Если же кому то угодно роскошествовать и упиваться в праздности, и ласкать ложе свое, угождая сну, а не Богу, то пусть видите, какие вредоносные и гнусные помыслы от дебелости сей возникают в сердце, и потом предается своим грезам и ожидает своего паденья и гибели. Ибо не соглашусь теперь сказать что–либо иное, кроме истины, а именно, что все плотские нравом извергнуты будут из царствия. 3.114. Диакону Иордану. Христос, Владыка всяческих, желая научить нас бдению и молитве, «бе обнощь» (Лук. 6, 12), молясь телесно. Да и Павел и Сила «в полунощи» (Деян. 16, 25) славили Бога. И Пророк говорит: «полунощи востах исповедатися Тебе о судебах правды Твоея» (Пс. 118, 62). Потому дивлюсь, как же ты, почивая и храпя целую ночь, не чувствуешь над собою суда совести? Поэтому, хотя бы теперь соблаговоли отрясти мертвящий сон и со тщанием внять молитве и псалмопению. 3.276. Диакону Анастасию. Не знаешь, может быть, хотя часто об этом читал, что мужу советодательному не годится спать целую ночь. Ибо не должен всю ночь лежать, как мертвый тот, кто исследует Божественные советы и ожидает Господа, когда придет Он с небес и потребует у нас отчета. Поэтому не зная, что читал, спишь без сытости от вечера и до утреннего появления солнца на восток, храпя и не движась с места. Посему, по крайней мере отныне превозмоги свою леность и поспеши отрясти неразумный сон и вкусить Божественной сладости молитвы и псалмопения, избери себе лучший жребий, приведи себя в прекраснейшее состояние, возжелай силою Боголюбивой рачительности препобедить и сокрушить силу нерадения и несказанного разленения. Ибо навык навыком обыкновенно переиначивается. Не выставляй мне на вид самовластия привычки. Ибо, если неповоротливость и леность обратились в природу, то тем паче рачительность и трезвенность могут так же соделаться природою. Призови на помощь себе Бога, и, без сомнения, услышит Он и даст дарование силы и беспрепятственное шествие путем добродетели. Ибо Господь творит чудеса даже преестественно. Хотя объявшие тебя и превозобладавшие тобою леность и бессилие и полагают по видимому препятствие, но укрепляющая тебя сила окажется могущественнейшею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

61. Слава долготерпению твоему... Всякое дыхание и хвалитные псалмы во гласе 3; со стиха: Хвалите его на силах его... – хвалитные стихиры. Слава. Совлекоша с мене. И ныне. Плещи моя... И о сподобитися нам и т. д. Евангелие 10-е, Мрк., зач. 69. Слава долготерпению твоему... Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу (читается). Исполним утреннюю молитву... Возглас: Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати… Аминь 748 . И о сподобитися нам... и т. д. Евангелие 11-е, Иоан. зач. 62. Слава долготерпению твоему.. Стихиры на стиховне, первая просто, пред второй припев: Разделиша ризы… пред третьей: Даша в снедь..., пред четвертой: Бог же царь наш... Слава, Господи, восходящу ти... И ныне, Уже омакается трость... Диакон кадит весь храм. Затем: И о сподобитися нам... и т. д.; настоятель читает евангелие 12-е, Мф., зач. 114. Слава долготерпению твоему, Господи. Благо есть... 1-жды. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь: Искупил ны еси... Ектения: Помилуй нас, Боже. Возглас: Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже оплевания и биения... (чит. в Служ. стр. 180) и многолетие 749 . Положено начинать в 10-м часу дня. На ней – Благословен Бог... Аминь, Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Ектения великая и возгл.: Яко подобает тебе... Аминь. Господи, воззвах во глас 1. Со стиха: Аще боззакония... – стихиры Триоди на 6. Слава, О како беззаконное сонмище... И ныне, Страшное и преславное... Вход с евангелием. Премудрость, прости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

