Герб Йонаса Юстуса. Миниатюра из Матрикула Эрфуртского ун-та (Т. 2. Л. 113). XVI в. (Городской архив, Эрфурт) Знаком признания научного авторитета Й. стало его избрание (2 мая 1519 г., т. е. еще во время его пребывания у Эразма) на должность ректора Эрфуртского ун-та, к-рую он занимал в течение летнего семестра 1519 г. (в XVI в. в Эрфурте, как и во мн. др. нем. ун-тах, ректоры избирались на короткий срок - 1 или 2 семестра). По обычаю того времени, в мартикул ун-та был внесен герб избранного ректора, а также ректорская речь Й. В красочном изображении герба Й., занимающего в мартикуле отдельный лист, обыгрывается библейская символика его фамильного имени: на переднем плане изображен кит, во рту к-рого находится Й., уподобляемый библейскому прор. Ионе ; этот образ еще раз повторяется на щите, помещенном в правом верхнем углу. Впосл. Й. неоднократно использовал в качестве герба изображение Ионы во рту кита; в частности, этот герб присутствует на нек-рых виттенбергских изданиях его сочинений и переводов. В верхней части изображения Й. представлен в одежде ученого; он преклоняет колени перед воскресшим Христом (полное описание см.: Acten der Erfurter Universität. 1884. Bd. 2. S. 306-307). Миниатюра, оформляющая инициал ректорской речи Й., изображает его визит к Эразму (см.: Ibid. S. 307). Свою задачу в качестве ректора Й. видел в реализации рекомендаций Эразма: он считал, что Эрфурт должен стать центром гуманистической «христианской науки». В ректорской программе (см.: Ibid. S. 306-308) Й. заявлял о необходимости строго следовать гуманистическому принципу обязательного изучения 3 «библейских языков», а также о желании реформировать преподавание на фак-те искусств т. о., чтобы оно перестало быть пропедевтикой к схоластической теологии и стало подготовкой к гуманистическим исследованиям. Хотя большинство начинаний Й. остались нереализованными, его стремление к реформам было с энтузиазмом встречено эрфуртскими гуманистами. В относящейся к началу ректорства Й. похвальной речи, составленной его другом Гессом (текст см.: JJBW. Bd. 1. S. 35-40), Й. называется верным последователем Эразма, «ревнителем христианской философии» (Ibid. S. 37; ср.: Delius. 1952. S. 19-20). Й. принимал активное участие в предпринятой эрфуртскими гуманистами письменной защите Эразма от нападок англ. ученого Эдуарда Ли (впосл. архиеп. Йоркский; † 1544), упрекавшего Эразма в том, что тот в своем издании греч. текста НЗ намеренно проигнорировал ряд текстологических наблюдений Ли (см.: Delius. 1952. S. 20-21; Peters. 2009. S. 44-45).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

2. Свиток 4QXIIg (4Q82). Текст издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318. Pl. XLIX-LXIV). Сохранился в виде 249 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывки книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, М. (1. 7, 12-15; 2. 3-4; 3. 12; 4. 1-2; 5. 7-8(6-7); 7. 2-3, 20), Наума, Аввакума, Софонии и Захарии. Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ. 3. Свиток MurXII (Mur88). Издан в 1961 г. ( Milik. 1961. P. 181-205. Pl. LVI-LXXIII). Сохранился в виде фрагментов, к-рые содержат отрывки книг малых пророков: Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, М. (1. 1 - 6. 7; 6. 11 - 7. 18), Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Захарии. Датируется нач. II в. по Р. Х. Орфография и текст близки к МТ. Свиток является важнейшим свидетельством протомасоретского текста (см. в ст. Масоретский текст ). В Мих 1. 10 содержится тот же вариант   («валяйся (во прахе)»), что и в МТ   (МТ  :   - «я валялся» или «ты валялась»). 4. Рукопись 4QpMi? (4Q168). Текст издан в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 36. Pl. XII). Сохранилась в виде 5 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывок Мих 4. 8-12. Датируется между 30 г. до Р. Х. и 20 г. по Р. Х. Изначально рукопись могла являться списком либо библейского текста, либо экзегетического сочинения (пешер). 5. Рукопись 1QpMi (1Q14). Издана в 1955 г. ( Milik. 1955. P. 77-80. Pl. XV; рус. перевод: Амусин. 1971. С. 246-251). Содержит текст кумран. комментария (пешер) на Книгу прор. Михея. Сохранились (фрагментарно) следующие отрывки библейского текста: Мих 1. 2-6, 8-9; 6. 15-16; 7. 6(?). Из текста комментария можно понять, что текст М. рассматривался как эсхатологическое пророчество (фрагменты 17-18:       - «о последнем поколении»), в к-ром упоминаются и Учитель праведности (фрагм. 