Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14). В апокрифах и экзегетической литературе В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух ). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями.

http://pravenc.ru/text/293630.html

В Иудее у власти стояла проегипетски настроенная олигархия во главе с царем Иоакимом. Еще при царе Иосии в 621 г. был принят свод законов, так называемое «Второзаконие», который должен был укрепить ряды иудейского гражданства. В нем, в частности, имелась следующая статья, направленная против долгового рабства: «Если продастся тебе брат твой, еврей, или еврейка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его пустым, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего. Дай ему, чем благословил тебя Яхве, бог твой». Но олигархи грубо нарушали закон, и в Иудее продолжало процветать долговое рабство, подрывавшее силы народа. Против засилья олигархии и ее антивавилонской внешней политики выступали демократические слои иудейского общества. Выразителем их чаяний стал пророк Иеремия. В описываемую эпоху пророком называли человека, который брал на себя смелость выступать от имени бога и учить народ… Пророк не был предсказателем будущего, как это принято считать ныне. Предсказаниями на Древнем Востоке занимались прорицатели и гадатели, с которыми пророки не имели ничего общего. Обращаясь к людям, пророк говорил им обычно о том, что они видели вокруг себя и что волновало их. Пророчества представляли собой, как правило, страстные и полные силы речи на общественно – политические темы, выдающиеся образцы ораторского искусства. Пророки были политическими деятелями, выражавшими интересы и мнения определенных кругов общества. Итак, в Иерусалим пришла весть о падении Аскалона. В городе, охваченном смятением, объявили пост. В это тревожное время и выступил пророк Иеремия. Он предвидел нашествие Навуходоносора и скифов и заранее продиктовал своему писцу Варуху обращение к иудейскому народу. В нем, между прочим, говорилось: «Непременно придет царь Вавилона и разорит эту землю, и истребит на ней людей и скот». Когда в Иерусалиме скопилось множество перепуганных сельских жителей, Варух прочитал обращение Иеремии толпе, собравшейся перед храмом бога Яхве. Варуха арестовали и доставили во дворец. Там он снова прочитал обращение, на этот раз членам государственного совета; многие из них были потрясены. Отобрав свиток с обращением у Варуха и посоветовав ему и Иеремии поскорее скрыться, советники доложили обо всем царю Иоакиму. Царь мрачно слушал пророческие слова. По мере того как ему читали обращение, он ножом отрезал полоски свитка и бросал их в жаровню, стоявшую перед ним, а затем велел схватить пророка и Варуха, но тех уже и след простыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда к стенам Иерусалима подступило вражеское войско, Иеремию, обличителя грехов народа, как «пораженца» бросили в тюрьму, а потом – и в жидкую грязь опустошенного водосборника, и держали там «до исправления». Иеремия страдал, молился, просил вынуть его из грязи, в общем, вел себя далеко не героически – но замолчать он уже не мог. А к Богу Иеремия обратил такие слова: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (20:7–9). Так ветхозаветные праведники смотрели на свое служение. Они не просто пересказывали или записывали откровения свыше. Нет, они были живыми эмоциональными людьми и могли не соглашаться с Богом и даже возражать Ему. Но, в отличие от большинства современников, они не могли обходить Его слова безразличным молчанием. Самый яркий эпизод такого «неумения молчать» связан с первой в Библии пророческой книгой. До Иеремии пророки проповедовали устно, он стал первым пророком-писателем, продиктовав пророчества своему помощнику Варуху. Иеремии было запрещено приходить в Храм, поэтому от его имени там должен выступить Варух. Когда он прочел грозные слова народу, все были удивлены и напуганы. Варуха с его свитком вызывали в царский дворец к самому царю Иоакиму. Стояла зима, царь сидел перед жаровней с раскаленными углями, писец стал читать свиток, а царь постепенно отрезал от него прочитанное и бросал прямо на угли, пока не сжег всё. Но Иеремия получил от Господа повеление восстановить прежний текст, что он и сделал ( Иер 36 ). Рукописи, вопреки сказанному в знаменитом романе М.А. Булгакова, может быть, и горят, но вот пророчества не остаются не услышанными, их слова не падают в пустоту. Пророческий народ

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

