Полемика Григория Назианзина с имп. Юлианом и современная научная парадигма: механизмы функционирования языка // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы Пятой международной богословской научно-практической конференции 16 мая 2008 г./ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2009. С. 46-53.   Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции //Волшебная гора. 15, 2009. С. 58-67. Пс.-Дионисий Ареопагит о причастности и причинности//Философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований. Материалы VI молодежной школы Platonopolis: сборник статей/Отв. ред. Р.В. Светлов, А.В. Цыб. СПб., 2009. С. 34-39. The Strategies of Naming in Polemic between Eunomius and Basil of Caesarea in Context of Antic philosophical Tradition // Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclesiastique. T. 4 . Byzantinorossica, 2008. P. 103-121 [ переиздание ] [ электронная версия ] Тема причастности высшей природе в учениях об иерархии сущего: Порфирий, Григорий Нисский et. al.//Истина и диалог. Труды международной научной конференции. Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008 г. Русская христианская гуманитарная академия; Universidad de Navarra. СПб., 2008. С. 148–167. Философские категории и значение копулы «есть» в «Синтагматионе» Аэция-арианина: историко-философский бэкграунд //AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 8/Отв. ред. А. В. Цыб. СПб., 2008. C. 194–215.  Рационализм и его пределы в арианском учении //ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2:2, 2008. С. 213–226. Стоики и принцип идентичности индивида //Плутарх. Сочинения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 351–381. Богословско-философские основания учения Ария //Вестник РХГА. 9(1) 2008. С. 265–280. Представления о природе языка в арианских спорах и их историко-философский бэкграунд: Евномий и свт. Василий Кесарийский //Вестник РХГА. 8(2) 2007. С. 92-110 [ электронная версия статьи на портале " Богослов.ру " ]

http://bogoslov.ru/person/487740

Ср.: Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. 1. «Беседы о диаволе», 1. «Против тех, которые говорят, что демоны управляют человеческими делами», 8. Это, впрочем, отнюдь не означает того, что человеконенавистник диавол оставил нас в покое. Он не в силах вредить нам телесно и материально, но искушает и сражается с нами на духовном уровне. Коварно борется с нами, внушая якобы добрые мысли, чтобы в конце концов обмануть нас и заполучить наши души. Избежать сетей, которые расставляет лукавый, мы сможем лишь в том случае, если будем действовать не «своим умом», какими бы безукоризненно верными ни казались нам наши раз мышления, а советоваться с духовно опытными людьми. То же самое диавол сделал бы и с бессловесной природой — с животными и растениями. Он умертвил бы их, осушив источники и уничтожив кислород. «Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103: 29). В патерике мы читаем: «Один старец пришел в келью аввы Иоанна            и застал его спящим, а ангел стоял около него и веял над ним» («Достопамятные сказания», «Об авве Иоанне Колове», 31). Бог послал Своего ангела, чтобы тот освежал человека праведного, преподобного (его память совершается 9 (22) ноября). Когда же Господь снял на время эту духовную ограду, диавол «просеял» Иова. Он умертвил весь его скот, общим счетом 10 500 голов, а с ним и пастухов. Он убил всех его детей и работников. Наконец, он поразил самого Иова проказой, так что все его тело превратилось в сплошную язву! Это свидетельствует о том, что Бог, когда считает нужным, даже праведнику попускает страдания для его дальнейшего преуспевания. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/mir-sotvoren-ne-vslepu...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял [внизу] источники бездны (Притч 8:27–28). Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в свои места, и образуются моря: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах (Пс 32:7). Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том, что Бог дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его (Притч 8:29), они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца: Я утвердил ему [морю] Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим (Иов 38:10–11). Этот мотив возникает и в созерцательном 103 псалме, который в греческом тексте озаглавлен “псалом Давида о сотворении мира”: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут, и не возвратятся покрыть землю (Пс 103:9), и в грозном обличении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут (Иер 5:22). И хотя процесс разграничения продолжается в третий день — Господь полагает границу морю, и является суша (см. Быт 1:9) — но уже в этот же день устраняется также и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья (Быт 1:12). Воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами (Сир 16:30), полна земля, — восклицает Псалмопевец, — произведений Твоих (см. Пс 103:24). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое да будет приводит в бытие звезды и два великих светила (см. Быт 1:16): Солнце чудное создание, дело Всевышнего! Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. И луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века (Сир 43:2–6 и сл.). И, наконец, в пятый день морские воды становятся обиталищем для рыб и пресмыкающихся, которым нет числа (см. Пс 103:25).

