Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Изготовленный таким образом металл не уступал по твёрдости современным специальным сталям. От первых династий древнеегипетских царей до нас дошли тщательно изготовленные ткани, отличающиеся исключительной тонкостью и красотой выделки. Следует отметить, что появившаяся много веков спустя в античной Греции ткацкая техника стояла на несравненно более низком уровне, чем в древнем Египте. Египтяне выработали и передали народам Средиземноморья технику изготовления бумаги из папируса. Значительное распространение получила архитектура, особенно монументальная, где простота форм сочетается с гигантскими размерами. Овеянные легендами египетские пирамиды и сегодня ещё вызывают удивление и восхищение не только пирамидоманиаков, но и простых людей, стремящихся со всех краёв земли в Египет лицезреть первое и последнее из уцелевших «семи чудес» Древнего мира. Недаром известная пословица гласит: «Всё на свете боится времени, но даже время боится пирамид». Египет – одно из самых древних известных государств, однако дату его основания установить невозможно. В Ветхом Завете слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама ( Быт.10:6 . Пс.104:23 ) – родоначальника египтян. В отличие от многоплемённого населения Двуречья, древние египтяне были единым народом, говорившим на одном языке, относящемся к семито-хамитской группе (её хамитской ветви). По внешнему виду они отличались стройными пропорциями и смуглым цветом кожи. Египтяне гордились своей национальностью, считая её чем-то священным, а себя – народом отличным от всего остального мира по чистоте и святости. Имея такое высокое о себе мнение, они с брезгливостью относились к другим народам, считая за оскорбление любое сближение с ними. С самой глубокой старины египтяне жили затворниками в узкой, но непомерно длинной долине одной из величайших рек мира – «дышащей реки» Хапи (Нила). К ней примыкал Фаюмский оазис с Меридовым озером, его современный остаток – Биркет-Карун. По существу это огромный – протяжённостью 1,5 тыс. км. – оазис, окружённый с трёх сторон «красными землями» – Ливийской, Нубийской и Аравийской пустынями. Средняя ширина долины – около 10 км., но на отдельных участках она сильно колеблется (от 1–3 км. на юге, до 20–25 км. на севере). На фоне бескрайней каменистой Ливийской пустыни (занимает более 70% территории страны), Нубийской пустыни (одно из самых сухих мест Африки) и расположенной между долиной Нила и Уадж-Уру (Красным) морем Аравийской пустыней (шириной 150–300 км. и длиной ок. 1000 км.) – долина и дельта Нила – особая часть Египта. Образовавшаяся из отложений речного аллювия на месте одного из морских заливов, дельта Нила имеет протяжённость с юга на север около 175 км. и с запада на восток – около 220 км. По площади (около 22 тыс. кв. км.) дельта Нила – одна из крупнейших в мире, примерно вдвое превышает дельту Волги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

       укрощение моря – иносказание о диаволе. О падших ангелах обычно говорится иносказательно. Отчасти поэтому многие современные исследователи отрицают, что Ветхий Завет содержит учение о сатане как враге Бога 413 . О падших ангелах говорится, например, через глубину моря, куда они пали. Левиафан в Псалмах ( Пс.104 /103:25,26; LXX: дракон; ц.-слав.: змий) – житель «моря, великого и пространного». Левиафан также называется «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он чудовище моря – Рахав (LXX: кит; Иов.26:12 ; Иов.9:13 ). «Помощники Рахава» LXX перевели как «киты поднебесные» ( Иов.9:13 ). «Левиафан» в переводе LXX: «великий кит» ( Иов.3:8 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин (LXX: дракон), что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море как обозначение сатанинских сил – находим в гневной речи Господа к Иову ( Иов.38:8–11 ): 8 И [кто] заградил вратами море,        когда оно, вырвавшись из утробы, вышло, 9 когда Я положил облако одеждой его        и мглу – пеленой его? 10 И Я сломал из-за него устав Мой        и поставил засов и врата. 11 И Я сказал: доселе дойдешь и не прибавишь.        