1 Духовная беседа 21, 3. Эта степень названа крайней потому, что при полном смешении понятий относительно смысла и значения жизни человек постепенно теряет самоопределяющее понятие «кто я?», «зачем я живу?», которым удерживает себя в пределах общечеловеческого нравственного закона. Потеря сознательного осмысления достаточно легко выводит за пределы человеческих норм, с самыми крайними последствиями. Этот духовный закон, выраженный с полной ясностью, находим у псалмопевца Давида: «...и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). 2 De char. 7, col.913 C. 3 De char. 5, col.912 BC. 4 De liber. Mem.4, col.937 D. 5 II Epist. Col.416 C. 6 Ib. Col.416 CD. 7 II Epist. Col.417 A. 8 De lib ment. 12 col.944 D. 9 Ib. col.944 С. 10 De chant. 7, col.913 D-916A 11 De chant, 16, col.921 ВС. 12 II Epist. col.417 С. 13 Там же. Col.409 С. 14 II Epist. col.433 A. 15 Ib. Col.436 АВ. 16 De char. 28, col.929 D — 932 A. 17 Ib. Col.932 A. 18 De patient, et discr. 18. Col.880 C. 19 De lib. ment. 12. Col.944 С. 20 De elev. ment. 11. Col.900 А. 21 De elev. ment. 20. Col.905 D. 22 II Epist. Col.421 D — 424A. 23 De char. 11.Col.917B. 24 Там же. Col.920 D. 25 De patien. et discr. 12. Col.873 D. 26 De patien. ei discr. 11. Col.873 C. 27 Deorat II.Col.861 A. 28 De pert. Spir.2. Col.844 A — Мф.5:8. 29 De elev. ment. 20. Col.908 AB. 30 De char. 31. Col.933 D. 31 De elev. ment. 7. col.729 D — 732 A. 32 De cust. cord. 7. Col.825 В. 33 II Epist. Col.416 А. 34 Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С.92,95. 35 Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Т.1.Ч.1.Харьков, 1889. С.735. 36 Барсов Н. Указ.соч. С.735—736. 37 Там же. С.679. 38 Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952—1983 гг. Нижний Новгород, 1996. С.102. 39 Там же. С.110. 40 Там же. С.102. 41 Там же. С.102. 42 Барсов Н. Указ.соч. С.740. 43 Архиепископ Василий (Кривошеин). Указ.соч. С.102. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3461...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иордан Иордан [евр. «нисходящий», «(текущий) вниз» или «река суда» ], главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне – юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. – Банияс – берет свое начало в древней ⇒ Кесарии Филипповой , на высоте 329 м над уровнем моря; самый полноводный, но короткий – Нахал-Дан – начинается возле Телль-эль-Кади (⇒ Дан , 3), на высоте 154 м над уровнем моря; самый длинный, но мелководный – Хасбани – берет начало зап. Ермона, у Хасбейи, на высоте 520 м над уровнем моря (см. Пс. 41:7.8 ). Немного ниже впадения притоков И. разделяется на два рукава, текущих к оз. Хуле, располож. на высоте 70 м над уровнем моря. Еще через 15 км, у древней Вифсаиды-Юлии, И. впадает в ⇒ Геннисаретское озеро (208 м ниже уровня моря). Между этими озерами И. течет по глубокому каньону, образовавшемуся в базальтовых породах. Важнейший из немногих пешеходных мостов через И. – Джиср-бенат-Якуб («Мост дочерей Иакова»). Здесь через И. проходит знаменитый «приморский путь» ( Ис. 9:1 ) – древняя дорога, ведущая из Дамаска в Мегиддо и Газу, а затем в Египет (см. Исх. 13 и карту на стр. 977). Ниже Геннисаретского озера река течет по ⇒ «низким местам» ( Втор. 1:7 ), т.