995 Указ м. Макария о сугубом «аллилуиа» в его великих минеях четьих за м. Август, Щапов. Русский раскол старообрядства, 29. 1008 В рукописи Москов. дух. акад. (не разборчиво) Волок. л. сохранилась следующая надпись: чел ее (рукопись) по благословению игумена Иоасафа, (1590–1592 г. Строев. Списки иерархов и настоятелей русской церкви, 182. Казанский, Опись книг Иосифова монастыря, Чтен. в общ. ист. и древн. 1847, 7, отд, IV, 9) и старца Мисаила Бензина первый грешник пред Богом Васюк Курицин, прислан в св. монастырь к великому чудотворцу Иосифу на смирение». Подобную надпись см. в рукоп. М. Д. А. (не разборчиво) л. 1. 1009 В собрании рукописей Импер. Пуб. библиотеки сохранилась одна рукопись, именно псалтирь, писанная 1567 года «рукою многогрешившего раба Божия Ивана, полоняника Полоцкого, в заключении связанного на Волоке на Ламском». Рукоп. Имп. Пуб. биб. отд. I, Q. 91. 1010 В списке епархий и архимандрий Русских XVI века Волоколамский монастырь в общем ряду русских монастырей поставлен под 19 и выше таких монастырей как Псковский Печерский, Антониев в Новгороде, Отроч в Твери. Рукоп. Моск. дух. акад. (не разборчиво) л. 84–85. 1012 Самое слово мир сопровождалось у русских книжников соответствующими этому взгляду эпитетами. Оно постоянно у русских книжников сопровождается названиями «погибельнаго», «суетнаго», «скоротлимаго», «скороминующаго», «вмале являющагося, а вскоре погибающаго» (Прав. Соб., 1859 г. часть I, Январь: слово св. отец как жити крестьянам, 128–146). «Вся в мире вскоре погибает», говорится в одном древнерусском поучении, «яко прах и пепел, яко цвет травный увядает вся света сего прелестна и богатство и слава; уподобися слава мира сего и пламени огненному, иже подгнещен дровы и бысть высок, и потом приложися в углие, и потом в пепел, и паки развеет ветр и места не обрящется». «Овии (отцы) дымом нарекоша житие свое, овии прахом жизнь свою, друзии же яко ничтоже сущу» (Рук. Соф. библ. 1457. л. 185: слово св. отец о славе мира сего). Строгость взгляда на жизнь человека на земле доходила до последней крайности: «Блажен, – восклицает в отчаянии один строгий моралист, – иже возненавиде житие человеческое». (Рук. Кор. библ. (не разборчиво) словеса душеполезна св. отец избрана от инога мало, л. 48–70, 51). Аскетическим духом проникнуты поучения Серапиона, епископа Владимирского (XIII в.) Прибавления в творениям св. отец, ч. I, М. 1843. Митрополит Киприан в послании к Афанасию называет мир «блудницею» (Акты Ист. т. I, 253, от 1390, 480–482). Митрополит Фотий все земное называет безнадежным (Прав. Соб. 1860, II, 497). В XVI веке аскетическим направлением отличаются сочинения Максима Грека , см. ч. II. В аскетическом духе писал – инок старец Волоколамского монастыря, Фотий. Рук. Им. Пуб. библ. XVII, Q 70, л. 27. Послание Фогия к старице Александре.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

II. Состав Нынешний «чин пения 12-ти псалмов» в наших богослужебных книгах (Следованных Псалтирях, Канонниках) полно надписывается так: «Чин, како подобает пети 12 псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи, о нихже воспоминается в книгах отеческих, и в житиях, и мучениях святых многих; сей же чин принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит печерский» (XIII в.). Но, по-видимому, он и раньше известен был у нас в богослужебном употреблении, так как мы встречаемъ его, хотя в ином несколько виде и под другими названиями (напр. «великий мефимон», «ночные, часы»), в древнейших слав. рукописях, – каковы: Синод. 330/380 (л. 269), Син. 12, Спб. 57, Соф. 1052 . «Чин пения 12-ти псалмов» состоитъ из четырех трипсалмий, по внешности сходных с междочасиями без молитв: после обычного начала (в первой части) или же троекратного «Приидите поклонимся» (в остальных частях) полагается три псалма, затем – Трисвятое, а по Отче наш – три покаянных тропаря (третий – богороднчен), с соединительным «Слава и ныне», и Господи помилуй 30; в конце чина – отпуст. Это обычный и самый простой чин келейных служб. Но часто он, как мы уже видели, значительно видоизменяется и осложняется. – В особенности же изменчивым является состав келейных псалмов, тропарей и молитв. 