Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в «небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь… почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел». Далее он пишет: «Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. 1, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе» («Творения свт. Василия Великого», изд. Сойкина, С.-Пб., 1911 г., гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: «Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они — умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе» (Беседа 6 «Об умных сущностях» в: «Творения св. Григория Богослова», изд. Сойкина, С.-Пб., т. 2, стр. 29.). Таким образом, будучи духами и пламенеющим огнем (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из Отцов без колебаний говорят о «воздушных телах» Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему Отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только — несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество по истине — невещественно и бестелесно». И далее он говорит: «Они — описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны. Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» («Точное изложение Православной веры,» кн. 2, гл. 3, стр. 45-47).

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Послушай, зачем существуют бесплодные деревья: «там устрояют гнезда птицы» (Пс.103:17), и для чего источники в пустынях: «поят всех полевых зверей,... при них обитают птицы небесные» (Пс.103:11—12). Для чего вино? Не для того только, чтобы пить, — для этого достаточно было бы и воды, — но чтобы тебя веселить и радовать: «и вино веселит сердце человека» (Пс.103:15). Узнав это, ты узнаешь и меру употребления вина. Откуда получают пищу птицы и дикие звери, об этом послушай, как говорит он: «все... ожидают от Тебя... пищи, чтобы Ты дал им... благовременно» (Пс.103:27). И если спросишь: для чего скоты? — он отвечает тебе, что и скоты для тебя: «произращаешь, — говорит, — траву для скота и злак на службу людям» (Пс.103:14). Каково назначение луны? Послушай, как он объясняет: «сотворил луну для указания времен» (Пс.103:19). Что все, как видимое, так и невидимое, сотво­рено, и этому (псалмопевец) научил ясно: «ибо Он [сказал — и они явились,] повелел — и создались» (Пс.148:5). Он научает также, что смерть будет уничтожена: «Бог избавит душу мою от власти ада, когда примет меня» (Пс.48:16). Откуда наше тело и во что оно опять обращается, вот как говорит псалмопевец: «помнит, что мы -:прах; и в землю свою возвратятся» (Пс.102:14; Пс.103:29). Для чего все окружающее? Для тебя: «славою и честью Ты увенчал его, и поставил его... над делами рук Твоих» (Пс.8:6—7). И о том, что мы, люди, имеем нечто общее с ангелами, говорит он: «умалил его малым чем пред Ангелами» (Пс.8:6). И о любви Божией говорится здесь: «как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его» (Пс.102:13), и о том, что ожидает нас за гробом, и о будущем безмятежном покое: «возвратись, душа моя, в покой твой» (Пс.114:6). Зачем так велико небо? Он отве­чает: небеса поведают славу Божию (Пс.18:2). Зачем ночь и день? Не для того только, чтобы сменять друг друга, но и для того, чтобы назидать: «нет наречий... и языков, где не слышны были бы голоса их» (Пс.18:4). Зачем море облегает землю? «Бездна, как одежда, — покров ее» (Пс.103:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так стоит грешник пред Господом,— ужасается, но не бежит от Него, и никакого оправдания не предлагает, а только открывает, что ему очень больно и тяжело. Такого рода состояние — не лишнее в производстве покаяния. Оно дверь к дальнейшему. Обжегшись здесь, мягче будет после, как проволока не пережженная мягка и гибка. Тут испытываются в сердце адские муки. Бог дает претерпеть это, чтоб после решимость не поддаваться греху была крепче, чтоб пострадав так за грехи, человек не был потом падок на них. Пс.37:4. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего . «Нет исцеления,» — нет здравия, и при том так, что и врачевства не придумаешь. Похоже слово пророка Исаи: от головы до ног нет целости (Ис. 1:6). Хочет сказать, что силы, органы, соки,— все повредилось, находится не в должном виде,— в соответствии с предыдущим: стрелы прошли насквозь и расстроили; рука налегла и стерла. «В плоти» , или в теле только, которое состраждет душе, или вернее, во всем существе: и душа и тело болят. Причина -гнев Божий, Божие негодование за оскорбление Его, и Его отвращение и отвержение. «От лица гнева» , чувствует, что гнев присущ, как сила, разрушительно действующая. Зигабен толкует — «от лица гнева» , — от угроз и изреченных Пророком Нафаном бедствий. «Воображение гнева Твоего, прибавляет преосв. Ириней, которое всегда вращается пред мысленными очами моими, поражает меня и чувствительно изнуряет». Тех же мыслей и Анфим, Патр. Иерусалимский: «Приведши на память гнев твой на грешников, трепещу, и от одного этого воспоминания разслабляется все существо мое». Нездравие, истощание, замирание должны быть прямым следствием Божия неблаговоления и отвращения. Как в Божием благоволении и благословении — жизнь; так в Его неблаговолении и отвращении — смерть. «Живот в воле Его благой» , говорит в другом месте св. Давид (Пс. 29:6); так что коль скоро отвратит Он лице свое, все приходит в смятение и исчезает (Пс. 103:29). 2. Сознание грешником своего бедственного состояния. Ст. 4—8. Пс.37:4. Несть мира в костех моих от лица грех моих .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Все это совершенно противоречит слову Божию, в котором о видимой природе, например, говорится: «отвращу же Тебе лице, возмятутся» ( Пс.103:29 ); т. е. живые твари, населяющие мир, в случае оставления их Творцом, смущаются даже до возвращения в прежний свой прах. И еще: «Отец мой доселе делает и Аз делаю» ( Ин.5:17 ), т.е. на мир очевидны два действия Божии: творение и промышление о нем. Мир тогда бы только не нуждался в дальнейшем участии или содействии для своего существования со стороны своего Творца, когда бы он был всесовершен и решительно самостоятелен. Но таким он не был, и не может быть, иначе он не отличался бы от Творца-Бога, который один есть всесовершенное и вполне самостоятельное, самобытное Существо. Ограниченность же и несовершенство мира требуют Промысла Божия. А, что в мире много нестроений и зла, этим не унижается достоинство божественного Промысла. При множестве неустройств, еще не извращается весь порядок мира; наряду с некоторыми неустройствами и беспорядками видим и чувствуем, что «прекрасен (вообще) мир Божий». Кратковременный только упадок веры в Промысл при взгляде на то, как зло торжествует, а добродетель угнетена «Доколе грешницы восхваляться?» (будут торжествовать), вопрошал Давид ( Пс.93:3 ), и затем духом пророческим рассудил: «по лукавствию их погубит я Господь Бог» ( Пс.93:23 ). Если взять во внимание общечеловеческую жизнь, то будет видно, что добро все-таки достигает своих целей и торжествует, а зло остается постыженным. Разве Господь Бог не всемогущ, чтобы оправдать, осуществить те благие цели, какие Он предположил вначале для мира и человека? «Концом дело красится», и конец мира со всемирным судом, новая вечная жизнь с ее воздаяниями, покажут, на какой стороне победа. – Но и теперь, в примерах самой частной жизни, нередко представляются такие случаи: Бог неожиданно карает людей, которые, будучи «сильными, хвалятся в злобе своей» ( Пс.51:3 ), или же, не имея особенной внешней силы и значения, только грешат безнаказанно. Посему, грех говорить: «до Бога высоко...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

Долготу дней во век века Не только, говорит, Ты, Господи, даровал Езекии просто жизнь, но и жизнь долговременную. А это: «во век века» Давид пишет собственно о будущем бесконечном веке, хотя иногда говорит это и о большом пространстве настоящего времени и века, а иногда и о верности и неизменности предмета, как здесь, выражая сие: Ты дал ему жизнь, и жизнь долгую и долготу дней верных. Если же кто понимает, что это говорит и о будущей жизни, то и эта мысль не далека от истины. Пс.20:6 .  