е. по Иорданской долине. Протяженность И. между Геннисаретским озером и Мертвым морем составляет прим. 110 км, а перепад высот – 180 м. Долина И. (Эль-Гор ­­ «трещина»), раскинувшаяся на ширину от 4 до 20 км, представляет собой возделываемую землю, которая не простирается далее устья р. Яббок (Иавок), и пустыню, которая не отступает даже там, где из земли бьют источники или протекают впадающие в И. реки. Возле Иерихона также есть обширные плодородные земли. В известковой долине И. образовал пойму, ширина которой в период паводка достигает 1 км. Собственно русло реки имеет ширину 30 м. Его наиб. глубина 3–4 м, а у Иерихона – 6 м. По берегам И. растет субтропический лес (Эз-Зор), «заросли Иордана» (так более правильно перевести Иер. 12:5 ), где раньше обитали даже львы ( Иер. 49:19 ). Области, лежащие по обе стороны И. сев. Мертвого моря, называются Иерихонской равниной, «долиной» ( Втор. 34:3 ; Иер. 39:5 ), а также «Моавитской равниной» ( Числ. 35:1 ). (См. цвет. вклейку 88.) В нижнем течении в И. впадают многочисл. притоки; крупнейшие из левых притоков – Ярмук и Яббок (Эз-Зарка). Из переправ через И. наиб. известны Хаджле («куропатка»), у которой, согл. преданию, проповедовал Иоанн Креститель ( Ин. 1:28 ; ⇒ Вифания , 2), и Эд-Дамийе, располож. юж. устья Яббока. Здесь галаадитяне перехватили спасавшихся бегством ефремлян ( Суд. 12:5.6 ). Берега И. довольно крутые; его русло лежит в глубокой впадине, много ниже уровня моря, поэтому И. никогда не являлся транспортной артерией. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

645 Греч. προοιμ (от προομιον – см. 25:2, [прим. 1]). Здесь и в 29:1, в соответствии с евр. , разумеется глубокомысленная речь, выражающая глубокие (сокровенные: Пс. 48:5; 77:2 ) мысли в оборотах, не всем понятных ( Мф. 13:13 ). Слав. мн. ч. предложного пад. притчах нет соответствия; по-греч. ед. ч. дат. пад. (притчею), Вульг. вин. пад. parabolam. 648 Слав. злых соответствует τοπα (мн. ч. – ват. [и син.]) или τοπον (ед. ч. – алекс.) – букв. неуместное (ср. 4:8, [прим. 9]; 11:11, [прим. 9]); вероятно, свободный перифраз слав. переводчиков. 649 Греч. αταστροφ... πλεια – букв. как низвержение... как погибель. Разумеются, кажется, не личные враги Иова (31:29), а вообще враги исполнителей Божиего закона, люди нечестивые. 653 В синод. пер. пустословите, т. е. говорите о том, что и я признаю (7–19 стт.), о наказании нечестивых. 655 Слав. мн. ч. их соответствует ват. и text. recept. ατν, а в син., алекс., Ефр. Сир., во мн. минуск. спп. (106, 110, 137, 139, 147, 160), у Злат. и компл., [у Ральфса и в гёттинг.] – ед. ч. ατο. 656 Греч. θαντ θνσονται [? в гёттинг. θαντ τελευτσουσιν (-σωσιν) без разночт.] – смертью (м. б., позорною или тяжкою) умрут. 659 Сравнение дома нечестивых с паутиною встречается у Валдада (с характерным ποβανω [см. прим. 13] – ср. 8:14). Так дословно Иов выражает сходно с друзьями мысль о страдании нечестивых. 660 Слав. яже снабде соответствует συνετρησε – 106, 137–139, 147, 157, 255, 256, 258 альд., Грабе, Фильд, Итала servavit; в др. греч. и Вульг. – нет. 662 Греч. γνφος – буря, вихрь; слав. примрак – это значение здесь неуместно. [? γνφος (=δνφος) как раз означает мрак. Вихрь соответствует масор. т., в греч. ркпп. аналогичное слово только в син. – λαλαψ (ср. 21:18b).] 666 Слав. унесет [? в Елизаветинской Библии возмет, в остр. повлечет] соответствует у бл. Иеронима trahet, а по-греч. [практически без разночтт.] συριε – засвистит ( Ос. 4:19 ), [соответствует масор. т., то же в Вульг. – sibilabit и в синод. пер. – посвищут]. 667 Защищаемая друзьями вторая мысль (22 гл.) – наказание нечестивых – также признается Иовом и не подлежит спору. Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А Юнгерова. Учительные книги/К 11 Под общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 920 с. с разд. пагин. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Истина Истина Божия есть одно из Божиих совершенств: Прошел Господь пред лицом Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и истинный ( Исх.34:6 ). Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен ( Втор.32:4 ). Господи Боже, щедрый и истинный, призри на меня ( Пс.85:15 ). Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ). Лгать несвойственно Богу: Бог не человек, чтоб Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает; будет говорить и не исполнит? ( Числ.23:19 ). Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев ( 1Цар.15:29 ). Истина Божия а) вечна: Истина Господня пребывает вовек ( Пс.116:2 ). Блажен, у кого надежда на Господа, вечно хранящего верность ( Пс.145:5–6 ); б) неизмерима: До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ); в) неизменяема: Неизменный в слове Бог ( Тит.1:2 ); г) соединяется с Его милосердием в искуплении: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются ( Пс.84:11 ) д) открылась в Господе нашем Иисусе Христе: Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Истина Божия видна а) в Его делах: дела рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ); б) в Его путях: во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде ( Неем.9:33 ). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его ( Пс.24:10 ). Праведны и истинны пути Твои, Царь святых ( Откр.15:3 ); в) в Его заповедях: Ты дал отцам нашим суды справедливые, законы верные ( Неем.9:13 ). Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте ( Пс.110:7–8 ). Закон Твой истина, и все заповеди Твои ( Пс.118:142,151 ); г) в исполнении Его обещаний во Христе: Все обетования Божии во Христе «да» и в Нем «аминь» во славу Божию ( 2Кор.1:20 ); д) в Его судах: Господь будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои ( Откр.16:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закон Закон Божий дан а) Адаму: Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него ( Быт.2:16–17 ); б) израильтянам чрез Моисея: Когда Бог перестал говорит с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим ( Исх.31:18 ): Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего ( Исх.20:1–17 ; Втор.5:1–21 ). Моисей сказал: вот, я научил вас законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали ( Втор.4:5 ); в) чрез посредство ангелов: Вы приняли закон при служении ангелов ( Деян.7:53 ). Закон преподан чрез ангелов рукою посредника ( Гал.3:19 ); г) язычникам в их совести: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую ( Рим.2:14–15 ). Закон Божий а) вечен: Все заповеди Его тверды на веки и веки ( Пс.110:7 ). Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:18 ); б) дан для тщательного хранения: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо ( Пс.118:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     1. Истина и чврсто усаглашени и са нашим богоносним Оцима, божанских догми, рада на и За делатну врлину, то не и пре би се могло да то почетак, ако се не здружи са завршетком, бити узрок осуде за онога ко на себе привуче, речено: А слуга знао господара свога и учинио по много (Лк. 12; 47). На начин, за делатну врлину о и истина, него добро оно што завршетак. 2. Према томе, када видимо су непоколебиви у познатом добру, га у дело и путем дела добри, не никакво од правилног носе у души, таквима много говорити ? праведним поступцима, целомудрености, и сличним стварима. Коме познато да свака од ових врлина добра, а особито живот у као што сви знамо из личног искуства, доноси велику корист и души и телу? многи ово и то врло добро, али и гнев добру као што каже апостол: Видим друш закон у удовима се бори против закона ума мога и ме законом греха у удовима (Рим. 7,23). Зато вас ми, стално да бисмо вас усправили и да бисте се без и правилним латили добрих дела и тако ? добрим делима) придодали и добар Доброг су разума, каже Давид, сви творе заповести (в. Пс. 110,10) и: Правда на синовима синова оних завет и памте заповести да их (Пс. 102; 17-18). Павле, опет, каже: Нису праведни иред Богом они закон, него се оправдати они закон (Рим. 2; 13). Господ пак каже: Кад ово знате, блажени сте ако то творите 13; 17). 