В скорбях укрепляется благочестие (5:77, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46). Скорби открывают глаза Тогда бо познаем благая, когда лишаемся благих: коль великое добро во время глада, коль добро знатное здравие, во время болезни видим. Беда нашедшая открывает нам глаза и тогда познаваем драгость благополучия. И отсюда видим, коль великий свет делает в душах наших крест и терпение бед, напастей и искушений. Истину сию признают, которые в том искусилися (5:114). Скорби ведут к СОВЕРШЕНСТВУ Примечай, христианине, к чему приводит скорбь: к терпению, искусству, упованию, которое не посрамит. Тако вера святая, повинующаяся Божией воле и последующая Начальнику веры и Совершителю Иисусу, ведет верное сердце многими скорбьми, как степенями, к концу своему – спасению вечному, и сбывается писанное слово: «веруяй вонь не постыдится» ( 1Пет. 2, 6 ). Должно убо сердечно признать благодеяние, когда нас скорбьми и напастьми, аки жезлом отеческим, наказует (3:297). Без соли мясо и рыба гниет; тако без скорби Христианин портится. Соль выгоняет червей из мяса и рыбы: тако скорбь изгоняет растление и страсти от души. Соль хранит целость вещей: тако скорбь соблюдает целость души. Горька соль, но здорова телу: горька и скорбь, но здорова душа. «Блажен человек, егоже аще накажеши Господи» ( Пс. 93, 12 ). «Егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Пс. 93,12 ; Евр. 12, 6 ) (4:328) (также 3:322, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ , 955). Скорби и ИСКУШЕНИЯ ведут к СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И как воины мира сего, чим более обращаются в брани и противу врагов отечества своего подвизаются, тем искуснейшими и храбрейшими делаются; тако христиане, воины Христовы, чем более подвизаются под крестом, знаменем христианским, противу врагов своих, плоти, мира и диавола, тем лучше успевают в деле христианского благочестия. И якоже в горниле сребро и злато искушается и чистейшим бывает, тако в горниле искушений, бед, напастей и креста христиане очищаются от злонравия и чистейшими делаются. Крест убо и искушение изрядное и преславное есть училище христианския мудрости (3:322).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2) Все по стезям Божиим ходите, в скрытные же места на злые совещания и суетные замыслы да не ступают ноги ваши; ибо очи Господни, тмами тем светлейшии солнца, прозирают все пути ваши; и разсмотряют в тайных местех (Сир. 23, 27). Итак, хотя бы ты в прикрытом был месте, и там видит тебя неусыпающее око, с кем стоишь, о чем говоришь и что делаешь. Смотри же, не узрело бы оно тебя беседующим с сатаною, замышляющим студные дела или делающим что срамное. И хотя Господь не воздаст тебе должного воздания в тот же момент, но всячески повелит записать грех твой и означить падение твое, – бессловно и незримо возглашая тебе: сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе, подобен: обличу тя, и представлю предлицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21). Это в день суда. – Куда же убежим от рук Властвующего над всем? Можем ли сделать что худое, которое не узналось бы? Не заходите же ошуюю даже мыслями; но действуйте во всем спасительно и богоугодно, да видя вас, радуется и веселится Господь и в книгу животную да внесет благие дела ваши, в день же откровения всяческих да увенчает вас неувядаемым и вечным венцом правды. 176. 1) Стойте доблестно, взирая горе и божественными созерцаниями, как стрелами, отражая врагов спасения. – 2) Кого возмущает страсть, не поддавайся, помышляя о срамоте, коей подвергнешься, поддавшись, и о том, что это враг прель щает тебя, представляя худое хорошим. – 3) И вообще по движениям внутренним угадывай, какой дух близ тебя, добрый или худой, и одного слушай, а другого отгоняй 114] 1) Стойте доблестно, препоясани чресла ваша истиною, обувше нозе во уготование благовествования мира (Еф. 6, 14.15), горе взирая, к горнему устремляясь, горнего ища, небесным занимая ум, об исходе из тела заботясь, и о сретении потом Судии и ответе пред Ним, – исследуя Божественные Писания и жития святых, и найденное душеполезное и спасительное обращая против врага, как стрелы. 