Одно можно сказать о таких: «Слепые вожди слепых», как сказал некогда Господь о иудейских книжниках и фарисеях (Мф. 15, 14), а «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Не понимают они или, вернее, в каком-то непонятном упорстве своем, не хотят понять, что единственно только покаяние – всеобщее всенародное покаяние может спасти катящийся в бездну, погибающий мир, что «без покаяния нет спасения» и ничего доброго впереди ожидать нельзя. Эти странные люди, своим подобным настроением ясно свидетельствующие, как далеки они от истинно-христианского умонастроения, говорят, что «пугать никого нельзя», что это якобы «неполезно». Такое утверждение идет прямо вразрез с ясным учением Слова Божия о том, что «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10), что страх Господень – источник жизни» (Притч. 14, 27). Наоборот – «пугать» людей необходимо, потому что они стали слишком уж безстрашными: никого и ничего больше не боятся – даже Самого Бога, не говоря уже о своей совести, и безстыдно творят всевозможные беззакония, как бы в уверенности, что никакого наказания им за это не будет. Особенно обидно за некоторых русских патриотов, мнящих себя большими «русскими националистами», якобы горячо ревнующими о спасении нашей несчастной Родины-России. Как не понять, имея уже в прошлом, такой богатый и такой печальный опыт, что не с того конца подходят они к этому великому и святому делу спасения Родины?! Что дело вовсе не в политике, не в той или иной политической программе, даже не в том или ином образе правления самом по себе, а в покаянии и обращении русских людей к Богу и истинной Церкви?! Что великое и святое дело надо делать чистыми руками, имея чистое сердце, чистую совесть, а без этого никакого успеха быть не может. Вот с этого-то и нужно начинать, а тогда – остальное приложится! Россия была оплотом истинной православно-христианской веры для всего мира, а православный русский царь был «удерживающим», по выражению 2-го послания святого Апостола Павла к Солунянам (2, 7), – как это ясно толкует наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский, – который препятствовал явлению антихриста. Не стало «Удерживающего», рухнула Православная Россия, и теперь уже ничто не мешает приходу антихриста. Ведь это же ясно должно быть, как белый день для каждого мало-мальски верующего православного русского человека!

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/21/...

Сохрани как зеницу ока святую веру православную, которую ты исповедал ныне перед многими свидетелями. Принесенная на землю Господом нашим Иисусом Христом и проповеданная апостолами, она дана нам раз и навсегда. Нельзя ни прибавить к ней, ни убавить. Человеческие измышления изменяются и совершенствуются, правда Господня «пребывает во век» (Пс. 110, 3). Около двух тысячелетий назад апостол Андрей Первозванный водрузил на Киевских горах Святой Крест, символизирующий грядущее христианское просвещение Руси. Но только в 988 году благодатью Святого Крещения, «слово крестным» о Христе Искупителе рода человеческого, народ, погруженный во тьму язычества, изведен был в чудный свет Богопознания. Прошло еще тысяча двадцать лет. И вот мы с вами, чада Русской Православной Церкви, весь Велики пост прославляем «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7). Мы познаем тайну нашего искупления и беспредельную любовь Божию к человеку, силу греха и строгость Божественного правосудия. Сегодня благовременно вспомнить, что тысячу двадцать лет назад «благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит, 2, 11), через святое Крещение явила свою силу на земле наших предков. От тех далеких времен доныне мы видим бесчисленные примеры величайшего самоотвержения христианского, образцы русской святости, изумляющие мир своей высотой, недоступной для естественных сил человеческих. Как слабы наши силы, как мы немощны по природе, знает каждый, кто старается жить по закону и духу Христову. Но при помощи благодати, действующей в нас невидимо, особенно в Таинствах Святой Церкви, мы можем сказать с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Благодать Божия неоскудеваема, и, пока будет стоять Церковь Христова на земле, а она будет существовать до скончания века, по неизменному обетованию Господа,   в ней все мы будем находить для себя благодатные токи. Вступая на путь епископского служения Церкви Христовой и сознавая свою немощь, со смирением уповай на помощь всесильной благодати Божией, покров и заступничество Пресвятой Девы Марии, молитвы святых подвижников веры и благочестия земли Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/384427.htm...

