Земные власти могут класть оковы на руки и ноги; у них есть темница, заточение: но все это связует ли душу? Нет. Гордость не ставит выше себя ничего человеческого. Другое дело — власть не земная, а небесная. Злодеи, которых не могли исправлять никакие казни, пред смиренным служителем Божиим приходили в глубокое сокрушение, и раз навсегда отказывались от прежней жизни. Хищник возвращал чужое, непримиримый враг мирился с врагом, тяжущиеся прекращали тяжбу, ссорившиеся супруги забывали ссору, по внушениям служителя Божия, — потому что он не слуга человеков, а слуга и посланник Божий. О, мудрость земная! как слепа она, отвергая помощь неба, столько полезную даже для земли! «Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви» (Псал. 31:5), так говорит кающийся Давид. Что это значит? Означает ли только сердечное сознание в беззаконии своем? Но об этом он уже сказал, когда сказал пред тем: беззаконие мое познах и греха моего непокрых. Если говорит Давид: исповем на мя беззаконие: то, и по значению слов, он говорит не о сознании греха в своей совести, а о поведании, обнаружении беззакония пред другим. Поверим слова песни Давидовой историею Давида, и найдем то же. Пророк Нафан обличал Давида в грехе с Вирсавиею, и Давид не ограничился тем, чтобы сознать грех в душе своей; он исповедал беззаконие пред Нафаном, сказал в слух его: «согреших ко Господу» (2 Цар. 12:13). Заповедь Божию о исповеди видим еще в законе Моисеевом; там Бог повелел возвестить Израилю: «Муж или жена, иже аще сотворит от всех грехов человеческих, и презирая презрит Господа, и преступит душа она: да исповест грех, егоже сотвори, и да отдаст преступление истое» (Числ. 5:6—7). Известны различные жертвы за грехи; принося их, исповедывали над ними грехи свои в присутствии жреца, который молился, дабы, для веры в будущую всемирную жертву, не взыскано было за согрешения (Лев. 4:1—26). Предтеча Иоанн крестил во Иордане только тех, которые, приходя к нему, исповедали грехи свои. Он давал при том особенные наставления мытарям, особенные воину, и особенные людям простым (Лук. 3:10—15; Матф. 3:6); а эта частность наставлений, конечно, сообразна была с тем, что неодинаковые открываемы были грехи, или неодинаковое положение душ открывалось исповедию. Что исповедь пред Иоанном не была делом произвола человеческого, о том ясно сказано. Фарисеи не хотели исповедывать Иоанну грехов своих и креститься от него, — и слово Божие говорит о фарисеях: «совет Божий отвергоша о себе, не крещшеся от него» (Лук. 7:29—30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2984...

Итак обратим внимательный взор на Христа, первородного Брата нашего, сличим черты души Его с чертами нашими и посмотрим, есть ли между теми и другими взаимное сходство. Х ристос, Первенец в братии, не касаясь Божественного существа Его, по коему Он есть сияние славы и образ ипостаси Бога Отца ( Евр. 1:3 ), а только говоря о Нем по отношению к человечеству, был, как говорит апостол Павел, преподобен, незлобив, бессквернен, отлучен от грешник ( Евр. 7:26 ), непричастен ни малейшей злобе, ибо яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен, тако не отверзе уст Своих, во смирении суд учинен над Ним ( Деян. 8:32:33 ); он один греха не сотвори, ниже лесть обретеся во устех Его ( 1Петр. 2:22 ). Смотря на сию первую и главную черту сего образа, мы должны несомненно заключить, что всякий, кто не имеет подобия с Богом, – кто злобе не полагает пределов, кто обложен сквернами греховными и не отлучается от грешников, – не может быть назван братом Христовым, как не имущий образа и подобия с сим Первенцем. О кротости и смирении сего Первенца и Спасителя нашего засвидетельствовал Бог чрез пророка Исаию, говоря: се Отрок Мой, егоже изволих; возлюбленный Мой, Нань же благоволи душа Моя: не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит, дóндеже изведет в победу суд ( Ис. 42, 1–3 ; Матф. 12, 18–21 ). Внемлите сему, гордые и жестоковыйные человеки! Доколе вы гордитесь над братиею своею; доколе вы жестоко и презрительно обращаетесь с низшими и подчиненными себе, почитая себя не подобными им человеками, но какбы богами, или и человеками, но только от другого Адама родившимися, или с небес спадшими, а не из единой с ними персти сотворенными, – дотоле не можете быть братиями Христу, как неимущие на себе подобия сего Первенца. Об умеренности Его во время земной жизни в пище и питии свидетельствует Его учение, данное для всех вообще. Блюдите себе, учил Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и внезапу найдет на вы