2) Кого беспокоит страсть, пусть не унывает и не поддается ей: ибо близ Господь всем призывающим Его (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2) Все по стезям Божиим ходите, в скрытныя же места на злыя совещания и суетные замыслы да не ступают ноги ваши; ибо очи Господни, тмами тем светлейшии солнца прозирают все пути ваши; и разсмотряют в тайных местех (Сир. 23, 27). Итак, хотя бы ты в прикрытом был месте, и там видит тебя неусыпающее око, с кем стоишь о чем говоришь и что делаешь. Смотри же, не узрело бы оно тебя беседующим с сатаною, замышляющим студныя дела или делающим что срамное. И хотя Господь не воздаст тебе должнаго воздания в тот же момент, но всячески повелит записать грех твой и означить падение твое, — безсловно и незримо возглашая тебе: сия сотворил ecu, и умолчах, вознепщевал ecu беззаконие, яко буду тебе, подобен: обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21). Это в день суда. — Куда же убежим от рук Властвующаго над всем? Можем ли сделать что худое, которое не узналось бы? Не заходите–же ошуюю даже мыслями; но действуйте во всем спасительно и Богоугодно, да видя вас, радуется и веселится Господь, и в книгу животную да внесет благия дела ваши, в день же откровения всяческих да увенчает вас неувядаемым и вечным венцем правды. 1) Стойте доблестно, взирая горе, и Божественными созерцаниями, как стрелами, отражая врагов спасения. — 2) Кого возмущает страсть, не поддавайся, помышляя о срамоте, коей подвергнешься поддавшись, и о том, что это враг прельщает тебя, представляя худое хорошим. — 3) И вообще по движениям внутренняя угадывай, какой дух близь тебя, добрый или худой, и одного слушай, а другаго отгоняй 114]. 1) Стойте доблестно, препоясани чресла ваша истиною, обувше нозе во уготование благовествования мира (Еф. 6, 14.15), горе взирая, к горнему устремляясь, горняго ища, небесным занимая ум, об исходе из тела заботясь, и о сретении потом Судии и ответе пред Ним, — изследуя Божественныя Писания и жития святых, и найденное душеполезное и спасительное обращая против врага, вак стрелы. 2) Кого безпокоит страсть, пусть не унывает и не поддается ей: ибо близ Господь всем призывающим Его (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2.15. Агафону Декемврию. Блаженный Давид, наказав смертью убийц Иевосоея и отсекши им руки и ноги, повесил при источнике над водою. А сие означает, что крещением, совершаемым по Христу, приводятся в бессилие и совершенное бездействие демоны, до веры нас порабощавшие и умерщвлявшие души наши. 2.16. Агафону Декемврию. После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, «приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак.4, 5). Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: «Гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его» (Пс.77, 21. 22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: «Людие сии устнами» любят Меня, «сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29,13). 2.32. Пресвитеру и игумену Хрисогону. Спрашивала меня любовь ваша, что значит сказанное Варухом Богу: «Ты пребываяй во веки, мы же погибающии во веки» (Вар.3, 3)? Поскольку Бог неизменяем и непреложен всегда, то явно, что приписывается Ему вечное пребывание в Своей непреложности. А мы, как изменяемые, легко всякий миг погибаем, делаясь неоднократно из одних другими и часто от одних помыслов переходя к другим. 2.75. Монаху Феодору. «Благоугожду — говорит Давид, — в стране живых» (Пс.114, 8). Страною живых, а не умирающих называет он будущий век. Потому что настоящая жизнь человеческая исполнена обыкновенно многих смертей, и это не только изменение возраста, но и греховные падения душ. А где нет ни телесного, ни душевного изменения, потому что нет превращения в помысле, перемены в намерении, и никакое обстоятельство не нарушает тишины и безмятежия помыслов, — там действительно оная страна живых и веселящихся непрестанно. 2.122. Архимандриту Филоксену. Того называют истинным Израильтянином, кто чрез рассматривание всех тварей, являемых и неявляемых, доходит до усмотрения Творца всяческих — Бога. 2.170. Постельничему Валерию. Спрашивал ты нас: почему у Исаии Богородица Мария названа Пророчицею (Ис.8, 3)? Прочти в Евангелии: «яко призре на смирение Рабы Своея: се бо отныне ублажать Мя вси роди» (Лук. 1, 48). И если не увидишь, что Святую Марию ублажают во всяком народе и на всяком языке за то, что воплотившегося от Духа Святаго и от Нее Бога носила во чреве и родила без растления и всякого осквернения, то не верь Исаие. Если же в целом мире ублажают, восхваляют, песнословят и благословляют и сию ненасеянную и невозделанную Землю, и Ее Всеблаженный и Вечный Плод, то почему не соглашаешься, что Богородица Мария оказалась Пророчицею?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

