Γεωργου, М. Арранц). Число рядовых А. не было зафиксировано: Великим постом на утренях 1-й седмицы пелось по 12 А., далее каждую седмицу пели на один А. меньше ( Mateos. Typicon. T. 2). В списках Типикона Великой ц. (Patm. gr. 266, кон. IX в.; Hieros. S. Crucis. gr. 40, X-XI вв.; Dresd. gr. 104, XI в. и др.) указывается пение 25 изменяемых А. в день (в разных соотношениях между вечерней и утреней - от 7 до 18), что, по мнению М. Арранца , отражает влияние обычаев к-польских монахов- акимитов , к-рое, впрочем, не упразднило более древний устав песненного последования. Промежуточный характер между К-польской Псалтирью, разделенной на А. соответственно соборному песненному последованию, и Иерусалимской Псалтирью, соответствующей монастырскому богослужению, носит Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Хлуд. греч. 129-д, IX в.). Переход от пения А. по песненному последованию к монастырскому правилу пения Псалтири отражен в сочинениях архиеп. Фессалоникийского Симеона († 1429) (De sacra precatione. 302, 303, 346-351). II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения ( van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. ( Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники ( Mateos. Célébration.

http://pravenc.ru/text/115824.html

I. Любовь Господа к Израилю (Мал 1. 2-5). Слова Мал 1. 2: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова…» - в трудах христ. экзегетов рассматриваются в свете новозаветного откровения о свободной любви Божией: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим 9. 18); «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр 12. 6). Их также соотносят с представлением о том, что божественное избрание совершается по благодати, а не по заслугам (Рим 9. 12; 9. 13 - Hieron. In Mal. 1. 2-5; Aug. Enchirid. 25. 1; Aug. Ep. 194. 57). Блж. Иероним уделяет особое внимание истолкованию данных стихов, отмечая, что это пророчество гностики взяли за основу своей доктрины о различных типах людей, предопределенных к добру или ко злу ( Hieron. In Gal. 1.1//PL. 26. Col. 350). Свт. Кесарий Арелатский рассматривал эти слова как один из прообразов отношения синагоги и Церкви в истории спасения ( Caes. Arel. Serm. 104. 1). Др. авторы обращаются при их истолковании к эпизодам противостояния Израиля идумеям, напомнив о совершенных ими преступлениях против народа Божия (ср.: Пс 137. 7-8 - Theod. Mops. In Mal. 1. 2-5; Суг. Alex. In Mal. 1. 4). Прор. Малахия. Роспись ц. свт. Николая в мон-ре Ставроникиты на Афоне. XVI в. Худож. Феофан Критский Прор. Малахия. Роспись ц. свт. Николая в мон-ре Ставроникиты на Афоне. XVI в. Худож. Феофан Критский II. Образ «чистой жертвы» (Мал 1. 11) и др. богослужебные установления (Мал 1-2). Уже с самого раннего периода становления христ. вероучения слова: «...на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (Мал 1. 11) - значительно повлияли на формирование учения о Евхаристии как «чистой жертвы», приносимой Господу в мире, и о благодарении с чистой совестью (см., напр.: Didache. 14. 1, 3). Практически все тексты этого периода о жертвенной природе Евхаристии содержат ссылку на Мал 1. 11. По мнению мч. Иустина Философа, этими словами пророк говорит о жертвах (т. е. о хлебе и чаше Евхаристии), которые теперь христиане, обращенные из язычников, приносят на всяком месте ( Iust.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

  Пишешь, что здоровье твое значительно ослабело и ослабевает, так что матушка Игуменья отправляет тебя к доктору посоветоваться о своем нездоровье. Не противься ей в этом; можешь попробовать и полечиться, если будет помогать леченье, только своей главной мысли держись — предаваться в волю Божию и молить Милосердого Господа, да устроит о тебе полезное, имиже весть судьбами, и как будет угодно благости Его (2, ч. 3, с. 108).   ...Знай, что с шуией стороны и те помыслы, которые устрашают тебя продолжительностью болезни и наводят тебе заботу, что монастырь вообще общежительный и что будто бы ты можешь отягощать болезнью своею и обитель, и сестер уходом за тобою. Без разбора отвергай эту вражескую чепуху и ложные извращения. Знай, что ты болезнью своею подашь повод служащим сестрам к исполнению заповеди Господней: «болен бех и послужисте Мне» (Ср.: Мф. 25, 36). И этот блаженный глас сподобятся услышать на Страшном Суде Христовом служащие больным с усердием, а больные также получат свою пользу, быв искушены, яко злато в горниле болезненном (2, ч. 3, с. 113—114).   Жаль, что сестра твоя N., по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткою. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-человечески, а Бог милует нас, как Бог Всеблагий, и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину, потому много о сестре и не заботься (2, ч. 3, с. 104).   Прочитайте вместе с матушкой игуменьей N. писанное в книге Варсонофия Великого к больному старцу Андрею, начиная от 163го вопроса. Там увидите ясно, что от больного требуется только терпение и благодарение и что болезнь телесная заменяет подвижничество телесное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнью телесною это заменяется (2, ч. 3, с. 128).   Невозможное от человек возможно есть от Бога, который живит и мертвит, убожит и богатит. Над такими трудно и безнадежно больными исполняется слою Богоотца пророка Давида, который говорит: «наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18). Может быть, и за его беспрекословное послушание он остался живым, а если бы не послушался, то очень может быть и умер бы беспомощным. Смерть его ожидала где-нибудь в дороге. Видно, еще и не у прииде час воли Божией этому быть. Послушание, брате, дело великое (1, ч. 1, с. 164).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