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Пс.103:26 .   Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. «Тамо корабли преплавают». И от сего самая великая польза для людей. Посредством кораблестроительнаго искусства и мореходнаго знания друг у друга заимствуем нужное для себя, плоды, родящиеся у нас, сообщаем другим, и что производится у них, получаем от них сами. «Змий сей егоже создал еси ругатися ему». Именем змия Пророк означил великих китов, которые водятся в больших морях. Сказано: «ругатися ему», то есть самому морю, потому что у Еврея и у Сириянина имя: «море» мужескаго рода. Так оно велико, говорит Пророк, что содержит в себе тысячи родов рыб, и что самые великие киты свободно в нем плавают. Если же иным кажется, что слово: " змий» употреблено иносказательно, потому что и у Исаии идет «мечь великий святый и крепкий на драконта, змия лукаваго, сущаго в мори» ( Ис. 27, 1 ); то не будем и мы отвергать таковаго смысла, потому что и у Иова находим животное сие предаваемым поруганию божественными Ангелами, и Господь дал ученикам Своим власть «наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ( Лук. 10, 19 ). Пс.103:27 .   Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время». От Тебя говорит Пророк, во всякое время приемлют потребное; ибо безсловесныя, хотя сами ищут себе пищу, и не знают Подателя, однако же получают ее от Творца. Пс.103:28 .   Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом. «Давшу Тебе им, соберут». поскольку Ты доставляешь сие обилие, то каждая из тварей пользуется тем, что для нея полезно. «Отвершу Тебе руку, всяческая исполнятся благости». Сим выразил Пророк удобство подаяния благ. Как не трудно разжать пригнутые пальцы, так и Богу удобно даровать обилие всяких благ. Пс.103:29 .   Скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются. «Отвращшу же Тебе лице, возмятутся». Но как наслаждающимся благами доставляешь всякое веселие, с благоволением даруя им блага; так, если отвращаешься, все исполняется смятения и страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я [была] там Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны Когда утверждал вверху облака Когда укреплял [внизу] источники бездны… (Прем 8:27-28) Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в «свои места», и образуются моря. Он собрал, будто груды, морские воды, Положил бездны в хранилища. (Пс 32:7) Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том что Бог «дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его» (Пр 8:29) они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца. Я утвердил ему [т.е. морю] Мое определение, И поставил запоры и ворота, И сказал: «доселе дойдешь, и не перейдешь, И здесь предел надменным волнам твоим». (Иов 38:10-11) Этот мотив возникает и в созерцательном 103/4 псалме, который в греческом тексте озаглавлен «псалом Давида о сотворении мира»: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут И не возвратятся покрыть землю. (Пс 103/4:13) И в грозном облечении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, Предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, Вечным пределом, которого не перейдет; И хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; Хотя они бушуют, но переступить его не могут. (Иер 5:22) И хотя процесс разграничения продолжается в третий день – Господь полагает границу морю, и «является суша» (Быт 1:9 ) – но уже в этот же день устраняется также и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья (Быт 1:12). «Воззрел Господь на землю и наполнил ее своими благами» (Сир ), «полна земля – восклицает псалмопевец, – произведений Твоих» (Пс 103/4:24). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое «да будет» приводит в бытие

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

I. Всеобщий Божий промысл объемлет совокупно всю тварь, все вещи в мире сем находящиеся. Сие есть то, что Бог – всех вещей бытие и силы сохраняет, и в естественном их состоянии содействуя – всё к благим концам премудро управляет. Велия и дивная творит Бог в тварях своих! α) Ha небеси. Человече! ты, который отрицаешь Божий промысл! возведи очи твои горе. Зри порядочное солнца течение, примечай рождение и истощение луны, созерцай ни на чесомже утверждённые, и по видимому малые, а в самой вещи такие же, как и солнце, усыпающие небесную твердь тела, и их движение. Коль ясно в них написано Божие провидение! как вразумительно, как громогласно небеса поведают славу Божию ( Пс.18:1 ). ß) На земли. Он покрывает небо облаками, даёт земле дождь, помощью которого прозябает земля, траву скотам, и злак на службу человекам. За сие Давид побуждает нас, чтоб мы прославляли Бога: начните, – говорит, – Господеви во исповедании, пойте богови нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком, дающему скотом пищу их ( Пс.146:7–9 ). γ) В воздухе: ибо Он