Цель притчи – указать синедрионитам, как вождям Израиля, на их ответственность за судьбы народа перед Богом и Законом. Веками ожидаемый Мессия пришел. Царствие Его приблизилось, но «вожди слепые» сами в него не входят и «хотящих войти не допускают» (Мф. 23:13). Побуждаемые к ответу на вопрос, поставленный притчей, синедриониты, не сразу, может быть, разгадав, кто именно поставлен под удар, или, наоборот, принимая вызов, произносят свое самоосуждение (Мф. 21:41) и удостоверяются, что Христу известно их намерение уничтожить Его, как Сына и Наследника, чтобы по-прежнему владеть виноградником.    В заключение следует грозное, пророческое предупреждение (Мф. 21:42-43) строителям, отвергшим Камень, что от них «отнимется Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды» («новому Израилю»).    Камень, в раввинистической традиции изображавший Мессию, Краеугольный (Пс. 117:22-23), то есть, в свете новозаветного откровения, соединяющий две «стены» (христиан от иудеев и христиан от «язык»), в то же время является и камнем преткновения (Рим. 9:32-33). Он завершает, увенчивает здание старого храма – ветхозаветную Церковь (1 Кор. 10:1-4) и полагает основание новому жилищу, устрояемому Духом Божиим (Еф. 2:20-22), – Новозаветной Церкви, для которой «нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4:11).    Синедриониты поняли, что «Он о них говорит» (Мф. 21:45). Но слова Господни, произнесенные в определенной исторической обстановке, сохраняют действенное значение и силу для всех времен. Христос и поныне остается «камнем преткновения и соблазна» для многих и многих, ибо «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1:23). Эллины и иудеи, как категории духовно-типологические, существовали во всех эпохах.    Непреходящий смысл притчи о злых виноградарях на языке Евангелия тайнозрителя Иоанна выражен так: «Был Свет истинный... В мире был... и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:9-11). Причины трагедии отвержения миром своего Спасителя раскрыты учеником, «егоже любляше Иисус»: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет» (Ин. 3:19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Так погиб человек первозданный, погибли и мы, сыны его. Ты же, благой, милосердный и человеколюбивый Боже, не потерпел видеть бедного человека в погибели, но умилосердился над ним. Подал было ему закон Твой, чтобы его, отпадшего от Тебя, обратил и привел к Тебе. Но он только показывал ему немощь его, а не исцелял; обличал его и устрашал, а не утешал; показывал погибель его, а не спасал, и не мог спасти, так как человек, так сильно уязвленный и немощный, не мог его исполнить. Послал Ты к падшему человеку избранных рабов Твоих пророков; и те только обличали человека, а не помогли человеку, но указывали на Грядущего спасти человека, и Того возвещали, и тем отраду некую подавали бедному человеку: Се, грядет (Мал. 3:1), грядет Спаситель твой (Ис. 62:11); Грядущий (Пс. 117:26) скоро идет и не умедлит (Ис. 14:1). Наконец, пришло время, и святейшим благоволением Твоим послал Ты к нам Самого Единородного Сына Твоего, Тебе соестественного и соприсносущного и собезначального. И Он в подобострастную нам плоть облекся, и от пренепорочной Девы Матери родился, и, будучи Богом безначальным, младенчествовал, и, будучи Царем Небесным, на земле жил, о Нем Ты с небес Божественнейшим Своим гласом засвидетельствовал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5). Он от Тебя, Бога и Создателя нашего, к нам бедным послан взыскать и спасти нас, погибшее Твое создание, как и Сам Он о Твоей к нам, недостойным, любви утешительно проповедовал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3:16–17). Он святейшее Твое благоволение и высочайшую Твою милость, придя к нам, объявил нам; и святым Твоим Евангелием, которое от Тебя принес нам, сердца наша, ядом змииным огорченная, утешил и возвеселил; проповедал нам, что Ты грехи наши, которыми мы Тебя, Создателя и Бога нашего, прогневали, оставляешь нам, и нас к Себе чрез Него призываешь, и верующим в Него и послушным Ему двери вечного Твоего царствия отверзаешь, как и Сам Он о том засвидетельствовал к нашему утешению: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 4:18–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Обратился некогда Езекия к стене [говоря: « о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно » (4 Цар. 20:3), и Господь продолжил его жизнь], не к каменной, конечно, обратился он стене, но к стене, созидаемой учением апостолов и пророков. Разумею ту стену, о которой Павел