Священство «по чину Аарона» не достигло совершенства (7:11). Поэтому должен был появиться священник «по чину Мелхиседека», Иисус, обладавший священством вовек (7:11–14). Таким образом, упраздняется прежний Закон, согласно которому священство принадлежало потомкам Левия (7:15). Левиты были священниками «без клятвы». Иисус же стал священником «с клятвою». «Клялся Господь и не раскается. Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.110/109:4) Таким образом, «лучшего завета поручителем соделался Иисус», пребывающий вовек (7:20–24). Христос – служитель небесного Святилища и поручитель лучшего завета (8:1–9:28) Этот отрывок кульминационный момент Послания (8:1): Иисус «воссел одесную престола величия на небесах» (8:1; Пс. 110/109:1) и стал, таким образом, Первосвященником небесного Святилища, «скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (8:2). Христос сделался поручителем нового завета, предсказанного пророком Иеремией, которого автор Послания цитирует целиком (8:6–13): «Вот наступают дни, говорит Господь, когда заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет…» (8:8–12). Далее автор описывает ветхозаветное богослужение. Храм (скиния) был разделен на две части: первая называлась Святое, и туда постоянно могли входить священники; вторая называлась Святое Святых, и туда входил только первосвященник с кровью, приносимой за его грехи и за грехи народа. Автор Послания комментирует этот факт следующим образом: «Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (9:8). «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшей скинией, нерукотворенную… и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:11–12). Такова центральная мысль Послания. Христос становится, таким образом, «поручителем нового завета» (9:15). В данном случае термин «завет» употребляется в значении греческого термина как «завещание», что подразумевает смерть завещателя. После нескольких стихов обзорного характера (9:18–25), автор утверждает, что жертва Христа открывает «конец веков» (9:26), последнюю эру в истории мира, что не исключает и это подчеркивается второго пришествия Христа в конце времен (9:28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки престола и в избрании Сиона для поселения Божия 125 . Тропари (гл. 1, 4 и 5) приглашают нас и вселенную к достойному принятию грядущего Господа, причем последний, в соответствии с такими же тропарями на предыдущих часах, касается отношения к событию Иосифа. Прокимен из Пс. 109 , 3б, на 1а о предвечном рождении Мессии, обусловливающем Его сидение одесную Бога. Паремия из Ис. 7, 10 – 16 а; Ис. 8, 1 – 5 . 8б – 10 – пророчество о рождении Мессии от Девы, Его святом детстве и победоносности еще в детстве 126 . Апостол Евр. 1,10 – 2,3 о предвечности и неизменяемости Сына Божия, ручающихся за величие основанного Им спасения. Евангелие, Мф. 2, 1 – 12 рассказом о поклонении волхвов продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя. 9-й час , удерживающий обычный пс. 85-й, получает пс.109, изображающий победы Мессии, обусловленные Его предвечным рождением, седением одесную Бога и священническим достоинством 127 , и пс. 110, изображающий нравственную сторону великих дел Божиих по избавлению людей Его и основанию завета с последними 128 . Из тропарей (гл. 7, 2 и 6) 1-й (подготовляя евангелие) оплакивает избиение младенцев Иродом, 2-ой содержит ответ Пресвятой Марии на (обрисованное в тропарях предыдущих часов) недоумение Иосифа. 3-ий, как заключительный, дает полную картину события со стороны проявившегося в нем «истощания» Христова, заканчиваясь троекратным поклонением рождеству и молитвою о наступлении Богоявления. Прокимен из Пс. 86 , 5а 2а указывает на духовное многочадие Сиона, вызванное рождением в нем такого исключительного Человека, как Мессия. Паремия Ис. 9, 6 – 7 дает всестороннюю картину служения Мессии, поскольку оно определялось Его богосыновством. Апостол Евр. 2, 11 – 18 о главной цели вочеловечения Сына Божия – Его первосвященническом служении. В соответствии с чем и евангелие Мф. 2, 23 – 13 говорит об избиении младенцев, которое было предвестником и предзнаменованием кровавой жертвы «Младенца Мариина» и вместе последним из потрясающих обстоятельств Рождества Христова 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

