Закрыть В детях нужно воспитывать самоиронию 01.06.2015 725 Время на чтение 12 минут Хотим мы того или нет, наших детей воспитывают не только родители, но и среда, в которой они растут, учатся и общаются. В какой школе - православной или обычной, светской - лучше учиться ребенку из верующей семьи? Правильно ли это - видеть в православном учебном заведении защиту от всех сегодняшних соблазнов и вредных влияний? Какие проблемы могут возникнуть у верующего подростка в обычной школе, как помочь ему их разрешить? В чем ребенку нужно предоставить свободу, а в чем, напротив, проконтролировать, чтобы уберечь от соблазнов? Об этом мы беседуем с главным редактором православного журнала для молодых людей «Наследник», отцом девятерых детей протоиереем Максимом Первозванским. - Отец Максим, как Вы думаете, верующему ребенку лучше учиться в обычной или в православной школе? - Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. В первую очередь нужно смотреть на то, какой ребенок, какая семья и какая православная школа. Все это нужно учесть, принимая решение о выборе школы для своего ребенка. Ведь православная школа не является панацеей от всех детских бед. Достаточно вспомнить, что многие наши исторические деятели заканчивали не только православные школы, но и семинарии, что не помешало им впоследствии стать борцами с Церковью. Конечно, православная школьная среда, в том случае если ребенок в нее удачно вписывается и у него не возникает внутреннего отторжения, может помочь родителям в его воспитании. Для детей ведь очень важно увидеть, что они не одиноки в своей вере. Мне православные гимназисты не раз говорили: «Раньше мы и представить себе не могли, что на свете столько верующих людей, в том числе и детей». Обучение в православной среде помогает ребенку понять, что Православие - это не только мировоззрение его семьи. Еще многое зависит от того, сколько детей в семье. Если ребенка воспитывает мать-одиночка, то очень полезно отдать его в православную школу. Мама в неполной семье при переходном возрасте ребенка очень часто не имеет достаточного авторитета для него, поэтому наличие православной среды может подействовать весьма благотворно. Но только в том случае, если это не вызывает у ребенка дополнительного психологического надлома (особенно если это школа с постоянным проживанием) или отторжения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

…Самый главный наш цемент — это разные профессии. Когда оба в одном клубке — это ужасно. Моя жена была очень мощным архитектором. К примеру, Омский театр музыкальной комедии был построен по ее проекту. Жизни без ревности не бывает. Но мы как-то смогли переступить через все гейзеры молодости, главное, что эти гейзеры не были круглосуточными. Самые трудные — первые годы. О сыне Мишка получился парень хороший . Я в воспитание не верю. У Мишки огромное среднее образование, он учился в четырех школах, выгоняли отовсюду, дисциплина у него была жуткая. Унитазы взрывал… Я скажу вещь жутко непедагогичную, но все эти разговоры про то, что надо учить, не разрешать, воспитывать, быть примером, все это ерунда полная. Александр Ширвиндт с сыном. Фото: Москвич Mag Верю только в генетику, в то, что человеку было заложено в тот миг, когда зарождается жизнь. Что заложено, то вылезет рано или поздно. Из этой же оперы учить хорошего мальчика или милую девочку на актера. Хоть заучись, но будет только то, что дано ему природой. Если боженька на него не упал, то он будет просто хорошим ремесленником. Так же и в воспитании. О дружбе Мы с Мишкой Державиным дружим всю жизнь (Актер Михаил Державин ушел из жизни 10 января 2018, после того, как было записано цитируемое интервью. — Примеч. ред. ). С ним ведь невозможно поссориться. Он внеконфликтный. Это я зануда и матерщинник, он нет. Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Фото из сообщества ВКонтакте Московского театра сатиры Больше было ощущений, что мы не разлей вода. Просто мы много вместе работали, а так у нас разные дома, жены и дети. О юморе и сатире Сатира — это уже не мое, она подразумевает злость. Мне ближе самоирония — спасение от всего, что вокруг. Эрдман, Шварц — вот близкие мне авторы. У них нет злости, есть грусть и ирония. Волшебник из «Обыкновенного чуда» говорит замечательные слова: «Все будет хорошо, все кончится печально». Александр Ширвиндт с Александром Олешко на сцене театра сатиры. Фото из сообщества ВКонтакте Московского театра сатиры

http://pravmir.ru/samoironiya-spasenie-o...