похваляясь говорил: « мудрый строитель, положил основание » (1 Кор. 3:10), — ту стену, в которую вложен краеугольный Камень. Разумею Христа, [о Котором Писание говорит: « камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла » (Пс. 117:22), — разумею стену, построенную из святых камней, о которой говорит Писание], что (в ней) « подобно камням в венце » (Зах. 9:16), — разумею ту стену, из которой создан храм Божий. Что ты делаешь, Езекия? Зачем обратился ты к стене? [Краеугольный Камень, говорит, я ищу, — Краеугольный Камень, который есть Христос] Его я ищу — Подателя жизни и Избавителя от смерти; Его ищу и к Нему прибегаю. Обратившись и вместе с тем покаявшись, он приобрел себе жизнь и отклонил приговор, произнесенный о нем Богом, и Бог прибавил ему пятнадцать лет жизни. И когда со всех сторон был окружен и осажден врагами город, явился ангел, поборающий по нем, и поразил бесчисленные полчища ассириян. Такова сила покаяния! « Пошел Ангел Господень », говорится, « и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч » (4 Цар. 19:35). А самого вождя их Сеннахирима отпустил Бог живым не по чему другому, я думаю, как только чрез то, призывая его к покаянию. Известно именно, что когда Бог увидел, что он не убедился этим и не обратился, но остается твердым и непримиримым в своей злобе, тогда руками двух его сыновей Бог предал его смерти. Когда он думал, что уже избежал насланной Богом пагубной смерти, возвратился на родину и готов был наслаждаться благами мира в безопасности, тогда два сына его, Адрамелех и Сарасар, убивают его и убегают в горы Араратские. Видишь, возлюбленный, что принесло Езекии его исповедание, и какое зло причинила Сеннахириму его косность во грехе? Хочешь, я укажу тебе и другой путь покаяния и дверь исповедания? Подражай покаянию язычников: я разумею именно ниневитян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2 Можно видеть, что эти слова не прикровенно, но, напротив, открыто 118 были заимствованы из богословия Варвара; а Варваром он назвал никого иного как евангелиста Спасителя нашего, Иоанна, Еврея, сына Евреев, 3 который в начале своего писания так богословствует: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и Слово стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца.” ( Ин.1:1–4:14 ) 4 Послушай, что говорит об этом же самом предмете и другой еврейский богослов: “... Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое – все с помощью Него утвердилось и все основано на Нем ( Кол.1:15–17 ).” 5 Итак, в том что касается устроения и существа Второй Причины, эллинские мудрецы находятся в согласии с положениями Евреев. Перейдем теперь к другим предметам. Avt Глава 20. О трех верховных сущностях 119 Глава 21. О сущности блага 1 В то время как божественное Писание Евреев в разных местах учит, что сущность блага и само благо суть не что иное как Бог , когда говорит: “Благ Господь к ожидающий Его, к душе, которая будет искать Его” ( Плач.3:25 ), и: “Исповедуйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его” ( Пс.117:1:29 ), и когда на то же самое указывает нам слово Спасителя, обращенное к спросившему об этом: “Что ты спрашиваешь Меня о благе? Никто не благ, как только один Бог” ( Мф.19:17 ), 2 послушай, что Платон говорит в Тимее: “Давай скажем, по какой причине устроил возникновение и этот мир тот, кто их устроил: он был благ, а тот, кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому 120 .” И в Государстве он говорит следующее: “– Итак, и солнце также не есть зрение, но, будучи причиной зрения, оно видимо самим зрением?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:9–10 ). Иисус Христос учит: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в царствие небесное. Паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити ( Мф.19:23–24 ). «Довольствуясь тем, что есть». Будьте довольны тем, что имеете, и не думайте собирать деньги или имущество под предлогом попечения о нуждах будущего времени. Всю печаль вашу возвергше нань, яко той печется о вас ( 1Пет.5:7 ). Все заботы ваши возложите на Него, всеблагого Бога; ибо Он печется о вас. «Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». ( Нав.1:5 ). Бог сказал сии слова к избранному израильскому народу; и Апостол, согласно с истинным значением этих слов, относит их к верующим в Иисуса Христа; потому что они теперь, т.