8-9:    ), и кумран. община (фрагменты 8-9:  ). Имя Яхве в тексте передается палеоевр. письмом. Рукопись может быть датирована 2-й пол. II - 1-й пол. I в. до Р. Х. Цитаты из Книги прор. Михея зафиксированы также в различных кумранских текстах, написанных на древнееврейском и арамейском языках: в «Благодарственных гимнах» (Мих 1. 4 в 1QHa XII 34-35 (IV 33-34); XVI 33-34 (VIII 32-33); Мих 2. 10 в 1QHa XI 9, 12-13 (III 8, 11-12)); в Книге Еноха (Мих 1. 3-4 в 4Q201); в «Уставе общины» (Мих 6. 8 в 1QS V (3-4) и параллельных текстах из 4-й пещеры; в 1QS VIII 2); в «Уставе благословений» (Мих 4. 13 в 1QSb V 26; Мих 7. 10 в 1QSb V 27); в «Дамасском документе» (Мих 2. 6 в CD A 4. 20; Мих 2. 11 в CD A 8. 13=CD B 19. 25; Мих 7. 2 в CD A 16. 15=4Q271 4 ii 14-15; Мих 7. 11 в CD A 4. 12); в «Свитке войны» (Мих 6. 5 в 1QM IV 6; Мих 7. 18 в 1QM X 8), 4QMidrEschatb (Мих 2. 10-11 в 4Q177 VIII (5-6, 8) 10), 4QNarrative and Poetic Compositiona-b (Мих 3. 12 в 4Q371 1a-b 5=4Q372 1 8), 4QBarkhi Nafshid-e (Мих 6. 8 в 4Q437 4 4-5=4Q438 4 ii 4-5).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

2. Свиток 4QXIId (4Q79). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 253-256. Pl. XLVI). Сохранился в виде 2 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) текст Ос 1. 6 - 2. 3 (2. 5). На основании почерка датируется кон. 1-й пол. I в. до Р. Х. Текст содержит ряд орфографических особенностей (напр., написание отрицательной частицы   как   в Ос 1. 10 (2. 1) и 2. 2(4), слова   «земля» как   в Ос 1. 11 (2. 2)). 3. Свиток 4QXIIg (4Q82). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318. Pl. XLIX-LXIV). Сохранился в виде 249 фрагментов, к-рые содержат отрывки текста книг пророков Осии (1. 10 - 2. 3 (2. 1-5); 2. 12-17(14-19), 20-23(22-25); 3. 1-5; 4. 1, 10-11, 13-14; 6. 3-4, 8-11; 7. 1, 12-16; 8. 1; 9. 1-4, 9-17; 10. 1-14; 11. 2 - 13. 1; 13. 6-8 (?), 11-13; 14. 9-10), Иоиля, Амоса, Авдия , Ионы , Михея , Наума , Аввакума , Софонии и Захарии . Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ. 4. Свиток 4QpHosa (4Q166). Текст был издан в 1959 г. ( Allegro. 1959. P. 142-147; последующие издания: Idem. 1968. P. 31-32. Pl. X; Horgan. 2002. P. 113-117; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 233-245). Рукопись датируется иродианским периодом (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.). Содержит (с лакунами) текст Ос 2. 6-12(8-14) и кумран. комментарий к нему. Использована орфография, характерная для мн. кумран. текстов (1QS, 1QIsaa и проч.). В ряде случаев библейский текст, содержащийся в свитке, отличается от МТ: отсутствует отрывок:       - «И обнесу ее оградой» в Ос 2. 6(8), использована форма мн. ч. (=LXX, в МТ форма ед. ч.) слова   - «праздник» в Ос 2. 11(13) и др. В комментарии текст Книги прор. Осии интерпретируется в эсхатологическом ключе. 5. Свиток 4QpHosb (4Q167). Текст был издан полностью в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 32-36. Pl. X; последующее издание: Horgan. 2002. P. 119-131; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 233-245). Рукопись датируется иродианским периодом (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.). Содержит небольшие фрагменты библейского текста: Ос 5. 13-15; 6. 2-4, 7, 9-11; 7. 10-11; 8. 6-8, 13-14 и кумран. комментарий к ним. В комментарии текст Книги прор. Осии интерпретируется как эсхатологические пророчества о событиях II-I вв. до Р. Х. В частности, в нем упоминается «яростный лев» (    ), он же «последний священник» (    ), который «прострет свою руку, чтобы поразить Ефрема» (фрагмент 2, строки 2-3). Как полагают, в этом отрывке содержится указание на расправу хасмонейского царя и первосвященника Александра Янная с фарисеями ( Амусин. 1971. С. 244-245; Charlesworth. 2002. P. 101-106).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Нек-рые детали рассказа о спасении Моисея дочерью фараона сближают его с повествованиями о потопе и о переходе Израиля через Чермное м.: подобно тому как Ной с семейством во время потопа или народ Израиля при бегстве из Египта были спасены от гибельных вод, младенец Моисей был спасен дочерью фараона, нашедшей его в Ниле (это отражено и в имени Моисей, потому что она «из воды вынула его» - Исх 2. 10). Корзинка, в к-рой мать оставила Моисея на берегу Нила, и ковчег Ноя называются по-еврейски одинаково -   (это слово употребляется в ВЗ только в этих 2 повествованиях). Евр. наименование тростника, в к-ром дочь фараона оставила корзинку,  (Исх 2. 3, 5) является частью евр. названия Чермного м. (  , букв.