О, если бы и меня Господь сподобил бы еще в младенчестве или на лесоповале в лагере или на каторге... но, по воле Божией, я не раз умирал, но не умер. Сказано: «кто находится между живыми, тому есть еще надежда 22 , так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» ( Еккл.9:4 ). «Надо мною прошла ярость Твоя» ( Пс.87:17 ). Ныне я повседневно благодарю Тебя за всегдашнее промышление любви Твоей. «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.103:33 ). Сподоби, Господи! Аминь. 28. VI. 1990 г. (Москва) Господи! Приими нашу молитву о тех верующих в Тебя, которые по греховному своеволию, по легкомыслию и нерадению о спасении своей души не устояли перед соблазнами греховных плотских наслаждений, славы мира сего и гордыни диавольской, и отступили от жизни по воле Твоей, по заповедям Твоим, и ныне живут во вседозволенности: в озлоблении, нечестии и беззаконии... Помилуй, Господи, сих заблудших рабов Твоих, пребывающих в спячке духовной и погрязших в нечистоте греховной. Пробуди их «имиже веси судьбами» к раскаянию, да отвратятся они от страстей своих и пороков, да обратятся к жизни в благочестии и чистоте, к жизни в Церкви Христовой. 1993 г. (Москва) Господи! Мы молимся и о тех, кто в безверии пребывает доселе. О тех, кто все еще не познал Тебя, Творца своего, Всесвятого, Всемогущего, Вечносущего, Вселюбящего Господа, Который всегда с любовью промыслительно направляет всех и вся ко благу, к святости жизни, ко спасению... Посему о людях, носителях славного образа Твоего, Господи, но ненаученных, непросвещенных, пребывающих в безверии, наша молитва по состраданию к несчастному состоянию их душ будет к Тебе, Господи, просительной: Господи, вышли делателей на жатву Твою, да просветят они народы наши светом Евангелия Христова, дабы все уверовали в Тебя и покаялись, и познали Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа, и спасались благодатью Твоею, во славу Твою. Аминь. 1993 г. (Москва) Приими, Господи, благодаренье наше за дарованную нам возможность молиться Тебе в храме о прощении грехов наших, о помиловании нас, грешных, о стяжании благодати Святого Духа, и за возможность приступать ко причащению Тела и Крови Христовой во спасение наше и в жизнь вечную. Благодарим Тебя, Господи, за дарованную нам возможность участвовать в молитвах церковных, возносимых Тебе о всех и за вся, и за наше участие во вселенском хоре, радостно воспевающем Тебе хвалебное: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа! 1994 г. (Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Авель и Каин — кровные братья, символизируют братское единство всего человечества: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли…» ( Деян.17:26 ). Отношения между людьми, построенные на братской любви друг к другу, — одна из основных идей Нового Завета: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин. 3:10-16 ). Бренное существование БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ влачить: АДАМ; ПРАХ В широком смысле — человеческое существование как таковое. Содержание понятия «бренный» (брение — глина (скудель), грязь, земля, персть, прах, пыль) указывает на такие его признаки, как недолговечность, непрочность, подверженность разрушению (тлению); а также на его привязанность к земному, удаленность от небесного, «горнего». Употребление этого оборота с глаголом «влачить» сближает его с выражением «влачить жалкое существование», означает унылую повседневность существования, будничные заботы об удовлетворении телесных нужд. Смысл выражения связан с историей сотворения первого человека (Адама) «из праха земного», т.е. из брения ( Быт.2:7 ). Бренность человеческой природы не проявляется до момента грехопадения. Если изначально она была ограждена Господом от распада и тления, то после нарушения заповеди Господней человек лишается бессмертия, для которого он был предназначен, и обрекается на кратковременное и тяжкое существование. Адаму и его потомкам определено: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Иов.34:15 ; Пс.103:29 ; Еккл.3:20, 12:7 ). Иов, сокрушенный мыслью об уязвимости людей, описывает их как «обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут» ( Иов.4:19–20 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Оно говорит, что человек принадлежит двум мирам: духовному по душе и материальному по телу. §30. Названия, придаваемые ветхозаветными священными писателями существу человеческому и составным частям его 306 Говоря о существе человеческом и частях его, священные писатели употребляют такие названия, которые необходимо требуют для себя уяснения. Эти названия суть следующие: прах, плоть, душа, дух, сердце. Словом „прах“, „персть“ наиболее обычно обозначается то вещество, из которого создано Творцем тело человека, или, что то же, земля. В поте лица твоего, говорит Творец Адаму, будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Также