Так, напр., из книги Второзакония (гл. 26: 14) видно, что «для мертвых“, т. е. для облегчения их участи, верующие Иудеи творили милостыню и что ее нельзя было делать только из той «десятины“ доходов земли, которая отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове: «я не ел от нея (от десятины, назначенной для вышеуказанных лиц) в печали моей (при поминовении умерших ( Иер. 16: 7 ), и не отделял ея в нечистоте (для очистительных жертв: ( Лев. 15: 30 . Числ. 6: 11 и др.), и не отдавал из нея для мертваго“ ( Иер. 16: 7 . Тов. 4: 17 ). В книге Руфь читаем: «И сказала Ноеминь сестре своей: благословен от Господа Вооз, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» (2: 20). Иисус сын Сирахов учит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости“ (7: 36). В книге Товит читаем: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам“ (4: 17). Говорится: «не давай грешникам“, ибо их молитвы об умерших Бог не примет, как людей, очевидно, не раскаянных в своих грехах. ( Притч. 15: 29 . Иса. 1: 15). Пророк Варух так молится об умерших Израильтянах, чтобы Господь услышал их молитвы о себе: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, зато и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи!“ ( Вар. 3: 4–6 ). Во второй книге Маккавейской (гл. 12: 39–45) говорится о том, что когда в одном сражении пало много Израильтян, по причине осквернения взятыми в капищах вещами, посвященными идолам, что закон запрещал Иудеям, – бывшие с Иудою Маккавеем «обратились к молитвам, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принесть жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, «да разрешатся от греха“. – Так творили милостыню для умерших и молились о них в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

53 И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский... И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов. 54 И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, –после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы. 56 И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, –и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. 57 … в то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии… 58 Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались. 59 Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа и из старейшин священнических, и выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе… И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою, и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Не имея канонического достоинства, Послание Иеремии имеет нравоучительный авторитет, особенно в частных увещаниях, – непоколебимо веровать в единого истинного Бога, Творца и Владыку Вселенной и не смущаться никакими соблазнительными примерами языческого культа и языческих празднеств (Посл. Иер. 5–6, 10, 42–43, 61, 72 ). Книга пророка Варуха Антонин (Грановский), архим. Книга пророка Варуха. Репродукция. СПб, 1902. Варух//«Воскресное Чтение», 1854, 17, С. 229–230. Елеонский Н. Следует ли считать книгу пророка Варуха каноническою или ее должно отнести к разряду неканонических//«Чтение в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, 3, С. 314–318. Икономос К. О песне трех отроков и книге пророка Варуха//«Воскресное Чтение», 1848, 45, С. 457–462. Розанов Н.П. Книга пророка Варуха/Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Издание приемников А. П. Лопухина . Т. VI. СПб, 1909. Сестрениевич А. Книга пророка Варуха. Критико-исагогическое исследование//«Чтение в Обществе любителей духовного просвещения, 1889, II, С. 95-. Сведения о личности пророка Варуха. Пророк Варух ( [Барух] – «благословенный»), согласно надписанию книги, был сыном Нирия, причём в надписании указаны его предки до пятого колена, что означает знатность его происхождения ( Вар. 1:1 ). Действительно, брат Варуха Сераия был при царе Седекии главным постельником и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору ( Иер. 51:59 ). Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. В 4-й год царстования Иоакима он со слов Иеремии написал свиток его пророчеств и прочитал в храме народу. Когда этот свиток был сожжён царём Иоакимом, Варух с Иеремией написали новый экземпляр ( Иер. 36:1–32 ). Вместе со своим учителем Варух терпел преследования и гонения от современников и жаловался на свою судьбу ( Иер. 36:19, 26; 43:3; 45:2–3 ). После разрушения Иерусалима Варух, по ходатайству Иеремии, тоже получил свободу. После убийства наместника Годолии, Варух с Иеремией переселился в Египет ( Иер. 43:6–7 ), где оставался до смерти своего учителя. Согласно одному преданию, после смерти Иеремии, Варух путешествовал в Вавилон, где и умер в 12-й год после разрушения Иерусалима. По другому преданию, он, возвратившись из Вавилона, умер в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Сведения о личности пророка Варуха Пророк Варух, согласно написанию книги, был сыном Нирия, причем, в надписании его предки указаны до пятого колена, что означает знатность его происхождения (1,1). Действительно, брат Варуха Сераия при царе Седекии был постельником и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору ( Иер.51:59 ). Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. В 4-й год Иоакима он со слов Иеремии написал свиток его пророчеств и прочитал их в храме народу. Когда этот свиток был сожжен царем Иоакимом, Варух с Иеремией написали новый экземпляр ( Иер.36:1–32 ). Вместе со своим учителем Варух терпел преследование и гонение от современников и жаловался на свою судьбу ( Иер.36:19–26; 43:3; 45:23 ). После разрушения Иерусалима Варух, по ходатайству Иеремии, тоже получил свободу. После убийства наместника Годолии, Варух с Иеремией переселились в Египет ( Иер.43:6–7 ), где оставался до смерти своего учителя. Согласно одному преданию, после смерти Иеремии Варух путешествовал в Вавилон, где и умер в 12-й год по разрушении Иерусалима. По другому преданию, он, возвратившись из Вавилона, умер в Египте. Память пророка Варуха совершается 11 октября по новому стилю. План, содержание и общий смысл книги пророка Варуха Книга пророка Варуха имеет 5 глав и состоит из надписания (1:1–2), пролога (1:3–14) и четырех частей (1,15–3,8; 3,9–4,8; 4,9–29; 4,30–5,9). В прологе (1,3–14) рассказывается о прочтении книги Варуха перед пленным царем Иехонией и другими вавилонскими пленниками, о посте, плаче, сборе жертв и отправке их вместе с книгой и сосудами в Иерусалим первосвященнику Иоакиму и всем оставшимся там евреям с просьбой принести жертву за Навуходоносора, а книгу прочитать народу. За прологом следует четыре резко отличающиеся друг от друга части. 1 часть (1,15–3,8) – молитва о раскаянии народа и помиловании его. 2 часть (3,9–4,8) – восхваление Премудрости, которая выше всякого человеческого исследования. Ни богатые, ни сильные мира, ни народы Востока, считающиеся самыми мудрыми, не познали Ее. Это не удалось и великим гениям прошлого, и поэтому все они погибли. Бессмысленно подниматься на небо, чтобы найти Ее, или пересекать моря, чтобы купить Ее за деньги – лишь Тот, Кто создал мир и правит им, знает Ее, и Он дал Ее Своему рабу Иакову. Эта Премудрость стала очевидной для людей, Она – божественный извечный закон, который управляет жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

1 . Пророк Моисей, с проседью в редкой бороде, говорит: возвеселитеся небеса купно с ним, и да поклонятся ему вси ангели (Втор. гл. 32, ст. 43). 2. Царе-пророк Давид, старец с круглою бородою, говорит: яко возвеличишася дела Твоя Господи ( Псал. 91, 5 ). 3. Царе-пророк Соломон, юный, безбородый, говорит: премудрость созда себе дом ( Притч. 19, 1 ). 4. Пророк Илия, старец с седою бородою, говорит; жив Господь Бог сил, Бог израилев ( 3Цар. 17 , ст. 1). 5. Пророк Елиссей, молодой, плешивый, с закрученною бородою, говорит: жив Господь и жива душа моя, аще оставлю тя ( 4Цар. 2 , ст. 4). 6. Пророк Исая, старец с длинною бородою, говорит: слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола (Ис. гл. 1). 