- тростниковое море). В. как орудие суда, спасение от к-рого возможно только по воле Божией, упоминается также в истории прор. Ионы (ср.: Иона 2. 3; в ст. 6 «морская трава», обвившая голову пророка,- это тот же тростник (  ), что и в рассказе о спасении Моисея и в Книге Иова (22. 11; 15-16)) ( Ostmeyer. S. 73-77). II. В. как источник жизни и символ спасения. На первозданной земле, освобожденной по велению Творца от В. первобытной бездны, растительная жизнь невозможна без дождей, посылаемых Богом (Быт 2. 5). Отсутствие дождя рассматривается как наказание Божие (Зах 14. 18). Насажденный Богом в Эдеме сад орошается потоками рек, к-рые в противоположность В. бездны прообразуют организованную оросительную систему (Быт 2. 10-14). Основанием для сравнения долины Иордана с «садом Господним» является то, что она хорошо орошается В. (Быт 13. 10). Неиссякающие источники В. входят в представление о земле обетованной во время странствий народа по пустыне (Числ 24. 7; Втор 8. 7; 11. 11) и в связанные с ним эсхатологические пророчества о новой земле (Ис 30. 23-25; Иоил 3. 18-19). Господь чудесным образом дарует В. маловерному и ропщущему народу (Числ 20. 24; 27. 14; Втор 32. 51; 33. 8; Исх 18. 2-7; Числ 20. 7-11; ср.: Исх 15. 22 слл.). Память о пережитом в пустыне находит отражение в песнопениях (Втор 8. 15; Пс 77. 15-16; 105. 41; 114. 8) и пророчествах о будущем Исходе, к-рый также изображается как возвращение в землю, где уже не будет жажды (Ис 48. 20-21; ср.: 41. 17-18; 43. 20; 49. 10; 35. 6-7; Иер 31. 9). Только Господь есть Тот, Кто посылает В. жаждущим (3 Цар 18. 41 слл.; Ам 4. 7; 5. 8; 9. 6), но Он же может и иссушить великие реки Египта и Месопотамии (Ис 15. 6; 19. 5-6; 50. 2; Иер 48. 34; 50. 38).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Тогда Иона пошел в Ниневию. Придя в город, Иона начал ходить по городу и проповедовать: «Еще остается сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Ниневитяне поверили проповеди Ионы, и наложили на себя и даже на свой скот пост, стали каяться во грехах своих и обратились к Богу с молитвой. Бог, видя их покаяние, не навел на них бедствия, которым грозил. Иона сильно огорчился этим, вышел из города, сделал себе кущу и сел под ней в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог расте ние, и оно поднялось над Ионой, чтобы над головой его была тень. Иона весьма обрадовался этому растению. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда взошло солнце, Бог навел знойный восточный ветер 479 , и солнце стало палить голову Ионы. Он изнемог и стал просить себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневию, этот большой город, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой (то есть невинных детей), и множество скота?» (Кн. прор. Ионы). Тридневное пребывание Ионы во чреве кита было прообразом тридневной смерти и воскресения Иисуса Христа. Пророк Исаия Пророк Исаия происходил из царского рода. Однажды (в год смерти царя Озии) Исаия увидел Господа, сидящего в небесном храме на престоле, и вокруг Его шестикрылых Серафимов, которые взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Господь воинств)! Вся земля полна славы Его!» Верхи врат потрясались от их восклицаний. По всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия воскликнул: «Горе мне; желал бы я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из Серафимов взял клещами с небесного жертвенника горящий уголь, прилетел и коснулся им уст Исаии и сказал: «Вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Господь сказал: «Кого Мне послать?» Исаия, воспламененный небесным огнем, сказал: «Вот я, пошли меня». Господь послал его проповедовать слово Его. С этого времени Исаия стал пророком и стал проповедовать иудеям, что они забыли своего Господа, Творца и благодетеля, тогда как и вол не забывает хозяина своего; что они только совершают внешние обряды благочестия, а не очищают душ своих от беззаконий; обманывают, притесняют бедных, вдов и сирот; что Бог накажет их пленом, если они не исправятся ( Ис. 1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Наконец, творения святых пророков, действовавших среди Еврейского народа по Божиему велению после разделения царства и после пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг – Пророческие книги, по-еврейски называемые Небиим. В этот отдел включены книги: пророка Исаии, пророка Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, прор. Иезекииля, прор. Даниила и 12 малых Пророков, т.е., Осин, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонни, Аггея, Захарии и Малахии. Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету, где Законодательными книгами являются Евангелия, Исторической книгой – Деяния Апостолов, Учительными книгами – Послания святых Апостолов, и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления, имеются еще деления Священного Писания Ветхого Завета на Канонические и Неканонические книги. Вопрос канона Чтобы выяснить этот вопрос, нам надо вернуться к нашим словам о том, что первоначально только Тора – Закон, т.е., пять книг Моисеевых были в полном смысле слова Священным Писанием, Законом для Ветхозаветной Церкви. Остальные книги, включаемые ныне в Библию , были для древнего благочестивого еврея таким же продолжением Закона, его развитием, но не его частью, как для нас творения мужей апостольских, святых отцов, жития святых, патерики, вплоть до творений таких современных писателей, как Феофан Затворник , о. Иоанн Кронштадтский , митрополит Антоний. Подобное отношение к Священным книгам в древнем Израиле сохранялось до эпохи возвращения из Вавилонского плена (500 лет до Р.Х.). Отделившиеся в это время от иудеев самаряне принимают в качестве Св. Писания только Пятикнижие Моисееве, хотя и знают в качестве назидательных книг и некоторые другие книги Библии. Усвоив эту справку, мы яснее поймем, как возник вопрос о каноне Ветхозаветной Церкви, т.е. вопрос о том, какие именно из писаний могут пользоваться столь высоким авторитетом, чтобы ставить их рядом с Синайским Законом, а какие – нет. Ведь и для нас одни из творений церковных писателей более авторитетны, а другие – менее. Это особенно верно в отношении позднейших, менее прославленных святостью писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Песнь прор. Аввакума ( Авв.3:1–19 ) «Господи, услышах слух Твой» изображает предстоящее («соверши дела Твои среди лета», LXX: «посреде двою животну познан будеши», по нек. отцам: среди 2 заветов) явление Господа для суда над угнетателями избранного народа (халдеями), подобное синайскому Богоявлению и чудесам исхода («Бог от юга», евр. Фемана – юж. Идумеи, по отцам – из Вифлеема, «приидет и Святый от горы приосененныя чащи», евр. «от горы Фарана», по отцам – Сиона), имеющее сопровождаться страшными стихийными потрясениями и бедствиями, которые послужат карою для нечестивых и посему не должны смущать твердо уповающего на Бога. Песнь прор. Исаии ( Ис.26 ), из коей взята для канона большая часть, 9–19 ст., со слов «От нощи утренюет дух мой», воспевает будущую вожделенную землю праведных, с которой будут устранены все нечестивые и на которой совершится невозможное по естественным законам: вообще не оживающие мертвые, после некоторых духовных усилий праведного народа, похожих на муки рождения, от росы Божией оживут (в евр. только «твои мертвые») на радость всех земнородных. Песнь прор. Ионы ( Ион.2:3–10 ) «Возопих в скорби моей ко Господу», воспетая как бы из гроба заживо погребенным, постепенно изображает все ужасы положения пророка сначала совне – пучину вод, потом с внутренней стороны – близость смерти, причем вместе со сгущением красок в этом описании все больше растет надежда пророка на избавление, которая в 3-ей части песни оттесняет все другие мысли. Песнь трех отроков ( Дан. 3:26–88 ), «Благословен еси Господи Боже отец наших», не имеющаяся в евр. Библии, в своей первой и большей части, употребляемой в качестве 7-й песни канона (ст. 26–56), прославляет Бога отцов за праведное наказание своего народа пленом и просит о милости и избавлении ради завета с праотцами, затем (после вставки повествовательного характера о том, что печь разжигали все сильнее и что в нее сошел Ангел, вставки, тоже не опускаемой в 7-й песни канона) прославляет Господа как Бога отцов, прославляемого во храме Своем и на небесах. Вторая, меньшая, часть песни (ст. 67–88) «Благословите вся дела Господня», служащая 8-й песнью канона, приглашает к прославлению Господа все Его «дела», начиная от Ангелов и спускаясь, как по лестнице, по разным сферам творения, до людей и Израиля в различных его классах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