88:9, 15), и все пути Господни — милость и истина (Пс. 24:10; 118:151); Все заповеди Твои — истина (Пс. 118:86); Дела рук Его — истина и суд (Пс. 110:7); е) наконец, наши познания изменяются, усовершенствуются и часто проходят: ибо мы многое из познанного забываем, — познания Божии неизменны и вечны: истина Господня [пребывает] вовек (Пс. 116:2). Следует, однако, заметить, что способ познания Божия, в сущности своей, для нас непостижим, хотя, сравнивая его с нашим, мы и можем понимать их различие: дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его, - восклицал один даже из богопросвещенных мужей ветхого завета (Пс. 138:6). Святые Отцы и учители Церкви не только повторяют в своих писаниях все то, что говорит о всеведении Божием Священное Писание. т.е. приписывают Богу знание и самого Себя и всех тварей, знание прошедшего, настоящего и будущего, необходимого, случайного, условного, и знание совершеннейшее, отличное от нашего, — но вместе с тем стараются объяснить и причины этого всеведения Божия. Первую причину они полагают в том, что Бог сам есть Творец всего и все от Него зависит; вторую — в том, что Он носит в уме своем идеи всех вещей; третью — в том, что Он везде присутствует непосредственно существом своим. Старались также древние учители Церкви решить, по возможности, и частный вопрос касательно всеведения Божия, который издревле почитается труднейшим, вопрос об отношении предведения Божия к свободной деятельности человека. Это предведение говорили они, нисколько не стесняет нашей свободы: ибо - а) Бог предвидит не одни действия наши, но вместе и их причину — нашу свободу, — предвидит то, что мы совершим эти действия по своей воле, что если захотим, мы совершим вместо их другие действия, которые также Он предвидит, и след., если решимся предпочесть одни действия другим, — наш выбор будет зависеть совершенно от нашего произвола; б) предвидение Божие в настоящем случае можно сравнить с предвидением человека: как мы, узнав наперед, каким-нибудь образом, что наш ближний решился совершить что либо, не можем еще этим принудить его к избранному делу, так точно не принуждает нас к известным поступкам и Бог своим предведением: Он предвидит их, как действия наши свободные, а не как необходимые; в) для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: потому Он не предвидит, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем; здесь, след.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

109. Жизнь аввы Георгия, никогда не возмущавшегося. В монастыре св. Феодосия разсказывал нам о настоятеле этой обители, авве Георгии, ученик его авва Феодосий, сам отличавшийся благостью, кротостью и смирением. Он был потом епископом капитолиадским. «В течении двенадцати лет я наблюдал за ним, не увижу ли его возмущенным хотя один раз, и никогда не видал. А между тем теперь здесь царит распущенность и непослушание… Кто так смиренно опускал очи, как отец наш св. Георгий? Кто затворял так слух свой, как он, блаженный? Кто обуздывал так свой язык, как отец наш? Какой солнечный луч так озарял землю, как отец наш просвещал сердца всех нас»? 110. Наставления св. старца египетского. Взял я господина Софрония, и мы вместе с ним пришли в г. Александрии в лавру Октодекат к старцу великой добродетели, родом египтянину. — Дай нам совет, отче, как нам вместе жить, так как господин софист имеет намерение отречься от мира. — Доброе дело, чадо, — отвечал старец, что желаешь отречься от мира и спасти свою душу. Пребывайте в келлии, где пожелаете жить, трезвенно, молчаливо и в непрестанной молитве,и я уповаю на Бога,чадо,что он пошлет вам вразумление и просветит ваш ум. — Если желаете спасения, говорил он снова, избегайте общений с людьми.Теперь мы непрестанно стучимся во все двери, обходим грады и страны, где только можем найти пищу сребролюбию или тщеславию и наполнить душу суетностью. — И так будем убегать (от мира), чада! сказал он еще раз, ибо время близ есть. — Увы, как много нам придется плакать и раскаиваться в том, в чем теперь не желаем каяться! говорил также он. — Когда нас превозносят похвалами, мы не умеем смиряться,равнокак–в противном случае–не можем переносить слов. Первое питает в нас славолю–ие, второе причиняет нам, несчастным, скорбь. Но где скорбь и тщеславие, там нет ничего доброго. — Великие и дивные отцы наши пасли многих. А я, недостойный, и одной овцы не могу упасти,напротив сам постоянно подвержен нападению зверей. — Вся забота демонов в том только и состоит, чтобы ввергнуть душу в грех и потом довести до отчаяния с целию окончательно погубить. Демоны непрестанно внушают душе: когда умрет и погибнет имя его (пс. 40, 6)? Но если душа бодрствует, она сама будет вопиять против них: не умру, но жив буду и повем дела Господня (пс. 117, 17). Но демоны безстыдны и снова устремляются на душу, внушая ей: превитай по горам яко птица (пс. 10, 1). На это у нас должен быть готов ответ: Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой не преселюся (пс: 61, 7)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

