По учению Священного Писания, Бог наполняет небо и землю (см. Иер.23:24 ); небо – Его престол, а земля – подножие Его ног (см. Мф.5:34–35 ); всё содержит Он «словом силы Своей» ( Евр.1:3 ); всё оживотворяет (см. 1Тим.6:13 ); по-отечески печется о Своих творениях, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ; ср.: Лк.6:35 ); от сотворения мира Он непрестанно действует в мире (см. Ин.5:17 ); «все Им стоит» ( Кол.1:17 ); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов.12:10 ); от Него зависит и бытие, и жизнь, и движение, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ); Он определяет место и время жизни творений (см. Деян.17:26 ; Пс.103:8–9, 118:90–91 ), подавая им всё необходимое для существования; всем дает Он «жизнь, и дыхание, и всё» ( Деян.17:25 ); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф.10:30 ); Он надзирает за землей и напояет ее; покрывает небо облаками, посылает дождь, производит траву, подает пищу скотам и птицам, одевает поля пшеницей; всё Он питает, всё содержит, на всё призирает; нет ничего, что без Него и вне Его, ибо от Него, и чрез Него, и в Нем – всё (см. Рим.11:36 ; 1Кор.12:6 ); Он сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, – и всё это Он оживляет (см. Неем.9:6 ); Он Сам зрит всё сущее под небом, ведая всё, что на земле: всё, что Он сотворил (см. Иов.28:24 ; Притч.15:3 ; Пс.32:14 ; Евр.4:13 ). По Своей неизреченной промыслительной любви Бог заботится о нуждах всех творений: как самых больших, так и самых малых (см. Мф.6:25–34 ; Пс.90:116 ); Он питает и одевает небесных птиц, а тем паче людей (см. Мф.6:26 ); Он дает силу полевым лилиям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф.6:28–29 ). Размышляя с молитвенным удивлением о всеобщем и многозаботливом Божием Промысле, премудрый Соломон так обращается к Богу: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» ( Прем.11:25–26 ). «Вообще Божий Промысл так ясно раскрыт в Священном Писании, – говорит Климент Александрийский , – что не нужно того и доказывать, но, напротив, следует изобличать и наказывать мнящего, что Промысла нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Дух есть Создатель (Пс 18:2; 101:26; 103:29–30; 32:6; Иов  10:8; 33:4; Прем 1:7, 9:1–2), и в отношении премирного тела Христова святитель Василий говорит, что оно от Духа, как тварь Его, а не действование, поскольку в простом и бестелесном естестве действование, в отношении сущности, подлежит тому же закону. Говоря об отпущении грехов, мы знаем, что это никому не принадлежит, кроме единого Бога, а Дух отпускает грехи через Апостолов (Ин 20:22–23), поэтому Дух Святой есть Бог и имеет одно действование со Отцом и Сыном 8 . Так же и власть одна — Отца и Сына и Святого Духа, и ни видение, ни пророчество, ни какое-либо другое действование не бывает отдельно от Отца, или Сына, или Святого Духа, а сотворенные по образу Божию именно через Духа, который есть истинный и естественный образ Бога, бывают причастниками Создателя. Так Святым Духом окончательно совершаются Божии дела 9 . Святой Дух имеет такое же отношение к Сыну, как Сын к Отцу (но Он не Сын Сыну, “чтобы Троицу не почли бесконечным множеством, остановись на той мысли, что Она имеет сынов от сынов, как бывает у людей” 10 ), поэтому кто не признает, что Дух от Бога, пытаясь превратно истолковать Писание (Ин 1:3–5) и превращая Троицу в двоицу, или ставя Дух наряду с водой (Ин 3:5) или огнем (Мф 3:11) как одну из тварей, тот не признает, что и Слово от Бога (Пс 32:6; Быт 2:7; 2 Кор 3:18). Когда же Апостолы говорят “изволися бо Святому Духу и нам” (Деян 15:28), то подчиняют себя власти Духа, а не ставят себя наряду с Ним 11 . “Да утешается всякая душа, ищущая ведения о божественном с сей целью будем в вере искать познания об естестве Святого Духа, ища ведения у Самого Искомого. Он есть Тот самый, Кто творил святыми, и Он же подает божественную жизнь взыскующим у Него Бога. Но необходимо, чтобы Он был досточестнее приемлющих Его; потому что приемлющие делаются святыми, когда Он снизойдет на них, и погибают, когда Он оставит их. Дух всегда есть; Он источник вечной жизни” 12 . В своих “таинственных песнопениях” святитель Григорий Богослов, богословствуя подобно Василию о Святом Духе, поэтически взывает к душе: “Воспой и славу Духа; не отделяй в слове Того, Кто не исключен по естеству. С трепетом чтим великого Духа: Он мой Бог, им познал я Бога, Он Сам есть Бог, и меня в той жизни творит богом. Он всемогущ; Он раздаятель даров, предмет песнопений чистого лика небесных и земных; Он Жизнеподателъ, сидит на превознесенном престоле, исходит от Отца. Он Божия сила, Самовластитель, Он не Сын (потому что один есть благий Сын единого Всеблагого), но Он и не вне невидимого Божества, а равночестен” 13 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-svyatit...

