Обсуждая модели соотнесения библейского Откровения о сотворении мира и человека с современными научными данными, следует помнить о том, что «было бы неверным стремиться каждую деталь в библейском тексте освещать данными науки». Сама система полного «согласования», по словам проф. прот. Василия Зеньковского, «ложна в своем принципе», т. к. наука постоянно развивается, а священный текст остается все тем же Именно поэтому, несмотря на свое развитие, апологетическую ценность и возможное приближение к истине, все концепции согласования библейского текста и космологических научных теорий остаются лишь «моделями» или «рабочими гипотезами». Важнейшие условия, которые должны быть непременно соблюдены при построении подобных моделей - неповрежденность догматического учения Церкви, научная и богословская компетентность. Подразумевая под церковной рецепцией догматизацию своей концепции, современные православные «научные креационисты», «телеологические эволюционисты» или апологеты иных подходов, в силу неосведомленности в специальных областях, фактически по-своему повторяют методологическую ошибку, сделанную иерархами Католической церкви в XV-XVI вв. - использование птолемеевской геоцентрической системы мира для обоснования богословских построений о Земле как центре Домостроительства спасения и защите богодухновенности Св. Писания в тех местах, где буквальный смысл д о лжно отличать от буквализма (Ис. Нав. 10:12-13; Пс. 103:5; Еккл. 1:5 и др.) Если мы говорим о библейском тексте как о словесной иконе, то модели соотнесения его с естествознанием (строящиеся в свою очередь на основе моделей и картин мира естественнонаучных) можно сравнить с окладами или киотами, которые могут меняться в зависимости от той или иной исторической эпохи при условии гармоничного сочетания с самой иконой. Неприемлемыми бы здесь оказались две крайности: во-первых, утверждение об абсолютной идентичности ценности образа и обрамляющего убранства (аналогия - догматизация геоцентризма КЦ, неокреационизм); во-вторых, попытки нарушить целостность иконы ради помещения ее в определенный киот (аналогия - догматический либерализм, библейский критицизм).

