его святости и чести. Почитание Бога, поклонение Ему стало невозможно без того, чтобы в него не привходило благоговение пред храмом Его, этим видимым жилищем Его на земле: «поклонитесь Господу в благолепии святыни Его» ( Пс.95:9 ). «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь Бог наш. Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» ( Пс.98:95 ). В виду такой высокой святости и для охранения ее являлось желательным, чтобы на Сион, напоминавший в этом отношении Синай, прикосновение к которому во время схождения на него Божия грозило смертью , не допускалось ничто греховное, а только праведные и непорочные. «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходил непорочно и делал правду» ( Пс.14:1–2 ). «Отворите мне врата правды: пойду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них» ( Пс.117:19–20 ). Псалмы потому и получили такое широкое употребление за богослужением, что они выражали собою не субъективные чувства Давида или другого автора их, а чувства общечеловеческие и народные. Так, следовательно, у древнего Израиля росла и развивалась любовь и благоговение к его национальному и единственному святилищу на Сионе. Как бы ни был духовно развит человек, он не может так сосредоточиться на одном духовном, чтобы остаться равнодушным ко всему материальному и видимому. Это особенно имело место по отношению к древнему человеку. Поэтому мы не ошибемся, если скажем, что с построением грандиозного каменного храма на холме Мориа (на который смотрели как на отрог Сиона, этой господствующей твердыни Иерусалима), привязанность к храму, любовь и благоговение к нему не могли несколько не возрасти в народе. Храм теперь не мог не стягивать к себе еще большего количества пилигримов со всей Палестины. В 83 псалме мы имеем, по-видимому, изображение тех чувств, с которыми эти пилигримы совершали свой далекий и нелегкий путь и которые делали для них из ущелий и рытвин, окружавших Сион, благословенные местности: «проходя долиною плача (так – emec habaca – могли быть названы: долина Енномова, имя, которое по-еврейски может означать плач, долина Енакимов, т. е. теней, где по 2Цар.5:23 были деревья «васа», долина Асорова между Иерихоном и Вефилем, где по Суд.2:1 и д. была местность «bokim»), они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу (вместо усталости), являются пред Богом на Сион».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И прибавляет: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших. Научитеся добро творити (Ис. 1:16-17). И Приточник говорит: Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое (Притч. 3:30). И еще: Страх Гсподень ненавидит неправды (Притч. 8:13), бесстыдный жес досаждением творит злая (Притч. 13:10). Любитель браниться радуется сварам (Притч. 17:19). И еще: Муж удобопреложный языком впадет в злая (Притч. 17:20). Давид же, молясь, говорит Богу: Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящи мя туне… но Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою (Пс. 34:19, 4) и Отвратит злая врагом моим: истиною Твоею, то есть во Христе (ср. Ин. 14:6), потреби их (Пс. 53:7). И еще: Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя (Пс. 117:8);О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наша (Пс. 107:14). Так он молился по поводу духовных врагов, а не людей. И об этом [говорит священная] история. Когда Саул искал души его и преследовал его с тремястами мужами и [потом] был предан в руки его, и бывшие с ним [с Давидом] и раз, и два говорили ему: заключи Господь днесь врага твоего в руце твои (1 Цар. 26:8), он отвечал, говоря: Жив Господь! Да не будет ми нанести руку мою на христа Господня (1 Цар. 26:10). И не только это, но и оплакивал смерть его и умертвил возвестившего об убийстве его (2 Цар. 1:15-17). Также плакал и о гибели Авессалома, желавшего его самого убить (2 Цар. 18:33). Все вышеизложенное несомненно доказывает, что не против людей была у него вражда, но против бесов. Посему и мы к Богу всяческих да простираемся [в молитве], чтобы Он спас нас от врагов наших — духовных и чувственных, особенно если мы слышим Иакова, говорящего: Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9), и Самого Господа, говорящего: А Я говорю вам, слышащим: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Ему же слава во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

«Не дивна ли вся сия во очию нашею?» (ср. Мф.21:42 ; Пс.117:23 ). Наконец, Его крестные страдания за грехи людей, Его смерть и воскресение из мертвых не служат ли свидетельством, с одной стороны – Его неизреченной любви к роду человеческому, а с другой – Его всемогущества, которым Он сохранил Себя невредимым от смерти, а с Собою вместе и весь род человеческий искупил от греха и смерти, от власти диавола и от ада. Это и выражено словами: спасе Его десница Его и мышца святая Его. И в этом же сказал Господь спасение Свое, ради которого Он приходил на землю, чрез это же Он объявил Свою милость и правосудие ко всем людям (пред языки откры правду Свою) . Пс.97:3 Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Пророк говорит здесь, что Господь Бог не забыл о той милости (помяну милость Свою), которую Он выразил в обетованиях Своих, данных Аврааму и Иакову ( Быт.17:19, 28:13–15 ), и о той истине, которая, как исходящая от лица Божия и предназначенная