– То есть должна быть некая миссионерская часть, должна быть внутрицерковная дискуссия… – Да, сегодняшняя журналистика разная. И миссионерская, и рассказ о неких событиях (новостная), и репортажная, рассказывающая о судьбах людей, живущих в Церкви, и журналистика проблемная. Конечно, журналистика живёт информационным поводом. Это особенно сейчас видно, когда отец Всеволод Чаплин вбрасывает какую-то провокационную тему в общество. Тут все журналисты, как собачки, начинают вставать на задние лапки перед кусочком сахара. Идет общий поиск честности внутри Церкви и вне Церкви по отношению к Церкви. Это очень хороший знак, потому что это значит, что совсем скоро и те, и другие могут услышать друг друга, и это будет очень большая победа. Был такой период, когда мы только говорили: освятили, построили, позолотили, а вот сейчас как раз Церковь безбоязненно внутри — в церковной блогосфере, в церковной журналистике — обсуждает внутренние проблемы. Кто-то пугается этого, кто-то из официальной журналистики на это не решается. Здесь будет много ошибок, в этот хор вольётся много ложных и очевидно нехристианских голосов, которые будут выдавать за христианские голоса. Но это риски свободы. Это риски открытости и гласности, когда среди прочего будут звучать голоса, которые явно будут провоцировать Церковь и, в том числе и церковных журналистов, на постоянные журналистские расследования, на поиск вражьих сил, выставление какого-то грязного белья наружу. Церковь не будет этого делать. Совершенно необязательно обо всех проблемах рассказывать в подробностях. Но есть вещи, о которых Церковь обязана говорить. Вот сейчас, как мне кажется, такой разговор начинается, и он может быть услышан другими. Его не надо бояться. – Как вы считаете, какой самый большой прокол в православной журналистике? – В моем представлении – это то, что называется «православным дресс-кодом». Это мое мнение, я говорил об этом не раз, о том, что это неловко высказанное суждение послужило информационным поводом для всей общественности, и в результате о Церкви сложилось неправильное мнение.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

— В начале 90-х только-только стали издаваться газеты «Радонеж» и «Московский церковный вестник». Это был прорыв журналистики: собрание неординарно мыслящих людей, поднимающих любые темы. Каждая статья во мне, действительно, отзывалась, все были дискуссионными, все были непростыми. Там ничего не было панегирического, там не было никакой официальщины. Потом уже пошло межевание: одна газета стала сугубо официальной, хотя в ней тоже время от времени появляются живые, хорошие статьи. «Вестник», «Радонеж» я давно в руках не держал. Тот период выявил очень много пишущих людей, которые остались в церковной журналистике. Я помню сейчас статьи в «Огоньке» Александра Нежного. Сначала они были наполненные содержанием, потом вдруг он резко поменял свою позицию и начал жёстко Церковь критиковать, часто очень несправедливо. Но он писал ярко, и его статьи были неравнодушные. Я и сейчас читаю его материалы в Интернете, и опять они мне нравятся, потому что он о каких-то вещах пишет очень умно. Был период, когда все вдруг стало одинаково – какую газету ни возьми, они все как газета «Правда». Всякая дискуссия в какой-то момент исчезла, проблемы уже не требовали обсуждения, на все были готовые ответы. Мы отвечали нашим врагам, критиковали Запад. – А сейчас? – Сейчас новый период, когда Церковь встала с колен, и церковная журналистика снова обрела многоголосье. Это многоголосье звучит не с точки зрения того, как на Церковь кто-то нападает, а Церковь что-то отвечает. Этот голос изнутри Церкви. Я могу читать статьи на, скажем, «Русской линии», они мне не близки, но я читаю с интересом: это тоже позиция, позиция людей, которые пишут убеждённо и, я уверен, с любовью к Церкви. Я вижу, что голоса у всех разные. Очень много таких проблем, где люди сталкиваются лбами, друг на друга нападают, и это хорошо, это важно. Потому что если этого не будет, то это будет свидетельствовать о том, что в Церкви просто не существует как живого организма. Это и есть сейчас голос Церкви, он разнообразный. Оценки могут быть разными, но люди говорят об общей боли. Ради этого и существует церковная журналистика. Вот чтобы было это церковное многоголосье… Например, мы увидели,что в Церкви есть огромное количество сталинистов. Разве это не проблема? Проблема. Но это высказанная проблема внутри Церкви. Значит, есть возможность эту проблему обсуждать, решать, этой проблемой заниматься.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