http://bogoslov.ru/article/565396

Не удалось извлечь искомое из базы (((

260. Петру. На сказанное в Писании: кто есть верный раб и мудрый (Мф.24:45)? Что не соблюдающий благовременности всякого дела не достигает искомого блага, видно это само собою; что всяческая добра во время свое (Еккл.3:11), сему научил Екклесиаст. Посему, если это действительно так, почему удивительным тебе кажется сказанное Спасителем о мудром и верном домоприставнике, что он даст пищу во время. Ибо неблаговременное всегда прискорбно, и благодеяние, оказанное не вовремя, теряет имя свое. Например, один и тот же хлеб голодному сладок и вожделенен, а сытому — не очень; одно и то же питие жаждущему весьма пригодно, а упившемуся — отвратительно. Поэтому, по какой причине от одного и того же происходит не одно и то же? Очевидно, в зависимости от благовременности. Она подаваемое делает и большим, и вожделеннейшим. Посему надлежит не только подавать (это может быть и не важно), но подавать вовремя, ибо это, хотя бы поданное было и мало, делает оное большим, а если велико, обращает в самое великое. Посему–то и Песнопевец, прославляя благодеяния Божии, присовокупил и сие: вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время (Пс.103:27). Ибо не только питает Бог, но питает благовременно. А всего важнее, — питая всех, подавать вовремя. И если угодно видеть, как исполняется это на плодах, произращаемых землею, то смотри: не в одно время бывают пшеница, вино и елей, и древесные плоды, и разнообразие цветов. Но сначала зеленеют луга, за ними следует жатва, за ней — виноград, а гроздь отсылает земледелателя к маслине. И времена года составляют как бы какой превосходный хоровод и продолжительностью своею дают отдохновение земледельцу. Ибо, если бы все вместе приходило в свою зрелость, искусство земледельца стеснялось бы краткостью времени, и все бы гибло и портилось, потому что не достало бы у него сил убрать все в одно время. 261. Чтецу Арсенуфию. Как и петь надлежит с разумением, и молиться — с трезвенностью, так и просить надлежит не то, что нам кажется хорошим, но то, что Сам Дающий признает добрым и полезным. Ибо многие, по причине богатства, провели жизнь спокойную, но наконец, из–за различных козней, утратили и настоящую, и будущую жизнь. Добившись начальствования, доставляющего поводы к кражам (не скажу — к прибыткам), лишились и того, что имели. Постаравшись вступить в супружество с благообразною женщиною и думая, что в этом найдут для себя радости, чрез сие–то самое и подверглись наиболее опасностям и войнам. Постаравшись приобрести наивысшую телесную силу и крепость, но проводя зверскую жизнь и не познав благородства души (потому что омрачены были в них наилучшие ее силы), наконец сделались пищею зверей, претерпев бесславную и окаянную кончину. Посему, оставив все это, будем просить у Бога того, что Сам Он признает для нас полезным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И создал Господь Бог человека из праха земного, Факт создания человека уже упоминался раньше ( Быт. 1:27 ) в истории творения мира, но именно только упоминался в этой общей истории мироздания, в качестве составной ее части; здесь же он подробно передается в виде особого, самостоятельного предмета повествования. «Упомянув в начале II гл. о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то, чего не было досказано», – говорит святой Ефрем Сирин в своем толковании на это место. Самая мысль о создании человека, – собственно внешней оболочки человека, или его тела, из земли, или по более близкому к подлиннику – «из праха земли», обща многим местам как ветхозаветного, так и новозаветного Священного Писания ( Быт. 3:19, 18:27 ; Иов. 10:9, 25:6 ; Пс. 29:10, 102:14, 118:73, 138:14–16 ; Еккл. 3:20, 12:7 ; Сир. 17:1 ; 1Кор. 15:47–49 ; 2Кор. 5:1–4 и пр.). В создании тела человека из земной персти заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли ( Быт. 1:24 ). С другой стороны, в признаке материальности физической природы человека дана мысль о ее разрушимости или смертности. Все это, по словам Иоанна Златоуста , преподает прекрасный нравственный урок смирения: «чтобы в самом образе нашего творения преподать нам всегдашний урок не мечтать о себе выше меры, для этого Моисей и повествует обо всем с такою тщательностью и говорит: «создал Господь Бог человека из праха земного» (Беседа на кн. Бытия XIII, Спб. 1898 г., 103 с.). и вдунул в лице его дыхание жизни, Или, по более точному переводу с еврейского, – «вдунул в ноздри его дыхание жизней». Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что сначала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее. Все подобные места, по совету блаженного Феодорита , должно истолковывать «богоприлично» ( θεοπρεπως), т. е. сообразно с величием, святостью и духовностью Бога. В частности, и настоящее место надлежит изъяснять так, что внешний облик человека возник из земли по творческому глаголу Всемогущего. Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров – мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле, и утвердить истину бессмертия человеческой души; язык же, которым выражена такая отвлеченно-возвышенная идея, – это язык образов и картин, на котором только в подобных случаях и мыслило древнейшее человечество. Самая же мысль о том, что человек причастен к божественной жизни, находит себе параллели и в других местах Священного Писания ( Иов. 33:4 ; Еккл. 12:7 ; Деян. 17:25 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

