Природа слагается из разнообразных, по-видимому, противоположных стихий, каковы, например, теплота и холод, сухость и влажность, огонь и вода и прочее, и, однако ж, всё в ней соединено в одно стройное целое. Всё предусмотрено и предопределено в ее составе и устройстве; каждой вещи дано количество сил, достаточных для её бытия и назначения, указан путь, предназначено время, поставлены пределы и дана определённая мера, так, чтобы ни одна вещь не мешала другой, а, напротив, каждая содействовала общему порядку и сама держалась этим порядком; всё подчинено строго определённым законам; от величайших тел, плавающих в пространствах небесных, до самых ничтожных насекомых, ползающих на земле, всему дано своё и самое мудрое устройство. Не только великие части мироздания, но все само-малейшие части в мире получили и вещество, и форму от руки одного высочайшего и премудрейшего Творца и Художника – Бога. Соломон царь во всей славе своей не одевался так пышно, как одевается каждая из полевых лилий. И её одеяние предначертано и устроено Богом ( Мф.6:28–30 ). Мудрейший из всех древних мудрецов, знавший природу от кедра ливанского до иссопа, исходящего из стены, изучавший и животных, и птиц, и гадов, и рыб ( 3Цар.4:31–33 ), находит творение Божие столь совершенно устроенным, что в нём нет ни малейшего излишества или недостатка, что оно не требует никакого прибавления или убавления ( Еккл.3:14 ), потому что в творческом плане с точностию определена мера каждого вещества, достаточная на всё время бытия мира, предначертаны все формы и видоизменения вещества. Сотворённое так совершенно, что в продолжение стольких веков стоит непоколебимо, не стареет, не требует никакого поновления, улучшения или исправления. Небо, знаем мы, стоит столько тысяч лет и не ветшает, нисколько не изменяется от времени, хотя природа его и изменяема. Какое она получила устройство с начала, такое сохраняет и до конца. Мы приведём здесь из псалма 103 замечательнейшее изображение Божественного величия, мудрости и любви, открывающееся в устройстве этого мира, и в целесообразном размещении Его творения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Собеседование и вообще употребление языка. 101 Не возвышай (не издавай) голоса (все молчи в келлии), разве только для молитв, уставом положенных. 102 Бегай брани языка (обуздывай язык). 103 Не многословь, чтобы не удалился от тебя Дух Божий. 104 Преславное дело хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода. 105 Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразумевать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спасительное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому. 106 Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтоб в мире возвратиться в келлию свою. 107 Муж мудрый хорошо знает как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого, в тайне держимаго, управления и обуздания языка. 108 Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко со смирением. 109 Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни,что от слов и слава и унижение. 110 Не говори с раздражение, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их. 111 Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждыя разума, суть колючие остны и иглы. 112 Бегай лжи; иначе она отгонит от тебя страх Божий. 113 Уста твои должны говорить всегда одну истину. 114 Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышняго Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большия блага. 115 Не спрашивай о делах злых; но дальше от них держи внимание свое. 116 Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтоб не почерпнула им зла душа твоя. 117 Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего. 118 Как можно воздерживайся от шуток и забавных речей. 119 Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см.Еккл. 10,14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Эта-то наклонность, по слову св. апостола Павла, есть закон во удех наших, противувоюющ закону ума и пленяющ нас законом греховным ( Рим. 7, 23 ); она виной, что и самый закон Божий, врачевство греха становится для человека поводом ко греху ( Рим. 7, 7–10 ). Самому человеку никогда не исторгнуть из себя этой нравственной порчи 103 : ибо для этого ему нужно было бы, так сказать, пересоздать собственное существо, которое всё проникнуто ядом греха ( Еккл. 1, 15 ; Иерем. 