Перед солнцем, сияющим на небесах, все люди ходят, и солнце на всех и на всякого смотрит. Так и перед, Богом вездесущим и на все взирающим люди ходят, и что кто ни делает, ни помышляет, ни начинает, ни задумывает, – все очи Господни видят. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего Он посмотрел на всех, живущих на земле. Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:13–15). И также: Очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его (Иер. 32:19). И еще: Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении (Сир. 23:27–29). Должны мы перед Богом, как перед всевидящим и каждому воздающим по пути его, с опасением, страхом и благоговением ходить, и, что воле Его святой угодно, творить – да не прогневаем величество Его. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, – говорит нам апостол (Еф. 5:15). О, человек! Бог на тебя смотрит и, что ни делаешь, ни помышляешь, ни начинаешь, ни задумываешь все, что любишь, что ненавидишь, чем утешаешься и чем оскорбляешься, чего ищешь, от чего убегаешь, как к Нему, Создателю твоему, относишься, как с ближним твоим поступаешь, – видит. Как и что говоришь, как и что спрашиваешь и отвечаешь, – слышит и воздаст тебе по пути твоему и по плоду начинаний твоих. Смотри, возлюбленный, поступай осторожно, не как неразумный, но как мудрый! Когда солнце сияет на небе, все ясно бывает. Всякий видит путь, по которому нужно идти, и куда идти, что делать и от чего уклоняться. Видит, отличает одну вещь от другой, и полезное от вредного, и прочее. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс. 103:23). Так и в душе бывает, которую Христос, Солнце праведное, просветит. Такая душа все ясно видит, познает прелесть и суету этого мира, познает добро и зло, порок и добродетель, вред и пользу, путь к погибели и путь, к вечной жизни ведущий, совершает дела Богу угодные и себе полезные. Такой душе сладко слово Божие, как Сам Бог. Такая душа все в этом мире приятное и дорогое ни за что считает, помня слово Спасителя: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26), – и всегда к блаженной вечности стремится. У нее на уме только одно, как бы Богу, Создателю своему, угодить и быть в числе спасаемых. Блаженна душа, которую Божественный озарит Свет!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В армянском переводе иерусалимского Лекционария (памятник отражает несколько более позднюю практику V в.) нет таких подробностей, какие описаны у Эгерии, но он дает представление о том, что в целом служба совершалась по тому же чину. Сначала — собрание в Мартириуме (антифон: Пс.142:10в; чтение: Деян.2:1-21 — о сошествии Святого Духа), в девять часов утра молящиеся переходят на Сион. Во втором часу после полудня собрание на горе Елеон, а именно — на месте Вознесения. После антифона и чтений (Апостол тот же, что и в Мартириуме, Евангелие: Ин.16:5-14 ; эти чтения о Святом Духе заменили чтения о Вознесении Господнем) совершается троекратное коленопреклонение. Во время собрания на Сионе поется антифон: Пс.142:10в и читается Евангелие: Ин.14:5-24 22 . От VII в. до нас дошел древнейший чин богослужения Пятидесятницы. В иерусалимском Лекционарии по версии VII—VIII вв. (в грузинском переводе) описание богослужения праздника начинается со службы в Соборной церкви (т. е. Мартириуме), где совершается Литургия. В некоторых рукописях описывается и вечерня, где указывается тропарь 3го гласа «Видехом свет истинный» (в византийской традиции это песнопение 2го гласа) и прокимен 5го гласа «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс.142:10в, со стихом Пс.142:1 ). На Литургии поется тропарь 6го (по некоторым рукописям, 2го) гласа «Сын Твой воистину Тебя умилостивил», прокимен 3го гласа «Послеши Духа Твоего, и созиждутся…» ( Пс.103:30-31 , со стихом Пс. 103:1 ). Чтения: Притч. 