3. Досегнимо, посредством дела прекрасна дарове поста и добре дарове добрим делима потврдимо добру према (посту и На делу покажимо какве плодове они доносе, се дрво по плоду треба први да окуси од плодова. Разуми шта говорим (2. Тим. 2; 6), каже апостол. Тако свака од врлина и украшава или душу, или тело, речено – само неки део душе или тела. Рецимо, молитва и и ум, кротост обуздава гнев, целомудреност гаси пожуду. Пост и побуну тела, махнитост гнева и гасе пожуду, у уму чисто и ведро небо без облачка и душу од насталих услед као и помрчину отуда следи. посту и човек копни, а сразмерно томе колико он копни, човек се као што каже апостол. Неко рекао да препун желудац не истанчани ум[ 1 ]; према томе, сразмерно томе уколико човек бива услед поста и утолико бива и ум.

http://pravoslavie.ru/101771.html

Луначарское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская (Успенская ) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вышневолоцкий уезд. С. Ворожебское, от Твери 120 в., Волочка 85 в., благоч. 24 в.; почт. адр.: ст. Малышево. Две церкви: 1) Тихвинская, постр, 1856 г., кам., прест. 3: глав. Тихв. Б. М., 2-й Свт. Николая, 3-й Богояв. Госп.; 2) во имя Св. Велкм. Екатерины, постр. 1858 г. - дер. Ц. капит.:налич. 314 р. 76 к. Ц. вн. 25% сб. 64 р. 53 к. Ц. зд.: ц. пр. шк., 2 сторож., амб. и 48 лав.—дер. Ц. земли: усад.-3 дес. пах. 33 дес. Ц. дкм.: опись 1894 г., метр. и испов. с 1802 г., план на зем. есть. Причт. По шт. пол. Свящ., диак. и псал. На лицо: Свящ. Николай Алдр. Грешищев 27 л., в служ. с 1894 г., свящ. с 1897 г., сост. закнч. ц. пр. шк. Диак. Иоанн Иоанн. Вигиняков 60 л., из 2 кл д. сем., в служ. с 1860 г., диак. с 1879 г., сост. учит. и закнч. ц. пр. шк. Пс. Павел Львов. Шестов 48 л., из выс. от. д. уч., в долж. с 1873 г. Сод. причта: жал. 164 р. 6 к., % с капит. в 200 р. и год. дох. 924 р. Прихожане: дворян: в с. Ворожебском 1 дв. 2 м. 3 ж., в с-це Гогалихе 1 дв. 3 м. 1 ж.; крест. в дер.: Гогалихе (5 в.) 3 дв. 8 м. 10 ж.,  Малышеве (4 в.) 11 дв. 49 м. 53 ж., Ивановском (2 в.) 13 дв. 40 м.  44 ж., Мокеевском (3 в.) 40 дв. 105 м. 117 ж., Астафьеве (1 в.) 24  дв. 35 м. 42 ж., Горке (7 в.) 24 дв. 55 м. 60 ж., Засеке (7 в.) 40 дв. 130 м. 130 ж.,Артенове (4 в.) 14 дв. 44 м. 40 ж.,  Столбихе (11 в.) 45 дв. 100 м. 90 ж., Корельском Городке (6 в.) 14 дв. 40 м. 40 ж., Ерошихе (4 в.) 40 дв. 90 м. 110 ж., Толоцком  (6 в.) 50 дв. 117 м. 149 ж., Русском Городке (2 в.) 25 дв. 98 м. 100 ж., Селищах (11 в.) 49 дв. 147 м. 148 ж., Кузнечиках (3 в.) 24 дв. 60 м. 82 ж., Кистутове (4 в.) 12 дв. 68 м. 60 ж. Преображенье (11 в.) 25 дв. 68 м. 70 ж., безземел. 8 дв. 20 м. 21 ж., мещ. 6 дв. 18 м. 20 ж., воен. 12 дв. 29 м. 5 ж.; итого: 484 дв. 1335 м. 1411 ж. В прих. сей ц. нах. 5 часов. Тверской Епархиальный статистический сборник, И. Добровольский, Тверь, 1901 г., стр. 216-217

http://sobory.ru/article/?object=10588

