(греч. ες τ τλος, слав. в конец). Самую обширную группу псалмов, имеющих такие или иные надписания, составляют те псалмы, которые обозначены словом: lamnazzeach. Этот термин в таком месте и в таком значении встречается в Псалтири 55 раз, а не 53 или 54, как уверяют некоторые авторы 1 . Из этого, сравнительно очень значительного, количества – 39 псалмов усвояются заглавиями Давиду (4–6, 8–9, 11–14, 18–22, 31, 36, 39–41, 51–62, 64–65, 68–70, 109, 139–140 по Евр.), 9 – сынам Кореевым (42, 44–47, 49, 84–85, 88) и 5 – Асафу (75, 76, 77, 80, 81); автор двух остальных (66 и 67) – не указан. Надписания псалмов, по-видимому, должны иметь тесное отношение к следующим за ними произведениям, так или иначе, в том или другом смысле определять их; но на деле это предположение не вполне подтверждается. Правда, некоторые древние толковники называли надписания псалмов их вестником (Aug. in Psalm. и ключом (Hieronimiast. Proleg. Psalm.), однакоже сей ключ не отверзает всего сокровища книги псалмов, и сей вестник не проповедует тайны целого ее состава“. Это суждение покойного митр. Филарета 2 во всей его силе может быть применено и к нашему lamnazzeach, которое кроме Псалтири в этой форме встречается только в 3:19 пр. Аввакума. По справедливому замечанию Евальда 3 , lamnazzeach есть одно из тех немногих слов, которые, наподобие разрозненных сивиллинских листов, дошли до нас из затерянной книги древнееврейской музыки“. Посему и понимание термина lamnazzeach представляется весьма затруднительным, а полное, вполне несомненное значение его едва ли может быть отыскано. В ученой литературе существует по этому предмету такое разнообразие мнений, часто совершенно противоречивых, что, рассматривая их, невольно вспоминаешь известное латинское наречение: quot, capita, tot sensus. Разногласие касается не только установления коренного значения слова lamnazzeach, но и определения его формы. Остановимся на этих вопросах и разберем их с возможною внимательностью. Уже с давнего времени существовало предположение, что Lamnazzeach есть неопределенное наклонение, и многие ученые старались поддержать такое мнение своим авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Псалом 85 Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников» ( Пс. 85:14 ), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя. Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1–6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7–10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11–13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14–17). Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. «Беден и нищ» – нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном. Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты от Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь ( «к Тебе возношу душу мою») и Тебе ее вверяю. Пс.85:7 .  В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву. Пс.85:8 .  Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Пс.85:9 .  Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, Пс.85:10 .  ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты. Содержат ясное и точное исповедание веры Давида – Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов. Пс.85:11 .  Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

Л.П. Клименко Преподобные Преподобные – иудеи: Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем ( Пс.78:2 ). «Преподобными», или святыми, Давид называет здесь иудеев, потому что они прежде всех других народов посвящены были Богу. И хотя они давно уже удалились от святых дел, однако сохранили еще имя святых. Так, в Писании лжепророчествующие называются пророками, и апостол называет «святыми» отброшенные ветви, потому что они имели святой корень ( Рим.11:16 ) (ЗТП. 16). Подробнее об этом говорит Лопухин: «тела святых Твоих» – евреев, как народа Богоизбранного, предназначенного быть народом святым и служителем истинного Бога (ЛТБ. 289). – посвященные Богу; истинные израильтяне; праведники: Яко речет мир на люди своя, и на преподобныя своя ( Пс.84:9 ). Народ Божий всегда имеет мир и с самим собой, и с Богом и, напротив, всегда ведет борьбу с врагами Божиими, с демонами и друзьями их. Тех же верных назвал «людьми Божиими» и «преподобными», то есть посвященными Богу (ЗТП. 50). Ириней полагает, что имя «преподобных» пророк прилагает к истинным, а не мнимым израильтянам, сущим таковыми только по имени (ИТП. 67), Лопухин понимает «преподобных» как «праведных» перед Богом, всех, кто сердечно обращается к Нему (ЛТБ. 300). – посвященный Богу; благочестивый; кроткий и снисходительный: Сохрани душу мою, яко преподобен есмь ( Пс.85:2 ). В этих словах