7. Пророк Иеремия, старец с небольшою бородою, говорит: бысть слово Господне глаголя: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя (Иерем. гл 1, ст. 4). 8. Пророк Варух, старец с круглою бородою, говорит: Господи, призри из дому святаго Твоего на нас (Варух гл. 2). 9. Пророк Иезекииль, старец с остроконечною бородою, говорит: сия глаголет Господь, се Аз взыщу овец (Иезек. гл. 34, ст. 10). 10. Пророк Даниил, юный, безбородый, говорит: восставит Бог небесное царство (Дан. гл. 2, ст. 24). 11. Пророк Осия, старец с круглою бородою, говорит: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия (VI, 6). 12. Пророк Иоиль, с черною раздвоенною бородою, говорит: Господь от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас свой (III, 16). 13. Пророк Амос, старец с круглою бородою, говорит: увы люте желающим дне Господня и пр. (5, 18). 14. Пророк Авдий, старец с проседью, говорит: в той день, глаголет Господь, погублю и проч. (1, 8). 15. Пророк Иона, старец плешивый, с круглою бородою, говорит: возопих в скорби моей ко Господу (2, 3). 16. Пророк Михей, старец с остроконечною бородою, говорит: в той день, глаголет Господь, соберу сокрушенную и отриновенную прииму (4, 6). 17. Пророк Наум, старец с короткою бородою, говорит: от лица Господня кто постоит (1, 6). 18. Пророк Аввакум, юный безбороды, говорит: Господи, услышах слух Твой и убояхся (3, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Главная мысль книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями и язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый завет. Иеремия по своему внутреннему складу был лирик, что чувствуется в его речах и что делает его книгу замечательным памятником древней поэзии. В итоге, книга пророка Иеремии говорит о призвании Иеремии (1), содержит пророчества времен Иосии (2–6), пророчества времен Иоакима (7-20), обличения царей и лжепророков (21–25:14), пророчества о соседних народах (25:15–38); 46–51), о разорении и восстановлении (25–33), Иеремия и последние дни Иерусалима (34–45), историческое приложение (52). Следующая за ней книга «Плач Иеремиев» была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых яркими красками изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев. В оригинале эта книга написана стихами, с начальными буквами строк (акростихи), расположенными в порядке еврейского алфавита подобно 36-му и 118 псалмам. От лица Иерусалима Иеремия обращается ко всем проходящим с пожеланием им избежать подобной участи, объясняет причины случившегося и просит сочувствия. Заканчивается книга «Плач» молитвой: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле» (Плач 5:21).   Вторая книга, примыкающая к книгам пророка Иеремии, книга пророка Варуха , написана Варухом, сыном Нирия. Упоминание его предков до пятого поколения указывает на знатность его происхождения. Действительно, брат его Сераия при царе Седекии заведовал сбором податей и участвовал в посольстве в Вавилон к Навуходоносору (Иер. 51:59). Пророк Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. Вместе со своим учителем Варух терпел преследования и гонения от современников (Иер. 36:19–26; 43:3; 45:2–3). После разрушения Иерусалима Варух с Иеремией переселился в Египет, где оставался до смерти своего учителя. Потом Варух переселился в Вавилон, где, по преданию, и умер в 12-й год после разрушения Иерусалима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

От горы Сионския пошовши по за городом, проминувши великую порту Давыдову, пойти мало як бы на север, и на той стороне города есть место пречудно и превелико, як какие палати великие, сами собою Божиим промыслом сделаны, идеже святый пророк Варух седмьдесятъ год спал. Там, сказуют, и монастырь был, только ж теперь пусто место оно, заключается только ради прибыли турок; бо когда поклонники идут, тогда турки двери отворяют, и берут от всякой душе по единой паре. От того места святый пророк Варух тогда возстал, когда Спаситель наш, Господь, по многой страсти на кресте, возопив, испусти дух, тогда земля потрясеся, и камение распадеся, и гроби