день той ( Лук. 21:34 ). Но и самые враги Его не могли и не могут сказать, чтобы Он иному учил, а иное делал; напротив Его святое учение было следствием Его святой деятельности. Начат Иисус, повествует об Нем Евангелист, творити же и учити (заметьте порядок слов сих) – прежде творити, а потом учити ( Деян. 1:1 ). Никто Ему не мог сказать: врачу, исцелися сам ( Лук. 4:23 ); Он дерзновенно пред всеми говорил: кто Мя обличает о гресе ( Иоан. 8:46 )? А потому все предающиеся невоздержанию и пиянству, все, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют ( Фил. 3:19 ), все упивающиеся до безчувствия и безумия, и прилагающиися скотом несмысленным ( Псал. 48:13 ), не могут назваться братиями Христовыми, как неимущие образа не только Христова, но и человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Причащаясь чаши, взывал ты, Безсмертный, ученикам: плода винограднаго уже более не буду пить в (здешней) жизни с вами, ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Мф. 26:29). Питие новое превыше разума, говорю я, буду пить в царствии моем, сказал ты, Христе, возлюбленным, когда вместе с вами буду я, как Бог с богами; ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Псал. 81:1; Мф. 26:29). Песнь 5-я. Ирмос. Апостолы, соединяемые союзом любви,предавши себя владычествующему над всем Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповедывать всем мир (Ис. 52:7; Рим. 10:15). Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (Быт. 1:7; Иов. 38:10; Иоан. 13:5). Ученикам Владыка подает пример смирения; облекающий небо облаками препоясуется лентием, и преклоняеть колено умыть ноги рабов Тот, в руке коего дыхание всего существующаго (Псал. 146:8; Иоан. 13:4). Песнь 6-я. Ирмос. Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже не перенося волнения, как Иона, взываю к тебе Владыке: из тления изведи меня. Господом и Учителем вы называете меня, ученики; я истинно таков; — взывал ты, Спаситель: посему подражайте примеру, какой вы видели во мне (Иоан. 13:13. 15). Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо страсть в одном из вас неистово беснуется (Иоан. 13:10—11). Песнь 7-я. Ирмос. Отроки в Вавилоне не устрашились пламени пещи, но быв ввержены посреди огня и орошаемы, воспевали: благословен ты, Господи, Боже отцев наших. Иуда, замышляя злое, движением главы подавал знаки, а сам искал удобнаго времени предать на суд Судию, который есть Господь всех и Бог отцев наших (Мф. 26:16). Один из вас, взывал Христос к возлюбленным, предаст меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцев наших (Мф. 26:22). Кто вместе со мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить врат жизни: так указывал, кто это был, Бог отцев наших (Мф. 26:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3570...

Продолжайте же, братие, подвизаться за веру, за свободу, за честь родины; всеми мерами и мужчины и женщины помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизанов, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей родине и своей вере народ, готовый жизнь свою сделать священной жертвой верности и любви к своей возлюбленной отчизне, приблизиться через самопожертвование к высшей степени святой. любви по суду самого небесного Судии: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. XV, 13). И да будет благословен ваш подвиг! Да не падает, не умаляется, не кончается ваше святое воодушевление, да не гаснет священный огонь, ибо не подобает, невозможно умалиться и угаснуть тому, что по существу духовно и вечно, неоскудеваемо... Близится время нашей победы над врагом человечества, Невидимая рука Провидения, наказующая насильника и угнетателя, уже начертала пределы его кровожадному владычеству: «Исчислил Бог царство его и положил конец ему» (Пр. Даниила V, 26, 27). Правда, еще остры и многочисленны стрелы вражий, но они не пробили и не пробьют нашего щита, ибо щитом нашим является твердость в правде. Велики жертвы, приносимые народом нашим для спасения отечества, но и велико и дорого спасение, ради которого приносятся эти жертвы! Да укрепится же подвиг ваш о имени Господнем: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе — по слову Господню, поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся» (Псал. 40, 31). Спешите же и вы, уповающие на Господа, летите, как орлы, в силе великой исполнить веление Господне — «восстановить землю, возвратить наследия опустошенныя, сказать узникам: «выходите» и томящимся во тьме: «откройтесь». И веруйте, что «утешит Господь народ Свой и помилует страдальцев Своих (Пр. Исайя, 49, 8- — 9, 13). Мужайтесь, не бойтесь, не оскудевайте верой, будьте едины, Господь, как некогда на льду Чудского озера, на поле Куликовом и на полях Бородинских, так и теперь пошлет вам и всем нам свою всесильную помощь и избавление от впавшего в кровавое безумие насильника и ненавистника славянства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439952/

