Ввиду того, что в Вульгате счет псалмов тот же, что и в LXX, некоторые христианские комментаторы до недавнего времени придерживались этого счета. В официальных книгах католической литургии нумерация дается также по этому счету (а в скобках затем обычно приводится счет по еврейской Библии). Во избежание путаницы желательно, чтобы утвердился счет по еврейскому тексту, особенно в тех случаях, когда именно этот текст лежит в основе перевода на соответствующий национальный язык. Различия в счете псалмов связаны с тем, что в LXX Пс. 9 и 10, а также 114 и 115 считаются соответственно за один псалом, а Пс. 116 и 147 разделяются каждый на два псалма. В результате получается следующая разница в счете: MT 114/115 117–146 116–145 116, 1–9 147, 1–11 11–113 10–112 116, 10–19 147, 12–20 Может быть полезным следующее мнемоническое правило: если при ссылке на Книгу Псалмов стоит двойное указание, напр., Пс.23 (22) или Пс.22 (23), то большее число относится к принятому в настоящее время счету по еврейской Библии. При озвучивании Псалмов до последнего времени применялся счет по Вульгате/Септуагинте. 1.2 Названия Принятое в христианской традиции название «Псалмы» («Книга Псалмов») восходит к встречающемуся уже в LXX переводу самого частого (57 раз) названия из тех, какими надписывались псалмы, – mizmr, т.е. напевный речитатив в сопровождении струнного инструмента (греч. ψαλτηρ от ψαλτηριον=играть на струнах). Это название, используемое и в Новом Завете (ср. Лк.20:42, 24:44 , Деян.1:20 ), помещено перед 150 псалмами в качестве имени всей книги в рукописи B (Codex Vaticanus, Ватиканский кодекс), относящейся к IV в. Сомнительно, однако, чтобы это можно было оценивать как высказывание о том, как исполнялись эти тексты в библейские времена. Скорее всего, такое название возникло в связи с «давидизацией» (см. ниже) псалмов (mizmr 35 раз имеет продолжение «Давида» («для Давида») и примыкает к библейскому преданию о том, что Давид искусно играл на лире («гуслях»; ср. 1Цар.16:14–23, 18:10 ). Название «Псалтирь» восходит к слову ψαλτηριον, выбранному в LXX в качестве перевода названия струнного инструмента nebæl=«стоящая лира» (чаще всего переводится на новые языки как «арфа», что, скорее всего, неточно). Этим словом надписана вся книга в рукописи А (Codex Alexandrinus, Александрийский кодекс), относящейся к V в.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Узнал ты теперь, что возмладенчествовавшие злобою, они самые стали борцами против врага; потому что обнажены от его всеорудия, которое есть злоба; и они же потом стали отцами и достигли в меру совершенства, так что вверяются им откровения и тайны, пока достигнут мудрости, единения, благости, кротости и чистоты, так как таковы принадлежности кротости. Они–то и суть прославившие Христа в теле своем. 14. Восподвизаемся же, возлюбленный брате, по соделавшемуся на земле великому гладу (кажется, духовному) ни в чем не малодушествовать, но непрестанно умолять благость Божию, да не попустит Он нам обольститься прелестию врага и завистника, творящего зло немилостиво и бесстыдно настаивающего и говорящего, что если не ныне, то завтра, но не уступлю, пока не пересилю его. Почему будем молиться неотступно, говоря, как святый Давид: Призри, услыши мя Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть: да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся (Пс.12:4–6). Если враги начнут одолевать нас, воззовем, говоря: Боже, кто уподобится Тебе; не премолчи, ниже укроти Боже (не будь кроток ко врагам): яко се врази Твои, Боже, возшумеша (воскричали, возгласили), и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, говоря: не оставим памяти об Израиле (Пс.82:1–5). Преуспевший же Святым Духом говорил: Боже, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Исполни лица их безчестия, и да познают, яко Ты един Вышний по всей земли (Пс.82:14,17,19). Так подвизающиеся верою своею укрепляют сердце свое против врагов, и прежде чем те станут бороть их, водружают себя на святом камне, который есть Христос, говоря в крепости сердца: Обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Пс.117:12). 15. Когда увидим, что враги окружили нас своим вселукавством, которое есть уныние (разленение), или расслабляют душу сластию похотною, или не дают перенесть гнева на ближнего, когда он сделает что недолжное, или отягощают очи наши к вожделению телес, или хотят увлечь нас ко вкушению сладких яств, или слова ближнего делают для нас ядом, или нас побуждают уничижить слово другого, или внушают различие полагать между братиями, говоря: этот хорош, а тот худ, — так, когда окружит нас таковое, да не возмалодушествуем, но паче да воззовем в крепости сердца, как Давид, говоря: Господь защититель живота моего! Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   Песни в честь Богоматери постепенно растут в количестве. Конечные псалмы более поздние уставы исстари пытаются оставлять, результатом чего явилось в нынешнем уставе исчезновение 83-го псалма. Взамен этого в этих уставах стремление к увеличению числа кратких молитвословий. Позднейшие уставы ограничивают участие братии в пользу игумена и вообще излишне осложняют чин (греки и старообрядцы).    Почтенная древность чина, показывающая, насколько всегда он считался необходимой принадлежностью всякой благочестиво-торжественной трапезы, могла бы говорить - подле его бесспорной умилительности - за большее практическое применение его и ныне и за желательность его распространения за стены монастырей. А между тем и в последних он, кажется, не всюду чтится.    Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б, Часослов ефиопской церкви, 13).    - В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую; гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. - аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящий в законе Твоем Господи» (Пс. 118:1), пс. 53, далее в воскр. пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. - ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1 - 16 и 17—32, в воскр. Символ Афанасиев с Антип. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1 Тим. 1:17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8:19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С… Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Желающему спастися всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ( Пс.50:19 ). В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это ( Мф.13:27–28 ). Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог – в мире место Его ( Пс.75:3 ). Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит мученик Вонифатий (Четьи Минеи, декабря 19, в житии его): «Страх Божий отец есть внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя, той бо раждает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и не возмущенной, свою зрит некрасоту, и такораж даются начатки и корень покаяния». Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших. Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать? Можно, по Псаломнику: Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня ( Пс.117:13 ), ибо когда Нафан пророк обличил Давида во грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение ( 2Цар.12:13 ). К сему примером служит и пустынник оный, который, пошедши за водой, на источнике впал в грех с женою, и возвратясь в келью, осознав свое согрешение, паки начал провождать жизнь подвижническую, как и прежде, не вняв советам врага, представлявшего ему тяжесть греха и отводившего его от подвижнической жизни. О сем случае Бог открыл некоему отцу и велел впадшего в грех брата ублажить за таковую победу над диаволом. Когда мы искренно каемся в грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, т.е. царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее к Отцу Своему. В жилищах всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Но представим: прокрался недостойный, скрылся от стрегущих небесные врата, возлёг на пиру Господнем! Вошёл Господин пира. Увидев человека, не одетого в брачную одежду веры, то есть не сохранившего веру и мир, Он бросит его во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов ( Мф.22:11:13 ). 16. Seruemus igitur nuptiale quod accepimus uestimentum nec Christo propria denegemus, quem omnipotentem adnuntiant angeli, profetae significant, apostoli testificantur, sicut iam supra ostendimus. Давайте же сохраним данную нам брачную одежду и не откажем Христу в том, что Ему принадлежит: всемогущим Его называют ангелы, возвещают пророки и свидетельствуют апостолы, как мы уже показали 424 . 17. Et fortasse non de istius tantummodo caeli portis propheta dixerit quod praeteribit. Et alios enim «caelos» dei uerbum «penetrat», de quibus dictum est: Habemus enim sacerdotem magnum principem sacerdotum, qui pertransiuit caelos, lesum, filium dei. Qui sunt isti caeli nisi et hi, de quibus dicit propheta: Caeli enarrant gloriam deP. Возможно, пророк говорил не только о вратах этого преходящего неба, ведь Слово Божье проникает и в другие небеса, о которых сказано: Имеем Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия ( Евр.4:14 ). Что это за небеса, если не те, о которых говорит пророк: Небеса проповедают славу Божию ( Пс.18:2 )? 18. Stat enim Christus ad ianuam mentis tuae. Audi eum dicentem: Ecce, steti ad ianuam et pulso. Si quis mihi aperuerit, ingrediar ad eum et cenabo cum eo et ipse тесит. Et ecclesia de eo dicit: Vox fratemi mei pulsat ad ianuam. 19. Ergo secundum superius exemplum stat, et non solus stat, sed praecedunt eum angeli, qui dicunt: Tollite portas, principes uestri. Quas portas? Illas utique, de quibus et alibi dicit: Aperite mihi portas iustitiae. Aperi ergo Christo portas tuas, ut ingrediatur in te, aperi portas iustitiae, aperi portas pudicitiae, aperi portas fortitudinis atque sapientiae. И вот Он стоит, и стоит не один, но с сонмом ангелов, восклицающих: Поднимите врата, правители ваши ( Пс.23:7 ). Какие врата? Конечно, те, о которых Он говорит в другом месте: Отворите Мне врата правды! ( Пс.117:19 ). Итак, открой Христу врата свои, чтобы Он вступил в тебя, открой врата правды, открой врата скромности, врата мужества и мудрости! 425