е. о Боге.- Д. С.) применительно к нам не может быть никакого доказательства от сущности (propeter quid)... но [любое] положение доказывается через следствие (quia), т. е. через творение» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 2. 1. 2//EdVat. Vol. 2. P. 148; ср.: Quaest. quodlib. 7. 3//EdWad. Vol. 12. P. 169). Согласно И. Д. С., знание о существовании Бога не является ни самоочевидным для человека, ни чем-то автоматически познаваемым в самом начале познавательной деятельности, ни врожденным содержанием человеческого разума ( Minges. 1930. T. 2. P. 6-7). Положение «Бог существует» не является самоочевидным, поскольку в противном случае никто не мог бы его отрицать: «Известное само по себе (per se notum) никакой разум не может отрицать, но бытие Бога могут отрицать: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13. 1)» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 2. 1. 2//EdVat. Vol. 2. P. 114). Т. о., существование Бога может быть познано «либо посредством веры, либо посредством доказательства» (Idem//Ibid. P. 140). Отвечая на возражения оппонентов, приводивших среди прочего аргумент из «Точного изложения православной веры»: «Знание того, что Бог существует, Он естественным образом всеял во всех» ( Ioan. Damasc. De fide. orth. I 3), И. Д. С. отмечал, что «познавательная потенция», или возможность познать Бога, действительно заложена в природе каждого человека, однако актуальная реализация этой потенции происходит лишь в результате желания самого человека познать Бога, а не автоматически ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 2. 1. 2//EdVat. Vol. 2. P. 145; ср.: Minges. 1930. T. 2. P. 7). Всякое человеческое знание о Боге, т. е. знание о Его существовании, сущности и свойствах, приобретается исходя из знания о творении 3 взаимосвязанными способами, или «путями»: «причинности, отрицания и превосходства» ( Minges. 1930. T. 2. P. 44). Способ причинности наиболее важен при рациональном обосновании существования Бога как Первой Причины всего сущего, т. е. при построении доказательства бытия Божия. Знание человека о сущности и свойствах Бога формируется в соответствии со способами отрицания и превосходства, применение к-рых И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Где ты? Вместо того, чтоб сказать: во что ты низринулся с такой высоты? Оригена : Поелику Господь милует с правдою, то посему Он милостив и праведен. Саул, милуя Агага, при сей милости не был праведен. И если бы всякая милость была праведна, то закон не говорил бы о некоторых: бедного не помилуй на суде ( Исх. 23:3 ). Безымянного: Бог, как милостивый, не отвращает лица от молящегося грешника; а, как праведный, Он не иначе принимает его, как с покаянием. Пс.114:6 .  Храняй младенцы Господь Здесь (на греч.) подразумевается глагол есть при выражении: хранитель младенцев Господь. Давид похваляет особенный промысел Божий в отношении к младенцам: потому что если бы, по словам Василия и Златоуста, сей промысел не хранил малых детей, а особенно пока они находятся в пеленах, то легко умертвили бы их змеи и скорпионы и многие другие животные и легко повреждались бы падением во рвы, колодези, крутизны и другие опасные места. Некоторые с Феодоритом понимали сии слова о младенцах, когда они находятся еще во чреве матери своей, движась в мрачных и влажных вместилищах утробы, как движутся в морской глубине рыбы, так что находясь там они не имеют возможности и дышать; ибо они тогда начинают дышать, когда родятся. Потом опять вышедши из горячей утробы на хладный сей воздух, с которым ни сколько не свыклись, они ни на краткое время не могли бы остаться в живых, если бы не были хранимы Божиим промыслом. Иначе младенцами можешь представлять новонасажденных и новоначальных в добродетели, которых Бог хранит своим промыслом по причине неопытности их, до времени успеха и укрепления их к брани против страстей и невидимых врагов – бесов.(1) (1) Феодорита: Отроками называет возрожденных во Христе действием Святого Духа, и по учению Иисуса, имеющих свойства отроческие, потому что обращаются и живут как отроки, которых сам Господь хранит, не попуская врагам нападать на них, как недостигших еще времени подвига. Смирихся, и спасе мя страдал, говорит, от искушений; посему Он спас меня, то есть Господь избавил меня от них; так как Он же попустил было мне страдать, чтобы мне сделаться благоразумнее, а уничтожил искушение, чтобы я познал благодать и промысел Его о мне, и по Златоусту, с той и другой стороны оказал мне благодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(Письмо 113. Вып. 1, с. 113) Если не можем пойти на церковную службу Почаще говеть хорошо, но как это устроить – смотрите сами. На какие службы церковные ходить позволяет вам ваша… служба – ходите, а на какие не можете ходить, за те дома исправляйте поклоны с молитвой Иисусовой, как положено также в Следованной Псалтири. (Письмо 113. Вып. 1, с. 114) Что мешает успеху в молитве О празднословии Не можете отстать от празднословия. Празднословие – самое разорительное дело. Равное ему зло – когда прогуливаются, не соблюдая чувств. Успеху в молитве то и другое очень мешает. Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется. Его свяжет благоговеинство пред Присущим Господом. (Письмо 896. Выл. 5, с. 166) Для успеха в молитве надо украсить сердце свое добродетелями Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями, наипаче же: смирением, сокрушением, покорностью и своей воли отвержением. (Письмо 377. Вып. 3, с. 11) Опасайтесь уклониться в праведность Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников (См.: Мф. 9, 13 ). Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижи т ( Пс. 50, 19 ). Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился и пыхтит. Духовно так бывает. Некто имел обычай спрашивать: «Ты, идя на молитву, пенсию идешь получать или милостыню просить?» Очень вразумительный вопрос. (Письмо 261. Вып. 2, с. 102–103) Надо утвердить в себе мысль о своей греховности Потрудйтесь породить и утвердить в себе мысль о своей никуда не годности и грешности, кои гнев Божий воздвигают против вас. И когда приступаете к молитве, не иначе являйтесь пред лице Божие, как такой… грешной, никуда не гожей и под гневной. Коль скоро восприимете в чувство такое свое состояние, не сможете удержаться от вопияния: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Во-вторых, потому, что свободно исповедать имя Христово человеку препятствуют две вещи: страх и стыд. Но тот и другой в первую очередь отражается на челе – как по причине близости воображения, так и потому, что [жизненный] дух восходит от сердца ко лбу, в связи с чем «от стыда краснеют, а от страха бледнеют» 114 . Поэтому человек знаменуется миром для того, чтобы исповедать имя Христово ему не препятствовали ни страх, ни стыд. Ответ на возражение 1. Посредством крещения мы возрождаемся к духовной жизни, которая принадлежит всему человеку. Посредством же конфирмации мы укрепляемся к битве, и связанный с нею знак нужно носить на самом видном месте, челе. Ответ на возражение 2. Начало мужества находится в сердце, но знак его видим на лбу, в связи с чем читаем: «Вот, Я сделал... твое чело крепким против их лба» ( Иез. 3, 8 ). Поэтому таинство Евхаристии, посредством которого человек утверждается в самом себе, связано с сердцем, согласно сказанному [в Писании]: «И хлеб, который укрепляет сердце человека» ( Пс. 103, 15 ). Но таинство конфирмации необходимо как знаменующее мужество в отношении других, и потому оно производится на челе. Ответ на возражение 3. Это таинство сообщается для того, чтобы мы могли исповедать свободно, а не для того, чтобы мы могли просто исповедать, поскольку последнее является следствием крещения. Поэтому оно производится не на устах, а на челе, на котором также проявляются признаки тех страстей, которые препятствуют свободному исповеданию. Раздел 10. НЕОБХОДИМО ЛИ, ЧТОБЫ КТО-ЛИБО ПРЕДСТАВЛЯЛ МИРОПОМАЗЫВАЕМОГО? С десятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что миропомазываемый не нуждается в том, чтобы его кто-либо представлял. В самом деле, это таинство сообщается не только детям, но и взрослым. Однако взрослые могут представлять себя сами. Следовательно, представление их кем-то другим выглядит нелепо. Возражение 2. Далее, тот, кто уже принадлежит Церкви, обладает свободным доступом к князю Церкви, то есть епископу. Но это таинство, как было показано выше (6), сообщается только крещеным, которые уже являются членами Церкви. Следовательно, похоже, что для получения этого таинства никто не нуждается в том, чтобы его приводил к епископу кто-то другой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Стр. 440, 441, 442−459 114. Боязнь смерти по человечеству уничтожена Христом по Божеству Аще возможно есть, да мимоидет чаша (ср.: Мф. 26:39 ). Обратите здесь внимание на то, почему Сказавший сие в ином случае сделал упрек Петру: не мыслиши, яже Божия, но человеческая ( Мф. 16:23 ). Об отменении чего просил, Сам того хотел, на то и пришел. Но как Ему было свойственно хотеть сего, ибо на сие и пришел, так плоти свойственно было и страшиться; почему, как человек сказал Он слова сии. И опять, то и другое сказано было Им в