Здесь темный дух лжи и нечестия выведен для того, чтобы показать, что Господь повелевает духам благим и допускает до искушения духа злого.   Я был у одного человека в его келье. Это был очень благочестивый человек. У него под стеклом на столе была написана такая фраза: «От Меня это было». То есть все, что происходит в жизни человека, случается только по Промыслу Божиему, в том числе и несчастья, беды, скорби. Не случайно русские люди говорили в таких случаях: «Посетил нас Господь». Не темный дух, не диавол — Господь. Бог допускает несчастье в жизни человека, чтобы проверить его мужество, его веру, что мы видим в книге Иова.   Существует так называемая проблема синтетического повествования . Иногда то или иное повествование дается в сокращенном виде, а иногда в развернутом. Мы часто видим такие примеры и в Ветхом, и в Новом Завете. Скажем, рассказ о сотнике, который просил за своего слугу. В одном случае, у евангелиста Матфея, он занимает всего четыре строки, а евангелист Лука уделяет этому нее событию половину главы. Можно сказать, что апостол Матфей рассказывает эпизод сокращенно, а апостол Лука отражает событие во всей его полноте. И таких сокращений и расширений, называемых синтетическими, очень много и в Ветхом, и в Новом Завете. Другое явление — параллелизм . Для того чтобы существовала симметрия в рассказе, чтобы не было каких-то сторон, чрезмерно выпячивающихся или, наоборот, пропадающих, необходимы по крайней мере два элемента, симметричные по отношению друг к другу. У семитов, которые писали и редактировали книги Библии, было принято: рассекать явление на две половины. Эта симметрия событий называется параллелизмом.   «Море видело и побежало; Иордан обратился вспять; Горы скакали как овны и холмы как агнцы» «Пред лицем Господа трепещи, земля; Пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод» (Пс 114:3–4; 7–8).   Иногда симметрия имеется между двумя двустишиями или даже более длинными строфами. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудится строящий его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

35 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол 1:18). 36 Глава с таким названием есть в “Точном изложении православной веры” преподобного Иоанна Дамаскина, но там этот термин разбирается с точки зрения отношения Иисуса Христа к Богу Отцу и человеческому роду. 37 См.: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5). 39 Ср. с определением у преподобного Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры, I, 13). 40 Современный лингвистический термин этимология означает доказанное происхождение слова от другого слова, осуществившееся в соответствии с законами языка. — Ред. 41 Аристотель. Физика, 205а 10–20: “Всему воспринимаемому чувствами присуще по природе где-нибудь находиться и для каждой вещи имеется некоторое место, причем оно одно и то же для части и для целого, например для всей земли и для одного комка, для огня и для искры”. 42 Выпад против Оригена, который считал, что вначале души были умами, затем согрешили и охладились, за что и получили новое имя. Юстиниан. Письмо к патриарху Мине (p. 212, 3–8):«Из второго слова книги “о Началах”, как ум стал душей, и душа очищенная становится умом. При удалении и охлаждении с того [времени] появилась у духов жизнь, теперь называемая душей, ожидающей возвращения [в то состояние], которое для нее было в начале. Это, я считаю, говорилось пророком в словах возвратись, душа моя, в покой твой (Пс 114:7), потому что все это есть ум». 43 Сходная идея присутствует у Немезия Эмесского в трактате “О природе человека”, I, 195. Тело человека, состоя из четырех стихий, обладает сходными с ними свойствами — изменчивостью и текучестью. Текучесть выражается в истощении (опоражнивании) организма. “В силу этого необходимо или внести взамен равное истощенному, или уничтожить живое существо из-за недостатка восполняющих элементов”. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ob-opredeleniyah/

Итак, здесь мы видим Аврама, навстречу которому выходят разные люди. С одной стороны – царь Содома, этого гей-государства, государства извращенцев, а с другой стороны – Мелхиседек, царь Салима. И Авраам оказывается посредине между царем Содома и царем Салима, будущего Иерусалима: « Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская (то есть чтобы по-царски отблагодарить его, – О. С.); и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего » ( Быт. 14:17–18 ). Это пророчество о том, что перед пришествием Христовым («Мелхиседек, царь Салима (Царь Мира)», прежде чем Новый Иерусалим спуститься с Небес на землю (см.: Откр. 21:2 ), на земле будет страшный разврат (см.: 2Пет. 3:3 ), особенно усилиться содомский грех («царь Содомский» – Откр. 11:8 ). Сказано: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино» ( Быт. 14:18 ). Иудейский комментатор недоумевает: «Почему Малки-Цедек не намекнул и на жертвоприношения животных?» 