6. Псалмы В нынешний чин входят следующие псалмы: 26, 31, 56; 33, 38, 40; 69, 70, 76; 101, молитва Манассии (2 Паралип., в конце) и – вместо 12-го псалма – великое славословие (будничное) и молитва св. Евстратия. Другие чины более или менее отличаются от нынешнего чина и по составу, и по расположению псалмов. Синайский Часослов 864 (VIII–IX в.) на 9-м часе приводит псалмы: 83, 84, 85, 68, 112, 110, 120 – (знак деления) – 74, 29, 54 – Слава – 5, 7, 40 – Слава – 31, 80, 81 – Слава – 93, 104, 56. – Последние 12 псалмов (с 74 по 56), отделенные особым знаком, как известно, относятся к «чину 12-ти псалмов» (см. выше, гл. 5, часть 2 «Чин 12-ти псалмов»). Все эти псалмы, за исключением 93-го, встречаются и в несомненных чинах 12-ти псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В 72-м псалме мы находим надежду так выраженную: ст. 24. «Ты руководишь меня светом Твоим и потом примешь меня в славу» 428 . В псалме 84-м есть прикровенное пророчество о рождестве Господа и Спасителя нашего в стихах: 9. «Господь Бог скажет мир народу Своему»... 10. «Так близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!» 11. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются». 12. «Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес». 13. «И Господь даст благо»... 14. «Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои». В псалме 85 в ст. 13 опять несомненная надежда будущей жизни в словах: «Ты избавил душу мою от ада преисподняго». Псалом 90-й «Живый в помощи Вышняго», не заключая в себе прямого пророчества о Мессии, приуготовляет душу к христианскому упованию на милость Всевышняго с полным преданием себя воле Божией, так что псалом этот совершенно рисует состояние души верующего христианина. В псалме 115-м мы отметим стих 3-й, пророчески вещающий о священном таинстве Евхаристии: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову», и ст. 6-й, пророчествующий о прославлении имени Христова мучениками за веру: Дорога в очах Господних смерть святых Его» «Хвалите Господа все народы!» восклицает маленький псалом 116-й. Мы не полагаем возможным исчерпать все пророчества, заключающиеся в Псалтире, кратким перечнем, сделанным нами. Но приведенного нами достаточно, чтобы доказать, что весь Псалтирь есть в совокупности своей великое Мессианское пророчество, независимо от своего нравственного и исторического значения. Но мы хотим еще остановить особое внимание читателя на трех псалмах, как бы заключающих в себе сущность Мессианских пророчеств не только Псалтиря, но и всех ветхозаветных книг. Псалмы эти XXI, XLIV и CIX. Мессия униженный и страдающий; Мессия прославленный и встречающий Свою невесту ( Церковь ); Мессия вечно присущий славе предвечной, Царь мира и Священник вечный, вознесший с Собою человека на небо: таково содержание этих трех псалмов. К ним мы присовокупляем (как мы видели выше) псалом II и пс. XV. Псалом XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

и) в книжном собрании С.Р.К .: 79) Ркп. 14. Толковая Псалтирь, в переводе Максима грека , на 5 первых кафизм, скорописью двух почерков первой половины XVII в., в 4-ую долю листа, на 16+547 листах. На первых 16 листах находится послание Максима грека вел. князю Василию Ивановичу («всяко даяние благо и всяк дар совершен»), а на следующих начинается толкование псалмов. Ркп. принадлежала московскому купцу Павлу Афанасьеву Ватлину. Сказания о Максиме греке никакого нет. Ркп. 94. преп. Иосифа Волоколамского устав с прибавлениями, поморского письма начала XVIII в., в 4-ку, 256 лл. на 251 – слово Максима грека «на потопляемых и погибаемых богомерским гнусным содомским грехом в муках вечных. Глава 64». Сказания о нем нет. Ркп. 95. Максима грека о крестном знамении и другие статьи, нового письма, в 4-ку, 28 лл. Сказания о нем нет. Ркп. 