Для части разуверившихся сограждан утратило смысл Божественное предостережение о неприкосновенности Царей - Помазанников Господних: Не прикасайся к Помазанным Моим! (Пс. 104, 15; 1 Пар. 16, 22). Лживое умаление в сознании значения Православного Самодержавия неизбежно влекло за собой и десакрализацию отношения к личности Царствующего Государя. Именно на почве такого лукавого маловерия, а у кого-то и полного безверия, в России стали возможны дворцовые перевороты 25 Ноября 1741 года и 28 Июня 1762 года, тайные цареубийства 6 Июля 1762 года, 5 Июля 1764 года, 12 Марта 1801 года, а потом и прилюдное убийство Государя 1 Марта 1881 года, пугачевский бунт 1773-1775 годов и восстание 14 Декабря 1825 года... Впрочем, убийство Императора Александра II Освободителя в Марте 1881 года всколыхнуло всю народную массу, на годы отрезвило от либеральной одури значительную часть «образованного» российского общества, обособило от него горстку отъявленных нигилистов и революционеров. И тринадцатилетнее Царствование могучего, богатырским обликом державного Императора Александра III Александровича Миротворца проходило в относительном внутреннем государственном покое и международной тишине. Колоссальная по объему злонамеренная ложь и целенаправленная клевета об Императоре Николае Втором и Его личных достоинствах и способностях, о Его Семье и ближайших друзьях начала возводиться вскоре после восшествия двадцатишестилетнего Государя на Всероссийский Самодержавный Престол в Октябре 1894 года. Известна даже отправная дата начала масштабной очернительной и сугубо пропагандистской кампании, которая продолжается вот уже более 120 лет! 17 Января 1895 года в большом тронном - Николаевском зале Зимнего Дворца Государь принимал депутации столичного и провинциального дворянства, земств и городов. До того в адрес Императора уже поступили петиции от некоторых земств с пожеланиями «увенчать здание» Государства Российского конституцией, то есть с предложением фактически ликвидировать Православное Самодержавие. Государь обратился ко многим сотням собравшихся со своей первой официальной речью:

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/07/...

1Пар.16:7 и надп. Пс.38, 61 и 76) и только во дни великих праздников сходились вместе, чтобы сливаться в один общий голос славословия Господу (ср. 2Пар.5:12–13 и 1Пар.15:16–28 ). Поэтому первоначальные собрания псалмов в различных хорах были, вероятно, не одинаковы и частью содержали в себе одни и те же песни для общего пения всех хоров в известные праздники, частью же свои особые песни, исполнявшиеся только в том хоре, которому принадлежало собрание. С течением времени такие первоначальные собрания пополнялись новыми песнями тех же и последующих певцов, составленными по поводу различных исторических событий, а также некоторыми из древних, не переданных с самого начала в хоры певцов, а сохранившихся в других каких-либо сборниках религиозно-народных песней. Вместе с тем время от времени, в эпохи религиозного возбуждения, благочестивые ревнители сохранения божественных писаний, – как известные собранием Притчей Соломоновых мужи Езекии ( Притч.25:1 ) или позднее Ездра и Неемия (2Макк.2:13), – постепенно соединяли первоначальные сборники псалмов в общие, обширнейшие собрания. Но вероятно также, что некоторые из древних псалмов, несмотря на внесение их в состав последнего рода собраний, по временам опять вносились в состав новых народно-богослужебных сборников, и уже в составе этих последних входили потом в общие, обширнейшие собрания. Такого рода вторичным внесением в позднейшие сборники, может быть, и объясняется, что некоторые из древнейших псалмов Давида, как 100, 102, 103-й, рассеянно встречаются наряду с псалмами времени плена: 101-м, 104, 105, – или псалмы того же псалмопевца 107–109-й и 121-й, 123, 130, 132, и Соломоновы: 126 и 131-й, помещаются в Псалтири между песнями из времени после возвращения из плена вавилонского: 106–118 и 119–133. Может быть, таким же образом следует объяснять и положение целой группы Давидовых псалмов 137–144 в конце Псалтири среди псалмов: 134–136 и 145–150, относящихся во времени восстановления и освящения храма и стен города Иерусалима после плена вавилонского, – хотя возможно в то же время считать эту группу за отдельный древний сборник Давидовых псалмов, но только присоединенный к составу Псалтири во