продолжает силу и действие воздуха, помощью которого всякое дыхание существует; питает птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы ( Мф.6:26 ). δ) В воде: ибо напаяет вся звери сельные, и насыщает в ней рыбы морския преходящия степи морския. Также промышляет и о величайших морских чудовищах, как говорит Давид: змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:26–27 ). ε) Даже и самая малейшая травка, которою ты увеселяешься, ногами попираешь, не чужда есть Божественного промысла. Смотрите крин селных, како растут: ни труждаются, ни прядут. аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, лицемери ( Мф.6:28, 30 ). Поистине, ежели бы Бог на одно мгновение ока отнял промысл свой от мира сего – то бы вся машина сия вдруг разрушилась, в силу оных Давидовых слов: Отвращшу же тебе лице (всяческая) возмятутся ( Пс.103:29 ). Се есть общий Божий промысл, видимый во всей твари, и на ней почивающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Ибо как христом (помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос, равным образом, – поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святой; ибо многому дается наименование духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и дующий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша это, чтобы не почесть тебе одного вместо другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорит Писание: Выходит дух его, и он возвращается в землю свою ( Пс.145: 4 ). И об этой же душе говорится в другом месте: образовавший дух человека внутри него ( Зах.12:1 ). Об Ангелах говорится в псалмах: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими -огонь пылающий ( Пс.103:4 ). И о ветре говорится: восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли ( Пс.47:8 ), и: якоже в дубраве древо духом восколеблется ( Ис.7:2 ). И в другом месте: огонь и град, снег и туман, бурный ветер ( Пс.148:8 ). О добром учении Сам Господь говорит: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), т. е. они духовны: Дух же Святой не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить и Сам беседует. 14 . И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время когда евнух ехал. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице ( Деян.8:29 ). Видишь? Дух говорит слышащему. И Иезекииль говорит так: И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь ( Иез.11:5 ). И в другом месте: Дух Святый сказал к находившимся в Антиохии апостолам: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ( Деян.13:2 ). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властью посылает. И Павел говорит: только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня ( Деян.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою сильно разостлал землю. Одно из самых выразительных и ясных мест Ветхого Завета, где с такой убедительностью и силой утверждается догмат о Боге-Творце. Подчеркнутое здесь указание на единство Творца направлено, разумеется, не против троичности Лиц Божества, но против сильно распространенного в языческой мифологии известия, что творцом мира был какой-то низший, второстепенный бог, ( δημιουργος), который не творил мир из ничего, а лишь преобразовывал, или устроял его из готового материала, да и эту упорядочивающую работу он производил не самостоятельно, а по чужой указке (высших богов) и при помощи различных других сотрудников (низких божеств). В противоположность таким языческим басням Господь устами пророка твердо провозглашает, что Он есть единый первовиновник всего Сущего ( Ис.45:6–7 ), истинный Творец неба и земли ( Ис.40:22 ; Ис.42:5 ), у которого не было при этом никаких советников и помощников ( Ис.40:14, 28 ). Самый образ «распростертия небес» хорошо нам знаком по известному выражению Псалмопевца: «простираешь небеса, как шатер» ( Пс.103.2 ). Ис.44:25 . Который делает ничтожными знаме­ния лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов про­гоняет назад и знание их делает глупостью, «Который делает ничтожными знамения лжепророков... безумие волшебников, мудрецов». Здесь можно, конечно, видеть исторический намек на египетских жрецов, состязавшихся с Моисеем и Аароном ( Исх.7:11–12, 22 ); но, пожалуй, лучше относить это к представителям вавилонской религии и науки, к халдейским жрецам, астрологам и мудрецам ( Ис.16:6 ; Ис.47:10 ; Иер.29:8–9 ), так как этими культами и этой наукой больше всего увлекались современные пророку Иудеи. Ис.44:26 . Который утверждает слово раба Своего и при­водит в исполне­ние изрече­ние Сво­их по­слан­ников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете по­строены, и раз­валины его Я восстановлю», «Который утверждает слово раба Своего... изречение своих посланников». Судя по всему контексту речи, под «словом» которое Господь утверждает, или оправдывает, должно разуметь пророчество о предстоящем вавилонском плене, которое