Велия слава его спасением Твоим Царь Езекия получил божественную помощь и благодеяние, состоявшее не только в чудесном избавлении его от врагов, но и в прибавлении ему пятнадцати лет жизни, чрез это, говорю, он сделался великим и славным для всех народов, так что цари посылали к нему серебро и послов, ища его дружбы. А это случилось по усмотрению и особенному промыслу Божию о нем 45 Славу и велелепие возложиши на него Ты, говорит, Господи, уже прославил Езекию; но этого мало. Ты и еще прославишь и сделаешь его более знаменитым Твоими благодеяниями. Пс.20:7 .  Яко даси ему благословение во века века Благословение иногда означает прославление и похвалу, как в следующих словах: «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс.103:1 ); иногда милость и благодеяние, как выше в третьем стихе: «Ты предупредил его благословениями благости»; еще благословение означает сообщение святости, как ЗДЕСЬ, а иногда означает и хулу по выражению противоположному, как то, которое сказал диавол об Иове не станет ли он в лице благословить Тебя, то есть хулить ( Иов. 2:5 ); сверх того означает и приветствие, как то, что сказал Елиссей к Гиезию: «и если встретишь кого-либо, не благослови его» ( 4Цар. 4:29 ), то есть не приветствуй его. Итак Ты, говорит, Господи, дашь Езекии благословение, то есть, славу и причастие святыни, ибо слово: дашь, поставленное ЗДЕСЬ В желательном, должно принимать за будущее. Возвеселиши его радостию (пред) «лицем твоим». Симмах перевел: «от лица твоего», то есть, чрез воззрение твое: как только, говорит, Ты воззришь, Господи, на Езекию, он исполнится радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33). С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4. Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова: «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,... И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2794...

Следующая часть выражения " и держа все словом силы Своей " изображает теперь Сына всемогущим и всеведающим Промыслителем мира, непрестанно держащим все творение силою Своего божества. Сын, являясь наследником всего, неизреченно и нескончаемо господствует над Своим достоянием. В Евангелии это господство над всем - всем существующим и всем происходящим в мире - передается следующими словами Иисуса Христа: " Не две ли малые птицы продаются за ассарий? - И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены " (Мф.10:29,30). То есть ничего на земле не совершается без Божьего смотрения, в котором один только Бог всему устанавливает меру и может по Своему хотению изменять ход земных событий. В Священном Писании это отражено, например, в восторженном свидетельстве псалмопевца Давида, говорящего, что все твари земные " от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли " (Пс.103:27-30). Желая показать ипостасное единство божественной и человеческой природы воплотившегося Сына Божия в богочеловеческой Личности Спасителя, святой апостол не разделяет Его Ипостась по свойствам природ. На протяжении всего Послания, апостол Павел, касаясь то божества, то человечества Христа, везде равно говорит о Нем, как об одном Лице, выражая свойства Его божественной и человеческой природы в единой Ипостаси. Христос представляется по человечеству " униженным перед ангелами " , " претерпевшим смерть " , приносящим " с сильным воплем и со слезами... молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти " , но Он и " Тот, для Которого все и от Которого все " . Из этих слов можно понять, что все совершалось Им по действию неотъемлемой благодати Святаго Духа (Евр.1:9; 2:9; 9:14; 10:29), то есть по человечеству - соответственно свойствам человеческого естества, а по Божеству - промыслительно и абсолютно самовластно. В приведенных фрагментах духоносным автором Послания утверждается такая важная мысль, что в соединенном действии божества и человечества Спаситель в обеих природах неразделимо является единым и истинным Сыном Божьим.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