потому что Ты Тот же, и не изменился: то же имеешь могущество, то же человеколюбие. Похвалим Тя, Господи : Вар.3:7 . яко того ради дал еси страх Твой в сердце наше, еже призывати имя Твое . Пророк показал пользу наказания; ибо, говорит, быв наказаны, мы обратились. И похвалим Тя в преселении нашем, яко отвратихом от сердца нашего всю неправду отец наших согрешивших пред Тобою . То есть, не по следам отцов идем мы, не их стезями 1 ходим, но последуем Твоим законам. Посему воззри на наше посрамление и тяжкое рабство, какое терпим и за нечестие наше и за отеческое беззаконие. Сию-то молитву народа изложив письменно, чудный Варух прилагает и Божественный ответ. Вар.3:9 . Слыши, Израилю, заповеди живота, внушите разумети смышление . Вар.3:10 . Что есть Израилю? что яко еси на земли вражии? обетшал еси на земли чуждей, осквернился еси с мертвыми , Вар.3:11 . вменился еси сущими во аде , то есть, какая новость! какая необычайность! народ, называвшиеся Моим, народ знаменитый и пресловутый, из свободного стал рабом, живет вместе с иноплеменниками и мужами нечестивыми, по чрезмерности бедствий уподобляется мертвецам! Потом дает видеть и причины сего. Вар.3:12 . Оставил еси Источника премудрости . Вар.3:13 . Аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное . То есть, ты сам для себя соделался виновником настоящих бедствий, надлежало тебе пользоваться руководством закона, какий дарован тебе Источником премудрости; а ты последовал суетным помыслам. Вар.3:14 . Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость? еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очесь и мир? Если не мог прежде, то по крайней мере теперь взыщи и познай, Кто податель сих благ. Вар.3:15 . Кто обрете место ея? и кто вниде в сокровища ея , то есть премудрости? Вар.3:16 . Где суть князи язычестии, и владеющии зверьми сущими на земли, и играющии птицами небесными Вар.3:17 . и хранящии злато и сребро, на неже уповаша человецы, и несть конца стяжанию их ? Вар.3:18 . Делающии сребро и пекущиися, и несть изобретения дел их .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Большинство вельмож и народа сочувствовало идолопоклонству; посему молодой благочестивый царь Иосия, когда в двенадцатый год своего царствования стал истреблять высоты и все предметы идолопоклонства, то встречал во многих язычествующих Иудеях, хотя молчаливое, но упорное противодействие своим распоряжениям. В тринадцатый год его царствования Господь благоволил послать в помощь благочестивому царю Своего ревностнейшего пророка, священника Иеремию. Когда царь обходил города Иудеи и бывшего царства Израильского, чтобы лично распоряжаться делом истребления всех предметов языческого служения; тогда по воле Божией пр. Иеремия пришел из Анафофа в Иерусалим ( Иер.2:1 ) и стал обличать идолопоклонников и всех нечестивцев то грозно, то мягко и со слезами, но всегда горячо и от сокрушенного сердца. Он проповедовал на улицах города и на площади храма, разъясняя Иудеям, что они своим открытым и богохульным идолопоклонством нарушили синайский завет с Богом и должны ожидать грозного суда Божия; он учил, что надежда формально благочестивых на охранительное присутствие Господа в храме тщетна, потому что за нечестие и за насилия ближних Господь не пощадит и храма Своего; он призвал всех к покаянию и увещевал обратившихся к Господу от идолов строго и благочестиво хранить субботы, посещая храм для поклонения Господу (гл. 2–9;10:1–16; 17:19–27). Среди иерусалимской знати обличительная проповедь анафофского пророка встречена была недоброжелательством и затаенною злобою против пророка; только некоторые из лучших людей относились к пророку сочувственно и даже увлекались его святой ревностью; таково, например, было семейство вельможи Нирии, два сына которого Серая и Варух оказывали пророку любовь и послушание (см. 36, 4:14 и 51, 59), а Варух сделался впоследствии даже неотступным учеником пророка и помогал ему в его пророческой деятельности. В осьмнадцатый год царствования Иосии, когда по поводу находки в храме первосвященником Хелкиею автографа Моисеевой «Книги закона» царь торжественно восстанавливал нарушенный при прежних царях завет с Богом и строго наказывал всех представителей идолопоклонства и когда он опять путешествовал по стране для окончательного истребления идолопоклонства ( 4Цар.22,8–23, 24 ), тогда по повелению Божию пророк Иеремия также ходил по городам Иудиным и читал слова проклятия найденной первосвященником книги завета на нарушителей этого завета ( Иер.9:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В книге пророка Иеремии находим следующее свидетельство о том, что и после разорения