имеет исполниться на глазах того же поколения. Отсюда под «рабом» Господа следует разуметь пророка Исаию, который, действительно, назывался так ( Ис.20:3 ); а под «посланниками» следует понимать и всех других пророков, говоривших о плене и возвращении из него: Иер.29:10–14 ; Иез.39:25–28 ; Иоил.3:1 ; Ам.9:11–15 ; Авд.1с.; Мих.4 и Соф.3:14–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8 . Сам Давид, не смотря на опасность своего положения и испытываемые лишения, ни мало не колеблется в своей надежде на милость и помощь Божию и тогда как многие из малодушных друзей его нуждались для своего ободрения в особенных знамениях благоволения Божия к ним, он уже видел такие благодатные знамения в снабжении его людей хлебом и вином сперва во время бегства в пустыню Сивою ( 2Цар.16:1–2 ), а потом по прибытии в Маханаиме Верзеллием и другими преданными ему людьми ( 2Цар.17:27–29 ), и теперь исповедует пред Богом, что сердце его исполнено веселия, т. е. радостного убеждения, что Господь печется о них и не оставит их своею помощью в их трудном и опасном положении. Еврейское название вина тирош (, от =выжимать), означающее собственно молодое свежевыжатое вино, даёт предполагать, что псалом воспет был около времени собирания и топтания винограда и последней жатвы. По слав.-греч. чтению этот стих распадается грамматически на два самостоятельных предложения, которые впрочем при сопоставлении в причинной связи дают мысль совершенно сходную с изложенною по русск. переводу: «ты дал веселие сердцу моему; потому что они, сомневающиеся в твоей благости, получили от тебя умножение плодов, пшеницы, вина и елея». – Но можно думать, что вместо выражения π καρπο= плода (=вульгата) следует читать π καρο=от времени или со времени, как читали Ориген , Иероним, бл· Августин и Кассиодор; в таком случае перевод 70-ти и по выражению был бы сходен с халдео-сирско-еврейским. Слово отсутствующее в евр.т., прибавлено переводчиками, вероятно, в соответствие другим местам св. Пис., напр. Пс.103:15 ; Ос.2:8 и 22; Иоил.1:10 . . въ мир вкп усн и к ты, гди, на вселилъ м 9. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. 9 . Радостно уверенный в милости и помощи Божией, псалмопевец не боится опасностей внезапного ночного нападения своих многочисленных врагов и, в виду их военного лагеря, как бы в мирное время, спокойно ложится спать и разом ( вкп) засыпает безмятежным сном, потому что Господь вложил в его сердце твердое убеждение, что и без всякой внешней охраны в помощи, под одним лишь охранением Его божественного Промысла, он находится в совершенной безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» ( Пс.103:29 ). Так воспевает псалмопевец одно из главных свойств Божиих, Его высочайшую премудрость, открывающуюся в чудном устройстве видимого мира и в дивном совершенстве всех дел Божиих. И действительно, везде в мире, во всех творениях Божиих, мы видим удивительный порядок, согласие, разумную цель; все отдельные части творения расположены по определённому плану и соблюдают раз установленные для них Творцом законы. Так, наприм.: все небесные тела совершают своё движение в беспредельном пространстве – в изумительном порядке и согласии, одно другому не препятствуя, одно другое не задерживая, но каждое из них строго соблюдает то направление в движении, которое для него установлено. Такой дивный порядок в движении светил и всех тел небесных, где всё предусмотрено, всё расчислено, и при том в таком великом множестве миров, понятно, не мог бы установить никакой ум человеческий. Здесь, в этом порядке и согласии, нельзя не видеть неизреченной премудрости Божией, вся дивно строющей. Если мы с неба переведём свой мысленный взор на землю, то и здесь увидим также премудрое во всем устройство, увидим тот же порядок и согласие между отдельными частями творения. Каждая из отдельных частей творения помогает здесь одна другой, одна другую поддерживает, и всё содействует в своей мере общему благу. Так свет солнечный освещает и согревает землю и море, земля и море производят туман и облака, облака дают дождь, дождь напояет землю, земля производит растения, растения питают животных, животные служат человеку, человек возделывает землю, размножает растения и животных. Ничто не живёт только для себя, но каждая вещь служит другой и находится в зависимости от всех прочих. Чтобы выросла трава или цветок, нужны свет солнечный, земля, вода, воздух; – чтобы наша земля вполне правильно могла совершать своё движение, для этого необходима каждая пылинка, каждая капля воды. Нет ничего в творениях Божиих лишнего или бесполезного, но всякой вещи Богом назначено своё место и указана своя цель. Нам же иногда некоторые из творений кажутся лишними и, по-видимому бесполезными, потому только, что слабым своим умом мы не можем постигнуть всех тайн премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010