времена Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Смоковницы приносили плоды по нескольку раз в год. Иосиф Флавий (Bell. jud. 3, 10, 8.) уверяет, что при Геннисаретском озере в продолжении десяти месяцев беспрерывно зреют плоды на смоковницах. Плоды смоковницы или смоквы похожи на грушу, сладки и приятны на вкус ( Суд.9:11 ); они известны у нас под именем инжира или винных ягод. Смоквы не очень крепко сидят на ветках и от сильного ветра спадают с дерева ( Наум.3:12 ; Откр.6:13 ). Вообще ранние смоквы, по евр. бикку- раг, считались у Евреев лучше поздних ( Ис.28:4 ; Иер.24:2 ). Плоды смоковницы были в большом употреблении у Евреев. Только худые, невызревшие смоквы, по евр. пагим ( Песн.2:13 ; Откр.6:13 ) нельзя было употреблять в пищу ( Иер.29:17 ). Хорошо же вызревшие смоквы становились для еврейского хозяина предметом особенных попечений. Сырые смоквы, оставшиеся излишними от ежедневного их употребления ( 1Цар.30:12 ; Иер.24:2 ), обыкновенно провяливались на солнце и потом снизывались вместе. Таким образом получались перевясла или вязаницы смокв, по-евр. дебелим, или полнее дебелим тееним, которыми было богато каждое еврейское хозяйство. Когда все старейшины Израилевы собрались в Хеврон на царственное помазание Давида: в то время все Израильтяне, ближайшие к Хеврону, даже до колена Иссахарова, Завулонова и Невфалимова, т.-е. до самых крайних северных пределов Палестины привозили в Хеврон, между прочим, и перевясла смоквей ( 1Пар.12:40 ). Авигея, жена Навалова, также доставила Давиду и его спутникам двести вязаниц смоквей ( 1Цар.25:18,35 ). Смоквы, по причине своего жирного мяса, служили одним из размягчающих средств в болезнях, соединенных с затверделостями или опухолями ( 4Цар.20:7 ; Ис.38:21 ). Смоковницы украшали собою не только землю Ханаанскую, но и Египетскую. Господь, являя крепкую руку Свою, избавляющую Израильтян из Египта, по словам псалмопевца ( Пс.104:34 ), порази египетские смоквы. Израильтяне, во время пребывания своего в Египте, так привыкли питаться смоквами, что в Аравийской пустыне роптали на недостаток египетских смокв ( Чис.20:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Здесь другим обстоятельством показывает особенное благоволение Божие к церкви Иудейской, повествуя, что Израильский народ в краткое течение времени, против общаго порядка природы, умножился и возрос так, что и по сей части ясно открылось чудное благословение Божие, посрамляющее гнусный лай некоторых псов, кои умножению народа, о котором повествует Моисей, дерзко смеются потому только, что оно превышает общий порядок природы. Мы же, ведая, что сила Божия не измеряется ни нашим слабым понятием, ни общим естества законом, должны со благоговением удивляться сему чрезъестественному делу его. По сих, то же самое повторяя, присовокупляет: и укрепи я паче врагов их. Сему подобное изречение читаем Исхода в главе Исх. 1:7 , где сказано: сынове Израилевы возрастоша, и умножишася, и укрепишася зело зело. Здесь глагол возрастоша, по силе Еврейскаго знаменования, прилагается к размножению пресмыкающихся, или насекомых. И потому умножение Израильскаго народа во Египте сравнивается со множеством муравьев или червей, которые в каком-нибудь месте так распложаются, что и исчислить невозможно. Пс.104:25 . Преврати сердце их возненавидети люди его, лесть сотворити в рабех его. Сими словами Пророк изображает, что Египтяне из благосклонных и человеколюбивых странноприимников сделались после лютыми врагами, но и сие также приписывает промыслу всеблагаго Бога, Который непостижимым образом так в отверженных людях намерения Свои совершает, что из тьмы выводит свет, а из зла творит добро. Он, превратя сердце Египтян в ненависть против Израильтян, сделал то, что сии наконец со славою вышли из Египта. Впрочем, когда говорится, что Бог превратил сердце Египтян в ненависть против Евреев, то сие не так понимать должно, аки бы Бог посеял в сердцах их злобу: да не будет (ибо Бог не бывает причиною греха), но поскольку, благодетельствуя народу Своему и благословляя его необычайным чадородием, подал некоторым образом случай развращенным сердцам Египтян позавидовать чужому благополучию и потому возненавидеть ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