88 Пред Паремьей Прокимен ( Пс.23 ): Господь крепок и силен, Господь силен в брани, ясно прилагается к начальной части Паремьи об изгнании прародителей наших из Рая. Господь, крепкий и сильный во всех делах своих, силен в брани, не в брани только народов, когда Он отъемлет брани до конец земли, сокрушает лук, преломляет оружие, сожигает щиты и колесницы огнем ( Пс.45:10 ), или, когда исходит на таинственную брань, да избиет оружием языки и упасет я жезлом железным ( Откр.19:11 ), но в брани, в которую вводят его существа разумносвободные, по злоупотреблению свободы своей преступающие святой закон Его и разрушающие о самих себе премудрые и благие советы Его. В этой брани, яко в действии правосудия, силен Господь, как силен в действии благости. По благости своей Господь сотворил первозданного по внутреннему состоянию правым, на всякое благое дело уготовленным, по внешнему блаженным с тем, чтобы от блаженного Праотца и потомки наследовали тоже блаженство. Но первозданный злоупотреблением свободы, ниспал из райского состояния. Посему Господь, крепкий, непреложный в правде и суде, изгоняет человека из райского состояния на землю проклятия, и со всем потомством его осуждает на труды, скорби и бесчисленные злоключения, неизбежно соединенные с состоянием падших и самим себе оставленных человеков. Так совещал Господь совет на весь род человеческий. Бог святый совещал, кто раззорит, и руку Его высокую кто отвратит ( Ис.14:26, 27 ). А после прокимный стих: Господня земля, и исполнение ея, изрекает утешение в самом нашем осуждении. С падшим Праотцем и мы все изринуты на землю осуждения, но Господня земля и все, что наполняет ее, на всяком месте владычество Его ( Пс.102:22 ), все исполнено благости и попечительного промышления Его ( Пс.103:24 ). Господь, неисповедимый в славе, величии и совершенствах на небеси, землю дал сынам человеческим ( Пс.113:24 ). И на этой земле осуждения десницею благости, сколько назначено сокровищ, столько разлито благ, столько насаждено красот и совершенств, что не насытится око зрением, не удовольствуется ухо слушаньем, и словом нельзя всего перечислить и изъяснить ( Еккл.1:8 ). И мы бренные столько прельщаемся дольными благами, что вовсе забываем о горнем блаженстве. Посему и в состоянии падения будем тщиться жить по воле Божией, всемерно исправлять себя, пользоваться данными нам благами к славе Божией, к истинному своему и благу ближних; и мы ни на земле, ни на небесе не лишимся благодати и милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Подобным образом Премудрый свидетельствует: Все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл.3:11 ; сн. Прем.11:25 ; Сир.39:21 ), и что Бог веселился по сотворении вселенной: веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:31 ). Даже о мире в настоящем его состоянии апостол учит: всякое создание Божие хорошо ( 1Тим.4:4 ). По свидетельству того же апостола, мир от начала создании своего никогда не переставал являть в себе, как в зеркале, невидимое Божие, Его вечную силу и Божество, так что безответны те которые не познают чрез мир Бога. ( Рим.1:20 ). Сам Иегова отсылает Иова к зверям и земле, как вестникам совершенств Божиих ( Иов.12:7–9 ). Псалмопевец изображает мир, как чудный и величественный орган откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости (103:24) и благости Божией (144:9), и вследствие такого отображения в мире совершенств Божиих указывает на него, как на лучшее для людей училище истинного боговедения и богопочтения ( Пс.85:8–10; 91:1–6 ; сн. Ис.40:26 ). Но с другой стороны в откровении нет той мысли, чтобы настоящий мир был наилучший из возможных миров, как только Бог мог создать. Напротив, оно учит, что нынешние небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; сн. 2Пет.3:10, 12 ), что будут ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:13 ; сн. Рим.8:20–21 ), т. е. лучший и совершеннейший настоящего мир. Созданный ради славы Божий, мир создан и для блаженства тварей. Творец, по изображениям священных писателей, действительно каждой твари дал возможную для нее полноту жизни, совершенств, благосостояния. Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ) дает нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ). Псалмопевец с восторгом воспевает благость Божию, благословляющую плодородие земли ( Пс.64:10–14 ). Восхищенный явлением благости Божией в мире, он исповедует: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ). Даже по отношению к самым малым и ничтожным тварям Бог явил в устроении мира Своего попечительную любовь о их жизни и нуждах ( Мф.10:29; 6:26 ; Прем.11:25–27 ; Пс.144:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом оба стиха 22 и 23-й 8 гл. кн. Притчей св. Афанасий относит первоначально и собственно к деятельности Премудрости в тайне воплощения и искупления людей; но потом он не ограничивается этого мыслью и расширяет смысл 8:2–23 стт. Притчей вообще на все внешние отношения Премудрости, а ближайшим образом на первое творение. Вот в сокращении последнее толкование 8 гл. 22–23 стт. кн. Притчей: «Поскольку на нас и на всех тварях напечатлён некоторый образ Божественной Премудрости ( Пс.103:24 ; 1Кор.1:20 ; Притч.6:26, 14:3 ; Еккл.8:1, 7:11 ; Сир.1:10 ; Рим.1:19–25 ; 1Кор. ), то истинная и творческая Премудрость, относя к Себе то, что свойственно Её образу, справедливо говорит: Господь созда Мя в дела Своя, подобно тому, как Она же сказала впоследствии: Иже вас приемлет, приемлет Мене ( Мф.10:40 ) или: Савле, Савле, что Мя гониши ( Деян.9:4 ). Она говорит как бы так: Господь созда Мя в дела, потому что Мой в них образ и до такой степени снизошла Я в деле творения, что хотя по сущности пребывала Я с Отцом, однако же отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собой. И так как образ или отпечаток вечной Премудрости, положенной на вещах сотворённых (делах), есть первое средство для существ рождённых познавать Её Самое и через Неё Бога Отца, то и говорит: Созда Мя начало путей Своих, т. е. в начало или некоторым отпечатком познания для существ разумных ( Притч.1:7 ; Ин.14:9 ; 1Ин.2:23 ). Когда же этот первоначальный путь познания был потерян людьми, то по предвечному совету Божию, в предназначенное время, Премудрость открылась уже не во образе тени Своей, но Сама ипостасная Премудрость, Она же и Слово, стала плотью и, освободив людей от греха, проклятия и смерти, открыто явила Себя и через Себя Отца Своего: Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу, яко Единородного от Отца ( Ин.1:14 )» 239 . Всё изложенное нами объяснение св. Афанасия 8 гл. 22 и 23 стт. кн. Притчей необычайно полно, глубоко и многознаменательно. Поэтому толкование св. Афанасия было повторяемо последующими отцами церкви большей частью без перемены и дополнения смысла, а иногда почти его же словами. Из последующих отцов, сходившихся с св. Афанасием в объяснении этого места, можно указать на свв. Василия Великого 240 , Илария Пуатьесского 241 , Епифания 242 , блаж. Августина 243 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

