году). При этом на клятвы распространяется общий принцип, определяющий характер принесения покаяния в Й. К.: прощаются клятвы, относящиеся только к давшему их человеку (прежде всего это опрометчиво данные религ. обеты). Клятва, данная др. человеку, не может быть отменена без его согласия. Молитва произносится трижды, как всякий акт аннулирования обета; молящимся предстоят 3 человека, выступающие в роли судебной коллегии, которая уполномочена общиной совершить аннулирование обета: хаззан (кантор) и 2 предварительно выбранных уважаемых члена общины или раввина, держащие свитки Торы. Молитва «Коль нидрей» произносится перед заходом солнца (как и в др. случаях разрешения от обета; во времени произнесения «Коль нидрей» также нередко усматривается стремление не застать величайший день в году имея на душе ложь неисполненных обетов) и переходит в маарив (вечернюю молитву). Только в Й. К. во время вечерней молитвы молящиеся облачаются в таллит. Богослужение начинается 10 тишри рано утром и длится почти без перерыва весь день. После шахарит (утренней молитвы) читается 16-я гл. кн. Левит, а также хафтара (чтение из книг пророков) на тему угодного Богу поста - знаменитые слова из Книги прор. Исаии (Ис 57. 14-21; 58. 1-14). Во время мусафа (добавочной амиды в честь праздника) в ашкеназских синагогах совершается троекратное падение ниц в воспоминание о поклонении народа при произнесении первосвященником Божественного Имени. Перед амидой минхи зачитывают 18-ю гл. кн. Левит и хафтару на тему раскаяния в грехах и прощения их Богом (вся Книга прор. Ионы и заключительные 3 стиха Книги прор. Михея). Последняя молитва Й. К.- неила (закрытие, заключение). Неила включает молитвы «Ашрей» («Блаженны...»; молитва, состоящая из стихов Пс 84. 5; 144. 15; 145; 115. 8), «У-ва ле-Цион» («И придет на Сион...») (2 предвечерние молитвы, перенесенные из минхи Й. К.), амиду, слихот и сокращенный видуй. После неилы произносится молитва «Авину, Малкейну» («Отец наш, Царь наш...»), «даже если Йом Киппур выпал на Шаббат, а молитву закончили еще днем» (Кицур Шулхан Арух.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

Итак, перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие книги Ветхого Завета является каноническими, а какие нет. Для начала необходимо указать источники, которыми руководствуется Церковь при отборе священных текстов. Это ряд святых канонов. А именно – 85-ое правило св. Апостолов, 60-ое правило Лаодикийского Собора, 33-ее правило Карфагенского Собора, 39-ое праздничное послание свт. Афанасия Великого , стихи свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского . Кроме этого, канон Писания излагает весьма авторитетные для православных тексты – «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского , «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , «Пространный катехизис» свт. Филарета Московского и «Декрет Дамаса», т.е. постановление Римского Собора 382 года. Для начала составим список книг, признаваемых каноническими всеми авторитетами. Это пять книг, написанных св. боговидцем Моисеем: 1 . Бытие. 2 . Исход. 3 . Левит. 4 . Числа. 5 . Второзаконие. Далее следуют исторические книги. 6 . Книга Иисуса Навина. 7 . Судей. 8 . Руфь (последние две книги традиционно приписываются св. прор. Самуилу). 9 . Четыре книги Царств (первые две приписываются Самуилу, 3 и 4 написаны пророками, а приведены в единообразный вид прор. Иеремией). 10 . Две книги Паралепоменон (основаны на летописях пророков, последняя их редакция принадлежит св. Ездре). 11 . 1 книга Ездры. 