114 Действительно! Иудеям было бы понятнее, если бы он принес жертвенною овцу или барана, но «хлеб и вино»? Так и вспоминаются слова из Писания: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:5–7 ). Мелхиседек, пророчески являет собою Самого Господа Иисуса Христа, с евхаристическими символами Хлеба – Его Тела и Вина – Его Крови! «Здесь впервые совершилось жертвоприношение, которое ныне приносится Богу христианами по всему миру. Выполняется то, что много позднее через пророка говорится Христу, Которому еще только предстояло прийти во плоти: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). То есть не по чину Аарона, поскольку его чин должен был упраздниться, коль скоро явились сами предметы, которые предвосхищались этими тенями» 115 . Вот это таинственная фигура! Кто же такой Мелхиседек, священник Бога Всевышнего? Ефрем Сирин считает:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В тот покой спешил войти Феодосий, спешил в тот город Иерусалим, о котором сказано: И цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21,24.) Слава, принимаемая там, есть слава истинная и царство блаженное, которого желал апостол, говоря: то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (Кор. 5,8–9.) Итак, уйдя от сомнительного подвига, наслаждается светом непрестанными и покоем вечным, радуется плодам Божественного воздаяния за сотворенное в теле. Возлюбил Феодосий Господа Бога своего и потому удостоился сообщества святых. В заключение моей речи скажу, что и я любил этого мужа милосердного, кроткого в правлении, добросердечного и смиренного, какого любит и Сам Господь, говоря: вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66,2). Любил я этого мужа, который благоволил более к обличающим, нежели к прихлебателям. Который, сложив с себя царские знаки, публично в Церкви оплакивал грех свой, сотворенный по обману и хитрости других, со стонами и слезами просил прощения. Чего простолюдины стыдятся, того не устыдился Император — принес публичное покаяние, и каждый день сожалел о своем прегрешении. Одержав славную победу, решил он до прибытия сыновей своих воздержаться от святых тайн потому только, что в сражении неприятели его были побиты. Полюбил мужа, который при последнем издыхании искал меня духом, который, расставаясь с телом, пекся больше о состоянии Церквей, нежели помышлял об опасностях своих. Любил я, признаюсь, этого мужа и потому всей душой соболезную о нем и для утешения продолжаю эту речь. Любил и надеюсь, что Господь примет голос моления моего о благочестивой душе его. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня (Пс. 114,3), потому что многие бедствуют, но не многие имеют средство к избавлению. Священник во всех бедствует, во всех виновных мучается: ибо что другие претерпевают, то сносит и он; напротив, когда другие освобождаются от бедствий, освобождается и он. Сокрушается сердце мое, что взят от нас муж, какого обрести едва можем. Но Тебя, Господи, одного подобает молить, чтобы Ты представил нам его в чадах Твоих. Ты, охраняй младенцев, спаси уповающих на тебя, даруй совершенный покой рабу Твоему Феодосию, покой, уготованный святым Твоим. Пусть душа его обратится туда, откуда сошла, где не может чувствовать жала смерти, где познает, что эта смерть есть кончина вины, а не природы. Умер наш Феодосий, но умер для греха, чтобы не принадлежать к этому злому месту: умер, но воскреснет для восприятия совершеннейшей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Пс.113:16. Подобни им да будут творящии я.    Так погибнет имение, так погибнут и собирающие его. Пс.113:17. Дом Израилев упова на Господа.    Это говорят язычники; т. е. как древле спасал Бог веровавшего Израиля, так и ныне спасет язычников. Ибо Пс.113:19. боящиися Господа    суть язычники, потому что, по устранении дома Израилева, т. е. целого народа, и дома Ааронова и дома Левиина, кому иному быть боящимися Господа, как не народу из язычников? Пс.113:22. Да приложит Господь на [п]ны, на [п]ны, и на сыны [п]наша.    Он Тот самый, Чьи законы храним мы. А чтобы не подумал кто, будто бы законодательство Моисеево от кого иного, Псалмопевец прежде, нежели упомянул о законодательстве, сказал о мироздании. И этим учит, что един есть Бог, все же прочее создано. Пс.113:25. Не мертвии восхвалят Тя Господи.    «Мертвыми» называет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни, т. е. ведения о едином Боге. Псалом 114 Аллилуия. Псалом.   В этом псалме изображает подвиг проходящих евангельское житие, победу их по Богу и будущий за труды венец. Пс.114:1. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего.    Кого же возлюбил? Господа Бога всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию. И в награду за любовь «приял» то, что услышал. Пс.114:2. И во дни моя призову.    В какие же дни, как не во дни подвига, когда бедствовала душа его? Пс.114:3. Объяша мя болезни смертныя.    