«Кротость нашей прихожанки была быстра, как кобра» — 10 смешных мемов от священника Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! 1 апреля, 2019 Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! Священник Дмитрий Желобницкий делает из кадров известных кинофильмов смешные мэмы, объединенные общей темой — православной самоиронией. К 1 апреля отец Дмитрий сделал подборку картинок специально для наших читателей, а мы подобрали к этим картинка цитаты из близких по смыслу статей «Правмира». Наслаждайтесь! «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина»- наставлял свт. Тихон Задонский. Читать далее… Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Читать далее… В общественных местах постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями общественной жизни, и хамство, к сожалению, — одно из самых распространённых. Как бы с ним ни боролся, результат всегда тот же: нулевой. Любые способы воздействия на хамящего, как правило, ни к чему, кроме конфликтов, не приводят. Как воздействовать на того, кто хамит? По-христиански ли это — «проглатывать» обиду? Отмалчиваясь и уклоняясь от споров, не даём ли мы, таким образом, хамству процветать? Читать далее…

http://pravmir.ru/krotost-nashej-prihozh...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 112. О ХВАСТОВСТВЕ Далее мы исследуем хвастовство и самоиронию, которые, согласно Философу, являются частями лжи 733 . Под первым заглавием, а именно хвастовством, наличествует два пункта: 1) какой добродетели оно противоположно; 2) является ли оно смертным грехом. Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНО ЛИ ХВАСТОВСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ ПРАВДЫ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что хвастовство не противоположно добродетели правды. В самом деле, правде противоположна ложь. Но хвастаться можно и безо лжи, как когда человек демонстрирует собственное превосходство. Так, [в Писании] сказано, что Артаксеркс «сделал пир,... показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего» ( Есф. 1, 3, 4 ). Следовательно, хвастовство не противоположно добродетели правды. Возражение 2 . Далее, Григорий считает хвастовство одним из четырех видов гордости, «когда», так сказать, «человек хвастает тем, чего у него нет» 734 . В связи с этим [в Писании] сказано: ««Слыхали Мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, об его высокомерии, и его надменности, и кичливости его, и превозношении сердца его. Ведомо Мне хвастовство его» 735 , говорит Господь, «но это ненадежно; пустые слова его»» ( Иер. 48, 29, 30 ). Кроме того, Григорий говорит, что хвастовство возникает из тщеславия 736 . Но гордость и тщеславие противоположны добродетели смирения. Следовательно, хвастовство противоположно не правде, а смирению. Возражение 3 . Далее, хвастовство, похоже, обусловливается богатством; так, [в Писании] сказано: «Какую пользу принесла нам гордость, и что доставило нам хвастовство богатством?» 737 ( Прем. 5, 8 ). Но избыток богатства, похоже, связан с грехом жадности, которая противоположна правосудности или щедрости. Следовательно, хвастовство не противоположно правде. Этому противоречит сказанное Философом о том, что хвастовство противоположно правде 738 . Отвечаю: непосредственно хвастовство (jactantia) обозначает, похоже, превозношение себя посредством слов; в самом деле, если человек желает далеко бросить (jactare) вещь, он её высоко поднимает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

- Если ребенок учится в обычной школе, нужно ли сразу сообщить классному руководителю о том, что он из церковной семьи, или пусть это постепенно выяснится само собой? - Вообще, в нормальной школе при поступлении в нее, да и перед началом каждого учебного года родители заполняют анкету, в которой пишут все особенности ребенка и образа жизни семьи. Нельзя же ребенка в школу (неважно, в православную или нет) отдать, как в омут кинуть. Всегда нужно познакомиться с учителями, классным руководителем, поговорить с ними. Да и, к слову сказать, далеко не везде религиозность семьи вызывает негативное отношение. В Москве , например, сейчас большое количество школьных учителей - верующие люди. И когда в школе оказываются дети из православных семей, это не вызывает никакого отторжения. Конечно, везде есть исключения. Проблемы возникают с учителями истории, биологии в старших классах. К сожалению, наша школа довольно медленно меняется. По своему родительскому опыту знаю случаи, когда ребенку было сложно доказать сначала учителю-словеснику, а потом уже целой комиссии, что Катерина из «Грозы» А. Н. Островского не является положительным образом, поскольку она покончила жизнь самоубийством, что является грехом с точки зрения Православия. А для светских педагогов она до сих пор «луч света в темном царстве». Очень важно, чтобы родители общались с ребенком: давали ему соответствующие книги, фильмы вместе смотрели, обсуждали их. Тогда семья станет для ребенка альтернативным источником информации, и именно там будет формироваться его мировоззрение. - Должен ли ребенок рассказывать сверстникам о своей вере? Где грань между скромностью, нежеланием навязывать окружающим свои убеждения и трусостью, отступлением от веры? - Я думаю, что специально проповедью не стоит заниматься не только ребенку, но и взрослому. Апостол Пётр четко сформулировал православную миссионерскую доктрину: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Поэтому не надо ребенка настраивать на то, чтобы он всем рассказывал, какой он православный. Тем более если он не самый сильный, не самый умный в классе. Это может вызвать негативное отношение вплоть до травли. Но в то же время все мы помним и слова Господа: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). И на конкретный вопрос: «Ты что, веришь в Бога и ходишь в церковь?», - ребенок должен быть готов дать утвердительный ответ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