12 . Книга Неемии (в канонах часто называется 2 книгой Ездры). Далее следуют книги учительные: 13 . Иов (древнейшая книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном). 14 . Псалтирь св. царя Давида. 15 . Притчи Соломона. 16 . Екклесиаст Соломона. 17 . Песнь песней Соломона. Далее завершают Ветхозаветный Канон пророческие книги: 18 . Книга прор. Исаии. 19 . Иеремии. 20 . Иезекииля. 21 . Даниила. 22 . Осии. 23 . Иоиля. 24 . Амоса. 25 . Авдия. 26 . Ионы. 27 . Михея. 28 . Наума. 29 . Аввакума. 30 . Софонии. 31 . Аггея. 32 . Захарии. 33 . Малахии. Авторитет этих священных книг признан всеми каноническими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Песнь прор. Аввакума (3, 1–19) «Господи, услышах слух Твой» изображает предстоящее («соверши дела Твои среди лета», LXX: «посреде двою животну познан будеши», по нек. отцам: среди 2 заветов) явление Господа для суда над угнетателями избранного народа (халдеями), подобное синайскому Богоявлению и чудесам исхода («Бог от юга», евр. Фемана — юж. Идумеи, по отцам — из Вифлеема, «приидет и Святый от горы приосененныя чащи», евр. «от горы Фарана», по отцам — Сиона), имеющее сопровождаться страшными стихийными потрясениями и бедствиями, которые послужат карою для нечестивых и посему не должны смущать твердо уповающего на Бога. Песнь прор. Исаии (26 гл.), из коей взята для канона большая часть, 9–19 ст., со слов «От нощи утренюет дух мой», воспевает будущую вожделенную землю праведных, с которой будут устранены все нечестивые и на которой совершится невозможное по естественным законам: вообще не оживающие мертвые, после некоторых духовных усилий праведного народа, похожих на муки рождения, от росы Божией оживут (в евр. только «твои мертвые») на радость всех земнородных. Песнь прор. Ионы (2, 3–10) «Возопих в скорби моей ко Господу», воспетая как бы из гроба заживо погребенным, постепенно изображает все ужасы положения пророка сначала совне — пучину вод, потом с внутренней стороны — близость смерти, причем вместе со сгущением красок в этом описании все больше растет надежда пророка на избавление, которая в 3-ей части песни оттесняет все другие мысли. Песнь трех отроков (Дан. 3, 26–88), «Благословен еси Господи Боже отец наших», не имеющаяся в евр. Библии, в своей первой и большей части, употребляемой в качестве 7-й песни канона (ст. 26–56), прославляет Бога отцов за праведное наказание своего народа пленом и просит о милости и избавлении ради завета с праотцами, затем (после вставки повествовательного характера о том, что печь разжигали все сильнее и что в нее сошел Ангел, вставки, тоже не опускаемой в 7-й песни канона) прославляет Господа как Бога отцов, прославляемого во храме Своем и на небесах. Вторая, меньшая, часть песни (ст. 67–88) «Благословите вся дела Господня», служащая 8-й песнью канона, приглашает к прославлению Господа все Его «дела», начиная от Ангелов и спускаясь, как по лестнице, по разным сферам творения, до людей и Израиля в различных его классах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Помимо Начального, Великого и поста Пятидесятницы в арм. обряде имеются малые посты, по 5 дней, перед Преображением, Успением, Воздвижением, перед обретением мощей св. Григория Просветителя и накануне времен года (лета - прор. Илии, осени - Варагского Креста, зимы - св. Иакова Нисибинского). Памяти святых совершаются только в те дни, когда нет праздников или постов, за исключением памяти прор. Ионы (в пятницу Начального поста), Усекновения главы Иоанна Предтечи (в субботу после Пасхи), памяти прор. Илии (в седмицу после Пятидесятницы). Коптское богослужение Копт. Церковь доныне следует