14:27-15:4 ; Прем.7:15-29 , Ис.63:14в-16а, Соф.3:7-13 , Деян. 2:1-21 , 1Кор.12:1-14 , «Аллилуия» 5го гласа и Евангелие: Ин.14:15-21 . На умовение рук поется тропарь 4го гласа «Вознесся в Царство Твое, Господи» (это изменяемое песнопение Литургии апостола Иакова). В третьем часу пополудни все поднимаются на гору Елеон с пением псалма 147: «Похвали, Иерусалиме, Господа». На месте Вознесения Господня указан прокимен 3го гласа «Не отвержи мене от лица Твоего» ( Пс.50:13 ), то же чтение Деяний, что и на Литургии, «Аллилуия» 5го гласа «Вознесу Тя, Господи Боже мой, Царю мой…» ( Пс.144:1-2 ; в этом аллилуиарии можно видеть отголосок празднования Вознесения в пятидесятый день по Пасхе) и Евангелие: Ин.16:5-15 , затем совершается троекратное коленопреклонение. С места Вознесения молитвенное собрание спускается вниз, в церковь Воскресения, с пением псалма 64: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе», в храме Воскресения прокимен «Дух Твой благий» и Евангелие: Ин.16:5-15 (по другой рукописи: сначала идут в храм Воскресения с пением псалма 135 и припевом: «Видехом свет истинный», а из храма Воскресения — на Сион, с пением псалма 64) 23 .

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

совершенство период испытания четыре страны света, вселенскость завершенная полнота полнота избранников срок поколения, срок подготовки и испытания По другому толкованию, Бог обращается к элохимам, ангельским существам (ср.  3Цар. 22:19 ;  Пс. 81:1 ). Тем не менее среди св. Отцов преобладает мнение, что в Шестодневе речь идет о внутрибожественной тайне, о «Троичном совете». Этот взгляд согласуется с тем, что в Ветхом Завете частично была уже приоткрыта тайна Ипостасей. Хотя троичный догмат явлен лишь в Новом Завете, Ветхий — знает о Духе, Премудрости и Слове и говорит о них языком, близким к ипостасной терминологии (см., напр.,  Пс.103:29 ;  Ис.31:3 ;  Ис.55:10–11 ;  Иов 28 ). Поскольку Бог есть начало духовное (в противоположность тварному и плотскому: ср.  Ис.31:3 ), то и образ Божий в человеке есть его духовное свойство. По библейскому сказанию богоподобие человека определяет его «владычество» над прочей тварью (1, 26). Следовательно, речь идет о личностном разуме существа, имеющего свободную волю. Слово «Человек» (евр.  Адам) св. автор часто употребляет в значении множественном («да владычествуют они»; ср.  Иов.14:1 ;  Пс.33:13Пс.36:8 ;  Ис.6:12 ;  Иер.32:19 , где Адам означает просто человек или все человечество). В том же смысле понимают библейский образ Адама и Отцы Церкви. Свт. Григорий Нисский именует его всечеловеком (Об устроении человека, XVI). По словам бл. Августина, Адам есть «totum genus humanorum», т.е. весь род человеческий. По словам свт.  Григория Богослова , «через преступление пал целый Адам» (Слова таинственные, 8). Так же и прп.  Макарий Египетский  именует «целым Адамом» «все колена земные» (Беседы, 12, 13). Прп.  Симеон Новый Богослов  учит, что Христос пришел в мир «ради Адама» (Слово 1). Точно так же православное богослужение говорит о спасении человечества как Адама. «На землю сшел еси, да спасеши Адама» (утреня Великой Субботы). В дни Пасхи прославляется Господь, Который «совоскресил всеродного Адама». «Божественный образ, свойственный человеку, личности Адама, — пишет  В. Н. Лосский , — относится ко всему человечеству, ко «всечеловеку». Поэтому в роде Адама умножение личностей, из которых каждая сообразна Богу, можно было бы сказать множественность образа Божия во множестве человеческих ипостасей, совершенно не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям… Существует одна природа, общая для всех людей» (БТ, в. 8, с.65).