В следующей миниатюре находим дальнейшее развитие мысли псалмопевца в образе удрученного летами и болезненного старца на постели („множае их труд и болезнь”); в стороне праведники с их потомством; на них исходит из уст Бога Отца дыхание благоволения. Таково различие тех и других миниатюр со стороны их отношения к тексту псалмов. 3) Помимо указанного различия в характере миниатюр, различаются они еще и тем, что в первых обнаруживается заметная наклонность к воспроизведению сложных событий собственно евангельской истории, а в последних к изображению отдельных лиц из церковной истории: святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , столпников Симеона, Даниила, Никиты, преп. Саввы Освященного и проч. И если принять в соображение особенную любовь последнего миниатюриста к изображениям святых монашеского чина (пс. 1, 13, 24, 25, 26, 27, 31, 37, 42, 56, 72, 76, 77, 81, 120) и чаще других Саввы мниха, под которым вероятно следует разуметь Савву Освященного (104, 105, 124, 136), если затем обратить внимание на то, что списатель псалтири в предисловии называет монахов братьями своими и еще раз изображаем Савву мниха, то не невероятно будет предположение, что в основе этой редакции лицевой псалтири 2) лежит редакция монастырская, может быть даже прямо иерусалимская. 4) Общее количество миниатюр в простирается до 576. Если исключим из этого числа 34 миниатюры, относящиеся к 9-ти песням ветхого завета, то получим около 4-х миниатюр на каждый псалом. В всех миниатюр 356, а за исключением 29-ти миниатюр предисловия и 11-ти, относящихся к 9-ти песням, будем иметь 316 или около 2-х миниатюр на каждый псалом. Наконец отметим, кстати, и общее различие в составе статей обеих псалтирей: 1) в псалтири вступительные статьи короче, чем в 2) в псалмы не прерываются вставками покаянных тропарей и молитв между кафизмами; в помещены эти тропари и молитвы, но они не всегда одинаковы с тропарями и молитвами нашей печатной псалтири; 3) в изложение содержания псалмов и толкование (писанное киноварью в начале псалмов) начинается со 2-й кафизмы и притом находится не перед всеми псалмами; в оно идет непрерывно с 1-го псалма; сверх того здесь присоединяется еще особое толкование к миниатюрам (толк) и в виде миниатюры, выражающей общую идею псалма. Таким образом, рассматриваемые псалтири представляют собой две различные редакции, как со стороны миниатюр, так и со стороны общего состава их; и так как древнейшая из них и, по нашему мнению, наиболее важная в историко-археологическом отношении до сих пор еще не обследована, то это дает нам право рассмотреть ее особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Примеры первого вида — это, в частности, такие аллегорические толкования ветхозаветных образов и событий, которые объясняются влиянием александрийской традиции или прямым заимствованием из нее, в основном через церковное богослужение. Ноев Ковчег — символ Богоматери, а Ной — прообраз Христа 100 . Старый Исаак, который не смог узнать своего сына Иакова — символ духовной слепоты 101 . Египет символизирует “тьму страстей” 102 , или мирскую жизнь вообще 103 . Однако тьма, упомянутая в 17-м псалме (слав. “И мрак под ногама Его И положи тьму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных”) обозначает плоть Христа 104 . Земля обетованная и сосуд с манной — прообразы Девы Марии 105 . Моисей в облаке на вершине горы Синай — символ духовного восхождения к Богу и созерцания Бога 106 . Образы Нового Завета также могут быть аллегоризованы. Иисус, Моисей и Илия в сцене Преображения Господня представляют Святую Троицу, а “три кущи”, которые хотел построить Петр, символизируют тело, душу и дух (Мф 17:4) 107 . Блудница, которая пришла ко Христу с алавастровым сосудом мира (Лк 7:37–38), символизирует отшельника, который должен любить Иисуса и омывать Его ноги слезами раскаяния 108 . Пребывание апостолов в комнате с закрытыми дверьми (Ин 20:19) символизирует жизнь отшельника в своей келье 109 . Дочь женщины хананеянки (Мф 15:22) — это образ души, которая нуждается в исцелении Иисусом 110 . А мытарь, оставивший свой ящик с деньгами и последовавший за Иисусом (Мф 9:9), символизирует грешника, который отверг сребролюбие и начал духовную жизнь во Христе 111 . Порой преп. Симеон использует более развитые и сложные образы, например, образ человеческого тела, который использовал и ап. Павел. В Eth. 4 преп. Симеон объясняет, как следует понимать слова “в меру полного возраста Христова” (Еф 4:13), приводя в качестве примера тело человека: две стопы символизируют веру и смирение; голени, колени и бедра символизируют труды воздержания; “части тела, которые нуждаются в прикрытии” обозначают непрекращающуюся молитву ума и “сладость, которую дает изливание слез”; нервы — это огонь, горящий в душе, которая стремится к созерцанию Господа (дается цитата из Пс 25:2: “разжзи утробы моя и сердце мое”); желудок вместе с прочими внутренними органами сравнивается с “духовной мастерской, в которой трудится душа”. Далее следует перечень других частей тела с указанием их символического значения; заканчивает его голова, которая символизирует любовь 112 . На наш современный вкус подобная аллегория может показаться неестественной и малопривлекательной, но для византийского уха она звучала весьма приятно и даже поэтично 113 .