13, 23). Прямое следствие из всех представленных соображений о недостаточности естественной веры – очевидно. Если эта вера оказывается в самом плачевном виде между людьми, не ведающими Божественного откровения; если никто из людей не в состоянии просветить заблудшего человечества светом истинного Боговедения, примирить грешников с Богом и исправить их нравственность: то остаётся одно последнее средство – желать и ожидать сверхъестественной помощи Божьей. И её желал, её ожидал во все времена падший род человеческий: следы этого ожидания находят у древних Египтян, Халдеев, Персов, Индийцев, Китайцев, Греков, Римлян, Карфагенян, Скифов, Скандинавов, Германцев. Галлов. Американцев и проч. 104 . Она, действительно, и подана нам всемилосердным Господом в христианском откровении. III. ПРИЗНАКИ ОТКРОВЕНИЙ § 35. Необходимость этих признаков, средства к определению их и разделение Без признаков и характеристических свойств никакая вещь в мире существовать не может, как вещь определённая; равно не может быть отличена нами от всех прочих вещей и познана: таков всеобщий закон бытия и нашего познания. Следовательно, и сверхъестественное откровение Божье, если оно даровано людям, должно иметь свои существенные признаки, по которым бы могло существовать в мире, как нечто определённое, могло быть узнано нами и отличено от всех откровений ложных. К тому, чтобы судить о признаках сверхъестественного откровения, мы имеем два средства: с одной стороны, понятие о существе откровения нами уже составленное: ибо, когда известно существо вещи, легко гадать и о её существенных свойствах; а с другой – образец действительно существующего откровения, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Он не только Жених , но и Домоздатель; Сам и зиждет в нас дом , и служит веществом для здания. Ибо налагает на доме кровлю , украшая дело веществом негниющим , — а таковы кедр и кипарис , в которых свойственная деревам твердость выше всякой причины гниения; ни времени не уступаеть , ни червю не дает в себе зародиться , ни плесенью не изедается. Из дерев сих кедры , так как длинны , связывают широту дома под кровлею; а кипарисы так называемою обшивкою украшают внутреннее устройство дома. Читается же сие так: преклади дому нашего кедровыя, дски наши кипарисныя (Песн. 1, 16) . Но загадочное значение дерев , без сомнения , явно для тех , которые следят за связию мыслей. Господь в Евангелии различныя приражения искушений именует дождем , говоря о хорошо построившем дом на камне , что сниде дождь, и возвеяша ветры, и приидоша реки (Матф. 7, 25), и здание осталось ничего не претерпевшим при этом. Итак, по причине сего зловреднаго дождя, потребны нам таковые преклади, а ими будут добродетели, которыя , будучи тверды и неуступчивы , недопускают внутрь себя притока искушений , да и во время искушений противятся влиянию порока. Дознаем же сказанное , с предлагаемым здесь сличив изречение у Екклесиаста , ибо там говорится: в леностех смирится строп, и в празднестве рук прокаплет храмина (Еккл. 10, 18). Если дерева , употребленныя на кровлю , по тонкости гибки и не тверды , а хозяин дома ленив для того , чтобы приложить попечение о здании , то не будет пользы от кровли , и дождь протечет каплями. Ибо кровля по необходимости вдавливается , уступая тяжести воды , и хилость дерев не противится , подламываясь от приражения тяжести; посему вода, скопившаяся во впадине, переходит внутрь, и самыя капли, по слову притчи, изгоняют человека из дому его в дождливый день (Прит. 27, 15). Так загадочным значением притчи повелевается, чтобы по твердости добродетелей были мы неуступчивы притоком искушений, без чего, размягчаемые прибоем страстей, сделаемся со впадинами и примем в свои таибницы со вне проникающий в сердце приток таких вод, от которых портится сберегаемое в нас. Кедры же сии суть Ливанстии, ихже насадил Господь, на которых птицы вогнездятся, которыми еродиево жилище предводительствует (Псал. 103, 16–17). Итак, кедры, то есть добродетели, доставляют безопасность дому брачнаго ложа; на них гнездятся души, соделавшияся птицами и улетевшия от сетей, ими предводителствует еродиево жилище, которым Писание называет дом; сказывають же, что птица сия имеет отвращение оть совокупления, и если по какой–то естественной необходимости составляют они между собою пары, то делают сие, сжимаясь при этом с негодованием, и выказывая неудовольствие: почему, кажется мне, именем сей птицы Слово Божие загадочно означает чистоту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Некоторые выражения указывают на происхождение перевода в южных Славянских землях. Л. 2. распаченї нсть (dubium non est – сомнения; у Вука Карадж. распачати – distrahere); 28. 