Образ Впервые я увидел архиепископа Пимена в саратовском Духосошественском соборе. Старушки возле свечного ящика говорили между собой: " Богу угодно, когда Владычня служба. Бог на небе, а на земле Бог Владыка " . Потом забегали иподиаконы, запел хор, и мимо меня прошел торжественно, почти проплыл над землей величавый монах. Лицо его было прочерчено точными и глубокими линиями. А взгляд почему - то терялся. Нельзя было понять: смотрит ли архиепископ куда - то вдаль, на соборные своды, или же глядит себе под ноги. И еще глаза его были грустны. Взгляд очень умного, сильного и одинокого человека. В те годы Владыка внешне весьма напоминал Патриарха Тихона. К сожалению, это не всегда заметно на фотографиях. Причина, видимо, в чрезвычайной живости нрава архиепископа. Почти на всякой карточке он чем - то занят, озадачен, о чем - то беседует, а если снимают специально — немного наивно позирует, так, как позировали для дагерротипов или как позируют дети. Хотя и здесь видна присущая Владыке легкая самоирония. Сходство заметно явно там, где фотограф " поймал " архиепископа за чтением книги или на природе — словом, если над Владыкой не тяготеет бремя дел, всегда имевшихся у него в более чем достаточном количестве. И особое сходство с " добрейшим из русских архиереев " на фотографиях и видеозаписях, сделанных во время Богослужений. Здесь та тишина духа, которая может объяснить особую притягательность служб Владыки, заставлявшую переполняться храмы. Из " Воспоминаний архиерея " : " 4 ноября. Казанская. Обедня в Волгоградском соборе… Благословил 2350 человек. 20 и 21 ноября совершал Всенощную и Литургию в Балашове. Благословил 1800 человек " (1979 год). " 3 апреля. Великий Четверг. Служба была в Духосошественском соборе. Причастников 600 человек " (1980 год). …Владыка облачался, стоя на кафедре. Движения его были размашисты и широки, но чрезвычайно верны — в них не нашлось бы ни одного лишнего штриха. Вдруг возникла какая - то заминка, и хор сбился. Владыка перестал завязывать поручи и сказал резко и четко: " Смотреть нужно, какая служба! " Эхо зазвенело в соборном куполе, а регентша, которой слова были адресованы, прямо - таки пригнулась к пульту. Архиепископ продолжал облачаться. И понятно стало, что сказал он не со зла, хотя и горячо до чрезвычайности. Сказал и оставил. По - настоящему — простил, как будто и не было…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

«Лечь и сдохнуть» В среднем, продолжительность жизни в Кибере — 40 лет. Это ещё нормально — в пятидесятые годы XX века люди там не доживали и до двадцати пяти. Я хожу, и вижу, как жарят на углях мясо с ужасным запахом (холодильников, конечно, нет), а дети сидят прямо на помойке, среди гниющего мусора, и вовсю играют пластиковыми бутылками и ржавыми банками. «Воров, конечно, много, — жалуется 32-летняя Ванесса. — Привезут от правительства стройматериалы для крыш, от дождей укрепить — их тут же украдут. Сами у себя воруем, и никого это не волнует». Несмотря на то, что это Африка, в Кибере достаточно прохладно (Найроби расположен среди гор, там особый климат), иногда ночью температура опускается до + 5 — спят в куртках, и случаи смерти от переохлаждения не редкость. При сильных ливнях дома из грязи размывает, и какое-то время их жители остаются под открытым небом, пока не подыщут новое жильё. Удивительно, но обитатели Киберы, практически живущие в аду, на редкость позитивны. Они улыбаются, шутят, охотно позируют для фотографий — обычно в бедных районах Африки народ отказывается фотографироваться, злобно отвечая чужаку-иностранцу — «Здесь тебе не зоопарк!». Трущобные жители приветливо машут рукой, рассказывают анекдоты, смеются. «А как вы хотели? — говорит мне 33-летний Алекс. — Если без юмора, здесь две вещи на выбор — либо лечь и сдохнуть, либо сойти с ума. Это помогает выжить. Понятно, что вокруг мрак. Но если у тебя есть самоирония, то ещё не всё потеряно». «Вы досыта едите хлеба?» «Мне не нужно думать, чем оплатить счета за электричество, телефон, воду, бензин для машины, — улыбается 28-летний Чарльз. — У меня их тупо нет. Разве это не счастье?». Сотовые телефоны в Кибере — кнопочные, с битым стеклом, треснутые, считаются роскошью. Ими пользуются по 10 лет. Телевизор не видел ни в одном доме. Компьютеров, конечно, тоже нет. «Никогда не знаешь, что тебя ждёт, — объясняют мне. — Сегодня человек, который тебя знает много лет, с тобой здоровается, а завтра он убьёт твою семью, потому что ему нужны деньги на наркотики».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/05/russki...