александрийскому году, к-рый сходен с юлианским (отличаются названия месяцев, каждый из 12 месяцев состоит из 30 дней, в конце года имеется дополнительный, 13-й, месяц (Επαϒμεναι μραι), состоящий из 5 или 6 (каждый 4-й год) дней). Начало Г. ц. приходится в зависимости от 4-летнего цикла на 29 или 30 авг. (по юлианскому календарю). К числу 7 великих Господских праздников относятся Рождество Христово (29 (28) Хойака (Киака)/25 дек.), Крещение (11 Тобе/6 янв.), Благовещение (29 Паремготепа/25 марта), Вход Господень, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. Празднованию Рождества Христова предшествует подготовительный период и навечерие. На следующий день после него совершается праздник Поклонения волхвов. Богоявлению также предшествует навечерие. Малыми Господскими праздниками считаются: Обрезание Господне (6 Тобе/1 янв.), Чудо в Кане (13 Тобе/8 янв.), Сретение (8 Эмшира/2 февр.), Великий четверг, Фомино воскресенье, Вхождение Христа (или Св. Семейства) в Египет (24 Пашонса/19 мая), Преображение (13 Месоре/6 авг.), а также Освящение храма Воскресения в Иерусалиме и Обретение (Воздвижение) Креста (16-17 Тоута/13-14 сент.; Обретение Креста св. Еленой и имп. Ираклием празднуется также 10 Паремготепа/6 марта). К малым праздникам причисляется и Новый год (Навруз - 1 Тоута/29 авг.). Неск. раз в календаре фигурирует однодневное празднование Благовещения, Рождества Христова и Воскресения Господня (24 янв., 23 февр., 23 июля), что, видимо, связано с характерной для коптов и эфиопов практикой частого воспоминания ряда центральных событий Свящ. истории и наиболее почитаемых народом святых. Вместе с тем др. примеры указывают на попытки привязать подвижные праздники к конкретным числам (напр., 25 марта - Воскресение Христа из мертвых, 1 апр.- явление Иисуса Христа ап. Фоме, 3 мая - Вознесение Христово). В нек-рых календарях Рождество Христово отмечается 22 авг.

http://pravenc.ru/text/165235.html

(суббота перед Воздвижением); праздники освящения храмов Рождества Господня в Вифлееме, Вознесения Господня в Иерусалиме и Успения Пресв. Богородицы в Иерусалиме (соответственно вторник, среда и четверг после Воздвижения). Памяти святых не должны совершаться в Господние праздники и посты, в обычные недели они могут приходиться только на понедельник, вторник, четверг или субботу, в многодневные посты - только на субботу. Исключением является совершение памяти св. прор. Ионы , к-рый явил пример покаяния и воздержания, в посл. день недели (пятницу) Начального поста. В период от Пасхи до недели, следующей за Пятидесятницей, из памятей святых празднуется только Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (в субботу пасхальной недели) и память прор. Илии (на неделе после Пятидесятницы). Рождество Иоанна Предтечи празднуется 14 янв. (в визант. обряде - 24 июня). В совр. месяцеслове присутствует ок. 400 имен: библейские святые (89, включая Небесные Силы), вселенские святые 5 первых веков христианства, арм. святые IV-XIV вв. (более 60), среди них: преподобные Антон и Кронид, сподвижники свт. Григория Просветителя и основатели мон-ря св. Иоанна Предтечи в Тароне ( 355; пам. в 5-й понедельник после Воздвижения), мученики Саргис с сыном Мартиросом и 14 воинов (IV в.; пам. в субботу после Начального поста), мц. Шушаника (V в.) (пам. во вторник недели Варагского поста, в визант. традиции - 28 авг.), мученики Саак и Амазасп Арцруни ( 785; пам. в четверг после праздника Варагского Креста), свт. Григор Нарекаци ( 1003; пам. вместе со святыми Переводчиками в субботу 4-й недели после Воздвижения). Посты Постными днями ( [пас]), имеющими покаянный характер и посвященными поминовению усопших, являются все среды и пятницы (кроме сред и пятниц периода Пятидесятницы и попразднств Богоявления, Пятидесятницы, Преображения и Успения), будние дни Великого поста (кроме суббот и воскресений), а также дни 9 малых постов (всего в году около 117 постных дней). В случае совпадения Господнего праздника и поста отмечается праздник. Из многодневных постов наибольшую продолжительность имеет Великий. Пост перед праздником Богоявления (Йиснакац), первоначально продолжавшийся 50 дней (ср. Рождественский пост , Адвент ), в наст. время сокращен до одной недели (15-21 нояб.). По 5 дней (с понедельника по пятницу) продолжаются посты перед Преображением, Успением и Воздвижением. Так же устроены: Начальный пост; 3 поста накануне наступления времен года: лета (пост прор. Илии), осени (пост Варагского Креста), зимы (пост св. Иакова Нисибинского); пост свт. Григория Просветителя перед праздником обретения его мощей. В продолжение 3 последних постов по понедельникам, вторникам и четвергам дозволяется празднование памятей святых. Поминовение усопших

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

В Талмуде И. отождествляется с сыном вдовы из Сарепты, к-рый был воскрешен по молитве прор. Илии (Бэрешит Раба. 98. 11; Сукка. 5. 55a; Эрубин. 96a). Непослушание пророка осуждается как бессмысленное прегрешение (Вэелле Рабба. 4. 3). В то же время отказ И. от проповеди объясняется его нежеланием, чтобы наследниками божественных обетований стали принесшие покаяние ниневитяне, к-рые могли занять место евр. народа (Мидраш Вэелле. 12, 1; Санхедрин (иерусалимский). 11. 30b). Руководствуясь любовью к своему народу, И. предложил собственную жизнь в обмен на спасениеИзраиля (Иона 1. 12) (Мидраш Вэелле. 12 1 - Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 643). И. знал, что ниневитяне покаются, но не понимал, будет ли это к добру или во зло (Санхедрин. 3. 5). В др. месте отмечается, что как во времена Иеровоама II проповедь И. спасла Израиль (4 Цар 14. 25), так и его рвение отвратило ниневитян от зла и привело к добру (Эбамот. 11. 3). В мидраше Пирке рабби Элиезера (IX в.) содержится подробное описание путешествия И. во чреве морского чудовища к основанию мира, под фундамент Иерусалимского храма. Каждый стих псалма И. сопоставляется с основными событиями израильской истории ( Friedlander G. Pirke de R. Eliezer. N. Y., 1965. P. 65-73; Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1913. Vol. 4. P. 246-253; 1928. Vol. 6. P. 348-352). Это путешествие до прибытия в Ниневию описано в мидраше Ионы, содержащем еще более фантастические подробности: находясь в брюхе 1-й рыбы, уготованной ему от начала мира, И. был проглочен вместе с ней др. рыбой, чтобы побудить И. к молитве (Ozar midrashim: A Library of Two Hundred Minor Midrashim/Ed. J. D. Eisenstein. N. Y., 1915. P. 218-222 [на ивр.]). В чин публичной молитвы во время продолжительной засухи включено упоминание о молитве И.: «Тот, кто ответил Ионе из чрева кита, сможет услышать твой вопль в день плача» (Таанит. 2. 9). Книга прор. Ионы читается в синагоге во время полуденной молитвы на праздник Йом-Киппур (Мегилла. 31а). В одном из мидрашей приводятся слова Господа: «Я послал пророка в Ниневию, и он обратил ее к покаянию; и как много пророков Я посылал к этим израильтянам в Иерусалиме» (Мидраш Эйха. 31). Обычно эти слова рассматриваются в свете слов Спасителя в Евангелии: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной» (Мф 12. 41 - Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 651).