называется, поэтому, и тело, но только мертвое, безжизненное. И возвратится, говорит Екклесиаст, прах в землю, чем он и был, а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Есть несколько мест, где словом „прах“ называется и весь человек, но только для выражения слабости и ничтожества человека в сравнении с могуществом Божиим. Вот я, смиренно заявляет Авраам, решился говорить Владыке, я, прах и пепел ( Быт.18:27 ). Значительно иной смысл имеет слово „плоть“. Оно тоже означает тело, но тело не мертвое, а живое, одухотворенное. Вот, это, говорит Адам о жене, кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт.2:23 ). Плотью же называются иногда и отдельные части тела ( Быт.17:11:14 ). В смысле более широком, плотью называется, во-первых, все животное царство ( Быт.6:19, 8:17 ), во-вторых, совокупность людей ( Быт.6:12–13 ) и, в-третьих, такое нравственное состояние сих последних, когда они, подобно животным, руководятся исключительно одними чувственными побуждениями. Не вечно, говорит Господь о допотопном человечестве, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Еще более разнообразный смысл имеет слово „душа“. Оно употребляется для обозначения и силы жизненной, присущей живому существу вообще ( Быт.9:16 , Лев.17:11 ) и силы особенной, только человеку чрез дыхание Божества дарованной ( Быт.2:7 ), со всеми ее разумными проявлениями ( Пс.103:1, 141:7 ), и всей личности человека ( Быт.46:15, 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

— радости ( Пс.103:15 ; Еккл. 2:10 ; Пс.32:21 ): И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит ( Пс.103:15 ). «И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как-бы) от елея. Хлеб укрепляет сердце человека». ( Пс.103:15 ). И все, егоже просиста очи мои, не отъях от них и не возбраних сердцу моему от всякаго веселия моего ( Еккл. 2:10 ). «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих». Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом ( Пс.32:21 ). «О Нем возвеселится сердце наше и на имя святое Его мы уповали». — печали ( Притч. 13:12 ): Лучше начинаяй помогати сердцем обещающаго и в надежду ведущаго: древо бо жизни желание доброе ( Притч. 13:12 ). «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни». — отчаяния ( Пс.9:32 ): Рече бо в сердцы своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца ( Пс.9:32 ). «Ибо сказал в сердце своем: «Бог забыл, отвратил лице Свое, чтобы никогда не видеть». — скорби ( Пс.108:16 ; Иер.8:18 ): Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити ( Пс.108:16 ) «За то, что он не думал оказывать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить (его)». Неисцельно со болезнию сердца вашего исчезающаго ( Иер.8:18 ). «Когда утешусь я в горести моей! сердце мое изныло во мне». — огорчения ( Пс.72:21 ): Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася ( Пс.72:21 ). «Ибо когда волновалось сердце мое и внутренности мои изменялись». — боязни ( Иер.4:9 ; Ис.7:2 ; Втор. 20:8 ; Пс.54:5 ): И будет в день той, глаголет Господь, погибнет сердце царево и сердце началников, и священницы ужаснутся, и пророцы удивятся ( Иер.4:9 ). « И будет в тот день, говорит Господь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснутся священники, и изумятся пророки».

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«Из чего же Бог слепил человеческое тело? Что это за земля, о которой идет речь? В Библии мы не найдем определенного ответа, ведь на языке Библии землей называется все происшедшее из земли, и о человеческом теле также можно сказать, что это земля: земля еси и в землю отыдеши. Мы не можем однозначно ответить на вопрос о том, какова была степень внутренней организации той земли, материи, которой коснулся Господь, чтобы переоформить ее в человека» с. 28–29]. Подобные мнения трудно признать справедливыми. Из того утверждения, что животные произошли «из земли», логически никак не вытекает эволюционистский вывод о том, будто «из животных», а не из земли был создан Адам. Более того, и в Библии, и в святоотеческом церковном учении имеется вполне определенный ответ на это вопрос – причем противоположный тому, который предлагают эволюционисты. В контексте библейских слов о сотворении Адама из праха земного становятся понятны и слова Господа о наказании первого человека: В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю ( , аль-га-адама), от неяже взят еси: яко земля ( , афар, в синодальном переводе – прах) еси, и в землю ( , вэаль-афар, и в прах) отъидеши ( Быт.3:19 ). О возвращении в землю тела, созданного из праха земного, писали после Моисея другие пророки. Царь Давид воспевал: Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и изчезнут и в персть свою ( , вэаль-афарам) возвратятся ( Пс.103:29 ). Изыдет дух его, и возвратится в землю свою ( , лэадмато – от «адама», «земля»): в той день