Доблестью ли поступлюсь ради нечестной добычи?    (3) Нечестной добычей являются наслаждения и огорчения, приобретения и страхи или, вообще говоря, различные душевные страсти, которые приятны ныне, но о которых сожалеешь после. Ибо «какова будет тебе польза, если даже ты приобретешь весь мир в обмен на свою душу?» (4) Очевидно, что отказывающиеся хорошо вести себя, сами того не ведая, упускают свою же выгоду. Поэтому они не в силах сами решить, о чем следует просить Бога, а значит, они не только не получат ничего из того, значения чего они не в силах понять, но даже получив, они не смогут это оценить, не зная что с этим даром делать. Бесполезны благие дары тому, кто по причине своей неискушенности и невероятной глупости не понимает их ценности. Необразованность — причина их неведения.    (113,1) Только бесконечное упрямство, как мне кажется, подпитывает хвастовство такой души, которая, будучи в добром здравии, все же противится обстоятельствам:    Пусть творят что хотят,    не мое это дело.    Я же с праведностью в союзе,    и хороши будут мои дела.    (2) Чистая совесть позволяет душе оставаться святой перед Богом и праведной перед людьми, сохраняя в чистоте ее мысли, ясными слова и справедливыми дела. (3) Получив такую силу от Господа, душа печется уже только о том, как достигнуть состояния божественности (h(yuxhU meleta­? ei)­nai qeoj), считая незнание и неумение следовать велению разума величайшим злом. Непрерывно вознося Богу хвалу, через послушание и разумение, поиск истины, святые приношения, благие молитвы, прославления, воспевания, благословения, такая душа становится нераздельной с Богом. (4) Поэтому верно сказано: «Доверившиеся ему узнают истины, верные в любви пребудут с ним.» (Sap. 3:9.) Видите, что премудрость говорит о гностике.    (114,1) Каждому отводится место пропорциональное его вере. Об этом говорит Соломон: «Будет дана ему избранная благодать веры и отведено ему будет особое место в храме Бога.» (Sap. 3:14.) (2) Исследование показывает, что имеется в храме Бога нижняя часть, общая для всего церковного собрания, и остальная часть храма, возвышающаяся надо всем, где пребывает сам Господь. (3) На эти три избранных предела указывают числа в Евангелии: тридцать, шестьдесят и сто. (Мф. 13:8.) Лучший удел отводится тем «совершенным мужам», которые во всем подобны Богу. (4) Это подобие следует понимать не в смысле внешнего сходства (ведь это нечестиво) и не в том смысле, что их доблесть равна доблести самой первопричины (ведь думать, что человек может сравниться в своей доблести со всемогущим Богом также нечестиво). (5) «Ты неразумно решил, что я уподоблюсь тебе,» (Пс. 49:21.) однако, «достаточно для ученика стать подобным наставнику,» (Мф. 10:25.) — говорит Наставник. (6) Значит, подобным Богу он становится как сын и друг и вступает во владение наследством как бог и господин, при условии, что он жил совершенно и в соответствии с Евангелием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих 1: Исповедайтеся (славьте) Господеви , яко благ, яко в век милость Его. Стих 2: Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его . Стих 3: Да речет убо дом Ааронь, яко благ, яко в век милость Его . Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа, яко благ, яко в век милость Его . В первом стихе приглашаются к прославлению Господа все Его почитатели, в следующих трех – израильский народ, священнослужители, дом Аарона, и боящиеся Господа, т.е. так называемые пришельцы (прозелиты), или обращенные к вере в истинного Бога язычники ( Пс. 113, 17–19 ). В Новом Завете они также известны под именем боящихся Господа, например Корнилий сотник ( Деян. 10:2–22, 13:16–26 ). Антифоны на праздник Ваий (Вход Господень в Иерусалим) Первый антифон состоит из первых четырех стихов 114-го псалма, тех же, которые, с прибавлением 5-го стиха, вошли во второй антифон на Богоявление. Второй антифон состоит из 1-го, 3-го, 4-го и 5-го стихов 115-го благодарственного псалма. Стих 1: Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело , т.