«Со мной все ясно» Он продолжал создавать чудо-партии, до пятидесятилетнего возраста почти не вылетал из первой десятки гроссмейстеров. В 1966-м добрался до финала турнира претендентов. Блестяще выступал на разных турнирах в 1978-м. Наконец, в 1988-м выиграл первый чемпионат мира по «молниеносным шахматам». Тогда в Канаде собрались для игры в «блиц» все сильнейшие шахматисты – начиная с Карпова и Каспарова, которые считались непобедимыми. А выиграл Таль! Можно долго перечислять афоризмы, шутки, парадоксы Таля. Евгений Гик – журналист, замечательный знаток шахмат (совсем недавно он ушел из жизни) – опубликовал немало бесед с чемпионом. Однажды они говорили о музыке, сравнивали выдающихся шахматистов с великими композиторами. «Ботвинник напоминал ему Баха: бездонная глубина, цельность, ни одной лишней ноты; Смыслов – Чайковского: мелодичность, напевность, неожиданные кульминации и всплески; Петросян – Листа: абсолютная виртуозность. – Но между Ботвинником и Петросяном был еще один шахматный король – Михаил Таль, – напомнил я ему. – Со мной все ясно, – ответил Таль. – Перед вами король оперетты Имре Кальман». При всем уважении к австро-венгерской оперетте и к «Королеве чардаша», Таль снова поскромничал… В истории шахмат он занимает куда более высокое место. Истинный классик. Но Кальмана он любил за налет легкомысленности, самоиронии. Для него подлинное самовыражение было немыслимо без самоиронии, без грациозности. Это не только кальмановский, но и пушкинский характер. Творческие вечера Таля в лучших московских залах неповторимы. Это были встречи с художником, с блистательным парадоксалистом, который сверкал юмором и излучал редкостную теплоту, всегда посмеивался над собой. В каждой фразе тратил себя – для аудитории, для собеседников. Беречься он не умел. «Сильному везет, а очень сильному – очень везет», – говаривал Таль. Так было на турнирах, в творчестве, в любви. Но со здоровьем чемпиону не повезло. Тяжелая болезнь и смерть в 55 лет. Мало кого так искренне оплакивали незнакомые люди. Фамилия Таль давно стала позывным для тех, кто ценит в жизни эксцентрику, талант и доброту.

http://pravmir.ru/shahmatnyiy-korol-miha...

Майя Кучерская: «Каждая хорошая книга меняет мир» Нет! Непонимание — это нормально. Напротив, меня радует, что так много оказалось тех, кто все-таки все понял, воспринял — вот что по-настоящему удивительно. Это те читатели, которые сумели взглянуть на себя с улыбкой. Есть такое душеполезное отношение к себе — самоирония. Как только человек этого лишается, начинает относиться к себе серьезно — все, его песенка спета. 1 апреля, 2013 Нет! Непонимание — это нормально. Напротив, меня радует, что так много оказалось тех, кто все-таки все понял, воспринял — вот что по-настоящему удивительно. Это те читатели, которые сумели взглянуть на себя с улыбкой. Есть такое душеполезное отношение к себе — самоирония. Как только человек этого лишается, начинает относиться к себе серьезно — все, его песенка спета. Не так давно мы писали о событии, несомненно, значимом для многих якутян — съезде православной молодежи. Среди приглашенных на съезд была писательница Майя Кучерская, с творчеством которой просто необходимо познакомиться каждому, кто отчаянно скучает по хорошей русской литературе независимо от того, православный вы читатель или нет. Особенно поражает самая нашумевшая книга Кучерской «Современный патерик», разрушающая стереотипы и доказывающая: православная литература — это вовсе не скучно. Майя Кучерская и собеседником оказалась необычным, умеющим по-другому взглянуть на традиционные вещи и поделиться своим взглядом с людьми. — Майя, честно говоря, удивляет, как вас после выхода «Патерика» считают православным писателем. Как удалось не рассориться с церковью? Там довольно много сатирических вещей. — С некоторыми я, естественно, рассорилась. Кто-то считает, что я нападаю на святое. Но в основном это те, у кого проблемы с чувством юмора. Или те, кому не хватило сил прочитать книжку до конца. В «Патерике» действительно есть и иронические, и абсурдные истории — кстати, всегда вымышленные. Но в финале-то гремит пасхальная служба. Все, кто появлялся до сих пор на страницах книги — добрые, злые, умные, идиоты, благочестивые и нет — все собираются на общую пасхальную службу. Потому что Христос пришел на землю для всех. Это трудно вместить, но это так. И дочитавший до конца начинает видеть «Патерик» иначе, из перспективы этого пасхального сияния. Хотя, конечно, не все, не все так смотрят и видят.