   Сия война, подлино, препятствует Божию званию, но и помогает в некотором разуме. Приводит бо нас в признание своей немощи и бедности, а через то велит нам искать целителя и избавителя; «не требуют бо здравии врача, но болящии». И для того-то святый Апостол написал, что «идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5:20), то есть множестно грехов приводит человека к признанию своего окаянства, а признание сие сподобляется великаго милосердия Божия отпущающаго множество грехов. И сей есть первый путь звания Божия.    Второе, зовет нас Бог к исправлению строгостию закона, который подвергает нераскаяннаго грешника гневу Его и различным наказаниям. Известно бо, каким страшным изречением запечатлел Бог закон Свой: «Проклят всяк, иже не пребудет во всем писанном в книге закона» (Втор. 27:26). Сио проклятие тем есть ужаснее, что оно удаляет нас от Бога, в котором состоит все наше блаженство, и ввергает в пропасть всякаго несчастия.    Но как сие страшное Божие определение род человеческий не весьма поразило, то посылал Бог пророков, которые обличали бы нечестие человеческое, и устрашали бы наказаниями, какия они заслужили. «Вот, Я на тебя о, нераскаянный грешник! — говорил через пророков Бог: — проведу тя чрез огнь напастей, уморю тебя гладом, умучу жаждою, разорю твердыя грады твои, и потопчу вожделенныя нивы твои, предам тебя всяким болезням, предам неприятелям, которые возьмут чад твоих, возьмут самое любимое от тебя». «Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова его» (Псал. 7:13). Да и, действителыю, наказывал и наказывает болезнями, отнятием любозных детей, несогласиями, войнами, пожарами, потопами, землетрясениями, мором, гладом, скудостию, печалями; но сие наказание мы принимать должны не иначе, разве как отеческое, которым благость Божия зовет нас на покаяние.    Однако, страшныя сии Божии угрожения и очевидные отмщения Его примеры не весьма возбуждают нас от глубокаго сна нашего. Пророки вопили: «гнев Божий, гнев Божий», но другие, напротив, говорили: «мир, мир, и ничего не будет».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3841...

Между тем нигде не видно, чтобы давал ему повеление Отец, а повсюду с ним говорит Христос. Что именно говорит? «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ), и еще: «тебе должно предстать пред кесаря» ( Деян.27:24 ). Но то, что заповедует ему Сын, он называет вместе и повелением Отца, подобно как и повеление Духа именует повелением Сына. Так например, – он послан был от Духа и избран был Духом, между тем говорит, что это было повеление Бога. Итак, что же? Не унижается ли власть Сына тем, что Его апостол был послан по повелению Отца? Ни­сколько: смотри, как он представляет эту власть в равной степени принадлежащею Им. Сказав: по повелению Бога Спаса нашего, он прибавил: и Господа Иисуса Христа, упования на­шего. Смотри, как правильно он дает им эти наименования. Так и Псалмопевец употребляет такое выражение, говоря об Отце: «упование всех концов земли» ( Псал.64:6 ), и опять бла­женный Павел, в другом месте пиша, говорит: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков» ( 1Тим.4:10 ). Необходимо, чтобы учитель подвергался опасностям, и при том гораздо больше, нежели ученики. «Поражу пастыря, – сказано, – и рассеются овцы стада» ( Зах.13:7 ; Мф.26:31 ). Поэтому при таком порядке вещей диавол с большею яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо; а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Достигая таким образом с меньшим трудом большего и в одной душе все погубляя, он более всего и на­падает на них (учителей). Вот почему (апостол) тотчас в начале послания ободряет его духе, говоря: мы имеем Спаси­теля – Бога, и надежду – Христа. Мы много терпим, зато имеем великие надежды; мы подвергаемся опасностям, нам строят козни, но мы имеем избавителя, – не человека, а Бога. Следо­вательно, ни избавитель наш не изнеможет, потому что Он Бог , и, какие бы ни угрожали нам опасности, они не одолеют нас, ни надежда наша не посрамит нас, потому что наша на­дежда – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какое это, братие, событие? – Непостижимое! Зрелище, необычайное