И здесь Он поместил в гордыню волны твои. «Я сломал устав Мой» – устав, данный человеку для райской жизни. «Здесь Он поместил в гордыню волны твои» – LXX истолковали (если перед ними лежал тот же еврейский текст) в богословской глубине: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой 414 . Итак, не движение водной стихии, но некое движение (или желание) ангела Денницы было заграждено Богом – с той тщательностью, какая нужна для собирания воды. Желание Денницы укрощено повелением, «чертой»=«уставом» (хок) Божиим; ср. Иов.26:10 : Бог «черту (хок) провел кругом на лице вод до конечной (границы) света со тьмой». Устав, данный морю, упоминает и пророк Иеремия: «Я положил песок границей морю – устав (хок) вечный, и оно не перейдет его, и возмущаются волны его» (формация глагола указывает на то, что возмущаются также друг на друга), «и не возмогают, и они шумят, и не перейдут его» ( Иер.5:22 ) 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Таким образом, братья воевали с братьями за грехи. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами. Впрочем, не все за грехи терпят нападения от братьев. Так Иосиф терпел нападения от братьев, но со­всем не за грехи; и Иов подвергался наветам жены, но со­всем не за грехи. У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов. Бывает, что и друзья за грехи обращаются во врагов, и прежде любившие начинают ненави­деть и отвращаться, потому что Бог попускает такую нена­висть между ними по известным Ему причинам. Так о егип­тянах написано в псалме сто четвертом: «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его» ( Пс.104:25 ). А Бог не попустил бы нена­висти, если бы прежде любовь их не была порочною. Кому лю­бовь служила к погибели, тому ненависть делается побужде­нием к добродетели. И рабы и подчиненные часто восставали на господ своих за грехи их. Так, посмотри, когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему, и он нарицал имена им, как рабам своим; а когда он запятнал лицо свое грехом, тогда звери не узнали его, и из рабов сделались его врагами. И как домашний пес служит тому, кто его кормит, боится и трепещет его, а если вдруг увидит его с лицом, запачканным сажею или покрытым чужою маскою, то бросается на него, как на чужого, и покушается растерзать его, так было и с Адамом : доколе он сохранял чистым лицо свое, созданное по образу Божию, дотоле звери подчинялись ему, как рабы, а когда он запятнал лицо свое непослушанием, то они не узнали в нем господина и стали враждовать против него, как чужого. Таким образом, и восста­ние рабов бывает воздаянием за грехи. Праведен был Даниил, и львы признали владычество его; они видели его невкусившим греха, и оставили непричастным наказанию ( Дан.6:22 ). Согре­шил солгавший пророк, и встретил его лев на пути и умер­твил ( 3Цар.13:24 ); он запятнал себя ложью, и лев не узнал его. Если бы лев увидел в нем пророка, подобного Даниилу, то почтил бы его; но он нашел лжепророка, и потому напал на него, как на чужого; владыка солгал – и раб отвергнул вла­дычество его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

То есть: пред славою, которая уготована в будущем веке благочестно живущим, бывает им в мире сем унижение, поругание, посмеяние, злословие. Колико претерпит благочестивая душа здесь поношения, укорения, клеветы, толико в будущем веке прославится. Терпи убо всякое поношение, укорение, злословие со всякою кротостию и молчанием, и не отмщевай ни делом, ни словом поносителям, но паче – молись за них по примеру Христову. Тогда временное безчестие твое обратится в честь вечную; безславие твое – в славу, уничижение – в похвалу, и всякая скорбь – в утешение и радость. Поверь сему и крепися: потерпи Господа, мужайся, увещавает Дух Святый душу скорбящую ( Пс. 26:14 ). Спасайся о Христе. Вопр. Что свят. Тихон говорит о фарисеях ? Отв. (Письмо 104 ч. 12). Повидим, пишет святитель Тихон к одному из своих приятелей, что фарисейская зависть и злоба чинила Христу Господу, Который пришел спасти их. Когда Господь изгонял бесов из людей, и народы видевше дивишася, глаголюще: яко николиже явися тако во Израили, Фарисее же глаголаху: о князе бесовстем изгонит бесы ( Мф. 9:34 ). И паки: сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле, князе бесовстем ( Мф. 12:24 )... Но кто может беса изгнать кроме Бога, Котораго трепещет род сей? И как может сатана сатану изгнать, которые равную силу имеют?.. Видим здесь. 