http://azbyka.ru/isagogika-uchenie-o-tvo...

26   AgaphmXj тщ fwt€ тоа ka€ тщ f…loj ka€ тщ leukolampe‹ o‡nJ, топ ™x аЩтоп d…khn — Там же, 185–193. 28 Классические места (loci classici) Библии об опьянении и вине в основном следующие: Быт 9:20–21 (опьянение Ноя); 1 Цар 1:14–15 (молитва Анны); Пс 22:5 (чаша, которая опьяняет (Слав. Библия: чаша Твоя упоявает мя; Синод. перевод: чаша моя преисполнена — Ред.)); Пс 35:9 (упиются от тука дома Твоего (Синод. перевод: насыщаются от тука дома Твоего — Ред.)); Пс 103:15 (вино веселит сердце человека); Песн 5:1 (напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!); Притч 9:5 (пир Премудрости и чаша: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное); и в Новом Завете: Деян 2:13 (“опьяне­ние” Апостолов в день Пятидесятницы); Еф 5:18 (не упивайтесь вином но исполняйтесь Духом) и Мф 26:27 (Тайная вечеря). 29 Из древних авторов, которые говорят о духовном опьянении, не опираясь на библейский текст и не исходя из потребностей экзегезы, нам известны только святитель Амвросий (в цитированном выше гимне см. с. 80, прим. 7) и псевдо-Макарий, который в Духовных Беседах утверждает, что человек в экстазе “когда сделается еще более просветленным в упоении ( ™n охвачен бывает любовью к Богу” (см. выше с. 80, прим. 5). В обоих случаях речь идет прежде всего об описании духовных состояний, а не об экзегезе Писания. Впрочем, святитель Амвросий в упомянутом месте говорит не о мистическом состоянии, не об экстазе, а скорее о новой жизни, о благодатном устроении, основанном на таинствах и общем для всех христиан, так что, строго говоря, он не в одной духовной колее с преподобным Симеоном. Можно также сказать, что у святителя Григория Нисского интерес к духовному и мистическому не меньший, по край­ней мере, чем интерес к экзегезе, хотя почти все рассуждения о трезвом опьянении ведутся им в гомилиях на Песнь песней и опираются на этот текст Ветхого Завета. Как известно, библейский текст часто служил святителю Григорию просто отправной точкой для богословских и духовных размышлений, и можно сказать, что преподобный Симеон Новый Богослов стоит в конце того пути развития, который начат святителем Григорием Нисским и “Макарием” и в ходе которого потребность истолковать библейские упоминания вина и опьянения сменяется потребностью выразить духовное и мистическое явление более или менее независимо от Священного Писания как от источника.

http://pravmir.ru/tema-duhovnogo-opyanen...