Ответ на возражение 1 . Существует двоякая мудрость и двоякое безумие. Так, существует мудрость по Богу, в которой присутствует толика человеческого, или мирского, безумия, согласно сказанному [в Писании]: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» ( 1Кор. 3, 18 ). А есть и другая мудрость, мирская, которая, как сказано в том же месте, «есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 19 ). Следовательно, тот, кто укреплен Богом, осознает себя невеждой в глазах людей (ведь он, так сказать, презирает то человеческое, которое ищет человеческая мудрость). Поэтому в приведенном тексте далее сказано: «И нет во мне мудрости человеческой, и не познал я науки святых» 749 ( Прит. 30, 3 ). А ещё можно ответить, что «человеческая мудрость» суть та, которая приобретается посредством человеческого разума, в то время как «мудрость святых» суть та, которая дается божественным вдохновением. Амос отрицал то, что он был пророком по рождению, поскольку, так сказать, он не происходил из рода пророков, и потому далее он прибавляет: «И не сын пророка». Ответ на возражение 2 . Благодаря благожелательности ума человек стремится к совершенной праведности, и потому считает себя виновным не только тогда, когда отступает от общепринятой праведности, что является очевидным грехом, но и тогда, когда отступает от совершенной праведности, что греховно далеко не всегда. Но он не называет греховным то, что, по его мнению, не является таковым, что было бы ложью самоиронии. Ответ на возражение 3 . Человек не должен ради избегания одного греха совершать другой, и потому он никоим образом не должен лгать ради того, чтобы избежать гордости. Поэтому Августин говорит: «Не избегайте высокомерия ценой отказа от правды» 750 ; и Григорий говорит, что «безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью» 751 . Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ САМОИРОНИЯ МЕНЕЕ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ, ЧЕМ ХВАСТОВСТВО? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что самоирония не является менее тяжким грехом, чем хвастовство. В самом деле, то и другое суть грех оставления правды, которая является своего рода равенством. Но когда правду преувеличивают, её оставляют не больше, чем когда преуменьшают. Следовательно, самоирония является не менее тяжким грехом, чем хвастовство.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Уже глубокой ночью свадьбу посетил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков , передает РЕН-ТВ. Песков поздравил молодых и поцеловал Собчак в щеку. Пресс-секретарь Президента отметил, что молодожены счастливы, они делали во время банкета сюрпризы друг другу и все гости этим восхищались. Песков назвал эффектными номера, которые Собчак приготовила для своего супруга. С восторгом о свадьбе сообщает сетевое издание «Вести.Ру»: «Эта свадьба все еще поёт и пляшет составом не больше 300 человек – именно эта цифра приглашенных просочилась на страницы таблоидов. Но обсуждают и, здесь даже спорить не стоит, будут обсуждать еще минимум неделю – миллионы. Легкий способ выйти замуж, заключить несколько выгодных контрактов, заработать, и вывести свою цитируемость на вершину информационного Олимпа». «Это гениальный маркетинговый план 100%! Свадьба и вообще весь роман сделан по законам жанра PR, начиная от того, что это была страшная тайна, а теперь – это самая обсуждаемая свадьба года. И поэтому Ксения Анатольевна, конечно, гениальный пиарщик. И делает все и для обогащения, и для личного PR, и для обогащения собственных проектов» – уверена PR-cneцuaлucm Анна Наварская. «Грамотный маркетинг, роскошный бал, самоирония и трикстерство. Все смешалось в доме Богомоловых-Собчак. У этой пары невероятная эклектика», – отмечают «Вести.Ру». Собчак вышла замуж во второй раз. Первым ее мужем был актер Максим Виторган. В конце 2018 года Собчак фактически рассталась с Виторганом. Демонстративность отношений замужней Собчак с Богомоловым, с которым Собчак стала появляться на публике, активно обсуждалась в прессе. 21 января 2019 года двусмысленная ситуация стала причиной драки между Виторганом и Богомоловым. Венчание бохульницы Собчак и атеиста Богомолова вызвало бурное обсуждение в православной среде. Накануне венчания Собчак с Богомоловым настоятель храма Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин в интервью Интерфаксу выразил надежду на то, что пара понимает смысл таинства венчания.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/14/ra...

