Хотя владение скоро имело быть оставлено, или лучше куплено потомками, хотя оно имело быть куплено пророком, который не имел детей (ибо он не имел жены), однако повинуясь повелению Господню, он все исполняет по закону, и запечатав купчую, отдает ее Варуху, сыну Нерии, сына Маасии. Варух на нашем языке значит благословенный; он был сын Нерии, что значит светильник мой, как говорит пророк: светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим ( Пс. 118, 105 ). Нерия, отец Варуха, – сын Маасии, т. е. делания и дела Господа. Заметим, с какими преимуществами добродетелей служил Иеремии ученик его Варух: ходяй по пути непорочни сей ми служаше ( Пс. 108, 6 ), как говорит Давид. И Елисей, служитель Илии, был столь благоугоден Богу, что после перенесения учителя удостоился получить даже сугубого духа (4 Цар. гл. 2). Говорю это для вразумления тех, кои пользуются услугами злых людей, и не смеют удалить их, сознавая себя связанными с ними узами одинаково нечистой совести. Столь великому и достойному мужу Варуху запись отдается в глазах Анамеела – продавца и свидетелей, которые подписались и имена которых были обозначены в купчей записи. И в глазах говорит всех Иудеев сидевших во дворе темницы, – т. е. пришедших или утешить пророка, или, по влечению страха Божия, желавших слушать словеса Господа. Ст. 13–15. И повелел Варуху в присутствии их говоря: так говорит Господь воинств Бог Израилев: возьми книги эти, эту книгу купчую запечатанную, и эту книгу открытую, и положи их в сосуде глиняном, чтобы они могли оставаться многие дни. Ибо так говорит Господь Бог воинств Бог Израилев: еще будут владеть домами, полями и виноградинками в земле сей. В присутствии и в глазах всех вышеупомянутых лиц, служителю и ученику Варуху повелевается не словами учителя, а властью заповедывающего Бога взять записи, одну запечатанную, а другую открытую (каковой обычай купли соблюдается до настоящего времени, так что одна запись запечатывается, а другая представляет открытый лист для желающих читать), и ту и другую положить в сосуде глиняном, чтобы они могли сохраняться многие дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного? Христос ответил: ты сказал, употребив установленную форму утвердительного ответа ( Мф.26:63 ; Лк.22:70 ; Ин.19:7 ). Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания . Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом ( Пс.2 , Пс.44 , Пс.109 ). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: С нами Бог . И немного далее пророк еще определеннее раскрывает свойства Сына: И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности ( Ис.7:14, 9:6 ). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности Богомладенца писал также пророк Михей ( Мих.5:2 ). Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию Господом ( Иер.23:5, 33:16 ), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь ; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ) – т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей! Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании , могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия. Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елисавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лк.1:42–43 ). Ясно, что у праведной Елисаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елисавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

4 . В Новом Завете «познание Бога», то есть любовь к Нему, будет в центре человеческого существования. Силою благодати оно станет как бы новой природой человека. 5 . Старинная формула «Я ваш Бог, и вы Мой народ» приобретет новое значение глубокой внутренней связи человека со своим небесным Отцом, Церкви – с ее Богом-Спасителем. 