С другой стороны, если я болезненно тщеславный человек, отношусь к себе с повышенной серьезностью, то для меня большой шаг – посмеяться над собой. Увидеть себя как бы сверху, увидеть всю свою раздутую амбициозность, мнимое величие и реальный масштаб «Из жизни насекомых». Если я увижу собственное самолюбование, свой букашечный размер и от души посмеюсь над распирающей меня гордыней, то от этой самоиронии и до покаяния – один шаг. Если же над моим тщеславием посмеется жена или друг, а я не обижусь, и напротив, поддержу шутку, то от этого и до смирения не так далеко. Бывает покаянное самообличение, которое проявляется в смехе над собой. Хотя чаще встречается покаянное самообличение в плаче над собой. Правда, плач о своих грехах особый – радостотворный. То есть он порождает радость, он переходит от печали по Боге к радости по Боге. Подобный чудесный переход от печали к радости совершает не только отдельный человек, но и вся Церковь , ежегодно. Когда? Великим постом мы погружаемся в светлую покаянную печаль, скорбь Страстной седмицы, а на Пасху приходит радость о Христе, Победителе греха и смерти. Наш главный праздник, Пасха, поистине всерадостное торжество. И об этом Христос предсказал апостолам: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (греч. и липи имон ис харан генисте)» ( Ин. 16:20 ). Люди обращают внимание, что Христос в Евангелии ни разу не засмеялся, -наоборот, Он прослезился из любви к умершему Лазарю. И некоторые отсюда делают вывод: будем подражать Господу, вместо смеха у нас должен быть плач. И они погружаются в безоговорочный траур, даже на Пасху одеваются в черное. Да, в Новом Завете Христос ни разу не засмеялся, но Он радовался, и не однажды. Вот, например, стих из Евангелия: «Возрадовался (греч. игаллиасато) духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» ( Лк. 10:21 ). И Своим ученикам Христос дает отраду даже во время гонений на веру: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (греч. геласете)... Блаженны вы, когда возненавидят вас люди... за Сына Человеческого... Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах... Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк 6: 21, 22–23, 25 ). Итак, Христос все-таки не осуждает смех как таковой. Заглянув в труды святых наставников христианской веры, мы найдем тому подтверждение. «Если бы всех осуждать за нынешний смех, то не осталось бы, кому дать блаженство за слезы. Итак, «смеющиеся», которых осуждает Евангелие, суть люди, которые преданы удовольствию чувственному... Подобным образом не всякие слезы составляют плач Евангельский; ибо плачут даже и звери», – замечает московский святитель Филарет. Евангелие осуждает такой смех, который является выражением страстной привязанности к удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