43 об. снага (studium – занятие, стремление; у Вук. Карадж. снага – vires); 136. ко юдица лалок– дща дь, ниже: лалок пробод (fauces – горло, глотку); 46 об. пекла мки (inferni poenas), 58. ни мдрость бдетъ пекленыхъ Еккл. 9:10 . (apud inferos), но в других местах infernus пер. ад; 103. гнвъ б законника (sacerdotis) не достоитъ быти, наглъ (praeceps – опрометчив); 270 об. комканї прос и вз, и к этому прибавлено: то есть стое тло хво и кровь (viaticum – напутствие таинства). Перевод часто тёмен и неверен. Л. 37 об. блчн бо бесда тожде вціеваетс коже глетс etiam mox sententia sabditur, qua dicitar – тотчас прилагается общая мысль, в которой говорится); 187. (Фарисей) прїемлюща (жену блудную) га повелва (deprehendit – укоряет); 189. се же– постава исправленїемъ проглали есмы (historica expositione transcurrimus, объяснили мы историческое значение). Как уже из предыдущего было видно, переводчик одни и теже слова передаёт неодинаково: paterfamilias в тексте Мф. 13:49. 44 об. пер. царь челядитый, a далее 57 и об. Мф. 12:39 – отец челядитый, 46. Мф. 13:49 – человек домовитый, 75. Мф. 20:1 – отец богатый; electi 45 (дважды) 53 – изволенные, 47 об. – правоверные, 54 – избранные; 102. дверїи плотехъ, но на об. дверїи цркви (tabernaculi в обоих местах). Нередко делаются в переводе прибавления для ясности, или для усиления мысли. Л. 20 хромїи ходтъ слкїи простираютс Мф. 11:5 . (ciaudi ambulant); потом 1Кор. 1:23 . июдеомъ соблажненїе и небреженїе (scandalam), и зыко юродство к сонъ (stultitiam); 39 об. об астрологической судьбе: но кром бди то срцъ врныхъ члвкъ да быти что рочище глетъ. но да размютъ к то нсть истинно, еже присно мерзцыи еретицы мнтъ; 186 об. (жена грешница по Лк. 7:37 и дал.) соглда– что с соверш: и не хот востгнутис чтобы сотворила (consideravit namque quid fecit et noluit moderari, quid faceret) рекши. влз ил не влз, идже б ісъ: но не срамлющис вопїющи влз (в собрание). Встречаются и такие прибавления: 165 об. грческимъ зыкомъ параклитъ. рским же (чит. Римским) адвокатшь или коншелаторь. словенским же призватель, ил тшитель иаречетъс; 201. гречески фронъ, рсски же (чит. Римским) зыкомъ ссде (sedes). а словеньскимъ зыко пртоли нарицаютс тій дси; 242. ко и финиксъ в тернїи финиксъ речетс греческимъ зыкомъ, а рскимъ (чит. Римским) лілї а словеньскимъ цвтъ, тако дрга мо процвететъ въ дщерехъ члческихъ ІІесн. 2:2. (sicut lilium inter spіnas, sіc amica mea inter filias).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

И призрех аз видети мудрость, говорит Екклесиаст. Но чтобы в точности видеть желаемое, видел я прежде лесть и безумие; потому что взгляд на желаемое делается более точным при сличении с противоположным. Мудрость же именует он советом, говоря: яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем? (Еккл. 2:12) Посему научаеть, какая это человеческая мудрость — следовать мудрости истинной, которую именует и советом, творящии истинно сущее и состоятельное, а не в суете представляющимся. Это есть верх человеческой мудрости. А истинная мудрость и совет, по моему мнению, ни иное что;, как мудрость о всем промыслительная: это — мудрость, которою все сотворил Бог, как говорит Пророк: вся премудростью сотворил еси (Псал. 103:24).Христос же — Божия сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1:24), которою все приведено в бытие и устрояется. Посему, если человеческая мудрость состоить в том, чтобы придти в уразумение истинных дел действительной мудрости и совета, а делом оного совета; или оной мудрости, по моему мнению, нетление, блаженство души, мужество, справедливость, благоразумие и относительно к добродетели всякое умопредставляемое имя и понятие; то ею последовательно приводимся, может быть, к ведению благ. Когда, говорит Екклесиаст, увидел я это, тогда, как бы на весах, различил сущее от несущего, чтобы найдти разность между мудростью и безумием, как может быть она найдена при сравнении света с мраком. И мне кажется в рассуждении прекрасного прилично воспользоваться примером, взятым от света, потому что тма по естеству своему не состоятельна; без чего либо преграждающая солнечный лучь не будет и тмы. Свет же сам по себе умопредставляется в собственной своей сущности. Сим примером Екклесиаст показывает, что порочность не состоятельна сама по себе, но составляется лишением добра. А доброе всегда