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

Будет же тамо еще и смрад нестерпимый от огня серчатаго, ибо написано есть: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс.10:6)... Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ея (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда же умрут. Ибо писано есть: взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Откр.9:6)... Еще же будет тамо и тьма кромешная, ибо писано есть: связавше ему руце и нозе, вверзите (его) во тму кромешнюю (Мф.22:13); и в той тьме вверженныя будут сидети вовеки, и не будут видети лица Божия никогда... Будет же тамо и глад, ибо рек сам Христос: горе вам, насыщении ныне, яко взалчете (Лк.6:25)... Еще же тамо будет и жажда велия, ибо сам же Христос рек: яко вы возжаждете. Тамо же будет теснота велия, ибо ад полон будет человек грешных, овии вверху, овии среди его, инии же в самом дне адском. Ибо якоже кто насыплет мешец пенязей полн и завяжет его или кто каковый сосуд наполнит доверху рыбою и закроет его; тако и Бог весь ад полн человеки грешными наполнит и заключит его, чтоб оттуду грешницы не исходили " . 98. Лествицы степень 6. 99. Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 100. Патерик Скитский. 101. Там же. 102. Там же. 103. Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 104. Патерик Скитский. 105. Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собою наказание Божие (Деян. гл.5). Патерик Скитский. 106. Cassiani collatio VIII. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 107. Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю (Лк.4:5,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

Катерина 26 марта 2019, 22:20 Если провести сравнительный анализ достижений в социальной области коммунистов в СССР и социалистов в Ц. Европе, то удивляет скромность достижений стран Варшавского договора. При всех своих кровожадных методах советская власть достигла гораздо меньшего по сравнению с умеренными методами социалистов. Почему средний советский человек-турист заходился в припадке при виде капиталистических витрин? Потому что на самом деле он не ценил дружбу и мир народам, и у него не было иммунитета против соблазнов материализма. Поэтому дом, построенный коммунистами на таком песке, не мог не рухнуть. НН 26 марта 2019, 19:12 Иоанна_ , Да, Некрасов писал о повседневной работе и жизни НЕпреступников; НОРМАЛЬНЫЕ, не нарушавшие существ законов СВОЕГО времени люди жили и работали так практически ВСЕГДА и ВЕЗДЕ. А Беломорканал и др. строили люди, нарушившие законы СВОЕГО времени и ОСУЖДЕННЫЕ СУДОМ, отять же по законам ТОГО времени. За что судили-вопрос спорный, до сих пор историки во мнениях расходятся. Увы, но это были ПРЕСТУПНИКИ. Не думаем же мы, что при Сталине было идеальное общество: не существовало убийц, грабителей, насильников, растратчиков и тд. Конечно же были! Да, наряду с ними работали и " политические " . Но народ жил и работал совсем по-другому, революции не хотел. А на войну пошел и в войне победил! Яна (Jana W) 26 марта 2019, 17:33 Алла, (25 марта 2019, 19:04) Вы не совсем правильно поняли суть моего коммента, на это есть толкования Св.Отцов, для понимания " Помазанник " ,(Толкования на Пс. 104:15) И др., можно найти по Стиху из Псалтири " Не прикасайтесь к Помазанным моим " Но все равно, спасибо за ответ, интересно было узнать такую т. зрения. Яна (Jana W) 26 марта 2019, 17:04 Да использовали детский труд и в Европе времён РИ, и в СССР. Со временем всё меньше. Благодаря прогрессу и тех.новшествам. В деревнях много детки работали, даже еще в 80-е. У простых людей прислуги нет. Кстати, в РИ приезжали многие из Европы, тут было лучше. Колонисты, переселенцы.Кто-то по семейным обст-вам. Хотя и тут работали как пчёлки, но у себя дома им было еще труднее. Но идея статьи не об этом, и получается, что о.Андрей о цареубийстве- (см. что такое Помазанник Божий)- а вы о 8 часовом раб.дне для рабочих и зарплате. Вам о богоборцах-убийцах- а вы о дворянах, когда об их вине и говорится. См.Послание к Римлянам Св. Апостола Павла, XIII. Это даже об отношении к власти вообще.