http://pravmir.ru/majya-kucherskaya-kazh...

Поэтому нужно каяться в своих грехах, сознавая, что и другие тоже грешники. Дело вовсе не в том, что ты один во всем виноват, конечно, нет. Но если ты каешься перед Богом, ты чувствуешь, что Христос невидимый стоит, ты Ему исповедуешься, тогда ты должен смотреть только вертикально вверх, а не горизонтально и не валить на других: «Я, мол, поступил так, потому что меня обидели». А так: «Я поступил так, потому что у меня не хватило веры, не хватило любви, не хватило молитвы, не хватило духовного уровня, Господи, прости, каюсь. Молю Тебя, укрепи, дай мне силы не повторять». В семейной жизни нужно постоянно себя проверять Господь не просто явился на Землю, чтобы совершить Свой спасительный подвиг, Он его и продолжает, Он продолжает спасать нас, людей. Его крестный подвиг, совершенный две тысячи лет назад, является для нас Путем, по которому мы можем идти, и Господь нас ведет по этому Пути. Есть древнее святоотеческое предание. Подвижник, оглядываясь назад, видит свой жизненный путь в виде следов на песке, и там следы двух людей, он спрашивает: «Господи, второй – это кто?» – «Второй – это Я». – «Господи, а вот здесь, в самый тяжелый момент, когда мне было так тяжело, почему Тебя не было рядом? Почему только один след?» – «Это потому, что Я нес тебя на руках». У царя Давида есть замечательные слова: «Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко и исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой». Видите, как с некоей самоиронией: «Ну, что же ты прискорбна, душа моя? Что ты меня смущаешь, ну, что же ты?» – Давид самому себе говорит с таким упреком, потому что есть Бог, который «спасение лица Моего». Что же ты, маловерный, что ж ты сомневаешься? «Господь – спасение лица моего и Бог мой». Какое мужество нужно иметь, чтобы с такой самоиронией сказать: «Ну, что же ты?» Если человек с Богом – это и есть полноценное раскрытие его человеческого достоинства. На каждом этапе семейной жизни нужно себя проверять, не провоцируешь ли ты своего близкого, не раздражаешь ли ты его своей неразумностью. Жить вместе совсем не просто, это труд. Может быть, ты не прав, посмотри. А как вести себя правильно, когда твой близкий человек ведет себя неправильно?

http://pravmir.ru/ona-na-nego-naorala-on...