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Когда ум с таким упражнением долго пребудет, укоснит сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину души божественным сиянием, как говорит от лица Бога св. пророк Малахия: И возсияет вам, боящимся имени Моего, Солнце правды (Мал. 4, 2). Сей свет есть купно и жизнь, по Евангельскому слову: В Том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин. 1, 4) с. 446–447]. О покаянии Желающему спастися всегда должно иметь сердце, расположенное к покаянию и сокрушенное: Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). В таком сокрушении духа человек с легкостью может безбедно проходить хитрые козни диавола, коего все силы направлены к тому, чтобы возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господи, не доброе ли семя сеял ecu на селе твоем?.. Он же рече им: враг человек сие сотвори (Мф. 13, 27–28). Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо где мир помыслов, там почивает Сам Бог: В мире, – сказано, – место Его (Пс. 75, 3). Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе, как говорит св. мученик Вонифатий (Чет. Мин., дек. 19): страх Божий есть отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасивость, и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния. Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие; а потому и должны всегда со смирением просить у Господа оставления долгов наших. Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать чрез покаяние? Можно, по псаломнику: Превратихся пасти, и Господь прият мя (Пс. 117, 13). Когда св. пророк Нафан обличил Давида в грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение. К сему примером служит и один пустынник, который, пошедши за водой, при источнике пал в грех. Но, возвратившись в келию, он сознал свое согрешение, и паки начал проводить жизнь подвижническую, как прежде. Враг смущал его, представляя ему тяжесть греха, отрицая возможность прощения и стараясь отвлечь его от подвижнической жизни. Но воин Христов устоял на своем пути. О сем случае Бог открыл некоему блаженному отцу и велел брата, падшего в грех, ублажить за таковую победу над диаволом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

14. О покаянии Желающему спастися всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: жертва Богу духъ сокрушенъ, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Пс. 50, 19). В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словеси Евангельскому: Господи, не доброе ли семя сеялъ еси на селе Твоемъ? Откуда убо имать плевелы? Онъ же рече: врагъ человековъ cie сотвори (Мф. 13, 27-28). Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог - въ мире место Его (Пс. 75, 3). Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит мученик Вонифатий (Чет. Мин., дек. 19, в житии его): страх Божий отец есть внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя, той бо раждает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и не возмущенной, свою зрит некрасоту и тако раждаются начатки и корень покаяния. Мы во всю жизнь свою грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться пред Ним, прося оставления долгов наших. Можно ли облагодатствованному человеку по падении восстать? Можно, по Псаломнику: превратихся пасти и Господь npiяmъ мя (Пс. 117, 13), ибо когда Нафан пророк обличил Давида во грехе его, то он, покаявшись, тут же получил прощение (2 Цар. 12, 13). К сему примером служит и пустынник оный, который пошедши за водою, на источнике впал в грех с женою, и возвратясь в келью, сознав свое согрешение, паки начал провождать жизнь подвижническую, как и прежде, не вняв советам врага, представлявшего ему тяжесть греха и отводившего его от подвижнической жизни. О сем случае Бог открыл некоему отцу и велел впадшего в грех брата ублажить за таковую победу над диаволом. Когда мы искренно каемся в грехах наших и обращаемся ко Господу нашему Иисусу Христу всем сердцем нашим, Он радуется нам, учреждает праздник и созывает на него любезные Ему силы, показывая им драхму, которую Он обрел паки, т. е. царский образ Свой и подобие. Возложив на рамена заблудшую овцу, Он приводит ее к Отцу Своему. В жилищах всех веселящихся Бог водворяет и душу покаявшегося вместе с теми, которые не отбегали от Него.