http://pravenc.ru/text/578248.html

Исайю ( Ис. 38:4–5 ). Наконец, предсказание прор. Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось исключительно потому, что ниневитяне, услишав это предсказание, стали каяться пред Богом во грехах, наложили строгий пост не тольхо на всех людей, не исключая младенцев, но и на скот, и этим умилостивили Бога, Который и пощадил их ( Ион. 3:10 ). Кроме того, некоторые пророчества не исполнились потому, что высказывались условно (см., напр., Ис.1:19–20 ; Втор., гл. 28). 216 в) Истинные пророки высказывали свои пророчества вполне сознательно, как об этом свидетельствует ап. Павел, говоря: «духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ), и как это видно из примера прор. Ионы, думавшего не исполнить воли Божией и бежать в Фарсис ( Ион. 1:1–3 ). У истинных пророков для каждой пророческой речи было особое воздействие Божественной силы ( Иер. 7:1; 26:1 ; Иез. 2:2 ), но это воздействие не затмевало их ума, потому что «противно обетованию Божию, – говорит св. Василий Вел., – наития боговдохновенного делать изумленным так, чтобы он, когда исполнится божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума, и когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных слов. И вообще сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы дух премудрости делал человека подобным лишенному ума, и дух ведения уничтожал в нем разумность»? (Твор. Вас. В. ч. 2, стр. 10. М., 1891 г.). По словам св. И. Златоуста, пророк «говорит все с трезвой душой и здравым рассудком, зная, что он говорит... Пророки властны были говорить и не говорить: ибо не были принуждаемы, но вместе с честью сохраняли и волю». Речь пророков истинных, как видно из их пророческих книг, льется спокойно, здраво. 217 Хлыстовские же пророки высказывают свои пророчества, большей частью, в бессознательном состоянии, в которое приходят во время радений. Вздрагивание, блуждающий мутный взор, бессвязная, туманная речь – вот отличительные внешние признаки такого пророка. С пеной у рта, с глазами на выкате, весь мокрый от своего пота и испарений «детушек», пляшет такой пророк или кружится на одном месте до получения «духа» (вернее, до потери сознания), и тогда уже «пророчествует».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Некоторые писатели в начале плена-изгнания (Вавилонского) желали показать силу того закона, что Бог производит свои суды над добром и злом еще здесь на земле. Поэтому они предприняли задачу разсказать всю историю евреев от проповеди Моисея в Моавитской земле до взятия Иерусалима Навуходоносором. Датировка времени происхождения большинства пророческих книг, повидимоми. не отступает резко от общепринятой. Но кн. прор. Ионы представлена как parable. Что касается «Песни об отроке Иеговы» в кн. Исаии (в «Девтеро-Исаии»), то пророческий характер её не оспаривается. – Книга Иова – драма; напоминает греческия трагедии; её тема – смысл страданий; есть длинные интерполяции, напр. речи Елия, цель которых оправдать Иова, также добавления в речах Иова для уравновешения его протестов против несправедливости; время происхождения книги – средина 4-го столетия до Р. Х. – Песнь песней – отрывки любовной поэмы. – Кн. прор. Даниила имеет позднее происхождение, носит апокалиптический характер, предсказывает приход Царствия Божия и небесного Мессии; дает основания к Новому Завету. Новейшая библейская критика воспринимается автором, как «триумф исторической экзегезы». Исходя из всего сказанного, автор представляет себе недоумение читателя по поводу всех этих новых для него неожиданных открытий касательно Библии, и ставит от его имени длинный ряд вопросов, иногда умышленно наивных: Спросят: Так что же? Значит – не было райского яблока в Едемском саду? Ева потеряла свою identity card? Потоп не покрывал Альп за 36 столетий до Р. Х.? Мафусаил не жил 800 лет? Иисус Навин не остановил солнца? Илия просто умер? Иов не верил в воскресение тела? Давид не составил «Miserere» или «De profundis»? Соломон не имеет отношения к написанию Экклезиаста? Даниил написан три столетия спустя после плена вавилонского? Книга Ионы притча? Павел не писал сам послания к евреям? Петр не писал 2-го послания? Во что же остается верить?» Автор отвечает по поводу таких и подобных им вопросов, что новые точки зрения на состав и содержание Библии не опасны для веры. Внутреннее достоинство Библии всегда оста ется одним и тем же. Здоровый критицизм полезен и нужен, но он должен регулироваться руководством Церкви, с отвержением теорий, противоречащих