доказательство, что Он – Бог, Сам хотел сего, но, соделавшись человеком, стал иметь страшливую плоть, и по причине оной волю Свою срастворил человеческой немощью, чтобы, и сие также уничтожив, снова сделать человека не боящимся смерти. Вот, подлинно необычайное дело! Мнимой боязнью соделать людей отважными и небоязненными! И блаженные апостолы, после Него, вследствие слов сих, столько начинают презирать смерть, что не обращают внимания на судей своих, но говорят: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком ( Деян. 5:29 ). Другие же святые мученики до того простирали небоязненность, что скорее можно было почитать их преходящими в жизнь, нежели претерпевающими смерть. Итак, не явная ли несообразность – удивляться мужеству служителей Слова, и приписывать боязнь Самому Слову, силою Коего и они презирали смерть? Стр. 460, 461. На ариан слово четвертое 115. Предвечное рождение Слова по Божеству Из чрева прежде денницы родих Тя ( Пс. 109:3 ). В Апокалипсисе сказано: Аз есмь корень и род Давидов, и звезда светлая и утренняя (см.: Откр. 22:13 −17). Итак, если род Давидов есть звезда светлая и утренняя; то явно денницею названо явление Спасителя во плоти, коему предшествовало рождение от Бога. Почему, сказанное в псалме значит как бы сие: «из Себя Самого родил Я Тебя прежде явления во плоти»; ибо выражение: прежде денницы значит то же, чтó и: прежде воплощения Слова. Стр. 511, 513, 514. 116. Богочеловек видим, раньше невидимый и ангелами (Боковины окончены 19 29 / IX 36)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   Так же бывает неразумен и тот человек, который тогда надеется освободиться из рук своих душевных врагов, когда изнеможет в силе своей, ляжет на одре болезни своей, обвяжет голову и другие болящие части своего тела повязками, как узами. Тогда он хочет пустить послов к царю-мстителю, то есть молиться Богу, чтобы Он избавил его от бесовских страшилищ, окружающих его одр. Но кто знает, будет ли он услышан в то время, приятно ли будет его покаяние и избавит ли его Бог? «И тот, — говорится, — не смог избавить их», — не мог не по бессилию своему, но потому, что поздно обратились за помощью.    Некоторые говорят о фараоне, что когда он вошел вслед за израильтянами в море сухим путем и когда окружили его морские волны, тогда он, познав свой грех и свое безумие, начал сильно раскаиваться, но уже ничего не смог. Почему? А потому, что поздно было его покаяние. Призывал тогда Моисея, призывал Аарона, чтобы они помолились о нем, но те уже не слышали его и, слышав, не послушали. Призывал он Бога израильского, но и Тот не мог его избавить, не мог не потому, что был бессилен, но потому, что опоздал фараон с покаянием. Хотел тогда фараон открыть уста, чтобы воззвать Богу: «Боже», — но тотчас морская вода наполнила уста его и залила гортань его, так что не позволила не только воззвать, но даже просто направить ум к Богу.    Так надейся и ты, человек, откладывающий свое покаяние до последней смертной болезни, надейся так!    Окружат тебя многие волны, как в морском погружении. С одной стороны, овдовелость друга, потеря чад и лишение имущества, а кроме того, и тяжкие болезни, пресечение жизни и горестное разлучение души с телом. Предстанут пред твоими очами еще премногие и превеликие грехи твои, которыми ты всю жизнь огорчал Бога, предстанут в лицах, чтобы ты видел всякую совершенную тобой вещь.    С другой же стороны, страшные бесовские призраки, обступив тебя, в лицах изобразят их тебе, как в некоей комедии. «Болезни адовы» (Пс.114:3) окружат тебя, и предупредят тебя сети смертные. В тот час поистине познаешь ты свое безумие и, раскаявшись, начнешь призывать Бога, но и Он не захочет избавить тебя из-за запоздалого твоего покаяния, как не захотел избавить от потопления и фараона. Ты не надейся при кончине своей быть многослезной Магдалиной, плакавшей у ног Христовых и получившей прощение, если ты во всей жизни своей был ожесточенным фараоном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Из Библии, из запечатленного в ней взгляда на Святую Землю видно, что сначала она была «землей чужой», землей многобожников и язычников. Затем Бог обещал и дал ее в наследие Аврааму и его потомству Израилю, ветхому и новому. Однако наследование этой «обетованной земли», с исторической точки зрения, носило переменчивый характер. В