1) Зависть и злоба в ослепление человека приводит, что и видим здесь на фарисеях: приписуют дело то сатане, которое единому Богу приличествует. 2) Видим здесь, чего не потерпел Иисус, Избавитель наш? Желая избавить нас от области сатанины, слышал: о князе бесовстем изгонит бесы, – слышал Тот, о имени Котораго и беси повинуются рабам Его, – Тот, Который дает власть рабам Своим наступать на скорпию и на всю силу вражию ( Лк. 10:19 ); Того Божественныя уши слышали хулу: о князе бесовстем изгонит бесы. Нас ради терпел Избавитель наш Господь. 3) Христианам истинным предлежит гонение и поношение в мире сем. Аще бо господина дому, веельзевула нарекоша – кольми паче домашния его ( Мф. 10:25 )? Надобно неотменно страдать рабам с Господином, ученикам – с Учителем, и удам – со Главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Тот, кто употребил жизнь на снискание богатства... взял ли его в Вечность? ( 108, 88 ). Земное имущество не есть наша собственность... Оно переходит из рук в руки и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на пользование. Все, что мы имеем, принадлежит Богу ( 108, 91 ). Господь заповедует с помощью милостыни превратить земное имение в небесное, чтобы самое сокровище человека, находясь на Небе, влекло его к Небу ( 110, 172 ). Писание... называет состоятельных людей распорядителями имущества, которое принадлежит Богу и поручается распорядителям на время, чтобы они распоряжались им по Его воле ( 111, 231 ). Чтобы получить истинное, свойственное всем, неотъемлемое достояние, сохраните верность Богу при распоряжении тем, что вверено на срок. Не обманите себя, не сочтите земного имущества собственностью ( 111, 235 ). Перенося милостынею тленное имущество свое на Небо, христианин неприметным образом перенесет на Небо свое сердце... ( 111, 266 ). Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 279 ). БОГАТСТВО «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23) Земное богатство не долго повеселит тебя, потом утечет и исчезнет, но у тебя потребуют строгого отчета за это ( 7, 78 ). Желаю тебе, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир всегда считал прахом ( 7, 361 ). Путь узкий и тесный (в Царствие Божие) не примет того, кто не сложил с себя бремя богатства. Святитель Василий Великий ( 7, 104 ). Богатые! послушайте: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» ( Пс. 61, 11 ), знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надо облегчать корабль, чтобы было легче плыть ( 13, 211 ). Богатство – самый скорый приспешник в дурном, потому что при могуществе всего удобнее делать зло. Святитель Григорий Богослов ( 14, 367 ). Если погонишься за роскошью и за тем, чтобы иметь больше других, то труда будет много, путь станет ненадежен, скорбь неутолима и жизнь многопопечительна ( 25, 67 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Человек подобен маятнику, качающемуся и направо, и налево. Но только качание этого маятника – неравномерное. Человек или наклонен более к миру и менее к Богу, или наоборот. Вот молитва и представляет одно из действительных средств наклонения человека к Богу и отклонения от мира. Это действие молитвы на человека хорошо выражено в словах псалмопевца: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... Бог – твердыня сердца моего и часть моя во век ( Пс.72:25,26 ). Образец такой действенной молитвы представляет нам молитва , данная человечеству Господом Иисусом. В ней каждое прошение, проникновенно произнесенное, тут же получает исполнение. «Да святится имя Твое», молит христианин, и имя Отца небесного уже святится благоговейным призыванием Этого имени. «Да приидет Царствие Твое», – в душу молящегося уже приходит это Царствие, как залог будущего полного общения с Богом и святыми. Таковы же и другие прошения этой дивной молитвы: в них мы, отрекаясь от своей воли, утверждаем волю Божью в материальном и духовном (яко на небеси и на земли...) 