Если дело не дошло до чего-то очень серьезного, надо постараться решить проблему по-хорошему. Сначала нужно привлечь классного руководителя, у которого есть возможность поговорить с детьми и на классных часах, и индивидуально. Если такие разговоры не помогают, можно придумывать другие способы. Мне вот недавно рассказали, что одному мальчику, которого очень сильно обижали и унижали в классе, помог старший брат, который сказал: «Если вы его еще раз тронете, будете иметь дело со мной». Он при этом никого не бил, не унижал, просто строго сказал. - В современной школе часто детей нацеливают на внешний успех, воспитание активных лидерских качеств. Каждый ребенок собирает портфолио своих личных достижений. И вот мы уже видим, что иной ребенок стишок даром не станет рассказывать. Ваше отношение к этому? - Знаете, я что-то с этим и не сталкивался, хотя у меня шестеро детей учатся в школе. Они, конечно, портфолио собирают, но каких-то преувеличенных форм это не принимает. Ребенок нуждается в здоровом поощрении. Ведь не случайно детям в школе ставят оценки, и попытка работать без них, а просто за знания, как правило, не приводит к нормальным результатам. То же касается различных грамот, орденов и медалей. Вот на войне выплачивали определенное довольствие за каждый подбитый танк или самолет. Конечно, люди сражались не за деньги, массовый героизм об этом говорит. Но просто приятно, что тебя ценят. Это было хорошим дополнительным стимулом. - Стимул - это хорошо, но что делать, если он становится сверхценностью? - Переболеем, я думаю. Всегда маятник качается туда-сюда. Мне кажется, что мы сегодня ко многим вещам относимся слишком серьезно, в том числе и к себе как к христианам. Определенная доза иронии по отношению к самим себе нам была бы полезна, и в детях нужно воспитывать такую самоиронию, не перерастающую, конечно, в цинизм. И если ребенок получает какую-то грамоту просто за участие, можно вместе с ним посмеяться: «Смотри, тебе дали очередную бумажку». То есть у родителей всегда есть возможность ребенка похвалить, кому-то о его победах и наградах рассказать. И, наоборот, с юмором отнестись к тому, что неважно, что далось даром, не потребовало труда. Но при этом, если для самого ребенка это важно и ценно и родители это чувствуют, ни в коем случае нельзя подвергать сомнениям и высмеиванию его награду. Должен быть определенный такт.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 113. О САМОИРОННИ [ИЛИ САМОУНИЧИЖЕНИИ] Теперь мы рассмотрим самоиронию [или самоуничижение], под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли самоирония грехом; 2) сравнение её с хвастовством. Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ САМОИРОНИЯ ГРЕХОМ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что самоирония, каковая суть самоуничижение, не является грехом. В самом деле, когда человек укрепляется Богом, он не может грешить, и, однако же, при этом он может уничижаться, согласно сказанному [в Писании]: «Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Божий, укрепляемый Богом, пребывающим с ним. Подлинно я – более невежда, нежели кто-либо из людей» 747 ( Прит. 30, 1, 2 ). И ещё читаем, что «отвечал Амос...: «Я – не пророк " » ( Ам. 7, 14 ). Следовательно, самоирония, посредством которой человек словесно уничижает себя, не является грехом. Возражение 2 . Далее, Григорий в письме английскому епископу Августину пишет, что «признаком благожелательности ума является осознание собственной виновности даже при отсутствии вины». Но любой грех противен правильному расположению ума. Следовательно, самоирония не является грехом. Возражение 3 . Далее, избегание гордости не может являться грехом. Но, по словам Философа, «некоторые говорят о себе приниженно, чтобы избежать важничанья» 748 . Следовательно, самоирония не является грехом. Этому противоречат слова Августина о том, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи». Отвечаю: слова, в которых человек уничижает себя, могут быть двоякими. Во-первых, сохраняющими правду, как когда человек скрывает в себе большее, но при этом обнаруживает и утверждает то меньшее, которое у него есть. Такого рода самоуничижение не связано с [притворством] самоиронии и по своему роду не является грехом, хотя и может быть им в силу извращения одного из своих обстоятельств. Во-вторых, человек может уничижать себя без сохранения правды, например, приписывая себе нечто, чего у него нет, или отрицая в себе нечто великое, чем он несомненно обладает. Именно это и есть [притворство] самоиронии, каковое суть грех.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

