Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Природа (Nature) Мы не воспринимаем Библию как «книгу по природоведению», тем не менее, вопрос, несомненно, можно поставить именно так. Библейский мир со всеми происходящими в нем человеческими делами преимущественно природный. Читатели Библии от начала до конца видят мир неба и моря, дождя и ветра, гор и полей. За исключением сюжетных линий и характерных персонажей, ни к одной теме в этом словаре не относится столько статей, как к теме природы. В число основных библейских архетипов природы (не считая второстепенных) входят буря, вода, горы, деревья, дождь, жатва, животные, засуха, звезды, зерно, луна, море, облака, овцы, пастбища, погода, птицы, пустыня, пшеница, равнина, растения, река, сельская местность, рыбы, сад, солнце, трава, снег, фрукты и цветы. Артистизм и романтика природы . Природа представляет собой источник художественной красоты, и образы, которые библейские авторы связывают с ней, часто носят отпечаток мира искусства. В рассказе о сотворении мира природа показана произведением Божьей творческой деятельности, во многом сходной с тем, как художник наполняет холст пейзажами и образами. В самом рассказе о сотворении оценка различных сторон природы, что они «хороши», служит косвенным подтверждением их красоты как объектов художественного созерцания и восхищения сначала в глазах Бога, а затем людей. Псалмопевец говорит о небесах как о деле перстов Божьих ( Пс.8:4 ), а персонифицированная Премудрость заявляет, что горы были «водружены» ( Притч.8:25 ). Другие библейские авторы при описании художественных достоинств природы пользуются архитектурными метафорами: у земли есть основания ( Иов.38:4 ; Пс.101:26; 103:5 ; Притч.8:29 ; Ис.48:13 ) и краеугольный камень ( Иов.38:6 ), а ее создание было задумано и совершено Богом с использованием таких строительных инструментов, как мера, шнур, разметка и весы ( Иов.38:5–6 ; Притч.8:27–29 ; Ис.40:12 ). Предназначение художественной красоты – доставлять удовольствие, поэтому в Библии с природой связаны образы восхищения. Деревья в раю были «приятными на вид» ( Быт.2:9 ). Высшими примерами красоты природы показаны бесподобные зеленые пажити и тихие воды в Пс.22:2–3 . В Пс.18 поэт придает обыденному характер чуда, связывая восход солнца с возбуждением и радостью во время свадьбы или бега ( Пс.18:6 ). Хотя в Пс.103 отношение к природе в основном утилитарное, поэт включает в него радостные образы пения птиц ( Пс.103:12 ), «вина, которое веселит сердце человека», и «елея, от которого блистает лицо его» ( Пс.103:15 ). В этом же псалме заявляется, что Бог создал море отчасти как спортивную площадку, на которой может «играть» левиафан ( Пс.103:26 ; в NIV «резвиться»; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ ). По словам голоса из бури в Иове 38:7, сотворение Богом земли сопровождалось общим ликованием утренних звезд и радостными восклицаниями сынов Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Пища, продовольствие (Food) Пища присутствует в библейских рассказах от начала до конца, как она присутствует день за днем и в человеческой жизни. В Ветхом Завете пища служит выражением образов Божьего провидения, привлекательности Его творения и надлежащего порядка в жизни. В Новом Завете все эти образы сохраняются, но поднимаются на более высокий уровень символики, наиболее полное выражение находящей в лице Иисуса Христа, – пищи с неба. Пища как проявление заботы . Наличие продуктов питания свидетельствует о щедром обеспечении Бога. В Писании люди относятся к пище не как к какому-то случайному благу, а как к дару из Божьей руки. В Едемском саду Адам и Ева впервые получили от Бога «всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). Бог позаботился не только о людях: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» ( Быт.1:30 ). Щедрость и размах Божьего обеспечения находит ясное выражение в повторяющихся в этом рассказе Бытия словах «всякий» и «все»: в Божьем плане по удовлетворению насущных потребностей не упущено из вида ни одно живое создание. В псалмах множество раз возносится хвала Богу за такое полное обеспечение потребностей всех живых существ. В Пс.103 , например, прославляется Бог, Который «произращает траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу» ( Пс.103:14 ). Псалмопевец охватывает взглядом землю, наполненную самыми разными созданиями, от зайцев до львов, и восклицает: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время... отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» ( Пс.103:27–28 ). Изначальное предоставление пищи в Едеме превращается в картину непрестанно простертой руки Бога, дающей пищу. Обращаясь к израильтянам перед вхождением в обетованную землю, Моисей напомнил им, как Бог давал манну в пустыне: «Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною... дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» ( Втор.8:3 ). Божье материальное обеспечение должно было побудить народ к смиренному подчинению заботливому Богу и вниманию к Его слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Душа Душа . Богооткровенное учение. По учению Св. Писания, человек состоит из двух совершенно различных начал: тела и души ( Быт.2:7 ; Иов.2:6 ; Еккл.12:7 ; Мф.10:28 ; Иак.2:26 ; 1Кор.6:20 ). Тело само по себе есть прах, инертное мертвое вещество. Оно становится одушевленным существом, благодаря душе, которая называется также дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа, таким образом, есть начало жизни и сознания. Душою обладают не только человек, но и животные ( Быт.7:22 ; Пс.103:29, 30 ), причем как в человеке, так и в животных, душа не происходит из тела, но имеет свой источник в Боге. Если Бог сообщает праху дыхание жизни, из праха возникает одушевленное существо; если же отнимает у человека или животного дыхание жизни, получается прах ( Пс.103:29, 30; 145:4 ). Но между душою человека и животных существует коренное различие. В чем состоит это различие, можно видеть из рассказа бытописателя о создании видимого мира и человека. В этом рассказе останавливают на себе внимание четыре момента. 1) Мир видимый был создан в определенном порядке: сначала были сотворены неорганические тела, затем растения, далее: рыбы и птицы, потом животные и, наконец, человек. В этом порядке творения нельзя не видеть постепенного восхождения от «низших» тварей к более высшим, от менее совершенных к более совершенным. Отсюда человек, как созданный самым последним, должен был выйти из рук Творца самым совершенным. В его душе должны заключаться не только такие совершенства, которые присущи животным, но и совершенства специфические, ему одному свойственные. 2) Творению человека предшествовал совет Божий. Так как Бог есть существо вечное, то под советом Божиим, очевидно, нужно разуметь Божие предопределение о создании человека (ср. Деян.2:23 ; Еф.1:11 ). Но божественное предопределение обнимает все создания, ибо Бог всеведущ и всемогущ. Посему в предопределении Божием о создании человека нужно видеть предопределение о создании не человека только, но и всего мира. Человек, по мысли Творца, должен был явиться целью видимого мира: «сотворим человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/Душа.html

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Н. Василиадис Испытание душ на мытарствах Безмолвное начало Будущей Жизни С погребением тела для нашего умершего собрата все как будто закончилось. Однако же и смерть, и могила суть врата, ведущие в новую жизнь! Разумеется, эта жизнь недоступна неверным, для которых смерть означает конец всего. Когда говоришь этим людям о Вечной Жизни, они спрашивают: «Но откуда вы знаете, что есть жизнь после смерти? Возвращался ли кто оттуда, чтобы рассказать об этом?». На этот вопрос все, кто верует в Живого Бога, Творца мира и человека, все, кто верует в открытую нам боговдохновенную истину Евангелия, отвечают вместе с божественным Златоустом: «Правда, из людей никто не приходил, но Бог, который более всех достоин нашей веры, открыл это». 843 Действительно, наш человеколюбец Бог еще во времена Ветхого Завета открыл нам, что после физической смерти тело человека возвращается в персть ( Пс.103:29 ), отнюду же и создан быстъ ( Иов.34:15 ), Душа же вернется к Богу, Который вдунул в лице человека дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ). 844 Эта великая истина прекрасно выражена мудрым Екклесиастом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Как пишет профессор П. Трембелас, «...