5. Влияние пр. Иеремии. Верный ученик пророка Варух принес его писания к переселенцам в Вавилон, где они бережно хранились и благоговейно читались. Быть может, его пророчество о Новом Завете было знакомо и пр. Иезекиилю. У него мы находим следующее речение Господне: И раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними Завет мира, Завет вечный будет с ними. (37,25–26) В Псалтири и в Кн. Иова отразятся многие аспекты учения Иеремии и его опыт «религии сердца», а сам пророк-страдалец станет одним из прообразов Служителя Господня, Мессии-Агнца ( Ис. 53 ). Христа Спасителя будут принимать за воскресшего Иеремию ( Мф. 16:14 ), ибо он будет учить, что Храм обречен, если вера подменяется только внешним культом. Живой опыт веры пр. Иеремии, его молитвы предваряют то отношение к Отцу, которое возвестит Евангелие Христово. Вопросы для повторения 1 . Что означает притча о смоквах? 2 . Опишите события, связанные с борьбой пр. Иеремии против военной партии. 3 . При каких обстоятельствах был схвачен пророк? 4 . В чем его обвиняли? 5 . Когда было произнесено мессианское пророчество Иеремии? 6 . Как совершилось падение Иерусалима? 7 . Что в это время происходило с пр. Иеремией? 8 . Как протекли его последние годы? 9 . О чем говорила «Книга Утешения»? 10 . В чем заключается пророчество о Новом Завете? 11 . Каково было влияние пр. Иеремии? § 11. Плен Вавилонский. Книга Плач. Пророк Авдий (580–575 годы) 1. Начало диаспоры. Большинство пленных иудеев были поселены в самой столице Навуходоносора, значительно им расширенной. Остальные осели в близлежащих селениях, расположенных по берегам каналов. Греческий историк Геродот (V в. до Р.Х.) после посещения Вавилона так описывает его:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Первое, второе и четвертое стихотворение – это погребальные плачи, третье выражает личное горе, пятое – передает общую скорбь. Написаны они были в Палестине после разрушения Иерусалима в 587 году до Рождества Христова и, скорее всего, исполнялись на богослужениях, которые продолжали совершаться на месте разрушенного храма. Автор описывает горестное состояние города и его жителей, но в плаче слышится непоколебимая надежда на Бога и раскаяние в грехах. ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ. В латинской Библии оно составляет отдельную книгу, в греческой присоединено к книге пророка Варуха как шестая глава с особым заголовком. Книга представляет собой рассуждение против поклонения идолам. КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА. Книга пророка Варуха – одна из неканонических книг. Она отсутствует в еврейской Библии. Во введении говорится, что ее написал Варух в Вавилоне после увода народа в плен и послал в Иерусалим, чтобы ее читали на богослужебных собраниях. В книге содержится молитва, исповедование грехов, затем следует стихотворение, похожее на творения Премудрых, а также пророческий текст, в котором Иерусалим, как бы живой, обращается к пленникам, а пророк ободряет его. КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ. В отличие от послания Иеремии, книга пророка Иезекииля составляет одно стройное целое. В начале ее пророк рассказывает, как Бог призвал его к пророческому служению. Дальнейшее повествование можно разделить на четыре части: первая содержит упреки и предостережения израильтянам; вторая – пророчества о наказании языческим народам; в третьей пророк утешает свой народ до и после осады, обещая ему лучшее будущее; в четвертой он говорит о политическом и религиозном устройстве Палестины в будущем. Главная забота священника и пророка Иезекииля – храм, оскверненный нечистыми обрядами. Иезекииль подробно описывает план храма будущего. Пророк – строгий хранитель Закона, ему противно все, что этот Закон нарушает. В книге описаны четыре видения Иезекииля. В них открывается величественный и таинственный мир – четыре зверя, несущих колесницу Господа, хоровод в храме со множеством зверей и идолов, равнина, усеянная мертвецами, восставшими по слову пророка, будущий храм, как будто начерченный по плану архитектора, с вытекающим из него потоком.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4. В Новом Завете «познание Бога», то есть любовь к Нему, будет в центре человеческого существования. Силою благодати оно станет как бы новой природой человека. 5. Старинная формула «Я ваш Бог, и вы Мой народ» приобретет новое значение глубокой внутренней связи человека со своим небесным Отцом, Церкви — с ее Богом-Спасителем. 