отверзошася, и многии телеса усопших святых возсташа и, изшедши из гробов по воскресении его, внидоша во святый град, и явишася многим; тогда и сей св. пророк Варух возста, вниде во град и явися многим. Изволяй о сем ведати, да испытает Писание, мы же возвратимся к пустынным и непрестанно имущим божественное желание, иже бывает мира суетнаго кроме, и отходят в пустыню обители святаго и освященнаго Савы. От святаго града Иерусалима стоит за две мили, ходу до него четыре часа; туда як пойти, то от самаго Иерусалима все промежи горами каменными ити треба Юдолию Плачевною, идеже река огненная на страшном судище потечет; тая Плачевная Юдоль взялася от самаго града Иерусалима и пошла аж за монастырь святаго Савы, и впадает в Содомское море, идеже Содом и Гоммор бяше. До сего монастыря, еще не доходя як на версту, там, по над Юдолию Плачевною, многое множество по под горою келий, разселин и замок от камени удивительно поробленно и повыбивали, взявши от низу от Плачевной Юдоли до самаго верху горы несколько рядов по обоим сторонам, идеже преподобнии отцы спасались, и тии келии всюду по над горою висят, як гнезда ластовинии, як посмотреть, то от самаго взору страх человека ошибает; до многих бо келий ни единою мерою дойти, или долезти, не можно. Таковое там прежних отец преподобных жестокое бяше пребывание; тамо братии за Сави Освященнаго в монастыре и за монастырем было четырнадцать тысящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Так скончался преподобный отец наш Харитон, Христов мученик, исповедник и добрый подвижник. Возрыдали о нем все пустынные отцы и вся пустыня наполнялась плачем по таком великом отце и учителе, озарявшем мир как солнце. Проплакавши о нем довольно времени, иноки погребли с почетом его святые мощи, славя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.   Кондак, глас 2: Насладився богомудре воздержания, и плоти твоея вожделения обуздав, явился еси верою возращаемь: и яко жизни древо, посреде рая процвел еси, Харитоне всеблаженне священнейший. Память святого пророка Варуха Святой пророк Иеремия был свидетелем плена Вавилонского, когда ему было 70 лет, а святой Варух, ученик его, не оставлял своего учителя. Когда Иеремия оплакивал разрушение Иерусалима, тогда Варух, удалившись в вертеп, также горько плакал. По некотором времени он вышел из вертепа, и со скорбью присутствовал при побиении камнями своего учителя Иеремии. Святой Варух особенно ясно пророчествовал о воплощении Сына Божия; сие пророчество его начинается такими словами: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар.3:36-38). Предрек он и судьбу Иерусалима. После кончины святого Иеремии, которого он предал погребению, он вскоре и сам преставился 1 ]. Память святых мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона и Илиодора Все сии святые мученики пострадали при императоре Диоклитиане 1 ], в Антиохии Писидийской, при игемоне Магне. Когда они взошли на одну гору, то увидали святого Марка, который пас стадо овец; а зверь, которого преследовали воины, лежал у ног его и лизал их. Услыхав о том, Магн приказал тридцати воинам привести его к себе; но все эти воины обратились ко Христу, наученные святым Марком. Игемон некоторых из них велел связать, а прочих послал в Никею, где им отсекли головы. После сего были найдены три брата христианина: Алфей, Александр и Зосима. Святой Марк вместе с ними был распят на кресте, а потом усечен мечом. Голову его Магн послал в капище богини своей Артемиды; лишь только внесли главу святого мученика в капище, все идолы, бывшие там, пали и сокрушились. Увидав сие чудо, Никон, Неон и Илиодор также уверовали во Христа и были здесь же казнены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потом началась смута и резня между оставшимися Иудеями; сам Исмаил должен был бежать к Аммонитянам. Оставшиеся Иудеи под начальствои Иоанна, сына Карея, и других военачальников собрались бежать в Египет, ибо опасались отмщения от Халдеев. Они лицемерно обратились с просьбою к Иеремии помолиться о них и вопросить Господа