Описывает чрезмерность скорбей, постигших его за благочестие, что и называет «болезнями смертными, бедами адовыми, скорбью и болезнью». Говорит же, что призванием Бога преодолел их. Почему и в начале сказал: «возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». Пс.114:4. О Господи, избави душу мою.    Выше сказав вообще: «во дни моя призывал я», показывает, в чем состояло его призывание. В чем же именно? Не в этом ли: «о Господи, избави душу мою?» Говорил же это, зная, что милостивый Господь услышит его. Пс.114:5. И Бог наш милует.   Милость есть движение духа, возбуждаемое состраданием к униженным в достоинстве. Так, поскольку и мы, лишившись пребывания в раю, из славных сделались бесславными, то Бог, видя, что мы были и чем стали, милует нас. Ибо глас милости взывал Адаму: «где еси» (Быт. 3:9)? показывая тем, откуда и куда ниспал он.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Псалом 114 К этому псалму в еврейской Библии присоединяется следующий по счету LXX 115 псалом, и таким образом с 116 псалма по греческой Библии, а по еврейской 117, восстанавливается прежний счет на один псалом вперед. То чувство радости, которое изображается в этом и следующих двух ( Пс.115–116 ) псалмах, показывает, что они написаны после уже получения помощи от Господа. Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я воззвал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах (1–4). Господь милостив и помогает всем простодушным пред ним (5–6). Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага. Пс.114:6 .  Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Господь «хранит простодушных» – т. е. тех, кто просто и глубоко, как дети, веруют в Него, или беспомощных, как дети, а потому нуждающихся в защите со стороны. Такими простодушными по вере и беспомощными, как дети, были евреи данного времени, возвратившиеся из плена, так как жили верой и ожиданиями исполнения предсказанных пророками обетований, они же были и беспомощны, так как им самим, без всякого стороннего содействия и при нищете приходилось начинать снова устроение своей земли как в политическом и религиозном, так в гражданском и экономическом отношениях. Пс.114:7 .  Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. «Возвратись, душа моя, в покой твой» – период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь «облагодетельствовал». Пс.114:9 .  Буду ходить пред лицем Господним на земле живых. «Ходить пред лицем Бога» – служить Ему своей жизнью; на «земле живых» на земле людей своего народа, теперь довольного и осчастливленного. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Праведна помощь»… .   Хотя на стороне чтений, отличных от того, какому следует здесь Златоуст, находится огромное большинство и высокая древность греч. списков, при всем том эти последние должны уступить здесь, по нашему мнению, свое место чтению меньшинства списков в виду того, что это есть чтение Златоуста, что оно согласуется с еврейск. текстом и вместе с тем есть одно из древних чтений славянской Псалтири. Поэтому принятый в «Сличительной Псалтири» перевод: «а испытаяй сердца и утробы (Ты) Боже праведен (еси)» не лишен вообще оснований, хотя без нужды обременен дополнениями, без которых эти слова могут быть переведены таким образом: «Бог праведный, испытуяй сердца и утробы».   Стр. 114. Пс. 9:6. Злат.: …имя ею потребил еси, как в Симон.: «и имя его потребиться», в Пс. Макс. Грека: «загладил еси», согласно с Синайск., Феод, и большинством греч. сп., в которых читается: имя его, как и в нынешней слав. Пс. В Ватик. сп., Пс. 862 г., согласно с еврейск. т., читается: имя «их», в Алекс. —  имя «твое». Стр. 136. Пс. 10:7. Злат.: правоты виде лице Его, как в Симон.: «правая виде» или «правды» в Пс. Севаст. Собрания, согласно с Синайск., Алекс., Феодор. и большинством др. греч. сп. В Ватик. и нек. др. сп.: «правоту виде». Стр. 140. Пс. 11:3. Злат.: …глаголаша злая (κακ), как в Симон, и нынеш. Слав. Пс., согласно с Синайск. (κακ прибавлено позднейшей рукой), Алекс. (: πονηρ — «худое»), Феодор., и большинством др. греч. списков. В Ватик. и некот. др. сп, не читается, согласно с евр. т., слово: злая. – ст. 4. Злат.: Потребит Господь, как в Симон. (: «потребит Господь») и нынеш. Слав. Пс., согласно с Алекс., Верон. и др. сп. и евр. т. В Ватик., Феодор. и нек. др. сп.: да потребит (εξολοθρσαι) Господь». Стр. 141. — ст. 6. Злат.: Страсти ради (ενεκεν της ταλαιπωρας), как в Симон. Пс. и — Макс. Грека (: «озлобления ради»), согласно с Синайск., Верон. и большинством греч. сп. В Ватик. сп.: «от страсти» (απο της ταλαιπωρας). Стр. 145. Пс. 12:3. Злат.: …болезни в сердцы моем день и нощь, как в Симон. (: «болезнь в сердце моем день и нощь»), в Пс. Севаст. Собр., Цетинской и др. (: «болезни»), согласно с Синайск. (позднейшая рука), Алекс., Феодор. и большинством греч. сп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Скачать epub pdf Псалом 114 Близкое соответствие благодарности сего, 