основам нашей веры, каковы, напр., теории о египетском, вавилонском, персидском (пан-иранианизм) происхождении новозаветного учения о Логосе, теории происхождения Апокалипсиса и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Последний часто есть дословный перевод этого греческого оригинала. Синаксарь или месяцеслов устава совершенно сходствует, кроме 16 августа, с синаксарем устава 1298 года и весьма мало разнится от печатного славянского. Те же в нем есть характеристическит памяти, которых мы почти не встречаем в уставах и памятниках агиологии предшествовавшего периода IX-XII в.; это – 8 янв. преп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника, 14 октября пр. Космы еп. Маюмского (есть он в Петров. прологе и других, но 15 января, у нас 12 октября), 3 ноября освящение храма великомуч. Георгия в Лидде. Разности от печатного славянского устава следующие: прибавлены в нем сент. 1 память великого пожара, 4 сент., кроме Вавилы антиохийского и прор. Моисея, еще св. священномуч. Вавилы никомид. и 84 детей, Ермионии и Евтихии сестры (sic вместо дочерей), Филиппа одного от 7 диаконов, 4 июля Михаила, архиеп. Афинского, хониата; напротив не достает в нем против славянского: 6 сент. пр. Архиппа (внесен в России), 22 сент. Ионы прор. и Ионы пресвитера, 15 октября Евфимия нового, 29 нояб. Акакиев лествице, 13 дек. муч. Лукии, 31 мая ап. Ермия , 12 июня Петра афонского, 5 июля Афанасия афонского (сия память в обоих уставах вставлена после другими руками). Переставлены памяти: Косма маюмский 14 вместо 12 окт., пр. Марфа, мать Симеона дивногорца, 5 июля вместо 4. В уставе 381 г. есть приписка о празднике убруса 16 авг. После указания о праздновании Диомиду приписка в тексте, не после внесенная: «должно знать, что в 16 день настоящего месяца есть перенесение из Едессы нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, сиречь св. убруса. И если есть служба, то поется вместе с праздником», то есть Успения Богоматери. Этого прибавления нет в уставе 456, следовательно этот устав еще древнее 381 по составлению синаксаря. Замечательно, что в этих двух уставах 381 и 456 нет афонских святых. Конечно, излишние против них в печатном славянском уставе памяти взяты из греческого же устава несколько другой редакции в синаксаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Судя по раскопкам, основными центрами производства копт. тканей в V в. были Антинополь, Панополь (Ахмим), Александрия, Оксиринх, Тиннис, Дамиетта (о др. центрах известно из текстов). В VI в. геометрические мотивы были вытеснены стилизованными растительными формами, одновременно с к-рыми распространенным стало изображение в кругах симметрично расположенных попарно животных и птиц - египетских или африканских: зебр, стоящих под егип. пальметтами, ибисов. В V - сер. VII в. кроме визант. (классического средиземноморского) выделяются сир. и иран. (стилизованные пальметты, грифоны, львы, изображение растений часто сложного рисунка) влияния; последнее связано с периодом недолгого владычества Сасанидов. С нач. VI в. стали изготавливаться ткани с цветным рисунком. Фигуры и сцены на многоцветных тканях нач. VI в. представлены в медальонах, оплетены гирляндами; рисунок динамичен, формы намеренно декоративны. Среди изображений - сцены из истории прав. Иосифа, праотцов Моисея, Авраама, прор. Ионы, мотивы виноградной лозы, путти за разнообразными занятиями (распространенный сюжет росписей рим. катакомб, раннехрист. базилик, напр. мавзолея Санта-Констанца в Риме, сер. или 3-я четв. IV в.), изображения Богородицы (Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, VI в., Музей искусств, Кливленд, США), Христа на троне или среди апостолов, сцены из жизни Христа (ср. «Поклонение волхвов» на одеянии имп. Феодоры на мозаике в ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547) и др. Со 2-й пол. VIII в. получили распространение краснофонные ткани. После араб. завоевания Е., особенно в сер. VII-XI в., происходило проникновение араб. мотивов в копт. искусство и коптских - в арабское. Ткани этого периода отличают декоративная, яркая расцветка, схематизм рисунка (2 фрагмента шерстяного покрывала с нереидами и со сценой из истории прор. Ионы, VIII в., Коптский музей, Каир). Они чаще всего лишены фигуративных изображений, на смену к-рым пришли схожие с арабеской орнаменты, дополненные стилизованными куфическими надписями (фрагмент облачения халифа Абд аль-Малика, сер. VIII в., Музей Виктории и Альберта, Лондон).

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010