http://pravoslavie.ru/120061.html

Такой же елей приносили и те (ветхозаветные), по книге Левит, елей чистый, выбитый, для освещения, чтобы горел светильник вне завесы пред Господом (24:2). Но им повелено было поддерживать самый слабый свет от вечера до утра. Ибо их светильник, питаемый делами и верою народа, кажется, соответствовал пророческому слову, прямо указывающему на целомудрие, а храм (соответствовал) уделу наследия (Пс. 104:11), так как светильник может светить только в одном доме. Посему этому светильнику надлежало гореть до наступления дня: пусть возжигают его, сказано там, до утра (Лев. 24:3), т. е. до пришествия Христа; потому что когда воссияло солнце девства и правды, то нет нужды в светильнике. Итак доколе этот народ приносил необходимое для питания светильника, доставляя елей (добрыми) делами, дотоле у них не угасал светильник целомудрия, но всегда блистал и светил в уделе наследия. Когда же этот елей оскудел от того, что они уклонились от веры в невоздержание, то светильник совершенно погас, дабы девы преемственно, как бы свыше озаряя мир нетлением, опять засветили эти светильники. Посему и ныне должно приносить в изобилии чистый елей добрых дел и мудрости, очищенный от всякого влекущего долу тления, дабы, в ожидании замедлившего Жениха, и наши светильники также не погасли. Это замедление есть время до пришествия Христова; дремота и сон дев — отшествие от жизни; полночь — царство антихриста, когда ангел–истребитель пройдет по (нашим) жилищам; а раздавшийся крик: вот Жених идет, выходите Ему на встречу (Мф:25:6) — голос с небес и трубный звук, когда святые, по воскресении всех их, будут восхищены на облаках и пойдут в сретение Господу (1 Сол. 4:17). Ибо надобно заметить, после этого крика встали все девы, как говорит Слово (Божие), т. е. после голоса с небес мертвые воскреснут, как учит и Павел, когда говорит: сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Сол. 4:16), т. е. (телесные) хижины, которые умерли, разлучившись с душами. Потом мы, оставшееся в живых, вместе с ними восхищены будем (ст. 17); это он говорит о душах. Ибо мы, живущие, собственно суть наши души, которые вместе с телами, опять воспринятыми, на облаках пойдут на встречу (Господу), неся светильники, украшенные не чуждым и мирским украшением, но светом мудрости и целомудрия, исполненным эфирного сияния подобно сияющим звездам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

