Не удалось извлечь искомое из базы (((

Церковь, по определению святителя Филарета, митрополита Московского, «есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «Церковь есть собрание верующих во Христа,  в которое Им Самим призывается войти каждый… В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире По слову апостола Павла, Церковь есть «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф 1:23 ). В Священном Писании понятие о Церкви раскрывается через различные образы, которые с разных сторон изъясняют тайну спасения, совершаемого Богом в Церкви и через Церковь. Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. В Евангелии говорится, что однажды Господь спросил Своих учеников, за кого Его принимают люди. Ученики ответили, что за Иоанна Крестителя или одного из пророков. Тогда Он спросил: «А вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф 16:13–19 ). С человеческой стороны Церковь утверждена на «камне» исповедания Иисуса Христом и Сыном Божиим, которое от имени апостолов произнес апостол Петр. В то же время как Божественное установление Церковь созидается на Самом Богочеловеке Христе, Который именуется краеугольным камнем, согласно ветхозаветному пророчеству: «Вот, Я полагаю в Сионе камень… испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис 28:16 ; 1Пет 2:7–8 ). В Послании апостола Петра говорится: «Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову» ( 1Пет 2:7 ; Пс 117:22 ). Апостол Павел пишет: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор 3:11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

2) Схожее место находится в Ис.66:18–19 : «...и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение ...» (ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ). Явно, что это пророчество о Церкви, но о каком знамении идет речь? В Церкви – повторю очередной раз – именно крест стал знаменем христиан. Каким же образом полагается это крестное знамение на людей Божьих? Многими способами, важнейший из которых, как было сказано, есть запечатление крещённого миром, при котором он получает Духа Святого. Но в стихах этих непременно есть указание и на крестное знамение, которое буквально полагают на себя все верные. Пророческий намёк содержат эти слова и о нательном крестике, который носят на себе (то есть, буквально полагают на себя) все право верующие во Христа. 3) «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Это место говорит о различном воздевании рук, и в том числе, непременно, и о воздевании рук, совершаемом при крестном знамении. Если учесть предание Церкви, что крестное знамение было совершаемо верующими из начала, ещё при Апостолах; говоря ещё конкретнее, если учесть, что сам ап. Павел совершал крестное знамение, то такое толкование отнюдь не будет казаться натянутым. Если же протестанты не хотят признавать того, что ап. Павел совершал крестное знамение, и при написании 1Тим.2:8 имел в виду и его, то они должны согласиться хотя бы с тем, что «толкование отличается от применения» – так звучит 7-й принцип протестантской герменевтики 117 . Что значит этот принцип? Например, нам заповедано любить Бога и почитать родителей. Заповедь одна, но применения и формы исполнения её могут быть очень многообразны и различны. Таким же образом обстоят дела и с приведенной выше апостольской заповедью о воздевании рук: применение и исполнение этой заповеди может быть различным. И Церковь соборным разумом издревле утвердила две главнейшие формы воздевания рук: 1) священству Она заповедует в определённые моменты службы воздевать обе руки к небу, изображая собою крест и распятого Христа; 2) мирянам же Церковь определила на службе воздевать руки в виде совершения крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Иисус Христос между тем оставался на том же месте, откуда пошли ученики. Число народа, Его окружавшего, час от часу возрастало: жители Иерусалима и богомольцы, пришедшие на праздник, узнав, что Господь Иисус идет в Иерусалим, шли Ему навстречу многочисленными толпами. Посланные возвратились. По усердию, и чтобы удобнее было сесть на жребя ослицы, ученики покрыли его своими верхними одеждами. Когда Божественный Учитель воссел, прерванное шествие снова продолжалось с медленностью, которая свойственна сему роду езды. Теперь великий Пророк не скрывался уже во многолюдстве народа, был виднее для всякого; и шествие, при всей простоте своей, являло в себе уже нечто торжественное и священное. Посему один взгляд на Иисуса Христа вдруг напоминал теперь внимательному слова Пророка Захарии, который, описывая царство Мессии, говорит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. ( Зах.9:9 ). Такое по-видимому, согласие Господа с расположениями народа, хотевшего видеть Его как можно скорее царем, еще более одушевило толпы, Его окружавшие, и возродило в них смелость выразить пред Ним всю полноту своего усердия, самым торжественным образом. В жару увеличивающегося восторга, одни начали резать пальмовые ветви, и, потрясая ими в воздухе, бросать их по пути пред Иисусом Христом; другие делали еще более – снимали с себя платье и стлали его по дороге. Всякий старался превзойти в усердии другого, и вот, со всех сторон начало раздаваться псаломное: осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! ( Пс.117:25,26 ). Всеобщий восторг еще более усилился, когда достигли последней возвышенности, с коей надлежало спускаться вниз до самого Иерусалима ( Лк.19:37 ). Это было одно из лучших мест в окрестности: Иерусалим представлялся отсюда, как на картине: там, в правой стороне, над ужасною бездною возвышался храм Иерусалимский, и по многочисленным, блистательной белизны, мраморным столпам своим казался искусственною громадою льдов, с золотым куполом, от коего лучи полдневного солнца отражались бесчисленными молниями.