К. Hosea–Jonah [Word Books, 1987]). Медициной доказано, что человеческий организм способен выдерживать достаточно долгую нехватку кислорода, правда, в основном в бессознательном состоянии и при низкой температуре, например, в холодной воде. Если библейская рыба действительно была китом, то потребность китов часто всплывать на поверхность могла сыграть свою роль. Но в любом случае спасение Ионы можно считать сверхъестественным: оно было делом рук Бога. Большой кит в переводе с еврейского может означать либо кита, либо одну из разновидностей гигантских акул. Три дня и три ночи – это специальное выражение, означающее «достаточно долго, чтобы наверняка погибнуть», а не обязательно 72 часа. Оно произошло от древнего языческого верования, что путешествие души в загробный мир занимает три дня и три ночи. Когда Господь Иисус Христос использовал это выражение, говоря о периоде между Своей смертью и воскресением ( Мф. 12:40 ), Его слова имели тот же смысл: таким образом Он хотел сказать, что действительно умрет, а не будет мертвым буквально в течение семидесяти двух часов. 2:2 В каком бы состоянии ни находился Иона в чреве кита, очевидно, что он по крайней мере один раз пришел в сознание, чтобы осознать, что он не утонул, но спасся, и вознести хвалу Господу за свое чудесное спасение (3–10). Форма и построение текста молитвы указывают на то, что пророк хорошо понимал, что ему была дарована жизнь вместо вполне заслуженной смерти. Его молитва – классический пример благодарственного псалма, которые воспевали сыны Израиля, выражая свою признательность за избавление от какого–либо рода угрозы или несчастья. Двенадцать псалмов в Псалтири – это полностью или частично личные благодарственные псалмы ( Пс. 17,20,29,31,33,39,65,91,102,107,114,115,117 ). Шесть псалмов – полностью или частично общие (коллективные) благодарственные псалмы ( Пс. 64,66,74,106,123,125 ). Такие псалмы можно найти не только в Псалтири (напр.: 1Цар. 2:1–10 ; Ис. 38:9–20 ). Обычно псалмы благодарения состоят из пяти элементов: во–первых, выражение признательности за милосердие; во–вторых, описание пережитых невзгод; в–третьих, мольба о помиловании; в–четвертых, описание оказанной помощи и, в–пятых, клятвенное обещание верно служить Творцу впредь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Он ест плоды, зерна и другие растительные вещества всякаго рода. Он смело нападает не только на маленьких, но даже и на больших животных, превосходящих его самого величиною. Он нападает на больших животных с беспримерной хитростью и храбростью. Соединение дерзости и хитрости, ловкости и силы делают его ужасным хищником. Ворон наносит своим хищничеством довольно значительный вред и нетерпим человеком. Вследствие этого, ворон с большим трудом и опасением устраивает себе гнездо и добывает нишу. он ежедневно облетает большое пространство и притом в различных направлениях, чтобы отыскать что-нибудь зрением. При постройке гнезда ворон высказывает всю свою осторожность и сметливость. Он осторожно приближается к избранному месту с строительными материалами и оставляет его, если начинает замечать часто людей по близости или если его спугнули еще до кладки. Вороны чрезвычайно любят своих детенышей и снабжают их дождевыми червями и насекомыми, мышами, птицами, свежими яйцами и падалью: их неистовый голод, однако, по видимому вовсе не утоляется самою большою пищею, так как они постоянно требуют себе еще. Их легко спугнуть с гнезда; но они все-таки остаются поблизости его, доказывая всевозможными жалобными звуками и робким перелетываньем заботу о любимых детях. Старые вороны, в случае постоянных преследований, бросают пищу сверху в гнездо к своим детям» 56 . Так Господь, как бы внемля жалостным мольбам малюток – вранов, охраняет жизнь их, при стольких неудобствах и опасностях: Он одарил их природу свойствами и склонностями столь изумительными. Ужели премилосердый Промыслитель может быть жестоким к человеку так, чтобы умерщвлять его голодом, притом не слышать его жалобных воплей?! 