-е. в новом завете, составляют избранный Божий народ; они сыны Авраама по вере, и наследники его обетований, как об этом вы слышали прежде. Бог верен в своих обетованиях. Как Он покровительствовал избранному Своему народу еврейскому, помогал ему в нуждах, защищал его от врагов, так покровительствует и всем верующим в Иисуса Христа. Если Он не редко попускает благочестивым и добродетельным людям терпеть скорби и нужды во внешней жизни; то это делает с благим намерением, с тем, чтобы усовершенствовать их в жизни духовной, и чтобы таким образом доставить им высшие блага духовные. Любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ), учит Апостол. «Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь; – что сделает мне человек?» ( Пс.117:6 ). Евреи, верующие в Иисуса Христа, подвергались гонениям со стороны своих единоплеменников, остававшихся в неверии, и часто лишаемы были своего имущества. Посему Апостол, в этом же послании, выше, писал им: «вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостию, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак, вы не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр.10:32–35 ). Питая такое упование на Бога, и ожидая будущего воздаяния за лишения, за все скорби и страдания, мы среди всяких трудных обстоятельств этой жизни, пишет Павел, смело говорим, словами Псалмопевца: Господ мне помощник, Он не оставит меня, Он защитит меня, Он поможет мне в моих нуждах, Он чрез все испытания приведет меня к успокоению в обителях небесных. Не убоюсь, что сделает мне человек? Аще Бог по нас, кто на ны?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Все с восторгом восклицали: «осанна (т. е. спасение) Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев. Осанна в вышних». Иисус не препятствовал народному ликованию, зная, что теперь чрез уста народа должны были исполниться пророчественные слова Захарии; но в то же время знал, что чрез несколько дней этот самый народ, наущенный первосвященниками и фарисеями, будет просить у Пилата Его смерти и вместо осанна будет кричать: распни, распни Его! Между тем, радостные восклицания народа, смешиваясь с восклицаниями учеников Христовых, все более и более оглашали воздух: «осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне. Мир на небеси и слава в вышних» (из Пс.117:26 , который употреблялся евреями на пасхальной вечере и содержал в себе и другие указания на Мессию). Среди народа, встречавшего Иисуса Христа, были и фарисеи, которые, вмешавшись в толпу, внимательно наблюдали за всем происходившим. Прославление Иисуса, эти громкие восклицания народной радости крайне тяжело было слышать этим завистливым и ослепленным врагам Спасителя; но они не смели высказаться явно перед народом. И вот, улучив удобную минуту, они обращаются к самому Господу: «Учитель! Запрети ученикам своим». ( Лк.19:39 ). По-видимому, хитрые лицемеры хотели как будто бы дать этим понять, что восклицания народа, называвшего Иисуса Сыном Давидовым, могут быть опасны как для него, так и для народа со стороны римского правительства. Сердцеведец знал, из каких побуждений проистекает совет предосторожности; но, не обличая теперь их явно, сказал только им в ответ со властью: «сказываю вам, что если эти люди умолкнут, то камни возопиют». Этим давал Он разуметь, что настоящее событие содержит в себе столько отрадного для всего человечества, что самые холодные, черствые люди не могут не чувствовать побуждения к торжественной радости. Вместе с тем, слова Спасителя как бы выражали ту мысль, что настоящее событие совершается по непреложному определению свыше, и что безумно со стороны человека идти против тайн божественного Промысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несколько мессианских признаков, в показанном же роде, как по форме, так и по содержанию, – ещё указывается в 117 псалме. Исследование этих признаков, если не обещает привнести много существенно нового в образ Мессии по Псалтири, то может показать особенное прообразовательно-пророческое значение некоторых иных торжественных случаев из жизни Давида и их отношение к иным фактам из жизни и дела Иисуса Христа. Главным образом мессианские черты находят в следующих словах 117-го псалма: „Камень, который отвергли строители, содедался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших” (ст. 22–23). „О, Господи, спаси же! о, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне” (25–26). Но такие же, как здесь, мессианские черты могут быть находимы и в некоторых других местах 117 псалма. Некоторые экзегеты относят составление 117 псалма ко времени чудесного избавления Богом царя Езекии от Ассириян и ко времени его болезни 219 . Другие, напр.: Ориген , Иероним 220 и, в особенности, новые западные экзегеты относят его к различным