молитвы царь Давид обращается к Богу: «Спаси меня, потому что я посвящен, или принесен Тебе». Или иначе: называет себя «преподобным» как благочестивого в сравнении с нечестивыми врагами его (ЗТП. 51). Феодорит объясняет самоназвание Давида «преподобный» тем, что он в отличие от язычников имел правильное познание о Боге и терпеливо сносил несправедливые нападки и утеснения врагов (ФТП. 409). Ириней в толковании церковно-славянского текста стиха исходит из точного перевода еврейского источника: «Яко кроток есмь». Давид испрашивает себе помощи у Бога, приводя то основание, что он кроток и снисходителен к ближнему (ИТП. 70). Читать далее Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150./Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Глава 2. Задача и цель псалмов Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Глава 4. Кто написал псалмы? Глава 5. Объяснение разных терминов, употребляемых в Псалтири Глава 6. О собрании псалмов в одну книгу, о начальниках хоров и о музыкальных еврейских инструментах Глава 7. Порядок псалмов Глава 8. О переводах Псалтири Глава 9. О пении псалмов Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150     Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена , монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: «и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего» ( 4Цар. 20:6 ), отец Сына Божия по плоти, как сказано: «книга родства Иисуса Христа Сына Давидова» ( Матф.1:1 ). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов, – наш собственный Орфей – певец; первый краснописец добродетелей; – Давид, первый провозвестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь, – Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя – Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Изъяснение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150        Есть книга, при помощи которой человек полностью может изменить свою жизнь. Потому что велика помощь Божия тем, кто читает Псалтирь. Говоря словами святителя Иоанна Златоуста, если человек впал в искушение, то он почерпнет из этой книги обильное утешение. Если вдруг согрешил, то рецепты тысячи готовых для этого случая лекарств уже записаны в ней. Если наступит бедность или какая-либо другая беда, эта великая книга укажет на многие пристани. Даже самые большие праведники черпают из нее великую пользу. Что говорить о грешниках, которые в один момент могут измениться, прочитав лишь один псалом.    Но Псалтирь иносказательна. Даже очень внимательное чтение не позволяет человеку, не имеющему богословского образования, до конца понять заключенные в ней истины. Поэтому полезно почитать объяснения на псалмы святых отцов церкви. Одними из наиболее доступных для понимания и простых в изложении являются объяснения блаженного Феодорита Кирского. Псалтирь с толкованиями этого богослова считается памятником Священного Предания. Написаны объяснения в V веке, но и сегодня читателя привлекает живость слога автора, краткость и одновременно глубочайшее проникновение в смысл священных слов. В книгу также включено краткое описание жизни Феодорита, епископа Кирского. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вступление     Вступление Кафизма I 1, 2, 3 – 4, 5, 6 – 7, 8 Кафизма II 9, 10 – 11, 12, 13 – 14, 15, 16 Кафизма III 17 – 18, 19, 20 – 21, 22, 23 Кафизма IV 24, 25, 26 – 27, 28, 29 – 30, 31 Кафизма V 32, 33 – 34, 35 – 36 Кафизма VI 37, 38, 39 – 40, 41, 42 – 43, 44, 45 Кафизма VII 46, 47, 48 – 49, 50 – 51, 52, 53, 54 Кафизма VIII 55, 56, 57 – 58, 59, 60 – 61, 62, 63 Кафизма IX 64, 65, 66 – 67 – 68, 69 Кафизма X 70, 71 – 72, 73 – 74, 75, 76 Кафизма XI 77 – 78, 79, 80 – 81, 82, 83, 84 Кафизма XII 85, 86, 87 – 88 – 89, 90 Кафизма XIII 91, 92, 93 – 94, 95, 96 – 97, 98, 99, 100 Кафизма XIV 101, 102 – 103 – 104 Кафизма XV 105 – 106 – 107, 108 Кафизма XVI 109, 110, 111 – 112, 113, 114 – 115, 116, 117 Кафизма XVII 118 Кафизма XVIII 119, 120, 121, 122, 123 – 124, 125, 126, 127, 128 – 129, 130, 131, 132, 133 Кафизма XIX 134, 135, 136 – 137, 138, 139 – 140, 141, 142 Кафизма XX 143, 144 – 145, 146, 147 – 148, 149, 150, 151 Послесловие Краткий словарь богослужебных терминов   Тире между псалмами означают Славу.     Вступление    Свой труд «Объяснение священной книги псалмов» протоиерей Петропавловской церкви г. Самары Григорий Разумовский создавал в течение 18-ти лет, с 1896 по 1914 год. Рукопись получила одобрение одного из авторитетных представителей богословской науки того времени проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского и разрешение на печатание от цензурного комитета. Автор передал свой труд преосвященному Михаилу (Богданову), еп. Самарскому с просьбой посодействовать изданию. Однако наступившая вскорости революция сделала невозможным издание книги.    