По учению Св. Писания, человек состоит из двух совершенно различных начал тела и души: «созда Бог человека, персть взем от земли и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» ( Быт.2:7 ). Вот в этом божественном дыхании жизни и состоит вся суть человеческой жизни, а не в той бренной оболочке, как думают материалисты, которая одинакова с оболочкой самых гнусных гадов, но в которой мы должны существовать и проявлять своё существование. Тело само по себе есть прах, инертное, мёртвое вещество, но оно становится одушевлённым существом благодаря душе, которая называется также дыханием жизни, духом жизни или просто духом 1 . Душа, таким образом, есть начало жизни и сознания. Если Бог сообщает праху дыхание жизни, то из праха возникает одушевлённое существо; если же отнимает у человека или животного дыхание жизни, то получается прах ( Пс.103:29, 30, 145:4 ). Душою обладают не только человек, но и животные, но между душою человека и животных существует коренное различие. В чём состоит это различие можно видеть из рассказа бытописателя о создании видимого мира и человека. В этом рассказе останавливают на себе внимание четыре момента: 1 . Мир видимый был создан в определённом порядке: сначала были сотворены неорганические тела, затем растения, далее рыбы и птицы, потом животные и, наконец, человек. В этом порядке творения нельзя не видеть постепенного восхождения от низших тварей к более высшим, от менее совершенных к более совершенным; отсюда человек, как созданный самым последним, должен был выйти из рук Творца самым совершенным, а в его душе должны заключаться не только такие совершенства, которые присущи животным, но и совершенства специфические, ему одному свойственные. 2 . Творению человека предшествовал совет Божий. Так как Бог есть существо вечное, то под советом Божиим, очевидно, нужно разуметь Божие предопределение о создании человека (ср. Деян.2:23 ; Еф.1:11 ). Но так как божественное предопределение обнимает все создания, ибо Бог всеведущ и всемогущ, то посему в предопределении Божием о создании человека нужно видеть предопределение о создании не человека только, но и всего мира. Человек, по мысли Творца, должен был явиться целью видимого мира: «сотворим человека… и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», а целью видимого мира человек мог сделаться лишь в силу специфических совершенств, присущих его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dus...

Сотворить живые глаза из земли и слюны – это уже не дело человека, но дело Бога. Исцелить глаза, срезать с них бельма могут и врачи, но создать новые глаза, причем из такого материала, и послать умыться в воде Силоама слепорожденного – это мог сделать только Тот, Кто собственными руками создал из земли Адама. Вот в чем смысл исцеления слепорожденного: Бог Отец пожелал открыть миру Бога Сына как Творца миру и Создателя жизни. В ответ на это воление Отца возгорелся Дух Иисуса, Он воспринял это желание как Свое, как Свою миссию в мире, как свойство вспыхнувшего огня светить! Эта воля Отца возгорелась в Духе Иисуса, через Него просвещая миру истину. Иисус, зная, что слепой – это человек, через которого Отец совершит откровение миру Сына как Создателя жизни, зная волю Отца, которую Он усвоил Себе как миссию Своей земной жизни (вот образец для нас, земнородных), в этой Божественной уверенности плюнул на землю, и замешал глину, и помазал глаза слепому, то есть отверстия его глазниц, и сказал: – Пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9: 7). И тот пошел, умылся и возвратился зрячим. Однако дело Божие не ограничивается глазами, нуждающимися в исправлении. Хотя для нас, людей, уже это было бы убедительным по той простой причине, что до нынешнего дня наука создала разные устройства наподобие глаза – фотоаппарат и прочие, – но наделить жизнью даже зернышко пшеницы или яичко мухи человеческая наука так и не смогла. Царство жизни есть Царство Божие. Природа жизни, рождение и ее поддержание зависят от Бога, ее Создателя, до скончания мира: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отымеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся (Пс. 103: 28–29). Итак, познаем же свои пределы – и познаем Бога. Дела Божии, которые все суть чудеса жизни, вызывают у людей много недоумений. Так произошло и со слепым от рождения, чудом обретшим зрение. Соседи и знавшие его, видевшие его слепым, удивились и стали недоумевать, спрашивая себя о нем: – А кто это: он или кто-то другой, похожий на него?

http://pravoslavie.ru/103589.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010