5. Влияние пр. Иеремии. Верный ученик пророка Варух принес его писания к переселенцам в Вавилон, где они бережно хранились и благоговейно читались. Быть может, его пророчество о Новом Завете было знакомо и пр. Иезекиилю. У него мы находим следующее речение Господне: И раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними Завет мира, Завет вечный будет с ними. (37,25–26) В Псалтири и в Кн. Иова отразятся многие аспекты учения Иеремии и его опыт «религии сердца», а сам пророк-страдалец станет одним из прообразов Служителя Господня, Мессии-Агнца (Ис 53). Христа Спасителя будут принимать за воскресшего Иеремию (Мф 16,14), ибо он будет учить, что Храм обречен, если вера подменяется только внешним культом. Живой опыт веры пр. Иеремии, его молитвы предваряют то отношение к Отцу, которое возвестит Евангелие Христово. Вопросы для повторения 1. Что означает притча о смоквах? 2. Опишите события, связанные с борьбой пр. Иеремии против военной партии. 3. При каких обстоятельствах был схвачен пророк? 4. В чем его обвиняли? 5. Когда было произнесено мессианское пророчество Иеремии? 6. Как совершилось падение Иерусалима? 7. Что в это время происходило с пр. Иеремией? 8. Как протекли его последние годы? 9. О чем говорила «Книга Утешения»? 10. В чем заключается пророчество о Новом Завете? 11. Каково было влияние пр. Иеремии? §11 Плен Вавилонский. Книга Плач. Пророк Авдий (580–575 годы) 1. Начало диаспоры. Большинство пленных иудеев были поселены в самой столице Навуходоносора, значительно им расширенной. Остальные осели в близлежащих селениях, расположенных по берегам каналов. Греческий историк Геродот (V b. до Р.Х.) после посещения Вавилона так описывает его:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

7–8 ст.; наконец, если пророк Михей мог предсказать о превращении «горы дома Господня в лесистый холм», то пророк Исаия мог предсказать о «сожжении храма». – 324 Свидетельство книги Варуха было бы очень важным, если бы можно было считать вторую часть книги подлинною. Но дело в том, что печать подлинности носит главным образом молитва , – при пр. Данииле она, по-видимому, была присоединена к кн. пр. Иеремии, и словами ее пр. Даниил молился (см. Даниил. 9 гл.), когда «соображал по книгам число лет, о котором было слово Господне к пророку Иеремии»; молитва носит отпечаток пророчеств Иеремии – особ. см. 2:20–25 или в 1:18–19; ср. Иер.25 гл., 7 гл., 8 гл. нач. и др., и это вполне подходит к тому обстоятельству, что пророк Варух был писчем Иеремии (36:4). Вторая часть книги, начиная с 3:9, носит совсем другой характер; есть, вероятно, прибавление иудея – эллиниста, и потому, может быть, не сохранилась в еврейском каноне. – Книга «Товит» описывает жизнь современника Исаии, который мог знать пророчества Исаии; но когда и кем она написана, неизвестно. В ней Товит говорит о «пророках» Ионе и Исаии ( Тов.14:4–6 , – ср. Исаии 64 гл., 10–11; 44 гл., 28; 45 гл., 20–25; Тов. 13 гл., 11–14 и Исаии 66 гл., 19:11–12; 65 глав., 15–16, 23; Тов. 13 глав., 16–17 и Исаии 54-й главы, 11–12 стихи. 326 Это не девтерономическое представление, а слова пророка Исаии, потому что он в 9:7 говорит также: «умножению владычества Его (Еммануила) и мира нет предела на престоле Давида (ср. 11:1; 29:1) и на царстве его... Ревность Господа Саваофа сделает это. (Последнее выражение повторяется в 37-й главе, стихе 32-м, и означает, что ради Себя Самого, ради Своей славы, Господь спасает город, спасает «остаток» Израиля, всей же земле определил истребление (Исаии глава 10-я, стихи 20–23-й...). 