храма Господня в Иерусалиме, на месте его, приносились иногда жертвы иудеями: «Поставил есть царь Вавилонский Годолию сына Ахикамова (властелина) над землею» (Иудейской)… «И бысть во второй день по убиении Годолиеве… И приидоша мужи от Сихема, и Салима, и от Самарии восемьдесять мужей, обритыми брадами, и растерзанными ризами, плачущеся, и дары, и фимиам в руку их, еже внести в дом Господень…» (40:7; 41:4, 5). Из этих слов ясно видится, что по разорении Иерусалима и храма, когда управлял страной Годолия, поставленный Навуходоносором, и по смерти его на месте храма жертвоприношения Господу Богу совершались. Ибо, если бы не совершались жертвоприношения, то мужи, о которых здесь повествуется, не понесли бы даров Господу Богу в дом Господень. Если бы они делали это по неведению, не зная, что там, во Иерусалиме, по разорении храма дары Господу Богу уже не приносятся, как о том думают старообрядцы, то пророк не умолчал бы о таком важном обстоятельстве, сказал бы, что они действовали по неведению. Еще более ясное свидетельство о том, что и после разорения храма иерусалимскаго, на его месте, были приносимы иудеями жертвы, находим в книге пророка Варуха, во главе первой. «Сия словеса книги, юже написа Варух, сын Нириин в Вавилоне, в пятое лето, в седьмой день месяца, во время, в неже взяша халдеи Иерусалим, и пожгоша его огнем. И прочте Варух словеса книги сея во уши Иехонии сына Иоакима царя Иудина… и во уши всех людей от мала и до велика их, всех живущих в Вавилоне при реце Суд. И плакахуся, и постяхуся, и моляхуся молитвами пред Господом. И собраша сребро, якоже когождо можаше рука. И послаша во Иерусалим ко Иоакиму жрецу великому, сыну Хелкиину, сына Саломля, и к жерцам, и ко всем людям, иже обретошася с ним во Иерусалиме… И рекоша: се послахом к вам сребро, да купите на сребре всесожжения за грех, и фимиам, и сотворите жертву и вознесите на жертвенник Господа Бога нашего… И молитеся за нас к Господеви Богу нашему, яко согрешихом Господеви Богу нашему, и не отвратися ярость Господня, и гнев его от нас до сего дне. И прочтите книгу сию, юже послахом к вам, исповедати в дому Господни в день праздника, во дни годовые» (ст. 1–7, 10, 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1–4). Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак.5:16 ). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Св. апостол Павел писал христианам: «а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ( 2Мак.12:39–45 ). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Беседа о всеобщем воскресении мертвых Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых ( Иов.19:25, 26 ; Ис.26:19 ; Иез.37 ; Дан.12:2 ; 2Мак.7 и др.). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ( Евр.11:13–20 ). Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Более подробное уяснение тайны рождения Бога Слова от Пресвятой Девы иудеям находим в состязании с ними Сильвестра, Папы Римского (в IV веке). Святой Сильвестр, доказывая иудеям рождение Иисуса Христа от Девы в словах: се Дева во чреве зачнет и родит..., объяснял в то же время значение слова «Еммануил». Еммануил, объяснял он, значит с нами Бог, то есть пришествие Бога к человекам. Иудеи возражали на сие: в нашей еврейской книге пророка Исаии не говорится о деве, но об отроковице, – это вы сами вписали – деву. – Святитель отвечал: не все ли одно что отроковица, что дева? Рассмотрим это. Пророк Исаия от лица Божия говорил Ахазу: проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину или в высоту ( Ис.7:10–14 ). Ахаз сказал: не имам просити, ниже искушу Господа. Тогда пророк сказал; сего ради даст Господь Сам вам знамение (чудо). А это чудо: Дева во чреве зачнет. Если вы говорите, что пророк разумел не деву, а отроковицу, и отроковица не все одно, что дева: то и обещанное чудо нельзя назвать чудом. Родить отроковице, выданной замуж, не есть чудо, а естественный закон природы. Другое дело: родить без мужа, – это чудо, дело необыкновенное, превышающее законы природы. Итак, мы не испортили писания, написав вместо: отроковица, Дева; но исправили, чтобы яснее было чудо. Но рожденный от Марии не Еммануилом назван, но Иисусом: стало быть, не о нем Бог говорит чрез Пророка? – В писании часто вещь не называется собственным ее именем, а носит имя, указывающее действия ее. Например, у ( Ис.8:3 ) говорится: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Таким именем никто никогда не назывался. Поскольку же Христос имел победить врагов и пленить плен, то как имя, усвоялись ему те дела, которые Он имел сотворить. О Иерусалиме тот же пророк говорил: наречешися град правды ( Ис.1:26 ), тогда как никто никогда не называл его сим именем. Поскольку же в то время Иерусалим был праведен пред Богом, – и дано ему имя: град правды. А что Бог имел пожить с человеками, о том пророчествовал Варух: сей Бог наш... на земли явися, и с человеки поживе ( Вар.3:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