е. моя вера в Бога, моего заступника, так во мне была сильна, что от избытка сердца я исповедывал ее устами, хотя терпел тяжкие озлобления и угнетения, смирихся зело , с разных сторон. Эти озлобления и угнетения не поколебали моей веры, не довели меня до ропота на Бога, до отчаяния. Стих 3: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Вера в помощь Господа не посрамила верующего. Он получил ожидаемую помощь и объят столь великой радостью о милостях Господа, что не знает, чем выразить перед Ним свою благодарность, чем воздать Ему за воздаяние, дарованное верой. Стих 4: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову . В знак радости о спасении получивший его хочет поделиться ею с ближними. Он хочет, после принесения благодарственной жертвы, устроить для них трапезу, в их присутствии поднять чашу с вином, призвать над ней имя Господне, т.е. торжественно исповедать, что о имени Господнем он получил спасение, и вместе с ними во славу Господню вкусить от этой чаши. Так выражал свою благодарность к Богу ветхозаветный человек; но когда христианин произносит те же слова или слышит их пение, он должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, которую Господь Иисус Христос, совершая Таинство Евхаристии, взял в пречистые Свои руки и, благодарив, подал ученикам и сказал: пийте от нея вси: Сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета ( Мф. 26, 27–28 ); христианин должен не только помышлять об этой Чаше, но и приступать к ней, вместе с другими, благодаря Бога о Его неизреченной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Даже в византийских законодательных сводах, например, в «Эпанагоге», присутствуют утверждения, смысл которых такой же. И это отнюдь не частные мнения и не изобретение Российского Богословия, «вдруг» ставшее Учением Церкви. 113. «Папами» в Древней Церкви на Востоке называли некоторых Архиепископов, но это в смысле «Поп», по-гречески «Папас», то есть «Отец». Когда в месяцесловах доконстантиновские Архиепископы этих кафедр называются Патриархами или Римскими Папами - это ретроспективная интерполяция, не имеющая подтверждения в древнейших документах по Истории Церкви. 114. Сама этимология слова «судьба», возможно, восходит к древнему разговорному сокращению словосочетания «суд Божий» по типу лингвистического генезиса разговорного благодарения «спасибо», которое является сокращением выражения «спаси Бог». К сожалению, в четырехтомном «Этимологическом Словаре Русского Языка» Максимилиана Фасмера (Т. 3. М., 2004. С. 796) отсутствует словарная статья на слово «судьба». Но в «Полном Церковно-Славянском Словаре» (ПЦСС) протоиерея Григория Дьяченко есть статья: «Судьба - (κρμα)=onpeдeлehie Всевышняго (Пс. 35, 7); nocmahobлehie, законъ (Числ. 35, 24). Судьбы - (τ κρματα)=nocmahobлehiя о hakaзahiяxъ за npecmynлehiя (3 Цар. 2, 3). Въ древнемъ славянскомъ языке это слово означало: onpeдeлehie суда, судъ (κρμα). Въ нашемъ настоящемъ языке оно имеетъ зhaчehie участи, предназначенной человеку отъ Бога ( Замечан i я на текстъ Псалтири по переводу LXX , npomoi ерея М. Боголюбскаго )» (ПЦСС. М., 1993. С. 688). По общему смыслу этого словарного толкования, допущение о происхождении слова «судьба» от словосочетания «суд Божий», полагаю, имеет право на существование. 115. Более того, эта «эволюционная» тенденция в последующем оказала некоторое влияние и на церковных историков. Например, во второй половине XIX века на Митрополита Макария (Булгакова) в его многотомной «Истории Русской Церкви». А в ХХ столетии мы подобную детерминистскую тенденцию обнаруживаем у автора популярного учебника, написанного первоначально для Государя Цесаревича Алексея Николаевича, генерала А.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, т. е. в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Божию ( Быт.12:1 и след.; Быт.22:18 ; Гал.3:17 ; 2Цар.7:12 ; 1Пар.17:11 ; Пс.88:4–5, 131:11 ; Ис.11:1 и др.). Назвал Иисуса Христа прежде сыном Давида вероятно потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и ни к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее – относилось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено ( Иер.30:9 ; Иез.34:24, 37:24 ). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, которого они ожидали, как сына Давида и наследника обещанного славного царства. После этого краткого вступления следует само родословие. Первый отдел ( Мф.1:2–6 ): Авраам 106 роди Исаака. Исаак 107 же роди Иакова. Иаков 108 же роди Иуду и братию его. Мф.1:3 . Иуда 109 же роди Фареса и Зару от Фамары. Фарес 110 же роди Есрома. Есром 111 же роди Арама. Мф.1:4 . Арам 112 же роди Аминадава. Аминадав 113 же роди Наассона. Наассон 114 же роди Салмона. Мф.1:5 . Салмон 115 же роди Βοοза от Рахавы 116 . Вооз 117 же роди Овида от Руфы. Овид 118 же роди Иессея. Мф.1:6 . Иессей 119 же роди Давида царя. Давид 120 же царь роди Соломона от Уриины. В этом отделе обращают на себя внимание следующие вопросы: 1) почему евангелист, упомянув о братьях Иуды, не сказал ничего ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? 