Мир не любит плакать, когда не исторгает слез страсть или беда, он любит веселье или смех; спешит скачущей ногой достигнуть минутного блаженства, кажется, он стремится теперь к такому совершенству суеты, чтобы совсем ничего не делать, а только забавляться: столько забавляются увеселениями, столько говорят о них, и пишут, и печатают, что непонятно, как людям не наскучит веселье, простираемое до пресыщения и утомления. Знаете ли, думаете ли вы, куда ведет сей путь, к каким последствиям приближает сия всепоглощающая страсть к увеселениям, к роскоши, к непрестанными чувственным наслаждениям? – Суд уже произнесен, и произнесен таким Судией, Которого определения неизменны, потому что Он бесконечно Праведен и Вечен: «Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете!» ( Лк.6:25 ). Это «ныне», которое вы с такими усилиями наполняете обаяниями и мечтами, вскоре прейдет; обаяния и мечты исчезнут, и вы восплачете о расстройстве вашего внешнего благосостояния, о расстройстве здоровья, о расстройстве сил душевных, и, что всего плачевнее, возрыдаете наконец, о том, что не плакали кратковременными слезами покаяния и умиления, которые принесли бы вам вечное утешение, и что кратковременным весельем и смехом купили себе вечные, палящие слезы» 91 (Из слова Филар., м. Моск., в день памяти святит. Алексия, т. 3, стр. 102–104). 2. Библейские изречения о печали христианина по Боге и небесном отечестве «Пролью пред Ним (Господом) моление мое, печаль мою пред Ним возмещу» ( Пс.141:2 ). «Исчезоша яко дым дние мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено исхох» ( Пс.101:4, 12 ). «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою» ( Пс.87:2 ). «О, Господи, избави душу мою!»( Пс.114:4 ). «К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси» ( Пс.122:1 ). «Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего» ( Пс.129:1–2 ). «Желание имый разрешитися и со Христом быти. Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение есть» ( Флп.1:21, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В «игровом состязании» с могучим левиафаном Господь «шутя и играючи» – «переигрывает» диавола. Господь «играет на» тех силах, которые запускает в действие диавол, – обращает зло в добро 500 . Это находится в соответствии с одной из главных идей библейского мировоззрения – учением о сатане ( Иов.41:25,26 LXX): 25 Нет ничего на земле подобного ему, сотворенного –       поругаемым 501 быть от Ангелов Моих. 26 Он все высокое видит, а сам –             царь над всеми, кто в водах. Сатану нельзя одолеть никакой силой и никаким (да не пытаются люди) совместным, общечеловеческим, усилием ( Иов.40:31 /40:26 LXX). Сатана неуязвим и от небесного (того, что он видит): Дух Божий не проникает (да не проникнет) в него ( Иов.41:8 ). Если сатана видит все небесное, а на земле нет подобного ему, то кто одолеет его? Сын Божий и Бог переиграл сатану – использовал его же усилия против него самого. Слуги диавола и он сам не знали. Кого они ввели в свое царство смерти. Тот, Кто сойдет с небес на землю как Сын Человеческий, будет невидимым для гордого ума, который «все высокое видит», – Бог на кресте. Такого смирения – Бог на кресте – умный дух падший постичь не мог, пока ад не взорвался от присутствия Божества: «Прият Тя всего усты (устами) ад безумный: на кресте бо пригвождена Тя видев, копием прободена, бездыханна, живаго Бога, проста вменяше человека (полагая Тебя простым человеком). Разуме (он уразумел) же, искусивый крепость Твоего божества» 502 . О событиях в Египте: Пс.104:25             Он оборотил сердце их – ненавидеть народ Его,                         коварствовать против рабов Его. «Он (Бог) оборотил сердце – ненавидеть». – Неосмотрительный перевод: «превратил» (LXX), «возбудил» (ТМс), потому что такие переводы наводят на мысль, что Бог может быть источником ненависти и греха. Глагол хафак имеет значения: обращать (оборачивать; Нав.7:8 ); возвращать (к прежнему состоянию; Соф.3:9 ), превращать (одно в другое, например, воду в кровь; Пс.105 /104:29), переворачивать (ниспровергать, окончательно губить; Быт.19:21 ). Господь может «обращать (превращать)» на благое и может «обращать (возвращать)» в прежнее состояние, оставлять в исходном состоянии. Первое наблюдаем в истории с Саулом, когда после воцарения «Бог превратил ему сердце [на] иное» ( 1Цар.10:9 ) – либо дал иное сердце, либо направил сердце на иное. Второе наблюдаем в истории Исхода; израильтяне стали многочисленны, египтяне испытывали страх и отвращение к ним ( Исх.1:12 ), Господь не воспрепятствовал этому чувству: Бог «оборотил сердца их – ненавидеть народ Свой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

10:2), им же наведенной, или как иначе это выразить, что мы радовались несчастьям друг друга, не думая о том, что взаимное несогласие причиняет вред всему телу). Не могу молчать, когда Иуда и Израиль поставляют себе одну главу (Ос. 1:11), Иерусалим и Самария собираются к единому горнему Иерусалиму, и мы стали уже не Павловы, Аполлосовы и Кифины (из–за чего и против чего и происходили горделивые прения), новее — Христовы (1 Кор. 1:12). Благодарение мое таково: Кто изречет могущество Господа? Кто во услышание всех возвестит все хвалы (Пс. 105:2)? Теперь оба едина, и средостение ограды разорено (Еф. 2:14). Ты сделал, что мы перестали быть притчею во языцех, предметом покивания головы между иноплеменниками (Пс. 43:15). Ты дал нам столько потерпеть зла, сколько нужно было, чтобы во время разделения познали мы благо мира, и, поразив скорбью, опять восстановил нас. Чудное врачевание! Ты враждой научил миру скоро возненавидевших вражду; противным устроил противное, и столько разлучил вас, что мы тем с большей охотой устремились друг к другу: подобно как ветви растений, насильно разведенные и потом оставленные на свободе, опять стремятся одна к другой, принимая прежнее естественное положение, и показывают в себе то свойство, что насилием можно их нагнуть, а не исправить. Рука уже не презирает ока, и око — руки; глава не восстает против ног, и ноги не чуждаются главы(1 Кор. 12:21) и не вредят или, лучше сказать, не терпят вреда от беспорядка и безначалия, от которого и во всем происходит замешательство и разрушение, но все члены, по естественному чину и закону, которым все между собой соединено и сохраняется, равно заботятся друг о друге, — и мы составляем теперь одно тело и один дух, как и призваны к одной надежде вашего звания (Еф. 4:4). Посему будут прославлять Тебя народы сильные (Ис. 25:3), став богатыми из убогих. Ты явил нам милость Свою (Пс. 30:22), и к древним сказаниям присоединяется нечто новое. А когда же умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Бросив зерно, получил я колос; оплакивая потерю овец, приобрел пастырей и верно знаю, что приобрету еще наилучшего из пастырей  , хотя он, по некоторым духовным причинам и медлит принять паству. Этому пастырю уже вверены и благодать Духа, и таланты для употребления, и попечение о стаде; он помазан помазанием святыни и совершения, но мудрость еще удерживает его от начальства, и он до времени держит свечу под сосудом, но вскоре поставит ее на подсвечник, светить всякой душе в Церкви (Мф. 5:15) и быть светом стезям нашим (Пс. 118:104). Он теперь обозревает еще дебри, горы и потоки и приготовляет сети волкам — хищникам душ, дабы во время благопотребно принять жезл и пасти словесное стадо, вместе с Истинным Пастырем, вселяясь на злачные места, среди вечно зеленеющих словес Божиих, и питая водами тихими, то есть Духом (Пс. 22:2). На это мы надеемся и об этом молимся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Не спорим, что ранее составления всей ныне известной Псалтири были у евреев более краткие сборники псалмов. Поводом к появлению таких сборников естественно, прежде всего, могло служить раннее введение псалмов в богослужебное употребление. При Давиде уже были назначены певцы, музыканты, целые хоры с их «предводителями» и распределено их служение при скинии ( 1Пар.16 и 25 глл.). Эти лица для своих нужд могли при Давиде же и под его руководством составлять сборники псалмов. В эти сборники могли