случаям после плена Вавилонского, напр. когда были сказаны Неемиею слова, имеющие некоторое сходство с словами 23 ст. псалма (1, Ездр. 6:16 ) 221 . Осторожному Куртцу кажется, что в 117 псалме не находится никаких определённых указаний относительно его происхождения, тем не менее он говорит: „стихи 19 и 20 предполагают храм уже построенным; 8 и 9 указывают на странность и непостоянство персидского царя, который то позволял и защищал дело построения храма, то запрещал, а 7, 10–12 ст., очевидно, указывают на неприязнь Самарян, которые всячески старались препятствовать построению храма”. К этому сводятся почти все существующие доводы и прочих экзегетов, относящих происхождение 117 псалма ко времени после плена. Но во 1-х: 19 и 20 ст. вовсе не заставляют необходимо предполагать храм, не говорим уже храм второй. Всё, что может здесь наводить на мысль о храме, заключается в слове „врата”, но это врата города Иерусалима или Сиона, в которые могут входить только праведные (Ср. 19 и 20 ст. пс. с 23 пс. 7–10 ст. и Ис. 26:2 ), так как Сион особенно избранное Иеговой место Его обитания ( Пс. 109:2; 131:17 ; Ис. 1:27 ). Здесь весьма полезно вспомнить ещё, как Иаков назвал вратами и домом Божиим то место, где явился ему Господь ( Быт. 28:17 ), что имеет одинаковое значение и по отношению к дому Божию, упоминаемому в 26 ст. 117 псалма. Далее, на сколько неосновательно общую мысль 8 ст. прилагать к определённо-конкретному факту, – это очевидно само собою; равно так же несправедливо широкие мысли 7, 10, 11 и 12 стихов, где упоминаются многие народы, относить к одному небольшому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

С т. зр. этой новой классификации, утреня П. должна была бы получить славословие в кафедральной редакции, поскольку П., вне всякого сомнения,- праздник. Однако это повлекло бы за собой отмену стиховных стихир, каковыми были стихиры П., к-рые к тому времени давно стали одним из главных песнопений праздника. В результате отменены не они, а «будничное» славословие вместе со «Сподоби, Господи», и утреня П. получила необычную структуру, когда после хвалитных стихир немедленно поются стиховные, как по Евергетидскому и Иерусалимскому уставам, либо, как по Мессинскому Типикону, стиховные стихиры и вовсе начинаются сразу после эксапостилария. Первые слова пасхальной утрени - ее начальный возглас. Как и в др. дни, во время его произнесения священник совершает крест кадилом, но не перед св. престолом, а перед закрытым переходом из нартекса в храм (причем большинство уставов предписывает совершить крест кадилом непременно трижды). Далее поется пасхальный тропарь: Χριστς νστη κ νεκρν, θαντ θνατον πατσας, κα τος ν τος μνμασι, ζων χαρισμενος (                          ). Он, несомненно, является наиболее известным песнопением П. в православной традиции. Тропарь поют с повторами, перемежая стихами псалмов. Самый простой порядок исполнения тропаря описан в Студийском уставе: братия поет его трижды, затем священник произносит стихи Пс 117. 24, 27 и «Слава... И ныне...», после каждого стиха братия повторяет тропарь. Согласно остальным уставам, первым поет тропарь сам священник, повторяя его трижды, и лишь за ним - братия; также увеличилось количество псаломских стихов и, следов., повторений тропаря; в самом конце повторений священник поет тропарь до середины, а братия завершает его. Кроме того, в староафонской традиции и Евергетидском уставе после каждого стиха (в Мессинском и Георгия Мтацминдели Типиконах это стихи: Пс 117. 24, 25-27a, 27b - 28a, 28b - 29; в Евергетидском - Пс 1, 4, 19, 24, 27b - 28a) священнику предписано припевать 2-ю половину тропаря, прежде чем братия исполнит тропарь целиком. В Иерусалимском уставе подобное предписание отсутствует; важным отличием стало изменение состава стихов в этом уставе: здесь - Пс 67. 2a, 3a, 3b - 4a, 117. 24, «Слава... И ныне...». Замена стихов Пс 117, более уместных для начала утреннего богослужения (ср. «Бог Господь» ), а тем более пасхального, поскольку этот псалом ассоциировался с празднованием П. еще в иудейской традиции, стихами Пс 67, в котором пророчески сообщается о Воскресении Христовом («Да воскреснет Бог...») и содержится отсылка к совершаемому до или во время этих стихов каждению («Яко исчезает дым...»), но к-рые все же не столь традиционны для начала утрени П. (о чем свидетельствует сохранение стиха Пс 117. 24, несмотря на замену остальных), вероятно, была обусловлена влиянием стихир П., к к-рым припевались именно стихи Пс 67.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010