Бойцы сами привезли его в госпиталь под капельницы. Само собой, в больнице он не задержался - продолжил лечение прямо в штабе на знаменитой " девятке " , что находится на передовой у Донецко го аэропорта. Михаил Толстых, став командиром, никогда не чурался самой тяжёлой фронтовой работы. Во время нашей первой встречи - когда его подразделение совместно с мотороловцами освобождало Иловайск - я наблюдал, как он сам навязывает мешочки с порохом на 82-е мины. Такое занятие легко можно было поручить любому рядовому. Через пару минут после того, как он оттащил ящики с готовыми к употреблению минами к орудиям, его ранило в голову осколками от ВОГа, ему тут же наложили повязку и спустя четверть часа Гиви с перемотанной головой уже лупил из РПК с бруствера по засевшим в иловайском депо украинским радикалам. Такой ритм фронтовой жизни, да и картина в целом - абсолютно типичные для него. Что касается самоиронии - то с ней у Миши действительно всё было в порядке. Именно так вслед за позывным Гиви появилось и название его батальона - " Сомали " . Ни для кого не секрет: в конце лета 2014-го донбасские ополченцы не имели системного снабжения, на ребятах, воевавших за идею Новороссии, можно было встретить абсолютно любую форму. В жару же, свойственную для донбасских степей, некоторые и вовсе воевали в кедах или шлёпанцах. Приехав на рекогносцировку в Иловайск, командир " Спарты " Моторола едва не был взят под арест пёстрой толпой подчинённых Гиви, которые не знали известного комбата в лицо. Большая часть из них была в банданах и сланцах, они передёргивали затворы и громко кричали, в городе не было воды, поэтому чёрная донецкая пыль наложила на их лица дополнительный загар. Когда все разобрались, кто есть кто, он подколол Мишу: " Посмотришь на твоих ребят, и такое чувство, что они все сомалийцы. Вы что, из Сомали сюда воевать приехали? " . Гиви разразился смехом, а когда в ДНР начали создавать профессиональную армию и встал вопрос, какое официальное название присвоить его подразделению, Миша не задумываясь ответил: " Сомали " .

http://ruskline.ru/opp/2020/02/10/tri_go...