327 В этих местах, кроме 35:9 употребляется слово , а в 40–66 гл., кроме 51:11 и 50:2, везде употребляется слово . Но и – понятия взаимнозаменимые, как видно из 35:9, 10 и 51:10, 11. В 35:9 вводится впервые, и, как замечено, по-видимому. под влиянием песни Исхода 15, где в стихе 13-м употреблено слово . Нет, следовательно, ничего удивительного, если после 35 гл. мы встречаем частое употребление слова . А ранее 35-й главы вообще не встречаем этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Подобно Исаии, и современник его прор. Михей считает храм местом обитания Бога ( Мих.1:2 ), Сион –престолом царствия Господня ( Мих.4:7 ). Пророк Софония называет Сион святой горой Божией ( Соф.3:11 ) и пророчествует, что в Иерусалиме, на Сионе будет местопребывание Господа ( Соф.3:16–17 ). Пророк Аввакум говорит о храме как месте пребывания Господа ( Авв.2:20 ). В том же смысле говорит о храме и прор. Варух ( Вар.2:16 ). По воззрению прор. Иеремеи на иерусалимском храме наречено имя Бога ( Иер.7:10 , Иер.7:11 , Иер.7:30 ; срв. Вар.2:26 ); храм – подножие ног Господа ( Плч.2:1 ); под условием исполнения, предписаний закона храм иерусалимский опять может быть местом богослужебных собраний «для городов иудейских и окрестностей Иерусалима и земле Вениаминовой и равнин и гор и юга» ( Иер.17:24–26 ; срв. Плч.2:6 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы встречаем и у пророков царства Израильского; Так, Ина в молитве во чреве кита выражает надежду опять увидеть храм святой Божий ( Ин.2:5 ); он считает храм местом, где Бог принимает молитвы ( Ин.2:8 ). Пророк Амос прямо указывает на Сион и Иерусалим, как на место обитания Бога ( Ам.1:2 ). Таким образом, по общему представлению пророков о храме иерусалимском, он является местом, избранным Богом, чтобы там пребывало Его имя, местом пребывания Бога, а потому, конечно, и местом поклонения Богу народа еврейского. Если же так, то можно допустить, что в представлении пророков храм иерусалимский, в связи с требованием закона ( Втор. 12:11 ), являлся единым законным местом богослужения народа еврейского. Этот взгляд пророков на иерусалимский храм, как единственно законное место богослужения еврейского народа, еще определеннее выясняется из отношения пророков к высотам, т.е. местам еврейского богослужения вне храма. Служение на высотах, после построения храма Соломонова, было распространено в еврейском народе не менее, чем до построения храма. Об этом свящ. авторы замечают во многих местах. При Ровоаме, например, евреи «устроили у себя высоты… на всяком высоком холме» ( 3Цар.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Что же видит Иезекииль? " Слава Господня " у него - не просто сияние или облачный столп, даже не просто небесная колесница, а огромный движущийся механизм на живых и всевидящих колесах. Прот. Александр Мень считает, что Иезекииль, как и многие иудеи, был поражен интерьером Вавилонского храма, по убранству и размерам многократно превосходившего еврейский, в котором как раз и были всевозможные изображения божеств, животных и колесниц; и в видении пророка вся эта картина ожила и вписалась в представление о Ягвэ, Который на самом деле является Богом не только для иудеев. Мы не знаем, чем были для Иезекииля четыре таинственных крылатых существа, а пророк вряд ли понимал, какими они предстанут в НЗ-ном сознании, но мы ясно видим, что пророк-священник разглядел в Божественном сиянии черты льва, тельца, человека и орла. Эти существа в христианстве станут символическими знаками евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна соответственно, ибо они напоминают о разных аспектах служения Спасителя, Который и есть " сияние славы Ягвэ " . (Так, для Матфея Иисус прежде всего обетованный евреям царь Израиля, " лев от колена Давидова " ; для Марка - добровольная жертва, невинный телец или агнец; Лука подчеркивает Его человеческую природу, а Иоанн особое внимание обращает на Его Божественность). Но более всего удивительно другое - над этими животными, над сводом и над престолом, т.е. в максимально возможной степени проникновения духовным взором в глубины Сущего - " подобие человека вверху " . За шесть веков до Р.Х. Иезекииль провидит Человека в глубинах Бога, " человечность " Бога! Неудивительно, что после этого по слову Ягвэ пророк съедает/символ пропускания через нутро/свиток со словами " плач, и стон, и горе " , но при этом на устах его было " сладко, как мед "/3, 1-3/. В сознании Иезекииля видение славы Господней пересекались с тем обстоятельством, что он, будучи священником, гораздо болезненнее, чем Иеремия или Варух, переживал гибель Иерусалимского храма. Ведь этот храм являлся на земле единственным местом обитания истинного Бога, а теперь он разрушен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