– Вся забота демонов в том только и состоит, чтобы ввергнуть душу в грех и потом довести до отчаяния с целью окончательно погубить. Демоны непрестанно внушают душе: когда умрет и погибнет имя его (Пс. 40, 6)? Но если душа бодрствует, она сама будет вопиять против них: не умру, но жив буду и повем дела Господня (Пс. 117, 17). Но демоны бесстыдны и снова устремляются на душу, внушая ей: превитай по горам яко птица (Пс. 10, 1). На это у нас должен быть готов ответ: Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся (Пс. 61, 7). – Будь стражем сердца своего, – сказал в заключение старец, – чтобы не вошел кто-либо чужой со словами: наш ли еси ты, или от супостат? (Иис. Нав. 5,13.) К главе 110 Об Александрии и окрестных монастырях см. «Ист. православн. монашества на Востоке». П. Казанский. Москва, 1854. Стр. 190. Речь старца показывает нам, как глубоко подвижники изучали св. Писание, особенно Псалтирь. Глава 111 Поступок юродивого Положив деньги на землю, удалился. Однажды в Александрии вместе с другом Софронием мы отправились в храм в честь Феодосия. Нам встретился человек плешивый, одетый во власяницу до самых колен. Он нам показался как бы юродивым. – Дай мне денег, – сказал авва Софроний, – и ты увидишь добродетель прохожего. Даю ему пять фолер, а он отдал их тому, кто казался нам юродивым. Тот молча принял. Мы потихоньку пошли за ним. Свернув в переулок, он простер правую руку с фолерами к небу, выше головы, потом повергся пред Богом и, положив деньги на землю, удалился. К главе 111 Память св. мученика Феодосия 27 марта. Глава 112 Жизнь и смерть инока Льва из Каппадокии Я буду царствовать. В царствование благоверного императора и кесаря Тиверия мы пришли в Оазис. Там увидали инока, великого пред Богом, родом из Каппадокии. Имя ему было Лев. Нам многие и много дивного рассказывали о нем. Познакомившись с ним и близко узнав этого святого мужа, мы получили от него великую пользу – особенно от его смирения, безмолвия, нестяжательности и любви, которую он имел ко всем. Этот достопочтенный старец говорил нам:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Девятый час уже как бы обращён в будущее, и лицезрим искупительный подвиг Рождающегося ныне Господа: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс 109:1), избавление посла людем Своим (Пс 110:9), избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго (Пс 85:13). В последнем же, 85-м псалме ещё слышится и тема нынешнего Иродова кровожадного восстания на Господа и Христа Его: Сохрани душу Мою… законопреступницы восташа на Мя, и сонм державных взыскаша душу Мою (Пс 85:2,14). Вообще, в развитии Рождественского повествования — от неведающих Божественных тайн человеков, поношающих бессеменное бремя Пречистой Девы, от закрытых перед Ней, Рождающей, человеческих жилищ, — до завистливого Иродова любопытства и безумной его лютости, — уже видится образ Голгофы, и её время близится с каждым часом. Потому и отзвуком Страстной Пятницы (“Ужас бе видети”) на тот же печальный 7-й глас слышим ныне стихиру: “Удивляшеся Ирод,/зря волхвов благочестие,/и, гневом побеждаемь,/лета испыташе разстояния;/матери безчадствуемы бываху,/и безвременный возраст младенцев горце пожинашеся,/сосцы ссыхахуся,/и источницы млечнии удержавахуся,/велие бяше лютое./Темже благочестно, вернии, сошедшеся,/поклонимся Христову Рождеству”. И отвечаем как будто бы той же памятной великопятничной песнью, тишайшим плачем, на великое и неисповедимое Божественное снисхождение, на всепобеждающую Божественную любовь: “Днесь раждается от Девы/рукою всю содержай тварь,/пеленами, якоже земен, повивается,/Иже существом неприкосновенен Бог./В яслех возлежит/утвердивый Небеса словом в началех,/от сосцев млеком питается,/Иже в пустыни манну одождивый людем,/волхвы призывает Жених церковный,/дары сих приемлет Сын Девы./Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;/покланяемся Рождеству Твоему, Христе;/покланяемся Рождеству Твоему, Христе:/покажи нам и Божественная Твоя Богоявления”. К предпраздничной радости возвращает нас паремия из Исаии-пророка: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис 9:6). Апостольское же чтение открывает великий смысл тайны Божия воплощения как преискреннего единения, родства Творца и возлюбленного творения, явленного во Христе, пришедшего спострадать нам и совоскресить с Собою: Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит… державу смерти… должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския.