погибнут вся помышления его ( Пс.145:4 ). Так же писал премудрый царь Соломон: И возвратится персть ( , гэ-афар) в землю ( , аль-га-арэц), якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его ( Еккл.12:7 ). И что излишше имать человек паче скота? Ничтоже, яко всяческая суета. Вся идут во едино место: вся быша от персти ( , мин-гэ-афар) и вся в персть ( , эль-га-афар) возвращаются ( Еккл.3:19–20 ). Созвучно учил Иисус, сын Сирахов: Господь созда от земли человека, и паки возврати его в ню ( Сирах.17:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Состав существа человеческого Человеческое существо состоит из тела и души. Тело образовано из земли Самим Богом и заключает в себе совершеннейшее из видимой природы; оно способно быть орудием деятельности души и храмом Божиим ( 1Кор.6:19 ). Душа есть высшая часть человека; она есть существо невещественное и простое, бессмертное, одаренное разумом, свободной волей и силой ощущения или чувствования. Дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ). О высоком совершенстве человеческой природы Человек создан совершенным по телу и душе. О высоком совершенстве человеческой природы свидетельствуют: особенность действования Божия при сотворении человека, сообщение ему от Бога дыхания жизни и создание его по образу и по подобию Божию. Черты образа Божия, по учению св. отцов, открываются в самостоятельности и личности человека, а подобие Божие заключается в его разуме, который назначен познавать и прославлять Бога, в свободной воле, которая должна и способна была совершать всякое добро, предписанное законом, и любить Бога, в бессмертии по телу и душе, и во власти, данной над всеми земнородными ( Быт.1:26 ). Так как вещество, взятое для внешней части человека и образованное, так сказать, руками Самого Бога, было без сомнения чистейшее совершеннейшее и потому сильнейшее, то сила, посредством которой первобытный человек мог действовать в видимом мире столь же велика, сколь ныне велика немощь, которая поврежденного человека держит под влиянием ближайших и отдаленнейших существ мира. В св. писании человек изображается только малым чем умаленным пред Ангелами, славою и честью венчанным ( Пс.8:6 ). Совершенство всего созданного мира По совершении всего творения Бог благоволил изречь всеобщее одобрение тварей и при том с большей силой, нежели прежде ( Быт.1:4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ). Прежде при создании каждого рода творений Бог видел все добрым, а по окончании творения сказано: и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело ( Быт.1:31 ; Пс.103:24 ; Еккл.3:11 ; Сир.39:21 ). Такой суд о мире произнес Сам Творец мира, Который знает тварь во всех даже малейших частях, в сокровеннейших свойствах, в отдаленнейших действиях, во всех отношениях и всецелом составе. Каждая тварь в частности хороша, но в целом весьма хороша.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

I. Вселенная, понимаемая в смысле совокупности всего сотворенного бытия, со всеми отдельными видами сотворенных существ – ангелами, земными тварями, человеком, создана Творцом вполне совершенной, т. е. соответствующей тому назначению, какое определено для нее Творцом. Творение Совершеннейшего и не может не быть совершенным. Ибо если Бог бесконечно всемогущ, премудр и благ, то ничто не могло воспрепятствовать Ему сообщить Своему творению надлежащее совершенство. И откровение показывает, что мир при своем начале действительно соответствовал творческим мыслям о нем. Созданное в каждый из шести дней творения Самим Творцом было признаваемо хорошим, a по окончании шестидневного творения виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело ( Быт.1:31 ). Премудрый свидетельствует: всяческая, яже сотвори Бог, добра во время свое ( Еккл.3:11 ; сн. Прем 11, 25 ; Сир.39:21 ). Даже о мире в настоящем его состоянии апостол учит: всякое создание Божие добро ( 1Тим 4, 4 ). По свидетельству того же апостола, мир от начала создания своего никогда не переставал являть в себе, как зеркале, невидимое Божие, Его вечную силу и Божество, так что безответны те, которые не познают через мир Бога ( Рим.1:20 ). Псалмопевец изображает мир, как чудный и величественный орган откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости (103, 24) и благости Божией (144, 9), и, вследствие такого отображения в мире совершенств Божиих, указывает на него, как на лучшее для людей училище истинного боговедения и богопочтения ( Пс.85:8–10; 91, 1–6 ; сн. Ис.40:26 ). Вместе с этим Творец каждой твари дал возможную для нее полноту жизни, совершенств, благосостояния. Отец щедрот и Бог всякия утехи ( 2Кор 1, 3 ) дает нам вся обильно в наслаждение ( 1Тим 6, 17 ). Псалмопевец с восторгом воспевает благость Божию, благословляющую плодородие земли ( Пс.64:10–14 ). Восхищенный явлением благости Божией в мире, он исповедует: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его ( Пс.144:10 ). Даже по отношению к самым малым и ничтожным тварям Бог явил в устроении мира Своего попечительную любовь о их жизни и нуждах ( Мф.6:26 ; Пс.144:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