Эти странные люди, своим подобным настроением ясно свидетельствующие, как далеки они от истинно-христианского умонастроения, говорят, что «пугать никого нельзя», что это якобы «неполезно». Такое утверждение идет прямо вразрез с ясным учением Слова Божия о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Пс.110,10 ) , что «страх Господень – источник жизни» ( Притч.14,27 ) . Наоборот – «пугать» людей  необходимо , потому что они стали слишком уж безстрашными:  никого и ничего больше не боятся – даже Самого Бога , не говоря уже о своей совести, и безстыдно творят всевозможные беззакония, как бы в уверенности, что никакого наказания им за это не будет. Особенно обидно за некоторых русских патриотов, мнящих себя большими «русскими националистами», якобы горячо ревнующими о спасении нашей несчастной Родины-России. Как не понять, имея уже в прошлом, такой богатый и такой печальный опыт, что  не с того конца подходят они к этому великому и святому делу  спасения Родины?! Что дело вовсе не в политике, не в той или иной политической программе, даже не в том или ином образе правления самом по себе, а  в покаянии и обращении русских людей к Богу и истинной Церкви?!  Что великое и святое дело надо делатьчистыми руками, имея чистое сердце, чистую совесть, а без этого никакого успеха быть не может. Вот с этого-то и нужно начинать, а тогда – остальное приложится! Россия была оплотом истинной православно-христианской веры для всего мира, а православный русский царь был «удерживающим», по выражению 2-го послания святого Апостола Павла к Солунянам (2, 7) , – как это ясно толкует наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский , – который препятствовал явлению антихриста. Не стало «Удерживающего», рухнула Православная Россия, и теперь уже ничто не мешает приходу антихриста. Ведь это же ясно должно быть, как белый день для каждого мало-мальски верующего православного русского человека! Надеяться на «отсрочку» неизбежного явления антихриста и на спасение и возрождение нашей Родины-России мы можем только в случае того «всеобщего нравственного очищения, всенародного глубокого покаяния и перемены нравов языческих на христианские, к которым так пламенно призывал святой Иоанн Кронштадтский в последние годы своей жизни, угрожая в противном случае неминуемой карой Божией, готовой разразиться над русским народом за его нечестие, за отступление от Христа и Его Святой Церкви, что – увы! – и произошло на наших глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пс.110:7 . Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его, Пс.110:8 . утвержены в век века, сотворены во истине и правоте. То есть, все дела Господни, а между ними и сие особенное дело, что Он изгнал Хананеев и ввел Иудеев, соделаны с великою справедливостию. А что Хананеане справедливо заслужили наказание, и в знак онаго лишилися земли Палестинския, сие доказывает Пророк тем, что не сохранили заповедей Божиих естественных, которыя всем суть общия и непременныя: понеже содержат первыя начала правды. Ибо в книгах Левитских, в главе Лев. 18 , Бог, запрещая кровосмешение, прелюбодеяние, грех против естества, идолопоклонство, и прочая сим подобная, далее присовокупляет: вся сия гнусности сотвориша человецы земнии, бывшии прежде вас, и осквернися земля: блюдите убо, да не вознегодует и на вас земля, внегда осквернити вам ю, имже образом вознегодова на языки бывшия прежде вас. Пс.110:9 . Избавление посла людем своим: заповеда в век завет свой: свято и страшно имя его. Некоторые толковники и сии слова по письмени относят к избавлению народа Израильскаго из Египта, но Пророк, как кажется, разумеет их о высшем избавлении: ибо о Израильтянах прежде уже сказал, что дана им манна с небеси и достояние язык; да и не имел никакой причины паки возвращаться к древним