     Итак, слово Божие необходимо именно вкушать, глотая маленькими и большими кусками. Вначале пища слова Божьего сладка в устах. Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим (Пс.118, 103), — восклицал Давид. Когда мыслящий человек впервые соприкасается с библейским текстом, он не может не почувствовать некоторого наслаждения — хотя бы даже чисто эстетического или интеллектуального. Даже неверующий способен ощутить неповторимую красоту библейской речи — образной, яркой, симметричной, неисчерпаемо глубокой. При первом вкушении библейскую мудрость, как правило, трудно разжевать — но на вкус она обязательно будет сладка. Сладко питаться от Духа Святого, но непросто потом жить с этим знанием Сладкое в устах становится горьким, проникая во чрево. Именно так действует Священное Писание в нашей жизни. Сладко питаться от Духа Святого, действующего через библейские строки, но непросто потом жить с этим знанием, ибо оно требует коренного изменения человека и входит в противоречие с мирскими понятиями. Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл. 1, 18) — изрек об этом премудрый Соломон. Например, ты прочитал о том, что бьющему тебя по одной щеке стоит подставить другую — и твое сердце возрадовалось об истине. Но применить эту заповедь в жизни будет стоить немалых скорбей. Будет больно, страшно, стыдно. Да, придет сладость исполнения заповеди, но обязательно вместе с горечью несправедливой обиды и унижения. Или ты прочитал: любите врагов ваших ( Мф. 5, 44). При первой же встрече с реальным врагом приходит понимание, насколько данная заповедь требует ломки самого себя, какой жестокой борьбой со своим ветхим человеком достигается исполнение слов Божиих. Принял сладость христианского откровения — узнай и тяжесть Креста Христова. Такова логика Священного Писания. Принял сладость христианского откровения — узнай и тяжесть Креста Христова Для усердного читателя Библии горечь неминуема также потому, что Писание вкладывает в человека мучительное знание. Евангелие не только обличает самоубийственный путь безбожного человечества и свидетельствует о плачевной загробной участи богопротивников. Оно дарит христианину духовное видение мира, понимание внутреннего смысла истории, делает его немножко тайнозрителем. И чем больше человек понимает и видит, тем труднее ему жить.