50 Гезиод. Вступление, перевод и примечания Г. Властова. Спб. 1885 г. «Работы и дни». Ст. 504 – 511. 494. 496 – 497 51 Гезиод. «Работы и дни». Ст. 512 – 515. 529 – 533 52 Гомер. Илиада XII. 421– 425 53 Примечание. Древние представляли себе ад в виде подземного города, -который окружен стенами с крепчайшими воротами, охраняется бдительными стражами и пр. Пс. 17, 5 – С; 48, 15. Пс. 11 54 Примечание. Выражение «четыре углы» есть переводе греческого слова (по Эразм. чтению) кюбос, русск. произн. куб, которое служило названием четверограпной кубической кости, употреблявшейся греками для игры. 55 А. Брэм. иллюстрированная жизнь животных. Всеобщая история животного царства. Т. 1-й. Стр., 192 – 194, 199. 202. 212 56 А. Брэм. Жизнь животных. Т. 3-й, отд. 2-й. 1868 г. Стр. 367 – 371 Читать далее Глава 36 Глава 38 Источник: Книга Иова. Тула, тульские епархиальные ведомости, типография Н.И. Соколова, 1880 г. 114 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Telegram-kahaлы Пожертвовать Комментарии для сайта Cackl e

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

852 Обратимся и проч. Душа от горести готова была отпасть от любви, поэтому – обращенное к ней убеждение возвратиться, чтобы снова наслаждаться прежним покоем. Бог Своею помощью устранил все тревожащее, беспокоющее. Справедливо псалмопевец в этом спасении из опасности смерти видит залог того, что Бог сохранит его надолго еще в живых (в стране живых; противоположность шеолу, царству мертвых). Благоугождать Богу в стране живых ­­ жить богоугодно на земле. 853 Если соединять этот псалом с предыдущим, то под спасением, за которое псалмопевец хочет благодарить (ст.3), нужно разуметь упомянутое в Пс.114:4 освобождение от опасности смерти. – Если не принимать этого псалма в индивидуальном значении, то под «разрешением уз» (ст.7) можно разуметь освобождение из вавилонского плена; в этом случае возвратившиеся из плена заявляют в этом псалме, что они будут приносить Богу благодарственные жертвы. 854 Веровах – здесь вера в верность Бога своим обетованиям и правду Его, в чем ео ipso заключалась и надежда на спасение. Тем же – поскольку моя вера была столь сильна, то поэтому ( δο) я и высказывался так при самых тяжелых обстоятельствах; же – для обозначения резкой противоположности между действительным положением псалмопевца и его уверенностию. 855 Изступление, т.е. ума моего; ср. Пс.30:23 ; – состояние вне себя от горя и бедствия. Всяк человек ложь – выражение полного отчаяния в человеческой помощи и исключительной преданности Господу, а не выражение совершенной безнадежности; люди мне, конечно, не помогут, они все вероломно меня оставили, но Бог несомненно поможет мне. Можно впрочем ст.2 считать ближайшим только объяснением слов: аз же смирихся зело; я был в таком бедствии, что вне себя от горя должен был заявить: весь мир оставил меня. 856 Чашу спасения – образная речь, смысл которой следующий: в радостном воодушевлении (поднятие чаши) я представлю пред глаза свои дарованное мне Богом спасение, буду размышлять о нем и благодарить за это Бога. Имеющий пред собою чашу дорогого вина берет ее, радостно держит, поднявши вверх, и с веселым чувством рассматривает его. Едва ли здесь можно разуметь чашу с вином при торжестве после принесения благодарственной жертвы, сомнительно даже, пили ли вино при этом; ср., впрочем, 1Цар.1:9,13 . Древние разумели чашу страданий, которую, если она должна быть подана, нужно принимать радостно. Молитвы – обетные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

278. В ком есть они, того мучит успех других; а в ком нет, того не печалит он. Этот, когда другому оказана честь, не смущается; когда другой возвышен, не тревожится, потому что всем отдает преимущество, всех предпочитает себе. 279. Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое послушание, всякая нестяжательность, всякая многоученость. 280. Нечистый дух высокоумия изворотлив и многообразен, и все усилия употребляет, чтобы возобладать над всеми: мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатаго богатством, красиваго красотою, художника искуством. 