для очей человеческих. Трепещет ум, немеет язык, не дерзая говорить о Неизреченном. Вот и Иоанн, увидев Господа, грядущего к нему, вострепетал сердцем, пал ниц к ногам Его и, умоляя, говорил: „для чего, Всемогущий, принуждаешь меня, бессильного, к тому, что превышает мою немощь? Могу ли я исполнить Твою волю? Как осмелюсь крестить Тебя? Очищается ли огонь полевым злаком? Омывается ли источник нечистою водою болота? Как будет крестить Судию тот, кто сам подлежит суду? Я не вижу в Тебе порока, Ты не подпал клятве Адамовой и совсем не причастен греху ( 1Петр. 2:22 ). Ты пришел к преступившим закон, но Сам не нарушил закона. Что творишь Ты, Господи, налагая на меня иго превыше моих сил? Я никогда и ничем не дерзал оскорбить Тебя. Как раб верный и преданный, я предварил пришествие своего Владыки. Будучи еще во чреве, я подвигнул язык матери ( Лук. 1:44 )? и проповедал Тебя Богом мира. Я всех приготовлял к Твоему явлению. Скажи мне, Господи! Потерпит ли солнце, видя, как Господь сил уничижается рабом ничтожным, и не сожжет ли тотчас оно своими огненными лучами меня, дерзновенного, как содомлян ( Быт. 19:24 )? Снесет ли земля, видя, что Освящающий ангелов получает крещение от человека грешного и, мгновенно разверзши недра свои, не пожрет ли меня, как Дафана и Авирона ( Числ. 16:31 )? Как я буду крестить Тебя, Господи, когда Ты от рождения Своего не имел общения к скверне греха и бессеменно родился от утробы девственной? Как я, человек нечистый, могу освятить Бога безгрешного? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? Ты, Владыко, послал меня крестить. Я не противился Твоему велению. Призывая всех ко крещению, я говорил: исповедайтеся Господеви, яко благ ( Псал. 105:1 ). Грядущий по мне преисполнен любви: Он благ и Сын Благого; не на короткое время Он покажет Свою благость, и вскоре изменится, – нет: в век милость Его ( Псал. 105:1 ). И поскольку милость Его неизмерима, то и небесные воинства, восхваляя Его, взывают: Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам ( Псал. 117:26–27 ). Явилось Солнце правды и рассеяло тьму неведения. Явился Пастырь Небесный, и жезлом Своим отогнал волков диавола от Своего прекрасного стада. Явился Единородный Сын Отца и верующим в Него даровал усыновление в крещении. Явился Тот, Кто есть жизнь всех, и, умертвив смертью смерть, возвратил узников смерти к вечной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Господь наш Иисус Христос говорил сие, желая привести Иуду в чувство, чтобы он, образумившись, бросил пагубное покушение на предательство, обратился к покаянию и получил спасение. Но Иуда, предпочитая преслушание послушанию, соделал себя жилищем змия — начальника зла. Посему Господь, видя, что он твердо упорствует в безумном предательском намерении, предал его тому, кто возжег в нем страсть сребролюбия. Ибо на вопрос искренних своих учеников за вечерию: кто бы это был, кто замышляет предательство? — Господь ответствовал: «той есть, емуже Аз омочив хлеб подам»; и после того, как Иуда принял хлеб, сказано: «вниде в онь сатана» и Господь сказал ему: «еже твориши, сотвори скоро» (Иоан. 13:26—27). Видите ли, как Он, будучи истинный Спаситель, охотно спешил на страдание для спасения рода человеческого? Посему, так как свет и жизнь суть самые высшие, от Христа получаемые, блага для человека, то и сам Он благоволил именовать себя оными. Он есть Свет, яко Бог; Он есть Жизнь, яко Бессмертный; хотя же и вкусил смерть, но по плоти, а не по Божеству.    Итак, будем все удаляться корыстолюбия; отвергнем с сребролюбием и лицемерие. Желая приступить к Божественным Тайнам, возлюбим друг друга от сердца; отринем всякий гнев; очистим себя от всякого памятозлобия, дабы Господь, вошедши в наши души, никого из нас не обрел исполненным, подобно Иуде, лицемерия, но всех нашел чистыми, подобно Иоанну — с верою богословствующими о Сущем в недрах Отчих (Иоан. 1:18), подобно Павлу — распявшимися миру (Гал. 6:14), подобно Петру — благочестно проповедующими и исповедующими: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Матф. 16:16); дабы таким образом достигнуть нам блаженства, Господом обещанного. Ибо сказано: «Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть» (Псал. 31:2). «И на кого воззрю», говорит Господь чрез Пророка, «токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих?» (Ис. 66:2) — и в Евангелии Спаситель учил своих учеников так: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Матф. 5:3). О если бы всем нам сподобиться наследовать и насладиться сего Царствия чрез Господа нашего Иисуса Христа, волею благоволившего продать и предать Себя за нас, да освободит нас от рабства невидимого врага! Тому слава, купно со Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