http://pravoslavie.ru/99455.html

Итак, возлюбленный, помышляя о их жизни, пока еще продолжается житейский торг, купи то, что нужно тебе для ответа и оправдания. Прежде, чем поставлены будут престолы, покажи плач, предвари пришествие Жениха, как можно скорее беги от греха, помышляй о будущем решении, умоляй Судью со слезами, дабы не явиться тебе на суде нагим. Теперь раздай деньги, и тогда загладишь грехи. Говори с Судьей наедине, дабы Он не осудил тебя перед всеми. Взяв в посредники себе нищего, через него дай Судье подарки, ему одному поручи эту тайну. Нищий принимает, а Судья освобождает от осуждения; ты подаешь убогому, а Судья подписывает разрешение, – принимает без письма и приносит рукописание. Милуяй нища, – сказано, – взаим дает Богови ( Притч.19:17 ). Ибо, если ты положишь в руки убогого, то найдешь в руке Судьи. Если мы будем стараться избежать суда, то здесь еще будем умолять Судью через нищих. И когда ты при смерти завещеваешь свое имение родственникам и друзьям, то между ними запиши и свою душу, отходящую в путь, поминовенье давая нищим. Пощади, человек, и свою душу, дай ей хотя малое облегчение от бедствий, и да будет написано в завещании имя Судии. Соделай смерть свою радостною, предстань на страшном судище с ходатаями, напитай утробы их, которые будут говорить за тебя. Через них мы соделаем Творца должником, чтобы не потерпеть наказания. Приобретем имением. Что лучше сего приобретения? Ты имеешь, – говорит он, – нищих свидетелями своей любви ко Мне; знаешь, что я пребываю с нищими. Я повелеваю прозябать траве для скотов и подаю всем пищу, и однако, когда ты подаешь милостыню, и Я с нищим протягиваю руку и принимаю подаяние. Я одеваюсь светом яко ризою ( Пс.103:2 ), но если ты оденешь нищего, то и я чувствую теплоту. Ты знаешь, что Я сижу на небесах со Отцом, но иди только посетить заключенных в темницы, и ты найдешь Меня там сидящим с узниками. Если пойдешь к больным, то Я не оставляю и ложа; ибо я нахожусь везде и предстою в бедствиях. Если дашь что-либо нищему, то это увидишь преумноженным от Меня. Если введешь в свой дом неимущего кровли, то чрез это меня примешь, неимеющего пристанища, и я подам тебе три сии блага: и обилие умножу, и дом сохраню, и обитель на небесах уготоваю, в которой нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания в Боге Отце с Сыном и Пресвятым Духом, ныне и присно и в бесконечные веки. Тогоже Иоанна Златоустого патриарха Царя-града слово от толкования евангелия еже от Матфея о десяти девах, и о талантах, глаголано есть в святой великий вторник 180

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

—391— истине свят духовный Иерусалим, то есть, церковь , чины святых; он не служит проходом иноплеменников, потому что иже Христови суть, плоть распяша ( Гал.5:24 ). Вспоминаю и слова одного мудреца, который говорит: аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики ( Еккл.10:4 ). Они имеют сердце непоколебимое, недоступное ни пешим, ни конным нападениям нечистых духов, напротив твердое и прочно огражденное догматами истины. Ст. 18. И будет в той день, искапают горы сладость, и холми источат млеко, и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития. Когда будет восстановлен Святой Иерусалим и станет недоступен для иноплеменников вследствие того, что в нем поселился Господь всяческих, умилосердился над Своим народом, укрепил его и сделал его победителем противников; тогда горы искапают сладость и холми источат млеко и источницы Иудины дадут свою собственную воду. Источниками, думаю, называются истоки потоков или разумеются другим каким-либо способом устроенные водопроводы. Под горами же могут быть подразумеваемы те, которые достигли высоты добродетели и славой добродетельной жизни превзошли других, всем известны и славны, каковы были ученики и преимущественно пред другими. Креститель, о котором Спаситель говорит: не воста болий Иоанна ( Мф.11:11 ). И так сии великие и весьма славные мужи источают сладость и как бы медом услаждают слово о Спасителе, так что всякий, услышавший его, от чрезмерной —392— радости воскликнет: коль сладка гортани моему словеса твоя ( Пс.118:103 ) и далее; ибо слово святых всегда сладко для тех, которые любят благоугождать Богу. Итак, по всей справедливости под горами можно разуметь этих именно людей. Под холмами же разумеем тех, которые немного уступают превосходству первых и стоят много выше других людей. Такие душам только что уверовавших изливают словесное и нелестное млеко ( 1Пет.2:2 ), доставляя им пищу, свойственную новорожденным младенцам; ибо совершенных есть твердая пища, молоко же более всего прилично младенцам ( Евр.5:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010