Вообще, тема отношений с мусульманами стала в последние дни чрезвычайно популярной. Не последнюю роль здесь сыграл фоторепортаж Сергея Мухаммедова с празднования Ураза-Байран в Москве (фотографий по ссылке много!). Сразу после этого буквально взорвали блогосферу (а вслед за ней — и СМИ, как религиозные, так и светские) сообщения Игоря Гаслова о строительстве — по сути дела, незаконном, так как не учитываются пожелания местных жителей, — мечети в Текстильщиках . Нельзя обойти вниманием еще одну проблему, поднятую в его же блоге. В конце прошлого месяца Игорь задался вопросом о необходимости создания специальной психиатрической помощи для клириков. Ничего смешного или, тем более, оскорбительного, в этой теме нет: проблема эмоционального выгорания, нервных срывов, социальной незащищенности клириков и их семей стоит крайне остро. Идею подхватывает и развивает иеродиакон Феодорит — практикующий врач, он делится своими наблюдениями относительно «профессиональных болезней» клириков . Действительно, многие православные блоггеры часто ставят крестик под просьбой батюшки по ту сторону экрана помолиться о его здравии, но не задумываются о том, что проблема со здоровьем — не индивидуальная, а, если можно так выразиться, системная. Большую популярность в последние недели приобретают богословско-аскетические темы (не без иронии отмечу, что в последние два дня масла в огонь подлил и наш портал — обсуждением статьи сестры Вассы (Лариной) и ответа на нее отца Сергия Свешникова ). Так, например, отец Андрей Кураев в своем живом журнале обсуждает такой животрепещущий вопрос, как допустимость молитвы … в туалете. Интересно замечание отца Андрея: Ребенка могут и запереть в туалете в порядке наказания или жесткой игры. И что же – если он там станет молиться о вызволении, он согрешит? Комментарии к записи (полторы сотни, между прочим) удовлетворят любые вкусы. Тут вам легкий околоцерковный юмор об экуменизме: Главное, чтобы в это время в том же туалете не молился католик :) , — и ссылки на собственный опыт (с присущей ему самоиронией рассказывает северный миссионер игумен Агафангел (Белых)): помню, в семинарии, — как-то отменили вечерние молитвы, все возрадовались и мне было неудобно в общей келье «по фарисейски» молиться. Пошел в туалет )) Правда, с тех пор многажды вообще никакого правила не читал, даже в подобающи х тому условиях , — и даже мнения Отцов Церкви: Дык в Лествице или ответах Варсонофия (точно не помню) есть об этом. О том, что можно молиться в отхожем месте .

http://pravmir.ru/obzor-blogov-o-sovreme...

Во второй книге, «Где будет труп», они вместе расследуют странное убийство в провинциальном курортном городке. В третьей, «Возвращение в Оксфорд», Вэйн приглашают в оксфордский женский колледж, чтобы без лишнего шума найти автора подметных писем, терроризирующего весь колледж, а она призывает на помощь лорда Питера. Вэйн наконец соглашается принять предложение Уимзи, и в четвертом романе, «Медовый месяц в улье», они отправляются после свадьбы в загородный дом, где находят тело его бывшего хозяина. Наконец, последний незаконченный роман «Престолы и Господства», дописанный после смерти Сэйерс детективной писательницей Джил Пэтон Уолш, описывает семейную идиллию Уимзи в Лондоне, которую оттеняет семейная драма: герои расследуют убийство мужем своей жены. Характерное для авторов «великолепной семерки» свободное отношение к жанрам в случае Сэйерс принимает неожиданную форму: среди поклонников ее романов много тех, кто не слишком любит детективный жанр. Начав читать Сэйерс, трудно остановиться, потому что это, прежде всего, хорошая литература, а уже затем неплохие детективы. Они написаны выверенным языком, наполнены в одинаковой мере нестандартными сюжетными ходами и цитатами из классиков (один из эпизодов в романе «Где будет труп» даже пародирует знаменитую сцену из чеховской «Чайки»). В них есть место самоиронии и аллюзиям – так Уимзи периодически сравнивает своего слугу с Дживсом, а нанимаемая в дом служанка в качестве энциклопедии аристократической жизни держит под рукой собрание сочинений Вудхауза. Словом, это совсем не тот случай, когда, принимаясь за детектив, автор откладывает в сторону свою оксфордскую степень и, что особенно важно, это вовсе не выглядит неуместным высоколобием. Красив, элегантен и филигранен не только язык и колорит – этим языком рассказываются столь же изящные и умные человеческие истории. И любовная, и детективная линии то и дело выламываются из канона, оказываются глубже, чем принято в легком жанре. Отвечая на упреки критиков в том, что Сэйерс была влюблена в своего героя, Льюис говорил, что это скорее влюбленность, которая умерла, чтобы стать чем-то большим, превратив героя из предмета девичьих мечтаний в живого человека.

http://pravmir.ru/doroti-seyers-ili-trud...