самом библейском повествовании о первоначальных днях Святой Земли, историческая достоверность которого подтверждена (Библия — в первую очередь книга историческая, хотя ее послание одновременно и метаисторическое), содержится одна общечеловеческая истина. А именно — Библия изначально тесно связывает человека и землю. Первый человек Адам «от земли» — «Адамах» (земное!), и имя самой земли «Адама» ( Быт.2:7; 3:19 ). Но по Священному Писанию, человек одновременно характеризуется как образ Божий, он носитель неотъелимого образа и подобия Божия, и как отдельная личность, и как общество рода человеческого, и его призвание и миссия на Земле стать сыном Божиим, а землю сделать Раем — своим, но и Божиим, местом обитания и домом. Таким образом, человеку была задана Божественная (Богочеловеческая) Икономия. (Греческое слово oikonomia очень хорошо переведено на славянский как Домострой (Домостроительство), подобно тому как греческое понятие Экология по-славянски переводится как «Домо-логия», Домо-словие — забота и попечение о человеческом месте пребывания и жилище, о доме и обиталище, об окружении и жизненном пространстве, о «земле живых»; как бы сказал Псалмопевец: «Благоугожду пред Господем во стране живых». — «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых» ( Пс.114:9 ). Согласно Библии, Земля и Космос сотворены точно так же и с той же целью, что и Рай и для Рая. Библия повествует нам о том, что человек однажды, в начале истории, упустил этот первый шанс. Но то же Священное Писание говорит и свидетельствует, что этот шанс потерян для человека не совсем. Человек пал, но не погиб. Это — главное послание библейского завета или союза Бога с Авраамом, и оно дано именно тогда, когда Авраам был призван из Халдеи прийти и поселиться в Ханаане, в «земле обетованной» Палестине. Это — первоначальное обетование, данное Богом в начале истории, поручителем которого является Он Сам; участвует в нем и Человек, Авраам и Израиль, принимающий этот призыв и вступающий в союз с Богом. А что же было с исполнением этого обещания? Рассмотрим этот вопрос подробно.

http://azbyka.ru/apokalipsis/episkop-afa...

112 Переводится, обыкновенно, как собственное имя, вероятно, действительно употреблялось, как собственное имя, но оно, по всем признакам, заключает в себе общее (нарицательное) понятие, соответствующее тому, что у нас называется «общежитием», т. е. зданием со многими жилыми помещениями не для одного семейства, а для целого общества людей, напр., для воспитанников, для призреваемых и проч. Некоторые толкователи слово «Наваф» переводят словами «пастушеский дом, гостиница», а халдейский переводчик «дом учения». Имея ввиду, что в Навафе был сонм пророков, иначе: сынов пророческих, что глаг. составляющий основу слова значит «жить, находиться в жилище», что сущ. значит нередко «пастбище, пажить», как ( 1Пар. 17:7 , Ис. 65:10 ), а также «загон, овчарник», как ( Иер. 23:3 , Соф. 2:6 ), а прилаг. значит «дома сидящая», т. е. ведущая скромную жизнь, как ( Пс. 67:13 ), – можно думать, Наваф означает: учебное общежитие, питомник, seminarium. 114 Этот город лежал на пути из Рамы к Иерусалиму, очень близко от последнего, так что можно было даже видеть. Winer. Realwörterb. 119 Начерт. Церк. библ. истории. Стр. 233. То же, буквально, у Буддея: ut Deum de ítinere suo... consuleret. Указ. соч. стр. 63. То же утверждает и Эвальд, ссылаясь на оправдательную речь Ахимелеха. Указ. соч. стр. 107. 123 Такому предположению благоприятствует и контекст речи. Саул спросил первосвященника: «для чего вы сговаривались против меня, ты и сын Иессея, что ты дал ему и хлебы, и меч, и вопросил о нем Бога»? Первосвященник, не оправдываясь в первом, т. е. в том, что он, будто сговорился с Давидом против Саула, потому что это не факт, а вывод, который должен пасть сам собой с отрицанием факта, не оправдываясь и в том, что дал Давиду хлебы и меч, потому что факт этот, сам по себе, безразличен, отвечает таким образом: «Давид – твой вернейший раб, твой зять, исполнитель твоих поручений. Теперь ли я стал вопрошать для него Бога? Нет, не обвиняй в этом, царь, раба своего»... В чем «в этом»? Очевидно, в вопрошании Бога, потому что первосвященник, опустив все остальное, говорит только о вопрошении Бога и только в нем оправдывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010