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Знаменательно, что Талмуд связывает застольные благодарения с именами раввина Гамалиила, о котором книга Деяний апостольских говорит, что он «законоучитель честен всем людем» ( Деян.5:34 ), и раввина Акибы (II век) 15 . Это говорит о глубокой древности благодарений. Тайная вечеря была вечерей пасхальной ( Мф.26:19 ; Мк.14:16 ; Лк.22:13 ). По Талмуду, пасхальная вечеря имеет следующий ритуал 16 . Участвующие в ней моют руки и садятся за стол. Отец семейства или почетный гость поднимает чашу с вином и читает над ней обычное благословение: «Благословен Ты, Господи Боже». Затем разламывает опреснок и раздает трапезующим, часть же его оставляет на столе. Эта часть когда-то предназначалась для нищих во исполнение предписания Второзакония: «И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя… помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии» ( Втор.16:11, 12 ). Совершая пасху в условиях вавилонского плена, иудеи не закалали агнца в силу слов Второзакония «не можешь ты закалать пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» ( Втор.16:5, 6 ). В этих условиях слагаемая часть опреснока получила значение символа пасхального агнца. Вернемся к ритуалу пасхальной вечери. После первой чаши и вкушения опресноков, которые съедались с горькими травами, подавалась вторая чаша. По традиции сын спрашивал отца: «Почему это ныне сразу наполняется вторая чаша еще прежде самого обеда?» Отец в ответ на это произносил длинное историческое повествование об установлении пасхи, которое заканчивал традиционной фразой: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам и нам все эти чудеса: Он вывел нас из рабства на свободу, из печали – на радость, из траура – на праздник, из тьмы – на великий свет, из подчиненности – на волю. Да возгласим ему „Аллилуиа " ». После этого пели часть халлела ( Пс.112–117 ) и затем вкушали пасхального агнца и различные блюда. Потом отец семейства брал со стола кусок отложенного опреснока, разламывал его на кусочки, съедал сам частичку, давал кусочки сотрапезующим. Затем подавалась чаша «благодарения», и отец семейства читал над ней благодарение за трапезу. После этой чаши полагалась еще пасхальная чаша, после которой заканчивали петь халлел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«Если бы вы были от мира, – говорит им Христос, – то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). 4) Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказывает нас не от гнева, но от любви, как учит апостол: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:6 ). Как на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить; так благочестивых не яростью обличает, и не гневом наказывает, но по-отечески бьет, во гневе милости поминает, наказывает, но смерти не предает, как поет пророк: «Научая наказал меня Господь, смерти же не предал меня» ( Пс.117:18 ), – и апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). От начала мира до Христа, и от Христа доныне ни один благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господней, и приняли с благодарением, что имели «участие в святости Его» ( Евр.12:10 ). Знаешь, что и отец плотской сына своего наказывает не от гнева, но от любви, тем более Бог, естеством благой, наказывает чад Своих от единой любви и милости. Скажет кто: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей». Правда и то, что люди, дьяволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Ибо люди и дьявол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попускает же им в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна эта истина из истории об Иове и Давиде святом и прочих. Помни, христианин, в скорби своей утешительное слово: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр.12:6–7 ). И поминая, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что далеко лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть и по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и то, что написал апостол: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр.12:8 ). Когда отец сына без наказания оставляет и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, это знамение отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Ибо все избранные Божии и чада Его причастниками были, и ныне есть, отеческого Его наказания. Желать должно, христианин, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о последовавшем радоваться и благодарить за то Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В строительной практике в основание углов дома ставился прочный камень, так как правильно выведенные углы обеспечивали надежность конструкции. В образах Божественного домостроительства, которыми насыщен библейский текст, камень, положенный во главу угла (краеугольный), символизирует прочность, надежность, способность не разрушаться ни при каких обстоятельствах. Так, в Псалтири: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла…» ( Пс.117:22 ). В Н. З . «камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:7 ), символизирует Христа. В речи перед синедрионом апостол Петр говорит: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения…» ( Деян.4:11 ). Сам Господь, обращаясь к первосвященникам и старейшинам народа, говорит: «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» ( Мф.21: 42–45 ). Во имя ВО ИМЯ: ИМЯ Оборот указывает, что чьи-либо действия, поступки совершаются ради утверждения и защиты тех или иных человеческих ценностей (во имя Родины, идеи, дела, дружбы, любви и проч.). По Воскресении Своем Господь говорит апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 ). Совершаемое ради одного из «малых сих» совершается во имя Господа: Иисус, слыша, как апостолы обсуждают между собой, кто из них больше, «взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» ( Мк.9:36–37 ). Здесь же: «…кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк.9:41 ). Призывая христиан к совершенству, апостол Павел наставляет их: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…» ( Кол.3:17 ). Этот же оборот используется и в Ветхом Завете. Так, например, иудейский царь Аса перед сражением с огромным войском эфиопского царя Зарая обращается за помощью к Господу: « …помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего» ( 2Пар. 14:11 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Поищем еще других мест Св. Писании об этом же предмете. В Писаниях не только Нового Завета, но и Ветхого, Иисус Христос многократно называется краеугольным камнем Церкви Его. О нем, как краеугольном камне, пророчествовал св. царь Давид в псалме 117: камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших ( Пс. 117:22–23 ). Устами Исайи Господь Бог сказал: Я полагаю в основание в Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепкоутвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28:16 ). Эти пророчества Сам Иисус Христос отнес к Себе. Сказав книжникам и фарисеям притчу о виноградарях, которые убили сына хозяина винограда, чтобы виноградник присвоить себе. Он заключил: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Мф. 21 ; Мк. 12 ; Лк. 20 ). Здесь Господь Иисус Христос называет Себя краеугольным камнем, положенным от Бога в основание Церкви, которую будут строить другие, а не начальники иудейские, которые отвергли этот камень. И апостолы в своих писаниях многократно называли Иисуса Христа краеугольным камнем Церкви. Сам апостол Петр приводит в своем первом послании ( 1Пет.2:6,7 ) пророчества царя Давида и Исайи об Иисусе Христе, как краеугольном камне Церкви, и в своей речи начальникам иудейским, по Деяниям апостольским, он сказал об Иисусе Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11 ); а св. апостол Павел к Ефесеям написал: вы... утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе ( Еф.2:19–22 ; Рим. 9 ). Но почему Иисус Христос называется только краеугольным камнем, а не всем основанием, как естественно представлять Его согласно с указанными выше словами апостола Павла: никто не может положить основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Так об этом предсказал святой Его пророк: Он обратит, и ущедрит нас, и погрузит неправды наши, и ввергнет в глубины морские все грехи наши (Мих. 7:19). Почил Христос от дел Своих, которые ради нашего спасения начал и совершил. Так устроил и нам субботу , которую праздновать будем вечно, успокоившись от дел наших и трудов, и войдя в покой тот (Евр. 4:1-11; Откр 14:13), который никакому труду, печали и болезни не причастен, но только слышится глас радости и веселья, как поет пророк: Глас радости и спасения в селениях праведных (Пс. 117:15). Положен Христос во гроб, и наши гробы сделались нестрашными нам, но стали как ложа, в которых, почив после многоболезненной жизни сей, будем упокоеваться, пока не услышим глас Сына Божиего, а услышав, оживем, по истинному Его обещанию (см. Ин. 5:25). Воскрес Христос, воскреснем и мы, верующие во имя Его. И что сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:42-44). Вознесся Христос на небо, вознесемся и мы, если до смерти Ему верными будем (Откр. 2:10), и претерпим до конца (Мф. 24:13). Тогда где голова, там и члены Его будут, где Господь, там и слуги Его будут, и где Он Сам, там и верные Его будут, и видят славу Его (см. Ин. 17:24). Поэтому апостол в утешение верным говорит: Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:20-21). И еще: Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5:1-2). Слава Богу, помиловавшему нас и так чудно устроившему нам спасение, во веки веков, аминь! Из вышеписанного примечай, христианин, следующее: 1) Видишь отчасти страдание Христово, о котором нам святое Евангелие и прочее писание повествует и вера святая исповедует, но лучше увидишь, когда верно рассудишь о его обстоятельствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Обратите внимание на то, как Библии употребляется слово «камень». Дьявол предлагает Христу превратить камни в хлеба: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4: 3). Иоанн Креститель обличает фарисеев и саддукеев: «Не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9). Христос обращается к апостолу: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 18–19). Во время богослужения часто звучат слова: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117: 22). Казалось бы, что может быть мертвее камня? Даже древесина более жива — это дерево когда-то росло, цвело, распускало листья. А тут такой парадокс — живой камень… Камень — твердый, крепкий, ему присуще бессмертие. Он веками не изменяется, на него можно опереться, на нем можно строить. Но все-таки камни — это что-то бесчувственное, чему жизни от века не дано. Такими бываем и мы. Существует духовное понятие — окаменение сердечное. И вдруг камень живой, одушевленный, бессмертный… Это — Христос, на котором все держится, поэтому Он и зовется Вседержителем. Это — именно тот камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Дьявол предлагает Богу, превратить камни в хлеба, а искуситель всегда предлагает такой соблазн, который по сути является подменой и обманом, но при этом очень похож на правду. Ведь Господь на самом деле делает хлеба из камней, безжизненное превращает в живое, из камней творит детей Авраама. Апостол Петр обращается к нам: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5). Это мы — камни, из которых Он может создать детей Авраама, и когда мы причащаемся Телу и Крови Христовых, мы оживаем, мы становимся сопричастными Хлебу Жизни, соединяемся с Ним и становимся Живыми Камнями и сами устрояем из себя дом духовный — то есть Церковь Божию. О Петре сказано — «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Каждый из нас, христиан, должен помнить: и мы — камни, и мы — Петры, мы являемся храмом Божиим, Церковью Бога Живого. Но такое возможно лишь в том случае, если мы — камни живые, а не мертвые. А жизнь мы получаем от Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010