2) Какое значение имеют женские лица, введённые евангелистом в родословие Иисуса Христа? 3) Возможно ли, чтобы в промежуток времени от переселения израильтян в Египет до возвращения их обратно в свою землю, в 430 лет, сменилось только три члена, как это по-видимому случилось, если основываться на родословиях новозаветных и ветхозаветных? 121 Возможно ли также, чтобы со времени вступления израильтян в землю обетованную до построения храма Соломонова, в 480 лет, сменилось только пять членов, как это опять дают повод заключать генеалогии? 122 Итак 1) почему св. Матфей упомянул в родословии только о братьях Иуды и ничего не сказал ни об Измаиле – брате Исаака, ни об Исаве – брате Иакова? «Так поступил евангелист, – по замечанию Златоуста, – не без основательной причины. Он хотел чрез это показать, что Измаил и Исав с происшедшими от них народами: измаильтянами, сарацинами, арабами и друг. ничего не имели общего с народом иудейским, и что Христос от них не произошёл»; тогда как дети Иакова – Иуда и братья его – были родоначальниками двенадцати колен народа израильского, которые и составляли избранное Богом семя Авраамово. Что евангелист поименовал из детей Иакова Иуду, так это потому, что в имени Иуды обнимаются все потомки Иакова, и он является ( Быт.49:3–8 ) как бы главой их. А в родословие только и входят главы родов, от которых имел произойти Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

престола; 8) Причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после Крещения; при Крещении младенца его «причащают губами» - см. выше); 9) окончание чина. Как и в др. вост. обрядах, существует также чин 8-го дня по Крещении, в арм. традиции состоящий из снятия с новокрещеного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещеного (Initiation chrétienne. Р. 184-185). Таинство Брака Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Древнее арм. чинопоследование Брака достаточно сильно отличалось от совр. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки: Conybeare. P. 108-109); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс 20; Быт 1. 26-28 и 2. 18, 21-23; Ис 61.9-62.5; Еф 5. 22-33; Мф 19. 1-9; Ин 2. 1-11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и неск. молитв священника; на 7-й день совершался чин разрешения венцов ( Conybeare. P. 109-114). Позднейшее чинопоследование таинства состоит из 3 частей (рус. перевод чина, сделанный А. М. Худобышевым - РНБ. F. I. 477, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. 1-я должна совершаться дома, 2-я - у врат храма, 3-я - в самом храме. В совр. практике 1-я часть обычно опускается, 2-я и 3-я - неск. сокращаются. Из 2-й части сохраняется только ее центральный момент - благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды 3-й части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из 5-й гл. Еф, 13-й гл. 1 Кор, 19-й гл. Мф), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (Sh. Souin). Все чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование Брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В ААЦ заключение брака возможно между лицами до 5-й степени родства . Таинство Покаяния как по древним рукописям ( Conybeare. P. 190-203), так и по печатному Маштоцу (Sh. Souin) имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество молитв библейских и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18. 18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Sh. Souin; Малахия Орманиан. С. 106). Таинство Священства

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

Псалом 112. Призыв к прославлению Господа В этой песни, писатель и время происхождения которой неизвестны, псалмопевец приглашает израильтян (отроцы) к прославлению Господа (ст.1), которое всегда (ст.2) и везде (ст.3) должно раздаваться 838 . Бог беспредельно велик, Он Господь всего мира (над всеми языки), и самые небеса не могут объять Его славы (ст.4). Но еще бесконечно величественнее Бог открывает Себя в том, что, будучи Сам беспредельно высок, Он нисходит с Своими милостями к самым униженным существам в области Своих тварей (ст.5–6), чтобы возвысить их и осчастливить (ст.7–9) 839 – Этим псалмом начинается так называемый у иудеев галелл. Он обнимает псалмы от 112 до 117, и во времена второго храма восемнадцать раз в год употребляем был в богослужении (в новомесячии). Во время пасхальной вечери его разделяли на два отделения (ср. Примеч.1 к Пс.11З) и первое пели пред второю чашею, а второе – после четвертой (Мф.26:30). Псалом 113. Молитва Израиля о помощи против врагов В еврейской Библии с ст.9-го Не нам, Господи, и проч. начинается новый, 115-й псалом 840 . Но во всех переводах и в церковном употреблении псалмы 114 и 115 (по евр. счислению) составляют один псалом. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства, вызвавшего происхождение этого псалма 841 ; кажется, он и первоначально имел уже богослужебное назначение (ст.22 и 23 может быть составляли слова благословляющего священника или всего священнического хора; ст.24–26 слова народного хора; ср. также ст.9–11 в еврейском). Сначала псалмопевец (молящийся народ) напоминает себе, как Господь во время и после исхода из Египта сделал народ Израильский (дом Иакова; Иудея ­­ Иуда) святым народом, над которым Он Сам царствует (ст.1–2) 842 . Затем высокопоэтическим образом он указывает на то, какие величественные чудеса сотворил Бог в пользу Своего народа при исшествии из Египта (море виде и проч.), во время странствования в пустыне (горы взыграстася, подвижеся земля; обращшаго камень и пр.) и при вступлении в обетованную землю (Иордан возвратися вспять) (ст.3–8) 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

2) Мы же, братие, не попустим себе уклониться от главной цели нашей и от доброй купли, но слыша Господа, говорящего: царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), всеусердно всякий день будем домогаться стяжать Его, не злато и сребро сокровиществуя, но веру правую и жизнь непорочную, послушание, терпение, смиренномудрие, великодушие и любовь, яже есть соуз совершенства (Кол. 3, 14). Сие и Господь показал в Евангелии, сказав: подобно есть Царствие Небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его (Мф. 13, 45, 46). Вы – добрые купцы, все оставившие и вместо всего купившие добрый, предобрый и предорогой маргарит – Христа, когда решились взять крест и идти вслед Его, в преподобии и правде. – Но как празднество есть время радования и недремлющего бодрствования, будем и мы радостны и бодренны, купуя на здешнем празднестве спасение свое. Добр продавец, который во всем действует с благоговейным вниманием и никогда не выходит из себя; добр покупатель, который бесчестия принимает радостно; добр меняльщик, который дает кровь и получает Дух чрез терпение, с коим исполняет послушание. 3) Но как слово наше коснулось послушания, то почтим в кухне исполняющих череды свои, как более трудящихся, друг друга тяготы носящих и тако исполняющих закон Христов любовию; почтим и пекущихся о необходимых потребах братий, как добрых и опытных экономов о Господе; почтим и на псалмопениях радушно и благоговейно поющих, как достойных большего воздаяния. И смотри, какова жизнь наша, каково действование, какова блаженная купля, которую деяли святые отцы наши с полным усердием, которую и мы, добре совершив и успешно окончив, с радостию возвратимся домой, по реченному святым Давидом: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя (Пс. 114, 7). И буди всем нам в час смерти испустить таковой глас, как отходную молитву, и улучить затем Жизнь Вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. 246. 1) Бог Сына Своего Единородного послал в мир Целителем всех недугов наших духовных и телесных и Подателем всех благ: что и когда был на земле, делал Он, и теперь делает, как всякий по себе знает. – 2) Такого Благодетеля как не любить вседушно; врага же нашего злотворца и губителя как не ненавидеть. 24]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если произошли какие-либо перемены в сторону худшего – не тревожиться, а рассмотреть, «во-первых, не от нашей ли небрежности или неверности произошла перемена лучшего в худшее, дабы поспешно нашу небрежность или неверность очистить покаянием и исправить; во-вторых, каким образом в постигшем нас состоянии мы можем соответствовать намерениям Провидения, а худшее обратить в средство к лучшему» (3:40). Посему не надо допускать «внешним волнениям нарушать внутреннего мира», а этим миром утишать их (7:113–114). Не падая духом, дело, предпринятое по любви к святой Церкви, надо спокойно творить и продолждать «с миром и твердостью, вверяя оное Провидению Божию». Какие бы ни случились последствия – такой труд не потеряется пред Богом (4:498; 14:264). Должно спокойно смотреть на тех, «которые не видят, что творят, износя не мирные слова, и следственно лишая мира самих себя прежде, нежели нарушат оный в других. Я сказал бы: смотрите на них с сожалением, если бы не опасался, чтобы тут не вкралось осуждение ближнего» (3:42). – Основать спокойствие можно «только на истине и правде» (7:17). Храня спокойствие, всегда радуйтесь ( Флп. 4:4 ). «Вспомните, что сказал Господь о скорбящем, но уповающем на Него человеке: «С ним есмь в скорби» ( Пс. 90:15 ). Так воистину. Поучимся же носить скорбь нашу с мыслью, что в ней Господь с нами есть. Господь с Вами в утешение!» (29:296–297). Господь посылает иногда неожиданно «утешение, когда то нужно для подкрепления изнемогающего, что Вы, может быть, и испытали, но когда сей особенной нужды нет, а только воля наша, недовольно покоренная, жаждет утешения, самовозбужденного жаждой, и самонадеянно обещает себе оное, тогда, рассудите сами, надобно ли послать нам утешение или лучше надобно продолжить наше ожидание и упражнять нас в терпении, познании нашего недостоинства и смирения!» (29:300). Следовательно, если Господь «дает нам чувство утешения, то сие воистину есть дар чистого милосердия Его, дабы мы более познали Милующего, более уверовали в Него, более возлюбили Его и утверждались в любви к Нему и на тот случай, если Он признает нужным для очищения нашего посетить нас новыми скорбями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Доблестью ли поступлюсь ради нечестной добычи? 1437 (3) Нечестной добычей являются наслаждения и огорчения, приобретения и страхи или, вообще говоря, различные душевные страсти, которые приятны ныне, но о которых сожалеешь после. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 1438 (4) Очевидно, что отказывающиеся хорошо вести себя, сами того не ведая, упускают свою же выгоду. Поэтому они не в силах сами решить, о чем следует просить Бога, а значит, они не только не получат ничего из того, значения чего они не в силах понять, но даже получив, они не смогут это оценить, не зная что с этим даром делать. Бесполезны благие дары тому, кто по причине своей неискушенности и невероятной глупости не понимает их ценности. Необразованность – причина их неведения. (113,1) Только бесконечное упрямство, как мне кажется, подпитывает хвастовство такой души, которая, будучи в добром здравии, все же противится обстоятельствам: Пусть творят что хотят, не мое это дело. Я же с праведностью в союзе, и хороши будут мои дела. 1439 (2) Чистая совесть позволяет душе оставаться святой перед Богом и праведной перед людьми, сохраняя в чистоте ее мысли, ясными слова и справедливыми дела. (3) Получив такую силу от Господа, душа печется уже только о том, как достигнуть состояния божественности ( ψυχ μελτα εναι θες), считая незнание и неумение следовать велению разума величайшим злом. Непрерывно вознося Богу хвалу, через послушание и разумение, поиск истины, святые приношения, благие молитвы, прославления, воспевания, благословения, такая душа становится нераздельной с Богом. (4) Поэтому верно сказано: «Доверившиеся Ему узнают истины, верные в любви пребудут с Ним» ( Прем. 3:9 ). Видите, что Премудрость говорит о гностике. (114,1) Каждому отводится место пропорциональное его вере. Об этом говорит Соломон: «Будет дана ему избранная благодать веры и отведено ему будет особое место в храме Бога» ( Прем. 3:14 ). (2) Исследование показывает, что имеется в храме Бога нижняя часть, общая для всего церковного собрания, и остальная часть храма, возвышающаяся надо всем, где пребывает сам Господь. (3) На эти три избранных предела указывают числа в Евангелии: тридцать, шестьдесят и сто ( Мф. 13:8 ). Лучший удел отводится тем «совершенным мужам», которые во всем подобны Богу. (4) Это подобие следует понимать не в смысле внешнего сходства (ведь это нечестиво) и не в том смысле, что их доблесть равна доблести самой первопричины (ведь думать, что человек может сравниться в своей доблести со всемогущим Богом также нечестиво). (5) «Ты неразумно подумал, что Я такой же, как ты» ( Пс. 49:21 ), однако, «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» ( Мф. 10:25 ), – говорит Наставник. (6) Значит, подобным Богу он становится как сын и друг и вступает во владение наследством как бог и господин, при условии, что он жил совершенно и в соответствии с Евангелием. XV. Еще раз о тайном и явном: аллегории Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010