А еще, я думаю, взрослым людям очень важно не потерять самоиронию. Самоирония — это спасительное чувство. Заметил, что масса людей очень иронично относится ко всему, что происходит вокруг, но только не к самому себе. К себе преисполнены самоуважения. Мне кажется, это неправильно. Конечно, надо понимать, что ты из себя представляешь на белом свете, но одновременно с этим понимать, что тебе еще далеко до того, чтобы считать себя чем-то таким окончательным. — Как этому научиться? — Как раз и нужны такие люди, как Чехов. Все его одноактные пьесы мы соединили в один спектакль «Чexob-GALA», где герои занимаются Бог знает чем, но Чехов смотрит на все с колоссальным юмором. Но давайте попробуем отнестись к этому не как к юмору про глупых людей, а про точно таких же, как, извините, мы с вами (улыбается). Увлеченно делая что-то, про все забывая, мы не должны терять этого ироничного взгляда на себя. Я сейчас говорю о самоиронии, которая тебя стимулирует, двигает. Ведь ирония может быть и разрушительной, и это очень плохо. Сцена из спектакля «Чexob-gala» — А чем опасно отсутствие иронии? — Самодовольством. Если ирония отсутствует, человек начинает думать, что он достиг всего. И как только он так подумал, то уже оказался внизу. Много таких людей встречаю. Мне это не грозит, я постоянно над собой смеюсь (улыбается). Самые разные вещи должны подвергаться самокритике, которая, кстати, не должна превращаться в самоедство. — У вас были такие моменты самоедства? — У меня самоедство всегда, к сожалению. Но это связано с профессией, потому что амбиции к театру очень серьезные. Сначала все получается и летит свободно, а потом обязательно бывает какой-то кризис, когда думаешь, какой же ты бездарь и не надо было браться. — Вы как-то говорили, что в один из таких кризисов ходили по кабинету, даже думали уйти из театра, а этот паркет вас остановил. — Сейчас уже новый паркет, переложили (улыбается). А старый был замечательным, но уже немного потертым. Да, был такой тоскливый период в начале 1990-х, когда мне казалось, что надо уходить. Было трудно даже не из-за отсутствия денег в театре, а из-за общего непонимания, куда двигаться дальше и что нужно сейчас, прежде всего, самому себе. В тот критический момент по паркету ходил-ходил и понял, что нехорошо как-то этот паркет бросать, и остался.

http://pravmir.ru/teatr-sushhestvuet-tol...

«Театр существует только ради контакта людей». Режиссер Алексей Бородин – о самоиронии, всеобщей справедливости и жизни без нытья Почему в Китае у него на стене висел портрет Сталина и как паркет заставил остаться в РАМТе 31 марта, 2019 Почему в Китае у него на стене висел портрет Сталина и как паркет заставил остаться в РАМТе «В театре можно помочь друг другу спастись от чувства, которое очень трудно переживать – чувства одиночества, брошенности. Ты один на белом свете перед разными проблемами и вопросами. А в театре можно сказать: “Да ты не один!”» Как сохранить себя в противоречивой жизни, что значит «жить подробно», почему нет всеобщей справедливости, чем важна самоирония и для чего человеку нужна даже утопичная мечта – в День театра рассказывает Алексей Бородин, художественный руководитель Российского академического молодежного театра. Сегодня РАМТ переживает непростой период: уже больше года директор театра Софья Апфельбаум находится под домашним арестом — как фигуранта дела «Седьмой студии» ее (бывшую главу департамента государственной поддержки искусства Минкульта РФ) обвинили в хищении бюджетных средств, выделенных на проект Кирилла Серебренникова «Платформа». По просьбе Алексея Владимировича мы не спрашивали его о судебном процессе и отношении к этому делу. Родился режиссер 6 июня 1941 года в китайском городе Циндао. В СССР семья переехала через 13 лет, спустя год после смерти Сталина. Потом была учеба в ГИТИСе, где сейчас Алексей Бородин преподает, семь лет работы в Кировском ТЮЗе и звание народного артиста. За почти сорок лет под руководством Алексея Бородина в РАМТе поставлены более 150 спектаклей. Все они — «Отверженные», «Береника», «Дневник Анны Франк», «Эраст Фандорин», «Алые паруса», «Берег утопии», «Нюрнберг», «Демократия» и недавняя премьера «Проблема» — о человеческом выборе, мечте, свободе и конформизме, об ответственности каждого за свою судьбу и судьбу своей страны. Театр существует только ради контакта людей — Вы часто говорите, что вас очень беспокоит отсутствие диалога в обществе. Почему?

http://pravmir.ru/teatr-sushhestvuet-tol...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010