— Для начала — грамотный литературный язык. Потому, что студенты — это аудитория, которая ничего не прощает. И если дырку на рясе можно оправдать, то «дырку» в языке оправдать нельзя. Никакая аскетика не требует говорить невнятно. Студенты тут спуску не дадут — и будут правы. Миссионеру потребен грамотный литературный язык. Неважно — украинский, русский или чувашский, но он должен быть грамотным. Обязательно должно быть чувство юмора. В том числе самоиронии. Необходимо умение слышать собеседника, умение мгновенно реагировать. Нужно также владеть языком университетской субкультуры. Я имею в виду не анекдоты из жизни студентов, а научный язык, гуманитарную речь. Знание устройства синхрофазотрона не является обязательным. Но иметь представление о гуманитарной культуре (научной, университетской), о том, какие критерии доказательности приняты в этой среде — это необходимая вещь. Также в комплект должны входить умные глаза (очки необязательны) и приветливое выражение лица. Ещё желательно помнить, что мы христиане. Мы не только православные, мы — христиане. И Христа не забывать. Слишком уж часто в наших проповедях есть место для чего угодно, только не для нашего Спасителя. Ну, самое главное: миссионерами не становятся, миссионерами рождаются. Миссионерство — это призвание, а не профессия. Призвание — то, что находит тебя, а не то, что выбираешь ты. Гарнак отмечает , что в апостольский век по-разному понимаются истоки епископства и миссионерства: «Рукополагайте себе епископов» (Дидахэ, 15). Проповедники же не общиной избираются — «Одних Бог поставил в Церкви апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных учителями» (1 Kop 12:28 и Еф 4:11). Так был призван Павел, причем Призывающий указывал ему народы, к которым идти: И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там (Деян 16:9-10). Подобный «македонский призыв» пережил святой Патрик Ирландский: «Итак, после нескольких лет отсутствия, я снова оказался в Британии среди своих родичей, которые искренне упрашивали меня, чтобы теперь, после столь великих испытаний, перенесенных мной, я больше не покидал их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Возражение 2 . Далее, как говорит Философ, самоирония подчас оказывается хвастовством 752 . Но хвастовство – это не самоирония. Следовательно, самоирония является не менее тяжким грехом, чем хвастовство. Возражение 3 . Далее, в Писании сказано [о враге]: «Если он говорит униженно – не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» 753 ( Прит. 26, 25 ). Но говорить униженно свойственно самоиронии. Следовательно, она есть средоточие многих пороков. Этому противоречит сказанное Философом о том, что «те, которые говорят о себе приниженно и на словах отклоняются в сторону преуменьшения, представляются людьми, скорее, обходительного нрава» 754 . Отвечаю: как уже было сказано (110, 2), одна ложь может быть более тяжкой, чем другая, как по причине своего предмета (так, наиболее тяжкой является ложь в религиозном учении), так и по причине побуждения к греху (так, злонамеренная ложь тяжче услужливой или шутливой лжи). Но ложь как самоиронии, так и хвастовства посредством слов или каких-либо иных внешних знаков относится к одному и тому же предмету, а именно тому, что оказывает воздействие на человека, так что в этом отношении они равны. Однако хвастовство в большинстве случаев проистекает из подлого побуждения, а именно желания почести или наживы, тогда как самоирония является результатом нежелания человека, хотя и неупорядоченного, быть неприятным другим по причине своего превосходства. Указывая на это, Философ говорит, что «хвастовство представляется чем-то худшим, чем самоирония» 755 . Впрочем, подчас случается так, что человек уничижается по какой-то другой причине, например, ради обмана, и тогда самоирония является более тяжкой. Ответ на возражение 1 . В этом аргументе о самоиронии и хвастовстве говорится как о лжи, которая рассматривается либо сама по себе, в каковом смысле она является тяжким [грехом], либо со стороны её предмета, в отношении которого, как уже было сказано, [самоирония и хвастовство] равны. Ответ на возражение 2 . Превосходство бывает двояким: одно – в отношении преходящего, другое – в отношении духовного. Затем, иногда человек при помощи слов или других внешних знаков притворяется, что испытывает недостаток во внешних вещах, например, нося ветхую одежду или делая что-то подобное, желая этим показать свое духовное превосходство. О некоторых из таких людей Господь говорит, что «они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людьми постящимися» ( Мф. 6, 16 ). Поэтому такие люди виновны, хотя и по-разному как в самоиронии, так и в хвастовстве, по каковой причине их грех наиболее тяжек. В связи с этим Философ говорит, что «хвастливыми могут быть и излишек, и нарочитый недостаток» 756 . А об Августине говорят, что он не желал иметь одежды как излишне дорогой, так и излишне бедной, поскольку ту и другую носят ради славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Самоирония — спасение от всего». Александр Ширвиндт — о юморе, жизни и любви 16 марта, 2024. Редакция " Правмира " Посвящается памяти актера Вчера, 15 марта, не стало народного артиста России, президента Театра сатиры Александра Ширвиндта. Ему было 89 лет. Он сыграл более 150 ролей в театре и кино. Его помнят как мудрого и ироничного человека. «Правмир» публикует отрывки из интервью любимого актера. О детстве Из детства четко помнится начало войны. Подмосковье, поселок Ильинское. Это сейчас там хоромы, а раньше были скромные интеллигентские дачи, рядом город Жуковский со своим знаменитым авиационным центром. Часть детства прошла в эвакуации, в городе Чердынь, теперь это Пермский край. Там есть какой-то музейчик, и работающие там за пять копеек милые дамы создали уголок, посвященный Ширвиндту. Это так трогательно!.. Александр Ширвиндт в детстве. Фото: Москвич Mag Мой отец был скрипачом, и всю войну мотался с фронтовыми бригадами, мать руководила этой бригадой. Мы там, в Чердыне, ели чеснок, чтобы не сдохнуть от болезней. Но как нас опекали! Это же Сибирь, совсем другой народ. Я с возницей возил воду в бочке на лошадке. Мороз жуткий, и мы в гору тащимся. Даже есть фотокарточка, я там пошел в первый класс и проучился до третьего. Так что я чердынец! О жене Летом 2021 года вся семья собралась на даче отметить мой день рождения. Наталия Николаевна (жена Александра Ширвиндта – Ред.) сказала тост: «Вы сидите, выпиваете, вам уютно и приятно. Ничего этого не было бы, если не одно событие, которое произошло ровно 70 лет назад, — если бы мы с Шурой не познакомились». Все стали хлопать и кричать «Горько!» Если кто-то женат три месяца и семь дней, то влияние жены на него одно, а если 70 лет, несколько иное. Александр Ширвиндт с женой Натальей. Фото из сообщества ВКонтакте Московского театра сатиры Моя супруга — очень образованный человек. Она десятилетиями решает кроссворды без помощи Гугла, разгадывая их почти стопроцентно. Иногда она в панике обращается ко мне, зная, что я ничего не знаю, — для выхода эмоций, и спрашивает что-то вроде: «Толщина льдов в Гренландии в период усиления Гольфстрима, четыре буквы по горизонтали». Тут важно, что по горизонтали, а не по вертикали — легче признаться, что не знаю.