Пс.110:4 .   Память сотворил есть чудес Своих: Милостив и Щедр Господь. В каждом поколении не переставал Бог творить " чудеса», пробуждая людей грубых чудесными действиями (Златоуст). Пс.110:5 .   Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой. " Пища» верных Христовых – Пречистое Тело Его и Животворящая Кровь. Бог часто питал Своих людей и чувственною " пищею», в случае нужды и недостатка их, как пропитал Илию, Даниила во рву, народ еврейский и многих других. Потому-то слова эти прилично говорить священникам при благодарении после обеда (Афанасий, Дидим). Пс.110:6 .   Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. Пс.110:7 .   Дела рук Его истина и суд: верны вся заповеди Его, Бог совершает все «по истине» (человеколюбию) и «правосудию» (правде). Ибо если бы Он употреблял одно человеколюбие люди все пали бы в нерадение; а если бы, напротив того, употреблял одну правду – то все погибли бы и никто не спасся (Златоуст). Пс.110:8 .   Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте. Нет в заповедях Его ничего неправого, или запутанного, или неясного, или сказанного в угодность чью-либо, или в обиду, но все на пользу и употребление (Златоуст). Пс.110:9 .   Избавление посла людем Своим, заповеда в век завет Свой: свято и страшно имя Его. Для спасения людей Своих послал Бог Отец Сына Своего и установил завет евангельский во " веки» . «Свято и страшно имя» Христово, достойно удивления и изумлении; Его трепещут бесы, страшатся болезни; Им – низлагаются враги; Им – совершены безчисленные дела; Им – освящаемся в совершении святых Тайн. Но для прославления «имени Его» нужны уста святые и чистые (Златоуст). Пс.110:10 .   Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века. «Начало» – значит источник, корень, основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования. «Премудростию» называет не красноречие, но знание божественных предметов. Истинный " страх» – есть прилежное исполнение заповедей Господних; ибо без него ( «страха» ) все остальное безполезно – и воздержание от пищи и долгое пребывание в молитве. «Страхом же Господним уклоняется всяк от зла» ( Притч. 15 , 27a). «Начало премудрого» спасения души – есть хранение и исполнение заповедей. Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражняться в богословии и «хвалении Его в век века» (Златоуст, Максим Грек , Григорий Богослов , Феодорит, Евсевий). Аллилуиа, Аггево и Захарьино, 111

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

3. Песненный чин. В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя: 6 после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как-бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, за четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Гораздо ближе к песненному строю стоит чин царских часов изложенный в Типиконе 1292 года Ватиканской библиотеки, 1877. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы первый и третий, а вторую – шестой и девятый. Псалмы первого и третьего часа те же, что и ныне; на шестом часе указаны псалмы 75, 71 и 131, на девятом – 109 и 84. По исполнении псалмов произносится великая ектения; далее поются тропари–«стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на третьем часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на девятом часе. Молитв на часах нет; не упоминается и отпустительный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы шестого и девятого часа – нынешние; на первом часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на третьем указаны псалмы 28 и 51. 7 Сходный чин излагается в Типиконе 1297 года Московской Синодальной библиотеки, 272/456. Но здесь великая ектения и тропари со чтениями положены после богородична часов. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; причем первый час соединяется с третьим, а шестой – с девятым. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010