Ясно и доступно изложенное, «Объяснение священной книги псалмов» может стать хорошим подспорьем в изучении православной веры и Св. Писания. Автор подробно излагает события священной ветхозаветной истории, послужившие поводом к созданию того или иного псалма, раскрывая на этом фоне его духовный пророческий смысл и значение его для внутренней жизни христианина. Особенно ценно то, что о. Григорий постоянно обращается к месту и роли Псалтири в православном богослужении, показывая, почему тот или иной псалом стал частью утрени, вечерни и т. д. В своих толкованиях автор опирается на мнения святых отцов, толкователей Псалтири. Самое современное из имеющихся толкований всей Псалтири, это «Объяснение» должно помочь всем, стремящимся к уразумению неисчерпаемого духовного богатства псалмов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма двенадцатая Молитва Давида, 85. 1 448 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и убог! 2 Сохрани душу мою, ибо я чист пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя! 3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю всяк день! 4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе вознесся я душой моей! 5 Ибо Ты, Господи, благ и кроток, и исполнен милости ко всем, призывающим Тебя. 6 Услышь, Господи, молитву мою, внемли молению моему! 7 В день скорби моей воззвал к Тебе, и Ты услышал меня. 8 449 Нет подобного Тебе среди богов, Господи, и никто не сравнится в деяниях с Тобой. 9 Все народы, сотворенные Тобой, придут и поклонятся Тебе, Господи, и прославят имя Твое; 10 Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты Бог Единый! 11 450 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и пойду в истине Твоей. Да будет радостен сердцу моему страх пред именем Твоим! 12 451 Восхвалю Тебя, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое вовеки; 13 Ибо велика милость Твоя ко мне, и Ты избавил душу мою от преисподней. 14 Боже, беззаконники восстали на меня, и сборище сильных искало смерти моей, не имели они Тебя пред собою. 15 Но Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый, Многомилостивый, Истинный, 16 452 Воззри на меня и помилуй меня! Даруй силу Твою слуге Твоему и спаси сына рабы Твоей! 17 Сотвори знамение мне во благо; и да увидят ненавистники мои и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня. 1 453 Сынов Кореевых, псалом, песнь, 86. 2 454 Основания града на горах святых; любит Господь врата Сиона более всех селений Иаковлевых. 3 455 Славное было сказано о тебе, град Божий! 4 Напомню о Египте и Вавилоне людям, знающим меня. Иноплеменники, жители Тира и народ Эфиопский посетили Сион. 5 456 Матерью своей назовет Сион всяк человек, ибо Человек родился в нем, и основал его Всевышний. 6 Господь поведает в Писании о народах и князьях, посещавших град Его; 7 Ибо ты, Сион, обитель всех вкушающих радость! 1 457 Песнь, псалом, сынов Кореевых, о конце, на маелефе, для ответа, в поучение, Емана Израильтянина, 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151     Название книги. Число псалмов . В еврейской Библии эта книга называется «тегиллим» или «сефер тегиллим», что значит – хваление, или книга хвалений, а в греческой Библии « ψαλτριον». Последним названием обозначался струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось большею частью исполнение песней Псалтири. Вся книга Псалтирь состоит из 151 песни, из которых первые 150 канонического достоинства, а последняя – 151 – неканонического. Каждая из этих песен, при многих частных особенностях в своем содержании и внешней форме изложения, имеет то общее со всеми другими, что предметом их обращения, источником и вдохновителем их авторов является Бог и Его многообразные свойства и дела, проявляемые во внешней природе и в жизни людей. Поэтому евр. название книги указывает на основной, внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу, а греч. надписание – на внешний способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Писатели псалмов . Все псалмы имеют цифровое обозначение но, кроме того, над многими из них встречаются названия лиц, со стоящей пред ними еврейской частицею «ле», указывающей на принадлежность этого псалма данному лицу, напр., «ле Давид», «ле Шеломо» и др. Подобные надписания означают, что данные псалмы написаны – один Давидом, другой Соломоном и т. д. Кроме Давида и Соломона, в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асафа, Емана, Идифума и сынов Кореевых с предваряющею эти имена большею частью частицею «ле».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010