129. Сборник, именуемый Просветитель многосложный, полууставом XVII в., в 4-ку, 546 лл. На 364–380 листах 6 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. Ркп. 305. Спиридона Потемкина слова с иными статьями, полууставом XIX в., в 4-ку, 175 лл. С 135 об. и до конца рукописи слова (9) Максима грека . Сказания о нем никакого нет. 84) Ркп. 72. Св. Иоанна Дамаскина творения с разными прибавлениями, мелким полууставом разных почерков и скорописью более поморского письма второй половины XVII и начала XVIII в., в 8-ку, на 4+160+15+122+44+172+16 листах. В ркп. (на 1-м седьмого счета) между прочим находится сказание о Максиме греке – «осьмой убо тысящи наставши», сокращенной редакции, той же, которая в ркпп. Соловецкого монастыря 862/752 и 851/741 и Императ. Публичной библиотеки О. I, 96. (См. выше стр. XXIX-XXXVIII). Оканчивается теми же словами, что и ркп. Публичной библиотеки (см. стр. XXXVIII, вар. я). (Ркпп. за 79 и 84 просмотрены А.П.Б.). к) в библиотеке Чудова монастыря: 85) Ркп. 12/182. Толкования на 16 пророков (Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию, Малахию, Исаию, Иезекииля, Иеремию (Варуха), Даниила). Перевод Максима грека (?). На 166-св. Епифяния Кипрского об именах пророческих, и откуда беша сами, и како умреша и кде лежат мощи их. – Толкованиям предшествуют небольшия сказания о пророках. Сказания о Максиме греке нет никакого, равно и указаний, что перевод сей совершен им. Ркп. XVI в., 333 листа. На переплете и на первых листах записи XVI и XVII вв. о принадлежности ркп. Чудову монастырю. (Толкования на 16 пророков встречаются в ркпп. и до XVI в.). Отмечаю здесь эти ркпп. потому, что в каталоге библиотеки Чудова монастыря перевод сих толкований приписывается, хотя и нерешительно, Максиму греку. См. Памятники древней письменности за 1879 г., вып. IV, Спб. 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

И. Македонцу//РА. 1870. 4/5. С. 772, 778, 795; Сухомлинов М. И. История Российской академии. СПб., 1874. Вып. 1. С. 237-241; Вишняков Н. П., свящ. О происхождении Псалтири. СПб., 1875. С. 13-15; Маевский Н. С. Семейные воспоминания//ИВ. 1881. Окт. С. 330-332; Пыляев М. И. Столетие собора Александро-Невской лавры//Там же. 1890. Авг. С. 404; Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1893. Вып. 1. С. 186, 194; Валентин (Ключарев), иером. Юрьев Новгородский первокл. мон-рь. Новгород, 1893. С. 99-100; [Рункевич С. Г.]. Ириней//РБС. [Т. 8]. C. 133-134; Первухин Г. П., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901; Лавров К. Я. Митр. Амвросий Подобедов//РА. 1904. Кн. 1. 2. С. 210, 226; Андреев В. А., свящ. О «Толковании на Псалтирь» Иринея, архиеп. Псковского. М., 1908-1910. 3 вып. Гл. 1-4; Записки А. А. Яковлева, бывшего в 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода. Изд.: [свящ.] В. А. Андреев. М., 1915. С. 3, 24-25; 42-44; Евгений. Словарь. 1995. С. 119-121; Лепехин М. П. Клементьевский И. А.//Словарь рус. писателей XVIII в. СПб., 1999. Вып. 2. С. 60-62; Николо-Перервинский мон-рь: Очерки истории. М., 2005. С. 38-39, 44, 85-88. Свящ. Александр Берташ Иконография Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Гравер А. П. Грачёв. Литография. 1843 г. Ириней (Клементьевский), архиеп. Псковский. Гравер А. П. Грачёв. Литография. 1843 г. Поясной живописный портрет И. 1-й четв. XIX в. (ГРМ; см.: Живопись: 1-я пол. XIX в.: Кат./ГРМ. СПб., 2002. Т. 2: А-И. С. 79. Кат. 150), очевидно, является копией несохранившегося оригинала письма В. Л. Боровиковского . В музей поступил в 1897 г. из собрания кн. А. Б. Лобанова-Ростовского в С.-Петербурге. Оригинальный портрет И. как члена бывш. Российской академии в 80-х гг. XIX в. находился в имп. АН (возможно, работа худож. Попова, 1804; ПФА РАН. Ф. 8. Оп. 1. Д. 9. Л. 105; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 258). Он экспонировался на выставке 1870 г. и был воспроизведен в кн. «Исторический альбом портретов известных лиц XV-XVIII вв., фотографированный и изданный худож.