но если по отделении души от тела последнее разлагается, как материя, на составляющие элементы, то душа, как природа бессмертная, продолжает жить. Эта истина подтверждается не только теологически, но базируется также на выводах философии, которые, не имея авторитета абсолютных доказательств, тем не менее вполне удовлетворяют всех, кто имеет непосредственные и искренние намерения познать истину». 845 Бессмертие человеческой души дано нам как милость Триединого Бога. Ибо в абсолютном смысле и в Себе бессмертен только Сам Бог. Итак, душа не исчезает в результате телесной смерти. Она отлетает к своей вечной родине. Как мы сказали, смерть – это безмолвное начало Будущей бесконечной Жизни. Поэтому и пишет святой Златоуст: «Прекрасна настоящая жизнь, прекрасна и приятна, так как она – дар Божий; но когда явится будущая, то тогда первая, по справедливости, окажется в пренебрежении». 846

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Беседа 1 На слова апостола: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.7:2)Действенность Слова Божия. — Нужно уметь пользо­ваться его языком. — О совершении брака. — Сопровож­дающие его злоупотребления. — Участие демона в этих злоупотреблениях. — К чему служит учреждение брака. — Опровержение общественного заблуждения каса­тельно прелюбодеяния. — Наказание прелюбодейному су­пругу в настоящем и будущем мире.   1. И сегодня хочу я вести вас к источникам меда, — меда, который никогда не производит пресыщения. Таково свойство Павловых слов; и все, которые наполняют сердца свои из этих источников, говорят Духом Святым, или — лучше — всю сладость меда превосходит удовольствие, получаемое от божествен­ных изречений. Это выразил и пророк, сказав: «как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103). И не только слаще меда, но и драгоценнее золота и вся­кого камня и чище всякого серебра удовольствие, получаемое от божественных изречений. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс.11:7). Поэтому и премудрый сказал: «есть много меду — нехорошо, почитать же подобает словеса славные» (Притч.25:27), по­тому что от первого часто рождается болезнь, которой не было, а последним мы можем освободиться и от того недуга, который был; притом мед, будучи сварен, портится, а божествен­ные изречения, когда переварятся, тогда делаются еще приятнее и полезнее как для тех, которые усвоили себе их, так и для многих других. И кто слишком много наслаждался тра­пезою чувственною, тот впоследствии, отрыгая от этого, делается неприятным имеющему с ним общение, а отрыгающий от духовного учения сообщает ближнему великое благовоние. Так Давид, постоянно насыщавшийся этою пищею, говорил: «излилось из сердца моего слово благое» (Пс.44:2), потому что можно отрыгать и злое слово. Как при трапезе чувственной от свойства яств за­висит и качество отрыжки, так точно по свойству изречений, какими питаются, производят и отрыжку многие из людей. На­пример, если ты пошел на зрелище и слушал блудные песни, то такие же слова ты непременно будешь изрыгать и пред ближним; если же ты, пришедши в церковь, участвовал в слу­шании духовных изречений, то и отрыгать будешь ими. Вот почему и пророк говорил: «излилось из сердца моего слово благое», показы­вая нам яства той трапезы, в которой он постоянно участво­вал. По тому же побуждению и Павел увещевает так: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф.4:29). А какое, скажешь, слово гнило? Если узнаешь «благое», то узнаешь и «гнилое», потому что первое он выразил для различения второго. А какое слово «благо», об этом ты не имеешь нужды спрашивать у меня, потому что сам Павел объяснил нам его свойство. Сказав: «только доброе», он прибавил: «для назидания в вере», — выражая, что благо то слово, ко­торое назидает ближнего. Поэтому как назидающее слово — «благо», так разрушающее — гнило и негодно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