101 , ограничиваем свои потребности пределами необходимого, слагаем с себя заботы о будущем обеспечении своём; прощая других, сами получаем прощение и мир совести; признавая власть тьмы и лукавства в жизни человеческой, мы обособляемся от неё и в большей или меньшей степени побеждаем ее. Молитва не только умилостивляет Бога, но и душу молящегося делает нежною и восприимчивою к божественной благодати. «Как вода леденеет от холода, так и душа наша от греха и беспечности отвердевает и делается камнем. Потому-то и нужно много тепла, чтобы размягчить затверделость ее; а это преимущественно делает молитва . Итак, когда ты приступаешь к молитве, то заботься не о том только, чтобы получить просимое, но чтобы во время самой молитвы сделать душу твою более мягкою и лучшею» 102 . Это облагораживающее действие молитвы сказывается и на внешнем поведении человека. «Вышедши из (церковного) собрания, ты и одеждою, и взглядом, и голосом, и всем вообще наружным видом покажешь отсутствовавшим, какой прибыток выносишь ты с собою отсюда. Мы должны выходить отсюда так, как из святилища, как бы мы сходили с неба, делаясь скромнее. Жена, когда увидит мужа своего, возвратившегося с собрания, отец сына, сын отца, раб господина, друг друга, враг врага, каждый пусть почувствует, какую пользу мы получаем здесь. А почувствует тогда, когда увидит, что вы стали кротче, любомудрее, благочестивее» 103 . Кто, вспомнив о своих грехах, беседует с Господом о прощении их и молит Его быть кротким и милостивым, тот по самому упражнению в такой беседе отлагает всякое житейское попечение, окрыляется и становится выше страстей человеческих. Врага ли увидит он после молитвы? Уже не будет смотреть на него, как на врага; – красивую ли женщину? не соблазнится при виде ее, потому что пламень, вожженный молитвою, еще остается внутри его и отгоняет всякую негодную мысль» 104 . § 23. Взаимовлияние молитвы и нравственной добропорядочности

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

2.52. Монаху Мавриану. Искушение несносной печали и великого уныния можешь уничтожить обильными слезами, благими надеждами и любовью к сладчайшему Спасителю Христу. 2.60. Монаху Флориону. Изнемогши телом, не падай духом, думая, что некому будет утешить тебя. Ибо «благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека» (Пс. 117, 8). Без сомнения же, Бог найдет способ тебя утешить и у Источника премудрости не будет недостатка в промышлении нужного ко спасению. 2.73. Подвижнику Зосе. Блаженный Петр вместо огня во дворе Каиафином (Иоан. 18, 18), где подвергся искушению, нашел впоследствии Божественный огонь при море Тивериадском. Ибо, будучи наг по причине отречения, — не подумай, что отвергаю Евангельскую историю и примешиваю нечто от своего ума, — Итак, будучи наг, блаженный Петр «препоясуется епендитом» упования на Христа (Иоан. 21, 7), ввергается в море щедрот Божиях, приходит к Иисусу, как цепью какою влекомый, к Нему любовью. И поскольку во время отречения Петр был утружден, изнурен, огорчен плачем и печалью, как лишившийся Господа, то Владыка ободрил его чудным хлебом и чудесною рыбою. И после вечери говорит Спаситель с ним, желавшим услышать блаженный голос, и успокаивает и утешает его по множеству болезней сердца Петрова, и таким образом усладив его, поставляет пастырем целой вселенной (25). 2.104. Монаху Марину. Не приходи в негодование и неудовольствие, обременяясь продолжительностью искушений, не дивись тяжким и частым нападениям, разграблениям и гонениям мысленных варваров. Ибо надеемся, что, если будем претерпевать это с благодарением, даже от врагов и ненавидящих нас приобретем спасение. 2.124. Монаху Нимертию. Многократно искал тебя дух боязни и не находил, потому что не был ты предан ему в обучение. А теперь он нашел и смущает тебя целые ночи и целые дни. Но не унывай и «потерпи» в молитве«Господа», ожидая, что избавит тебя, часто пред очами Его орошаемого слезами. 2.125. Монаху Нимертию. Если говоришь, что вовсе не можешь больше жить в кельи один, сверх чаяния побеждаемый безмерным демонским страхованием после того, как столько времени по отречении твоем от мира уединенно пребывал ты в пустыне, то возьми теперь к себе какого–либо боголюбивого и благоговейного человека, и пусть он вместе с тобою и живет, и молится, и поет псалмы, и пребывает во бдении, пока не получишь Божественной помощи и не будет прогнан лукавый демон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