Под врагами Господними пророк разумеет здесь тех же врагов народа израильского, которые, ненавидя (как в пер. с евр.) народ Божий, ненавидели и Самого Бога, Покровителя и сильного Защитника сего народа ( Втор.33:29 ). Выражение солгаша ему с еврейского переведено (как и в означенном месте книги Второзакония, или как в Пс.65:3 ) словами: «раболепствовали бы», или «покорились бы ему», т.е. народу израильскому. Точно так же условно (в сослагательном наклонении) переведены и все другие сказуемые в изречениях этих заключительных стихов (как и в предыдущих стихах) псалма, именно: и будет время их в век, – «благоденствие их продолжалось бы навсегда»; напита их – «Я питал бы их», и насыти – «и насыщал бы их». Под именем меда от камене можно разуметь напоминание пророка о том меде, который пчелы производили в расселинах каменных гор и которым странствовавшие в пустыне евреи, по благоволению Божию, могли питаться в изобилии ( Втор.32:13 ). Точнее же, под этим медом нужно разуметь, по мнению св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, воду, изведенную в пустыне из камня, не потому что бы она была похожа на мед, а потому, что такою показалась пившим ее евреям, потерпевшим до того времени продолжительную жажду и сухость от недостатка воды ( Числ.20:8 ) с. 653; 6, с. 393]. Под именем же тука пшенична здесь разумеется тончайшая и чистейшая мука из лучшей пшеницы, называемая семидалом ( Ис.1:13 ), а по мнению блж. Феодорита, здесь «частию (пшеницы) пророк дал разуметь целое, и пшеницею означил даяние других плодов» (6, с. 393]. Св. Афанасий Александрийский под туком пшеницы разумеет духовную пищу, т.е. Самого Господа ( Ин.6:33,51 ), Он же есть и Камень ( 1Кор.10:4 ), а мед, истекавший из камня – божественные «глаголы Спасителя» (см. Пс.118:103 ; Ин.6:68 ) с. 274–275]. Таким образом, смысл всех этих заключительных изречений псалма будет следующий: если бы Израиль слушал Меня, говорит Господь, если бы пребыл навсегда верен Завету Моему, если бы ходил Моими путями и не поклонялся чужим богам, Я исполнил бы все обетования Мои: Я не допустил бы, чтобы враги его притесняли и оскорбляли людей Моих, тогда все ненавидящие Господа покорялись бы и раболепствовали бы им, и благоденствие их продолжалось бы навсегда (в век); Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из каменной скалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Для Святых Отцов Таинство Троицы, как и другие догматы, тесно связано с христологией и сотерологией, что присуще и преп. Анастасию: И потому Бог создал тело [человека] «от земли», а не из воды или огня, что намеревался соединиться с землей и прийти на нее. И опять же, Он постольку образовал это тело из четырех элементов и вдохнул в него Свое дыхание, поскольку Жизни Божией надлежало проникнуть во [все] четыре края [земли]. Или же, если позволено будет благочестиво изречь это: [Бог] потому устроил плоть из четырех [стихий], что после слова о Троице пришло четвертое таинство Воплощения Одного от [Святой] Троицы, ибо у Бога не случается ничего необдуманного, поскольку Он «вся премудростью сотворил» (Пс. 103, 24). Отсюда Он и все творение исполнил в семь дней, дабы была явлена нетварная Троица; ибо [число] семь твари и три Нетварных [Лица Троицы] составляют вместе полноту числа десяти (II, 2, 3). Символика чисел, наблюдаемая здесь у преп. Анастасия, восходит в конечном счете к пифогорейству через Филона Александрийского. Она оказала влияние на мировоззрение многих Святых Отцов Церкви.   Феодорит, еп. Кирский, блж. Псалтирь с объяснением каждого стиха. — М.: Храм во имя Преображения Господня в Тушино, 1997. — С. 651. Восточные Отцы и учители Церкви V века. Антология. Кирилл Александрийский, Феодорит Кирский, «Корпус Ареопагитикум»/Составление, биогр. и библиогр. статьи иером. Илариона (Алфеева). — М.: Изд.-во МФТИ, 2000. — С. 43. См. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие/Курс лекций, ч. III. — М.: ПСТБИ, 1997. — С. 124–125; Говорун С.Н. К истории термина  " ипостасное "http://Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 4 (29). — М.: ОВЦС МП, 2004. С. 227–239. См. Мефодий, свт., епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его творений/Пер. с греч. под ред. проф. СПбДА Евграфа Ловягина. Изд. 2-е. — СПб.: Издание книготорговца И.Л. Тузова, 1905. — С.47. Рейтинг: 4.3 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/2975.html