входить как псалмы Давида, так и его современников: Асафа, Емана, Идифума ( 1Пар.16 гл. ­­ Пс.104 ). Эти сборники увеличивались при Соломоне и сохранялись к последующему времени ( Неем.12:46 ). Из вышеприведенного библейского свидетельства ( 1Пар.16 гл.) видно, что в древнем сборнике, современном Давиду, находился уже 104-й псалом, заканчивающий собою четвертую часть Псалтири. Отсюда, кажется, прямой вывод, что о времени появления и составления псаломских сборников нельзя судить по положению псалмов в разных частях Псалтири. – По всей вероятности, в сборниках эпохи Давида и Соломона находился и 126-й псалом Соломонов, входящий в пятую часть Псалтири и подтверждающий нашу же мысль. Какие именно, в частности, псалмы были собраны при Давиде и Соломоне, трудно конечно сказать. Но едва ли что-либо из псалмов Давида и Соломона не вошло в этот сборник. В него же вошли псалмы Асафа, Емана, сынов Кореевых и других современников Давида и Соломона. Едва ли можно сомневаться в том, что и Моисеев псалом вошел в этот же первый и древнейший псаломский сборник. Как уже выше замечено, не мог он оставаться в неизвестности до дальнейших периодов собрания священных гимнов. – Но, как в истории ветхозаветного канона мы говорили о существовании разных лиц и обществ, собиравших в канон Священные книги и псалмы, так и теперь решаемся предполагать, что кроме богослужебных левитских сборников псалмов, могли быть подобные же сборники псалмов и у других лиц. В книге Паралипоменон о царе Езекии замечено, что при освящении храма левиты прославляли Господа с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка ( 2Пар.29:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

84 Как известно, даже тексты наиболее ранних литаний («Лоретанской», «Всем святым») многократно перерабатывались в течение веков. 85 Примером может служить сонет немецкого поэта XVII в. Андреаса Грифиуса «An die Sternen», в котором звезды последовательно названы «огнями», «светочами», «алмазами», «цветами», «стражами», «свидетелями», «герольдами». 86 В стихотворении другого немецкого поэта той же эпохи, К. Гофмана фон Гофмансвальдау, первые же две строки задают вопрос: «что есть мир?» Следует долгий ряд ответов, каждый из которых занимает по строке: это скудное и недолгое мерцание, быстротечная молния, пестрое поле трений, красивая с виду больница, дом рабьего труда, покрытая алавастром гробница и т. п. 90 В ветхозаветном тексте сказано, что бог творит своими служителями – «огонь пылающий» (пс. 103/104, 4). Есть рассказы об ангелах, поднимающихся в столбе жертвенного дыма, как в эпизоде жертвоприношения будущих родителей Самсона (Книга Судей 13, 20–21 ); упоминаются ангелы в виду огненных колес – офаним (Иезекииль 1, 10). Христианская гимнография и агиография постоянно говорит об «огневидности» ангельской природы. Псевдо- Дионисий Ареопагит отмечает сродство ангелов с огнем молнии и с очистительным огнем жертвоприношения (De coel. hier. VII, 1). 92 Помимо семитских языков, греческого языка, латыни и всего семейства романских языков так обстоит дело в славянских языках; исключение – германские языки, где семантика «духа» этимологически связана с семантикой экстатического ужаса. 95 Вплоть до современного иврита; см.: Шапиро 1963, с. 567. Напротив, греческое πνεμα в современном языке окончательно утратило семантику «ветра»; см.: Хориков, Малев 1980, с. 634–635. 100 Ср. выше примеч. 82; а также, наши замечания в кн.: Мифы народов мира, т. I. М., 1980, с. 76–77. 102 Этот уклон характеризует, как известно, и Антиохийскую школу, являвшуюся как бы соединительным звеном между сирийской и грекоязычной теологией. 104 Слова собеседника дитяти Симеона, будущего столпника, из жития этого святого, см.: Житие Симеона, с. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