к исполнению в судьбах народа израильского (истину Свою дому Израилеву), и затем и всех других народов, должна быть приведена в исполнение. Так как обетование милости основано было не на каких-либо заслугах или на правде человеческой, а единственно на благости Божией и любви Его к роду человеческому, то пророк и говорит, что Господь Бог, долгое время не приводивший в исполнение Своего обещания патриарху Иакову, вспомнил потом о Своей милости, обещанной ему, и вместе с тем о верности своей к дому Израилеву. И вот, когда настало время пришествия Спасителя, когда проповедано во всем мире Евангелие Царствия Божия, тогда уверовали и восприняли его разные народы, которые воспользовались спасительными плодами веры и благочестия, тогда видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Пс.97:4–6 Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте; в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем. Восклицать значит: «высоким и громким голосом хвалить».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Стих: Судите сироту и бедного, смиренного и нищего оправдайте. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Освободите нищего и бедного, из руки грешника избавьте его. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Не познали они и не поняли, во тьме блуждают. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Да потрясутся все основания земли. Я сказал: вы — боги, и все вы — сыны Всевышнего. Но вы, как люди, умираете и, как один из князей, падаете. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Чтец: Восстань, Боже, суди землю. Хор: Ибо Ты получишь удел во всех народах. Прокимны и аллилуиарии: Воскресные глас 1 Прокимен Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 Аллилуия Стих: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне. Стих: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки. Ср. Пс 17:48, 51 Прокимен Крепость моя и пение моё Господь,/и сделался Он мне спасением. Стих: Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Пс 117:14, 18 Аллилуия Стих: Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова. Стих: Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя. Пс 19:2, 10 Прокимен Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Аллилуия Стих: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек. Стих: Стань для меня Богом–Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня. Пс 30:2а, 3б Прокимен Как величественны дела Твои, Господи,/всё премудростью Ты сотворил. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:24а, 1 Аллилуия Стих: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды. Стих: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:5а, 8а Прокимен Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас/от рода сего и вовек. Стих: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного. Пс 11:8, 2а Аллилуия Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

   (62,1) Павел в Посланиях, как представляется, не отрицает философию, считая только, что для достигшего гносиса не стоит возвращаться назад к эллинской философии, которую он аллегорически называет «первоэлементами космоса» (Col. 2:8.), поскольку она является элементарным и пропедевтическим введением к истине. (2) Поэтому и евреям, которые уклонились от веры из стремления исполнить букву закона, он пишет: «Вас снова следует учить началам слова божьего, и для вас нужно молоко, а не твердая пища». (3) Так же и Колоссянам, обращенным грекам: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по первоэлементам мира, а не Христа», призывая их снова отвратиться от философии, элементарных наставлений. (4) Но если кто скажет, что философия найдена эллинами силою лишь человеческого разумения, я все же отвечу, что разумение (sunesij), согласно Писанию, послано Богом. (63,1) Псалмопевец считает разумение величайшим даром, так умоляя: «Я раб твой, вразуми меня». (2) И не полного ли гносиса просит Давид, когда говорит: «Доброму разумению и ведению научи меня, ибо я верю твоим заповедям.» (3) Он признает завет наиважнейшим и данным наидостойнейшим. (4) И далее псалом обращается к Богу: «Не сделал он того никакому народу, и суда его они не знают.» Смысл выражения не сделал он того, очевидно, в том, что он сделал, а не в местоимении того. Того здесь имеет значение указания на предыдущее. В противном случае пророк мог бы просто сказать не сделал он. (5) Далее, в Деяниях Петр говорит: «Истинно знаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий по правде приятен ему.» (Act. 10:34—35) (64,1) И нелицеприятие Бога не ограничено временем, но вечно, так же как и его благодеяние не имеет начала и не ограничено определенным местом или кругом лиц. (2) Его благодеяние не делится на части: «Отворите мне врата правды. Я войду в них и прославлю Господа». «Вот врата Господа, праведные войдут в них.» (Пс. 117:19—20) (3) Поясняя сказанное Господом, Варнава добавляет: «Имеется множество ворот открытых, врата праведности, которые есть во Христе, и блаженны те, кто войдет в них.» (4) То же значение заключено в пророчестве: «Бог един во многих водах,» (Пс. 28:3.) не единичные и различные заветы, но единый способ наставлений, который ведет к праведности как эллинов, так и варваров. (5) Ясно говорит Давид, свидетельствуя об истине: «Пусть грешники будут ввергнуты в Ад, все народы, забывшие Бога.» (Пс. 9:18.) (6) Они, очевидно, забыли того, кого прежде помнили и отвергли того, кого знали прежде, чем отпасть от него. Значит, язычники имели смутное представление о Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