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

Й. специально упоминает, что он 25 лет находился рядом с Лютером, но никогда не слышал от него такого учения, какое приписывает ему Озиандер (JJBW. Bd. 2. S. 310). Согласно Й., учение Лютера является простым и всецело основанным на Свящ. Писании, в то время как Озиандер предлагает непонятные простым верующим рассуждения, к-рые не могут поселить в их душах мир и надежду на Христа, но лишь вводят людей в смущение (Ibid. S. 310-311). Й. упрекал Озиандера в неверном толковании Евангелия от Иоанна (см.: Ин 7. 21-23, 26), цитатами из к-рого Озиандер пытался обосновать свое учение, и утверждал, что, согласно общепринятому христ. учению, Христос вселяется в человека не лично и не «сущностно» (wesentlich), т. е. не Своей природой, но действием благодати Св. Духа, к-рая поддерживает, просвещает и освящает верующих (JJBW. Bd. 2. S. 317-318; ср.: Lehmann. 1963. P. 104-106). Религиозная поэзия Й. принадлежат неск. стихотворных гимнов, являющихся вольным переложением библейских псалмов, содержание к-рых связывается Й. с современной ему религ. ситуацией (текст см.: Das deutsche Kirchenlied von der ältesten Zeit bis zu Anfang des XVII Jh. Lpz., 1870. Bd. 3. S. 42-45; ср. также: Lehmann. 1963. P. 110-113). Гимн «Если бы не Господь был с нами» (Wo Gott der Herr nicht bey uns helt; Пс 123), к-рый Й. создал по просьбе Лютера, был опубликован в составе сб. «Энхиридион» (Eyn Enchiridion oder Handbuchlein, 1524). Переложения еще 3 псалмов были выполнены Й. в 40-х гг. XVI в., во время пребывания в Галле, и опубликованы отдельными изданиями: «Услышит вас Господь в день печали» (Der Herr erhor euch in der noth; Пс 20); «Господь Иисус Христос, мы наследие Твое» (Herr Jhesu Christ, dein Erb wir sind; Пс 78); «Господь Иисус Христос, Ты - истинный Бог» (Herr Jhesu Christ, o warer Gott; Пс 20 и 70). Переводы Одним из наиболее ранних переводческих опытов Й. стал перевод трактата Лютера «О рабстве воли», направленного против учения Эразма Роттердамского о свободе воли; перевод был издан под заглавием «О том, что не существует свободы воли» (Das der freie Wille nichts sey.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

– Мы просим Тебя, всемогущий Боже, одари источник сей по благодати Твоей прощением грехов и возрождением к новой жизни в сыновстве Твоём. Чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которому с Тобою и со Духом Твоим да будет честь и слава от века до века. Общ. Аминь. Во время пения литании (если не освящается крещальня) священник подходит к алтарю, на котором уже зажжены свечи. – Если имеются в виду причастники, то вместо литании читаются покаянные молитвы, за которыми следует: «Господи помилуй» (Kyrie), «Слава в вышних Богу» (без «входного»), во время пения великого славословия происходит колокольный звон, и продолжается литургия-месса с «апостолом» Кол.3:1–4 и «Евангелием» Мф.28:1–7 . (Впрочем, если торжество двух вышеизложенных освящений происходит ещё с вечера великой субботы, то после литании непосредственно читается «послание» со «степенным» и «аллилуйя» и «Евангелие», а затем следует «антифон» и положенная по уставу «хвалебная песнь» с антифоном; в заключение: «Отче наш», «церковная (дневная) молитва» и отпуст с благословением и «аллилуйя». Утреннее же богослужение совершается обычно по уставу). Утреннее и вечернее богослужение в день Пасхи и следующие за ним дни до дня Вознесения Господня по своему чину мало отличны от таковых же служений, уже раньше изложенных нами. После обычного начала, как в дни адвента и другие, следует «приветствие», или приглашение: «Христос воскрес приидите поклонимся» со стихами Пс.94 (см. стр. 41); потом псалмы: 1) Вскую шаташася языцы ( Пс.2:1–4, 6, 7, 10, 11 ) с антифоном: «Все народы суть наследие Сына. Аллилуйя: до концов вселенной достигают владения Его. Аллилуйя»; 2) Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим ( Пс.110:1–10 ) с антифоном: «Да возвестит Он народу своему Свои деяния, чтобы дать им наследие язычников. Аллилуйя» и 3) Господь крепость моя, моё пение и моё спасение ( Пс. 117:14, 16–20, 22–24, 29 ) с антифоном: «Воспойте с радостию и торжеством о победе в жилищах праведников. Аллилуйя: десница Господня одерживает победу. Аллилуйя».