77:27). Таким образом, братья воевали с братьями за грехи. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами. Впрочем, не все за грехи терпят нападения от братьев. Так Иосиф терпел нападения от братьев, но совсем не за грехи; и Иов подвергался наветам жены, но совсем не за грехи. У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов. Бывает, что и друзья за грехи обращаются во врагов, и прежде любившие начинают ненавидеть и отвращаться, потому что Бог попускает такую ненависть между ними по известным Ему причинам. Так о египтянах написано в псалме сто четвертом: « Возбудил в сердце их ненависть против народа Его » (Пс. 104:25). А Бог не попустил бы ненависти, если бы прежде любовь их не была порочною. Кому любовь служила к погибели, тому ненависть делается побуждением к добродетели. И рабы и подчиненные часто восставали на господ своих за грехи их. Так, посмотри, когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему, и он нарицал имена им, как рабам своим; а когда он запятнал лицо свое грехом, тогда звери не узнали его, и из рабов сделались его врагами. И как домашний пес служит тому, кто его кормит, боится и трепещет его, а если вдруг увидит его с лицом, запачканным сажею или покрытым чужою маскою, то бросается на него, как на чужого, и покушается растерзать его, так было и с Адамом: доколе он сохранял чистым лицо свое, созданное по образу Божию, дотоле звери подчинялись ему, как рабы, а когда он запятнал лицо свое непослушанием, то они не узнали в нем господина и стали враждовать против него, как чужого. Таким образом, и восстание рабов бывает воздаянием за грехи. Праведен был Даниил, и львы признали владычество его; они видели его невкусившим греха, и оставили непричастным наказанию (Дан. 6:22). Согрешил солгавший пророк, и встретил его лев на пути и умертвил (3 Цар. 13:24); он запятнал себя ложью, и лев не узнал его. Если бы лев увидел в нем пророка, подобного Даниилу, то почтил бы его; но он нашел лжепророка, и потому напал на него, как на чужого; владыка солгал — и раб отвергнул владычество его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ср. Пс 104:24: «Как велики дела Твои, Господи! Ты сотворил их в мудрости (behokhmah) , и земля наполнена твоими тварями». Здесь behokhmah предположительно изначально подразумевалась в качестве наречия («мудро»): в этом псалме очень сильный акцент сделан на действиях Бога , что даже намек на отдельного от Него субъекта действий создал бы диссонанс. Конечно, ничто не может остановить hokhmah , которая была позже наделена самостоятельным бытием через гомилетическое чтение в свете Притчей 8. Это творение, проявляющее Божью мудрость, находится в другом месте в еврейской Библии: например, Прит. 3:19-20: «Господь с Премудростью (behokhmah) основал землю, с пониманием (betevunah) Он основал небеса. По Его знанию (beda’at) разверзлись глубины, а с неба упала роса». Выбор фразы keli hemdah здесь ставит в тупик. Она, конечно, встречается в библии (Иер 25:34; Ос 13:15; Наум 2:10; 2 Пар. 32:27), но ни в одном из библейских ссылок не проводится никакой ощутимой связи с Торой. Иными словами, использование Акивой этой фразы кажется просто случаем лингвистического заимствования, а не мидрашистской аллюзией. Странно и то, что поразительное описание Акивой Торы как «драгоценного инструмента, с помощью которого был создан мир», похоже, не встречается в более поздней раввинистической литературе вплоть до средневековья, когда она фигурирует в «Махзор-Витри» и в «комментариях­ на Пирке Абот». Средневековые комментаторы ясно понимали это в смысле инструмента/субъекта действия. Если только он не имеет в виду слова из Бен-Сиры 24, и его слова не отражают его понимания этого текста! Особо обратите внимание на Бен-Сиру 24:8-10: «Создатель вселенной возложил­ на меня команду; Мой Создатель определил, где я должна жить. Он сказал: “Сделай свой дом в Иакове, найди свое наследие в Израиле”. До начала времени Он сотворил меня, и я останусь вечно. В священном шатре я служила в Его присутствии, и я пришла, чтобы утвердиться на Сионе». Бен-Сира является апокрифом Второго Храма, о котором точно известно, что он циркулировал в раввинистических кругах. Однако словесных отголосков нет, и в книге Бен-Сиры ничего не сказано о способности Торы выступать в качестве самостоятельного субъекта (см. ниже).

http://bogoslov.ru/article/6168039

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010