повестям. Таким образом, описав благодеяния Божия, оказанныя отцам ветхаго завета, преходит к благодеянию новозаветному, несравненно превосходнейшему, в котором содержится истинное и вечное искупление и о котором пророчествовал Захария, глаголя: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим ( Лк. 1:68 ). Сие избавление принес нам Христос, Который искупил людей от клятвы законныя, от работы греха и от власти темныя ценою крове Своея. И сим образом прямо и собственно поставил между нами вечный завет, чтоб он был залогом вечнаго спасения и наследия вечныя жизни: ибо ветхий завет, по силе котораго обещаема была земля Ханаанская, не был вечен, как самый опыт доказывает. Сего ради и Пророк Иеремиа глаголет: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, и проч. ( Иер. 31:31–32 ). В следующих за сим словах: свято и страшно имя Его, показывает способ, каким образом можем постоянно пребыть в завете Господни и получить обетования Его. Ибо Тот, Который заповедал в век завет Свой, свят и купно страшен есть; понеже Свят, сего ради ненавидит скверны греха, по оному: святи будите, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш ( Лев. 11:44 ). А понеже страшен, сего ради наказывает сквернящихся и нечистых: и потому страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго ( Евр. 10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

3 . Установив при богослужении пение и музыкальное исполнение свящ. песней, Давид составил для этого различные псалмы; но, при наиболее выдающихся обстоятельствах своей или народной жизни, он и, по его примеру, другие псалмопевцы составляли новые песни Господу ( 2Цар.22:1; 19:1 ; Пс.148:9–10 ; ср. Сир.47:9–10 ), которые, в случаях радостных, исполнялись с особенной торжественностью стройным хором певцов и музыкантов, с громкими восклицаниями всего народа ( 2Пар.15:16 и 28; ср. Пс.46:2 и 6; 1Ездр. 3:11 ). К подобному же пению новых песней во славу Божию псалмопевец призывает верующих и всегда, показывая тем, что лежащий на них нравственный долг прославления Господа на столько важен, что всегда должен быть исполняем с особенною ревностию и усердием, так, – как бы они вызывались к тому какими-нибудь особенными выдающимися событиями жизни. По изъяснению св. Василия В. в отношении к верующим Нового Завета, петь новую песнь значит «служить Богу не в ветхости буквы» закона, «но в обновлении духа», простираясь в предняя» ( Филип.3:13 ); т. е. к высшему нравственному совершенству; петь добре значит прославлять Господа «с нерассеянною мыслью и с искренним расположением»; петь с восклицанием значит прославлять Его «в согласии, единодушии и единении любви», подобно тому, «как добрые воины, одерживающие победу над врагами», – «согласно издают радостные крики, сливая их в один нечленораздельный звук» (ср. И. Златоуст на Пс.46:2 ). 4–19. Всегдашним побуждением к прославлению Господа должно служить для верующих созерцание Его величественных свойства: истины, правды и милости, всемогущества и всеведения, разительно являемых Им в творении и промышлении о мире, и особенно в отеческом попечении Его об избранном народе. д. к право слово Гдне, и вс дла въ вр. 4. ибо слово Господне право и все дела Его верны. 4 . Слово Гдне=божественное откровение; все, что от века благоволил Господь возвещать людям непосредственно, или через особенных провозвестников воли Своей ( Евр.1:1 ), – право=совершенно истинно, чуждо всякой лести, лжи и ненамеренных ошибок и заблуждений, которыми очень часто отличаются слова человеческие (ср. Пс.11:7; 17:81; 18:8–10; 118:138, 142 и 160); и вс дла въ вр (букв.= , что= Пс.110:7 , посему русск. верны)=все действия Божии в мире точно соответствуют истинам божественного откровения и потому столь же непреложно истинны, и чужды всего ошибочного или ложного ( Втор.32:4 ; Числ. 23:19 ), что не могут возбуждать к себе сомнения или недоверия, но естественно располагают и «призывают к вере» (бл. Феодорит и Василий В.). Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих ( Пс.114:18 по слав.-гр.-лат.-русск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Так и таинственное слово Божие учит нас, говоря: Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф. 7:5 ). Также: Иже сотворит и научит, той велий наречется во царствии небесном ( Мф.5:19 ). Я же, имея на мысленных очах не одно бревно, но бесчисленное множество их, как возмогу изъять сучец из очей других, сам нуждаясь в таком враче? Но как слово Божие обещает, говоря: Отверзи уста твоя, и исполню я ( Пс.80:11 ); также: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс.67:12 ); то и я, повинуясь сему и надеясь на это, дерзаю приступить к сему, хотя это превосходить мои силы и сан; не вы бо, – говорит, – будете глаголющии, но Дух Отца Моего Небесного ( Мф.10:20 ). Призвав в помощь этого Божественного Помощника, начну поучение следующим образом. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его ( Пс.110:10 ). Под премудростью здесь мы разумеем не общие разума или познания всяких писаний – божественных и внешних, но исполнение делом божественных заповедей и велений, как Сам Господь учит, говоря: Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф.7:21 ), то есть, кто прилежно исполняет спасительные Его заповеди словом и делом. Ибо кто приносит Ему только продолжительные молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от Него: Что Мя глаголете, Господи, Господи, а того, что Я вам повелеваю, не исполняете. Тому же учит Он нас и чрез божественного пророка, который говорит: Грешнику же, то есть не по заповедям Его живущему, рече Бог: вскую ты поведавши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? ( Пс.49:16 ). Вот этими словами Он явственно уничижает и отвергает того, кто украшает себя одним только большим знанием божественного Писания и этим думает благоугодить Богу, делая противное сему. Ибо после приведенных слов, следует: Ты же возненавидел еси наказание, и отверг еси словеса Моя вспять ( Пс.49:17 ), то есть, преступаешь и презираешь спасительные Мои заповеди и крадешь с крадущими, тогда как Я повелеваю тебе не красть, обижаешь с обижающими, лихоимствуешь с лихоимствующими и осуждаешь неповинного, приемля дары от обидчика, тогда как Я все это ненавижу от души и отвожу тебя от этого Моими божественными заповедями, повелевая тебе так: Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:11 ), то есть, не вдавайте себя всецело в то, чтобы скопить себе посредством всякой неправды большие сокровища на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Чтобы могли мы знать и самые пути Божией премудрости, возводящей к богопознанию, Писание говорит: начало премудрости есть страх Господень ( Пс.110:10 ). Значит, чтобы придти в познание Бога и получить от Него радость спасения, нужно сначала потрудиться, потужить о своей погибели, или что то же, исполниться страхом Божиим и потомиться им. Страх же муку имать ( 1Ин.4:18 ), как сказано; он служит человеку наказанием, которое в настоящее время не мнится радостию быти, но печалию ( Евр.12: 11 ). Потому-то Писание возвещает: Премудрость стропотно обходится с ним в первых, боязнь же и страх наведет нань, и помучит его в наказании своем ( Сир.4:18 ). И за то боящиеся Бога, как сказано, обрящут у Господа милость и великое у Него избавление (Ср. Пс.129:6 ). Не без причины же апостол Иаков заповедует всем нам: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, – как говорит он, – смех ваш в плач да обратится и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Смиритеся пред Господом, и вознесет вас. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Горе же, кто ныне не смиряется, не сокрушается и не плачет; горе тому, кто говорит или думает ныне, как упоминаемый Давидом нечестивец: в род и в род не приключится мне зла ( Пс.9:27 ). Писание о таких ясно говорит: скончаша во благих житие свое, в покои же адове успоша ( Иов.21:13 ). Горе потому, как и Господь сам говорит, горе богатым; горе насыщенным благами века сего; горе смеющимся ныне. Все таковые, имеющие сердце, приученное к любостяжанию и сласть мняще вседневное насыщение, не помышляющие же о страшных судьбах Всевышнего, идут к вечному мучению. Приидите же ныне богатии, как вещает апостол Иаков, – приидите те, которые обогащены дарами Божией благости и возлюбили их более, нежели Самого Дародателя, – приидите, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Ибо приближается то время, в которое, как Господь возвестил, восплачутся все племена земные, и люди будут вздыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Ср. Мф.24:30 ; Лк.21:26 ). Тогда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные подвигнутся ( Мф.24:29 ); а на земле будет уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится ( Лк.21:55 ). Приидите в чувство покаяния прежде, нежели прийти дню Господню, приидите, – взывает всем нам пророк Давид, – ...и восплачемся пред Господом, сотворшим нас ( Пс.94:6 ). Ибо такова есть воля Божия о нас, чтобы мы в этой жизни страшились судеб Господних, чтобы печалились и плакали. Потому и Писание говорит нам: повинитеся убо Богу, – пострадите, и слезите, и плачитеся ( Иак.4:7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мудрее всех мудрецов Бутон розы может рассказать о жизни больше, чем все книги, Младенец знает о жизни больше, чем все ученые, Сердце матери отважнее всех храбрецов, Чистое сердце мудрее всех мудрецов. 6. «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.» (Пс. 93:19). Тот, кто уступает Тот, кто добирается до вершины, потом спускается вниз. Тот, кто погружается глубоко в пучину, потом всплывает наверх. Тот, кто хвалится силой, терпит поражение. Тот, кто уступает, одерживает победу. 7. «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его].» (Пс. 110:10). Страх Господень Кто скромно стучится в дверь, тому отворят непременно, Кто изо всех сил колотит в дверь, от того закроются на все засовы. К тому, кого ждет хозяин дома, выйдут навстречу, От того, кто дерзок и нагл, затворят и ворота. 8. «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную…» (Рим. 2: 6-7). Тайная дверь в горном ущелье Один человек услышал, что в горном ущелье в скале есть тайная дверь, которая открывается не каждому. Он захотел узнать, что же за ней находится. Взяв с собой молот, зубило, молоток, лом и топор он отправился в путь. С большим трудом ему, наконец, удалось отыскать эту дверь. Она была похожа на монолитную скалу. Человек задумался, с чего же начать? Решил ударить молотом, но дверь тут же стала железной. Человек схватил зубило и молоток – дверь стала каменной. Он взял в руки лом, но дверь сразу стала деревянной. Человек замахнулся топором, и вновь увидел перед собой скалу. Отчаявшись в своих попытках, он собрал свои инструменты и пошел домой. По дороге ему встретился странник, который удивился, увидев, сколько он несет с собой инструментов. Выслушав рассказ о неудачных попытках открыть дверь, путник сказал: «Нет, так ты ее не откроешь. Я слышал, что если попоститься у этой двери в течение трех дней, то она сама откроется. Сделай так и посмотри, что будет». Человек последовал совету странника. На исходе третьего дня прямо у него на глазах скала превратилась в легкую плетеную циновку, которая слегка покачивалась на ветру. Он отодвинул ее и вошел. Потом он выглянул, поставил свои башмаки за порогом, и снова скрылся за циновкой. В тот же миг дверь снова стала монолитной скалой.