http://pravenc.ru/text/674015.html

Иеремии (Плач 5) и песнью Богородицы (De utilit. Hymn. 1. 9. 11//JThSt. 1923. Vol. 23. P. 225-252; De psalmodiae bono 3//PL. 68. Col. 373). Верекунд, еп. североафриканского г. Юнка († 552), в «Толковании на церковные песни» сообщает, что «принято петь по обычаю» песнь Азарии, к-рой нет в евр. тексте (Comment. super cantica ecclesiastica. 1. 1//CCSL. Vol. 93. P. 3 ff.), причем в последующем построчном комментарии песнь трех отроков (ст. 52-90) им не рассматривается. К-польский Патриарх Прокл (434-446) пишет о том, что песнь В. о. поют ежедневно по всему миру (Orat. 5. 1//PG. 65. Col. 716), а 4-й Толедский Собор (633 г.) отмечает, что пение на воскресных службах и на праздники мучеников песни В. о. является «древним обычаем», принятым во всем мире (Concil. Tolet. IV. can. 14//PL. 85. Col. 297). Песнь трех отроков на пасхальной службе по-видимому, является одним из древнейших церковных установлений (см. праздничные послания свт. Афанасия Александрийского († 373) (Ep. 4. 1, 6. 11, 10. 3//PG. 26. Col. 1377, 1388, 1398), проповеди свт. Кирилла Александрийского (Hom. pasch. 18. 2, 21. 4), свт. Зенона Веронского (IV в.) (De Dan. in Pasch. 1//PL. 11. Col. 523)). В Иерусалиме и К-поле вечером в Великую субботу с пением песни трех отроков в храм входили епископ и новокрещеные ( Bertonière. G. The Hist. Development of the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church. R., 1972. P. 59-65, 127-132. (OCA; 193); PO. T. 36. Fasc. 2. N 168. P. 212-215, 304-307). В богослужебной практике Иерусалима и К-поля песнь трех отроков использовалась в разных редакциях: в Иерусалиме в более краткой версии Феодотиона (в рукописях Псалтири иногда обозначавшейся пометой «κατ τν γιοπολτην», т. е. по святоградскому [чину] - напр., Vat. gr. 752, Barber. gr. 285, XI в., и др.); в К-поле в версии LXX, называемой «κατ τν κκλησιστην», т. е. по чину Великой церкви ( Schneider. S. 433-451). Гимны В. о. в составе утрени Поскольку спасение отроков из печи рассматривалось как прообраз Воскресения Христа, песнь В.