прот. Александр Мень Антропология Антропология (от греч. νϑρωπος – человек и λγος – учение) библейская, раздел который рассматривает учение Слова Божьего о природе человека. Трудности задач, стоящих перед библейской Антропологией , вытекают из разнообразия терминов, которыми описывается человеческое существо в Священном Писании. Наиболее ясным является учение о человеке как венце и царе творения. Он создан по «образу» и «подобию» Божию ( Быт.1:26–27 ), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, цель, к которой он должен стремиться; а с точки зрения других, «образ» и «подобие» – синонимы. Человек уподобляется Богу прежде всего в том, что ему дана власть над природой ( Пс.8 ), а также в том, что он получил от Творца «дыхание жизни» (евр. , нишмат хайим). Человек благодаря этому становится «душою живою» (евр. , нефеш хайа). Это понятие означает живую личность, единство жизненных сил, «Я» человека. Душа (евр. , нефеш ) в плане внешнего выражения есть плоть (евр. , басар), однако в Ветхом Завете это понятие еще не носит отрицательного оттенка, как у апостола Павла. Душа и плоть характеризуются органическим единством (в отличие от греческого противопоставлявшего дух и плоть). Высшим началом в человеке Ветхого Завета именует дух (евр. , руах). Дух даруется Богом, он есть сама невыразимая сила жизни, познания и активности. Когда дух (руах) покидает тварное существо, оно возвращается в прах ( Пс.103:29 ). До 4 в. до н.э. Церкви Ветхого Завета не была открыта тайна посмертного бытия, поэтому она заимствовала представление о посмертии у окружающих народов – понятие шеол, т.е. область, где обитают души умерших ( Пс.87:11–19 ). Только в поздней части Книги Исайи и в Книге Даниила мы находим свидетельства веры в воскресение ( Ис.26 ; Дан.12:2 ; ср. 2 Макк.7:9). Среди элементов, составляющих природу человека, Библия часто называет сердце (евр. , лев). Это очень емкое понятие, которое соединяет в себе и разум, и чувства, и волю. Аналогичного понятия внебиблейская антропология не имеет. Более всего оно приближается к понятию «сознательной воли», хотя нередко под словом «сердце» понимается жизненная сила тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Что делать, когда любовь при виде чужих недостатков начинает исчезать или превращаться в ненависть О молитве, взаимоотношениях с другими и о выпивке. Беседа с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ 29.06.2017 1065 Время на чтение 5 минут - Почему святые отцы молитву называют самым трудным делом? - Если из-за сложности характеров, грехов и страстей, которые постоянно всех донимают и мучают, нам бывает непросто поддерживать добрые отношения с другими людьми, то во много раз сложнее установить живую молитвенную связь с Богом. Часто наши отношения с другими людьми, иногда даже с родными и близкими, - корыстные и формальные. Также и молитва наша в большинстве случаев имеет корыстный и формальный характер. Лишь в редких случаях она становится настоящей. - Что делать, чтобы молитва не была формальной, а достигала небес? - Однокоренное слово к «молитве» «мольба». А это значит, что по-настоящему может молиться лишь тот человек, который чувствует, что он погибает и умоляет (страстно просит) о помощи и пощаде. - Не потому ли в храме так много безрадостных и скорбных лиц? А как же тогда быть с заповедью святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16)? - Христианин должен всегда быть жизнерадостным. Но нужно осознавать, что подлинная радость наступает лишь тогда, когда мы освобождаемся от греха. Этот процесс довольно непростой. Мир, плоть и диавол этому всячески препятствуют - отсюда скорбные лица. - Но что такое подлинная радость? Как ее ощутить? Когда человек веселится на вечеринке, на пикнике, в ночном клубе или просто в компании друзей, неужели там нет радости? - Возможно, радость присутствует, но в большинстве случаев она носит искусственный характер. Одной из причин этого является то, что, как правило, такие веселья почти никогда не обходятся без употребления спиртного. - Разве это плохо? Ведь в наше время практически любое праздничное застолье без выпивки не обходится. - В умеренных дозах хорошее вино, действительно, может действовать благотворно и веселить наше сердце. Об этом пишет псалмопевец Давид: «Вино... веселит сердце человека»(Пс. 103:15).Не случайно красное вино используется при совершении Таинства Евхаристии. А святой апостол Павел советует употреблять вино при болезни желудка (1Тим. 5:23). Проблема возникает тогда, когда человек теряет чувство меры при его употреблении. Лучшая мера вина при праздничных застольях - не более 150 грамм. А детям и юношам лучше совсем удержаться от него. У них и без вина предостаточно веселости и энергии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010