http://zavet.ru/novo/duh/006.htm

Братия и Отцы! Ныне начало года, и Евангелие, которое читается в сей день, говорит так: «Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно» ( Лук. 4, 18–19 ). Итак, Единородный Сын Божий послан от Отца, как искупление и очищение мира, дабы слепые прозрели и пленные получили свободу. Кто же слепой? Тот, кто слепствует пристрастием и сладострастием. Кто пленный? Тот, кто увлекается греховными помыслами. Кто сокрушенный? Тот, кто сокрушен грехами. Всех сих исцеляет Господь, не только по телу, но и по душе, и не тогда только, когда был на земле телесно, но и ныне, когда находится с нами невидимо. Таким образом Он опять нас поучает, вземлет грех мира и исцеляет всякую болезнь и всякую немощь. Грядущий с верою «приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего» ( Пс. 23, 5 ). И о неизреченное Божие человеколюбие! Он из небытия привел нас в бытие, и падших в преступление опять нас восстановил; и даровал нам третию благодать, монашеское житие и совершенство. Когда же мы опять согрешаем, Он и тогда на нас не гневается и не отвращается нас, но принимает с лобзанием и радостию, как блудного сына, а огорченных нас диаволом, увеселяет, плачущих утешает, текущих понуждает, утомляющимся помогает, уязвленных исцеляет, и готовых пасть в самую адскую глубину предваряет, и по человеколюбию Своему освобождает от бед, так что поистине должно сказать: «аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» ( Пс. 93, 17 ), и: «отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя» ( Пс.117, 13 ). Каждый знает, сколько раз подвергались мы искушениям, грехопадениям, и смерти, и как в скорбях наших тотчас обретали Бога. Ибо не смотря на то, что мы такие грешники, всеблагий наш Бог опять о нас милосердствует, и питает нас алчущих, – телесно ежегодным плодородием земли, а духовно пречистыми Своими Тайнами, печась о нас более матери и отца. Ибо мать питает молоком дитя свое до времени, а истинный наш Владыко и Отец дает нам в пищу и питие тело Свое и кровь, – и это всегда. О как велика Его благодать и дары!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

30–31. Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его. Зная, что наследие земли и жизнь вечная зависят от благочестия, праведник старается не отступать от воли Божией; а потому уста праведного поучатся премудрости, т.е. изрекают только усвоенную ими премудрость – такие суждения, которые основаны на понимании воли Божией и проникнуты чувством страха пред Богом ( Пс.118:13,24,34,97,117 ), или иначе – его язык нарекает праведный суд, высказываемый как бы перед самим Богом. – Такой праведник «хранить закон Божий в своем сердце», т. е. любить его так, что всецело подчиняется его требованиям; а потому и не запнутся стопы его, – он, под руководством закона Божия, избежит всякие препятствия, подобно тому, как со светильником в руках удобно избегают препятствия на темном и скользком пути ( Пс.118:105 ). 32–33. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Если лукавство беззаконных достигает иногда успеха и тем возбуждает ревность в других (ст. 1, 7, 20), то и благословение, коим Господь награждает праведных, также возбуждает не редко сильную ненависть к ним беззаконных. Вот почему не редко грешный смотряет праведного – наблюдает и подстерегает его и даже ищет еже умертвити его, т. е. старается найти удобное обстоятельство и верное средство, чтобы по возможности безнаказанно умертвить и воспользоваться достоянием убитого. Но Господь, любящий и хранящий праведных, не оставите его при таком обстоятельстве без своей помощи, – не предаете его в руки злодея; и не только не допустит его убить, по – и обвинить на суде нечестивых, ибо Господь избавляет праведных во время лютое и от всяких скорбей (ст. 19. Пс.33:5–7 ). 34–36. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанские: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Недавно вышла небольшая книжка «Жизнь старца Даниила», в Сибири скончавшегося 1843 года 15 апреля, оная и для вас очень назидательна. В. и З. мое недостойное благословение и вам всем, и остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный И. Макарий. 12 апреля 1855 года. Письмо 117 Благодарение Господу, что вы мирны и по возможности здоровы. Очень рад, что в вашем цветнике принимаются наши растения, но что это значит! Все тленное и доставляющее чувствам утешение и удовольствие, а если бы мы были богаты духовными цветами, могущими со временем принести плоды, вот это важнее бы было дело, но та беда, что скудость сам чувствую в оных и рад бы поделиться, да нечем, что и даю, и посылаю вам, то беру или, лучше сказать, краду из богатых влагалищ, угодивших Богу великих угодников, св. отцов наших и учителей, а я ничего не имею, говорю о смирении, а сам скуден в оном. 18 апреля. Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, то опасно, что можем прийти в высокоумие, и лишиться заступления и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому Бог искушает вас противными к познанию нашей немощи, к терпению и смирению. Это я так просто написал, но дал вам вину и себе напомянул к испытанию отеческих писаний о сем предмете и укреплению в таких случаях. 19 апреля. Нынешний день ровно полгода, как вы от нас поехали, время и не видно, как летит, и приближает нас к вечности. Господи, помилуй по милосердию Твоему и не вниди в суд с рабы твоими ( Пс. 142, 2 ). Аще беззакония назриши, то кто постоит ( Пс. 129, 3 )? 20 апреля. «Преполовившуюся празднику, жаждущую мою душу благочестия напои водами» (Тропарь препол). Сегодня совершили сей праздник и молили о сем Господа, и когда бы не устнами токмо, но и сердцем, и на дело простирались, то,конечно, и помощь получим. У нас в скиту разостлался ковер самой приятной, нежной, легкой для глаз зелени, и скоро природа повелением Божиим украсит его разноцветными узорами, уже и есть кое-какие; левкои и гиацинты в грунте цветут, и маргаритки, и желтые нарциссы, только не душистые, и все это да будет во славу Божию. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь ( Пс. 18, 2 ), и как хвалит Господа св. царь и пророк Давид в 148 псалме и три отрока в пещи вавилонской, от всей твари составляя хвалебную песнь Богу, которая поется в великую субботу на вечерни в паремиях с припевами: Господа пойте, и превозносите Его во веки ( Дан. 3, 57, 88 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010