По окончании потопа им было определено плодиться и размножаться, и от сыновей Ноя «населилась вся земля» ( Быт.9:19 ). Из послепотопной жизни Ноя и его семьи подробно описан лишь один эпизод, благодаря которому имя Хама стало нарицательным. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» ( Быт.9:20–23 ). Узнав, что Хам надругался над ним, Ной проклинает в лице Ханаана, сына Хамова, все его потомство: «…проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространится Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт.9:25–27 ). Имена собственные потомков Ноя являются одновременно наименованиями целых народов: так, «землей Хамовой» назван Египет: «…тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову» ( Пс.104:23 , см. также 77:51, 104:27, 105:22. О Хаме см. также 1Пар.1:4, 8 ). Хлеб насущный ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ см. также МАННА НЕБЕСНАЯ ; НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ Как собирательное понятие, распространяется на все, что служит поддержанию физического существования человека; повседневно необходимое пропитание, предмет забот и трудов («заботиться о хлебе насущном», «трудиться ради хлеба насущного»). Как образное выражение, применимо к духовным ценностям: сравнение с хлебом насущным подчеркивает их первостепенную значимость для человека, общества. В молитве Господней, начинающейся словами «Отче наш», одно из прошений звучит так: «…хлеб наш насущный дай нам на сей день» (в слав. Б .: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» — Мф.6:11 , ср. Лк.11:3 ). То, что понятие «насущный» еще раз подчеркнуто словами «на сей день», обстоятельство не случайное. В этой строке выразилась идея упования на Бога, в свете которой излишняя забота о завтрашнем дне есть выражение недоверия к Нему.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Знай же, что не умножением богатства, а истреблением в себе страсти к нему прекращается зло... Итак, чтобы нам не мучить себя напрасно, да отвергнем постоянно терзающую нас и никогда не успокаивающуюся любовь к богатству и, возжелав небесных сокровищ, устремимся к другой любви, которая и легче для нас, и может сделать нас блаженными. Здесь труд не велик, а польза бесчисленная, ибо никогда не может лишиться небесных благ тот, кто всегда бодрствует, трезвится, презирает земные блага, тогда как тот, кто порабощен и совершенно предан этим последним, неизбежно лишится их. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 271–273 ). «Трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф. 19, 23 ). Тут подразумевается богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к благоденствию. Но коль скоро имеющий много отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую надежду на него и перестанет видеть в нем свою существенную опору, тогда он становится в сердце тем, что и не имеющий ничего, такому открыта дорога в Царство. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство – беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и бывает богат. Кто на единого Бога уповает и прилепляется к Нему всем сердцем, тот богат Богом. Кто на что другое уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот этим другим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царство Божие. Тут подразумеваются род, связи, ум, чины, круг действий и прочее. Святитель Феофан Затворник ( 107, 258–259 ). Самолюбие, скупость, сребролюбие и немилосердие вымышляют так много причин и извинений, что их исчислить невозможно. Из-за этих-то причин трудно богатым войти в Царство Небесное ( Мф. 19, 23 ). Они уповают на богатство свое, а не на Бога живого, что есть идолослужение. В богатых гнездятся скупость и сребролюбие, гордость и дочь ее – презрение бедных и убогих, немилосердие к страждущей братии, пагубная роскошь и прочее. А всему корень – самолюбие. Не богатство виновно в гибели богатых, ибо богатство – Божие дарование и многие были богаты, но благочестивы... Губит богатых сердце самолюбивое и прилепляющееся к богатству, и отвращающееся от Бога Живого. Поэтому и говорит Давид: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» ( Пс. 61, 11 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 25 ). Берегись роскоши – естество довольствуется малым Берегись роскоши, как моровой язвы. Она весьма расслабляет христианскую душу, учит похищать чужое, обижать людей и удерживать руку от подаяния милостыни, что требуется от христианина. Роскошь, как чрево, не знает сытости и, как пучина, все добро пожирает... Так роскошь все пожирает и расслабляет ум. Берегись роскоши. Естество довольствуется малым; похоти и роскоши требуется много ( 104, 1606 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе ( Ин.6:51 ), и даяй живот миру ( Ин.6:33 ); аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во век 104 ( Ин.6:51 ). Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит ( Притч.10:3 ). Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни. Терпящии же Господа, то есть Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), изменят крепость. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поскольку Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: крепость моя и пение мое Господь ( Пс.117:14 ). Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: обновится яко орля юность твоя ( Пс.102:5 ). Потекут и не утрудятся: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо терпение – искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит ( Рим.5:4,5 ) привыкших жить так. К мужеству, – разумеется, относительно всего доброго, – поощряет и блаженный Давид, говоря: мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа ( Пс.30:25 ). Острови понимать можно различным образом: много их есть и на морях, а иногда так называются города и веси, которые окружены обширной необработанной и песчаной почвой; таковы, говорят, (города и веси) Идумейские и Моавитские, так как они лежат в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сохранение есть то действие Промысла Божия, которым Бог поддерживает бытие и силы каждого существа во вселенной. В руце Божией вси концы земли и высоты гор Того суть ( Пс.94:4 ). Все к Тебе чают дати пищу им во благо время... давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости.... отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоею, и созиждутся ( Пс.104:27–31 ). Так весь мир сохраняется Божескою силою. Если бы вседержащая сила Божия оставила творения, то они тотчас исчезли бы и обратились в небытие. Любиши же вся сущая твоя, взывает Премудрый, и ничесого же гнушаешися, яже сотворил еси·, ниже бо ненавидя что устроил еси. Како же пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси. Или еже не наречено от Тебе, сохранилось бы? Щадити же вся, яко Твоя суть, Владыко душелюбче ( Прем.11:25–27 ). Блаж. Феодорит говорит: «рассудите, кто поддерживает небесные своды? Как столько тысяч лет небо пребыло нестареющимся, и никакой перемены не произвело в нем время, хотя по природе небо удобоизменимо, как поучает блаженный Давид ( Пс.101:27:28 ). Однако же, имея удобоизменимую и тленную сущность, пребыло оно в одинаковом состоянии, поддерживаемое словом Сотворшего; потому что создавшее его Слово хранит и поддерживает его» (О промысле слово 1). Итак, по вседержительному Промыслу Божию, непоколебимо продолжается чрез несколько веков существование вселенной; по вседержительному Промыслу Божию, существует твердь, светит солнце, совершает кругообращение свое земля, и имеет на поверхности своей разнообразные перемены – то весну, то осень, то лето, то зиму. И мы сами каждый час, каждое мгновение, Божескою силою продолжаем свое бытие, по слову Апостола: о Нем бо живем, и движемся и есмы ( Деян.17:28 ). Если сила Божия не будет хранить нас, то своего бытия мы не можем продолжить собственною силою, ни на одно мгновение. Управление тварями есть то действие Промысла Божия, которым Бог, давши законы тварям, направляет их деятельность предназначенным Им целям, пресекая зло, возникающее чрез неисполнение тварями требований Божественного закона, или исправляя это зло и обращая к добрым последствиям. Царь и пророк Давид изображает владычество Божие над миром так: Ты всеми иже на небеси и на земли владычествуеши. от Тебе богатство и слава, Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю ( 1Пар.29:11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010