4) От врагов защищает. Сколь ни гнал Саул Давида, но при всём том, Давид всегда избегал от убийственных рук его. (смотр.: 1Цар.19, 10. 26. 2 , и проч. 21. 3. 23. 8. и проч. (стр. 10). Сколь ни важно было повеление Египетского царя фараона, чтоб убивать Израильских младенцев мужского пола, но при всём том они промыслом Божиим, сохраняемы были, как пишется: Убояшася же бабы Бога, и не сотвориша, якоже повеле им царь Египетский, и живляху мужеский пол ( Исх.1:16–17 ). 5) С врагами примиряет. Исав шёл было с войском, чтоб убить брата своего Иакова; но Бог учинил то, что он с ним примирился ( Быт.32:6 ). Египтяне сколь ни были неприязненные враги Израильтян; однако Бог такую дал благодать Израильтянам пред Египтянами, что сии и всё своё имение им отдали: Глаголи убо, – пишется, – отай во ушы людем, и да испросит кийждо у соседа, и жена у соседы своея сосуды сребряны и златы, и ризы. Господь же даде благодать людем Своим пред Египтяны, и даша им ( Исх.11:2–3 ). Или, как Давид говорит о Израильтянах: и даде я в щедроты пред всеми пленившими я ( Пс.105:46 ). 6) Молитвы их слышит, прежде нежели вопиют к нему. Когда роптали сынове Израилевы на Моисея; то он ещё и не молился к Богу, а Бог услышал его: что, – говорит, – вопиешь ко мне? ( Исх.14:15 ). 7) Удивляет их пред человеки, как говорит Давид: и уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего ( Пс.4:4 ). Удивил некогда Бог древнего Своего Израиля, ибо: α) Когда вёл их пустынею, то не было из них никого болящего, или утруждаемого: и не бе, – говорит Псаломщик, – в коленах их боляй ( Пс.104:37 ). β) Чрез сорокалетнее время путешествия их в обетованную землю – были целы их сапоги и одежды – и с ними вместе возрастали, как говорит Моисей к ним: и водил вас четыредесять лет по пустыни: не обетшаша ризы вашя, и сапози ваши не сотрошася на ногах ваших ( Втор.29:5, 8:4 ). γ) Вместо земного хлеба – получали хлеб небесный, как пишет Давид: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им: хлеб Ангелский яде человек: брашно посла им до сытости ( Пс.77:24–25 ). δ) В пустыне безводной не имели недостатка в водах: разверзе камень в пустыни, – пишет Давид, – и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене и низведе яко реки воды ( Пс.77:15–16 ); и на другом месте: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки ( Пс.104:41 ). ε) Имели путеводителя – столб облачный, и огненный, как пишется: распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию ( Пс.104:39 ). И кто может исчислить все те чудеса, кои сотворил Бог с Израилем Своим? (читай псал. 77, 104, 106, 134, 135 и проч.(стр.11).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

101–104. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя: от судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми ecu. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. От всякого пути лукава, который уклоняется от Закона Твоего, я возбранял ногам моим, или – удерживал их, чтобы не идти по нему ( Пс.1:1 ), иначе – не только не делал я ничего такого, что противно Твоей воле, но и не склонялся к тому, именно – ни к чему суетному, как лихоимство и т. п. (ст. 36–37), так – дабы сохранить слова Твои – заповеди. – От судов, как определений Твоей воли, я не уклонялся, ибо Ты мне положил закон, от которого я и не должен уклоняться на путь лукавый... О, как сладки гортани моей слова Твои, – для моих уст они сладче меда! – несравненно приятнее принимать их в сердце и повторять устами, поучаться в них и передавать их другим даже воспевать их (ст. 13, 43, 46, 54): и если тело услаждается медом, то несравненно более утешается душа святыми словами заповедей Божиих, ибо все они суть истина божественная, вечная (ст. 86, 89–90). – От заповедей твоих разумех, – я вразумлен заповедями Твоего Закона, как учением верного наставника – (ст. 98–100); а потому не только удерживаю ноги мои, чтобы не ходить на путь лукавый или неправый? но и ненавижу такой путь лжи... 105–108. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. Кляхся и поставих сохранити судбы правды Твоея. Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судбам Твоим научи мя. И при всем отвращении к пути лукавому (ст. 101, 104), можно, однако, по неосторожности, по ошибке и т. п. стать на этот путь, особенно человеку неопытному (ст. 9). Но, говорит псалмопевец, светильник ногам моим Закон Твой, Господи, – с ним, как светильником, легко заметить все опасности на пути и во время избежать их: Твой Закон как свет на стезях моих, – так что с ним нельзя потерять верный путь или сбиться с него. Иначе, при верном понимании заповедей Закона Божия и под руководством их, всегда можно заметить опасность соблазна и падения в искушениях и вовремя спастись... Я поклялся и поставих – непоколебимо решился сохранять судьбы правды Твоей или определении праведного суда Твоего (ст. 112). – Смирихся до зела – весьма угнетен и уничижен я, так что жизнь моя близка к кончине и я – к могиле (ст. 25, 81, 83, 92, 95): но Ты, Господи, оживи меня – возврати мне полноту сил к жизни, по слову Твоему. – Вольная уст моих, – мою клятву, как добровольную жертву – обет моих уст, благоволи, Господи, принять, и – научи меня Твоим судам, которые я поклялся непоколебимо хранить в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010