http://isihazm.ru/1/?id=108

2) Хорошо, когда вольная уст и руки приносятся Господу; о сем Он благоволит ( Пс. 118:108 ). Не надобно с домогательством вынимать из уст и рук ближнего дары Господу (I, 58). 3) Вклад монаха по смерти – дело не великое; монаху надобно не откладывая отдавать излишнее Богу или бедным (I, 18). 4) Недостаток благоговейного внимания в пении едва ли не бывает особенно в праздники, когда, стараясь петь хорошо, сим внешним вниманием вредят внутреннему. Надобно поговаривать поющим, что пение искусное приятно людям на краткое время, а пение благоговейное Богу угодно и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит (II, 79). 5) Пения по нотам я не запрещал, но пения партесного никогда в женских монастырях не находил порядочным, и потому никогда не одобрял. В нем более труда, нежели пользы, более тщеславия мнимым искусством, нежели назидания и помощи молитве. Учите и пусть учат прочих утверждать церковный порядок на благоговении и страхе Божием (II, 257). 6) Как худой век охотнее верит худому, нежели доброму, то соблазн идет скорее назидания, и надобно беречься не только зла, но и небрежности, может быть немного виновной, однако питающей соблазн (II, 75). 7) Апостол (Павел) собрал милостыню и промышляет добрая не токмо пред Богом, чтобы она была верно употреблена, но и пред человеки, чтобы не сомневались в добром ее употреблении. Вот пример и наставление для людей, проходящих должности общественные (I, 110). 8) Если бы мы смотрели только на свое недостаточество, то все могли бы убежать от своих должностей; но мы должны взирать на волю и устроение Божие, и где провидением Божиим поставлены, там по возможности трудиться и действовать (III, 81). 9) Отложите помысл завидовать скитскому монаху, пользующемуся миром и свободою. Понести некоторое лишение внутреннего утешения в служении ближнему не есть утрата (III, 344). 10) Безмолвие, конечно, вещь хорошая. Но думаю, кто призван послужить в обществе, не должен уходить от сего без особенного указания от провидения Божия (I, 285). 11) Понести тяготы братии есть дело терпения, а в терпении, думаю, есть зерно безмолвия (IV, 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

7. И блаженна душа, помышляющая о сем день и ночь, проводящая временную жизнь, как странница, пришельствующая здесь и чающая блаженной оной и нескончаемой жизни, о коей говорит Апостол: «чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшего ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим. 8, 19–21 ). Видишь, что обещается? Что все претворится в нетление и тварь из рабства преложится в свободу? – Каков убо будет день оный, о коем говорит святой Давид: «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ» ( Пс. 83, 11 ); и св. Петр апостол: «день един... яко тысяча лет» ( 2Петр. 3, 8 ). Туда будем и мы простирать ум свой и сердце, – туда переведем вожделение наше, туда преселим помышления наши и желания, чтоб, занимаясь такими предметами, укрыться нам от князя века сего, имеющего власть искушать нас, но бессильного низложить нас, когда мы ограждены оружиями подвижничества нашего, – которого не только избегнуть, но и победить желаю вам я смиренный, и получить венец правды от Христа Иисуса Господа нашего. 312. 1) Радоваться могут только одни истинные монахи, по причине беспопечения о житейском, и попечения об одном угождении Богу, и за хранение девства. – 2) Им и печалиться не о чем: грехи прощены; уязвления от помыслов и страстей пресекаются борьбою, готовящей венцы, надо только доблестно бороться и поражать врага. – 3) Воодушевимся; скоро – грядый придет. 110] 8. Апостол заповедует всем «всегда радоваться о Господе» ( Фил. 4, 4 ). Радуются же, обычно, одни истинные монахи, которые не пекутся ни о жене, ни о детях, ни о рабах, ни о деньгах, ни об имуществе и ни о чем другом, с чем пекутся плотолюбцы. Одно у них попечение, как угодить Господу; об этом же пещись и есть радоваться всегда о Господе. Ибо где брак, рабы и все, рождающиеся отсюда хлопоты, – сие крушение духа, которое дал Бог сынам человеческим, чтоб крушиться в нем, по сказанному от Соломона (Еккл. гл. 1–2): там неудобно радоваться о Господе, когда сказанные выше вещи отвлекают ум от преподобной памяти о Боге, при коей только и возможно радоваться. Состоя убо в части радующихся о Господе, будем радоваться и сорадоваться всегда друг другу, чая за девство и нестяжание наше воздаяния от мздовоздаятеля Бога, обещавшего дать награду даже за чашу холодной воды, а не только за такие великие и преестественные деяния. Ибо воистину велико и преестественно есть дело девства: оно соприкасается с Ангельским жительством и вводит человека в первоначальное состояние, имевшее место в раю, когда ни брака не было, ни рабства, но жизнь некая текла безнуждная и беспечальная.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010