103. Желающий устремиться к какой–нибудь добродетели не цепляется за помехи в стяжании избранного, но тщательно делает и исполняет все, чтобы достичь вожделеваемого. Например, хотящий приобрести непоколебимое целомудрие не лакомится снедью и напитками, не украшает себя мягкой одеждой, не тщеславится похвальбой уст, ослабляющей силу благоговения, не относится к отрокам или отроковицам с дерзостью, сплетенной со смехом, и не делает ничего другого, подобного сему. Наоборот, он пытается прежде всего упражняться в противоположном, то есть в воздержании и неприукрашенности, благочестии и благоговении, безмолвии и смиренномудрии, которое является основанием всех добродетелей: Господь, радуясь сему, дает и сохраняет приобретенное благо. 104. Нельзя стяжать какое–либо благо без терпения и всеобщего воздержания, ибо « терпением вашим, — говорит [апостол], — стяжаете души ваши» (Лк.21,19), и « подвизающийся воздерживается от всего» (1 Кор.9,25). Но нельзя достичь воздержания без постоянной молитвы, по словам [Павла]: « Непрестанно молитесь» (1 Фес.5,17). И не может молитва стать благоприятной без смиренномудрия, как говорит [Давид]: « Призрел на молитву смиренных и не уничижил моления их» (Пс. 101, 17). Итак, если мы хотим стяжать добродетели, то да будем упражняться в воздержании, терпении и смиренномудрии, а прежде всего — в постоянной молитве, и предмет наших стараний будет легче достигнут. 105. Как невозможно построить дом или корабль без мастерства или мастера, орудий и материала, так нельзя достичь цели добродетельной жизни без воздержания, терпения, смиренномудрия и молитвы. Воздержание запирает ум от мipckux наслаждений и удерживает его от всякого дурного действия. Терпение учит его быть трудовыносливым и стойко переносить находящие извне искушения против воздержания. Смиренномудрие учит причастного ему упражняться в разумности, быть судьей себя самого, а не других, и достоприлично предоставлять судить только Господу, ясно знающему добрые и дурные поступки каждого, а отсюда возвращает ум к кротости и мирному устроению и научает упражняться в истинном безмолвии и быть в себе и посему — в Боге. Постоянная и упорная молитва обращением к Богу отводит ум от мipckux мудрований и ставит его близ Бога, и чрез близость к Богу исполняет его благоговением и кротостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Как укладывается в доктрину, создаваемую текстом Исх. 20:5–6 и сходными с текстами (например, Исх. 34:7 ), говорящими о награде и наказании, такое понятие, как «покаяние»? «Хотя термин тшува («раскаяние») был предложен [иудейскими] мудрецами, сама идея являлась неотъемлемой частью библейского наследия – наследия, которому изначально было присуще множество внутренних проблем и противоречий, связанных с этой судьбоносной темой». 276 Во многих эпических библейских историях нет места покаянию. Не видим мы его в рассказах о Всемирном потопе, о строительстве Вавилонской башни. Не проявили склонности к покаянию жители Содома и Гоморры. Даже Моисей в своих молитвах, как кажется, не слишком рассчитывает на покаяние еврейского народа, более надеясь на непреложность обетования Всевышнего, данного праотцам ( Исх. 32:13–14 ). В некоторых случаях искреннее раскаяние принималось Богом, очищало от греха, но при этом не избавляло от наказания, как это было с царём Давидом, воспылавшему к чужой жене настолько, что ослеплённый страстью он послал её мужа на верную смерть ( 2Цар. 12:7–24 ). Затем последовало искреннее покаяние и принятие результатов наказания ( Пс. 50:5 ). В этой связи не менее интересна и быстрая готовность Давида, как говорится, «жить дальше» после смерти сына, зачатого во грехе с Вирсавией ( 2Цар. 12:20 ). А также история с переписью населения ( 2Цар. 24:10–17 ). Характер идеи раскаяния в Ветхом Завете имел несколько подходов. Так, палестинский аморай 277 рабби Пинхас учил: «Сказано: “Добр и справедлив Господь, поэтому указывает Он грешникам путь” (Тегилим, 25:8). Почему Он добр? Потому, что справедлив. Спросили у Торы: каково наказание грешников? Сказала она: пусть принесет жертву и заслужит искупление. Спросили Пророчество: каково наказание грешника? Сказало оно: “Душа согрешающая – она умрёт” (Йехезкель, 18:4). Спросили Давида: каково наказание грешника? Сказал он: “Да исчезнут грешники с земли, и нечестивые – да не будет их более!” (Тегилим, 104:35). Спросили у Мудрости: каково наказание грешника? Сказала она: “Грешных преследует зло” (Мишлей, 13:21). Спросили у Святого, благословен Он: каково наказание грешника? Сказал Он: пусть раскается, и я приму его, ибо сказано: “Добр и справедлив Господь”». 278