Здесь важно отметить, что, опираясь на библейские повествования, Церковь рассматривает вино, прежде всего, как Божественный Дар. Вот что говорит царь Давид в одном из своих псалмов при рассказе о сотворении мира: «Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит» ( Пс. 103, 14-15 ). Вино, используемое в качестве вещественной жертвы, являлось важной составной частью Ветхозаветного богослужения: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего…» ( Исх.22, 29 ). Во времена Нового Завета вино становится важнейшим веществом, используемым при совершении Евхаристии – главнейшего таинства Церкви: «Подобнее и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив… рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета…» (Служебник). В Евангелии апостола Иоанна повествуется об участии Господа в праздничной трапезе по случаю брака в Кане Галилейской. Присутствие на столе хмельного напитка, наряду с прочими яствами, нисколько не смутило Спасителя и даже стало причиной совершённого им великого чуда ( Ин.2,1-11 ). Вино служило прекрасным средством для врачевания души и тела: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» ( Притч.31, 6-7 ). В послании к Ефесскому епископу Тимофею св. апостол Павел советует своему ученику употреблять немного вина «ради желудка и частых недугов» ( 1 Тим. 5, 23 ). Но очень существенно, что там же встречаются мудрые предостережения о злоупотреблении этим даром. Уже в Книге Бытия рассказывается о праведном Ное, который насадил виноградник и, не зная о свойстве виноградного сока превращаться в вино, выпил его очень много и лежал обнаженным в своем шатре ( Быт.9, 20-21 ). Он совершил свой грех по неведению, но все же это был грех. По самой постановке вопроса Ветхий и Новый Завет категорически осуждают пьянство и призывают к трезвой, благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/deti/reki-nachinayutsya...

О устнах Его говорит она: устне Его – крины, каплющии смирну (Песн. песн. 5:13). Кринами означается чистота словес Христовых, о которых псалмопевец Израиля говорит: словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею ( Псал. 11:7 ). Смирною же, хотя горькою, но благовонною, изображается учение о христианском терпении скорбей и страданий и самой даже смерти, горьких по естеству, но ходатайствующих нам сладости вечной жизни. И наши уста да будут чисты во глаголании, якоже крин в видении: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших ( Еф. 4:29 ), научает Апостол. Но, к несчастию, развращение столько усилилось, что срамословия почти не почитают за грех . Народы самые грубые и неверные не оскверняют так уст своих непотребными глаголами, как мы христиане, забывши, что не только за срамные слова, но и за всякое праздное слово должны будем некогда дать строгий ответ Судии вселенные. Глаголю же вам, вещает Судия сей, яко всяко слово праздно, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Матф. 12:36 ). Ах, братия мои, я боюсь, чтобы и нам не сказано было того же, что сказано некогда Господом фарисеям: Порождения ехиднова, сказал Он им, како можете добро глаголати, зли суще? от избытка бо сердца уста глаголют. Благий человек от благого сокровища износит благая; и лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавая ( Матф. 12:34 ). Итак, оставим, братия, сквернословие и обратимся к беседам благим, да будут уста наши источать смирну из кринов языка, разглагольствуя о спасительной смерти Христовой и о страданиях св. мучеников, да заслугами их исходатайствуем себе благовонные сладости небесного царствия. Гортани Жениха своего блаженная невеста приписывает следующую похвалу: гортан Его сладость (Песнь песн. 5:16), говорит она. Чрез гортань же разумеется внутренняя сладость учения Христова. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ), вещает древний благовестник Христов. Да будет убо и наша гортань столь же сладка чрез слово о сладчайшем Иисусе, Иже есть весь желание и весь сладость; да будет и началом и концем всякого нашего слова и всякой беседы Тот, Который, усладив некогда горькия воды Мерры, не престает напаять нас сладкими струями своего благодатного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010