77 Пророки Варух и Даниил говорят о разрушении Иерусалима и вавилонском пленении. 78 Во время правления нечестивого царя Манассии (696–641 гг. до Р. Х) народ пришел в состояние духовного одичания, и даже реформа следующего царя Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), предложенная Софонией, не могла помочь. Но пророк не переставал обличать руководителей народа: иудейских князей, судей и священников. 79 Речь идет об идолопоклонстве Израиля во времена царя Иосии. 80 Бог показал пророку Иезекиилю в видении новый храм и повелел возвестить о нем дому Израилеву. Если бы народ устыдился беззаконий своих, тогда пророк должен был показать народу план храма и его уставы и законы, чтобы народ поступал по ним. 81 Бог извещает пророка, что опустошит все города и разрушит все высоты, чтобы разорились идольские жертвенники, но при этом останутся среди народов плененные ими уцелевшие от меча евреи. 82 В книге пророка Иезекииля Иерусалим сравнивается с подкидышем — дочерью Аморрея и Хеттеянки, которую Господь удочерил и украсил одеждой, но она в этой одежде стала поклоняться чужим богам и превзошла в беззаконии своих сестер — старшую Самарию и младшую Содому. 83 Строка из песни трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, воспетой посреди горящей печи, в которую царь Навуходоносор приказал их ввести за отказ поклониться слитому из золота истукану. Песнь относится к неканоническим текстам, однако она воспринята Священным Преданием и используется в богослужении. 84 Седекию, которому был 21 год, поставил над Иудеей царь Навуходоносор вместо взятого им в плен царя Иоакима. 11 лет он царствовал над Иудеей. 85 В книге пророка Михея под «неприятельницей (слав.: враждебницей)» по отношению к Иерусалиму подразумевается Вавилон (см.: Ефрем Сирин , прп . Толкование на книгу пророка Михея). 86 Эти слова вместе с предсказанием о Вавилонском пленении евреев произнес Иеремия, после того как был освобожден из заключения в колоду, которому подвергся от священника и надзирателя Иерусалимского храма за пророчество о грядущем бедствии Иерусалима.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

«В доме Отца Моего,– сказал Христос Спаситель,– обителей много» ( Ин.14:2 ); всем найдется место в них и богатым, и бедным, и знатным, и простым вельмож и земледельцу, князю и слуге его. А потому, да молится каждый православный христианин об упокоении в этих обителях своих умерших братьев: «много бо может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). II Откуда видно, что нужно молиться за умерших? Это видно из Священного Писания. В Слове Божием говорится, что благочестивые люди всегда молились за умерших, прося Господа избавить их от мучений и улучшить их состояние за гробом. 1) Так, пророк Божий Варух молился о спасении умерших, говоря: «Господи Вседержителю Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего... Не вспоминай неправд отцов наших...» ( Вар.3:4–5 ). 2) Подобным же образом молился и праведный Ездра, когда говорил: «Не погубляй тех, которые жили по скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему» ( 3Ездр.8:27 ). 3) Наконец, самое ясное свидетельство о существовании в Ветхом Завете молитв за умерших мы находим во второй книге Маккавейской: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грехи и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» ( 2Мак.19:39–45 ). Молясь за умерших, ветхозаветные праведники учили этому и других. «Милость даяния, заповедовал премудрый Сирах, да будем ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных»,– поучал праведный Товит сына своего, Товию ( Тов.4:17 ). А пророк Божий Иеремия, в числе наказаний грешникам объявлял: «не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их» ( Иер.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010