http://pravmir.ru/samoironiya-spasenie-o...

Михайло Ломоносов. Русская комета Пафос, лирика, самоирония. Что главное в поэзии русского просветителя? 19 октября, 2015 Пафос, лирика, самоирония. Что главное в поэзии русского просветителя? День рождения самого человечного из титанов. Ломоносов – неразгаданный гений. Его значение частенько подвергают сомнениям. Пожалуй, главная его ипостась – просветитель. А что может быть важнее? По крайней мере, в середине XVIII века, как и сегодня, Россия нуждалась в форсированном просвещении и помех на этом пути тогда было не меньше, чем сегодня. Правда, власть наследников императора Петра осознавала необходимость просвещения – хотя бы декоративного. В последние десятилетия мы бодро осознанно откатываемся назад – и это также сознательный выбор, продуманная стратегия. Ломоносов бы её не одобрил. «Комет бледного сияния и хвостов причина недовольно ещё изведана, которую я без сомнения в электрической силе полагаю… сие явление с северным сиянием сродно». Ломоносов не только исследовал кометы, но и сам был подобен стремительному небесному телу, оставляющему яркий свет в потемках. Русская комета, не померкнувшая в истории. Что было главным в творчестве Ломоносова – ещё одна неразгаданная тайна. Одно мы можем точно сказать: сила ломоносовского поэтического дарования ощутима и в наше время. При жизни Ломоносова и ценили главным образом как стихотворца. Именно поэтические успехи принесли ему, простолюдину, славу и положение при дворе. Стихи открывали перед просветителем двери в самые изысканные кабинеты всесильных вельмож. Двор чувствовал необходимость не просто в придворном поэте, который способен развлекать и увлекать рифмованным красноречием. Елизавете Петровне хотелось видеть рядом с троном волшебника, чтобы пленял и поражал, как архитектура Растрелли, чтобы ведал про все секреты просвещённого века не хуже французов и немцев. К тому времени в России уже существовала традиция придворной поэзии. Так, Симеон Полоцкий воспевал царя Алексея Михайловича, Феофан Прокопович и Фёдор Журавский вострубили славу Петру Великому. Современник Ломоносова — Василий Кириллович Тредиаковский сочинял велеречивые оды Анне Иоанновне, а однажды выдохнул, как молитву, очень искренние «Стихи похвальные России». Он заступил на поэтическую вахту несколько раньше Ломоносова. Но именно Ломоносов превратил русскую поэзию в искусство номер один, стал главным комментатором эпохи. И значение его од – воспитательное, политическое – было куда выше, чем у предшественников.

http://pravmir.ru/mihaylo-lomonosov-russ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010