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Это нужно сказать не об одних только иу­деях и не только о событиях, бывших с ними, но о всем вообще. Все, совершаемое Им, есть истина и суд; суд, т.е. правда. А истиною Писание часто называет и человеколюбие. Слова эти, следовательно, означают, что Бог совершает все по правосудию и вместе по человеколюбию. Подлинно, если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы. 6. Поэтому тот же пророк в другом месте говорит: «не вой ди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ); и еще: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» ( Пс.129:3 ) Так, все, происходящее от Бога, исполнено того и другого. Если бы Он действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому, для спасения людей Он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление. «Верны все заповеди Его». Как поступает часто пророк в других местах, так и здесь: от премудрости Божией, являющейся в творении и в разных видах промышления, он переходит к Его законода­тельству, показывая и здесь новый вид промышления. В са­мом деле, Бог вразумляет род человеческий не только тем, что создал столь много таких тварей, но и тем, что установил закон. Вот почему и в восемнадцатом псалме пророк, различая эти два вида промышления, в начале его говорит: «небеса поведают о славе Божией; а в средине, окончив речь о творении, присовокупляет: закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи» ( Пс.18:2, 8–9 ). Так и здесь, сказав о знамениях, чудесах и делах Божиих, переходит к заповедям и говорит: «верны все заповеди Его, утверждены они на век века, начертаны по истине и правоте» ( Пс.110:7–8 ). Не напрасно сказал он: «все», но употребил это выражение, имея в виду множество заповедей. Так, есть за­коны творения, которые соблюдают все создания, солнце и луна, день и ночь, звезды, земля и течение всей природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

34. " И прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью " (Молитвы утренние. Молитва 5-я, святого Василия Великого); " Господи Боже наш, в чем согрешил я сегодня словом, делом и помышлением, Ты, как Благий и Человеколюбивый, прости мне " (Молитвы вечерние. Молитва 5-я); " Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою, словом ли, делом ли, помышлением " (Последование ко Святому Причащению. Молитва святого Иоанна Златоустого, 7-я). " Десятой заповедью закона Божия нам запрещаются порочные чувства, мысли и желания, запрещается останавливаться на них, удерживать их в себе, развивать. Услаждаться ими " (16:108). " Как и чем грешат? Грешат: словом, делом, помышлением, желаниями " (101:182). " Грех - в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога " (110. См. термин " грех " ). 35. " Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие " (1Ин.3:4). См. также, например, Пс.105:6; Ис.59:12; Дан.9:5; Иак.2:9. " Сущность зла состоит в нарушении воли Божьей, заповедей Божьих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом " (27:132,133). " Грех есть сопротивление человека той воле Творца, которая ему открыта либо через Писание, либо через заповеди церковные, либо через голос совести. Грех - это не просто ошибка, проступок, это именно нарушение воли Божией И еще понятие греха связано не просто с нарушением какого-то безличного закона, а со столкновением двух воль - благой воли Творца и воли человеческой, которая бывает злой, самоутверждающейся " (80:66). В 23:93, со ссылкой на отцов Церкви, под грехом понимается " нарушение свободою человеческою воли Божией " . " Грех - нарушение в мыслях или действием воли Бога, воплощенной в нравственных предписаниях, требованиях санкционированных религией норм поведения и образа жизни " (56:110). " Закон же - заповедь, научающая этому (тому, что чего Бог желает, есть благо - 38:326 - П.В.), чтобы мы, твердо держась его, находились в свете (1Ин.1:7), каковой заповеди нарушение есть грех " (38:326,327).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010