в) Не удался труд, не пошли вперед, подвинулись назад . Должно ли тогда заложить руки в пазуху и предаваться ропоту и отчаянию? Нет. Нужно забрасывать сеть еще и еще (Лук. 5:5 ), и укрепляться новым упованием. “Верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете” и проч. (1Кор. 10:13 ). Не последовало опять удачи, тогда надобно думать, что это так угодно воле Божьей, и только Его воле, да будет Его святая воля! г) Лежат на одре болезни, чувствуют страшные мучения , не могут ничем помочь. Если тут человек не имеет никакого обширнейшего, просветленного христианством взора, то он легко падает духом и отчаивается. Но человек, проникнутый упованием на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит: “теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устраивает к моему благу.” д) Обходят ли люди и несправедливо преследуют . С низшей точки зрения человек говорит тогда: “чем я это заслужил?” Но кто стоит на высшей точке зрения, тот спокойно взирает на лай людей и говорит: “ человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? ” (Иов. 4:17) “Если я не заслужил этого так, то заслужил иначе.” “Что сделал Иисус Христос, что Его преследовали и распяли?” 2. Смотрит снизу вверх. Упование есть взор, обращенный снизу вверх — к Богу, есть молитва, особенная молитва. В заботах, печали, страданиях и притеснениях, христианин обращает свой взор, полный упования, горе и возносит молящияся руки и сердце к небу. Бывает, что помощь или приходит , или не приходит. а) Помощь может прийти и несомненно прийдет , если просимое полезно для нас и согласно с высшими целями премудрого и всеблагого Промысла. а. Моисей молился и был услышан. Илия умолил Бога, — и дождь пошел, земля опять дала плод свой. Многие больные и страждущие разными недугами обращались к Иисусу Христу с мольбой — и получали исцеления. По молитве иерусалимских христиан апостол Петр изведен из темницы. “ Богу же всё возможно ” (Мф. 19:26 ). Он может сделать более, чем мы просим или помышляем (Ефес. 3:20 ). “ Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? ” (Рим. 8:31; Псал. 90:1–2. 4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но толкование новозаветное и прямо приводит одно ветхозаветное изречение о безвременном рождении Мессии от Бога Отца по Божеству, чем очевидно утверждает и Божество Его. Разумеем изречение прямо пророчественного (как и сейчас рассмотренный) псалма 2-го, ст. 7: Ты Сын Мой Я ныне родил Тебя, приводимое в Деян. 13:33 ; Евр. 1:5; 5:5 620 . Этот вечный Бог и Сын Божий начал Свое явление в мир уже творением его, как вечное Слово и вечная Премудрость Божия, Евр. 1:10–12 (срав. также Ин. 1:3  с Псал. 32:6  и 1Кор. 1:24,30 и др. с Прит. 8 ) из Псал. 101:26–28 : «что сказано у пророка», замечает на это св. Златоуст, «об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, изображая Его не иначе, как Творца» 621 . И этот-то Бог и Сын Божий, Творец мира является во плоти, как человек, как Сын Человеческий ( Дан. 7:13 , срав. Ин. 1:51  и Лехлера по поводу последнего места): по истине великая тайна (μυζριον) благочестия ( 1Тим. 3:16 )! Но и она предоткрыта была в Ветхом Завете, как ни тяжелы были очи Израиля, чтобы взирать на нее, как ни грубы сердца, чтобы воспринимать ее. Оплотянившаяся в представлении иудеев около времени Христа именно вследствие этой огрубелости сердца их, слишком далекой от плотяности является эта тайна на картине, начертанной рукой Божественного Художника. На мрачном фоне области греха и смерти, произведенных падением первозданного Адама, уже прямо является образ не победителя земных царств, чтобы повергнуть их под ноги иудеев, а Семени жены – победителя царства греха и смерти и имущего державу смерти, сиречь, диавола (сн. Быт. 3:15  с Гал. 4:4 ; Евр. 2:14 ; Ин. 12:31  и пар.). Этот образ Семени жены, как такой именно, теперь и является господствующим на картине среди переливов от света к тем, от семени спасения к семени погибели. Он является в народе Божием – семени веры, как его Глава, еще прежде, нежели явился в истории народ Божий – Израиль и является именно, как обетованное Семя. Аврааму даны были обетования и семени его. Не говорит (Бог): потомкам (σπρματι), как бы о многих, но как бы об одном: и семени (σπρματι) Твоему ( Быт. 13:15 ), которое есть Христос ( Гал. 3:16 ) 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010