Самоирония была своего рода защитной реакцией, прикрывавшей опасение за свою душу, за совесть, которая на пастырском поприще столкнется как с выбором, довольствоваться ли тем, что подают на требах (обрекая своих домашних на, мягко говоря, «ограниченное участие в обороте товаров и услуг»), или «грамотно выстраивать менеджмент» (обеспечивая своей семье «достойный уровень существования»), так и с выбором – оставаться самим собой или же «войти в образ», который соответствовал бы представлениям паствы (объем которой может неограниченно расширяться, если об «истинно-православном» батюшке пройдет «слух по всей Руси великой», временно преобразованной на тот исторический момент в Советский Союз) и, одновременно, устраивал бы представителей советской власти. фото: gettyimages.com Но это мы, семинаристы, ассоциировали представление о мытаре с профессиональным «отъемом денежных знаков у населения». Оно и понятно: изучая Новый Завет, мы досконально уяснили, кто такие мытари, чем они занимались и почему их, собственно, так ненавидели в народе, что Христос, обличая фарисеев, сказал, что «мытари и блудницы» вперед них идут в Царство Божие (Мф. 21; 31) (т.е. всё! – фарисейство за пределом всякого мыслимого зла: казалось бы, нет никого хуже мытарей и блудниц, ан есть!). Уяснили мы также, почему с фарисеем – образцом праведности по законническим меркам – сравнивается именно мытарь; почему именно он противопоставляется фарисею, а не разбойник, скажем, или какой-нибудь ренегат-иродианин? Иронично поздравляя друг друга как мытарей, мы имели в виду не то, ради чего Господь сказал, что «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18; 14), а то, в чем мытарь горько каялся, не смея поднять глаз. Но это мы, обремененные «надмевающим» (1 Кор. 8; 1) знанием, а народ Божий в основном не отвлекается на исторические ассоциации, воспринимая евангельские притчи, как и подобает – образно, аллегорически, символически. Если под мытарем понимать не просто продажного и нечистого на руку, обирающего свой народ в пользу римских оккупантов, сборщика налогов (отсюда, как своего рода реминисценция в церковных реалиях – добровольно-принудительный сбор целевых и прочих отчислений и пожертвований, «прогрессивное» взимание платы за требы пр.), а кающегося грешника, не лукавящего, не ищущего себе и своему греху оправданий, сознающего невозможность заслужить прощение, но лишь надеющегося на милость Божию (т.е., если рассматривать тему мытарства не в историческом, а евангельском контексте), тогда мытарь – это путь , вернее, это символ следования спасительным путем, это, если угодно, метод спасения .