281. И ведущих духовную жизнь не пропускает он искушать подобным же образом, и ставить свои сети — отрекшемуся от мира в отречении, воздержному — в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжании, молитвеннику в молитве. Во всех старается он посеять свои плевелы. 282. Как врачевство против гордости чаще прочитывай следующия и другия подобныя места Писания, направленныя против ней: Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко рабы неключимы есмы (Лук. 17, 10). Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе (Гал. 6, 3). Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Господом (Лук. 16, 15). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, говорит Господь (Мф. 11, 29). Во смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23). Смирихся и спасе мя (Пс. 114, 5). Нечист пред Господом всяк высокосердый (Прит. 16, 5). 283. Если здоров ты телом, то не превозносись, и бойся. 284. Кто сам себя возвышает, тот готовит себе безчестие; а кто служит ближнему в смиренномудрии, тот прославится. 285. Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели он низложит тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя. 286. Не осуждай брата в непостоянстве, чтоб и самому тебе не впасть в туже немощь. 287. Новоначальный, не имеющий смирения, не имеет у себя оружия на сопротивнаго; и таковый потерпит великое поражение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

46) Невозможно разверзть источник слез без глубочайшего смиренномудрия, ни опять смиренномудрым быть без умиления, производимого наитием Духа: ибо умиление от смиренномудрия, и смиренномудрие от умиления Святым порождаются Духом. Они, как звенья цепи, держась друг за друга и единою благодатию связуясь, составляют неразрывный союз духовный. 47) Свет, от Духа Святого нисходящий в душу, обыкновенно отходит по причине уныния, нерадения и безразличия оносительно слов и яств: ибо как безразличие в яствах и вообще сытая трапеза, так равно и неудерживание языка и очес нехранение изгоняют его из нее и делают нас омраченными. Когда же мы наполнимся тьмою; тогда все звери селения сердца нашего и скимны – страстные помыслы – с рыканием расходятся по душе, ища себе пищи в страстях и покушаясь похитить положенное в нас Духом сокровище (Пс. 163, 21). Но истинная другиня наша – воздержание, и ангелотворная молитва не только не попущают ничему такому произойти в душе, но и сохраняют в уме неугасимым светением Духа, сердце делают тихим и чистым, источают божественное умиление, душу расширяют любовию к Богу и всю ее, в веселии и девственности, всецело сочетавают со Христом. 48) Ничто так не свойственно разумности, как чистота и целомудрие души, коих матерь и другиня есть воздержание всестороннее, а отец – страх Божий. Страх же Божий, преложившись в вожделение Бога и сочетавшись с сердечным расположением к божественным вещам, соделовает душу свободною от страха, полною любви и божественного разумения родительницею. 49) Страх, наперед сочетавшись с душою, чрез покаяние делает ее чреватою помышлением о суде. Тогда окружают ее болезни адских мучений (Пс. 114, 3); воздыхания и скорбные томления с сжатием сердца терзают ее при помышлении о будущем воздаянии за дела злые. Потом она, многими слезами и трудами во чреве помышление зачатое (намерение содевать спасение) возрастивши, рождает на земле сердца своего дух спасения (решимость), и освободившись от мучении при мысли об аде, и избавившись от стенаний под действием представления суда, воспринимает в себя вожделение и радость будущих благ и сретается другинею – чистотою с целомудрием, кои искреннею любовию сочетавают ее с Богом. – С Богом же сочетавшись, душа ощущает неизреченную сладость, и от сего с удовольствием уже и наслаждением проливает слезы умиления, чуждою делается сочувствия всему, что в мире, и как бы в исступлении сущи, течет вслед Жениха, так взывая к Нему безгласным гласом: «вслед Тебе, в воню мира Твоего теку. Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где пасеши? где почиваеши в полдень чистого созерцания? чтоб не быть мне вынужденною блуждать по стадам другов Твоих – праведников (Песн. 1, 3, 6): ибо светлосияние великих таинств у Тебя». – Жених же, введши ее в сокровище-хранительницу сокровенных Своих таин, делает ее созерцательницею существа творений с премудростию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010