4) отсюда в предметы услаждения для сей способности выражаются вещами, приличными вкусу и чувству: а) сладкозвучием, красотой формы ( Песн.2:14 ); б) млеком ( 1Пет.2:2 ); в) свежим и благовонным мёдом, текущим из сот ( Пс.18:11, 118:103 ); г) сребром, златом и другими, увеселяющими взор, вещами ( Пс.118:72:127 ); д) в отвлечённом смысле благодатью ( Кол.4:6 ; Еккл.10:12 ; Еф.4:29 ). 5) Некоторые псалмы, например, 118, многие места в Пророчествах и Посланиях, также целая книга Соломонова Песнь Песней изображают деятельность в высшей степени развитого религиозно-эстетического чувства. Нужно ли в поучениях развивать эту способность наравне с другими способностями души? Нужно; это доказывается: а) свойством сей способности и великим участием, какое принимает она в духовной жизни человека; дотоле у нас нет ни склонности, ни охоты к вещам Божественным, доколе мы не получили вкуса к ним и живого сочувствия; с другой стороны, по идее Религии, истинный Христианин есть сам по себе высокое изящество; b) примером Спасителя, Который любил действовать на эстетическое чувство своих слушателей. Спаситель, предлагая народу притчи, избирал для них предметы, сладостно действующие на чувство, например, ниву, прекрасный сад, брачные торжества и проч. и представлял в превосходной эстетической форме; с) советом Ап. Павла, который именно заповедует, чтобы, как в разговорах вообще, так и в преподавании учения, выражалась благодать или духовная приятность ( Кол.4:6 ; Еф.4:29 ), приветливость и кротость ( 2Тим.2:23–25 ); d) советом Отцов в рассуждении того же предмета: «oporteat modicis salibus conditum esse sermonem, пишет Исидор Пелус. (Lib. IV. Epist. XLIX, ad Iobi. VI. 6), ut et suauis sit inmelligenmibus, et aptus ad nutriendum, et in animum auditorum penetret». 13 Развивать же вкус или религиозное чувство посредством Христианских наставлений значит – отвлекая душу от чувственного, располагать её к чистому, святому, мирному и возвышенному услаждению предметами духовными, настраивать её к тому, чтобы она привыкала непрестанно углубляться в блаженные созерцания вечной красоты – Бога (см. soliloquium animae cum Deo, бл. Августина, многие молитвы, песни и каноны церковные , особенно канон покаянный Иисусу сладчайшему) и Его закона ( Пс.1:2–3, 118:14, 20, 55, 62, 81:97 ), равно как сокрушаться при мысли, что есть люди, которые не умеют находить услаждения в законе Господнем, а потому не исполняют его ( Пс.118:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Двадцать пятый стан значит: «сладость». Ты вошел на высоту, дивился сонмам добродетелей, страшился падения, прогнал злоумышленников: теперь следует тебе награда за труд и подобно учению за горькие корни вознаградят тебя сладкие плоды, и ты скажешь: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ), и услышишь обращенную к тебе песнь Жениха: «мед капают уста твои, сестра моя невеста» ( Песн. 4:11 ). Ибо, что приятнее учености, что лучше образованности, что угоднее Господу? Вкусите и видите, яко благ Господь ( Пс. 33:9 ). Поэтому и Сампсон, отгонявший птиц от плодов своих, связавший лисиц, истребляющих виноградники, и убивший рыкающего льва, в устах убитого нашел сот. Стан двадцать шестой И отправившись из Мефка, поставши стан в Асмона ( Числ. 33:29 ). Двадцать шестой стан на нашем языке означает «поспешность», – подобно тому, как в псалме говорится: «придут послы из Египта», или, как в еврейском: «придут поспешающие из Египта». Пожавши плоды труда, не будем успокаиваться в бездеятельности и праздности, но, снова поспешая к дальнейшему, забудем прошедшее и будем стремиться к будущему. Стан двадцать седьмой И отправившись из Асмона, поставили стан в Мозерове ( Числ. 38:30 ). Двадцать седьмой стан означает «узы», или «науки», – чтобы ускоряли мы стопы свои к учителям, чаще посещали жилища их, и заповеди добродетелей и тайны писаний считали вечными для себя узами, подобно тому, как говорится у Исаии: И Саваимстии мужи высоцыи к тебе приидут, и тебе будут раби и в след тебе пойдут связани узами ручными ( Ис. 45:14 ) и у ап. Павла: аз, Павел, юзник Иисус Христов ( Еф. 3:1 ). В писании говорится об узах двоякого рода: одни, разорвав которые Сампсон победил врагов, которые видим у блудницы: узы в руку ея ( Еккл. 7:27 ) и о которых от лица Господа говорится: расторгнем узы их и отвержем от нас иго их ( Пс. 2:3 ) и в другом месте: сеть сокрушися и мы избавлени быхом ( Пс. 123:7 ). Узы же Христа – добровольные и превращаются в объятия; связанный ими скажет: шуйца Его под главою моею, и десница Его обымет мя ( Песн. 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010