http://pravenc.ru/text/153809.html

Итак, перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие книги Ветхого Завета является каноническими, а какие нет. Для начала необходимо указать источники, которыми руководствуется Церковь при отборе священных текстов. Это ряд святых канонов. А именно – 85-ое правило св. Апостолов, 60-ое правило Лаодикийского Собора, 33-ее правило Карфагенского Собора, 39-ое праздничное послание свт. Афанасия Великого , стихи свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского . Кроме этого, канон Писания излагает весьма авторитетные для православных тексты – «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского , «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , «Пространный катехизис» свт. Филарета Московского и «Декрет Дамаса», т.е. постановление Римского Собора 382 года. Для начала составим список книг, признаваемых каноническими всеми авторитетами. Это пять книг, написанных св. боговидцем Моисеем: 1 . Бытие. 2 . Исход. 3 . Левит. 4 . Числа. 5 . Второзаконие. Далее следуют исторические книги. 6 . Книга Иисуса Навина. 7 . Судей. 8 . Руфь (последние две книги традиционно приписываются св. прор. Самуилу). 9 . Четыре книги Царств (первые две приписываются Самуилу, 3 и 4 написаны пророками, а приведены в единообразный вид прор. Иеремией). 10 . Две книги Паралепоменон (основаны на летописях пророков, последняя их редакция принадлежит св. Ездре). 11 . 1 книга Ездры. 12 . Книга Неемии (в канонах часто называется 2 книгой Ездры). Далее следуют книги учительные: 13 . Иов (древнейшая книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном). 14 . Псалтирь св. царя Давида. 15 . Притчи Соломона. 16 . Екклесиаст Соломона. 17 . Песнь песней Соломона. Далее завершают Ветхозаветный Канон пророческие книги: 18 . Книга прор. Исаии. 19 . Иеремии. 20 . Иезекииля. 21 . Даниила. 22 . Осии. 23 . Иоиля. 24 . Амоса. 25 . Авдия. 26 . Ионы. 27 . Михея. 28 . Наума. 29 . Аввакума. 30 . Софонии. 31 . Аггея. 32 . Захарии. 33 . Малахии. Авторитет этих священных книг признан всеми каноническими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Копто-эфиопский Часослов, в переводе Тураева, начинается так: «Во имя Св. Троицы начинаем с помощию Божиею и благостию дарования Его, пишуще седмь молитв часов дне и нощи». Затем следует обычное начало «всякого часа»: Господи помилуй ны, 2-жды, Господи благослови ны. Аминь. Аллилуиа. Слава и ныне. Сподоби нас, Господи (соответствует возгласу «И сподоби нас, Владыко»). Отче наш. И посем молитва благодарственная св. Василия: Благодарим благодеющего нам Бога милосердаго – – Молитеся: Владыко Господи Боже Вседержителю, Отче Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа, благодарим Тя о всех делех и ради всех дел, и во всех делех... Приидите поклонимся, 3-жды. О Господи наш И. Христе (соотв. «Молитвами св. отец наших»). Се прейде нощь (Син. 863: «Нощь прешед»). Чтение – Ефес. 4:1–6 (о единении всех во Христе), и связанная с ним по смыслу краткая молитва: И един Сын И. Христос. Далее – псалом 50, «постоянное славословие»: Приступаем к Тебе, Христе... и молитва пред чтением псалмов: Прииди ко мне днесь, Давиде-царю, владыко псалтири прекрасной... В конце молитвы – Аллилуиа, 3-жды, Слава и ныне. – Этим и заканчивается обычное начало. В его составе, следовательно, только «постоянное славословие» и три молитвы (одна – после «Отче наш», другая – после евангелия и третья – перед чтением псалмов) не встречают себе соответствия в греческих и славянских памятниках; остальные молитвословия большею частью входят и в наше обычное начало. После обычного начала идут молитвословия каждого часа в отдельности, и прежде всего приводятся псалмы. Для 1-го часа назначается 18 псалмов: 1–6, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 26, 62, 66, 69, 112, 142, а иногда еще псалмы: 8, 84, 91, 113. Для остальных часов указывается по 12 псалмов: для 3-го часа – 19, 22, 23, 25, 28, 29, 33, 40, 42, 44, 45, 46, для 6-го – 53, 56, 60, 62, 66, 69, 83, 84, 85, 86, 90, 92, и для 9-го – 95–100, 109–112, 114, 115. Из перечисленных здесь 53-х псалмов 7 псалмов совпадают с нашими нынешними часовыми псалмами, 26 – с псалмами различных почасий, а 2 псалма – 22 и 66 – положены на часах в Син. 863. Остается 18 псалмов, не встречающихся в известных нам греко-славянских последованиях часов, а именно: 1, 4, 8, 12, 19, 23, 28, 33, 44, 46, 62, 86, 95, 96, 97, 99, 109 и 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Найдите то, о чем повествовалось выше, в Библии. Изберите