о том, идти ли им в Египет или нет. Когда же Иеремия объявил им волю Божию не ходить в Египет, а оставаться в Иудее, обещая им от лица Божия защиту и милость от Халдеев; то они не послушали пророка, заподозрили его во лжи и в том, что Варух возбуждает его предать их в руки Халдеев. Таким образом, эти нечестивцы не послушали голоса Божия и отправились в Египет, принудивши Иеремию и Варуха следовать за собою (40:6–43:7). Иудейские беглецы поселились в Тафнисе; там пророк Иеремия показал Иудеям в символическом действии (заложив в глине перед вратами дворца фараонова камни в качестве помоста для поставления здесь в будущем престола царя Навуходоносора), что и в Египте утвердиться власть Навуходоносора Вавилонского, от которого они бежали (43:8–13). Кроме Тафниса, жили тогда Иудеи и в других местах Египта до самых южных пределов его («в земле Пифрос»); все они стали предаваться там идолопоклонству, особенно женщины усердствовали в служении «богине неба». Пророк обличал их и предсказывал, что все они мечем и голодом будут истреблены. Тогда против Иеремии восстали все мужчины и женщины и дерзко объявили ему, что они не перестанут служить богам и поклоняться идолам в надежде от них великой милости (44). Этим событием заканчиваются в Библии сведения о жизни пророка Иеремии. По преданию, пророк Иеремия скончался мученически, побитый камнями от Иудеев, быть может во время вышеуказанного восстания против него. После смерти своего учителя Варух ушел из Египта в Вавилон, и в пятом году после разрушения Иерусалима он уже находился в Вавилоне ( Вар.1:2 ). В Тафнисе пророк и погребен был, и могиле его язычники Египтяне, по свидетельству св.Ефрема Сирянина и св. Епифания, воздавали почесть; потому что пророк Иеремия при жизни прогнал своими молитвами из той земли аспидов, крокодилов и диких зверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

91 . В 588 г. Иерусалим был разрушен. Иудеи впали в идолопоклонство. Наступил религиозно-нравственный упадок, а пророк обличал иудеев как вестник суда Божия, призывая к покаянию и истине, ибо казни будут за отступление от Бога и нарушение заповедей Его, но все пребывали в нечестии и были глухи. А пророк предсказывал, что через семьдесят лет плена Господь вернет народ в Иерусалим ( Иер.25:11 ) и будет новый храм ( Иер.30:18 ), и придет Мессия ( Иер.33:1415 ), и завет новый будет ( Иер.31:3134 ). Но царь Седекия, младший сын Иосии, не слушался пророка. Нашествие на Иудею было гневом Божиим, и военный союз с Египтом не помог. Седекия был ослеплен и в цепях уведен в Вавилон. 92 . Предсказывал семидесятилетнее пленение, конец которому был положен указом персидского царя Кира в 538 г., сокрушившего Вавилонское государство ( Иер.25:11 ). Пророчествовал св. Иеремия о Спасителе, Его страданиях; о предательстве Иуды: и прияша тридесять сребреник, цену Цененнаго, егоже цениша от сынов Израилев, и даша на село скудельничо, якоже сказа мне Господь ( Мф.27:910 ); о заключении нового завета, вечного, духовного, когда в таинствах крещения и покаяния Бог прощает беззакония и грехи. 93 . Пророк возвещал о наказании мидийским царем царства Вавилонского и гибели языческих народов за их жестокость, идолослужение, ибо они, видя пророков Божиих и чудеса и познавая закон Творца, не обращались к истинному Богу. Царства языческие рушались от зла и гибли от самих же язычников: ассирияне уступили свое царство Вавилонскому, а Македонское – Римскому. 94 . Пророка Твоего, Иеремии, память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша. 95 . Пророк Варух, живший при Иеремии, был его учеником и писал свитки пророчеств Иеремии. Память его совершается 28 сентября/11 октября. 96 . Варух путешествовал в Вавилон и возвещал слово Божие о премудрости Создателя, покаянии, утешении, тайне Боговоплощения: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе. 97 . Мы согрешили пред Господом и не покорились Ему, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа ( Вар.1:1718 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010