19). Сквозь запертые двери Христос приходит к Своим ученикам и через 8 дней после Воскресения (Ин 20. 26). Его не узнают даже близкие Ему люди, ибо глаза их «удержаны» (Лк 24. 16; Ин 20. 15). Во время преломления хлеба в селении Еммаус, когда «открылись глаза» спутников Иисуса Христа «и они узнали Его», «Он стал невидим для них» (Лк 24. 30-31). Воскресший Христос является «не миру» (Ин 14. 22), а лишь ограниченному кругу тех, кого Он избрал, потому что для мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19), Он - «камень, который отвергли строители... камень претыкания и камень соблазна» (1 Петр 2. 7). Поэтому Его не видит даже стража, хотя в момент Воскресения она находится непосредственно у погребальной пещеры. Апостольская проповедь со времени основания Церкви была проповедью о воскресшем Христе, а сами апостолы называли себя «свидетелями» Воскресения (Деян 2. 32; 3. 15). Воскресение Его для них - основа христ. веры, ибо «если Христос не воскрес,- говорит ап. Павел христианам Коринфа,- то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15. 14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19). При всем том, что они не были свидетелями самого момента восстания Иисуса Христа из гроба, апостолы свидетельствуют прежде всего о самом факте Воскресения (Деян 2. 24; 4. 10 и др.) и о его соответствии Писанию (т. е. об исполнении ветхозаветных пророчеств о Христе). Так, ап. Петр в день сошествия Св. Духа раскрыл собравшимся мессианский смысл 15-го псалма, указав при этом, что слова прор. Давида: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2. 27) - относятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян 2. 29), а к воскресшему Христу (Деян 2. 30-31). Обращаясь к членам синедриона, ап. Петр объясняет, что под ветхозаветным образом краеугольного камня (Ис 28. 16; ср.: Пс 117. 22) также следует разуметь Иисуса Христа, Которого они распяли и Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 4. 10-12). В Воскресении Христовом ап. Павел усматривает исполнение обетования, «данного отцам» (Деян 13. 32), подчеркивая при этом, что Воскресший «уже не обратится в тление» (Деян 13. 34). Тема Воскресения присутствует в его проповеди постоянно: не только тогда, когда он обращается к иудеям с их мессианскими чаяниями, но и к язычникам, поклонявшимся «неведомому Богу» (Деян 17. 23, 31-32). 15-ю гл. его 1-го Послания к Коринфянам по праву можно назвать, как замечает прот. Георгий Флоровский, «евангелием Воскресения» ( Флоровский Г. О Воскресении мертвых//Переселение душ: Пробл. бессмертия в оккультизме и христианстве: Сб. ст. П., 1935. С. 135). В ней ап. Павел пишет не только о самом факте Воскресения Иисуса Христа, но и о значении этого события в христ. сотериологии, соотнося его при этом с буд. всеобщим воскресением человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/155304.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Христе Иисусе! Научи меня исполнять волю Отца моего, как исполнял ее Ты. В особенности же научи меня добре проводить время юности, быть трудолюбивым и деятельным, как Ты, дабы и я мог приготовить себя к счастливой жизни на земле и к вечному блаженству на небе. Аминь. Поучение детям пред причащением Святых Таин 112 Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк.19:5 ) Милые дети! Итак, наступил тот счастливый час, к которому вы так старательно приготовлялись и которому так сердечно радовались, – тот час, в который Иисус, наш любвеобильный Спаситель, хочет войти в ваше сердце и исполнить его миром и благословением. И вы, без сомнения, ныне утром уже сказали вместе с Давидом: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ); Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! ( Пс.117:24 ). Да, вы имеете все причины радоваться сегодня, ибо Спаситель, Сын Божий, приходит сегодня к вам, как Он некогда приходил к Закхею; Он приходит не только в ваш дом, но в ваше сердце. Господь, Который дал вам жизнь, Который возлюбил и отечески заботился о вас с первой минуты вашей жизни, хочет войти в ваше детское сердце и устроить там Свое жилище. Он уже очистил вас от скверны греха в Таинстве Покаяния, а теперь хочет преподать вам еще большую благодать – Он хочет соединиться с вами в святейшем Таинстве Причащения и чрез то напитать и укрепить ваши души для вечной жизни. Как же должны вы принять Его? И что Он принесет вам? Думаю, что этому вы можете поучиться у Закхея, о котором вы знаете, вероятно, из библейской истории. Рассмотрим это поближе. А ты, о Господи, Всеблагий и Всемилостивый, даруй мне такую благодать, чтобы мои слова пали на плодоносную и восприимчивую почву. О Закхее и Священное Писание рассказывает, что он искал видеть Иисуса. Он был начальник мытарей и человек богатый, но все его богатство, как оно ни было велико, не могло утолить жажды его сердца. Он не имел душевного мира, его мучило сознание грехов своих. Вот слышит он, что близко Иисус и употребляет все усилия, чтобы увидеть Его, надеясь, что Он успокоит его сердце и даст мир душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010