гл. Иер 26 ). Но вельможи на этот раз были справедливы в отношении к Иеремии и защитили его, хотя пророк все-таки не избавился от ареста и побоев со стороны храмовой полиции (гл. Иер 20 ). Сам царь крайне недоброжелательно относился к Иеремии и едва ли не уготовлял для него участь несчастного, казненного за пророчествование, Урии ( Иер 26.20 и сл.). Точно также обострились в это время отношения пророка с народом ( Иер 16.1 и сл.). Ему, кажется, был запрещен даже вход во храм и отнято право выступать с речами пред народом ( Иер. 36.5 ). Этим объясняется и то обстоятельство, что именно в 4-м г. Иоакима пророк получил от Бога повеление записать свои доселе сказанные им об иудеях и язычниках речи в книгу: таким способом народ, к которому прямо Иеремия не мог обращаться, мог, читая или слушая эту книгу, видеть, как начинают приходить в исполнение его пророчества, и раскаяться в своем неверии, какое он обнаруживал по отношению к пророчествам Иеремии (гл. Иер. 36 ). Варух, его верный ученик, служил ему в качестве писца, а потом читал пророчества Иеремии в храме народу. Когда он на 5-м году Иоакима в день покаяния читал эту книгу народу, книга была у него отобрана и передана царю, который велел схватить Иеремию и Варуха, а книгу уничтожил… Пророк и его ученик однако заранее успели уже скрыться и снова написали книгу пророчеств, еще больше увеличив ее содержание. Иеремия после этого долго не выступал пред народом. Иехония, сын, и преемник Иоакима, правил только три месяца ( 4Цар 24.8 ) и отведен был с лучшею частью своего народа в Вавилон Навуходоносором ( Иер 24.1 ; Иер 29.2 ). Иеремия предсказал этому царю, державшемуся политики своего отца, его несчастную судьбу ( Иер 22.20–30 ). Седекия (597–586), который был возведен на престол Навуходоносором, был младшим сыном Иосии, дядею Иехонии. Почти 11-тилетнее его правление завершилось гибелью Иудейского государства ( Иер 52.2 и сл.). Вместо того, чтобы искать помощи Иеговы и творить суд и правду, сокрушая языческие алтари, этот слабохарактерный государь возымел мысль сбросить с себя зависимость от Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первая, отрицательная форма аскетизма, как совлечение ветхого человека грехов и страстей, затягивается на более длительный период и ведет ко второй форме аскетизма, положительной, которая состоит из «одевания» нового человека, возрожденного благодатью Святого Духа. Положительный, или благодатный, аскетизм, как я уже говорил ранее, вдохновляется смиренным созерцанием Образа и примера Господа нашего Иисуса Христа. В обеих формах аскетизма, ученик Христов исполняет заповеди, но не в той же степени. Он становится на путь Господень и следует за Ним. И потому что Он есть Путь, человек приобретает Христа как спутника, и направляется к Отцу Небесному и к жизни с избытком ( Ин. 10, 10 ), которую Он подарил нам через Своего Единородного Сына. Поэтому, какой бы труд не взял на себя человек в своей жизни, пример и путь Господа имеют для него абсолютную важность, если он действительно желает соединиться с Христом. Для получения духовных даров человеку необходимо сохранить живую память смиренного видения Образа Христа и не отклоняться от пути Господня. Две вещи: пример и путь Господень, являются источником вдохновения и силы для ученика, который жаждет духовного совершенства по «благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим. 1, 9 ). Многие пророки говорили о смиренном созерцании Образа Божия, но великий пророк Исаия сделал это особо точно и изумительно. Он заранее увидел Христа, как «Мужа скорбей», как Того, Кто носит наши грехи, как «овцу, ведомую на заклание» (ср. Ис. 53, 3–7 ). И другие пророки говорили о нем. Его путь славился и праведниками Ветхого Завета. Пророк Варух благословляет Израиль за знание этого пути: «Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу» ( Вар. 4, 4 ). Ещё более удивительным образом, праведники Ветхого Завета предвозгласили Путь Господень как Личность, и как Имеющего начало в предвечном совете Святой Троицы. Этим Путем является Воплощенный Господь, Которого Бог зачнет из Девы, чтобы совершить Свое дело спасения мира ( Притч. 8, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010