4я — предсмертная песнь Моисея из Втор.; 5я — песнь Иисуса Навина ( Нав.10:12 ); 6я — Деворы и Варака ( Суд.5 ); 7я — прор. Анны, матери прор. Самуила ( 1Цар.2:1-10 ); 8я — царя Давида после избавления от всех врагов ( 2Цар.22 ); 9я — Песнь Песней Соломона, «лучшая из всех песен этого мира»; В первые века христианства на утренней службе пели около 4 песней: одну из Моисея, из Соломона и какие-либо из др. пророков». Хотя к VI веку на Востоке использовались уже до 15 «библейских песен». Однако уже к VII веку число песен было сокращено до 9. Сокращение числа библейских песен именно до этого числа было сделано, вероятнее всего, для того, чтобы превратить их набор в «21ю кафизму» — 3 группы по 3 библейских песней соответствуют трем статиям по 3 псалмам. Этот порядок использования 9 библейских песен существует в православной Церкви и доныне. 1я песнь — «Поим Господеви» – это благодарственная песнь иудеев после перехода их через красное море ( Исх.15:1-19 ). Выйдя из волн моря невредимимы и увидев, что преследователи их потоплены, они воспели хвалебную песнь Господу: “Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море…” 2я песнь — «Вонми, небо, и возглаголю», представляет собой обличение беззаконий иудейского народа, которые Моисей произнес во время странствования евреев по пустыне, чтобы пробудить в них чувство раскаяния ( Втор.32:1-44 ). 3я песнь — «Утвердися сердце мое в Господе», воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора бесчадия ( 1Цар.2:1-10 ). 4я песнь — «Господи, услышах слух Твой», состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа ( Авв.3:1-19 ). 5я песнь «От нощи утренюет дух мой», есть моление к грядущему Избавителю ( Ис.29:9-19 ). 6я песнь – «Возопих в скорби моей ко Господу» - это молитва пророка Ионы во чреве кита, в которой изображается пророчество о восстании Христа из мертвых ( Ион.2:3-10 ). 7я песнь — «Благословен еси Господи Боже отец наших», представляет собой славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу ( Дан.3:26-56 ).

http://azbyka.ru/video/106-utrennee-peni...

Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией , воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю; а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. Первоначально, Бог через пророка Моисея открыл то, что впоследствии составило первую часть Библии, т. н. Тору, т. е. Закон, состоящий из пяти книг — Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течение длительного времени именно это Пятикнижие и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Но тотчас вслед за Торой, явились Писания, дополняющие её: книга Иисуса Навина, дальше книга Судей, книги Царств, Паралипоменон (летописи). Дополняют книги Царств, книги Ездры и Неемии. Книги Руфь, Есфирь, Иудифь и Товит рисуют отдельные эпизоды истории избранного народа. Наконец, книги Маккавейские заканчивают историю древнего Израиля и доводят ее до цели, до порога пришествия Христова. Так является следующий за Законом, второй отдел Священного Писания, называемым Историческими книгами. И в Исторических книгах встречаются отдельные поэтические творения: песни, молитвы, псалмы, а также поучения. В более поздние времена они составили целые книги, третий отдел Библии — Учительные книги. К этому отделу относятся книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломоновы, Премудрости Иисуса сына Сирахова. Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т. е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сафония, Аггея, Захарии и Малахии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т.е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии и Малахии. Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету. Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления Священное Писание Ветхого Завета делится на Канонические и Неканонические книги. О Боговдохновенности Святого Писания Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность . Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. Это является фундаментальной истиной нашей веры, побуждающей нас признавать книги Библии Боговдохновенными. Впервые этот термин употребил апостол Павел, когда сказал: «все Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, – свидетельствует святой Апостол Петр, – но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Боговдохновенность Священного Писания обстоятельно раскрыта у оо. Церкви. Так св. Иоанн Златоуст говорит, что «все Писание написано не рабами, а Господом всех – Богом»; а по словам св. Григория Великого : «языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь». Но богодухновенность авторов священнык книг не уничтожала их личных, природных особенностей. Бог не подавляет свободную волю человека. Как видно из слов апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). Вот почему в содержании св. книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Св. Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010