подходящие места, чтобы описать, чему подобно Царство Божие. Исаия 9:66–7; Амос 5:14 ; Михей 6:8 ; Псалтирь 33:4–5;82:1–3; 85:8–10; 89:14;103:3–5;103:8,17; Матфей 23:23; Послание к Ефесянам 4:34 Святой Иоанн Златоуст Святой Иоанн Златоуст родился в Антиохии в 347 году в высококультурной языческой семье. Он получил хорошее образование, усердно изучал античную философию, но пришел к выводу, что она пуста и малосодержательна, не дает ответа на вопросы, важнейшие для души. Разочаровавшись в язычестве, он обратился к христианской вере, и был крещен Патриархом Антиохии. Вслед за ним крестились и его родители. После их кончины он стал монахом и жил строгой аскетической жизнью. В то время он написал книгу «Шесть слов о священстве», которая и поныне является прекрасным духовным руководством для священников. В видении явились ему Апостолы Иоанн и Петр и предрекли великое и благодатное служение, но и страдания. Великий проповедник Вскоре Иоанн был рукоположен во священника и приобрел известность глубиной мудрости, редкой честностью, удивительным красноречием и строгим аскетизмом. Всего после нескольких лет служения он был избран патриархом Константинопольским. Святитель посылал миссионеров в отдаленные страны, проявлял великую заботу о бедных, вдохновлял бессчетное количество людей своими дивными проповедями. До нас дошло собрание его проповедей. Они были столь замечательны, что Иоанна прозвали Златоустом (по-гречески «Хризостом»). Однако главным его творением стало составление службы Божественной Литургии, той самой, которая каждый день совершается во всех православных храмах. Неприятности с императрицей Святитель Иоанн обличал греховность и смело высказывался в храмах даже против людей, облаченных властью и могуществом. Императрица Евдоксия пришла в неописуемую ярость, когда он осмелился осудить ее за то, что она приказывала устанавливать на улицах Константинополя свои статуи. Она стала его ненавидеть и хотела, чтобы он замолчал навсегда. Однажды, говоря о поведении императрицы Евдоксии, святитель произнес: «Снова танцует Иродиада, опять она беснуется, вновь она требует головы Иоанна». Он сравнил себя с Иоанном Крестителем, о котором мы уже вели речь на этом занятии. (Смотри Мф.4:1–12 . Как вы думаете, почему Св. Иоанн Златоуст вспомнил о давних событиях? Был ли его духовный опыт созвучен опыту Иоанна Крестителя?)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ночные часы и чин 12 псалмов Дальнейшее развитие повечерия, в котором оно получило, кроме наметившихся уже здесь двух частей, и третью, и обогатило заключительную свою часть, обусловливалось с одной стороны слиянием его с песненным чином великой панихиды, но особенно включением в него последования так называемых «ночных часов» [ 134 ], чина, стоявшего в свою очередь в связи с древним, упоминаемым еще у прп. Кассиана «Чином 12 псалмов» (см. выше, стр. 216) и помещавшимся в Часословах и Псалтирях Следованных в качестве самостоятельной службы. Указание на тот и другой (ночные часы и 12 псалмов) чины находится и в Диатипосисе: «надобно же знать, что после праздника Антипасхи сейчас по повечерии начинаем паннихиду; и до Всех святых творим только канон (такой состав имел один из видов песненной панихиду) и после него Непорочны; с этого же времени до Вознесения присоединяем 6 псалмов, на которых поклонов и стояний (στσεις) 3; по Воздвижении же псалмов 12 и прочие творим последования до великой Четыредесятницы; ибо тогда на каждом Трисвятом творим метания со стояниями» [ 135 ]. Древнейший полный чин 12-псалмия и ночных часов дается в Синайском Часослове IX b. Сохранившаяся в отрывке рукопись начинается псалмами 9 часа, причем ряд псалмов прерывается особым знаком деления, после которого следует 12 псалмов, тремя «Славами» разделенных на 4 части, по три псалма в каждой. Далее следуют два Богородичных тропаря, два «канона полунощных», с особыми покаянными припевами и тропарями, по содержанию своему приуроченными к полночному времени; а затем излагается особое «последование полунощницы». Псалмы здесь следующие: 83, 84, 85, 68, 112, 110, 120, знак разделения, 74, 20, 54+5, 7, 40+31, 80, 81+93, 104, 56. Все эти псалмы с незначительными изменениями в составе входят в «καννες νυκτερινν ψαλμν» Псалтири Х в. библ. Афонского унив. где дается такой чин псалмопения. «Καννες μερινν ψαλμν». Утренних три: 60, 141, 61. Часы I, 8; II, 29; III, 30; IV, 41; V, 50; VI, 6; VII, 65, 69; VIII, 84, 81; IX, 114, 111; X, 150; XI, 110; XII, 120.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010