одинаково, и постоянно пребывает, и составляется без всякого предварительного лишения чего нибудь. Умопредставляемое же противоположным доброму, в сущности не существует. Ибо что; не существует само по себе, то вовсе не существует. И порочность есть лишение сущего, а не бытие. Посему равна разность, как между светомть и тмою, так между мудростью и безумием. Ибо под именем мудрости Екклесиаст объемлет отчасти всякое добро, а безумием означает все естество зла. Но какая нам польза удивляться доброму, если учителем не будет указан какой либо путь к приобретению сего? Посему послушаем учащего, как и нам соделаться причастниками прекрасного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Итак, человеку, как уже сказано, свойственно и естественно то, чтобы он не любил своих врагов и стремился к отмщению им. Поскольку же человеку свойственно не любить врагов, то и любовь к ним будет уже явлением вышеестественным, а все вышеестественное – чудесно. Вполне последовательно, что всякий любящий врага своего – чудотворец, ибо он, побеждая и превосходя свое природное естество, достигает вышеестественной добродетели. Какие же чудеса совершает такой чудотворец? Посмотрим. Любящий врага своего и творящий ему добро просвещает слепого, слепого не телом, а умом. Слепотой же ума является безумие, подобно тому как слепотой тела является помрачение очей. Ничто так не помрачает наши умные очи безумием, как гнев и ярость. Недаром Екклесиаст увещевает: «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» ( Еккл. 7, 9 ). Он этим сказал как бы следующее: где видишь гневную ярость, там находится дом безумия. Рассуждая об этом, святой Кассиан говорит: «Муж гневливый делает без разума, ибо свет разума помрачается, если ум смущен гневом». Также и святой Григорий вещает: «Когда гнев наводит на ум тьму смущения. Бог отнимает луч Своего знания, и как ослепший не знает, куда идет, так и имеющий потемненные гневным смущением духовные очи, подобно безумному, не знает, что делает». Гневливый, видя, что тот, на которого он гневается, не только не гневается взаимно, но даже проявляет особенную любовь и побеждает зло добром, перестает гневаться и стыдится самого себя, познавая свой Грех и неповинность другого. Так было между гневливым Саулом и незлобивым Давидом. Желающий может прочесть об этом в Первой книге Царств, я же приступлю к чуду добродетели. Если кто имеет какого-либо недруга, гневающегося и напрасно ярящегося на него, он же, любя своего врага и благодетельствуя ему, превращает его из недруга в друга и из гневного в любящего, такой просвещает слепого. Он отнимает от умных очей того безумное помрачение и делает его видящим и познающим свой грех, познающим то, что он гневается на неповинного. Итак, любящий врага своего есть чудотворец, просвещающий слепого ( 103, 484–485 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как Господь поступил с Петром.    Вопрос 99. Налагающему наказание с каким расположением надобно делать сие? Ответ. В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» ( Псал.118,158 ); а в отношении к наказываемому с расположением, какое принял бы отец и врач, с состраданием и сердоболием искусно врачующий своего сына, особливо, когда присоединяется скорбь и тяжел способ врачеванья.    Вопрос 103. Научены уже мы тому, что старшим себя надобно повиноваться до смерти. Но поскольку случается и самому старшему в чем-нибудь поползнуться; то просим научить нас, должны ли мы и его обличать? и как? и кто из нас обязан к сему? и что надобно делать, если не примет он обличений?    Ответ. Об этом ясно сказано в пространном ответе.    Вопрос 106. Какие наказания должны употреблять в братстве для обращения согрешающих?    Ответ. По усмотрению настоятелей должны быть определяемы время и род наказания, сообразно с телесным возрастом, душевным состоянием и различием греха.    