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Господи! Болю люто тлением, безумием сердечным, несмыслием, алчностию, завистию. Исцели меня имени ради Твоего. Благодарю Господа за великое дерзновение при совершении молебна у судебного пристава Льва Александровича Александрова 25 марта в один час пополудни. Благодарю Господа за изглаголание (вопреки подстрекательству диавола и принуждение не говорить в известной молитве Исидора с титулом и ихже даруй...) всего возгласа о Святейшем Синоде и митрополите, да дарует их Господь в мире, целых и прочее... Благодарю Господа за избавление неоднократное от злодейства бесплотных врагов в начале всенощной и в конце ее (после отпуста). Ужасно подавляли и смущали меня невидимые враги, но от них избавил меня Господь по молитве моей. Благодарю Господа, даровавшего мне великое умиление во время предстояния Евангелию. 26 марта. Благодарю Господа, сподобившего меня вчера за всенощною победить лукавого благодатию Божиею при чтении Евангелия в известном мне месте (шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам [ Мф.28:19–20 ]). Я сделал сильнейшее напряжение духа и сразил, прогнал его. Даруй, Господи, так же одолевать его, супостата, и на великом входе, и при отпустах. Даждь мне, Господи, благодать не возмущаться и не колебаться духом ни от каких козней вражиих, ни от какого лукавства человеческого надо мною, или злобы, неприязни, коварства, неисправности, опущения, лености и нерадения. Даждь мне целый дух иметь всегда. Господи, вседержавный Царю, открый очи англичан, ослепленные корыстию, гордынею, злобою на нас, совершивших благодатию Твоею, силою Твоею великое дело освобождения членов Твоих от бесчеловечного, варварского ига поклонников вселукавого Магомета! Сейчас помолился Господу об англичанах как об одном человеке, ибо у Господа все как один человек, как одно тело. Буду ждать от Господа скоропослушливого милости для нас, русских, как для одного человека, и для славян, и для нас как для одного человека. Знаю, что судьбы 124 Господни по всей земли [ Пс.104:7 ]: Он судит концем земли, праведен сый, и даст крепость царю нашему, и вознесет рог Христа Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пс.103:34. Да усладится Ему беседа моя.    Сказано «беседа» вместо «выбор мой». Сказывает же, что им избрано, а именно — желание песнословить только Бога, — что и будет угодно самому Песнословимому. Пс.103:35. Да исчезнут грешницы от земли,    очевидно, в то время суда. Ибо услышат: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25:41). И беззаконницы, якоже не быти им,    т. е. исчезнут они в сонме благословляющих Бога. Благослови моя Господа,    потому что Господь удалит их от жребия лукавых, и сподобит жребия святых.    Ср. Иов.40— «поруган быти ангелы " _ Псалом 104 Аллилуия.    «Аллилуия» значит: хвала Невидимому. Говорят, что этим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые Отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское. Разлагается же «аллилуия» следующим образом: ал — Бог, ил — крепкий, уия — сильный. Пс.104:1. Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его: возвестите во языцех дела Его.   В этом псалме Дух Святой повелевает святым Апостолам, чтобы народу новому из язычников соделали явными все чудотворения, совершенные Господом в пришествие Его. Пс.104:3. Хвалитеся о имени святом Его.    Ибо хвала и слава поведающим силу Божию. Да возвеселится сердце ищущих Господа.   Учит, сколько бывает пользы от исповедания. Если взыщете, говорит, Бога, то будет у вас веселы в уме, и глава наша утвердится и прославится. Пс.104:5. Помяните чудеса Его, яже сотвори.    Разумеет Божественные знамения, какие сотворил, как в явление Свое в Новом Завете, так и в Ветхом чрез Моисея и прежде бывших святых; ибо и они много чудодействовали силою Сына Божия. Повелевает, чтобы проповедники сих чудес и это передали неведущим язычникам сверх чудес, совершенных Спасителем в Новом Завете. А так же и то, что судили уста Его и в Ветхом и в Новом Завете, повелите хранить, как царские законы. Чудеса Его, и судьбы уст Его.    «Чудесами» называет совершенные Им чудотворения, каковы: хождение по морю, воскрешение мертвого и прочее, а «судьбами уст Его» — или слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов, или заповеди Нового Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Тем, которым подобает радость и веселие в Господе за праведность, без сомнения оставлены, прощены и неправды. Однако же оставлены не за их праведность, а по милосердию Божию. Посему в послепрокимном стихе: блажени, ихже оставишася беззакония, ублажаются те, которым прощены грехи, ублажаются первые ветхозаветные Праотцы; им прощены грехи; но они оправданы не за их правду, но по вере в обетованного Избавителя ( Деян.15:11 ). И по прочтении, Прокимен ( Пс.32 ): Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя, имеет применение к той же Паремье, и содержит как бы молитвенный ответ Господу от лица ублажаемых Праотцов, которые обращаются с молитвою к Господу, чтобы Он явил милость свою на них, в оставлении всех человеческих слабостей их, ради веры и упования обетованиям Его о обетованном Избавителе; а в стихе содержится одобрение таких чувств веры и упования, как источника оправдания и ублажаемым праведным, за прощение грехов, ради упования на Господа, опять подтверждается радость о Господе: радуйтеся ; праведнии, о Господе. 104 Призывать имя Господне на языке Писания есть тоже, что совершать в известном порядке открытое, торжественное Богослужение ( Быт.12:8; 13:4; 21:33; 26:25 ; Пс.104:14 ; Ис.12:4, 41:25 ), отселе быть истинным Богочтецом, поклонником Бога, воздавать Богу истинное поклонение и служение ( Ин.2:32 ; Деян.2:21 ; Рим.10:13 ). Как по изъяснению Апостола, для того, чтобы призывать имя Господне, нужна вера, а чтобы могли веровать, нужно слышать благовествование о Боге и о делах Божиих, а для благовествования нужны проповедники и, следовательно, священнослужители и действие священнослужения, то призывание имени Господня очевидно есть тоже, что открытое поклонение и служение Богу, в известном, – установленном порядке – совершаемое. При чем Патриархи, как отцы семейств, низводившие благословение свыше на чад и домочадцев своих, были как правителями и руководителями своих семейств, так равно жрецами и священнослужителями в делах благочестия ( Быт.18:19;8:20;17:22,23;2:9,10 ). Преемственно священное это право переходило на старших в роде или первенцев ( Быт.25:31–33;27:15,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Мистическая стрельба из лука идет между теми, кто занимает крайние позиции. Из лука стреляет лучше тот, кто умеет выследить цель. Поединок в стрельбе – образ невидимой брани, духовной «вражды», прицеливания:       когда человек (и Сын Человеческий) «блюдет голову» змея, а змей у человека «блюдет пяту» – ловит момент, когда его помыслы все о земном ( Быт.3:15 ). Пс.10:3             Когда основания низложены,                         праведный что сделает? «Основания» – единственное число шет – напоминание об имени Шет «Сиф», что означает «основание» – «вместо Авеля, которого убил Каин» ( Быт.4:25 ). «Основания» жизни «сынов Божиих» суть Церковь , эти «основания» идут от Авеля и Сифа. На «основания» Церкви посягает тот, кто по духу «Каин». В брани нужно видеть главную цель врага. Важно знать, что никакой промежуточный результат и никакая власть в материальном мире не удовлетворят Каина. В духовной брани главная цель Каина – разрушить «основания» Церкви, которые идут от Авеля и Сифа. Тогда праведному как быть? Пс.10:4             Господь в храме святом Его,                         Господь – на небесах престол Его. То, что может разрушить «Каин», – касается земного святилища, его служителей и их нравов, его организации и «оснований». С земным святилищем и его служителями может всякое происходить, но        святость – неприкосновенна. «Так говорит Господь: небеса престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Где тот дом, что вы построите для Меня? И где это – место покоя Моего?» ( Ис.66:1 ). Пс.10:4             …очи Его видят,                         вежды Его испытывают сынов человеческих. «Очи Его видят» – глагол хаза ; того же корня «видение» хазон. Бог «видит» (хаза) – означает, что праведник Его тоже видит (хаза): «я в правде увижу лицо Твое» ( Пс.17 /16:15). Тот, кого «видит» Бог , должен обладать особым качеством праведности: он йошар – «прямой»; «того, кто прям (йашар), видит (хаза) лицо Твое» (ст.7) 103 . Об этом говорил Иоанн Креститель: «приготовьте путь Господу, прямыми 104 сделайте стези Ему» ( Мф.3:3 ) – будьте прямы, честны, открыты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010