http://pravmir.ru/my-mytari-ili-farisei/

     Подобное со мной в жизни два или три раза случалось. Видимо, алкоголь добрался до каких-то неподготовленных уголков организма и буквально снес меня «с лица земли». Потихоньку я добрался до соседней комнаты, где на полу была расстелена огромная калька с чертежами будущего креста. Повалился на нее и так, «самораспявшись», проспал часа три. Открываю глаза и вижу участливо склонившегося надо мной Льва Николаевича: «Вы прямо как воин на васнецовском поле лежите. Я подходил все время, проверял, но чувствовал, что дышите. А теперь можно и к столу. Мы ваш уголок за вами сохранили». Я еще не знал, как добр этот строгий, серьезный человек, насколько тактичной и по-мужски цельной бывает его заботливость.      Страшно неудобно, стыдно: при первом знакомстве опростоволосился! Но друзья помогли мне быстро войти в ритм застолья. И, конечно, это был стол, за которым надо было лишь слушать Льва Николаевича.      Негромко, неторопливо, с характерным петербургско-университетским грассированием он рассказывал о теории этногенеза, о книгах, которые пишет, и о своей жизни. Теперь мы знаем, сколько несправедливости и зла пришлось пережить младшему Гумилеву. Но если читатель полагает, что на собеседников Льва Николаевича обрушивалась хотя бы толика этого страшного груза, он ошибается.КЛЮЧ Сложилось так, что все мои главные учителя были узниками ГУЛАГа, притом «серьезными», отсидевшими не год-другой, а по максимуму. В университете курс русского декоративно-прикладного искусства нам читал профессор Виктор Михайлович Василенко, только что вернувшийся в Москву после «десятки». Мерзавец, по навету которого он получил срок, работал рядом, но Виктор Михайлович не допускал и намека на выяснение отношений. Не зная о прошлом Василенко, вы ни за что не сказали бы, что огромный кусок жизни этого влюбленного в свой предмет, восторженного, элегантного человека прошел на нарах.      Профессор Василенко возил нас на первую практику в Суздаль и Владимир. Вместе с ним я впервые оказался у церкви Покрова на Нерли – с тех пор это мое самое любимое место России. Виктор Михайлович рассказывал о фресках Рублева, рельефах Дмитровского собора, но ни словом не обмолвился о своем гулаговском прошлом. Не говорили о лагерных ужасах и Николай Петрович Сычев и его ученик, а мой учитель, Леонид Алексеевич Творогов. Если и вспоминали, то с юмором, самоиронией, как Творогов однажды: «Представьте, с моим-то врожденным подвывихом ноги будит ночью охранник и велит идти за двадцать километров – полено принести. Пришлось пойти. Иначе расстреляли бы». Байка, анекдот – не более.

http://pravmir.ru/lev-gumilev-uchenyj-pr...

Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира. Сатира должна единственно что — настораживать. Если адресат сатиры не полный кретин, он насторожится, почуяв стрелы. Смеяться нельзя только над идиотизмом: когда человек поглощен какой-то идиотической идеей — его не сдвинешь. Он может лишь злиться, отбиваться. В шутке же, в иронии все-таки есть надежда, что предмет иронии это услышит. О современности Однажды журналисты спросили, какой у меня самый нелюбимый вопрос. Ответил, что самый нелюбимый: «Как вы относитесь к сегодняшней жизни?» Потому что я к ней уже не отношусь. Я отношусь ко вчерашней и позавчерашней жизни. О звезде У меня есть ордена, а также одна звезда. Личная. Раньше, когда планеты еще не покупали, система была такая: где-то в астрономической лаборатории сидела большеглазая, очевидно, не востребованная на Земле девушка и круглые сутки смотрела в телескоп. Потом вдруг кричала: «Ой, я открыла новую звезду! В созвездии Бзи левее Бза вижу Бзу!» Проверяли, есть ли там какая-то микроскопическая фигня.  Фото из сообщества ВКонтакте Московского театра сатиры Тот, кто эту звездочку разглядел, мог сказать: «Я хотел бы, чтобы ее назвали «Ширвиндт», и несколько инстанций, в том числе американская, утверждали название. У меня есть сертификат. Малая планета под названием Shirvindt — всего 10 км в длину. Уже лет двадцать я имею собственную площадь в космосе и «летаю» где-то недалеко от звезд по имени Хармс и Раневская. Чем очень горжусь. О страхе Трусость — сестра паники. Смерти я не боюсь. Я боюсь за своих близких. Боюсь случайностей для друзей. Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… «Наше всё» написало очень правильно: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Будучи молодым, я считал, что это преамбула и не более. Сейчас понимаю, что это самое главное в романе. Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз — «старость средней тяжести». О внуках и правнуках 

http://pravmir.ru/samoironiya-spasenie-o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010