Вопрос 113. Кому вверено попечение о душах, тот может ли соблюсти сказанное: «если не обратитесь и не будете как дети» ( Матф. 18, 3 ), потому что имеет дело со многими и различными лицами? Ответ. Поскольку премудрый Соломон сказал: «время всякой вещи» ( Еккл.3, 1 ); то надобно знать, что есть также свое время и смиренномудрию, и власти, и обличению, и утешению, и пощаде, и дерзновению, и снисхождению, и строгости и вообще всякому делу. Потому иногда должно оказывать смиренномудрие и подражать в смирении детям, особенно когда представляется случай воздать друг другу честь и долг, услужить, или помочь чьей либо телесной потребности, как научил Господь. Иногда же надобно употреблять власть, «данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13, 10 ), когда нужда требует дерзновения. И как во время утешения надобно показывать доброту, так во время строгости обнаруживать ревность; а подобно сему поступать и во всяком ином случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Так надобно поступать и в упомянутом случае; ибо в нас входят побуждения и со стороны врага, и он всевает их безвременно, предлагая под видом страха Божия и желая чрез то или вовлечь кого-нибудь в печаль, или смутить ум его, под предлогом предстоящего ему занятия, не заботящийся о том, чтобы рассудить, каков его помысл. Такую же хитрость употребляют и скрадывающие домы человеческие. Если они не заметят прежде, что живущие в них оставили осторожность, то не могут обокрасть их. Вспоминай же всегда Екклезиаста, который сказал: время всяцей вещи (Еккл. 3, 1), и говори себе: сделаю теперь со страхом Божиим то, что предстоит мне, и тогда, освободившись от дела, займусь твоим [ 103 ] счетом, и сделаю это не своею премудростью, а силою Бога нашего, испытующего сердца и утробы. Временем же, приличным для испытания помыслов, пусть будут для тебя утренние и вечерние часы, в которые вопрошай себя: как я провел ночь или день? И если усмотришь какое-либо согрешение, постарайся исправиться при помощи Христа. Вопрос 393, того же. Поелику находящее на меня забвение нередко уничтожает памятование многих моих согрешений, иногда же и совершенно не вспоминаю о них, то спрашиваю: что мне делать? Ответ Варсонофия. Есть люди неграмотные, которые имеют верных заимодавцев и, будучи совершенно уверены в них, если забудут что-либо, говорят им: мы отдадим, сколько состоим должны, по вашему счету. Так и ты, какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: Владыко! Поелику и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, единому Сердцеведцу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; ибо тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам их, ибо Ты препрославлен во веки, аминь. Вопрос 394. Иногда я соблазняюсь о какой-нибудь вещи и вдруг оказывается, что соблазнился несправедливо, от сего прихожу в стыд, — попускается ли сие от Бога к (моему) исправлению, или происходит от лукавого к осуждению? Ответ Варсонофия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Вопрос 83. Если кто, успевая во многом, в одном только погрешит; то как обходиться с ним? Ответ. Как Господь поступил с Петром. Вопрос 99. Налагающему наказание с каким расположением надобно делать сие? Ответ. В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Псал.118,158); а в отношении к наказываемому с расположением, какое принял бы отец и врач, с состраданием и сердоболием искусно врачующий своего сына, особливо, когда присоединяется скорбь и тяжел способ врачеванья. Вопрос 103. Научены уже мы тому, что старшим себя надобно повиноваться до смерти. Но поелику случается и самому старшему в чем–нибудь поползнуться; то просим научить нас, должны ли мы и его обличать? и как? и кто из нас обязан к сему? и что надобно делать, если не примет он обличений? Ответ. Об этом ясно сказано в пространном ответе. Вопрос 106. Какие наказания должны употреблять в братстве для обращения согрешающих? Ответ. По усмотрению настоятелей должны быть определяемы время и род наказания, сообразно с телесным возрастом, душевным состоянием и различием греха. Вопрос 113. Кому вверено попечение о душах, тот может ли соблюсти сказанное: «если не обратитесь и не будете как дети» (Матф. 18, 3), потому что имеет дело со многими и различными лицами? Ответ. Поелику премудрый Соломон сказал: «время всякой вещи» (Еккл.3, 1); то надобно знать, что есть также свое время и смиренномудрию, и власти, и обличению, и утешению, и пощаде, и дерзновению, я снисхождению, и строгости и вообще всякому делу. Потому иногда должно оказывать смиренномудрие и подражать в смирении детям, особенно когда представляется случай воздать друг другу честь и долг, услужить, или помочь чьей либо телесной потребности, как научил Господь. Иногда же надобно употреблять власть, «данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2 Кор.13, 10), когда нужда требует дерзновения. И как во время утешения надобно показывать доброту, так во время строгости обнаруживать ревность; а подобно сему поступать и во всяком ином случае.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010