114-го, псалма с предшествующею ему молитвою псалма 113 дает основание признать сей краткий псалом благодарственною песнию иудеев Господу Богу за избавление их от тех затруднительных обстоятельств, в каких находились они при построении второго храма Иерусалимского. Надписывается он так же, как и предшествующие и последующие ему псалмы, словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Пс.114:1–2 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову. Хотя по краткости речи пророк не досказал здесь, кого он возлюбил, но это ясно видно из последующих его слов, когда он тут же благодарит Господа Бога за то, что Он услышал его молитву. Вместо возлюбих по переводу с еврейского читаем: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Слова различны, но чувства, выраженные словами, одни и те же. Сильная молитва , когда она бывает услышана, производит в молящихся чувство радости и еще большую любовь к Тому, от Кого видит удовлетворение своей молитвы. А потому и сказать ему: «возлюбил я» – не то же ли значит, что сказать: «я рад, что Господь услышал моление мое»? И как не радоваться, как не любить Того, как бы так продолжает речь свою пророк, Который будучи Господом всяческих и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушиванию молитв недостойных рабов Своих, что мы благонадежно и дерзновенно во всех нуждах наших можем призывать Его, и я потому всегда во дни моя, при всяких обстоятельствах, в счастии и в несчастии, буду призывать Господа. Пс.114:3–4 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Изречения сии почти буквально повторяются и в псалме 17 (ст. 5–7). Как здесь, так и там пророк выражает те скорби и бедствия, каким подвергался он в жизни и от коих избавлялся чрез призвание Господа на помощь. «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня, цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пра­ведна помощь». Хотя на стороне чтений, отличных от того, какому следует здесь Златоуст, находится огромное большинство и высокая древ­ность греч. списков, при всем том эти последние должны уступить здесь, по нашему мнению, свое место чтению меньшинства списков в виду того, что это есть чтение Златоуста, что оно согласуется с еврейск. текстом и вместе с тем есть одно из древних чтений славянской Псалтири. Поэтому принятый в «Сличитель­ной Псалтири» перевод: «а испытаяй сердца и утробы (Ты) Боже праведен (еси)» не лишен вообще оснований, хотя без нужды обременен дополнениями, без которых эти слова могут быть переведены таким образом: «Бог праведный, испытуяй сердца и утробы». Стр. 114. Пс.9:6 . Злат.: «имя ею потребил еси», как в Симон.: «и» Это «и», излишнее против чтения Злат., не может служить признаком различия того и другого, так как в других сп. древнеславянской Пс. это «и» не читается здесь. 53 имя его потребиться», в Пс. Макс. Грека: «загладил еси», согласно с Синайск., Феод, и большин­ством греч. сп., в которых читается: «имя его», как и в нынешней слав. Пс. В Ватик. сп., Пс. 862 г., согласно с еврейск. т., чи­тается: «имя их», в Алекс. – «имя твое». Стр. 136. Пс.10:7 . Злат.: «правоты виде лице Его», как в Симон.: «правая виде» или «правды» в Пс. Севаст. Со­брания, согласно с Синайск., Алекс., Феодор. и большин­ством др. греч. сп. В Ватик. и нек. др. сп.: «правоту виде». Стр. 140. Пс.11:3 . Злат.: «глаголаша злая» ( κακ), как в Симон, и нынеш. Слав. Пс., согласно с Синайск. ( κακ прибавлено позднейшей рукой), Алекс. ( πονηρ – «худое»), Феодор., и большинством др. греч. списков. В Ватик. и некот. др. сп, не читается, согласно с евр. т., слово: «злая». Ст. 4. Злат.: «Потребит Господь», как в Симон. «по­требит Господь» и нынеш. Слав. Пс., согласно с Алекс., Верон. и др. сп. и евр. т. В Ватик., Феодор. и нек. др. сп.: да потребит ( εξολοθρσαι) " Господь». Стр. 141. – ст. 6. Злат.: «Стра­сти ради» ( ενεκεν τς ταλαιπωρας), как в Симон. Пс. и – Макс. Грека «озлобления ради», согласно с Синайск., Верон. и большинством греч. сп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови. Пс.106:30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились. Пс. 110:3. Изыскана во всех волях Его – точно соответствуют всем Его хотениям. Пс.113:22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших. Пс.114:8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни. Пс.117:5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претерпение скорби. Пс.4. 2 . Феодор.: доставляет утешение более самой скорби. Пс.118:32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и соделал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или – удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь. Пс.119.4. Угли пустынные, – опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее – к бегству Давида. Пс.120:5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит – как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе. Пс.121:3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010